61576

Музыкальный портрет Петрушки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Познакомить обучающихся со знаменитым персонажем русских народных кукольных представлений Петрушкой; рассказать детям о композиторах написавших музыкальные произведения о данном персонаже.

Русский

2014-05-29

23.19 KB

1 чел.

Тема урока: «Музыкальный портрет Петрушки».

Цель урока:

Познакомить обучающихся со знаменитым персонажем русских народных кукольных представлений Петрушкой; рассказать детям о композиторах написавших музыкальные произведения о данном персонаже.

Задачи урока:

  1.  Учить различать смену характера музыки, форму музыкального произведения; внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, воспринимать музыку; проникаться ее эмоциональным содержанием; узнавать по звучанию музыкальные произведения, помнить их название и имена композиторов.
  2.  Способствовать  общему и музыкальному развитию обучающихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.
  3.  Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыка как основы музыкальной грамотности.

Оборудование и наглядные пособия: музыкальные инструменты, компьютер, портреты композиторов.

Название

Содержание

Примечание

I. Организационный момент

Здравствуйте. Ребята! Меня зовут Анна Николаевна. Сегодня урок музыки проведу у вас я. Давайте улыбнемся и с хорошим настроение начнем наше занятие!  

II. АОЗ

Но перед тем как мы начнем изучать нашу новую тему, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке. (О народной песне).

А фрагмент, какой песни вы прослушивали? (Вниз по матушке по Волге). Давайте прослушаем её еще раз. Какой характер у этой песни? Он распевный, ее поют без музыкального сопровождения. Очень часто, такие песни пелись бурлаками.( наёмные рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега или передвигавшие их по воде с помощью весел. )

III. Целеполагание

А сегодня мы с вами продолжим говорить о народном творчестве и познакомимся со знаменитым персонажем русских народных кукольных представлений. А тема нашего занятия «Музыкальный портрет петрушки».

IV. Объяснение нового материала

Петрушка — это кукла-перчатка. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Петрушка – это прозвище балаганной куклы, русского шута, потешника. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах.

Ребята, а любите ли вы кукольные представления?

А вы знаете, что только сейчас в разных городах появились специальные театры, в которых участвуют не обычные люди, а куклы. А раньше кукольные театры были  только бродячими. Артисты ведь много места не занимали, и поэтому их упаковывали либо в большой сундук или в сумку. И с такими сумками на плече и бродили мастера-кукольники из одного города в другой. Сами кукол делали и сами спектакли показывали. Придут в город, где раскинулась праздничная ярмарка, достанут из сундучка артистов-кукол да и начинают представление. Посмотреть такое представление сразу сбегались много детей.

Самой главной игрушкой у кукольников был Петрушка. Он был самым смешным, самым веселым, а поэтому - и самым любимым героем сказочных представлений. Как только над ширмой появлялся колпачок с бубенцами, дети сразу начинали хлопать в ладоши и кричать: «Петрушка, Петрушка!»

Петрушку любили не только дети, но и композиторы разных стан и поэтому посвятили ему много музыки. Ребята, а вы бы хотели, чтобы Петрушка и музыкальные пьесы о нем пришли сегодня и к нам в гости?

Тогда давайте позовем его все вместе!

(Вбегает Петрушка).

Учитель: Здравствуй, Петрушка!

Петрушка: Здравствуй, ребята!

В гости к вам пришел Петрушка –

Всем известная игрушка.

Всем известный молодец,

А на шапке – бубенец!

Я речист и голосист,

Замечательный артист.

Я танцую и пою,

Слушай песенку мою!

Учитель: Петрушка, мы очень рады тебя видеть. Но речь сегодня пойдет не о тебе.

Петрушка(обиженно): Не обо мне? Как же так? Зачем звали, зазывали?!

Учитель: Не обижайся, пожалуйста. Не о тебе, а музыке, которая написана про тебя композиторами.

А какую мы будем музыку слушать сейчас?

Хором несколько раз произносят Пет-руш-ка

VI. Физкультминутка

Петрушка (веселее): Ах, о музыке! Как я рад! Я так люблю музыку! Надеюсь и вы ребята тоже ее любите и давайте сейчас с вами отдохнем и представим, что мы играем на разных музыкальных инструментах!

Вот я люблю, когда барабаны бьют (показывает руками движение барабанщика)!

Тарелки стучат (одна ладонь о другую)!

Трещотки трещат.

Колокольчики звенят.

Ну а ножки устоят?! (топают)

Мы с вами хорошо справились с выступлением и давайте поблагодарим друг друга! (Аплодисменты).

VII. Закрепление

А какую мы будем музыку слушать сейчас?

Учитель: Немецкий композитор Иоханнес Брамс написал песенку, которую так и назвал «Петрушка».

Петрушка: Вот здорово! Наверное, она такая же веселая, как и я сам?

Учитель: Верно, Петрушка! Пусть во время ее звучания ребята помогут своей игрой на музыкальных инструментах. Смотрите ребята, какие музыкальные инструменты. С некоторыми вы познакомились на прошлом уроке. Еще вы сможете сами подпевать эту песенку, она очень простая и понятная.

(Исполняется песенка «Петрушка» И.Брамса. Автор текста М.А.Давыдова.)

1. Дили-дили-динь, стук погремушки!

Дили-дили-динь, какой трезвон!

Дили-дили-динь, пришел Петрушка.

Дили-дили-динь, как весел он.

2. Дили-дили-динь, своей смекалкой

Дили-дили-динь, он всех смешит.

Дили-дили-динь, он машет палкой.

Дили-дили-динь, в тарелки он стучит.

3. Дили-дили-динь, на представленье

Дили-дили-динь, всех кличет он.

Дили-дили-динь, далеко слышен

Дили-дили-динь, бубенчиков трезвон.

Учитель: Молодцы ребята, давайте похлопаем в ладоши тому, как мы с вами хорошо исполнили эту песню.

Петрушка: Вот какую хорошую песенку сочинил обо мне Брамс. Она тоже веселая, радостная, звонкая как и я сам.

Учитель: Петрушка, а ты знаешь, что у тебя много родственников  в других странах? Подобных тебе кукол – весельчаков делали кукольники Италии, Англии, Франции. Только назывались они по-разному но, похоже. В Италии- Пульчинелла, В Англии- Панч, во Франции- Полишинель.

Петрушка: Вот здорово! Теперь я буду знать, что в других городах живут мои друзья или можно даже сказать родственники.

Учитель: Об одном таком приятеле, французском Петрушке по имени Полишинель, написал свою пьесу русский композитор Рахманинов. Эта пьеса так и называется – «Полишинель».Сейчас мы ее с вами послушаем.

Обратите свое внимание на самое начало пьесы. Она начинается так: прозвучит музыкальный аккорд, а потом пауза, то есть тишина. Затем снова аккорд – и снова пауза. Кажется, будто Полишинель несколько раз выглядывает из-за ширмы, подмигивает зрителям и снова прячется. Потом он выпрыгивает и тут начинается веселое представление!

(Прослушивание отрывка пьес С.Р. Рахманинова «Полишинель» или начального отрывка из нее).

Учитель: Ребята, а какой характер носит пьеса? (Громкий, бурный. Наверное, композитор хотел передать в музыке, как веселая кукла резвиться перед ребятами и изо всех сил старается их насмешить).

А сейчас мы с вами еще прослушаем отрывок из балета. Он называется «Танец оживших кукол». Представьте себе широкую ярмарку, на которую приносит кукол-артистов хозяин-кукольник. Зазвучала музыка, и куклы оживают. (Прослушивание).

Ребята, как вы думаете, какой характер носит музыка в этом произведении? (Музыка звучит громко, задорно. Но при этом ее главная мелодия часто повторяется, словно куклы, как заводные, автоматически делают одни и те же  танцевальные движения.)

Петрушка: Какой же музыкой мы завершим нашу сегодняшнюю встречу?

Учитель: Ребята, а давайте представим, что все родственники Петрушки из других стан пришли к нам в гости.

Петрушка: Ура! И мы все вместе прыгаем, кувыркаемся, смеемся! Гоп-гоп-гоп!

Учитель: Сейчас мы с вами прослушаем пьесу композитора Дмитрия Кабалевского «Клоуны». Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский сочинил много музыки для детей. В своих пьесах он рассказывает о разном настроении, разных играх и игрушках.

Вспомните, как выступают клоуны в цирке?(Сначала они хохочут, а потом у них фонтаном льются слезы, а потом они снова смеются).Вот и пьеса «Клоуны» необычная. (Прослушивание пьесы «Клоуны».)

Ребята, как звучит музыка в пьесе? (В ней постоянно меняются музыкальные лады: то звучит веселый мажор, то несколько грустный минор).

Учитель: Ну, вот, сегодня мы познакомились с тем, как композиторы разных стран изображали образ Петрушки в своей музыке. И наш урок подошел к концу. Может Петрушка хочет нам что - то сказать на последок?

Петрушка: 

Краснощекий я Петрушка,

Я не кукла, не зверушка,

Я мальчишка развеселый,

К вам пришел я в гости в школу.

Развеселый я проказник,

Вам устроил нынче праздник.

Песни, танцы, игры, шутки

И веселые минутки.

Я – мальчишка - сорванец.

До свидания. Конец!

Удары инструментов должны приходиться на последние слоги фразы «дили-дили-динь».

VIII. Итог урока

О чем мы говорили сегодня на уроке? Что больше всего вам запомнилось? Что было для вас самым интересным? Ну, теперь давайте улыбнемся и тем самым поблагодарим друг друга за работу. Всем спасибо! Урок окончен.

Учитель задает вопросы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46075. Дислалия. Классификация нарушений звукопроизношения 25 KB
  К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи фонем при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем что у ребенка не образовались акустические или артикуляционые образцы отдельных звуков. Фонемы не различаются по своему звучанию что приводит к замене звуков.
46076. Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии (В 65) 25 KB
  Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Ребенок должен научиться: узнавать звуки речи отличать один от другого по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль и оценивать качество произносимого звука; принимать необходимые артикуляционные позиции обеспечивающие нормированный звук; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими в...
46077. Ринолалия. Причины, механизмы, основные формы нарушения 29 KB
  Такое нарушения резонанса происходит в результате неправильного направления голосовой или дыхательной струи вследствие механического дефекта носовой полости носоглотки мягкого и твердого неба или расстройства функции мягкого неба. Назальный носовой оттенок речи связан с наличием широкого сообщения между ротовой и носовой полостью и недостаточным смыканием носоглоточного прохода изза укороченного мягкого неба. Расстройство звукообразования зависит : от нарушения деятельности мышечного аппарата мягкого неба глотки и языка; от...
46078. Система коррекционного воздействия при ринолалии в дооперационный период 29.5 KB
  Коррекция гласных предусматривает продвижение языка к нижним зубам и произнесение их на диафрагмальном выдохе в грудном регистре. Начинают с протяжного произнесения гласных ааа эээ на мягком выдохе в грудном регистре. Постановка гласных начинается с а и э которые к этому времени достаточно отработаны артикуляционными упражнениями. Это обусловлено на изменении силы необходимой для удержания сегментов неба в горизонтальном положении и на возрастании объема глоточной полости при артикуляции гласных из которых у и обладают наиболее...
46079. Система коррекционного воздействия при ринолалии в послеоперационный период 28.5 KB
  Постановка гласных звуков. Занятия снова начинают с проговаривания гласных звуков а и э. Как только небо станет удерживаться в подъеме 1 2 секунды следует приступать к нормализации резонанса гласных звуков. Ребенок упражняется в начале в проговаривании изолированных гласных звуков а затем в сочетаниях по 23 звука.
46080. Характеристика различных аспектов изучения дизартрии 14 KB
  Характеристика различных аспектов изучения дизартрии. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков нарушениях голосообразования а также в изменениях темпа речи ритма и интонации. Причинами дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Клиническая картина дизартрии впервые была описана более ста лет назад у взрослых в рамках псевдобульбарного...
46081. Дизартрия. Этиология, механизмы нарушения, симптоматика 19.5 KB
  Этиология дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних экзогенных факторов воздействующих во внутриутробном периоде развития в момент родов и после рождения. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса сочетающиеся с нарушениями речевой моторики и речевого дыхания. При дизартрии в отличие от дислалии может нарушаться произношение как согласных так и гласных звуков. В зависимости от нарушений все дефекты...
46082. Классификация дизартрии, характеристика основных форм и степеней нарушения 35 KB
  У детей с описываемой формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки снижается также тонус мышц атония. Иногда при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха осложняющее речевой дефект. Наблюдается инертность иннервационного импульса. Наблюдается при поражении мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС.
46083. Характеристика основных направлений коррекционной работы при различных формах дизартрии 29 KB
  Развитие артикуляционной моторики речевого дыхания постановка и закрепление звуков в речи. Важная задача развитие слухового восприятия и звукового анализа а также восприятия и воспроизведения ритма. Основная цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности расслабление мышц артикуляционного аппарата выработка контроля над положением рта развитие артикуляционных движений развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений...