61578

Свободное падение тел

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Для учителя: 1 введение понятия свободного падения тел ускорения свободного падения реализация межпредметных связей с астрономией технологией...

Русский

2014-05-29

395.33 KB

5 чел.

Никулин Максим Сергеевич 341 группа.

Конспект урока по физике.

Тема урока: Свободное падение тел.

Цели урока:

  1.  Для учителя: 1) введение понятия свободного падения тел, ускорения свободного падения, реализация межпредметных связей с астрономией, технологией; 2) способствовать развитию критического мышления; продолжить развитие навыков работы с учебной литературой  (выделение главного,  изложение материала,  развитие внимательности,  умений сравнивать,  анализировать и обобщать факты); 3) развитие научного мировоззрения и любознательности.
  2.  Для ученика: 1) понять новый материал; запомнить новые термины; 2) овладеть умениями и навыками анализа результатов эксперимента; продолжить развитие навыков работы с учебной литературой  (выделение главного,  изложение материала,  развитие внимательности,  умений сравнивать,  анализировать и обобщать факты).

Тип урока: Изучение нового материала.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Предварительный опрос.

3. Усвоение новых знаний.

4. Обобщение и систематизация знаний.

5. Закрепление нового материала.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся.

Отмечает явку. Проверяет готовность к занятию.

Сегодня мы продолжаем изучать динамику движения тел и рассмотрим такую тему, как «свободное падение тела». Думаю, понятие «падения тела» вам известно, нам в течение сегодняшнего урока предстоит выяснить суть свободного падения. Оказывается, не так все просто, как может показаться на первый взгляд. В ходе урока мы рассмотрим условия свободного падения тел, введем понятие ускорения свободного падения, детально изучим падение тел на поверхность Земли.

Приветствуют преподавателя.

Адаптируются к рабочему месту.

Осмысливают поставленные

преподавателем учебные цели.

Записывают в тетради дату, тему занятия.

2. Предварительный опрос.

Оценивает активность учеников, наличие знаний, необходимых для прохождения нового материала.

Прежде чем приступить к рассмотрению этой темы, давайте вспомним некоторые определения, которые нами были изучены ранее. Без них рассмотрение свободного падения будет затруднительно. Активность будет положительно оценена.

- Что такое мгновенная скорость?

- Какое движение называют равномерным, а какое равноускоренным?

- Почему тела движутся?

- Второй закон Ньютона.

Замечательно, мы вспомнили и еще раз повторили все необходимые нам понятия. Приступаем к рассмотрению материала.

Вспоминают пройденный ранее материал, работают с учебником и конспектом, отвечают на вопросы.

3. Усвоение новых знаний.

Все мы наблюдаем каждый день падения тел в большом количестве. Например, как это:

Роняет ручку.

Но что значит свободное падение тел? У кого будут идеи по этому поводу?

Хорошо. Давайте поставим еще один эксперимент. Бросим одновременно маленький металлический шарик и пушинку.

Внимательно смотрим.

Бросает шарик и пушинку.

Что мы наблюдали?

А вы никогда не задумывались с чем это связано? Ведь такой опыт наверняка у вас был в жизни и не раз.

Хорошо, проведем еще один эксперимент. Бросим одновременно деревянный и металлический шарики одинаковой формы. Для этого мне нужен ассистент. Кто поможет?

Какой шарик тяжелее? На много?

А теперь бросай одновременно шарики.

Спасибо, садись на место.

Почему  шарики упали одновременно? Выходит дело не в массе. Проблема. Как объяснить ситуацию?

Предлагаю провести более сложный эксперимент.

Но перед этим, прошу одного добровольца выйти к доске и перерисовать из учебника рис. 27 (линейку, со шкалой и отметками перемещения шарика, через 0,1 секунды)

Возьмем герметичную стеклянную трубку длинной около метра, внутри нее находятся: дробинка, птичье перышко и монетка. На одном из концов трубки есть кран, откачаем воздух из нее. Какой из предметов трубке упадет первым, когда я ее переверну? Или все упадут одновременно?

Переворачивает трубку. Все тела падают с одинаковым ускорением и достигают дна одновременно.

В чем дело? Почему в трубке предметы падают одновременно, а в комнате нет?

Обратите внимание на условия в трубке и в комнате. В чем разница?

Верно. На тело, падающее в комнате, действует сила тяжести и сопротивление воздуха. А в трубке мы убрали сопротивление воздуха. И получили свободное падение тел. С чем вас и поздравляю. Прошу, сформулируйте определения свободного падения тел.

Свободным падением называется движение тел под действием силы тяжести и только нее.

Выбирает ученика и спрашивает определение.

Теперь обратимся к нашему рисунку на доске. Это стробоскопическая фотография свободно падающего шарика, через равные промежутки времени.

Запишем модули векторов перемещения шарика в каждый момент времени.

Отношение модулей векторов перемещений, совершенных шариком за последовательные равные промежутки времени, свидетельствует о том, что шарик в свободном падении двигался равноускоренно.

Шарик с момента начала движения прошел 1.23 м за 0.5 с, начальная скорость равнялась нулю. По этим данным мы можем вычислить модуль вектора ускорения движения шарика. Как это сделать, если мы знаем, что движение равноускоренное, имеем перемещение, начальную скорость и время?

Прошу проделайте это самостоятельно и скажите мне ответ.

Верный ответ.

Учитель открывает другую сторону доски, где показан вывод.

S = (a t^2)/2; a = (2 S)/t^2; g = 2 (1,23 м)/(0,25 с^2) = 9,84 м/с2

И так, мы получили значение ускорения свободного падения. Его принято обозначать через константу g (первой буквой латинского слова gravitas – тяжесть). Существуют более точные методы определения g, но мы будем пользоваться приближенным значением 9.8 м/с2 или 10 м/с2.

Запишем уравнение для скорости при равноускоренном движении:

V =V0 + a t

Фактически, роняя деревянный и металлический шарики, мы повторили опыт Галилея, который еще в конце XVI в. определил, что ускорение свободного падения не зависит от массы тела. Роняя такие же шарики с башни, он обнаружил, что шары, имея разные массы, достигали земли практически одновременно.

Выполняют записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы по теме для систематизации учебного материала.

Участвуют в решении поставленных задач.

Задают вопросы.

Пушинка падает медленно, а шарик быстро.

Пушинка легкая, шарик тяжелый.

Выходит ученик.

Металлический. Да, деревянный - как пушинка.

Бросает

Форма падающих тел.

Выходит ученик.

Замешательство. Дробинка, монетка, одновременно, не упадет ни один и т.п.

Замешательство.

Откачали воздух из трубки.

Предлагают различные формулировки.

Отвечает определение.

Ученики записывают.

Нужно записать формулу для перемещения при равноускоренном движении и выразить ускорение.

9.84 м/с2

4. Обобщение и систематизация знаний.

Проводит эвристическую беседу по вопросам:

-  Свободное падение тела;

- Падение тел в воздушном пространстве;

- Ускорение свободного падения.

- Почему пух и металлический шарик падают с разной скоростью?

Контролирует полноту понимания и усвоения материала. Отвечает на вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы;

Задают вопросы.

5. Закрепление нового материала.

Вопросы:

- Что называется свободным падением тела?

- Зависит ли ускорение свободного падения от массы, объема, формы тела?

- Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?

Задачи:

1. С какой высоты падала сосулька, если расстояние до земли она преодолела за 4 с?

2. Определите время падения монетки, если ее выронили из рук на высоте 80 см над землей. (g = 10 м/с2)

3. Маленький стальной шарик упал с высоты 45 м. Сколько времени длилось его падение? Какое перемещение совершил шарик за первую и последнюю секунды своего движения? (g = 10 м/с2

Выполняют предложенную учителем работу на оценку, отвечая на вопросы и решая задачи у доски, используя конспект и учебник.

Записывают решение задач в тетрадь.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Подводит итог, говоря об основных трудностях изучения темы, степени усвоения знаний различными учащимися.

Для плохо усвоивших намечает траекторию повторения неусвоенных тем.

Отвечают на вопросы.

Делают самоанализ изучения.

Называют основные трудности.

Подводя итог, говорят о практическом применении полученных знаний.

8. Домашнее задание.

Параграф 13 разобрать. Задачи 2,3 в конце параграфа.

Записывают домашнее задание


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46222. Деловые переговоры, их виды. Процесс переговоров и его этапы 14.63 KB
  Основы устного общения. Культура речи понятие объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Виды речи классификация компонентов речевого общения. Принципы устного общения: Создайте комфортную и не отвлекающую внимание больного обстановку.
46223. Система сбалансированных показателей результативности закупочной логистики 14.61 KB
  Система сбалансированных показателей результативности закупочной логистики. Суть системы сбалансированных показателей Blnced Scorecrd или показателей результативности состоит в том что показатели которые предприятие использует для оценки результативности своей деятельности должны быть не только баслансированными но и соответствовать цели которую ставит перед собой предприятие. Система сбалансированных показателей задумана еѐ авторами Роберт Каплан и Девид Нортон как инструмент реализации стратегии развития предприятия. В...
46224. PR как вид публичных коммуникаций и понятие публичной сферы 14.57 KB
  На протяжении человеческой истории сфера публичной коммуникации функционировала как сфера где зарождались и реализовывались практики которые сегодня могут рассматриваться как предшественники и прототипы PR. Публичная сфера это то доступное для граждан место где формируется общественное мнение. В трактовке западных исследователей понятие публичная сфера выглядит так: Публичная сфера это определенное пространство место в котором различные социальные системы правительство партии профсоюзы массмедиа ведут общественную дискуссию...
46226. Структура языкового знака. Аспекты знакового отношения (семантический треугольник Огдена и Ричардса) 14.56 KB
  Структура языкового знака. Таково определение языкового знака предлагаемое словарем 1 167. Значение знака идеально его внешняя форма материальна. Оптимальным способом анализа языкового знака в контексте данной работы является его осмысление как чисто субъективной субстанции существующей исключительно внутри сознания человека.
46227. Историческое развитие лексического состава языка. Источники пополнения словарного запаса 14.55 KB
  Историческое развитие лексического состава языка. Формами существования языка являются: территориальные диалекты говоры наддиалектные языковые образования койне различные социальные диалекты профессиональная речь профессиональные арго тайные корпоративные языки кастовые языки просторечие молодежное арго обиходноразговорная речь литературный язык. В принципе все формы существования языка исключая тайные языки доступны пониманию в пределах данного народа. Формы существования языка различаются между собой составом языковых...
46228. Вариантные обобщения 14.54 KB
  Вариантные обобщения. Обобщение данных состоит из основы обобщения к которой присоединяются различные основы специализаций. Но чаще всего обобщения на основе общего ресурса строится таким образом что начальный адрес для всех размещаемых объектов является одинаковым. Вариантное обобщение Вариант основа обобщения данных в процедурном подходе.
46229. Ввод-вывод в терминал. Работа со строками. Работа с файлами 14.5 KB
  Обмен данными между программой и внешними устройствами осуществляется с помощью операций вводавывода. В языке Си нет особых операторов для ввода или вывода данных. Вместо этого имеется набор классов стандартно поставляемых вместе с компилятором которые и реализуют основные операции вводавывода. Библиотека классов для вводавывода решает две задачи.