61571

Одушевленные и неодушевленные существительные имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Слова подобраны так чтобы выйти на новую тему На доске будет работать кто-то остальные в тетрадях. Объяснить по-этому если кто-то ошибся то нужно спросить: Может у кого-то есть другое мнение похвалить ученика поставить отметку...

Русский

2014-05-29

27.64 KB

0 чел.

Конспект урока по теме 

«Одушевленные и неодушевленные существительные имен существительных».

Организационный момент

-Урок начался. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Сдайте тетради с домашним заданием.

-Давайте запишем домашнее задание. Откройте рабочие тетради на 82 странице 157 упражнение. Прочитайте задание к упражнению. Все ли вам понятно? (Да).

-Теперь настраиваемся на урок. Давайте вспомним то, что мы с вами изучили.

Фронтальный опрос:

-Какой раздел языкознания мы начали изучать? (Морфология)

-Какую часть речи? (Имя существительное)

-Назовите, пожалуйста, постоянные признаки имен существительных? (Одушевленность-неодушевленность, собственные-нарицательные, род, склонение).

-Непостоянные признаки имен существительных? (Род, число)

-Мы с вами вспомнили основные понятия. А теперь запишем число, классная работа. Вот тему мы с вами не будем записывать, вы узнаете ее позже, а чтобы узнать ее, мы запишем ряд слов.

 Орфографический практикум. 

(Слова подобраны так, чтобы выйти  на новую тему)

-На доске будет работать (кто-то), остальные в тетрадях. Будьте внимательны, не забудьте графически выделить орфограммы.

Заря, росток, поросль, шорох, жираф, цифры, искусство, мастерицы, возраст, пчёлка,

цитата, жёлудь.

(Объяснить-поэтому, если кто-то ошибся, то нужно спросить: «Может у кого-то есть другое мнение», похвалить ученика, поставить отметку)

У тебя было все  правильно, но в следующий раз ты сможешь избежать ошибок, если будешь пользоваться лингвистическим микроскопом. Как говорил, Николай Максимович Шанский (ПОРТРЕТ!), учёный-лингвист, «лингвистическим микроскопом», который поможет увидеть все орфограммы.

Словарная работа (взять словарь – на перемене: найди, сделай закладку, я тебя спрошу)

– Что такое микроскоп? Заглянем в толковый словарь. Микроскоп – это прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом).

!!! работа со словом!!!
Так вернёмся к нашему диктанту.

– Что общего между всеми словами?  (Все они – существительные).
– Докажите! 
(Все они отвечают на вопросы:  Кто? Что?)

Так вот, сегодня на уроке мы должны выяснить, почему к одним словам мы задаём вопрос кто? А к другим что? В чём разница между ними?

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

В мире нас окружают разные предметы. Среди них есть те, которые дышат, двигаются, РАЗГОВАРИВАЮТ, Т.Е. живут, значит, они живые или одушевлённые. На какой вопрос они отвечают. (Кто?)

– Вернёмся к нашему словарному диктанту и найдём все одушевлённые имена существительные. Подчеркнём их одной чертой. Жираф, щука, мастерицы, пчёлка – отвечают на вопрос Кто?, ПОЭТОМУ это имена существительные одушевлённые.

Теперь назовите все неодушевленные. (Вопрос что?)

 «Лингвистический эксперимент»

-Посмотрим внимательно на все слова и выясним: совпадает ли мнение лингвистов и биологов о живом? Докажем. С точки зрения биологов, росток и поросль – живые организмы, потому что они живут, дышат, растут. Наши исторические предки тоже считали дерево, тюльпан, камень живыми.

Вывод: Лингвисты считают сейчас одушевлёнными только тех, кто…(продолжите мою мысль дальше) умеет  двигаться: людей, насекомых, зверей.

Запомни: Таким образом, Все имена  существительные делятся на неодушевлённые и одушевлённые. Одушевлённые существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?
Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения, явления неживой природы. Они отвечают на вопрос ЧТО?

А теперь проверим, правильно ли мы сделали все выводы. Прочитаем в учебнике на странице 50й!!!

Хорошо, а давайте подумаем вместе:
– К какому разряду существительных (одушевлённым или неодушевлённым) относятся имена героев русских волшебных сказок (Баба-Яга, Кощей Бессмертный,  Змей Горыныч)?

– Как вы думаете, легко ли разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (Да)

-Не всегда, можно ошибиться. Рассмотрим это на конкретных примерах.

1. В нашем зоопарке нет лисичек. (Р.П.)
2. Наблюдал забавных лисичек. (В.П.)
3.Набрал корзину лисичек. (Р.П.)
4. Собирал рыжие лисички. (В.П.)

Совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падеже – признак одушевлённости, а несовпадение – неодушевлённости.
Вывод:

Сделайте вывод, как связаны между собой категории падежа и одушевлённости?

Что обозначает

ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Формула

В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

Примеры

И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников

И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы

Задание: Поставьте данные существительные в форму Вин. Падежа и Род. падежа множественного числа: покойник, валет, кукла, козырь, мертвец. 

Покойник:                                                        Валет:

И.п. покойник,                                                 И.п. валет

Р.п.(нет кого? Чего?) покойников,                  Р.п вальтов

В.п. (винить кого?что?) покойников.              В.п вальтов

Кукла

И.п. кукла

Р.п кукол

В.п кукол

Давайте посмотрим на нашу таблицу и сделаем вывод. Род.=Вин. следовательно слово покойник является одушевленным существительным.

– Как будем узнавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

Запомни: Таким образом, Род имён существительных нужно знать, чтобы: (2 признака, не только вопрос, нужно всегда проверять себя)

1. Правильно поставить к ним вопрос (КТО или ЧТО?).
2. Правильно образовать форму Винительного падежа существительных мужского и среднего рода в  единственном числе и всех родов во множественном числе.

Давайте поиграем!!!

Игра будет называться «Найти третий лишний».

1. Капуста, газета, шофёр.
2. Растение, предложение, кукла.
3. Туз, валет, детвора.
4. Водяной, вода, водитель.

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи! (У каждого на парте текст)

Перед вами текст. Давайте прочитаем его (кто-то читает).

Есть ли для вас какие-то непонятные слова в тексте.

санная дорога – дорога для саней
белесоватый свет – тускло-светлый до белизны свет
пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
мерцание звезд – слабо светящиеся звезды

Скажите, пожалуйста, стиль и тип данного текста.

Распределение слов по столбикам.

Окружающий мир богат и разнообразен. Нас окружают  живые и неживые предметы. Одушевлённые – это те, которые имеют способность двигаться. Они отвечают на вопрос кто?
Растения, явления природы – это неживой мир. Это неодушевлённые существительные, они отвечают на вопрос что?

РЕФЛЕКСИЯ

Чему научились:

  1.  Мы узнали, что одушевлённые имена существительные отвечают на  вопрос КТО? А неодушевлённые – на вопрос ЧТО?
    2. Совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падежах – признак одушевлённости, а несовпадение – признак неодушевлённости.
    3. Слова кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь относятся к одушевлённым существительным.
    Что вам показалось самым интересным? Что было трудным?

Выставление ОТМЕТОК


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2540. Нелинейные и дискретные системы автоматического управления 2.68 MB
  Система автоматического управления (САУ) является нелинейной, если хотя бы один ее конструктивный элемент (или одно ее алгоритмическое звено) описывается нелинейным уравнением. Практически все реальные САУ содержат один или несколько нелинейных элементов (или так называемых нелинейностей).
2541. Проектирование магистральных и внутризоновых ВОЛП 440.84 KB
  Необходимо спроектировать трассу ВОК на участке Смоленск – Москва. Определить необходимое количество каналов и определить параметры оптического кабеля. При выборе оптимального варианта трассы прокладки волоконно-оптического кабеля (ВОК) исходят из того, что линейные сооружения являются наиболее дорогой и сложной частью сети связи.
2542. Материаловедение и технология конструкционных материалов для строительства 1.82 MB
  Строительное материаловедение является наукой о строительных материалах и изделиях. Без достаточных знаний о многочисленных разновидностях строительных материалов, способах их производства и качественных показателях, методах их правильного хранения и использования невозможно проектировать и строить здания и сооружения.
2543. Культура користування мобільним зв’язком 1.58 MB
  Мета уроку: перевірити рівень мобільної культури серед молоді, обговорити зі школярами правила дотримання мобільного етикету як в школах, так і в громадських місцях, сформувати культуру спілкування та застерегти учнів від помилок у користуванні мобільним зв'язком.
2544. Умеешь ли ты дружить 50 KB
  Цель: Раскрыть сущность понятия дружба, показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими. Формирование у учащихся нравственных качеств, присущих дружеским и товарищеским взаимоотношениям.
2545. Проект комплексной механизации животноводческой фермы 496.5 KB
  Количество скотомест для предприятий крупного рогатого скота по производству молока рассчитывается с учетом коэффициентов, приведенных в таблице № 1 в зависимости от количества коров на ферме.
2546. Проект внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года 705.27 KB
  У школьников велика потребность в игре, она необходима им для развития воображения, инициативы, творчества. Кроме этого игровая форма способствует развитию познавательного интереса, интеллектуальных способностей, позволяет лучше усвоить предлагаемый материал, расширить и углубить знания по той или иной теме.
2547. Инновационный маркетинг 417.52 KB
  Инновационный маркетинг — понятие, возникшее относительно недавно. Предпосылкой появления данной экономической категории явилось общее возрастание роли инноваций в деятельности компаний. В силу ограниченности научно-технических ресурсов, являющихся базой для появления первичных инноваций.
2548. Характеристика беспроводных КС 199.46 KB
  Диапазоны электромагнитного спектра. Распространение электромагнитных волн. Связь одного источника и нескольких приемников. Классификация беспроводных сетей. Беспроводная линия связи.