61563

Знакомимся с риторикой и учебником

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Результат совместной деятельности Организационный момент Здравствуйте ребята меня зовут Ольга Вячеславовна и сегодня на уроке нашей темой будет.

Русский

2014-05-29

33.94 KB

4 чел.

Урок детской риторики по I разделу  

Программа: Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская  , 1 класс

Тема: "Знакомимся с риторикой и учебником"

Цель: представить новый учебный предмет; рассказать об учебнике. Ознакомить детей с риторикой как с наукой, с понятиями речевая ситуация, текст, его признаки и виды.

Учебные задачи:

  1.  отразить особенности урока риторики, где большую часть времени будут занимать практические задания: риторический анализ, риторические задачи, игры;
  2.  выделили специфические структурные элементы уроков риторики: речевую разминку; задания на ассоциации, правильное произношение, импровизацию;
  3.   обогащение речи.

Оборудование: Шоколадка, фломастеры, листки бумаги, учебник

Оформление доски

Иллюстрации                 Число

                                     Тема

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат совместной деятельности

  1.  Организационный момент  

 

 

Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Вячеславовна и сегодня на уроке нашей темой будет. "Знакомимся с риторикой и учебником"

Рассмотрите обложку, послушайте мой рассказ.

Ученики приветствуют учителя и садятся за парты.

Обеспечили готовность детей на уроке

  1.  Беседа

Вы видите, здесь изображены учитель и ученик. Кто из них учитель, а кто – ученик?

Наверное, вы обратили внимание на необычную одежду учителя. Так одевались в Древней Греции несколько тысяч лет назад, когда возникла и развивалась наука риторика. На рисунке учитель приглашает современного школьника войти по ступенькам в здание, где мальчик будет изучать риторику. Как вы думаете, почему мальчик указывает на учителя?

Да, вы правы, мальчик приглашает нас вместе с ним учиться этой древней и современной науке.

Этого мальчика зовут Риторик, он будет и дальше сопровождать нас по страницам учебника.

Чему же мы будем учиться на уроках риторики? Вы, конечно, все умеете говорить. Но всегда ли вы достигаете того, чего хотите добиться? Например, вы иногда просите, но вашу просьбу не выполняют. Или хотите развеселить своего друга, но у вас не получается. А риторика научит вас общаться так, чтобы достигать своей цели.

Ученик – ребенок – стоит на ступеньках, а учитель – взрослый – наверху.

Мальчик приглашает нас пойти вместе с ним.

Обеспечили мотивацию к изучению нового материала

  1.   Речевая разминка, обогащение речи

На этих уроках мы часто будем произносить "ритор", "риторическая задача", "риторическая игра". Эти слова написаны на доске. Сейчас я буду по-очереди произносить эти слова, а вы хором отчетливо, но негромко будете их повторять.

Ри-тор.

Ри-то-ри-ка.

Ри-то-ри-чес-кая за-да-ча.

Ри-то-ри-чес-кая иг-ра.

(Далее учитель закрывает написанные на доске слова.)

– Кто запомнил и может правильно произнести эти слова?

Дети повторяют за учителем.

  1.  Риторические задачи, игры

А теперь – риторическая задача. Вы идете в школу и по дороге встретили меня или другую знакомую вам учительницу. Что вы ей скажите?

Конечно, надо поздороваться, можно сказать "здравствуйте" или "доброе утро". Желательно добавить к этим словам имя и отчество учителя, например: "Здравствуйте, Анна Николаевна!"

Другая задача. Вы уходите из школы. Около раздевалки вы видите директора, или завуча, или любого другого учителя. Что вы скажете?

Правильно, надо попрощаться: произнести слова "до свидания" или "всего доброго", "всего хорошего" и т.д. Прощание звучит более вежливо, если вы произнесете имя и отчество учителя, конечно, если вы его знаете.

(Разыграем эти ситуации.)

– А теперь – риторическая игра. Разделимся на две команды. Я буду произносить часть пословицы, а вы должны ее продолжить. Например, я говорю: "Ученье – свет", а вы продолжаете: "А неученье – тьма". За каждое удачное продолжение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Варианты пословиц.

Век живи, век учись.

Учиться – всегда пригодится.

Красна птица перьями, а человек – знаниями.

Не гордись званием, а гордись знанием.

От знаний уйдешь – в хвосте пойдешь.

Поменьше говори, побольше слушай.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Что написано пером, не вырубишь и топором.

Кто много читает, тот много знает.

Не спеши языком, торопись делом. (Меньше говори, да больше делай.)

Давши слово, держись, а не давши, крепись.

Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется.

Как аукнется, так и откликнется.

Молчание – знак согласия.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Слышал звон, да не знаешь, где он.

Назвался груздем, полезай в кузов!

– Итак, победила команда...

Здравствуйте.

"До свидания"

Дети выполняют задание.

Познакомились с риторикой и вежливостью

Выполнили описание пословиц

  1.  Импровизационное и письменное  задание

                           Сейчас другое задание, в котором вы проявите умение фантазировать. Представьте себе, что по дороге в школу я встретила Фею вежливости. И она, узнав про наш урок, попросила передать эту необычную конфету (шоколадку) той команде, которая лучше поблагодарит ее за подарок. Роль сказочной Феи буду исполнять я.

Учитель может использовать сказочные атрибуты.

И наконец риторическая игра-конкурс. В нашем классе объявляется конкурс рисунков "Что доставляет мне радость". Что же доставляет вам радость?

                            Нарисуйте и приготовьтесь рассказать, почему вы любите эти занятия. Победителем будет тот, у кого и рисунок, и рассказ получится самыми радостными и веселыми. Лучшие рисунки вывесим на стенд.

отбирает для озвучивания ребятами лучшие рисунки.

Прогулки с мамой, папой.

– Просмотр мультфильмов.

– Чтение книг вместе с родителями.

– Компьютерные игры.

– Рисование.

– Совместные игры с друзьями...

Составили представление о вежливости, умение пофантазировать

  1.  Подведение итогов

Что вы расскажете родителям дома об учебнике, об этом необычном предмете – риторике?

Ответы ребят

Повторили этапы работы  риторических особенностей

  1.  Рефлексия

Ребята, на доске изображены 3 смайлика: весёлый, грустный и непонимание. Если вы всё поняли и вам урок понравился, то прикрепите магнитик к весёлому смайлику, если же на уроке вам было неинтересно, то прикрепите магнит к грустному смайлику, если же вы ничего не поняли на уроке, то прикрепите магнит к грустному смайлику.

Спасибо за урок!

Деятельность учеников возле доски, уборка рабочего места

Выявили эмоциональное состояние ученика на уроке


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12966. Измерение отклонений формы поверхностей типовых деталей машин 1.95 MB
  Измерение отклонений формы типовых поверхностей деталей машин Методические указания к лабораторной работе по дисциплине Метрология стандартизация и сертификация Лабораторная работа №1. Измерение отклонений формы поверхностей типовых деталей машин. Ц...
12967. Методы и схемы определения величины отклонений расположения шпоночного паза вала универсальными средствами измерений 476.5 KB
  Методы и схемы Определения величины отклонений расположения шпоночного паза вала универсальными средствами измерений Методические указания к лабораторной работе по дисциплине Метрология стандартизация и сертификация Лабораторная работа №3 Методы и ...
12968. ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ СОДЕРЖАНИЯ МЕТАНА И УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В РУДНИЧНОЙ АТМОСФЕРЕ ПРИБОРАМИ ЭПИЗОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ 431 KB
  ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ СОДЕРЖАНИЯ МЕТАНА И УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В РУДНИЧНОЙ АТМОСФЕРЕ ПРИБОРАМИ ЭПИЗОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ Методические указания Правила безопасности при выполнении работы 1. Перед использованием приборов изучить их конструкцию и правила пол
12969. ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ 148.5 KB
  ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ Цель работы. Демонстрация преимуществ и недостатков применяемых в настоящее время источников света. Изучение нормируемых качественных и количественных характеристик освещения. Оценка степени влияния отделки интерьера на коэффициент ис
12970. Первичные средства пожаротушения 762.5 KB
  СОДЕРЖАНИЕ Первичные средства пожаротушения Огнетушащие вещества и область их применения Огнетушители Химические пенные огнетушители Воздушнопенные огнетушители Углекислотные огнетушители Жидкостные химические огнетушители Во
12971. ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ 731.5 KB
  ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ. Охранно-пожарная сигнализация. Извещатели пожарной сигнализации. Размещение пожарных извещателей. Приёмноконтрольные приборы...
12972. АППАРАТ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЫХАНИЯ «ГОРНОСПАСАТЕЛЬ - 8 М» 146 KB
  АППАРАТ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЫХАНИЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬ 8 М СанктПетербург 2009 год АППАРАТ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЫХАНИЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬ 8 м Аппарат Горноспасатель – 8м ГС8м предназначен для производства пострадавшему искусственного дыхания методо...
12973. ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ 496.5 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ. Цель работы ознакомиться с типами глушителей шума принципами работы и методами оценки их эффективности. Физическая сущность звукоизоляции. Звукоизолирующая способность преграды коэ
12974. ИЗОЛИРУЮЩИЕ РЕГЕНЕРАТИВНЫЕ РЕСПИРАТОРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ВГСЧ 1.06 MB
  ИЗОЛИРУЮЩИЕ РЕГЕНЕРАТИВНЫЕ РЕСПИРАТОРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ВГСЧ СОДЕРЖАНИЕ: Техническое оснащение ВГСЧ. Изолирующие регенеративные респираторы. респиратор р12: устройство и принцип действия...