61578

Свободное падение тел

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Для учителя: 1 введение понятия свободного падения тел ускорения свободного падения реализация межпредметных связей с астрономией технологией...

Русский

2014-05-29

395.33 KB

7 чел.

Никулин Максим Сергеевич 341 группа.

Конспект урока по физике.

Тема урока: Свободное падение тел.

Цели урока:

  1.  Для учителя: 1) введение понятия свободного падения тел, ускорения свободного падения, реализация межпредметных связей с астрономией, технологией; 2) способствовать развитию критического мышления; продолжить развитие навыков работы с учебной литературой  (выделение главного,  изложение материала,  развитие внимательности,  умений сравнивать,  анализировать и обобщать факты); 3) развитие научного мировоззрения и любознательности.
  2.  Для ученика: 1) понять новый материал; запомнить новые термины; 2) овладеть умениями и навыками анализа результатов эксперимента; продолжить развитие навыков работы с учебной литературой  (выделение главного,  изложение материала,  развитие внимательности,  умений сравнивать,  анализировать и обобщать факты).

Тип урока: Изучение нового материала.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Предварительный опрос.

3. Усвоение новых знаний.

4. Обобщение и систематизация знаний.

5. Закрепление нового материала.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся.

Отмечает явку. Проверяет готовность к занятию.

Сегодня мы продолжаем изучать динамику движения тел и рассмотрим такую тему, как «свободное падение тела». Думаю, понятие «падения тела» вам известно, нам в течение сегодняшнего урока предстоит выяснить суть свободного падения. Оказывается, не так все просто, как может показаться на первый взгляд. В ходе урока мы рассмотрим условия свободного падения тел, введем понятие ускорения свободного падения, детально изучим падение тел на поверхность Земли.

Приветствуют преподавателя.

Адаптируются к рабочему месту.

Осмысливают поставленные

преподавателем учебные цели.

Записывают в тетради дату, тему занятия.

2. Предварительный опрос.

Оценивает активность учеников, наличие знаний, необходимых для прохождения нового материала.

Прежде чем приступить к рассмотрению этой темы, давайте вспомним некоторые определения, которые нами были изучены ранее. Без них рассмотрение свободного падения будет затруднительно. Активность будет положительно оценена.

- Что такое мгновенная скорость?

- Какое движение называют равномерным, а какое равноускоренным?

- Почему тела движутся?

- Второй закон Ньютона.

Замечательно, мы вспомнили и еще раз повторили все необходимые нам понятия. Приступаем к рассмотрению материала.

Вспоминают пройденный ранее материал, работают с учебником и конспектом, отвечают на вопросы.

3. Усвоение новых знаний.

Все мы наблюдаем каждый день падения тел в большом количестве. Например, как это:

Роняет ручку.

Но что значит свободное падение тел? У кого будут идеи по этому поводу?

Хорошо. Давайте поставим еще один эксперимент. Бросим одновременно маленький металлический шарик и пушинку.

Внимательно смотрим.

Бросает шарик и пушинку.

Что мы наблюдали?

А вы никогда не задумывались с чем это связано? Ведь такой опыт наверняка у вас был в жизни и не раз.

Хорошо, проведем еще один эксперимент. Бросим одновременно деревянный и металлический шарики одинаковой формы. Для этого мне нужен ассистент. Кто поможет?

Какой шарик тяжелее? На много?

А теперь бросай одновременно шарики.

Спасибо, садись на место.

Почему  шарики упали одновременно? Выходит дело не в массе. Проблема. Как объяснить ситуацию?

Предлагаю провести более сложный эксперимент.

Но перед этим, прошу одного добровольца выйти к доске и перерисовать из учебника рис. 27 (линейку, со шкалой и отметками перемещения шарика, через 0,1 секунды)

Возьмем герметичную стеклянную трубку длинной около метра, внутри нее находятся: дробинка, птичье перышко и монетка. На одном из концов трубки есть кран, откачаем воздух из нее. Какой из предметов трубке упадет первым, когда я ее переверну? Или все упадут одновременно?

Переворачивает трубку. Все тела падают с одинаковым ускорением и достигают дна одновременно.

В чем дело? Почему в трубке предметы падают одновременно, а в комнате нет?

Обратите внимание на условия в трубке и в комнате. В чем разница?

Верно. На тело, падающее в комнате, действует сила тяжести и сопротивление воздуха. А в трубке мы убрали сопротивление воздуха. И получили свободное падение тел. С чем вас и поздравляю. Прошу, сформулируйте определения свободного падения тел.

Свободным падением называется движение тел под действием силы тяжести и только нее.

Выбирает ученика и спрашивает определение.

Теперь обратимся к нашему рисунку на доске. Это стробоскопическая фотография свободно падающего шарика, через равные промежутки времени.

Запишем модули векторов перемещения шарика в каждый момент времени.

Отношение модулей векторов перемещений, совершенных шариком за последовательные равные промежутки времени, свидетельствует о том, что шарик в свободном падении двигался равноускоренно.

Шарик с момента начала движения прошел 1.23 м за 0.5 с, начальная скорость равнялась нулю. По этим данным мы можем вычислить модуль вектора ускорения движения шарика. Как это сделать, если мы знаем, что движение равноускоренное, имеем перемещение, начальную скорость и время?

Прошу проделайте это самостоятельно и скажите мне ответ.

Верный ответ.

Учитель открывает другую сторону доски, где показан вывод.

S = (a t^2)/2; a = (2 S)/t^2; g = 2 (1,23 м)/(0,25 с^2) = 9,84 м/с2

И так, мы получили значение ускорения свободного падения. Его принято обозначать через константу g (первой буквой латинского слова gravitas – тяжесть). Существуют более точные методы определения g, но мы будем пользоваться приближенным значением 9.8 м/с2 или 10 м/с2.

Запишем уравнение для скорости при равноускоренном движении:

V =V0 + a t

Фактически, роняя деревянный и металлический шарики, мы повторили опыт Галилея, который еще в конце XVI в. определил, что ускорение свободного падения не зависит от массы тела. Роняя такие же шарики с башни, он обнаружил, что шары, имея разные массы, достигали земли практически одновременно.

Выполняют записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы по теме для систематизации учебного материала.

Участвуют в решении поставленных задач.

Задают вопросы.

Пушинка падает медленно, а шарик быстро.

Пушинка легкая, шарик тяжелый.

Выходит ученик.

Металлический. Да, деревянный - как пушинка.

Бросает

Форма падающих тел.

Выходит ученик.

Замешательство. Дробинка, монетка, одновременно, не упадет ни один и т.п.

Замешательство.

Откачали воздух из трубки.

Предлагают различные формулировки.

Отвечает определение.

Ученики записывают.

Нужно записать формулу для перемещения при равноускоренном движении и выразить ускорение.

9.84 м/с2

4. Обобщение и систематизация знаний.

Проводит эвристическую беседу по вопросам:

-  Свободное падение тела;

- Падение тел в воздушном пространстве;

- Ускорение свободного падения.

- Почему пух и металлический шарик падают с разной скоростью?

Контролирует полноту понимания и усвоения материала. Отвечает на вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы;

Задают вопросы.

5. Закрепление нового материала.

Вопросы:

- Что называется свободным падением тела?

- Зависит ли ускорение свободного падения от массы, объема, формы тела?

- Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?

Задачи:

1. С какой высоты падала сосулька, если расстояние до земли она преодолела за 4 с?

2. Определите время падения монетки, если ее выронили из рук на высоте 80 см над землей. (g = 10 м/с2)

3. Маленький стальной шарик упал с высоты 45 м. Сколько времени длилось его падение? Какое перемещение совершил шарик за первую и последнюю секунды своего движения? (g = 10 м/с2

Выполняют предложенную учителем работу на оценку, отвечая на вопросы и решая задачи у доски, используя конспект и учебник.

Записывают решение задач в тетрадь.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Подводит итог, говоря об основных трудностях изучения темы, степени усвоения знаний различными учащимися.

Для плохо усвоивших намечает траекторию повторения неусвоенных тем.

Отвечают на вопросы.

Делают самоанализ изучения.

Называют основные трудности.

Подводя итог, говорят о практическом применении полученных знаний.

8. Домашнее задание.

Параграф 13 разобрать. Задачи 2,3 в конце параграфа.

Записывают домашнее задание


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38371. Міжнародне право 401 KB
  В сучасних умовах розвиток міжнародних звязків України відкритість суспільства зумовили широку трудову міграцію працездатного населення до інших країн у пошуках роботи. При викладанні зазначеного курсу активно використовується порівняльний метод дослідження теоретичних та практичних аспектів трудового та соціального права України з аналогічним правом інших країн США Франція Англія Німеччина Росія та ін.
38372. Постійні представництва держав при міжнародних організаціях структура, персонал та особливості діяльності 40.5 KB
  Постійні представництва держав при міжнародних організаціях структура персонал та особливості діяльності Для міждержавної організації характерними ознаками єчленство держав; наявність міжнародного договору на підставі якого засновано організацію; постійно діючі органивизнання суверенітету державчленів. Отже так само як і посольства постійні представництва при міжнародних організаціях входять до системи зарубіжних органів зовнішніх зносин і є складовою частиною дипломатичної служби держави. Головна з них полягає в тому що посольства...
38375. Товарна інноваційна політика 1.73 MB
  Працівники маркетингових служб нині забовязані вміти опрацьовувати функціональноекономічне обґрунтування інноваційного продукту давати кваліфіковані рекомендації щодо дизайну та стилю нового товару використовувати сучасні методи та прийоми генерування ідей. Функціональновартісне обґрунтування інноваційного товару. Дизайн нового товару. Роль служби маркетингу при розробці нового товару.
38377. Транспортний маркетинг 414.5 KB
  Якщо державний залізничний транспорт природний монополіст у сфері перевезень по сталевих коліях не задовольняє вимог замовників то вони звертаються до автомобільного чи водного транспорту. Згідно з законодавством залізничний транспорт України віднесено до природних монополій тобто послуги з перевезень вантажів та пасажирів по сталевих коліях надаються єдиною організацією. Так як âУкрзалізницяâ здійснює управління цілою галуззю то до її структури входять різнопрофільні підприємства: власне залізниці статутні територіальногалузеві...
38378. Трансформаційна економіка 448.5 KB
  Мета викладання дисципліни: вивчення закономірностей трансформації національних систем, основних типів та етапів трансформаційних циклів, можливостей постіндустріальної трансформації у постсоціалістичному світі.
38379. Трудове право 298.5 KB
  Конституційні основи права на працю. Предметом правового регулювання такої галузі права як трудове є насамперед трудові відносини тобто суспільні відносини що виникають у процесі застосування людиною своїх здібностей у виконанні певної трудової функції. Предметом правового регулювання норм трудового права є також відносини що тісно пов'язані з трудовими. Трудове право окрема галузь права України яка регулює відносини що виникають у процесі реалізації особою права на працю.