61578

Свободное падение тел

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Для учителя: 1 введение понятия свободного падения тел ускорения свободного падения реализация межпредметных связей с астрономией технологией...

Русский

2014-05-29

395.33 KB

5 чел.

Никулин Максим Сергеевич 341 группа.

Конспект урока по физике.

Тема урока: Свободное падение тел.

Цели урока:

  1.  Для учителя: 1) введение понятия свободного падения тел, ускорения свободного падения, реализация межпредметных связей с астрономией, технологией; 2) способствовать развитию критического мышления; продолжить развитие навыков работы с учебной литературой  (выделение главного,  изложение материала,  развитие внимательности,  умений сравнивать,  анализировать и обобщать факты); 3) развитие научного мировоззрения и любознательности.
  2.  Для ученика: 1) понять новый материал; запомнить новые термины; 2) овладеть умениями и навыками анализа результатов эксперимента; продолжить развитие навыков работы с учебной литературой  (выделение главного,  изложение материала,  развитие внимательности,  умений сравнивать,  анализировать и обобщать факты).

Тип урока: Изучение нового материала.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Предварительный опрос.

3. Усвоение новых знаний.

4. Обобщение и систематизация знаний.

5. Закрепление нового материала.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся.

Отмечает явку. Проверяет готовность к занятию.

Сегодня мы продолжаем изучать динамику движения тел и рассмотрим такую тему, как «свободное падение тела». Думаю, понятие «падения тела» вам известно, нам в течение сегодняшнего урока предстоит выяснить суть свободного падения. Оказывается, не так все просто, как может показаться на первый взгляд. В ходе урока мы рассмотрим условия свободного падения тел, введем понятие ускорения свободного падения, детально изучим падение тел на поверхность Земли.

Приветствуют преподавателя.

Адаптируются к рабочему месту.

Осмысливают поставленные

преподавателем учебные цели.

Записывают в тетради дату, тему занятия.

2. Предварительный опрос.

Оценивает активность учеников, наличие знаний, необходимых для прохождения нового материала.

Прежде чем приступить к рассмотрению этой темы, давайте вспомним некоторые определения, которые нами были изучены ранее. Без них рассмотрение свободного падения будет затруднительно. Активность будет положительно оценена.

- Что такое мгновенная скорость?

- Какое движение называют равномерным, а какое равноускоренным?

- Почему тела движутся?

- Второй закон Ньютона.

Замечательно, мы вспомнили и еще раз повторили все необходимые нам понятия. Приступаем к рассмотрению материала.

Вспоминают пройденный ранее материал, работают с учебником и конспектом, отвечают на вопросы.

3. Усвоение новых знаний.

Все мы наблюдаем каждый день падения тел в большом количестве. Например, как это:

Роняет ручку.

Но что значит свободное падение тел? У кого будут идеи по этому поводу?

Хорошо. Давайте поставим еще один эксперимент. Бросим одновременно маленький металлический шарик и пушинку.

Внимательно смотрим.

Бросает шарик и пушинку.

Что мы наблюдали?

А вы никогда не задумывались с чем это связано? Ведь такой опыт наверняка у вас был в жизни и не раз.

Хорошо, проведем еще один эксперимент. Бросим одновременно деревянный и металлический шарики одинаковой формы. Для этого мне нужен ассистент. Кто поможет?

Какой шарик тяжелее? На много?

А теперь бросай одновременно шарики.

Спасибо, садись на место.

Почему  шарики упали одновременно? Выходит дело не в массе. Проблема. Как объяснить ситуацию?

Предлагаю провести более сложный эксперимент.

Но перед этим, прошу одного добровольца выйти к доске и перерисовать из учебника рис. 27 (линейку, со шкалой и отметками перемещения шарика, через 0,1 секунды)

Возьмем герметичную стеклянную трубку длинной около метра, внутри нее находятся: дробинка, птичье перышко и монетка. На одном из концов трубки есть кран, откачаем воздух из нее. Какой из предметов трубке упадет первым, когда я ее переверну? Или все упадут одновременно?

Переворачивает трубку. Все тела падают с одинаковым ускорением и достигают дна одновременно.

В чем дело? Почему в трубке предметы падают одновременно, а в комнате нет?

Обратите внимание на условия в трубке и в комнате. В чем разница?

Верно. На тело, падающее в комнате, действует сила тяжести и сопротивление воздуха. А в трубке мы убрали сопротивление воздуха. И получили свободное падение тел. С чем вас и поздравляю. Прошу, сформулируйте определения свободного падения тел.

Свободным падением называется движение тел под действием силы тяжести и только нее.

Выбирает ученика и спрашивает определение.

Теперь обратимся к нашему рисунку на доске. Это стробоскопическая фотография свободно падающего шарика, через равные промежутки времени.

Запишем модули векторов перемещения шарика в каждый момент времени.

Отношение модулей векторов перемещений, совершенных шариком за последовательные равные промежутки времени, свидетельствует о том, что шарик в свободном падении двигался равноускоренно.

Шарик с момента начала движения прошел 1.23 м за 0.5 с, начальная скорость равнялась нулю. По этим данным мы можем вычислить модуль вектора ускорения движения шарика. Как это сделать, если мы знаем, что движение равноускоренное, имеем перемещение, начальную скорость и время?

Прошу проделайте это самостоятельно и скажите мне ответ.

Верный ответ.

Учитель открывает другую сторону доски, где показан вывод.

S = (a t^2)/2; a = (2 S)/t^2; g = 2 (1,23 м)/(0,25 с^2) = 9,84 м/с2

И так, мы получили значение ускорения свободного падения. Его принято обозначать через константу g (первой буквой латинского слова gravitas – тяжесть). Существуют более точные методы определения g, но мы будем пользоваться приближенным значением 9.8 м/с2 или 10 м/с2.

Запишем уравнение для скорости при равноускоренном движении:

V =V0 + a t

Фактически, роняя деревянный и металлический шарики, мы повторили опыт Галилея, который еще в конце XVI в. определил, что ускорение свободного падения не зависит от массы тела. Роняя такие же шарики с башни, он обнаружил, что шары, имея разные массы, достигали земли практически одновременно.

Выполняют записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы по теме для систематизации учебного материала.

Участвуют в решении поставленных задач.

Задают вопросы.

Пушинка падает медленно, а шарик быстро.

Пушинка легкая, шарик тяжелый.

Выходит ученик.

Металлический. Да, деревянный - как пушинка.

Бросает

Форма падающих тел.

Выходит ученик.

Замешательство. Дробинка, монетка, одновременно, не упадет ни один и т.п.

Замешательство.

Откачали воздух из трубки.

Предлагают различные формулировки.

Отвечает определение.

Ученики записывают.

Нужно записать формулу для перемещения при равноускоренном движении и выразить ускорение.

9.84 м/с2

4. Обобщение и систематизация знаний.

Проводит эвристическую беседу по вопросам:

-  Свободное падение тела;

- Падение тел в воздушном пространстве;

- Ускорение свободного падения.

- Почему пух и металлический шарик падают с разной скоростью?

Контролирует полноту понимания и усвоения материала. Отвечает на вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы;

Задают вопросы.

5. Закрепление нового материала.

Вопросы:

- Что называется свободным падением тела?

- Зависит ли ускорение свободного падения от массы, объема, формы тела?

- Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?

Задачи:

1. С какой высоты падала сосулька, если расстояние до земли она преодолела за 4 с?

2. Определите время падения монетки, если ее выронили из рук на высоте 80 см над землей. (g = 10 м/с2)

3. Маленький стальной шарик упал с высоты 45 м. Сколько времени длилось его падение? Какое перемещение совершил шарик за первую и последнюю секунды своего движения? (g = 10 м/с2

Выполняют предложенную учителем работу на оценку, отвечая на вопросы и решая задачи у доски, используя конспект и учебник.

Записывают решение задач в тетрадь.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Подводит итог, говоря об основных трудностях изучения темы, степени усвоения знаний различными учащимися.

Для плохо усвоивших намечает траекторию повторения неусвоенных тем.

Отвечают на вопросы.

Делают самоанализ изучения.

Называют основные трудности.

Подводя итог, говорят о практическом применении полученных знаний.

8. Домашнее задание.

Параграф 13 разобрать. Задачи 2,3 в конце параграфа.

Записывают домашнее задание


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15591. СОЦИАЛЬНЫЙ ОТБОР И ВОПРОС О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ 73 KB
  СОЦИАЛЬНЫЙ ОТБОР И ВОПРОС О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ Заявленная в названии статьи тема на долгое время выпала из практики преподавания общественных дисциплин. По всей видимости это было связано с обязательной для прежних времен отсылкой к марксистской традиции рас
15592. ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА АРИСТОТЕЛЕВСКОЙ ПОПЫТКОЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ «АТОМОВ» ДЕМОКРИТА И «ИДЕЙ» ПЛАТОНА В «СУБСТАНЦИЯХ» 47.5 KB
  ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА АРИСТОТЕЛЕВСКОЙ ПОПЫТКОЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ АТОМОВ ДЕМОКРИТА И ИДЕЙ ПЛАТОНА В СУБСТАНЦИЯХ Как мне видится дело обстоит так. Аристотель выступил против платоновского удвоения мира. Идеи существуют не вне вещей т.е. предметов не вне Мира как у Пла...
15596. Свобода воли как форма представлений о селективных процессах в истории философской мысли: к постановке проблемы 141.34 KB
  Свобода воли как форма представлений о селективных процессах в истории философской мысли: к постановке проблемы Всякая инновация по определению включает в себя элемент выбора того или иного варианта будущего как существенно нового существенно отличающегося от
15597. РЕГУЛЯТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 60 KB
  В.А. Чумаков инж. г. Дзержинск РЕГУЛЯТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Существующее понимание исторического процесса можно разделить на три субстанционных подхода. Одним из первых был сформулирован идеалистический подход представители которого считают созн
15598. ЕВРОПЕЙСКИЙ ДИСКУРС О БЕСКОНЕЧНОСТИ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 85 KB
  ЕВРОПЕЙСКИЙ ДИСКУРС О БЕСКОНЕЧНОСТИ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Проблема бесконечности входит в число древнейших вопросов философии формировавшихся параллельно с возникновением и становлением самой философской мысли. Однако одного исследования фундаментальности данн...
15599. МУДРОСТЬ ВСЕЛЕННОЙ — ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА УНИВЕРСУМА КАК АБСОЛЮТНОЙ МЕРЫ БЫТИЯ 65.5 KB
  МУДРОСТЬ ВСЕЛЕННОЙ ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА УНИВЕРСУМА КАК АБСОЛЮТНОЙ МЕРЫ БЫТИЯ Известно что философы давно заметили влияние Вселенной Неба Космоса Бога Мировой души на земную природу жизнь народа и человека. Являясь большой тайной она трудно познается