61583

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ход урока: Организационный этап 2 минуты Учитель: Здравствуйте. Проверка домашнего задания повторение ранее изученного материала 16 минут Учитель: На прошлом уроке вы научились наглядно определять изменения величин. Учитель: Верно.

Русский

2014-05-29

518 KB

7 чел.

Конспект урока

Тема урока: «Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин»

Дата проведения 19.02.2013 г.

«Утверждаю»

Методист (Захарова Н.В.)

__________ (подпись)

«Согласовано»

Учитель (Захарова Н.В.)

__________ (подпись)

Отметка за урок: «___» баллов

__________ (подпись)

Цели урока: помочь учащимся получить представление о диаграммах.

Задачи урока:

  1.  Образовательные: научить учащихся строить лепестковые и круговые диаграммы;
  2.  Развивающие: развить познавательные интересы, навыки работы в MS Office Excel 2007, самоконтроль и умение работать в группе;
  3.  Воспитательные: вызвать у учащихся стремление активно принимать участие в усвоении новой темы, мотивировать на потребность в самостоятельной исследовательской деятельности.

Тип урока: комбинированный (рассказ с элементами визуализации и практическая работа).

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска для показа презентаций, компьютерный класс с ПО MS Office Excel 2007.

Ход урока:

  1.  Организационный этап (2 минуты)

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Юлия Алексеевна. Сегодня на уроке мы с вами повторим тему предыдущего урока, изучим новый материал и выполним практическую работу, после чего подведем итоги урока и запишем домашнее задание. Для начала отметим отсутствующих. (Отмечает отсутствующих).

  1.  Проверка домашнего задания, повторение ранее изученного материала (16 минут)

Учитель: На прошлом уроке вы научились наглядно определять изменения величин. Давайте проверим насколько хорошо у вас это получается. Для этого проверим домашнее задание. Открываем учебники на странице 92, читаем задание 1 (По графикам движения, приведенным на чертеже, определите скорость движения каждого объекта и запишите формулу, выражающую зависимость пройденного расстояния от времени движения объекта.

Какие объекты могут иметь определенную вами по графику скорость?)\

Ученик: a = 200 км/ч, b = 100 км/ч, c = 25 км/ч, d = 16,7 км/ч, e = 5 км/ч. Формулой, которая будет выражать зависимость пройденного расстояния от времени движения объекта, является v= s/t, где v – это скорость движения объекта, s – пройденное расстояние и t – время движения объекта. Со скоростью a передвигается стриж, со скоростью b передвигается рыба-парусник, со скоростью c передвигается метро, со скоростью d передвигается велосипед, со скоростью e передвигается пешеход.

Учитель: Верно. Давайте ответим на следующее задание, задание 2 на странице 93. (На рисунке изображен график движения семиклассника Миши Голубева по дороге в школу. Определите по графику: 1) время выхода из дома; 2) скорость на всех участках пути; 3) продолжительность и время остановок; 4) время прибытия в школу. Чем, по вашему мнению, могут быть вызваны остановка и увеличение скорости движения ученика?

)

Ученик: 1)Миша Голубев вышел из дома в 8:00; 2) 8:00-8:05 – 8,3 м/ч; 8:05-8:10 – 16,6 м/ч; 8:10-8:12 – 0 м/ч; 8:12-8:13 – 50 м/ч; 8:13-8:20 – 17,6 м/ч; 3) Он остановился на 2 минуты в 8:10; 4) Миша Голубев оказался в школе в 8:20. По моему мнению, Миша ждал своего одноклассника Володю Панкина, чтобы пойти вместе в школу, и поэтому, когда они встретились, они поторопились в школу, чтобы не опоздать.

Учитель: Молодец. А кто справился с заданием 4 на странице 94? (В таблице приведено расписание уроков на один учебный день для учеников 7 класса.

Соответствует ли это расписание состоянию работоспособности школьников? Как его можно улучшить с учетом изменения работоспособности школьников (график из предыдущего задания)?

Предложите свой вариант.)

Ученик: Расписание соответствует состоянию работоспособности школьников частично, так как музыка – предмет более творческий, то его можно поменять с геометрией, так как геометрия – точная наука и требует усидчивости.

Учитель: Верно. С домашним заданием справились, молодцы. А теперь проверим, как вы запомнили теоретический материал и сможете ли вы применить его на практике. У вас у всех есть дневники погоды школьника. Если мы сейчас их откроем, то обратим внимание на графу «Давление». Какое давление было самым высоким?

Ученик: 766.

Учитель: А когда самым низким?

Ученик: 22 и 25 января.

Учитель: Итак, ваша задача – построить в MS Office Excel 2007 график, на котором мы сможем увидеть как изменялась температура в январе этого года. Для этого берем свои дневники погоды и садимся за компьютеры. Так как на прошлом уроке вы уже создавали графики изменения температуры, давайте откроем их. Как мы видим, у нас уже есть столбцы, в которых дни месяца и температура, соответствующая каждому дню. Сегодня мы добавим еще один столбец, в котором запишем давление. В ячейке C1 пишем «Давление». В диапазоне С2:С32 мы будем указывать значение давления, соответствующее дню месяца. Выделяем диапазон ячеек С1:С32, в Панели быстрого доступа находим «Создать диаграмму» и выбираем «График». В результате наших действий мы можем наблюдать, как изменялось давление в течение января 2013 года. Первые пять человек, которые верно справятся с работой, получат 5. Следующие пять человек, которые верно сделают практическую работу, получат 4. Теперь возвращаемся на свои места.

  1.  Изложение нового материала (5 минут)

Учитель: Итак, графики строить вы умеете. Пришло время узнать, какой еще вид могут принимать данные. Если мы посмотрим на дневник погоды школьника, то обратим внимание, что кроме столбцов «Дата», «Температура» и «Давление» есть столбцы «Направление ветра» и «Облачность». Может быть, кто-то мне подскажет, как можно визуализировать значения «Направление ветра» и «Облачность»?

Ученик: Построить диаграммы.

Учитель: Верно. Но диаграммы особенные.

(Слайд 1)

Диаграммы бывают разных типов. Но мы рассмотрим круговую и лепестковую диаграммы. Как вы думаете, почему они так называются?

Ученик: Они так называются из-за своего внешнего вида. Диаграмма называется круговой, потому что представляет собой круг. Лепестковая диаграмма похожа на лепестки цветка.

Учитель: Именно так. Давайте посмотрим на круговую диаграмму.

(Слайд 2)

Ее удобнее всего использовать для наглядности процентного соотношения.

Вот как выглядит лепестковая диаграмма:

(Слайд 3)

Эту диаграмму очень удобно использовать для построения розы ветров.

  1.  Практическая работа (13 минут)

Учитель: Давайте закрепим новые знания. Берем свои дневники погоды школьника и садимся за компьютеры. Сейчас мы с вами будем строить круговую диаграмму и розу ветров. Круговую диаграмму мы будем строить для значений облачности, а розу ветров, как вы скорее всего догадались, для направления ветра. Начнем с построения круговой диаграммы.

Порядок построения круговой диаграммы облачности:

  1.  Открываем файл MS Office Excel 2007, куда мы вводили данные о температуре.
  2.  Открываем лист 2. Он у нас пуст.
  3.   Теперь мы должны ввести данные. Откроем дневники погоды. Обратим внимание, что в колонке «Облачность» встречается 4 состояния: ясно, малооблачно, облачно, пасмурно. Поэтому мы создаем на листе 2 таблицу с такими значениями: A1 – Уровень облачности, B1 – Ясно, C1 – малооблачно, D1 – Облачно, Е1 – Пасмурно.

Уровень облачности

Ясно

Малооблачно

Облачно

Пасмурно

  1.  Теперь нам нужно подсчитать как часто в январе был тот или иной уровень облачности. Для этого в A2 пишем словосочетание «Количество дней», B2 – количество ясных дней, C2 - количество малооблачных дней, D2 - количество облачных дней, E2 – количество пасмурных дней.

Уровень облачности

Ясно

Малооблачно

Облачно

Пасмурно

Количество дней

7

5

2

17

  1.  Так как круговая диаграмма применяется только для чего, что является частью целого, то мы высчитаем процент дней с той или иной облачностью от общего числа дней месяца. Чтобы высчитать этот процент, нужно количество дней в месяце, то есть количество дней с той или иной облачностью разделить на количество дней в месяце. После чего в ячейках диапазона B3:E3 меняем формат ячеек на процентный. В результате чего получаем:

Уровень облачности

Ясно

Малооблачно

Облачно

Пасмурно

Количество дней

7

5

2

17

Процент

22,58%

16,13%

6,45%

54,84%

У нас есть всё, чтобы построить круговую диаграмму.

  1.  Выделяем ячейки в диапазоне A3:E3, после чего на Панели быстрого доступа выбираем «Вставка круговой диаграммы».
  2.  Наша круговая диаграмма готова. Мы можем видеть соотношение облачности в течение января.

Теперь приступим к созданию нашей «розы ветров»:

  1.  Судя по дневнику погоды, в январе ветер дул в 8 разных сторон: север, северо-запад, запад, юго-запад, юг, юго-восток, восток, а так же в некоторые дни был штиль.
  2.  Открываем лист 3 в том же файле. Начинаем его заполнять:

Направление ветра

С

СЗ

З

ЮЗ

Ю

ЮВ

В

Ш

  1.  Теперь давайте посчитаем сколько дней дул тот или иной ветер.

Направление ветра

С

СЗ

З

ЮЗ

Ю

ЮВ

В

Ш

Количество дней

1

1

7

4

5

6

5

2

  1.  Всё готово для построения розы ветров. Выделяем ячейки диапазона A2:I2. После этого на Панели быстрого доступа находим «Вставка лепестковой диаграммы».
  2.  Лепестковая диаграмма готова. На ней мы можем увидеть в какую сторону чаще всего дул ветер в январе.

  1.  Итог урока (2 минуты)

Учитель: Чему мы научились за этот урок?

Ученик: Мы теперь знаем, что диаграммы бывают круговыми и лепестковыми. А еще научились их строить.

Учитель: Что общего у графика и круговой и лепестковой диаграмм?

Ученик: Они дают нам представление о наглядности характера изменений того или иного объекта.

  1.  Домашнее задание (2 минуты)

Учитель: А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок.

(Слайд 4)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41397. Базы данных. Повышение производительности запроса. 359 KB
  Query Optimizer: вычисляет несколько планов не все запроса на основе статистики метаданных информации о индексах и др.; на основе статистики предполагает стоимости запроса по различным планам и выбирает план с минимальными затратами на использование ресурсов помещает его кэш; как правило планы хранящиеся в кэше используются повторно. Стоимость запроса: числовая величина характеризующая степень использования ресурсов; Эффективность плана: наличие индексов или сканирование; статистика о распределении данных как правило...
41398. Базы данных. Программные интерфейсы с базой данных 483 KB
  ADO.NET: архитектура, модель поставщиков данных (провайдеров) ADO.NET: Data Provider - набор классов ADO.NET, позволяющих получить доступ к базе определенного типа (MS SQL Server, Oracle, DB2, MySQL) данных (выполнять sql-команды, и извлекать данные). ADO.NET: Data Provider включает следующие классы:
41399. Базы данных. Секционирование таблиц и индексов 67.5 KB
  Секционирование: поддерживается не всеми редакциями Microsoft SQL Server 2008 а только Enterprise Edition Developer Edition. Секционирование: в разных СУБД реализовано поразному; в Orcle очень развита эта технология. Секционирование: в Microsoft SQL Server 2008 все таблицы и индексы секционированы по умолчанию таблица или индекс находятся в одной секции; секции – базовая структура данных совместно со страницами и экстентами.
41400. Базы данных. Введение в базы данных 2.98 MB
  Введение в базы данных План лекции определить понятие база данных; сформулировать основные требования к базе данных; ознакомиться с основными принципами построения проектирования базы данных; ознакомиться с основными моделями данных; ознакомится с основами теории реляционных баз данных. База данных: хранилище систематизированных данных. Компьютерные базы данных: базы данных использующие электронные носители для хранения данных и специальные программные средства для...
41401. Программирование в Internet Active X Data Objects (ADO.NET) 225.5 KB
  NET – модель доступа к данным применяемая приложениями NET. Connection(XXXConnection, установка соединения с источником данных, реализует интерфейс IDbConnection); Command(выполнение sql-команд и хранимых процедур); DataReader(доступ к данным для чтения, извлеченным по запросу); DataAdapter(наполнение DataSet информацией, выполнение изменений в базе данных, выполненных в DataSet).
41402. Базы данных. Нормализация данных 506.5 KB
  Код товара Наименование Цена Количество Стоимость 223 Мяч футбольный 25 3 75 338 Мяч баскетбольный 33 2 66 767 Мяч гандбольный 12 2 24 655 Мяч теннисный 10 10 100 Итого 265 нормальная форма атомарность Счет Дата № Покупателя Фамилия Имя Телефон Адрес Код товара Наименование Цена Количество Стоимость 222333 26. Свердлова 13 223 Мяч футбольный 25 3 75 222333 26. Свердлова 13 338 Мяч баскетбольный 33 2 66 222333 26. Свердлова 13 767 Мяч гандбольный 12 2 24 222333 26.
41404. Разработка программного обеспечения информационных систем 194.5 KB
  Основные причины успеха и провала проектов В отчете группы Стендиша 1994 указано три наиболее часто встречающихся ключевых фактора создающих проблемы в проектах. Некое свойство программного обеспечения необходимое пользователю для решения проблемы при достижении поставленной цели. Подход к управлению требованиями Область проблемы Как правило мы находимся во владениях пользователячужестранца. Таким образом наша задача состоит в том чтобы понять их проблемы в их предметной области и на их языке и построить системы удовлетворяющие их...
41405. Управление требованиями. Объектно-ориентированный анализ и проектирование 240 KB
  Вторую категорию составляют непрямые пользователи а также те на кого воздействуют только бизнес последствия разработки. Этих заинтересованных лиц можно найти в соответствующей бизнес области или в окрестностях среды конкретного приложения. Ограничения налагаемые на систему ввода заказов на покупку Источник Ограничение Объяснение Эксплуатационный Копия данных заказа на покупку должна оставаться в унаследованной базе данных в течение одного года Риск потери данных слишком высок; нам необходимо работать параллельно в течение года...