61578

Свободное падение тел

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Для учителя: 1 введение понятия свободного падения тел ускорения свободного падения реализация межпредметных связей с астрономией технологией...

Русский

2014-05-29

395.33 KB

5 чел.

Никулин Максим Сергеевич 341 группа.

Конспект урока по физике.

Тема урока: Свободное падение тел.

Цели урока:

  1.  Для учителя: 1) введение понятия свободного падения тел, ускорения свободного падения, реализация межпредметных связей с астрономией, технологией; 2) способствовать развитию критического мышления; продолжить развитие навыков работы с учебной литературой  (выделение главного,  изложение материала,  развитие внимательности,  умений сравнивать,  анализировать и обобщать факты); 3) развитие научного мировоззрения и любознательности.
  2.  Для ученика: 1) понять новый материал; запомнить новые термины; 2) овладеть умениями и навыками анализа результатов эксперимента; продолжить развитие навыков работы с учебной литературой  (выделение главного,  изложение материала,  развитие внимательности,  умений сравнивать,  анализировать и обобщать факты).

Тип урока: Изучение нового материала.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Предварительный опрос.

3. Усвоение новых знаний.

4. Обобщение и систематизация знаний.

5. Закрепление нового материала.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся.

Отмечает явку. Проверяет готовность к занятию.

Сегодня мы продолжаем изучать динамику движения тел и рассмотрим такую тему, как «свободное падение тела». Думаю, понятие «падения тела» вам известно, нам в течение сегодняшнего урока предстоит выяснить суть свободного падения. Оказывается, не так все просто, как может показаться на первый взгляд. В ходе урока мы рассмотрим условия свободного падения тел, введем понятие ускорения свободного падения, детально изучим падение тел на поверхность Земли.

Приветствуют преподавателя.

Адаптируются к рабочему месту.

Осмысливают поставленные

преподавателем учебные цели.

Записывают в тетради дату, тему занятия.

2. Предварительный опрос.

Оценивает активность учеников, наличие знаний, необходимых для прохождения нового материала.

Прежде чем приступить к рассмотрению этой темы, давайте вспомним некоторые определения, которые нами были изучены ранее. Без них рассмотрение свободного падения будет затруднительно. Активность будет положительно оценена.

- Что такое мгновенная скорость?

- Какое движение называют равномерным, а какое равноускоренным?

- Почему тела движутся?

- Второй закон Ньютона.

Замечательно, мы вспомнили и еще раз повторили все необходимые нам понятия. Приступаем к рассмотрению материала.

Вспоминают пройденный ранее материал, работают с учебником и конспектом, отвечают на вопросы.

3. Усвоение новых знаний.

Все мы наблюдаем каждый день падения тел в большом количестве. Например, как это:

Роняет ручку.

Но что значит свободное падение тел? У кого будут идеи по этому поводу?

Хорошо. Давайте поставим еще один эксперимент. Бросим одновременно маленький металлический шарик и пушинку.

Внимательно смотрим.

Бросает шарик и пушинку.

Что мы наблюдали?

А вы никогда не задумывались с чем это связано? Ведь такой опыт наверняка у вас был в жизни и не раз.

Хорошо, проведем еще один эксперимент. Бросим одновременно деревянный и металлический шарики одинаковой формы. Для этого мне нужен ассистент. Кто поможет?

Какой шарик тяжелее? На много?

А теперь бросай одновременно шарики.

Спасибо, садись на место.

Почему  шарики упали одновременно? Выходит дело не в массе. Проблема. Как объяснить ситуацию?

Предлагаю провести более сложный эксперимент.

Но перед этим, прошу одного добровольца выйти к доске и перерисовать из учебника рис. 27 (линейку, со шкалой и отметками перемещения шарика, через 0,1 секунды)

Возьмем герметичную стеклянную трубку длинной около метра, внутри нее находятся: дробинка, птичье перышко и монетка. На одном из концов трубки есть кран, откачаем воздух из нее. Какой из предметов трубке упадет первым, когда я ее переверну? Или все упадут одновременно?

Переворачивает трубку. Все тела падают с одинаковым ускорением и достигают дна одновременно.

В чем дело? Почему в трубке предметы падают одновременно, а в комнате нет?

Обратите внимание на условия в трубке и в комнате. В чем разница?

Верно. На тело, падающее в комнате, действует сила тяжести и сопротивление воздуха. А в трубке мы убрали сопротивление воздуха. И получили свободное падение тел. С чем вас и поздравляю. Прошу, сформулируйте определения свободного падения тел.

Свободным падением называется движение тел под действием силы тяжести и только нее.

Выбирает ученика и спрашивает определение.

Теперь обратимся к нашему рисунку на доске. Это стробоскопическая фотография свободно падающего шарика, через равные промежутки времени.

Запишем модули векторов перемещения шарика в каждый момент времени.

Отношение модулей векторов перемещений, совершенных шариком за последовательные равные промежутки времени, свидетельствует о том, что шарик в свободном падении двигался равноускоренно.

Шарик с момента начала движения прошел 1.23 м за 0.5 с, начальная скорость равнялась нулю. По этим данным мы можем вычислить модуль вектора ускорения движения шарика. Как это сделать, если мы знаем, что движение равноускоренное, имеем перемещение, начальную скорость и время?

Прошу проделайте это самостоятельно и скажите мне ответ.

Верный ответ.

Учитель открывает другую сторону доски, где показан вывод.

S = (a t^2)/2; a = (2 S)/t^2; g = 2 (1,23 м)/(0,25 с^2) = 9,84 м/с2

И так, мы получили значение ускорения свободного падения. Его принято обозначать через константу g (первой буквой латинского слова gravitas – тяжесть). Существуют более точные методы определения g, но мы будем пользоваться приближенным значением 9.8 м/с2 или 10 м/с2.

Запишем уравнение для скорости при равноускоренном движении:

V =V0 + a t

Фактически, роняя деревянный и металлический шарики, мы повторили опыт Галилея, который еще в конце XVI в. определил, что ускорение свободного падения не зависит от массы тела. Роняя такие же шарики с башни, он обнаружил, что шары, имея разные массы, достигали земли практически одновременно.

Выполняют записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы по теме для систематизации учебного материала.

Участвуют в решении поставленных задач.

Задают вопросы.

Пушинка падает медленно, а шарик быстро.

Пушинка легкая, шарик тяжелый.

Выходит ученик.

Металлический. Да, деревянный - как пушинка.

Бросает

Форма падающих тел.

Выходит ученик.

Замешательство. Дробинка, монетка, одновременно, не упадет ни один и т.п.

Замешательство.

Откачали воздух из трубки.

Предлагают различные формулировки.

Отвечает определение.

Ученики записывают.

Нужно записать формулу для перемещения при равноускоренном движении и выразить ускорение.

9.84 м/с2

4. Обобщение и систематизация знаний.

Проводит эвристическую беседу по вопросам:

-  Свободное падение тела;

- Падение тел в воздушном пространстве;

- Ускорение свободного падения.

- Почему пух и металлический шарик падают с разной скоростью?

Контролирует полноту понимания и усвоения материала. Отвечает на вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы;

Задают вопросы.

5. Закрепление нового материала.

Вопросы:

- Что называется свободным падением тела?

- Зависит ли ускорение свободного падения от массы, объема, формы тела?

- Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?

Задачи:

1. С какой высоты падала сосулька, если расстояние до земли она преодолела за 4 с?

2. Определите время падения монетки, если ее выронили из рук на высоте 80 см над землей. (g = 10 м/с2)

3. Маленький стальной шарик упал с высоты 45 м. Сколько времени длилось его падение? Какое перемещение совершил шарик за первую и последнюю секунды своего движения? (g = 10 м/с2

Выполняют предложенную учителем работу на оценку, отвечая на вопросы и решая задачи у доски, используя конспект и учебник.

Записывают решение задач в тетрадь.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Подводит итог, говоря об основных трудностях изучения темы, степени усвоения знаний различными учащимися.

Для плохо усвоивших намечает траекторию повторения неусвоенных тем.

Отвечают на вопросы.

Делают самоанализ изучения.

Называют основные трудности.

Подводя итог, говорят о практическом применении полученных знаний.

8. Домашнее задание.

Параграф 13 разобрать. Задачи 2,3 в конце параграфа.

Записывают домашнее задание


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22653. Фотони, квантування електромагнітного поля. Фотони 114.5 KB
  Якщо розглядати поля в обмеженому об`ємі то можна розкласти в ряд Фур`є накладаючи умови періодичності на біжучі плоскі хвилі з урахуванням того що дійсне : і хвильове рівняння перетвориться на рівняння для гармонічного осцилятора: Повна енергія електромагнітного поля в об`ємі : Якщо перейти від комплексних до дійсних т.; То вираз для енергії набуває вигляду Оскільки а отже то можна розкласти ці вектори на два компоненти в площині перпендикулярній: це система гармонічних осциляторів нормальні координати....
22654. Поширення світла в діелектричних середовищах. Дисперсія і поглинання 121.5 KB
  Поширення світла в діелектричних середовищах. Дисперсією світла називається залежність абсолютного показника заломлення від частоти падаючого на дану речовину світла Елм хвилі З означення швидкості світла слідує що також залежить від частоти Дисперсія світла виникає в результаті вимушених коливань заряджених частинок електронів і іонів під дією змінного поля елм хвилі. В класичній теорії дисперсії оптичний електрон розглядається як затухаючий гармонічний осцилятор: где частота власних коливань радіус вектор электрона...
22655. Когерентність хвиль. Явище інтерференції. Інтереферометри 2.34 MB
  Інтереферометри Якщо при складанні двох коливань різніця фаз коливань хаотично змінюється за час спостереження то коливання називаються некогерентними. Тоді середня енергія результуючого коливання дорівнює сумі середніх енергій початкових коливань. амплітуди початкових коливань. Якщо при складанні двох коливань різніця фаз коливань зберігається за час спостереження то коливання називаються когерентними.
22656. Явище дифракції світла. Дифракція Фраунгофера. Дифракція Френеля 1.35 MB
  Дифракція Фраунгофера. Дифракція Френеля. Дифракція світла явище огинання світлом контурів тіл і відповідно проникнення світла в область геометричної тіні. Дифракція є проявом хвильових властивостей світла.
22657. Роздільна здатність оптичних приладів 70 KB
  Характеризує здатність давати зображення двох близько розташованих одна від одної точок обєкта рознесених в просторі. Найменша лінійна кутова відстань між двома точками починаючи з якої їх зображення зливаються і не розрізняються наз. Релей ввів критерій згідно до якого: зображення двох точок можна розрізнити якщо дифр. Предмет знаходиться на а зображення утворюється в фокальній площині об`єктива телескопа з фокусною відстанню f .
22658. Принципы объединения сетей на основе протоколов сетевого уровня 138.5 KB
  Протоколы сетевого уровня реализуется, как правило, в виде программных модулей и выполняются на конечных узлах-компьютерах, называемых хостами, а также на промежуточных узлах-маршрутизаторах, называемых шлюзами. Функции маршрутизаторов могут выполнять как специализированные устройства, так и универсальные компьютеры с соответствующим программным обеспечением.
22659. Інтерференція поляризованих променів при проходженні через кристали 89 KB
  Світло поширюється вздовж вісі OZ. Ніколь N1 забезпечує лінійно поляризоване світло в площині XOY. На пластинку падає лінійно поляризоване світлоко де розпадається на звичайний і незвичайний промені.векторів звичайної і незвичайної хвиль на вході в пластинку у вигляді: де різниця фаз між звичайним і не звичайним променями Склавши два останні рівняння отримаємо Розглянемо два випадки: 1 еліптично поляризоване світло.
22660. Явища обертання площини поляризації падаючого світла в речовинах 359 KB
  Явища обертання площини поляризації падаючого світла в речовинах Відомо що світло це поперечна хвиля тобто вона розповсюджується у напрямку  до площини що утворюють вектори E та H. Частковим випадком еліптичної поляризації є колова поляризація. Деякі речовини при проходженні через них світла можуть змінювати площину поляризації. Це пояснюється поворотом площини поляризації що здійснюється оптично активним зразком схема: Джерело поляризатор зразок аналізатор Розглянемо явище у різних середовищах: 1 Усі одновісні оптично активні...
22661. Основні закони випромінювання. Ф-ла Планка 381 KB
  Основні закони випромінювання. Закон СтефанаБольцмана для ачт : M=σT4 де М енергетична густина випромінення σконстанта Стеф. Закон зміщення Віна: Tλmax=b де bconst яка не залежить від темпер. Класичній підхід: ймовірність що енергія моди лежить в проміжку тоді отримуємо формулу РелеяДжинса: ; Планк: тоді: формула Планка З формули Планка можна отримати закон зміщення Віна і М Т4 при Закон Кіргофа: спектральна випромінююча здатність поглинаюча здатність Це відношення не залежить від природи...