61563

Знакомимся с риторикой и учебником

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Результат совместной деятельности Организационный момент Здравствуйте ребята меня зовут Ольга Вячеславовна и сегодня на уроке нашей темой будет.

Русский

2014-05-29

33.94 KB

4 чел.

Урок детской риторики по I разделу  

Программа: Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская  , 1 класс

Тема: "Знакомимся с риторикой и учебником"

Цель: представить новый учебный предмет; рассказать об учебнике. Ознакомить детей с риторикой как с наукой, с понятиями речевая ситуация, текст, его признаки и виды.

Учебные задачи:

  1.  отразить особенности урока риторики, где большую часть времени будут занимать практические задания: риторический анализ, риторические задачи, игры;
  2.  выделили специфические структурные элементы уроков риторики: речевую разминку; задания на ассоциации, правильное произношение, импровизацию;
  3.   обогащение речи.

Оборудование: Шоколадка, фломастеры, листки бумаги, учебник

Оформление доски

Иллюстрации                 Число

                                     Тема

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат совместной деятельности

  1.  Организационный момент  

 

 

Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Вячеславовна и сегодня на уроке нашей темой будет. "Знакомимся с риторикой и учебником"

Рассмотрите обложку, послушайте мой рассказ.

Ученики приветствуют учителя и садятся за парты.

Обеспечили готовность детей на уроке

  1.  Беседа

Вы видите, здесь изображены учитель и ученик. Кто из них учитель, а кто – ученик?

Наверное, вы обратили внимание на необычную одежду учителя. Так одевались в Древней Греции несколько тысяч лет назад, когда возникла и развивалась наука риторика. На рисунке учитель приглашает современного школьника войти по ступенькам в здание, где мальчик будет изучать риторику. Как вы думаете, почему мальчик указывает на учителя?

Да, вы правы, мальчик приглашает нас вместе с ним учиться этой древней и современной науке.

Этого мальчика зовут Риторик, он будет и дальше сопровождать нас по страницам учебника.

Чему же мы будем учиться на уроках риторики? Вы, конечно, все умеете говорить. Но всегда ли вы достигаете того, чего хотите добиться? Например, вы иногда просите, но вашу просьбу не выполняют. Или хотите развеселить своего друга, но у вас не получается. А риторика научит вас общаться так, чтобы достигать своей цели.

Ученик – ребенок – стоит на ступеньках, а учитель – взрослый – наверху.

Мальчик приглашает нас пойти вместе с ним.

Обеспечили мотивацию к изучению нового материала

  1.   Речевая разминка, обогащение речи

На этих уроках мы часто будем произносить "ритор", "риторическая задача", "риторическая игра". Эти слова написаны на доске. Сейчас я буду по-очереди произносить эти слова, а вы хором отчетливо, но негромко будете их повторять.

Ри-тор.

Ри-то-ри-ка.

Ри-то-ри-чес-кая за-да-ча.

Ри-то-ри-чес-кая иг-ра.

(Далее учитель закрывает написанные на доске слова.)

– Кто запомнил и может правильно произнести эти слова?

Дети повторяют за учителем.

  1.  Риторические задачи, игры

А теперь – риторическая задача. Вы идете в школу и по дороге встретили меня или другую знакомую вам учительницу. Что вы ей скажите?

Конечно, надо поздороваться, можно сказать "здравствуйте" или "доброе утро". Желательно добавить к этим словам имя и отчество учителя, например: "Здравствуйте, Анна Николаевна!"

Другая задача. Вы уходите из школы. Около раздевалки вы видите директора, или завуча, или любого другого учителя. Что вы скажете?

Правильно, надо попрощаться: произнести слова "до свидания" или "всего доброго", "всего хорошего" и т.д. Прощание звучит более вежливо, если вы произнесете имя и отчество учителя, конечно, если вы его знаете.

(Разыграем эти ситуации.)

– А теперь – риторическая игра. Разделимся на две команды. Я буду произносить часть пословицы, а вы должны ее продолжить. Например, я говорю: "Ученье – свет", а вы продолжаете: "А неученье – тьма". За каждое удачное продолжение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Варианты пословиц.

Век живи, век учись.

Учиться – всегда пригодится.

Красна птица перьями, а человек – знаниями.

Не гордись званием, а гордись знанием.

От знаний уйдешь – в хвосте пойдешь.

Поменьше говори, побольше слушай.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Что написано пером, не вырубишь и топором.

Кто много читает, тот много знает.

Не спеши языком, торопись делом. (Меньше говори, да больше делай.)

Давши слово, держись, а не давши, крепись.

Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется.

Как аукнется, так и откликнется.

Молчание – знак согласия.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Слышал звон, да не знаешь, где он.

Назвался груздем, полезай в кузов!

– Итак, победила команда...

Здравствуйте.

"До свидания"

Дети выполняют задание.

Познакомились с риторикой и вежливостью

Выполнили описание пословиц

  1.  Импровизационное и письменное  задание

                           Сейчас другое задание, в котором вы проявите умение фантазировать. Представьте себе, что по дороге в школу я встретила Фею вежливости. И она, узнав про наш урок, попросила передать эту необычную конфету (шоколадку) той команде, которая лучше поблагодарит ее за подарок. Роль сказочной Феи буду исполнять я.

Учитель может использовать сказочные атрибуты.

И наконец риторическая игра-конкурс. В нашем классе объявляется конкурс рисунков "Что доставляет мне радость". Что же доставляет вам радость?

                            Нарисуйте и приготовьтесь рассказать, почему вы любите эти занятия. Победителем будет тот, у кого и рисунок, и рассказ получится самыми радостными и веселыми. Лучшие рисунки вывесим на стенд.

отбирает для озвучивания ребятами лучшие рисунки.

Прогулки с мамой, папой.

– Просмотр мультфильмов.

– Чтение книг вместе с родителями.

– Компьютерные игры.

– Рисование.

– Совместные игры с друзьями...

Составили представление о вежливости, умение пофантазировать

  1.  Подведение итогов

Что вы расскажете родителям дома об учебнике, об этом необычном предмете – риторике?

Ответы ребят

Повторили этапы работы  риторических особенностей

  1.  Рефлексия

Ребята, на доске изображены 3 смайлика: весёлый, грустный и непонимание. Если вы всё поняли и вам урок понравился, то прикрепите магнитик к весёлому смайлику, если же на уроке вам было неинтересно, то прикрепите магнит к грустному смайлику, если же вы ничего не поняли на уроке, то прикрепите магнит к грустному смайлику.

Спасибо за урок!

Деятельность учеников возле доски, уборка рабочего места

Выявили эмоциональное состояние ученика на уроке


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41089. Процеси створення рішень 70.5 KB
  Процеси створення рішень Загальна модель процесу прийняття рішення Як індивіди і групи осіб розробляють і приймають рішення Які кроки можна вважати безперечно ефективними Модель послідовного процесу прийняття рішення може допомогти аналізувати те як рішення розробляються і як це слід робити. Саймон 1960 року виділив такі три стадії в послідовному процесі прийняття рішень: інтелектуальна intelligence виявлення обставин можливостей для розроблення рішення збирання та упорядкування інформації і знань передбачення можливих варіантів...
41090. Структура і загальна характеристика СППР 2.07 MB
  Структура і загальна характеристика Еволюція концепції і структури СППР Концепція систем підтримки прийняття рішень виникла в кінці 60х років ХХ століття разом з ідеєю розподіленого компютерного обчислення. Терміна СППР DSS не було до 1971 року. Як уже зазначалося не існує загальноприйнятого визначення СППР.
41091. Сфери та приклади застосування СППР 63.5 KB
  Сфери та приклади застосування СППР Галузі застосування СППР Системи підтримки прийняття рішень набули широкого застосування в економіках передових країн світу причому їх кількість постійно зростає. На рівні стратегічного управління використовується ряд СППР зокрема для довго середньо і короткострокового а також для фінансового планування включаючи систему для розподілу капіталовкладень. Орієнтовані на операційне управління СППР застосовуються в маркетингу для прогнозування та аналізу збуту дослідження ринку і цін за виконання...
41092. Загальний опис Visual IFPS/Plus 581 KB
  Інтерактивна система планування фінансів Interctive Finncil Plnning System скорочено IFPS була оригінально розроблена на початку 70х років ХХ ст. Система IFPS набула надзвичайного поширення. З того часу система під назвою Visul IFPS Plus постійно вдосконалювалася.
41093. Система підтримки прийняття рішень PLEXSYS 40 KB
  Система підтримки прийняття рішень PLEXSYS Загальне описання ГСППР PLEXSYS Одним із найперспективніших напрямів розвитку СППР є створення групових систем підтримки прийняття рішень ГСППР. Дослідження галузі ГСППР дають змогу переглядати ролі й обовязки в групових діях повязаних із оцінюванням ситуації виявленням і генеруванням ідей діалектикою обговорення а також розвязанням інших завдань які приводять до прийняття групових рішень. ГСППР обєднують комунікації обчислення і технологію підтримки рішень з тим щоб допомогти деякій...
41094. Архітектура СППР та суміжні питання 50 KB
  Архітектура СППР та суміжні питання Архітектура СППР визначається характером взаємодії основних її складових інтерфейсу користувача; бази та сховища даних документів і правил; моделей і аналітичних інструментів; інфраструктури комунікацій і мереж а також елементів цих частин. Ефективне поєднання всіх елементів СППР дає змогу уникнути ряду труднощів щодо побудови СППР і підвищити продуктивність компютерної системи за рахунок: особливої інтеграції бази даних СППР з іншими внутрішніми і зовнішніми базами даних; скорочення тривалості...
41095. Компоненти користувацького інтерфейсу 655 KB
  Призначення та загальні ознакикористувацького інтерфейсу Важливість та ефективністькористувацького інтерфейсу СППР Компютерні системи підтримки прийняття рішень призначені для розвязування завдань користувачами а тому невіддільною складовою їх роботи має бути точне дотримання вимог щодо деяких параметрів здобутих від користувачів урахування їх побажань за проектування системи. При цьому якщо система функціонує коректно але подає результати у спосіб який є незручним для користувача то роботу такої системи не можна вважати задовільною...
41096. НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕНЕГ, ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ 656.5 KB
  Деньги возникают при определенных условиях осуществления производства и экономических отношений в обществе и способствуют дальнейшему их развитию.
41097. СИСТЕМА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 627.73 KB
  Сущность принципы организации и значение безналичных расчетов. Аккредитивная форма расчетов ее сущность и сфера применения. Денежные средства на расчетных и других аналогичных счетах в банках отражаются посредством записи остатков оборотов по лицевым счетам вследствие безналичных расчетов.