61561

Политические режимы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В результате проведенного занятия участники смогут: определять понятия политический режим демократия авторитаризм тоталитаризм; называть основные характеристики политических режимов; выражать свое отношение к современным политическим условиям в РФ.

Русский

2014-05-29

20.1 KB

1 чел.

Урок по обществоведению для 10–11-го класса "Политические режимы"

Ожидаемые результаты:

В ходе занятия участники смогут:

  1.  принять участие в работе малых групп;
  2.  познакомиться с типами политических режимов.

В результате проведенного занятия участники смогут:

  1.  определять понятия политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм;
  2.  называть основные характеристики политических режимов;
  3.  выражать свое отношение к современным политическим условиям в РФ.

Основные используемые понятия:

  1.  политический режим;
  2.  демократия;
  3.  авторитаризм;
  4.  тоталитаризм.

Основная деятельность на занятии: Ролевая игра по группам.

Ресурсы к занятию:

  1.  Расставить столы по группам, распределить учащихся по группам;
  2.  Приготовить раздаточный материал.

Ход урока (45 мин.)

1. Мотивация (5 мин.)

Изучение темы начинается с прочтения отрывка из произведения Л. Филатова «Сказ про Федота-стрельца».

Леонид Филатов.

(По мотивам русского фольклора).

«Сказ про Федота - стрельца».

Потешник:

Верьте аль не верьте, а жил на белом свете
Федот-стрелец, удалой молодец.
Как-то раз дают ему приказ - чуть свет поутру явиться ко двору.
Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ем - агромадный объем.
Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.
На Федьке от страха намокла рубаха
В висках застучало, в пузе заурчало,
Тут, как говорится, и сказке начало.

Царь:

К нам на утренний рассол прибыл аглитский посол,
А у нас в дому закуски - полгорбушки и мосол.
Снаряжайся, братец в путь да съестного нам добудь –
Глухаря иль куропатку. Аль ишо кого-нибудь.
Не смогешь - кого винить? - Я должён тебя казнить.
Государственное дело, ты улавливаешь нить?..

Федот:

Нешто я да не пойму при моем-то при уму?
Чай, не лаптем щи хлебаю, сображаю, что к чему.
Получается, на мне вся политика в стране:
Не добуду куропатку - беспременно быть войне.
Чтобы аглитский посол с голодухи не был зол,
Головы не пожалею, обеспечу разносол!..

Потешник:

Слово царя тверже сухаря.
Пошлет на медведя - пойдешь на медведя,
А куды деваться - надо, Федя!

По отрывку задайте вопросы.

  1.  О чем идет речь в данном отрывке? (царь отправляет Федота-стрельца добыть съестного).
  2.  Как он это делает? (отдает приказ).
  3.  Может ли Федот ослушаться? Почему?
  4.  А можно ли было по-другому попросить Федота?
  5.  Как бы в этом случае ощущал бы себя стрелец?

Т.О. выходим на понятие политическая система (система методов, способов и средств осуществления политической власти).

2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (1 мин.)

3. Новый материал (10 мин.)

Предварительно разделите класс на 3 группы. Попросите участников познакомиться с характеристиками основных политических режимов. (Данный материал раздается каждому ученику).

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

Демократический режим. («Разрешено всё, что не запрещено законом»).

Демократия (от греч.demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.

Характерные черты режима:

  1.  Народ – источник власти.
  2.  Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
  3.  Правовое государство. Права личности закреплены законом и гарантированы. Гражданское общество.
  4.  Демократические выборы в органы государственной власти.
  5.  Политический плюрализм.
  6.  Конкурентная многопартийная система. Легальная оппозиция.
  7.  СМИ свободны от цензуры.
  8.  Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции милиции и суда.
  9.  Отсутствие какой-то официальной идеологии.
  10.  Церковь отделена от государства.

Авторитарный режим. («Разрешено всё, кроме политики»).

Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) -политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.

Характерные черты режима:

  1.  Отчуждение народа от власти.
  2.  Сильная неограниченная власть главы государства.
  3.  Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
  4.  Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
  5.  Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
  6.  Партии, кроме правящей, могут запрещаться и преследоваться законом.
  7.  Существует цензура над СМИ.
  8.  Существует официальная идеология.
  9.  Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
  10.  Церковь находится под контролем государства.

Тоталитарный режим. («Запрещено всё, что не приказано»).

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.

Характерные черты режима:

  1.  Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
  2.  Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
  3.  Отсутствие разделения властей.
  4.  Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
  5.  Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
  6.  Легальная политическая оппозиция отсутствует.
  7.  Существование только одной правящей партии.
  8.  Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
  9.  Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
  10.  Существует только официальная государственная идеология.
  11.  Церковь под жестким контролем государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12164. ДИНАМИЧЕСКИЕ БИБЛИОТЕКИ 58.5 KB
  ДИНАМИЧЕСКИЕ БИБЛИОТЕКИ Динамические библиотеки DLL Dynamic Link Library играют важную роль в функционировании ОС Windows и прикладных программ. Они представляют собой файлы с откомпилированным исполняемым кодом который используется приложениями и другими DLL. Реализация многи
12165. КЛАССЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ 51 KB
  Классы общего назначения Как показывает практика в большинстве задач приходится использовать однотипные структуры данных: списки массивы множества и т.д. От задачи к задаче изменяются только их элементы а методы работы сохраняются. Например для любого списка нужны п...
12166. Основные объекты в Delphi 84 KB
  События формы OnCreate происходит сразу после создания формы. Обработчик этого события может установить начальные значения для свойств формы и ее компонентов запросить у операционной системы необходимые ресурсы создать служебные объекты а также выполнить другие д
12167. Рекомендации по оформлению исходного кода Delphi 95.72 KB
  Рекомендации по оформлению исходного кода Delphi Цель Повысить читаемость исходного кода разрабатываемого программистами. Сфера приложения и определения Рассматриваются файлы содержащие исходный код на языке Object Pascal то есть файлы проекта и файлы модулей. Даютс
12168. Свойства в Delphi 83 KB
  Свойства Понятие свойства Помимо полей и методов в объектах существуют свойства. При работе с объектом свойства выглядят как поля: они принимают значения и участвуют в выражениях. Но в отличие от полей свойства не занимают места в памяти а операции их чтения и записи а
12169. Быстродействие процессора 17.54 KB
  Быстродействие процессора Быстродействие процессора это одна из важнейших его характеристик определяющая эффективность работы всей микропроцессорной системы в целом. Быстродействие процессора зависит от множества факторов что затрудняет сравнение быстродействи...
12170. Установка основных компонентов ПК 284.24 KB
  Лабораторная работа №14 Установка основных компонентов ПК 1. Цель работы Научиться собирать все компоненты ПК 2. Теоретические сведения Сборка компьютера подобна игре в Кубик Рубика: пока вы не собрали его в первый раз это кажется невозможным но когда вам покажут...
12171. Изучение конструкции блока питания АТ и АТХ 132.85 KB
  Лабораторная работа №15 Изучение конструкции блока питания АТ и АТХ 1. Цель работы Изучения конструкции блока питания АТ и АТХ 2. Теоретические сведения Назначение и принципы работы блоков питания Главное назначение блоков питания преобразование электрической...
12172. Диагностика работоспособности материнской карты с помощью POST card 35.25 KB
  Лабораторная работа № 16 Диагностика работоспособности материнской карты с помощью POST card 1. Цель работы Научиться пользоваться POST картой 2. Теоретические сведения POST карта тестер для диагностики и ремонта материнских плат ...