61566

Электризация объектов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель занятия: формирование элементарных представлений об электризации трением и о существовании двух видов электрических зарядов.

Русский

2014-05-29

37.46 KB

1 чел.

Урок по теме  «Электризация объектов».

Цель занятия: формирование элементарных представлений об электризации трением и о существовании двух видов электрических зарядов.

Задачи:

А) Образовательные:

- познакомить учеников с таким явлением, как электризация;

- рассказать на занятии о 2-х видах электрических зарядов.

Б) Развивающие:

- развитие познавательных интересов, способности к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами.

- понимать задаваемые вопросы.

В) Воспитывающие:

- воспитание убежденности в возможности познания природы, применения знаний для обеспечения безопасности жизни.

Формирование УДД.

Личностные УУД.

  1.  Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Регулятивные УУД.

  1.  Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  2.  В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
  3.  Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
  4.  Учиться высказывать своё предположение (версию) в ходе эксперимента.
  5.  Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Познавательные УУД.

  1.  Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  2.  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  3.  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  4.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, как в группе, так и в классе.
  5.  Проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.
    Средством формирования этих действий служит учебный материал и эксперимент, ориентированные на  развитие средствами физического объекта.

Коммуникативные УУД.

  1.  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  2.  формулировать собственное мнение и позицию;
  3.  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  4.  Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  1.  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  2.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оборудование урока

  1.  Эбонитовая и стеклянная палочки.
  2.  Кусочки фольги.
  3.  Пластмассовые расчески.
  4.  Воздушные шарики.
  5.  Штатив с листком фольги на ниточке.
  6.  Ребус.
  7.  Бланк-карта (для формулировки выводов)
  8.  Иллюстрации на слайдах.
  9.  Музыкальный фрагмент.
  10.  Пульверизаторы с водой на столах.
  11.  Компьютер, экран.

Ход занятия.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент. Постановка целей.

(3-4мин.)

Коммуникативные УУД, регулятивные УУД

 Определите тему занятия, разгадав ребус. (слайд 1)

электричество

Но электричество – это сложный физический процесс. Сегодня мы будем объяснять загадочное природное явление - электризацию тел.

Постановка проблемы

(1 мин.)

«Открытие» новых знаний детьми

(15 мин.)

Регулятивные УУД,

личностные УУД.

Познавательные УДД, личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД.

1)       Проблемная ситуация

Физика наука экспериментальная и сегодня мы все будем экспериментаторами. Я прошу внимательно слушать мои инструкции иначе опыты не получатся. Итак, начнем изучать электризацию тел.

Опыт 1. Нарвите фольгу мелкими кусочками, положите перед собой. Возьмите надутые шарики и интенсивно потрите их шерстяной тканью. Поднесите натертую сторону шарика к кусочкам бумаги. Что происходит? Как ведут себя кусочки фольги?

В результате чего изменились свойства кусочков фольги? Что вы делали с шариком? (терли тканью). От слова «тереть» образуйте существ. (трение).

Какими свойствами стали обладать кусочки? Что они стали делать?

Давайте снова  наэлектризуем шарик и попробуем поднести его к стене. Что наблюдаем?

Итак, шарик становится наэлектризованным после того, как его потрут шерстяной тканью. В результате трения он приобретает силу, которая притягивает к себе предметы.

Опыт 2. Расчешитесь сухой расческой. Что происходит с вашими волосами?

Сделайте вывод языком физика-экспериментатора.

Волосы электризуются настолько, что они могут «потанцевать». (муз. фрагмент) подвигайте расческой вверх-вниз, влево-вправо и т.д. (Если не получается с расческой, то пусть попробуют шариком наэлектризовать волосы).

А теперь попробуйте причесать волосы мокрой расческой – смочите ее водой из пульверизатора и причешитесь.

Что произошло?

Итак, все, закончили, скажите, каким свойством стали обладать волосы после того, как вы их причесали сухой расческой?

В результате чего волосы наэлектризовались?

Кто попробует повторить весь вывод, полученный нами после опыта с сухой расческой?

Да, что у нас притягивается друг к другу?

В результате чего они стали притягиваться?

Молодцы, мы потерли пластмассовую расческу о волосы. В результате трения два физических объекта наэлектризовались и стали притягиваться друг к другу.

А после того, как расческу смочили, почему волосы потеряли способность электризоваться?

Проделывают все по инструкции учителя.

Кусочки фольги притягиваются.

Свойства кусочков изменились в результате трения.

 

Способностью притягиваться

Шарик прилипает к стене.

Волосы поднимаются.

Волосы электризуются.  

(пусть тоже подвигаются).

Проделывают

Волосы легли на место.

Волосы наэлектризовались.

В результате трения.

Волосы становится наэлектризованными после того, как их причесали  сухой пластмассовой расческой.

волосы и расческа стали притягиваться друг к другу.

В результате трения.

Во влажном воздухе электричество не может накапливаться  на поверхности в достаточном количестве

Физкультминутка (2 мин.)

Личностные УУД, коммуникативные УУД.

 

 

Рассказ легенды об открытии электризации 

(3 мин.)

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Познавательные УДД

 Рассказ, используя слайды.

Формирование представлений о двух знаках электрического заряда. (7 мин.)

РегулятивныеУУД,  коммуникативные УУД,

личностные УУД. 

Существует два вида зарядов положительный (нарисовать + на доске)  и отрицательный  (нарисовать -) эбонитовая палочка, потертая о шерсть –это  положительный заряд; стеклянная палочка, потертая о шелк – отрицательный заряд.

Опыт 3. Понадобится 2 экспериментатора. Дадим им по шарику. Один листок  фольги висит на штативе на ниточке, его натрем  шелковой тряпочкой, какой заряд мы ему придали?  Шарик 1 ученик натрет куском шерстяной ткани, т.е придаст ему какой заряд. Т.е., мы придали двум телам разные, физики говорят разноименные заряды. Поднеси шарик к фольге.

Что происходит?  

Мы можем сделать вывод – разноименные заряды…

Теперь листку фольги добавим отрицательный заряд (натираем шелковой тряпочкой), а другой шарик натрем  также шелковой тряпкой. Теперь у нас на телах какие заряды?

Правильно, или одноименные. Поднесем шарик к фольге. Что происходит?

Т.к. вывод – одноименные заряды …

Т.е. существуют 2 типа зарядов…

Как они взаимодействуют друг с другом?

 

Отрицательный

Положительный.

 

Фольга притягивается к шарику.

Притягиваются

Одинаковые

Отталкиваются.

Отталкиваются

Положительный и отрицательный.

Положительные и отрицательные

Разные притягиваются, а одинаковые отталкиваются.

Формирование познавательного интереса.

Применение электризации  в практической жизни. 

(5 мин.)

Познавательные УДД, личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД.

Как вы думаете электризация тел – это хорошо или плохо?

Волосы прилипают к расческе, их трудно причесать, девочки это понимают – это хорошо или плохо? Как устранить?

Одежда прилипает, мелкий мусор прилипает – замечали? Пыль к бытовой технике особенно липнет. Как устранить? (слайд 7)

Да. Или есть промышленные препараты. Салфетки для пыли, кондиционеры в которых ваши мамы полощут одежду, чтоб не прилипала. А можно и брызгать.

На ткацких фабриках трение, натяжение, прилипание нитей к бобинам, что ведет к частым обрывам. (слайд 8) трение рулонов огромное. это тоже устраняют увлажнением, все это теперь делает компьютер.

Но есть и положительное  в электризации.

при окраске мелких деталей краскораспылителем, краску и тело заряжают противоположными зарядами, что приводит к большой экономии краски. На слайде (8) вы видите, что так окрашивают детали машин на автозаводах.

- в лечебных целях используют статический душ;

- для копчения рыбы в специальных электромерах (рыба заряжается положительно, а электроды отрицательно, копчение в электрическом поле происходит в десятки раз быстрее).

Какие-то предположения.

Смочить.

Смочить.

Обобщение (3 мин.)

РегулятивныеУУД,  коммуникативные УУД,

личностные УУД. 

Электризация (что такое)– взаимодействие тел

Способ электризации (с помощью чего возникает)– трение

Виды зарядов – положительный, отрицательный.

Притягиваются объекты, если они разноименно заряжены

Отталкиваются объекты, если одноименно заряжены.

Во влажном воздухе электричество не может накапливаться  на поверхности в достаточном количестве. Или может быть ответ «тела перестают быть заряженными, нейтрализуются»

Дают ответы

Рефлексия (2 мин.)

РегулятивныеУУД,  коммуникативные УУД,

личностные УУД. 

Покажите, каким зарядом вы зарядились сегодня на уроке?

Спасибо, что вы зарядили меня положительным зарядом!

 

 

 

II. Рассказ легенды об открытии электризации.

Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, (слайд 2) названного ими за его цвет и блеск «электрон» -  что значит «солнечный камень». Отсюда произошло, правда, много позже, и слово электричество. Способность янтаря электризоваться была известна давно. Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый философ древности Фалес Милетский (слайд 3). Здесь и древний город Милет. (раньше фамилии были не по отцу, а по месту, где проживаешь. Фамилии были не у всех, а у самых значимых людей. Он не слепой, у греков в древности так было принято изображать людей). Вот как об этом рассказывает легенда. 

Дочь знаменитого философа древности Фалеса Милетского (слайд 4) пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона (картинка девушек в хитонах) и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка с удивлением рассказала об этом отцу (слайд 5). Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов (слайд 6), он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16286. Анализ работы регистров 35.5 KB
  Лабораторная работа № Тема: Анализ работы регистров Цель: С помощью системы EWB проанализировать работу электронных схем регистров. Оборудование: IBM PC Программное обеспечение: WINDOWS EWB Вопросы для повторения: Что такое регистр Классификация...
16287. Исследование работы дешифраторов 34 KB
  Лабораторная работа № Тема: Исследование работы дешифраторов. Цель работы: Исследовать работу дешифраторов с помощью программы EWB. Оборудование: IBM PC. Программное обеспечение: WINDOWS EWB Вопросы для повторения: Назначение дешифраторов. Принцип действия де...
16288. Анализ работы цифровых индикаторов 42 KB
  Лабораторная работа № Тема: Анализ работы цифровых индикаторов Цель работы: Исследовать работу цифровых индикаторов с помощью программы EWB. Оборудование: IBM PC. Программное обеспечение: WINDOWS EWB. Вопросы для повторения: Что такое цифровые индик
16289. Исследование работы Постоянно запоминающего устройства(ПЗУ) в интегральном исполнении 208.5 KB
  Лабораторная работа №13 Тема: Исследование работы Постоянно запоминающего устройстваПЗУ в интегральном исполнении.. Цель работы: Исследовать работу постоянно запоминающего устройства с помощью программы EWB. Оборудование: IBM PC. Программное обеспечение: WINDOWS EWB ...
16290. Исследование принципиальных электрических схем сложных логических элементов (И – НЕ, ИЛИ – НЕ) 42 KB
  Лабораторная работа № Тема: Исследование принципиальных электрических схем сложных логических элементов И – НЕ ИЛИ – НЕ. Цель: Проанализировать работу принципиальных электрических схем сложных логических элементов И – НЕ ИЛИ – НЕ. Оборудование: IBM PC Программн
16291. Анализ работы сумматоров 55.5 KB
  Лабораторная работа № Тема: Анализ работы сумматоров. Цель работы: Исследовать работу сумматоров с помощью программы EWB. Оборудование: IBM PC. Программное обеспечение: WINDOWS EWB Вопросы для повторения: /. Что такое сумматор Чем отличается сумматор от логическог
16292. Анализ работы счётчиков 30.5 KB
  Лабораторная работа № Тема: Анализ работы счётчиков Цель: Исследовать работу счётчиков с помощью программы EWB. Программное обеспечение:Windows EBW. Вопросы для повторения: 1.Что такое счётчик 2.Как классифицируется счётчики 3.Принцип работы суммирующего и вычитающ...
16293. Исследование работы оперативно запоминающего устройства 79 KB
  Лабораторная работа №12 Тема: Исследование работы оперативно запоминающего устройства. Цель работы: Исследовать работу оперативно запоминающего устройства с помощью программы EWB. Оборудование: IBM PC. Программное обеспечение: WINDOWS EWB Вопросы для повторения: 1. К...
16294. Конструкция регистрирующего органа и схему управления координат 613.48 KB
  Лабораторная работа N7 Задание: Предложить 2х координатный регистрирующий прибор. Дать конструкцию регистрирующего органа и схему управления координат. Решение: Предлагаю следующее: Принцип действия следующий. Чертеж в программе на ПК разбивается на отрезки к...