61576

Музыкальный портрет Петрушки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Познакомить обучающихся со знаменитым персонажем русских народных кукольных представлений Петрушкой; рассказать детям о композиторах написавших музыкальные произведения о данном персонаже.

Русский

2014-05-29

23.19 KB

1 чел.

Тема урока: «Музыкальный портрет Петрушки».

Цель урока:

Познакомить обучающихся со знаменитым персонажем русских народных кукольных представлений Петрушкой; рассказать детям о композиторах написавших музыкальные произведения о данном персонаже.

Задачи урока:

  1.  Учить различать смену характера музыки, форму музыкального произведения; внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, воспринимать музыку; проникаться ее эмоциональным содержанием; узнавать по звучанию музыкальные произведения, помнить их название и имена композиторов.
  2.  Способствовать  общему и музыкальному развитию обучающихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.
  3.  Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыка как основы музыкальной грамотности.

Оборудование и наглядные пособия: музыкальные инструменты, компьютер, портреты композиторов.

Название

Содержание

Примечание

I. Организационный момент

Здравствуйте. Ребята! Меня зовут Анна Николаевна. Сегодня урок музыки проведу у вас я. Давайте улыбнемся и с хорошим настроение начнем наше занятие!  

II. АОЗ

Но перед тем как мы начнем изучать нашу новую тему, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке. (О народной песне).

А фрагмент, какой песни вы прослушивали? (Вниз по матушке по Волге). Давайте прослушаем её еще раз. Какой характер у этой песни? Он распевный, ее поют без музыкального сопровождения. Очень часто, такие песни пелись бурлаками.( наёмные рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега или передвигавшие их по воде с помощью весел. )

III. Целеполагание

А сегодня мы с вами продолжим говорить о народном творчестве и познакомимся со знаменитым персонажем русских народных кукольных представлений. А тема нашего занятия «Музыкальный портрет петрушки».

IV. Объяснение нового материала

Петрушка — это кукла-перчатка. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Петрушка – это прозвище балаганной куклы, русского шута, потешника. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах.

Ребята, а любите ли вы кукольные представления?

А вы знаете, что только сейчас в разных городах появились специальные театры, в которых участвуют не обычные люди, а куклы. А раньше кукольные театры были  только бродячими. Артисты ведь много места не занимали, и поэтому их упаковывали либо в большой сундук или в сумку. И с такими сумками на плече и бродили мастера-кукольники из одного города в другой. Сами кукол делали и сами спектакли показывали. Придут в город, где раскинулась праздничная ярмарка, достанут из сундучка артистов-кукол да и начинают представление. Посмотреть такое представление сразу сбегались много детей.

Самой главной игрушкой у кукольников был Петрушка. Он был самым смешным, самым веселым, а поэтому - и самым любимым героем сказочных представлений. Как только над ширмой появлялся колпачок с бубенцами, дети сразу начинали хлопать в ладоши и кричать: «Петрушка, Петрушка!»

Петрушку любили не только дети, но и композиторы разных стан и поэтому посвятили ему много музыки. Ребята, а вы бы хотели, чтобы Петрушка и музыкальные пьесы о нем пришли сегодня и к нам в гости?

Тогда давайте позовем его все вместе!

(Вбегает Петрушка).

Учитель: Здравствуй, Петрушка!

Петрушка: Здравствуй, ребята!

В гости к вам пришел Петрушка –

Всем известная игрушка.

Всем известный молодец,

А на шапке – бубенец!

Я речист и голосист,

Замечательный артист.

Я танцую и пою,

Слушай песенку мою!

Учитель: Петрушка, мы очень рады тебя видеть. Но речь сегодня пойдет не о тебе.

Петрушка(обиженно): Не обо мне? Как же так? Зачем звали, зазывали?!

Учитель: Не обижайся, пожалуйста. Не о тебе, а музыке, которая написана про тебя композиторами.

А какую мы будем музыку слушать сейчас?

Хором несколько раз произносят Пет-руш-ка

VI. Физкультминутка

Петрушка (веселее): Ах, о музыке! Как я рад! Я так люблю музыку! Надеюсь и вы ребята тоже ее любите и давайте сейчас с вами отдохнем и представим, что мы играем на разных музыкальных инструментах!

Вот я люблю, когда барабаны бьют (показывает руками движение барабанщика)!

Тарелки стучат (одна ладонь о другую)!

Трещотки трещат.

Колокольчики звенят.

Ну а ножки устоят?! (топают)

Мы с вами хорошо справились с выступлением и давайте поблагодарим друг друга! (Аплодисменты).

VII. Закрепление

А какую мы будем музыку слушать сейчас?

Учитель: Немецкий композитор Иоханнес Брамс написал песенку, которую так и назвал «Петрушка».

Петрушка: Вот здорово! Наверное, она такая же веселая, как и я сам?

Учитель: Верно, Петрушка! Пусть во время ее звучания ребята помогут своей игрой на музыкальных инструментах. Смотрите ребята, какие музыкальные инструменты. С некоторыми вы познакомились на прошлом уроке. Еще вы сможете сами подпевать эту песенку, она очень простая и понятная.

(Исполняется песенка «Петрушка» И.Брамса. Автор текста М.А.Давыдова.)

1. Дили-дили-динь, стук погремушки!

Дили-дили-динь, какой трезвон!

Дили-дили-динь, пришел Петрушка.

Дили-дили-динь, как весел он.

2. Дили-дили-динь, своей смекалкой

Дили-дили-динь, он всех смешит.

Дили-дили-динь, он машет палкой.

Дили-дили-динь, в тарелки он стучит.

3. Дили-дили-динь, на представленье

Дили-дили-динь, всех кличет он.

Дили-дили-динь, далеко слышен

Дили-дили-динь, бубенчиков трезвон.

Учитель: Молодцы ребята, давайте похлопаем в ладоши тому, как мы с вами хорошо исполнили эту песню.

Петрушка: Вот какую хорошую песенку сочинил обо мне Брамс. Она тоже веселая, радостная, звонкая как и я сам.

Учитель: Петрушка, а ты знаешь, что у тебя много родственников  в других странах? Подобных тебе кукол – весельчаков делали кукольники Италии, Англии, Франции. Только назывались они по-разному но, похоже. В Италии- Пульчинелла, В Англии- Панч, во Франции- Полишинель.

Петрушка: Вот здорово! Теперь я буду знать, что в других городах живут мои друзья или можно даже сказать родственники.

Учитель: Об одном таком приятеле, французском Петрушке по имени Полишинель, написал свою пьесу русский композитор Рахманинов. Эта пьеса так и называется – «Полишинель».Сейчас мы ее с вами послушаем.

Обратите свое внимание на самое начало пьесы. Она начинается так: прозвучит музыкальный аккорд, а потом пауза, то есть тишина. Затем снова аккорд – и снова пауза. Кажется, будто Полишинель несколько раз выглядывает из-за ширмы, подмигивает зрителям и снова прячется. Потом он выпрыгивает и тут начинается веселое представление!

(Прослушивание отрывка пьес С.Р. Рахманинова «Полишинель» или начального отрывка из нее).

Учитель: Ребята, а какой характер носит пьеса? (Громкий, бурный. Наверное, композитор хотел передать в музыке, как веселая кукла резвиться перед ребятами и изо всех сил старается их насмешить).

А сейчас мы с вами еще прослушаем отрывок из балета. Он называется «Танец оживших кукол». Представьте себе широкую ярмарку, на которую приносит кукол-артистов хозяин-кукольник. Зазвучала музыка, и куклы оживают. (Прослушивание).

Ребята, как вы думаете, какой характер носит музыка в этом произведении? (Музыка звучит громко, задорно. Но при этом ее главная мелодия часто повторяется, словно куклы, как заводные, автоматически делают одни и те же  танцевальные движения.)

Петрушка: Какой же музыкой мы завершим нашу сегодняшнюю встречу?

Учитель: Ребята, а давайте представим, что все родственники Петрушки из других стан пришли к нам в гости.

Петрушка: Ура! И мы все вместе прыгаем, кувыркаемся, смеемся! Гоп-гоп-гоп!

Учитель: Сейчас мы с вами прослушаем пьесу композитора Дмитрия Кабалевского «Клоуны». Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский сочинил много музыки для детей. В своих пьесах он рассказывает о разном настроении, разных играх и игрушках.

Вспомните, как выступают клоуны в цирке?(Сначала они хохочут, а потом у них фонтаном льются слезы, а потом они снова смеются).Вот и пьеса «Клоуны» необычная. (Прослушивание пьесы «Клоуны».)

Ребята, как звучит музыка в пьесе? (В ней постоянно меняются музыкальные лады: то звучит веселый мажор, то несколько грустный минор).

Учитель: Ну, вот, сегодня мы познакомились с тем, как композиторы разных стран изображали образ Петрушки в своей музыке. И наш урок подошел к концу. Может Петрушка хочет нам что - то сказать на последок?

Петрушка: 

Краснощекий я Петрушка,

Я не кукла, не зверушка,

Я мальчишка развеселый,

К вам пришел я в гости в школу.

Развеселый я проказник,

Вам устроил нынче праздник.

Песни, танцы, игры, шутки

И веселые минутки.

Я – мальчишка - сорванец.

До свидания. Конец!

Удары инструментов должны приходиться на последние слоги фразы «дили-дили-динь».

VIII. Итог урока

О чем мы говорили сегодня на уроке? Что больше всего вам запомнилось? Что было для вас самым интересным? Ну, теперь давайте улыбнемся и тем самым поблагодарим друг друга за работу. Всем спасибо! Урок окончен.

Учитель задает вопросы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39427. Разработка линии связи между ОП1 (Гомель) и ОП2 (Мозырь) через ПВ (Наровля) 281 KB
  В состав оборудования ИКМ120 входят: оборудование вторичного временного группообразования ВВГ конечное оборудование линейного тракта ОЛТ необслуживаемые регенерационные пункты НРП а также комплект контрольноизмерительных приборов КИП. Сформированный в оборудовании ВВГ цифровой сигнал в коде МЧПИ или ЧПИ HDB3 или MI поступает в оконечное оборудование линейного тракта которое осуществляет согласование выхода оборудование ВВГ с линейным трактом дистанционное питание НРП телеконтроль и сигнализацию о состоянии оборудования линейного...
39429. МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ (цифровые) 1.6 MB
  Таблица 2 Основные параметры системы передачи Параметр Значение параметра Число организуемых каналов Скорость передачи информации кбит с Тип линейного кода Амплитуда импульсов в линии В Расчетная частота кГц Номинальное затухание участка регенерации дБ Номинальное значение тока ДП мА Допустимые значения напряжения ДП В Максимальное расстояние ОРПОРП Максимальное число НРП между ОРП Максимальное число НРП в полу секции ДП 1. Для размещения НРП необходимо определить номинальную длину участка регенерации lном. Число НРП между...
39430. Цифровые системы передачи (ЦСП) 322.5 KB
  Целью данного курсового проекта является формирование у студентов твердых теоретических знаний в области современных систем телекоммуникаций а также приобретение ими практических навыков и умений по технической эксплуатации и техническому обслуживанию цифровых систем передачи работающих на сети связи Республики Беларусь. Задачи курсового проектирования: изучение основ теории цифровых систем передачи и принципов построения образованных на их базе каналов передачи для видов первичных электрических сигналов телефонных телеграфных звукового...
39432. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛИНИИ ПЕРЕДАЧИ. Расчет напряжения дистанционного питания 106.5 KB
  Расчет вероятности ошибки. Расчет затухания участков регенерации Для проверки правильности предварительного размещения НРП необходимо определить вероятность ошибки которая зависит от величины защищенности.3 Расчет вероятности ошибки. Расчет допустимой вероятности ошибки Переходные помехи и собственные шумы корректирующих усилителей приводят к появлению ошибок в цифровом сигнале которые вызывают искажение передаваемой информации.
39433. ЦИФРОВЫЕ И МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ УСТРОЙСТВА 2.49 MB
  наук Ц75 Цифровые и микропроцессорные устройства : методические указания и задания к курсовому проекту для студентов специальностей 245 01 03 Сети телекоммуникаций 245 01 02 Системы радиосвязи радиовещания и телевидения. УДК ББК ISBN Учреждение образования Высший государственный колледж связи 2011 ВВЕДЕНИЕ Курсовой проект по дисциплине Цифровые и микропроцессорные устройства выполняется студентами специальностей 245 01 02 Системы радиосвязи радиовещания и телевидения 245 01 03 Сети телекоммуникаций третьего курса...
39434. МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ (ЦИФРОВЫЕ) ЦСП 591.5 KB
  Выбор и характеристика системы передачи. В большинстве промышленно развитых стран осуществляется массовый выпуск цифровых систем передачи ЦСП использующих принципы импульснокодовой модуляции ИКМ и предназначенных для организации многоканальной передачи по городским соединительным линиям между АТС а также по междугородным линиям связи. В нашей стране применяется аппаратура для городских телефонных сетей обеспечивающих организацию 30 каналов ТЧ первичная система передачи ИКМ30 аппаратура для городских и зоновых...
39435. Создание качественных каналов и связи на направлении Брест-Кобрин-Пинск 314.5 KB
  В состав аппаратуры ИКМ120у входят: аналогоцифровое оборудование формирования стандартных первичных цифровых потоков АЦО оборудование вторичного временного группообразования ВВГ оконечное оборудование линейного тракта ОЛТ необслуживаемые регенерационные пункты НРП. В состав аппаратуры входят: оборудование вторичного временнго преобразования ВВГ оконечное оборудование линейного тракта ОЛТ необслуживаемые регенерационные пункты НРП а также комплект контрольноизмерительных приборов КИП. Оконечное оборудование линейного тракта...