61576

Музыкальный портрет Петрушки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Познакомить обучающихся со знаменитым персонажем русских народных кукольных представлений Петрушкой; рассказать детям о композиторах написавших музыкальные произведения о данном персонаже.

Русский

2014-05-29

23.19 KB

1 чел.

Тема урока: «Музыкальный портрет Петрушки».

Цель урока:

Познакомить обучающихся со знаменитым персонажем русских народных кукольных представлений Петрушкой; рассказать детям о композиторах написавших музыкальные произведения о данном персонаже.

Задачи урока:

  1.  Учить различать смену характера музыки, форму музыкального произведения; внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, воспринимать музыку; проникаться ее эмоциональным содержанием; узнавать по звучанию музыкальные произведения, помнить их название и имена композиторов.
  2.  Способствовать  общему и музыкальному развитию обучающихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.
  3.  Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыка как основы музыкальной грамотности.

Оборудование и наглядные пособия: музыкальные инструменты, компьютер, портреты композиторов.

Название

Содержание

Примечание

I. Организационный момент

Здравствуйте. Ребята! Меня зовут Анна Николаевна. Сегодня урок музыки проведу у вас я. Давайте улыбнемся и с хорошим настроение начнем наше занятие!  

II. АОЗ

Но перед тем как мы начнем изучать нашу новую тему, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке. (О народной песне).

А фрагмент, какой песни вы прослушивали? (Вниз по матушке по Волге). Давайте прослушаем её еще раз. Какой характер у этой песни? Он распевный, ее поют без музыкального сопровождения. Очень часто, такие песни пелись бурлаками.( наёмные рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега или передвигавшие их по воде с помощью весел. )

III. Целеполагание

А сегодня мы с вами продолжим говорить о народном творчестве и познакомимся со знаменитым персонажем русских народных кукольных представлений. А тема нашего занятия «Музыкальный портрет петрушки».

IV. Объяснение нового материала

Петрушка — это кукла-перчатка. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Петрушка – это прозвище балаганной куклы, русского шута, потешника. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах.

Ребята, а любите ли вы кукольные представления?

А вы знаете, что только сейчас в разных городах появились специальные театры, в которых участвуют не обычные люди, а куклы. А раньше кукольные театры были  только бродячими. Артисты ведь много места не занимали, и поэтому их упаковывали либо в большой сундук или в сумку. И с такими сумками на плече и бродили мастера-кукольники из одного города в другой. Сами кукол делали и сами спектакли показывали. Придут в город, где раскинулась праздничная ярмарка, достанут из сундучка артистов-кукол да и начинают представление. Посмотреть такое представление сразу сбегались много детей.

Самой главной игрушкой у кукольников был Петрушка. Он был самым смешным, самым веселым, а поэтому - и самым любимым героем сказочных представлений. Как только над ширмой появлялся колпачок с бубенцами, дети сразу начинали хлопать в ладоши и кричать: «Петрушка, Петрушка!»

Петрушку любили не только дети, но и композиторы разных стан и поэтому посвятили ему много музыки. Ребята, а вы бы хотели, чтобы Петрушка и музыкальные пьесы о нем пришли сегодня и к нам в гости?

Тогда давайте позовем его все вместе!

(Вбегает Петрушка).

Учитель: Здравствуй, Петрушка!

Петрушка: Здравствуй, ребята!

В гости к вам пришел Петрушка –

Всем известная игрушка.

Всем известный молодец,

А на шапке – бубенец!

Я речист и голосист,

Замечательный артист.

Я танцую и пою,

Слушай песенку мою!

Учитель: Петрушка, мы очень рады тебя видеть. Но речь сегодня пойдет не о тебе.

Петрушка(обиженно): Не обо мне? Как же так? Зачем звали, зазывали?!

Учитель: Не обижайся, пожалуйста. Не о тебе, а музыке, которая написана про тебя композиторами.

А какую мы будем музыку слушать сейчас?

Хором несколько раз произносят Пет-руш-ка

VI. Физкультминутка

Петрушка (веселее): Ах, о музыке! Как я рад! Я так люблю музыку! Надеюсь и вы ребята тоже ее любите и давайте сейчас с вами отдохнем и представим, что мы играем на разных музыкальных инструментах!

Вот я люблю, когда барабаны бьют (показывает руками движение барабанщика)!

Тарелки стучат (одна ладонь о другую)!

Трещотки трещат.

Колокольчики звенят.

Ну а ножки устоят?! (топают)

Мы с вами хорошо справились с выступлением и давайте поблагодарим друг друга! (Аплодисменты).

VII. Закрепление

А какую мы будем музыку слушать сейчас?

Учитель: Немецкий композитор Иоханнес Брамс написал песенку, которую так и назвал «Петрушка».

Петрушка: Вот здорово! Наверное, она такая же веселая, как и я сам?

Учитель: Верно, Петрушка! Пусть во время ее звучания ребята помогут своей игрой на музыкальных инструментах. Смотрите ребята, какие музыкальные инструменты. С некоторыми вы познакомились на прошлом уроке. Еще вы сможете сами подпевать эту песенку, она очень простая и понятная.

(Исполняется песенка «Петрушка» И.Брамса. Автор текста М.А.Давыдова.)

1. Дили-дили-динь, стук погремушки!

Дили-дили-динь, какой трезвон!

Дили-дили-динь, пришел Петрушка.

Дили-дили-динь, как весел он.

2. Дили-дили-динь, своей смекалкой

Дили-дили-динь, он всех смешит.

Дили-дили-динь, он машет палкой.

Дили-дили-динь, в тарелки он стучит.

3. Дили-дили-динь, на представленье

Дили-дили-динь, всех кличет он.

Дили-дили-динь, далеко слышен

Дили-дили-динь, бубенчиков трезвон.

Учитель: Молодцы ребята, давайте похлопаем в ладоши тому, как мы с вами хорошо исполнили эту песню.

Петрушка: Вот какую хорошую песенку сочинил обо мне Брамс. Она тоже веселая, радостная, звонкая как и я сам.

Учитель: Петрушка, а ты знаешь, что у тебя много родственников  в других странах? Подобных тебе кукол – весельчаков делали кукольники Италии, Англии, Франции. Только назывались они по-разному но, похоже. В Италии- Пульчинелла, В Англии- Панч, во Франции- Полишинель.

Петрушка: Вот здорово! Теперь я буду знать, что в других городах живут мои друзья или можно даже сказать родственники.

Учитель: Об одном таком приятеле, французском Петрушке по имени Полишинель, написал свою пьесу русский композитор Рахманинов. Эта пьеса так и называется – «Полишинель».Сейчас мы ее с вами послушаем.

Обратите свое внимание на самое начало пьесы. Она начинается так: прозвучит музыкальный аккорд, а потом пауза, то есть тишина. Затем снова аккорд – и снова пауза. Кажется, будто Полишинель несколько раз выглядывает из-за ширмы, подмигивает зрителям и снова прячется. Потом он выпрыгивает и тут начинается веселое представление!

(Прослушивание отрывка пьес С.Р. Рахманинова «Полишинель» или начального отрывка из нее).

Учитель: Ребята, а какой характер носит пьеса? (Громкий, бурный. Наверное, композитор хотел передать в музыке, как веселая кукла резвиться перед ребятами и изо всех сил старается их насмешить).

А сейчас мы с вами еще прослушаем отрывок из балета. Он называется «Танец оживших кукол». Представьте себе широкую ярмарку, на которую приносит кукол-артистов хозяин-кукольник. Зазвучала музыка, и куклы оживают. (Прослушивание).

Ребята, как вы думаете, какой характер носит музыка в этом произведении? (Музыка звучит громко, задорно. Но при этом ее главная мелодия часто повторяется, словно куклы, как заводные, автоматически делают одни и те же  танцевальные движения.)

Петрушка: Какой же музыкой мы завершим нашу сегодняшнюю встречу?

Учитель: Ребята, а давайте представим, что все родственники Петрушки из других стан пришли к нам в гости.

Петрушка: Ура! И мы все вместе прыгаем, кувыркаемся, смеемся! Гоп-гоп-гоп!

Учитель: Сейчас мы с вами прослушаем пьесу композитора Дмитрия Кабалевского «Клоуны». Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский сочинил много музыки для детей. В своих пьесах он рассказывает о разном настроении, разных играх и игрушках.

Вспомните, как выступают клоуны в цирке?(Сначала они хохочут, а потом у них фонтаном льются слезы, а потом они снова смеются).Вот и пьеса «Клоуны» необычная. (Прослушивание пьесы «Клоуны».)

Ребята, как звучит музыка в пьесе? (В ней постоянно меняются музыкальные лады: то звучит веселый мажор, то несколько грустный минор).

Учитель: Ну, вот, сегодня мы познакомились с тем, как композиторы разных стран изображали образ Петрушки в своей музыке. И наш урок подошел к концу. Может Петрушка хочет нам что - то сказать на последок?

Петрушка: 

Краснощекий я Петрушка,

Я не кукла, не зверушка,

Я мальчишка развеселый,

К вам пришел я в гости в школу.

Развеселый я проказник,

Вам устроил нынче праздник.

Песни, танцы, игры, шутки

И веселые минутки.

Я – мальчишка - сорванец.

До свидания. Конец!

Удары инструментов должны приходиться на последние слоги фразы «дили-дили-динь».

VIII. Итог урока

О чем мы говорили сегодня на уроке? Что больше всего вам запомнилось? Что было для вас самым интересным? Ну, теперь давайте улыбнемся и тем самым поблагодарим друг друга за работу. Всем спасибо! Урок окончен.

Учитель задает вопросы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46220. В.В.Давыдов «Современное состояние научной школы Выготского» 14.63 KB
  Лурия показал существенное значение языка для возникновения и развития человеческого сознания. Лидия Ильинична очень многое восприняла от Выготского в понимании того в чем коренятся закономерности развития личности детей. Основной главной идеей научной школы Эльконина является идея историзма детского психического развития. Даниил Борисович в своей периодизации человеческого развития выдвинул гипотезу о том что возникает подростковый возраст.
46221. Стек 14.63 KB
  Типичный пример модуля определение стека. Здесь необходимо решить такие задачи: Предоставить пользователю интерфейс для стека например функции push и pop. Гарантировать что представление стека например в виде массива элементов будет доступно лишь через интерфейс пользователя. Обеспечивать инициализацию стека перед первым его использованием.
46222. Деловые переговоры, их виды. Процесс переговоров и его этапы 14.63 KB
  Основы устного общения. Культура речи понятие объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Виды речи классификация компонентов речевого общения. Принципы устного общения: Создайте комфортную и не отвлекающую внимание больного обстановку.
46223. Система сбалансированных показателей результативности закупочной логистики 14.61 KB
  Система сбалансированных показателей результативности закупочной логистики. Суть системы сбалансированных показателей Blnced Scorecrd или показателей результативности состоит в том что показатели которые предприятие использует для оценки результативности своей деятельности должны быть не только баслансированными но и соответствовать цели которую ставит перед собой предприятие. Система сбалансированных показателей задумана еѐ авторами Роберт Каплан и Девид Нортон как инструмент реализации стратегии развития предприятия. В...
46224. PR как вид публичных коммуникаций и понятие публичной сферы 14.57 KB
  На протяжении человеческой истории сфера публичной коммуникации функционировала как сфера где зарождались и реализовывались практики которые сегодня могут рассматриваться как предшественники и прототипы PR. Публичная сфера это то доступное для граждан место где формируется общественное мнение. В трактовке западных исследователей понятие публичная сфера выглядит так: Публичная сфера это определенное пространство место в котором различные социальные системы правительство партии профсоюзы массмедиа ведут общественную дискуссию...
46226. Структура языкового знака. Аспекты знакового отношения (семантический треугольник Огдена и Ричардса) 14.56 KB
  Структура языкового знака. Таково определение языкового знака предлагаемое словарем 1 167. Значение знака идеально его внешняя форма материальна. Оптимальным способом анализа языкового знака в контексте данной работы является его осмысление как чисто субъективной субстанции существующей исключительно внутри сознания человека.
46227. Историческое развитие лексического состава языка. Источники пополнения словарного запаса 14.55 KB
  Историческое развитие лексического состава языка. Формами существования языка являются: территориальные диалекты говоры наддиалектные языковые образования койне различные социальные диалекты профессиональная речь профессиональные арго тайные корпоративные языки кастовые языки просторечие молодежное арго обиходноразговорная речь литературный язык. В принципе все формы существования языка исключая тайные языки доступны пониманию в пределах данного народа. Формы существования языка различаются между собой составом языковых...
46228. Вариантные обобщения 14.54 KB
  Вариантные обобщения. Обобщение данных состоит из основы обобщения к которой присоединяются различные основы специализаций. Но чаще всего обобщения на основе общего ресурса строится таким образом что начальный адрес для всех размещаемых объектов является одинаковым. Вариантное обобщение Вариант основа обобщения данных в процедурном подходе.