61561

Политические режимы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В результате проведенного занятия участники смогут: определять понятия политический режим демократия авторитаризм тоталитаризм; называть основные характеристики политических режимов; выражать свое отношение к современным политическим условиям в РФ.

Русский

2014-05-29

20.1 KB

1 чел.

Урок по обществоведению для 10–11-го класса "Политические режимы"

Ожидаемые результаты:

В ходе занятия участники смогут:

  1.  принять участие в работе малых групп;
  2.  познакомиться с типами политических режимов.

В результате проведенного занятия участники смогут:

  1.  определять понятия политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм;
  2.  называть основные характеристики политических режимов;
  3.  выражать свое отношение к современным политическим условиям в РФ.

Основные используемые понятия:

  1.  политический режим;
  2.  демократия;
  3.  авторитаризм;
  4.  тоталитаризм.

Основная деятельность на занятии: Ролевая игра по группам.

Ресурсы к занятию:

  1.  Расставить столы по группам, распределить учащихся по группам;
  2.  Приготовить раздаточный материал.

Ход урока (45 мин.)

1. Мотивация (5 мин.)

Изучение темы начинается с прочтения отрывка из произведения Л. Филатова «Сказ про Федота-стрельца».

Леонид Филатов.

(По мотивам русского фольклора).

«Сказ про Федота - стрельца».

Потешник:

Верьте аль не верьте, а жил на белом свете
Федот-стрелец, удалой молодец.
Как-то раз дают ему приказ - чуть свет поутру явиться ко двору.
Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ем - агромадный объем.
Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.
На Федьке от страха намокла рубаха
В висках застучало, в пузе заурчало,
Тут, как говорится, и сказке начало.

Царь:

К нам на утренний рассол прибыл аглитский посол,
А у нас в дому закуски - полгорбушки и мосол.
Снаряжайся, братец в путь да съестного нам добудь –
Глухаря иль куропатку. Аль ишо кого-нибудь.
Не смогешь - кого винить? - Я должён тебя казнить.
Государственное дело, ты улавливаешь нить?..

Федот:

Нешто я да не пойму при моем-то при уму?
Чай, не лаптем щи хлебаю, сображаю, что к чему.
Получается, на мне вся политика в стране:
Не добуду куропатку - беспременно быть войне.
Чтобы аглитский посол с голодухи не был зол,
Головы не пожалею, обеспечу разносол!..

Потешник:

Слово царя тверже сухаря.
Пошлет на медведя - пойдешь на медведя,
А куды деваться - надо, Федя!

По отрывку задайте вопросы.

  1.  О чем идет речь в данном отрывке? (царь отправляет Федота-стрельца добыть съестного).
  2.  Как он это делает? (отдает приказ).
  3.  Может ли Федот ослушаться? Почему?
  4.  А можно ли было по-другому попросить Федота?
  5.  Как бы в этом случае ощущал бы себя стрелец?

Т.О. выходим на понятие политическая система (система методов, способов и средств осуществления политической власти).

2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (1 мин.)

3. Новый материал (10 мин.)

Предварительно разделите класс на 3 группы. Попросите участников познакомиться с характеристиками основных политических режимов. (Данный материал раздается каждому ученику).

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

Демократический режим. («Разрешено всё, что не запрещено законом»).

Демократия (от греч.demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.

Характерные черты режима:

  1.  Народ – источник власти.
  2.  Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
  3.  Правовое государство. Права личности закреплены законом и гарантированы. Гражданское общество.
  4.  Демократические выборы в органы государственной власти.
  5.  Политический плюрализм.
  6.  Конкурентная многопартийная система. Легальная оппозиция.
  7.  СМИ свободны от цензуры.
  8.  Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции милиции и суда.
  9.  Отсутствие какой-то официальной идеологии.
  10.  Церковь отделена от государства.

Авторитарный режим. («Разрешено всё, кроме политики»).

Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) -политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.

Характерные черты режима:

  1.  Отчуждение народа от власти.
  2.  Сильная неограниченная власть главы государства.
  3.  Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
  4.  Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
  5.  Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
  6.  Партии, кроме правящей, могут запрещаться и преследоваться законом.
  7.  Существует цензура над СМИ.
  8.  Существует официальная идеология.
  9.  Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
  10.  Церковь находится под контролем государства.

Тоталитарный режим. («Запрещено всё, что не приказано»).

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.

Характерные черты режима:

  1.  Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
  2.  Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
  3.  Отсутствие разделения властей.
  4.  Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
  5.  Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
  6.  Легальная политическая оппозиция отсутствует.
  7.  Существование только одной правящей партии.
  8.  Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
  9.  Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
  10.  Существует только официальная государственная идеология.
  11.  Церковь под жестким контролем государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14652. Анализ устойчивости и коррекция САР по частотным характеристикам и по полюсам, анализ частотных характеристик типовых динамических звеньев САР и их соединений 619.51 KB
  ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №2 Анализ устойчивости и коррекция САР по частотным характеристикам и по полюсам анализ частотных характеристик типовых динамических звеньев САР и их соединений. Цель: 1построить и провести анализ: амплитуднофазовых часто
14653. Анализ переходных процессов в САР, типовых динамических звеньях и их соединениях 138 KB
  ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 Анализ переходных процессов в САР типовых динамических звеньях и их соединениях. Цель : анализ переходных процессов типовых динамических звеньев САР и их соединений. Параметры динамических звеньев: k=35 T1=210 T2=250 b=0...
14654. ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ 355.5 KB
  Лабораторная работа №1 по курсу Надёжность технических и программных средств ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ 1. Цель работы. Целью этой работы является ознакомление с практическим использованием положений теории ...
14655. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭДС КОМПЕНСАЦИОННЫМ СПОСОБОМ 47 KB
  Определение эдс компенсационным способом I. Определение эдс неизвестного элемента Ех. Собрать цепь по схеме соблюдая полярность подключения источников ключи разомкнуты: Рис.1 Определите участок на котором происходит компенсация. После проверки...
14656. Определение утечек холодильного агента 39.5 KB
  Лабораторная работа: Определение утечек холодильного агента Цель работы Углубление знаний по курсу путем изучения способов обнаруженияутечек холодильных агентов и получения навыков их определения. Правила техники безопасности Запрещается: в...
14657. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВЛАЖНОГО ВОЗДУХА 282.5 KB
  Лабораторная работа №1 на тему: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВЛАЖНОГО ВОЗДУХА 1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ Научиться определять параметры влажного воздуха: с помощью психрометров Августа и Ассмана; с помощью i d диаграммы влажного воздуха; расчётными методами. 2....
14658. Определение износа основных деталей компрессоров 95.5 KB
  Лабораторная работа: Определение износа основных деталей компрессоров I Общие положения Цель занятий Получить и закрепить навыки по определению износа основныхдеталей компрессоров и сравнить его с допустимыми нормами износа этихчастей определить
14659. Практические навыки работы с микропроцессором Intel 80х86 68 KB
  Вариант №2 Лабораторная работа №1. Цель работы: приобрести практические навыки работы с микропроцессором Intel 80х86 изучить возможности устройства Intel 80х86 практически освоить режимы его работы. № п/п 1ое слагаемое ...
14660. Изучение арифметических команд и команд пересылки данных 68 KB
  Рузанов И.В. 3922 Вариант №1 Лабораторная работа №1. Цель работы: приобрести практические навыки работы с микропроцессором Intel 80х86 изучить возможности устройства Intel 80х86 практически освоить режимы его работы. № п/п 1ое слаг