61571

Одушевленные и неодушевленные существительные имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Слова подобраны так чтобы выйти на новую тему На доске будет работать кто-то остальные в тетрадях. Объяснить по-этому если кто-то ошибся то нужно спросить: Может у кого-то есть другое мнение похвалить ученика поставить отметку...

Русский

2014-05-29

27.64 KB

0 чел.

Конспект урока по теме 

«Одушевленные и неодушевленные существительные имен существительных».

Организационный момент

-Урок начался. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Сдайте тетради с домашним заданием.

-Давайте запишем домашнее задание. Откройте рабочие тетради на 82 странице 157 упражнение. Прочитайте задание к упражнению. Все ли вам понятно? (Да).

-Теперь настраиваемся на урок. Давайте вспомним то, что мы с вами изучили.

Фронтальный опрос:

-Какой раздел языкознания мы начали изучать? (Морфология)

-Какую часть речи? (Имя существительное)

-Назовите, пожалуйста, постоянные признаки имен существительных? (Одушевленность-неодушевленность, собственные-нарицательные, род, склонение).

-Непостоянные признаки имен существительных? (Род, число)

-Мы с вами вспомнили основные понятия. А теперь запишем число, классная работа. Вот тему мы с вами не будем записывать, вы узнаете ее позже, а чтобы узнать ее, мы запишем ряд слов.

 Орфографический практикум. 

(Слова подобраны так, чтобы выйти  на новую тему)

-На доске будет работать (кто-то), остальные в тетрадях. Будьте внимательны, не забудьте графически выделить орфограммы.

Заря, росток, поросль, шорох, жираф, цифры, искусство, мастерицы, возраст, пчёлка,

цитата, жёлудь.

(Объяснить-поэтому, если кто-то ошибся, то нужно спросить: «Может у кого-то есть другое мнение», похвалить ученика, поставить отметку)

У тебя было все  правильно, но в следующий раз ты сможешь избежать ошибок, если будешь пользоваться лингвистическим микроскопом. Как говорил, Николай Максимович Шанский (ПОРТРЕТ!), учёный-лингвист, «лингвистическим микроскопом», который поможет увидеть все орфограммы.

Словарная работа (взять словарь – на перемене: найди, сделай закладку, я тебя спрошу)

– Что такое микроскоп? Заглянем в толковый словарь. Микроскоп – это прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом).

!!! работа со словом!!!
Так вернёмся к нашему диктанту.

– Что общего между всеми словами?  (Все они – существительные).
– Докажите! 
(Все они отвечают на вопросы:  Кто? Что?)

Так вот, сегодня на уроке мы должны выяснить, почему к одним словам мы задаём вопрос кто? А к другим что? В чём разница между ними?

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

В мире нас окружают разные предметы. Среди них есть те, которые дышат, двигаются, РАЗГОВАРИВАЮТ, Т.Е. живут, значит, они живые или одушевлённые. На какой вопрос они отвечают. (Кто?)

– Вернёмся к нашему словарному диктанту и найдём все одушевлённые имена существительные. Подчеркнём их одной чертой. Жираф, щука, мастерицы, пчёлка – отвечают на вопрос Кто?, ПОЭТОМУ это имена существительные одушевлённые.

Теперь назовите все неодушевленные. (Вопрос что?)

 «Лингвистический эксперимент»

-Посмотрим внимательно на все слова и выясним: совпадает ли мнение лингвистов и биологов о живом? Докажем. С точки зрения биологов, росток и поросль – живые организмы, потому что они живут, дышат, растут. Наши исторические предки тоже считали дерево, тюльпан, камень живыми.

Вывод: Лингвисты считают сейчас одушевлёнными только тех, кто…(продолжите мою мысль дальше) умеет  двигаться: людей, насекомых, зверей.

Запомни: Таким образом, Все имена  существительные делятся на неодушевлённые и одушевлённые. Одушевлённые существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?
Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения, явления неживой природы. Они отвечают на вопрос ЧТО?

А теперь проверим, правильно ли мы сделали все выводы. Прочитаем в учебнике на странице 50й!!!

Хорошо, а давайте подумаем вместе:
– К какому разряду существительных (одушевлённым или неодушевлённым) относятся имена героев русских волшебных сказок (Баба-Яга, Кощей Бессмертный,  Змей Горыныч)?

– Как вы думаете, легко ли разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (Да)

-Не всегда, можно ошибиться. Рассмотрим это на конкретных примерах.

1. В нашем зоопарке нет лисичек. (Р.П.)
2. Наблюдал забавных лисичек. (В.П.)
3.Набрал корзину лисичек. (Р.П.)
4. Собирал рыжие лисички. (В.П.)

Совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падеже – признак одушевлённости, а несовпадение – неодушевлённости.
Вывод:

Сделайте вывод, как связаны между собой категории падежа и одушевлённости?

Что обозначает

ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Формула

В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

Примеры

И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников

И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы

Задание: Поставьте данные существительные в форму Вин. Падежа и Род. падежа множественного числа: покойник, валет, кукла, козырь, мертвец. 

Покойник:                                                        Валет:

И.п. покойник,                                                 И.п. валет

Р.п.(нет кого? Чего?) покойников,                  Р.п вальтов

В.п. (винить кого?что?) покойников.              В.п вальтов

Кукла

И.п. кукла

Р.п кукол

В.п кукол

Давайте посмотрим на нашу таблицу и сделаем вывод. Род.=Вин. следовательно слово покойник является одушевленным существительным.

– Как будем узнавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

Запомни: Таким образом, Род имён существительных нужно знать, чтобы: (2 признака, не только вопрос, нужно всегда проверять себя)

1. Правильно поставить к ним вопрос (КТО или ЧТО?).
2. Правильно образовать форму Винительного падежа существительных мужского и среднего рода в  единственном числе и всех родов во множественном числе.

Давайте поиграем!!!

Игра будет называться «Найти третий лишний».

1. Капуста, газета, шофёр.
2. Растение, предложение, кукла.
3. Туз, валет, детвора.
4. Водяной, вода, водитель.

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи! (У каждого на парте текст)

Перед вами текст. Давайте прочитаем его (кто-то читает).

Есть ли для вас какие-то непонятные слова в тексте.

санная дорога – дорога для саней
белесоватый свет – тускло-светлый до белизны свет
пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
мерцание звезд – слабо светящиеся звезды

Скажите, пожалуйста, стиль и тип данного текста.

Распределение слов по столбикам.

Окружающий мир богат и разнообразен. Нас окружают  живые и неживые предметы. Одушевлённые – это те, которые имеют способность двигаться. Они отвечают на вопрос кто?
Растения, явления природы – это неживой мир. Это неодушевлённые существительные, они отвечают на вопрос что?

РЕФЛЕКСИЯ

Чему научились:

  1.  Мы узнали, что одушевлённые имена существительные отвечают на  вопрос КТО? А неодушевлённые – на вопрос ЧТО?
    2. Совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падежах – признак одушевлённости, а несовпадение – признак неодушевлённости.
    3. Слова кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь относятся к одушевлённым существительным.
    Что вам показалось самым интересным? Что было трудным?

Выставление ОТМЕТОК


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40666. Многообразие форм собственности в рыночной экономике 49.5 KB
  Многообразие форм собственности в рыночной экономике. Так человек обладая собственностью на свою рабочую силу и вступая в отношения найма присваивает заработную плату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Право собственности закрепляет фиксирует и регулирует отношения людей к вещам и в этом смысле оно всегда производно от экономических отношений собственности. Но в то же время оно выступает и предпосылкой экономического присвоения ибо закрепленное право собственности на любые блага открывает путь к экономической...
40667. Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Виды конкуренции 46 KB
  Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Конкуренция это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли. Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. По форме конкуренция представляет систему норм правил и методов хозяйствования рыночных субъектов.
40668. Основные методы государственного регулирования рыночной экономики 37.5 KB
  Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. Согласно Тинбергену вопервых правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. Важнейшая проблема на которой остановился Тинберген соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики. Тинберген сделал вывод что политики могут достичь обеих целей тогда когда количество...
40669. Социальная ориентация рыночной экономики. Формы и методы ее осуществления 39.5 KB
  Нельзя забывать что подавляющая часть общества живет за счет труда. Поэтому в отношении человека как носителя рабочей силы задача заключается в превращении труда в творческую деятельность и более полное использование личностного потенциала. Необходимо постепенное высвобождение человека труда от выполнения исключительно исполнительной функции. В отношении подобного рода производств важное значение имеют новаторские формы организации труда позволяющие преодолеть рутинность монотонность труда и отсутствие его связи с конечными результатами.
40671. Реструктуризация предприятии (производства, управления) 33 KB
  Под ним подразумевается коренная перестройка перепроектирование деловых процессов для достижения радикального скачкообразного улучшения деятельности фирмы. Это позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм; пренебрежение действующими системами структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности; приведение к значительным изменениям показателей хозяйственной деятельности на порядок отличающихся от предыдущих. К началу процесса реструктуризации необходимо иметь...
40672. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели 44.5 KB
  Основными показателями являются: ВНП ВВП ЧНП ВНД ЛД РД. ВВП валовой внутренний продукт рыночная стоимость всех товаров и услуг созданных внутри страны. ВНП ВВП на величину разности между экспортом и импортом экспорт импорт = торговое сальдо. ВВП рассчитывают тремя методами: по расходам по использованию по доходам по производству.
40673. Виды государственного имущества и управление государственным имуществом 28.5 KB
  Государственная собственность – это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социальноэкономической инфраструктуре железнодорожный транспорт коммунальное хозяйство сфера образования Государственная собственность отличается тем что абсолютные права...
40674. Приватизация собственности. Формы приватизации 29.5 KB
  Формы приватизации. Основной причиной приватизации отдельных отраслей или предприятий является необходимость значительного повышения их экономической эффективности. А основной причиной для отказа от приватизации конкретного объекта может быть выполнение им политически значимой функции которая в контексте конкретного региона расценивается как слишком важная для того чтобы поставить ее в зависимость от случайностей рынка. Как показывает мировой опыт возможны следующие формы приватизации собственности: массовая ваучерная приватизация с...