61561

Политические режимы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В результате проведенного занятия участники смогут: определять понятия политический режим демократия авторитаризм тоталитаризм; называть основные характеристики политических режимов; выражать свое отношение к современным политическим условиям в РФ.

Русский

2014-05-29

20.1 KB

1 чел.

Урок по обществоведению для 10–11-го класса "Политические режимы"

Ожидаемые результаты:

В ходе занятия участники смогут:

  1.  принять участие в работе малых групп;
  2.  познакомиться с типами политических режимов.

В результате проведенного занятия участники смогут:

  1.  определять понятия политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм;
  2.  называть основные характеристики политических режимов;
  3.  выражать свое отношение к современным политическим условиям в РФ.

Основные используемые понятия:

  1.  политический режим;
  2.  демократия;
  3.  авторитаризм;
  4.  тоталитаризм.

Основная деятельность на занятии: Ролевая игра по группам.

Ресурсы к занятию:

  1.  Расставить столы по группам, распределить учащихся по группам;
  2.  Приготовить раздаточный материал.

Ход урока (45 мин.)

1. Мотивация (5 мин.)

Изучение темы начинается с прочтения отрывка из произведения Л. Филатова «Сказ про Федота-стрельца».

Леонид Филатов.

(По мотивам русского фольклора).

«Сказ про Федота - стрельца».

Потешник:

Верьте аль не верьте, а жил на белом свете
Федот-стрелец, удалой молодец.
Как-то раз дают ему приказ - чуть свет поутру явиться ко двору.
Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ем - агромадный объем.
Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.
На Федьке от страха намокла рубаха
В висках застучало, в пузе заурчало,
Тут, как говорится, и сказке начало.

Царь:

К нам на утренний рассол прибыл аглитский посол,
А у нас в дому закуски - полгорбушки и мосол.
Снаряжайся, братец в путь да съестного нам добудь –
Глухаря иль куропатку. Аль ишо кого-нибудь.
Не смогешь - кого винить? - Я должён тебя казнить.
Государственное дело, ты улавливаешь нить?..

Федот:

Нешто я да не пойму при моем-то при уму?
Чай, не лаптем щи хлебаю, сображаю, что к чему.
Получается, на мне вся политика в стране:
Не добуду куропатку - беспременно быть войне.
Чтобы аглитский посол с голодухи не был зол,
Головы не пожалею, обеспечу разносол!..

Потешник:

Слово царя тверже сухаря.
Пошлет на медведя - пойдешь на медведя,
А куды деваться - надо, Федя!

По отрывку задайте вопросы.

  1.  О чем идет речь в данном отрывке? (царь отправляет Федота-стрельца добыть съестного).
  2.  Как он это делает? (отдает приказ).
  3.  Может ли Федот ослушаться? Почему?
  4.  А можно ли было по-другому попросить Федота?
  5.  Как бы в этом случае ощущал бы себя стрелец?

Т.О. выходим на понятие политическая система (система методов, способов и средств осуществления политической власти).

2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (1 мин.)

3. Новый материал (10 мин.)

Предварительно разделите класс на 3 группы. Попросите участников познакомиться с характеристиками основных политических режимов. (Данный материал раздается каждому ученику).

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

Демократический режим. («Разрешено всё, что не запрещено законом»).

Демократия (от греч.demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.

Характерные черты режима:

  1.  Народ – источник власти.
  2.  Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
  3.  Правовое государство. Права личности закреплены законом и гарантированы. Гражданское общество.
  4.  Демократические выборы в органы государственной власти.
  5.  Политический плюрализм.
  6.  Конкурентная многопартийная система. Легальная оппозиция.
  7.  СМИ свободны от цензуры.
  8.  Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции милиции и суда.
  9.  Отсутствие какой-то официальной идеологии.
  10.  Церковь отделена от государства.

Авторитарный режим. («Разрешено всё, кроме политики»).

Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) -политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.

Характерные черты режима:

  1.  Отчуждение народа от власти.
  2.  Сильная неограниченная власть главы государства.
  3.  Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
  4.  Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
  5.  Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
  6.  Партии, кроме правящей, могут запрещаться и преследоваться законом.
  7.  Существует цензура над СМИ.
  8.  Существует официальная идеология.
  9.  Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
  10.  Церковь находится под контролем государства.

Тоталитарный режим. («Запрещено всё, что не приказано»).

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.

Характерные черты режима:

  1.  Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
  2.  Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
  3.  Отсутствие разделения властей.
  4.  Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
  5.  Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
  6.  Легальная политическая оппозиция отсутствует.
  7.  Существование только одной правящей партии.
  8.  Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
  9.  Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
  10.  Существует только официальная государственная идеология.
  11.  Церковь под жестким контролем государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16549. Качественный рентгенофазовый анализ 319 KB
  Лабораторная работа Качественный рентгенофазовый анализ Цель работы: освоение метода качественного рентгеновского фазового анализа однофазных и двухфазны проб; В процессе выполнения работы необходимо: ознакомиться с сущностью метода рентгеновского фазового...
16550. Индицирование порошковых рентгенограмм 379 KB
  Лабораторная работа Индицирование порошковых рентгенограмм Цель работы: Освоение приемов индицирования порошковых рентгенограмм определение параметров элементарной ячейки исследуемого вещества В процессе выполнения работы необходимо: ознакомиться мет
16551. Расчет теоретических структурных амплитуд 236 KB
  Лабораторная работа Расчет теоретических структурных амплитуд Цель работы: Научиться определять теоретические значения структурных амплитуд исследуемых объектов для дальнейшего использования при расшифровке структур. В процессе выполнения работы необходимо...
16552. Построение проекции распределения электронной плотности 849 KB
  Лабораторная работа Построение проекции распределения электронной плотности Цель работы: Научиться строить проекции электронной плотности для изучения структурных изменений в исследуемых объектах в результате внешних воздействий. В процессе выполнения работ
16553. Определение размеров областей когерентного рассеяния (блоков мозаики) по эффекту экстинкции 204 KB
  Лабораторная работа Определение размеров областей когерентного рассеяния блоков мозаики по эффекту экстинкции ВВЕДЕНИЕ Физические свойства вещества в значительной степени определяются его состоянием. Размер частиц является одним из наиболее важных парамет
16554. Определение размеров ОКР и величины микродеформаций методом аппроксимации 343.5 KB
  Лабораторная работа Определение размеров ОКР и величины микродеформаций методом аппроксимации Цель работы: Освоение метода определения размеров кристаллитов и величины микродеформаций дисперсных материалов по уширению интерференционных линий. В процессе вып...
16555. Первоначальные сведения и правила работы в табличном процессоре MS Excel’2000/2003 109 KB
  Лабораторная работа № 9 Тема: Первоначальные сведения и правила работы в табличном процессоре MS Excel2000/2003. Цель работы: Освоить основные приемы работы с элементами электронной таблицы и форматирования в MS Excel2000/2003. Содержание работы: Знакомство с меню и настройкам
16556. Графическая обработка данных в MS Excel’2000/2003 94 KB
  Лабораторная работа № 10 Тема: Графическая обработка данных в MS Excel2000/2003. Цель работы: Освоить основные приемы графической обработки числовых данных в MS Excel2000/2003. Содержание работы: Построение диаграмм по числовым данным в MS Excel2000/2003. Выполнение основных операци...
16557. Простые и сложные вычисления в табличном процессоре MS Excel’2000/2003 152.5 KB
  Лабораторная работа № 11 Тема: Простые и сложные вычисления в табличном процессоре MS Excel2000/2003. Цели работы: Закрепить прежние знания и умения по оформлению таблиц и построению диаграмм в MS Excel2000/2003. Освоить применение относительной абсолютной и смешанной ссылок а т...