61561

Политические режимы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В результате проведенного занятия участники смогут: определять понятия политический режим демократия авторитаризм тоталитаризм; называть основные характеристики политических режимов; выражать свое отношение к современным политическим условиям в РФ.

Русский

2014-05-29

20.1 KB

1 чел.

Урок по обществоведению для 10–11-го класса "Политические режимы"

Ожидаемые результаты:

В ходе занятия участники смогут:

  1.  принять участие в работе малых групп;
  2.  познакомиться с типами политических режимов.

В результате проведенного занятия участники смогут:

  1.  определять понятия политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм;
  2.  называть основные характеристики политических режимов;
  3.  выражать свое отношение к современным политическим условиям в РФ.

Основные используемые понятия:

  1.  политический режим;
  2.  демократия;
  3.  авторитаризм;
  4.  тоталитаризм.

Основная деятельность на занятии: Ролевая игра по группам.

Ресурсы к занятию:

  1.  Расставить столы по группам, распределить учащихся по группам;
  2.  Приготовить раздаточный материал.

Ход урока (45 мин.)

1. Мотивация (5 мин.)

Изучение темы начинается с прочтения отрывка из произведения Л. Филатова «Сказ про Федота-стрельца».

Леонид Филатов.

(По мотивам русского фольклора).

«Сказ про Федота - стрельца».

Потешник:

Верьте аль не верьте, а жил на белом свете
Федот-стрелец, удалой молодец.
Как-то раз дают ему приказ - чуть свет поутру явиться ко двору.
Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ем - агромадный объем.
Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.
На Федьке от страха намокла рубаха
В висках застучало, в пузе заурчало,
Тут, как говорится, и сказке начало.

Царь:

К нам на утренний рассол прибыл аглитский посол,
А у нас в дому закуски - полгорбушки и мосол.
Снаряжайся, братец в путь да съестного нам добудь –
Глухаря иль куропатку. Аль ишо кого-нибудь.
Не смогешь - кого винить? - Я должён тебя казнить.
Государственное дело, ты улавливаешь нить?..

Федот:

Нешто я да не пойму при моем-то при уму?
Чай, не лаптем щи хлебаю, сображаю, что к чему.
Получается, на мне вся политика в стране:
Не добуду куропатку - беспременно быть войне.
Чтобы аглитский посол с голодухи не был зол,
Головы не пожалею, обеспечу разносол!..

Потешник:

Слово царя тверже сухаря.
Пошлет на медведя - пойдешь на медведя,
А куды деваться - надо, Федя!

По отрывку задайте вопросы.

  1.  О чем идет речь в данном отрывке? (царь отправляет Федота-стрельца добыть съестного).
  2.  Как он это делает? (отдает приказ).
  3.  Может ли Федот ослушаться? Почему?
  4.  А можно ли было по-другому попросить Федота?
  5.  Как бы в этом случае ощущал бы себя стрелец?

Т.О. выходим на понятие политическая система (система методов, способов и средств осуществления политической власти).

2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (1 мин.)

3. Новый материал (10 мин.)

Предварительно разделите класс на 3 группы. Попросите участников познакомиться с характеристиками основных политических режимов. (Данный материал раздается каждому ученику).

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

Демократический режим. («Разрешено всё, что не запрещено законом»).

Демократия (от греч.demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.

Характерные черты режима:

  1.  Народ – источник власти.
  2.  Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
  3.  Правовое государство. Права личности закреплены законом и гарантированы. Гражданское общество.
  4.  Демократические выборы в органы государственной власти.
  5.  Политический плюрализм.
  6.  Конкурентная многопартийная система. Легальная оппозиция.
  7.  СМИ свободны от цензуры.
  8.  Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции милиции и суда.
  9.  Отсутствие какой-то официальной идеологии.
  10.  Церковь отделена от государства.

Авторитарный режим. («Разрешено всё, кроме политики»).

Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) -политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.

Характерные черты режима:

  1.  Отчуждение народа от власти.
  2.  Сильная неограниченная власть главы государства.
  3.  Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
  4.  Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
  5.  Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
  6.  Партии, кроме правящей, могут запрещаться и преследоваться законом.
  7.  Существует цензура над СМИ.
  8.  Существует официальная идеология.
  9.  Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
  10.  Церковь находится под контролем государства.

Тоталитарный режим. («Запрещено всё, что не приказано»).

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.

Характерные черты режима:

  1.  Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
  2.  Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
  3.  Отсутствие разделения властей.
  4.  Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
  5.  Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
  6.  Легальная политическая оппозиция отсутствует.
  7.  Существование только одной правящей партии.
  8.  Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
  9.  Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
  10.  Существует только официальная государственная идеология.
  11.  Церковь под жестким контролем государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84361. Здоровье всему голова 23.25 KB
  Цель мероприятия: ознакомить детей с новыми понятиями качество товара потребитель срок годности товара; учить детей правильно совершать покупки; способствовать воспитанию в детях чувства гордости за кубанскую продукцию.
84362. Страна изучаемого языка и моя страна 54 KB
  Цель урока: Формирование навыков устно-речевого общения речевой деятельности через речевые ситуации связанные со страной изучаемого языка и родной страной. Цель которую ставит учитель: ориентировать учащихся на речевую деятельность создать атмосферу иноязычного общения через речевую ситуацию знакомство...
84363. Материк Австралия, урок 34.42 KB
  Коррекционно образовательные Закрепить понятия: о географическом положении материка Австралии океанах и морях омывающих данный материк. Покажите на карте материк Австралии. Назовите какими океанами омывается Австралия Скажите какие материки расположены ближе к Австралии. Определите где шаблон Австралии.
84364. Текст-повествование. Изложение по рассказу В. Бианки «Купание медвежат» 41 KB
  Цели урока: познакомить со структурой повествовательного текста; обучать учащихся письменной передаче текста; развивать устную и письменную речь учащихся; использовать в речи точный образный язык; развивать эмоциональную сферу детей их чувства эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.
84365. Расстояние между двумя точками. Масштаб 26.71 KB
  Цель урока: формирование понятий расстояния между точками масштаб. Метапредметные: а познавательные сформированность познавательных интересов умение работать с различными источниками информации б регулятивные понимание смысла поставленной задачи умение выполнять учебные действия...
84366. Произведения зарубежных писателей о детях. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) 75.5 KB
  Цель: продолжить знакомство с отрывками из произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Задачи: Познакомить с отрывком из 16 главы романа Марка Твена « Приключения Тома Сойера». Формировать умение читать выборочно и про себя. Формировать умение высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
84367. Береги здоровье! 98.5 KB
  Цель: Сформировать у учащихся стойкую мотивацию к здоровому образу жизни. Планируемые результаты: Предметные: учащиеся знакомятся с правилами здорового образа жизни. Личностные УУД: Л1 - Соблюдение основных моральных норм поведения (приветствовать друг друга, прощаться).
84369. Греки и критяне 23.31 KB
  Расположение древнейшей Греции мы увидим на карте Слайд 2 обратите внимание на большой остров который расположен на юге обозначенного пространства прочитайте его название о. Мы будем изучать историю народов населявших эти земли: в Греции жили греки на острове...