61581

Кодирование текстовой информации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развивать устойчивый познавательный интерес у учащихся Воспитательная: воспитывать у учащихся мотивацию учебной деятельности Тип урока: урок изучения нового материала Программное обеспечение: компьютер лекционный материал презентация созданная в контенте...

Русский

2014-05-29

23.56 KB

7 чел.

План-конспект урока по информатике в 8 классе

Урок 1. Кодирование текстовой информации.

Цели и задачи:


Обучающая:

1. Познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти.

2. Познакомить учащихся с символьным алфавитом.

3. Дать определение понятия «таблицы кодировки»


Развивающая:

1. Развитие логического мышления, внимания, памяти

2. Развивать устойчивый познавательный интерес у учащихся


Воспитательная: воспитывать у учащихся мотивацию учебной деятельности


Тип урока: урок изучения нового материала


Программное обеспечение: компьютер, лекционный материал, презентация, созданная в контенте «КМ-Школа»


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

(Объяснение материала учителем и запись основных определений в тетрадь учащегося, проецирование слайдов на экран через проектор с компьютера учителя)

Компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой, знаковой. Информацию можно кодировать.

Кодирование информации - это представление информации в той или иной стандартной форме.

Информация всегда хранится и передается в закодированном виде. При разговоре информация кодируется с помощью звуков, а также жестов и мимики.

Одна и та же информация может быть закодирована различными способами.

При этом сама информация остается неизменной, меняются лишь способы кодирования. Возникновение целого ряда языков было продиктовано необходимостью привлечения технических средств для передачи информации. Примером такого языка может служить азбука Морзе, изобретенная для передачи телеграфных сообщений. В нем каждый символ обычного алфавита кодируется набором точек и тире.

Для управления движением транспорта используются дорожные знаки, для записи мелодий нотные знаки.

А как же представлена информация в памяти компьютера?

Текстовая информация состоит из символов: букв, цифр, знаков препинания и других.

Множество всех символов с помощью, которого записывается текст называется алфавитом.

Число символов в алфавите называется его мощностью.


Для представления текстовой информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов.


Мы знаем, что один символ такого алфавита несет 8 битов информации: 28=256. 8 битов = 1 байт.


Двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти.


Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код - порядковый номер символа в двоичной системе счисления. При вводе в компьютер текстовой информации происходит ее двоичное кодирование. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу со знаком, и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических импульсов (двоичный код знака). Код знака хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.

Присваивание знаку конкретного двоичного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице.


Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки.


Для разных типов ЭВМ используются различные типы кодировки. С распространением персональных компьютеров типа IBM PC


международным стандартом стала таблица кодировки под названием ASCII (American Standart Code for Information Interchange - американский стандартный код для информационного обмена).


Стандартной таблицей является только первая половина таблицы, т.е. символы от нуля (00000000) до 127 (01111111). Сюда входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы. Остальные 128 кодов, начиная с 10000000 и заканчивая 11111111, используются в разных вариантах. В русских национальных кодировках в этой части таблицы размещаются символы русского алфавита. В настоящее время существует пять кодовых таблиц для русских букв (Windows, MS-DOS, КОИ-8, Mac, ISO), поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой.

В этой таблице латинские буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке. Расположение цифр упорядочено по возрастанию значений. Это правило соблюдается и в других таблицах кодировки и называется принципом последовательного кодирования алфавитов. Для русского алфавита принцип последовательного кодирования соблюдается не всегда.

Из памяти компьютера текст может быть выведен на экран или на печать в символьной форме.

В последние годы широкое распространение получил новый международный стандарт кодирования текстовых символов Unicode, который отводит на каждый символ 2 байта (16 битов).

Количество символов, которое можно закодировать согласно этому стандарту равно 65 536 (по формуле N=2i=216).

Такого количества символов оказалось достаточно, чтобы закодировать не только русский и латинский алфавиты, цифры, знаки, математические символы, но и греческий, арабский и другие алфавиты.


III. Закрепление нового материала

Опрос (проецирование слайдов на экран через проектор с компьютера учителя)

1. Каков размер алфавита, используемого в компьютерах для представления текстов?

2. Сколько места в памяти занимает код одного символа?

3. Что такое таблица кодировки?

4. Зачем ввели кодировку Unicode?

5. Объем сообщения, записанного с помощью 64 символьного алфавита составляет 3/16 кбайта. Сколько символов в сообщении?

6. Десятичный код (номер) латинской буквы «о» в таблице кодировке символов ASCII равен 111. Что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов: 1) 115 112 111 114 116; 2) 109 111 117 115 101?

Решите данную задачу, не заглядывая в таблицу кодировки.

IV. Итоги урока.

Рефлексия.

Выставление оценок за работу на уроке.

V. Домашнее задание.

Конспект.

Задачи.

1. Имеются два текста на разных языках. Первый текст использует 32-символьный алфавит и содержит 200 символов, второй - 16-символьный алфавит и содержит 250 символов. Какой из текстов содержит большее количество информации и на сколько битов?

2. Текст занимает 5 полных страниц. На каждой странице размещается 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем оперативной памяти (в байтах) займет это текст?

Конспект урока по информатике в 6 классе на тему «Алгоритмы и исполнители»

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  1.  
    Сформировать понятия «алгоритм» и «исполнитель»;
  2.  
    Способствовать использованию этих понятий при решении задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  3.  
    Способствовать закреплению навыков работы за ЭВМ в программах «Алгоритмика», графический редактор Paint и с мультимедиа презентациями.


Развивающие:

  1.  
    Способствовать развитию алгоритмического и логического мышления;
  2.  
    Способствовать развитию творческой активности учащихся, интереса к предмету;
  3.  
    Способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
  4.  
    Способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала.


Воспитательные:

  1.  
    Способствовать формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации;
  2.  
    Способствовать повышению у учащихся интереса к историческим событиям, связанным с происхождениями изучаемых терминов, понятий, законов;
  3.  
    Способствовать развитию навыков сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной деятельности.


^ Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический (демонстрация хода решения задач на ЭВМ в среде «Алгоритмика»).

^ Средства обучения: авторская презентация; учебник (Информатика.5-6 класс./Под ред. Н.В.Макаровой); технические (ЭВМ, мультимедиа проектор с экраном).

Компьютерное программное обеспечение: программно-методический комплекс «Алгоритмика», 5-7 классы; программно-методический комплекс «Мир информатики» 1-2 год обучения компании «Кирилл и Мефодий»; графический редактор Paint; программы PowerPoint и Publisher.

^ Ход урока:

Организационный момент

“Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок”

Мотивационное начало урока

Тема нашего урока: “Алгоритмы и исполнители”. Основные определения и понятия. Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, где в реальной жизни мы с ним встречаемся, что значит выражение “исполнитель алгоритма”. Также познакомимся с типами алгоритма и его свойствами. Узнаем способы представления алгоритмов.

Для достижения цели нашего урока, мы воспользуемся Мультимедийной презентацией “Алгоритмы и исполнители”, поработаем в программах “Алгоритмика”, «Мир информатики, 2 часть» и графическом редакторе “Paint”.

^ Объяснение темы урока

При объяснении новой темы осуществляется демонстрация слайдов презентации на экране.

Алгоритм – точное предписание исполнителю совершить последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов.

Учителям приводятся примеры алгоритмов. По определённому алгоритму осуществляется массовое изготовление обуви и пошив одежды, сборка автомобилей на конвейере, выпечка хлеба и плавка металлов, таким образом алгоритм можно рассматривать как инструкцию из отдельных предписаний.

Типы алгоритмов. Ученикам даётся определение линейного, разветвлённого и циклического алгоритма. Рассматривается алгоритм “Пешеходный переход”. Ученики приводят свои примеры линейных, разветвлённых и циклических алгоритмов.

Свойства алгоритма. Учитель на примерах объясняет пять свойств алгоритма: понятность; дискретность; определённость; результативность; массовость

Исполнители. Это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Примеры исполнителей: человек, компьютер, стиральная машинка, собака и т.д.

^ Обобщение и систематизация знаний.

Учащимся предлагается поработать за ЭВМ в программно-методическом комплексе «Мир информатики, 2 часть» по разделам: Алгоритм; Способы представления алгоритмов; Исполнители.

^ Этап закрепления изученного материала.

а) Учащимся предлагается поработать за ЭВМ в программе “Алгоритмика, 5-7 класс”. Составить алгоритмы решений задач: «Перевозчик»; «Водолей» и «Переправа».

б) Индивидуальная работа: в графическом редакторе “Paint” учащиеся выполняют задания из учебника Н. В. Макаровой “Информатика 5-6”. Алгоритм создания орнамента (§2.14, задание 2.24). Алгоритм построения основы крыльев бабочки (§2.15, задание 2.25)

Рефлексия урока.

Какое выражение из записанных на доске характеризуют ваши ощущения после урока:

Я всё знаю, могу объяснить
Я всё знаю, понял, но не уверен
Всё знаю, но не объясню
У меня остались вопросы
Постановка домашнего задания.

Каждый ученик получает карточку с задачей, алгоритм решения которой, должен написать самостоятельно.

Примечание: Для активизации работы головного мозга, снятия напряжения и утомляемости необходимо использовать комплекс физических упражнений до и после урока, а для глаз во время урока.

5.12

25/4

Алгоритмическая конструкция «следование».

Работа в среде исполнителя с линейными алгоритмами

§3.4

Урок – лекция. Практика

7.12

26/5

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.

Работа в среде исполнителя с разветвляющимися алгоритмами

§3.4

Урок – лекция. Практика

Информатика: учебник для 7 класса

Информация - виды и свойства информации - информационные процессы –передача, обработка, хранение и сбор информации – всемирная паутина – представление информации – двоичное кодирование – измерение информации – основные компоненты компьютера и их функции – персональный компьютер – программное обеспечение компьютера – файлы и файловые структуры – пользовательский интерфейс – обработка графической информации – обработка текстовой информации – мультимедиа

План конспекта урока по информатике в 8 классе.

Тема: Информация и информационные процессы.

Тема урока: Информация и её свойства.

Цель урока: Способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации).

Средства обучения: авторская презентация; учебник ( Босова Л.Л. «Информатика для 7 класса»), технические (ЭВМ, мультимедиа проектор с экраном).

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Постановка темы и цели урока (2 мин.)
  3. Актуализация знаний (5 мин.)

Ход урока:

Организационный момент;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54539. Роль насильства в історії 118 KB
  Мета уроку: сформувати в учнів цілісне розуміння суті різних форм насильства у історії; допомогти їм усвідомити наслідки війн та революцій в історії суспільства; розкрити роль насильства в історії та сформувати негативне ставлення до його застосування в наш час; визначити трагічні наслідки насильницького втручання в історію нашого народу; показати співвідношення революцій і реформ розкрити соціальні механізми реформування суспільства; допомогти учням усвідомити що лише шляхом цілеспрямованого здійснення соціальних реформ а не через...
54540. Сущность марксистского направления развития экономической теории 18.88 KB
  Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм, одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предшествующим способом производства
54541. Содержание экономической концепции маржинализма 18 KB
  Маржинализм, как новое экономическое учение, сформировался в 30-х годах XIX в. В научной литературе переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей классической политэкономии характеризуют как «маржинальную революцию»
54542. Экономический либерализм и направления его исследований 17.37 KB
  Формирования в развитых странах мира основ рыночных экономических отношений повлекло за собой государственное вмешательство в экономическую деятельность, которое являлось основной преградой в приумножении национального богатства и в достижении согласованности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов как на внутреннем
54543. Неоклассическое направление развития экономической теории 17.42 KB
  Создание неоклассического направления связано с работами английского экономиста Альфреда Маршалла (1842–1924). Именно он со своими «Принципами Экономикса» считается основателем англо – американской школы экономической науки, получившей значительное влияние и в других странах
54544. Делимость натуральных чисел 1.71 MB
  Как не выполняя деления определить делится ли данное число на 9 на 3 Работа с карточками У каждого учащегося на парте лежат карточки с числами: 2 3 5 910 Учитель показывает число учащиеся поднимают карточку с его делителями. Задание 1 Проверка: Задание 2 Проверка: Какие числа называются простыми какие составными Назовите простые числа пятого десятка 41; 43; 47 второго десятка 11; 13; 17; 19.
54545. NATURE. ENVIRONMENTAL PROTECTION 69 KB
  The biggest polluter today is the car. Exhaust fumes are the main cause of bad air quality, which can make people feel ill and have difficulty breathing. This problem is especially bad in some cities where on days when there is not much wind, a brown layer of smog hangs in the air. The number of cars is increasing every year, and this causes serious congestion. Governments then build new roads to try to improve the situation, but this means that they cut down trees and destroy more of the countryside.
54546. Nature and Weather 57 KB
  Aims of the lesson. To develop academic communication skills, critical thinking, students’ listening comprehension. To encourage responsible leadership, stimulate research activities using new technologies. To help people to understand the global threats facing our planet and take actions to improve the situation.