61571

Одушевленные и неодушевленные существительные имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Слова подобраны так чтобы выйти на новую тему На доске будет работать кто-то остальные в тетрадях. Объяснить по-этому если кто-то ошибся то нужно спросить: Может у кого-то есть другое мнение похвалить ученика поставить отметку...

Русский

2014-05-29

27.64 KB

0 чел.

Конспект урока по теме 

«Одушевленные и неодушевленные существительные имен существительных».

Организационный момент

-Урок начался. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Сдайте тетради с домашним заданием.

-Давайте запишем домашнее задание. Откройте рабочие тетради на 82 странице 157 упражнение. Прочитайте задание к упражнению. Все ли вам понятно? (Да).

-Теперь настраиваемся на урок. Давайте вспомним то, что мы с вами изучили.

Фронтальный опрос:

-Какой раздел языкознания мы начали изучать? (Морфология)

-Какую часть речи? (Имя существительное)

-Назовите, пожалуйста, постоянные признаки имен существительных? (Одушевленность-неодушевленность, собственные-нарицательные, род, склонение).

-Непостоянные признаки имен существительных? (Род, число)

-Мы с вами вспомнили основные понятия. А теперь запишем число, классная работа. Вот тему мы с вами не будем записывать, вы узнаете ее позже, а чтобы узнать ее, мы запишем ряд слов.

 Орфографический практикум. 

(Слова подобраны так, чтобы выйти  на новую тему)

-На доске будет работать (кто-то), остальные в тетрадях. Будьте внимательны, не забудьте графически выделить орфограммы.

Заря, росток, поросль, шорох, жираф, цифры, искусство, мастерицы, возраст, пчёлка,

цитата, жёлудь.

(Объяснить-поэтому, если кто-то ошибся, то нужно спросить: «Может у кого-то есть другое мнение», похвалить ученика, поставить отметку)

У тебя было все  правильно, но в следующий раз ты сможешь избежать ошибок, если будешь пользоваться лингвистическим микроскопом. Как говорил, Николай Максимович Шанский (ПОРТРЕТ!), учёный-лингвист, «лингвистическим микроскопом», который поможет увидеть все орфограммы.

Словарная работа (взять словарь – на перемене: найди, сделай закладку, я тебя спрошу)

– Что такое микроскоп? Заглянем в толковый словарь. Микроскоп – это прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом).

!!! работа со словом!!!
Так вернёмся к нашему диктанту.

– Что общего между всеми словами?  (Все они – существительные).
– Докажите! 
(Все они отвечают на вопросы:  Кто? Что?)

Так вот, сегодня на уроке мы должны выяснить, почему к одним словам мы задаём вопрос кто? А к другим что? В чём разница между ними?

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

В мире нас окружают разные предметы. Среди них есть те, которые дышат, двигаются, РАЗГОВАРИВАЮТ, Т.Е. живут, значит, они живые или одушевлённые. На какой вопрос они отвечают. (Кто?)

– Вернёмся к нашему словарному диктанту и найдём все одушевлённые имена существительные. Подчеркнём их одной чертой. Жираф, щука, мастерицы, пчёлка – отвечают на вопрос Кто?, ПОЭТОМУ это имена существительные одушевлённые.

Теперь назовите все неодушевленные. (Вопрос что?)

 «Лингвистический эксперимент»

-Посмотрим внимательно на все слова и выясним: совпадает ли мнение лингвистов и биологов о живом? Докажем. С точки зрения биологов, росток и поросль – живые организмы, потому что они живут, дышат, растут. Наши исторические предки тоже считали дерево, тюльпан, камень живыми.

Вывод: Лингвисты считают сейчас одушевлёнными только тех, кто…(продолжите мою мысль дальше) умеет  двигаться: людей, насекомых, зверей.

Запомни: Таким образом, Все имена  существительные делятся на неодушевлённые и одушевлённые. Одушевлённые существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?
Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения, явления неживой природы. Они отвечают на вопрос ЧТО?

А теперь проверим, правильно ли мы сделали все выводы. Прочитаем в учебнике на странице 50й!!!

Хорошо, а давайте подумаем вместе:
– К какому разряду существительных (одушевлённым или неодушевлённым) относятся имена героев русских волшебных сказок (Баба-Яга, Кощей Бессмертный,  Змей Горыныч)?

– Как вы думаете, легко ли разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (Да)

-Не всегда, можно ошибиться. Рассмотрим это на конкретных примерах.

1. В нашем зоопарке нет лисичек. (Р.П.)
2. Наблюдал забавных лисичек. (В.П.)
3.Набрал корзину лисичек. (Р.П.)
4. Собирал рыжие лисички. (В.П.)

Совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падеже – признак одушевлённости, а несовпадение – неодушевлённости.
Вывод:

Сделайте вывод, как связаны между собой категории падежа и одушевлённости?

Что обозначает

ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Формула

В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

Примеры

И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников

И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы

Задание: Поставьте данные существительные в форму Вин. Падежа и Род. падежа множественного числа: покойник, валет, кукла, козырь, мертвец. 

Покойник:                                                        Валет:

И.п. покойник,                                                 И.п. валет

Р.п.(нет кого? Чего?) покойников,                  Р.п вальтов

В.п. (винить кого?что?) покойников.              В.п вальтов

Кукла

И.п. кукла

Р.п кукол

В.п кукол

Давайте посмотрим на нашу таблицу и сделаем вывод. Род.=Вин. следовательно слово покойник является одушевленным существительным.

– Как будем узнавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

Запомни: Таким образом, Род имён существительных нужно знать, чтобы: (2 признака, не только вопрос, нужно всегда проверять себя)

1. Правильно поставить к ним вопрос (КТО или ЧТО?).
2. Правильно образовать форму Винительного падежа существительных мужского и среднего рода в  единственном числе и всех родов во множественном числе.

Давайте поиграем!!!

Игра будет называться «Найти третий лишний».

1. Капуста, газета, шофёр.
2. Растение, предложение, кукла.
3. Туз, валет, детвора.
4. Водяной, вода, водитель.

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи! (У каждого на парте текст)

Перед вами текст. Давайте прочитаем его (кто-то читает).

Есть ли для вас какие-то непонятные слова в тексте.

санная дорога – дорога для саней
белесоватый свет – тускло-светлый до белизны свет
пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
мерцание звезд – слабо светящиеся звезды

Скажите, пожалуйста, стиль и тип данного текста.

Распределение слов по столбикам.

Окружающий мир богат и разнообразен. Нас окружают  живые и неживые предметы. Одушевлённые – это те, которые имеют способность двигаться. Они отвечают на вопрос кто?
Растения, явления природы – это неживой мир. Это неодушевлённые существительные, они отвечают на вопрос что?

РЕФЛЕКСИЯ

Чему научились:

  1.  Мы узнали, что одушевлённые имена существительные отвечают на  вопрос КТО? А неодушевлённые – на вопрос ЧТО?
    2. Совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падежах – признак одушевлённости, а несовпадение – признак неодушевлённости.
    3. Слова кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь относятся к одушевлённым существительным.
    Что вам показалось самым интересным? Что было трудным?

Выставление ОТМЕТОК


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78689. Роль инновационных социотехнических систем в переходе к устойчивому развитию (философские аспекты) 2.79 MB
  Современное общество, подобно современному программному обеспечению, характеризуется как общество, структуры которого подвергаются постоянному обновлению. Находясь в подвижном состоянии, общество обновляет и трансформирует все свои системы, постоянно приближаясь к наиболее комфортному состоянию.
78690. Восстановление и развитие школьной системы в Нижнем Поволжье в 1945–1953 годов 2.6 MB
  Исследование проблемы восстановления и развития школьной системы в 1945–1953 гг. представляется возможным на примере одного из типичных регионов страны – Нижнего Поволжья. Масштабы разрушений и механизм их преодоления, сложившиеся в регионе, являлись типичными для всего Советского Союза...
78691. Воспитание гуманистического отношения к природе у учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин 943 KB
  Объект исследования: процесс воспитания гуманистического отношения к природе у учащихся средней и старшей ступеней общеобразовательной школы в ходе освоения ими содержания естественнонаучных дисциплин. Предмет исследования: педагогические средства, условия, факторы успешности процесса воспитания...
78692. ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 246.77 KB
  Конец прошлого столетия в Российской Федерации характеризуется такими понятиями, как: политически нестабильная обстановка, экономический дефолт и демографический кризис. Как правило, за черной полосой наступает белая, поэтому на данный момент времени можно смело утверждать...
78693. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ РЕНОВАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА 3.06 MB
  Целью диссертационного исследования является разработка методики оценки эффективности проектов реновации жилых зданий с учетом интересов субъектов инвестиционного процесса, и решение на этой основе вопросов экономического обоснования и формирования программ реновации жилищного фонда.
78694. «Северный край» - печатный орган оппозиции губерний Севера и Верхнего Поволжья конца XIX – начала XX веков 1.23 MB
  Конец XIX – начало XX в. для российской печати стали временем количественного и качественного роста. Данная тенденция в полной мере характерна и для столичной, и для провинциальной журналистики. Причин перехода отечественной прессы на новую ступень эволюции в это время несколько.
78695. Методические основы оценки конкурентной позиции предприятия на примере рынка водки г. Москвы 1.55 MB
  Между тем разработанные механизмы оценки взаимодействия конкCрентной и внутренней среды предприятия не позволяют определять эффе:тивность решений с точки зрения улучшения или укрепления конкурентной позиции предприятия относительно других производителей.
78696. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1.36 MB
  Практика реформирования экономики России наглядно продемонстрировала, что недооценка микроэкономических предпосылок роста реального сектора экономики может привести к негативному влиянию на экономическое развитие, к значительным потерям ресурсов и увеличению продолжительности реформ.
78697. Коррекция девиантного поведения подростков в условиях оздоровительно-образовательных центров 440.33 KB
  Рост девиантного поведения различных возрастных категорий населения несовершеннолетней молодежи обозначил актуальность проблемы организации профилактической работы с детьми и молодежью, но в связи с тем, что реализация профилактических технологий осуществляется с детьми...