61583

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ход урока: Организационный этап 2 минуты Учитель: Здравствуйте. Проверка домашнего задания повторение ранее изученного материала 16 минут Учитель: На прошлом уроке вы научились наглядно определять изменения величин. Учитель: Верно.

Русский

2014-05-29

518 KB

7 чел.

Конспект урока

Тема урока: «Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин»

Дата проведения 19.02.2013 г.

«Утверждаю»

Методист (Захарова Н.В.)

__________ (подпись)

«Согласовано»

Учитель (Захарова Н.В.)

__________ (подпись)

Отметка за урок: «___» баллов

__________ (подпись)

Цели урока: помочь учащимся получить представление о диаграммах.

Задачи урока:

  1.  Образовательные: научить учащихся строить лепестковые и круговые диаграммы;
  2.  Развивающие: развить познавательные интересы, навыки работы в MS Office Excel 2007, самоконтроль и умение работать в группе;
  3.  Воспитательные: вызвать у учащихся стремление активно принимать участие в усвоении новой темы, мотивировать на потребность в самостоятельной исследовательской деятельности.

Тип урока: комбинированный (рассказ с элементами визуализации и практическая работа).

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска для показа презентаций, компьютерный класс с ПО MS Office Excel 2007.

Ход урока:

  1.  Организационный этап (2 минуты)

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Юлия Алексеевна. Сегодня на уроке мы с вами повторим тему предыдущего урока, изучим новый материал и выполним практическую работу, после чего подведем итоги урока и запишем домашнее задание. Для начала отметим отсутствующих. (Отмечает отсутствующих).

  1.  Проверка домашнего задания, повторение ранее изученного материала (16 минут)

Учитель: На прошлом уроке вы научились наглядно определять изменения величин. Давайте проверим насколько хорошо у вас это получается. Для этого проверим домашнее задание. Открываем учебники на странице 92, читаем задание 1 (По графикам движения, приведенным на чертеже, определите скорость движения каждого объекта и запишите формулу, выражающую зависимость пройденного расстояния от времени движения объекта.

Какие объекты могут иметь определенную вами по графику скорость?)\

Ученик: a = 200 км/ч, b = 100 км/ч, c = 25 км/ч, d = 16,7 км/ч, e = 5 км/ч. Формулой, которая будет выражать зависимость пройденного расстояния от времени движения объекта, является v= s/t, где v – это скорость движения объекта, s – пройденное расстояние и t – время движения объекта. Со скоростью a передвигается стриж, со скоростью b передвигается рыба-парусник, со скоростью c передвигается метро, со скоростью d передвигается велосипед, со скоростью e передвигается пешеход.

Учитель: Верно. Давайте ответим на следующее задание, задание 2 на странице 93. (На рисунке изображен график движения семиклассника Миши Голубева по дороге в школу. Определите по графику: 1) время выхода из дома; 2) скорость на всех участках пути; 3) продолжительность и время остановок; 4) время прибытия в школу. Чем, по вашему мнению, могут быть вызваны остановка и увеличение скорости движения ученика?

)

Ученик: 1)Миша Голубев вышел из дома в 8:00; 2) 8:00-8:05 – 8,3 м/ч; 8:05-8:10 – 16,6 м/ч; 8:10-8:12 – 0 м/ч; 8:12-8:13 – 50 м/ч; 8:13-8:20 – 17,6 м/ч; 3) Он остановился на 2 минуты в 8:10; 4) Миша Голубев оказался в школе в 8:20. По моему мнению, Миша ждал своего одноклассника Володю Панкина, чтобы пойти вместе в школу, и поэтому, когда они встретились, они поторопились в школу, чтобы не опоздать.

Учитель: Молодец. А кто справился с заданием 4 на странице 94? (В таблице приведено расписание уроков на один учебный день для учеников 7 класса.

Соответствует ли это расписание состоянию работоспособности школьников? Как его можно улучшить с учетом изменения работоспособности школьников (график из предыдущего задания)?

Предложите свой вариант.)

Ученик: Расписание соответствует состоянию работоспособности школьников частично, так как музыка – предмет более творческий, то его можно поменять с геометрией, так как геометрия – точная наука и требует усидчивости.

Учитель: Верно. С домашним заданием справились, молодцы. А теперь проверим, как вы запомнили теоретический материал и сможете ли вы применить его на практике. У вас у всех есть дневники погоды школьника. Если мы сейчас их откроем, то обратим внимание на графу «Давление». Какое давление было самым высоким?

Ученик: 766.

Учитель: А когда самым низким?

Ученик: 22 и 25 января.

Учитель: Итак, ваша задача – построить в MS Office Excel 2007 график, на котором мы сможем увидеть как изменялась температура в январе этого года. Для этого берем свои дневники погоды и садимся за компьютеры. Так как на прошлом уроке вы уже создавали графики изменения температуры, давайте откроем их. Как мы видим, у нас уже есть столбцы, в которых дни месяца и температура, соответствующая каждому дню. Сегодня мы добавим еще один столбец, в котором запишем давление. В ячейке C1 пишем «Давление». В диапазоне С2:С32 мы будем указывать значение давления, соответствующее дню месяца. Выделяем диапазон ячеек С1:С32, в Панели быстрого доступа находим «Создать диаграмму» и выбираем «График». В результате наших действий мы можем наблюдать, как изменялось давление в течение января 2013 года. Первые пять человек, которые верно справятся с работой, получат 5. Следующие пять человек, которые верно сделают практическую работу, получат 4. Теперь возвращаемся на свои места.

  1.  Изложение нового материала (5 минут)

Учитель: Итак, графики строить вы умеете. Пришло время узнать, какой еще вид могут принимать данные. Если мы посмотрим на дневник погоды школьника, то обратим внимание, что кроме столбцов «Дата», «Температура» и «Давление» есть столбцы «Направление ветра» и «Облачность». Может быть, кто-то мне подскажет, как можно визуализировать значения «Направление ветра» и «Облачность»?

Ученик: Построить диаграммы.

Учитель: Верно. Но диаграммы особенные.

(Слайд 1)

Диаграммы бывают разных типов. Но мы рассмотрим круговую и лепестковую диаграммы. Как вы думаете, почему они так называются?

Ученик: Они так называются из-за своего внешнего вида. Диаграмма называется круговой, потому что представляет собой круг. Лепестковая диаграмма похожа на лепестки цветка.

Учитель: Именно так. Давайте посмотрим на круговую диаграмму.

(Слайд 2)

Ее удобнее всего использовать для наглядности процентного соотношения.

Вот как выглядит лепестковая диаграмма:

(Слайд 3)

Эту диаграмму очень удобно использовать для построения розы ветров.

  1.  Практическая работа (13 минут)

Учитель: Давайте закрепим новые знания. Берем свои дневники погоды школьника и садимся за компьютеры. Сейчас мы с вами будем строить круговую диаграмму и розу ветров. Круговую диаграмму мы будем строить для значений облачности, а розу ветров, как вы скорее всего догадались, для направления ветра. Начнем с построения круговой диаграммы.

Порядок построения круговой диаграммы облачности:

  1.  Открываем файл MS Office Excel 2007, куда мы вводили данные о температуре.
  2.  Открываем лист 2. Он у нас пуст.
  3.   Теперь мы должны ввести данные. Откроем дневники погоды. Обратим внимание, что в колонке «Облачность» встречается 4 состояния: ясно, малооблачно, облачно, пасмурно. Поэтому мы создаем на листе 2 таблицу с такими значениями: A1 – Уровень облачности, B1 – Ясно, C1 – малооблачно, D1 – Облачно, Е1 – Пасмурно.

Уровень облачности

Ясно

Малооблачно

Облачно

Пасмурно

  1.  Теперь нам нужно подсчитать как часто в январе был тот или иной уровень облачности. Для этого в A2 пишем словосочетание «Количество дней», B2 – количество ясных дней, C2 - количество малооблачных дней, D2 - количество облачных дней, E2 – количество пасмурных дней.

Уровень облачности

Ясно

Малооблачно

Облачно

Пасмурно

Количество дней

7

5

2

17

  1.  Так как круговая диаграмма применяется только для чего, что является частью целого, то мы высчитаем процент дней с той или иной облачностью от общего числа дней месяца. Чтобы высчитать этот процент, нужно количество дней в месяце, то есть количество дней с той или иной облачностью разделить на количество дней в месяце. После чего в ячейках диапазона B3:E3 меняем формат ячеек на процентный. В результате чего получаем:

Уровень облачности

Ясно

Малооблачно

Облачно

Пасмурно

Количество дней

7

5

2

17

Процент

22,58%

16,13%

6,45%

54,84%

У нас есть всё, чтобы построить круговую диаграмму.

  1.  Выделяем ячейки в диапазоне A3:E3, после чего на Панели быстрого доступа выбираем «Вставка круговой диаграммы».
  2.  Наша круговая диаграмма готова. Мы можем видеть соотношение облачности в течение января.

Теперь приступим к созданию нашей «розы ветров»:

  1.  Судя по дневнику погоды, в январе ветер дул в 8 разных сторон: север, северо-запад, запад, юго-запад, юг, юго-восток, восток, а так же в некоторые дни был штиль.
  2.  Открываем лист 3 в том же файле. Начинаем его заполнять:

Направление ветра

С

СЗ

З

ЮЗ

Ю

ЮВ

В

Ш

  1.  Теперь давайте посчитаем сколько дней дул тот или иной ветер.

Направление ветра

С

СЗ

З

ЮЗ

Ю

ЮВ

В

Ш

Количество дней

1

1

7

4

5

6

5

2

  1.  Всё готово для построения розы ветров. Выделяем ячейки диапазона A2:I2. После этого на Панели быстрого доступа находим «Вставка лепестковой диаграммы».
  2.  Лепестковая диаграмма готова. На ней мы можем увидеть в какую сторону чаще всего дул ветер в январе.

  1.  Итог урока (2 минуты)

Учитель: Чему мы научились за этот урок?

Ученик: Мы теперь знаем, что диаграммы бывают круговыми и лепестковыми. А еще научились их строить.

Учитель: Что общего у графика и круговой и лепестковой диаграмм?

Ученик: Они дают нам представление о наглядности характера изменений того или иного объекта.

  1.  Домашнее задание (2 минуты)

Учитель: А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок.

(Слайд 4)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3299. Внеклассное мероприятие Знай и люби свой край 34.5 KB
  Внеклассное мероприятие Знай и люби свой край Конкурс 1. Лекарственные растения. 1.Перечислите правила сбора лекарственных растений (нельзя заготавливать вблизи дорог и в черте города; собирать только в сухую ясную погоду; нельзя собирать больные ...
3300. Внеклассное мероприятие. Семья, как много в этом слове 37 KB
  Семья, как много в этом слове Цели внеклассного мероприятия: сформировать уважение к членам семьи, сформировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Задачи внеклассного мероприятия: сформировать представлен...
3301. Внеклассное мероприятие на тему: 30 KB
  Формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, людям другой национальности Задачи: Ввести и закрепить определение термина “толерантность”. Учить находить ком...
3302. Подумай, оглянись вокруг, реши – что важно в жизни для твоей души 34.12 KB
  Внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни среди подростков "Подумай, оглянись вокруг, реши – что важно в жизни для твоей души…" 10–11-й классы Оборудование: тематические плакаты, выставочный стенд художественной литерату...
3303. Законність та відповідальність у державному управлінні 24.29 KB
  Досягненню зазначених цілей служать такі основні принципи здійснення юридичної відповідальності: відповідальність лише за поведінку, а не за думки; відповідальність тільки за протиправні діяння і тільки при наявності вини (презумпція невинності); законність, справедливість, доцільність і невідворотність.
3304. Внеклассное мероприятие. Суд над ядерной энергией 33.96 KB
  Внеклассное мероприятие по предмету «Физика». Тема:  «Суд над ядерной энергией». Тип мероприятия: ролевая игра Цели и задачи: • Обобщить теоретический материал по применению ядерной энергии • Показать грандиозные успехи в использовании ядерной ...
3305. Методы получения 3-амино-4-(5-R-1,3,4-оксадиазол-2-ил) фуразанов и их физико–химические свойства 197.5 KB
  Исследования в области поиска эффективных методов получения гетероциклических веществ для изучения связи «структура-свойство». 1,3,4-оксадиазольные основания вошли в практику терапии ряда патологических заболеваний вследствие их способности к образованию одного из универсальных регуляторов клеточного метаболизма – оксида азота...
3306. Внеклассное мероприятие по технологии В гостях у Золушки 30.5 KB
  Внеклассное мероприятие по технологии «В гостях у Золушки!»? 5 класс Внеклассное мероприятие по технологии «В гостях у Золушки!» среди учащихся 5-х классов. 02.03.2012г. Подготовила и провела учитель технологии Максимова Ирина Ивановна.Ведущий: Не за...
3307. Игра – соревнование бригад Скорой помощи 26.72 KB
  Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 8 классов. Форма проведения: Игра – соревнование бригад «Скорой помощи». Цель: Мотивировать детей к более тщательному изучению предмета, наглядно продемонстрировать значение знаний о строении и ф...