61571

Одушевленные и неодушевленные существительные имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Слова подобраны так чтобы выйти на новую тему На доске будет работать кто-то остальные в тетрадях. Объяснить по-этому если кто-то ошибся то нужно спросить: Может у кого-то есть другое мнение похвалить ученика поставить отметку...

Русский

2014-05-29

27.64 KB

0 чел.

Конспект урока по теме 

«Одушевленные и неодушевленные существительные имен существительных».

Организационный момент

-Урок начался. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Сдайте тетради с домашним заданием.

-Давайте запишем домашнее задание. Откройте рабочие тетради на 82 странице 157 упражнение. Прочитайте задание к упражнению. Все ли вам понятно? (Да).

-Теперь настраиваемся на урок. Давайте вспомним то, что мы с вами изучили.

Фронтальный опрос:

-Какой раздел языкознания мы начали изучать? (Морфология)

-Какую часть речи? (Имя существительное)

-Назовите, пожалуйста, постоянные признаки имен существительных? (Одушевленность-неодушевленность, собственные-нарицательные, род, склонение).

-Непостоянные признаки имен существительных? (Род, число)

-Мы с вами вспомнили основные понятия. А теперь запишем число, классная работа. Вот тему мы с вами не будем записывать, вы узнаете ее позже, а чтобы узнать ее, мы запишем ряд слов.

 Орфографический практикум. 

(Слова подобраны так, чтобы выйти  на новую тему)

-На доске будет работать (кто-то), остальные в тетрадях. Будьте внимательны, не забудьте графически выделить орфограммы.

Заря, росток, поросль, шорох, жираф, цифры, искусство, мастерицы, возраст, пчёлка,

цитата, жёлудь.

(Объяснить-поэтому, если кто-то ошибся, то нужно спросить: «Может у кого-то есть другое мнение», похвалить ученика, поставить отметку)

У тебя было все  правильно, но в следующий раз ты сможешь избежать ошибок, если будешь пользоваться лингвистическим микроскопом. Как говорил, Николай Максимович Шанский (ПОРТРЕТ!), учёный-лингвист, «лингвистическим микроскопом», который поможет увидеть все орфограммы.

Словарная работа (взять словарь – на перемене: найди, сделай закладку, я тебя спрошу)

– Что такое микроскоп? Заглянем в толковый словарь. Микроскоп – это прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом).

!!! работа со словом!!!
Так вернёмся к нашему диктанту.

– Что общего между всеми словами?  (Все они – существительные).
– Докажите! 
(Все они отвечают на вопросы:  Кто? Что?)

Так вот, сегодня на уроке мы должны выяснить, почему к одним словам мы задаём вопрос кто? А к другим что? В чём разница между ними?

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

В мире нас окружают разные предметы. Среди них есть те, которые дышат, двигаются, РАЗГОВАРИВАЮТ, Т.Е. живут, значит, они живые или одушевлённые. На какой вопрос они отвечают. (Кто?)

– Вернёмся к нашему словарному диктанту и найдём все одушевлённые имена существительные. Подчеркнём их одной чертой. Жираф, щука, мастерицы, пчёлка – отвечают на вопрос Кто?, ПОЭТОМУ это имена существительные одушевлённые.

Теперь назовите все неодушевленные. (Вопрос что?)

 «Лингвистический эксперимент»

-Посмотрим внимательно на все слова и выясним: совпадает ли мнение лингвистов и биологов о живом? Докажем. С точки зрения биологов, росток и поросль – живые организмы, потому что они живут, дышат, растут. Наши исторические предки тоже считали дерево, тюльпан, камень живыми.

Вывод: Лингвисты считают сейчас одушевлёнными только тех, кто…(продолжите мою мысль дальше) умеет  двигаться: людей, насекомых, зверей.

Запомни: Таким образом, Все имена  существительные делятся на неодушевлённые и одушевлённые. Одушевлённые существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?
Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения, явления неживой природы. Они отвечают на вопрос ЧТО?

А теперь проверим, правильно ли мы сделали все выводы. Прочитаем в учебнике на странице 50й!!!

Хорошо, а давайте подумаем вместе:
– К какому разряду существительных (одушевлённым или неодушевлённым) относятся имена героев русских волшебных сказок (Баба-Яга, Кощей Бессмертный,  Змей Горыныч)?

– Как вы думаете, легко ли разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (Да)

-Не всегда, можно ошибиться. Рассмотрим это на конкретных примерах.

1. В нашем зоопарке нет лисичек. (Р.П.)
2. Наблюдал забавных лисичек. (В.П.)
3.Набрал корзину лисичек. (Р.П.)
4. Собирал рыжие лисички. (В.П.)

Совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падеже – признак одушевлённости, а несовпадение – неодушевлённости.
Вывод:

Сделайте вывод, как связаны между собой категории падежа и одушевлённости?

Что обозначает

ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Формула

В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

Примеры

И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников

И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы

Задание: Поставьте данные существительные в форму Вин. Падежа и Род. падежа множественного числа: покойник, валет, кукла, козырь, мертвец. 

Покойник:                                                        Валет:

И.п. покойник,                                                 И.п. валет

Р.п.(нет кого? Чего?) покойников,                  Р.п вальтов

В.п. (винить кого?что?) покойников.              В.п вальтов

Кукла

И.п. кукла

Р.п кукол

В.п кукол

Давайте посмотрим на нашу таблицу и сделаем вывод. Род.=Вин. следовательно слово покойник является одушевленным существительным.

– Как будем узнавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

Запомни: Таким образом, Род имён существительных нужно знать, чтобы: (2 признака, не только вопрос, нужно всегда проверять себя)

1. Правильно поставить к ним вопрос (КТО или ЧТО?).
2. Правильно образовать форму Винительного падежа существительных мужского и среднего рода в  единственном числе и всех родов во множественном числе.

Давайте поиграем!!!

Игра будет называться «Найти третий лишний».

1. Капуста, газета, шофёр.
2. Растение, предложение, кукла.
3. Туз, валет, детвора.
4. Водяной, вода, водитель.

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи! (У каждого на парте текст)

Перед вами текст. Давайте прочитаем его (кто-то читает).

Есть ли для вас какие-то непонятные слова в тексте.

санная дорога – дорога для саней
белесоватый свет – тускло-светлый до белизны свет
пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
мерцание звезд – слабо светящиеся звезды

Скажите, пожалуйста, стиль и тип данного текста.

Распределение слов по столбикам.

Окружающий мир богат и разнообразен. Нас окружают  живые и неживые предметы. Одушевлённые – это те, которые имеют способность двигаться. Они отвечают на вопрос кто?
Растения, явления природы – это неживой мир. Это неодушевлённые существительные, они отвечают на вопрос что?

РЕФЛЕКСИЯ

Чему научились:

  1.  Мы узнали, что одушевлённые имена существительные отвечают на  вопрос КТО? А неодушевлённые – на вопрос ЧТО?
    2. Совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падежах – признак одушевлённости, а несовпадение – признак неодушевлённости.
    3. Слова кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь относятся к одушевлённым существительным.
    Что вам показалось самым интересным? Что было трудным?

Выставление ОТМЕТОК


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47463. ЛИНЕЙНО-КАБЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ 718 KB
  К таким основным решениям относятся: прокладка методом задувки диэлектрических оптических в пластмассовых защитных трубках внутренний диаметр от 32 мм до 40 мм; прокладка над пластмассовыми защитными трубками или над бронированными оптическими кабелями сигнальноинформационных пластиковых лент; максимальное использование в качестве трубопроводов кабельной канализации труб из полиэтилена высокой плотности гладкие и гофрированные многоканальных блоков мультиканалы и смотровых устройств из пластиката; использование при соответствующем...
47464. Решение геометрических задач, как средство развития самостоятельности мышления учащихся 134 KB
  Они должны не просто знакомиться с теорией предмета а видеть источники возникновения и практическую целесообразность изучения этих вопросов не просто решать задачу указанную учителем приобретая нужные навыки и умения а рассматривать условия в которых возникают задачи данного типа. Решение математических задач приобретает единую учебнопознавательную направленность в том случае когда оно реализует решение одной и той же дидактической задачи изучения математической закономерности на основе анализа частных случаев. Первые описываются...
47465. СТРАТЕГІЧНЕ УПРАВЛІННЯ. НАВЧАЛЬНИЙ ПОСІБНИК 1.01 MB
  Розглянуто основні питання стратегічного управління: сучасна концепція стратегічного управління; види стратегій підприємства; формування стратегічного набору; форми та методи забезпечення стратегічного управління. 2004 ВСТУП Ринкова економіка формує нові вимоги до підприємства що обумовлюються не тільки наявністю конкуренції та високими вимогами до якості товарів але й необхідністю гнучко реагувати на зміни ринкової ситуації яка не завжди сприяє процвітанню підприємства. Успіх підприємства залежить від здатності передбачати й змінювати...
47466. Питання для іспиту «Митне право україни» 641.5 KB
  Керівництво збиранням прикордонного мита: евеки вивізне та інфуки ввізне мито за часи Богдана Хмельницького покладалося на Державний скарб як тоді називалася фінансовобанківська служба України. Верховна Рада прийняла Закон України Про митну справу в Україні який проголосив що Україна як суверенна держава самостійно створює власну митну систему і здійснює митну справу. Верховна Рада України прийняла Постанову про створення Державного митного комітету України як центрального митного органу України та перший Митний кодекс України.
47467. ПОЛІТЕКОНОМІЯ 2.54 MB
  Ця наука вивчає ринкову поведінку людей при використанні обмежених ресурсів виробництва що породжує за умов приватної власності економічну конкуренцію між ними. Другий факт: економічні ресурси засоби для виробництва благ обмежені. Задоволення їх обмежено рідкістю ресурсів для виробництва засобів їх задоволення. Непрямі інструментні чи виробничі використовуються для виробництва прямого блага.
47468. СТРАХОВІ ПОСЛУГИ. ПІДРУЧНИК 55.64 MB
  У підручнику розкриваються основи теорії страхових послуг та особливості різних видів страхування що реалізуються на страховому ринку України. Зміст підручника відповідає типовій програмі навчальної дисципліни Страхові послуги що дозволяє сформувати у студентів сучасні знання щодо сутності страхової послуги як специфічного товару страхового ринку умов та правил здійснення основоположних класичних і сучасних видів страхування. Порядок укладання та ведення страхової угоди 33 Сутність договору...
47469. Політологія. Конспект лекцій 243 KB
  Життя Поняття і функції політичної влади Політична та державна влади Умови ефективного функціонування політичної влади Основні концепції влади Проблема формування і функції влади в Україні. Легітимність влади криза легітимності та засоби її вирішення Демократія форма пол. Загальне визначення предмета політології можна було б запропонувати таке: політологія у більш вузькому розумінні загальна теорія політики вивчає специфічну групу закономірностей відносин соціальних суб'єктів з приводу влади. поперше спеціально досліджує політику як...
47470. ФІНАНСОВА ДІЯЛЬНІСТЬ СУБ'ЄКТІВ ПІДПРИЄМНИЦТВА 6.79 MB
  У посібнику розглянуті актуальні питання розвитку фінансової діяльності суб'єктів підприємництва в Україні організація фінансової діяльності суб'єктів підприємництва фінансування управління власним і позичковим капіталом фінансовими інвестиціями оцінка вартості підприємства фінансовий контролінг. ФОРМУВАННЯ ВЛАСНОГО КАПІТАЛУПІДПРИЄМСТВА 124 3. Власний капітал підприємства: функції складові таоцінка 124 З Формування статутного капіталу акціонерних товариств 130 Статутний капітал товариств з...
47471. Стратегічне управління 243 KB
  підприєствах Виділення стратегічних зон господарювання Зони стратегічних ресурсів Групи стратегічного впливу Класифікація методів аналізу стратегічних альтернатив Механізм ринкової конкуренції сутність характерні риси сучасного конкурентного середовища аналіз конкуренції в галузі детермінанти конкурентної переваги країни Національний ромб Аналіз конкурентного становища підприємства стратегічна сегментація зовнішнього середовища підприємства вибір позиції в конкуренції діагностика стану підприємства в конкурентному середовищі...