61583

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ход урока: Организационный этап 2 минуты Учитель: Здравствуйте. Проверка домашнего задания повторение ранее изученного материала 16 минут Учитель: На прошлом уроке вы научились наглядно определять изменения величин. Учитель: Верно.

Русский

2014-05-29

518 KB

7 чел.

Конспект урока

Тема урока: «Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин»

Дата проведения 19.02.2013 г.

«Утверждаю»

Методист (Захарова Н.В.)

__________ (подпись)

«Согласовано»

Учитель (Захарова Н.В.)

__________ (подпись)

Отметка за урок: «___» баллов

__________ (подпись)

Цели урока: помочь учащимся получить представление о диаграммах.

Задачи урока:

  1.  Образовательные: научить учащихся строить лепестковые и круговые диаграммы;
  2.  Развивающие: развить познавательные интересы, навыки работы в MS Office Excel 2007, самоконтроль и умение работать в группе;
  3.  Воспитательные: вызвать у учащихся стремление активно принимать участие в усвоении новой темы, мотивировать на потребность в самостоятельной исследовательской деятельности.

Тип урока: комбинированный (рассказ с элементами визуализации и практическая работа).

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска для показа презентаций, компьютерный класс с ПО MS Office Excel 2007.

Ход урока:

  1.  Организационный этап (2 минуты)

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Юлия Алексеевна. Сегодня на уроке мы с вами повторим тему предыдущего урока, изучим новый материал и выполним практическую работу, после чего подведем итоги урока и запишем домашнее задание. Для начала отметим отсутствующих. (Отмечает отсутствующих).

  1.  Проверка домашнего задания, повторение ранее изученного материала (16 минут)

Учитель: На прошлом уроке вы научились наглядно определять изменения величин. Давайте проверим насколько хорошо у вас это получается. Для этого проверим домашнее задание. Открываем учебники на странице 92, читаем задание 1 (По графикам движения, приведенным на чертеже, определите скорость движения каждого объекта и запишите формулу, выражающую зависимость пройденного расстояния от времени движения объекта.

Какие объекты могут иметь определенную вами по графику скорость?)\

Ученик: a = 200 км/ч, b = 100 км/ч, c = 25 км/ч, d = 16,7 км/ч, e = 5 км/ч. Формулой, которая будет выражать зависимость пройденного расстояния от времени движения объекта, является v= s/t, где v – это скорость движения объекта, s – пройденное расстояние и t – время движения объекта. Со скоростью a передвигается стриж, со скоростью b передвигается рыба-парусник, со скоростью c передвигается метро, со скоростью d передвигается велосипед, со скоростью e передвигается пешеход.

Учитель: Верно. Давайте ответим на следующее задание, задание 2 на странице 93. (На рисунке изображен график движения семиклассника Миши Голубева по дороге в школу. Определите по графику: 1) время выхода из дома; 2) скорость на всех участках пути; 3) продолжительность и время остановок; 4) время прибытия в школу. Чем, по вашему мнению, могут быть вызваны остановка и увеличение скорости движения ученика?

)

Ученик: 1)Миша Голубев вышел из дома в 8:00; 2) 8:00-8:05 – 8,3 м/ч; 8:05-8:10 – 16,6 м/ч; 8:10-8:12 – 0 м/ч; 8:12-8:13 – 50 м/ч; 8:13-8:20 – 17,6 м/ч; 3) Он остановился на 2 минуты в 8:10; 4) Миша Голубев оказался в школе в 8:20. По моему мнению, Миша ждал своего одноклассника Володю Панкина, чтобы пойти вместе в школу, и поэтому, когда они встретились, они поторопились в школу, чтобы не опоздать.

Учитель: Молодец. А кто справился с заданием 4 на странице 94? (В таблице приведено расписание уроков на один учебный день для учеников 7 класса.

Соответствует ли это расписание состоянию работоспособности школьников? Как его можно улучшить с учетом изменения работоспособности школьников (график из предыдущего задания)?

Предложите свой вариант.)

Ученик: Расписание соответствует состоянию работоспособности школьников частично, так как музыка – предмет более творческий, то его можно поменять с геометрией, так как геометрия – точная наука и требует усидчивости.

Учитель: Верно. С домашним заданием справились, молодцы. А теперь проверим, как вы запомнили теоретический материал и сможете ли вы применить его на практике. У вас у всех есть дневники погоды школьника. Если мы сейчас их откроем, то обратим внимание на графу «Давление». Какое давление было самым высоким?

Ученик: 766.

Учитель: А когда самым низким?

Ученик: 22 и 25 января.

Учитель: Итак, ваша задача – построить в MS Office Excel 2007 график, на котором мы сможем увидеть как изменялась температура в январе этого года. Для этого берем свои дневники погоды и садимся за компьютеры. Так как на прошлом уроке вы уже создавали графики изменения температуры, давайте откроем их. Как мы видим, у нас уже есть столбцы, в которых дни месяца и температура, соответствующая каждому дню. Сегодня мы добавим еще один столбец, в котором запишем давление. В ячейке C1 пишем «Давление». В диапазоне С2:С32 мы будем указывать значение давления, соответствующее дню месяца. Выделяем диапазон ячеек С1:С32, в Панели быстрого доступа находим «Создать диаграмму» и выбираем «График». В результате наших действий мы можем наблюдать, как изменялось давление в течение января 2013 года. Первые пять человек, которые верно справятся с работой, получат 5. Следующие пять человек, которые верно сделают практическую работу, получат 4. Теперь возвращаемся на свои места.

  1.  Изложение нового материала (5 минут)

Учитель: Итак, графики строить вы умеете. Пришло время узнать, какой еще вид могут принимать данные. Если мы посмотрим на дневник погоды школьника, то обратим внимание, что кроме столбцов «Дата», «Температура» и «Давление» есть столбцы «Направление ветра» и «Облачность». Может быть, кто-то мне подскажет, как можно визуализировать значения «Направление ветра» и «Облачность»?

Ученик: Построить диаграммы.

Учитель: Верно. Но диаграммы особенные.

(Слайд 1)

Диаграммы бывают разных типов. Но мы рассмотрим круговую и лепестковую диаграммы. Как вы думаете, почему они так называются?

Ученик: Они так называются из-за своего внешнего вида. Диаграмма называется круговой, потому что представляет собой круг. Лепестковая диаграмма похожа на лепестки цветка.

Учитель: Именно так. Давайте посмотрим на круговую диаграмму.

(Слайд 2)

Ее удобнее всего использовать для наглядности процентного соотношения.

Вот как выглядит лепестковая диаграмма:

(Слайд 3)

Эту диаграмму очень удобно использовать для построения розы ветров.

  1.  Практическая работа (13 минут)

Учитель: Давайте закрепим новые знания. Берем свои дневники погоды школьника и садимся за компьютеры. Сейчас мы с вами будем строить круговую диаграмму и розу ветров. Круговую диаграмму мы будем строить для значений облачности, а розу ветров, как вы скорее всего догадались, для направления ветра. Начнем с построения круговой диаграммы.

Порядок построения круговой диаграммы облачности:

  1.  Открываем файл MS Office Excel 2007, куда мы вводили данные о температуре.
  2.  Открываем лист 2. Он у нас пуст.
  3.   Теперь мы должны ввести данные. Откроем дневники погоды. Обратим внимание, что в колонке «Облачность» встречается 4 состояния: ясно, малооблачно, облачно, пасмурно. Поэтому мы создаем на листе 2 таблицу с такими значениями: A1 – Уровень облачности, B1 – Ясно, C1 – малооблачно, D1 – Облачно, Е1 – Пасмурно.

Уровень облачности

Ясно

Малооблачно

Облачно

Пасмурно

  1.  Теперь нам нужно подсчитать как часто в январе был тот или иной уровень облачности. Для этого в A2 пишем словосочетание «Количество дней», B2 – количество ясных дней, C2 - количество малооблачных дней, D2 - количество облачных дней, E2 – количество пасмурных дней.

Уровень облачности

Ясно

Малооблачно

Облачно

Пасмурно

Количество дней

7

5

2

17

  1.  Так как круговая диаграмма применяется только для чего, что является частью целого, то мы высчитаем процент дней с той или иной облачностью от общего числа дней месяца. Чтобы высчитать этот процент, нужно количество дней в месяце, то есть количество дней с той или иной облачностью разделить на количество дней в месяце. После чего в ячейках диапазона B3:E3 меняем формат ячеек на процентный. В результате чего получаем:

Уровень облачности

Ясно

Малооблачно

Облачно

Пасмурно

Количество дней

7

5

2

17

Процент

22,58%

16,13%

6,45%

54,84%

У нас есть всё, чтобы построить круговую диаграмму.

  1.  Выделяем ячейки в диапазоне A3:E3, после чего на Панели быстрого доступа выбираем «Вставка круговой диаграммы».
  2.  Наша круговая диаграмма готова. Мы можем видеть соотношение облачности в течение января.

Теперь приступим к созданию нашей «розы ветров»:

  1.  Судя по дневнику погоды, в январе ветер дул в 8 разных сторон: север, северо-запад, запад, юго-запад, юг, юго-восток, восток, а так же в некоторые дни был штиль.
  2.  Открываем лист 3 в том же файле. Начинаем его заполнять:

Направление ветра

С

СЗ

З

ЮЗ

Ю

ЮВ

В

Ш

  1.  Теперь давайте посчитаем сколько дней дул тот или иной ветер.

Направление ветра

С

СЗ

З

ЮЗ

Ю

ЮВ

В

Ш

Количество дней

1

1

7

4

5

6

5

2

  1.  Всё готово для построения розы ветров. Выделяем ячейки диапазона A2:I2. После этого на Панели быстрого доступа находим «Вставка лепестковой диаграммы».
  2.  Лепестковая диаграмма готова. На ней мы можем увидеть в какую сторону чаще всего дул ветер в январе.

  1.  Итог урока (2 минуты)

Учитель: Чему мы научились за этот урок?

Ученик: Мы теперь знаем, что диаграммы бывают круговыми и лепестковыми. А еще научились их строить.

Учитель: Что общего у графика и круговой и лепестковой диаграмм?

Ученик: Они дают нам представление о наглядности характера изменений того или иного объекта.

  1.  Домашнее задание (2 минуты)

Учитель: А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок.

(Слайд 4)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29193. «Дорожка» следов ног: её криминалистическое значение и элементы 46.5 KB
  Дорожку следов следует отличать от совокупности разрозненных следов. признаки дорожки следов: 1 это совокупность следов одного человека 2 следы должны быть оставлены в результате какоголибо поступательного движения ходьбы или бега 3 следы должны быть образованы и правой и левой ногами 4 количественная характеристика – следов должно быть не менее 3х. Рекомендуется все исследования проводить на 3х самых чётких следах если следов больше то выбираются самые чёткие.
29194. Криминалистическое значение следов орудий взлома и инструментов 49.5 KB
  Классификация следов орудий взлома 1 по механизму образования: поверхностные следы это например различные повреждения на внутренней части замков – царапины соскобы краски объёмные следы несут больше криминалистически значимой информации 2 по механизму образования: следы удара или отжима Остаются когда воздействие орудия взлома на поверхность происходит под прямым углом. Обычно это объёмные следы. следы скольжения Образуются при скользящем движении орудия взлома под углом или параллельно следовоспринимающей поверхности следы...
29195. Следы зубов человека 52.5 KB
  Для правильной оценки следов зубов необходимо рассмотреть строение зубного аппарата. Каждый из зубов имеет различную форму коронки. Они различны – относятся к количеству размерам форме зубов и т.
29196. Криминалистическое значение следов транспортного средства 57.5 KB
  Количество осей можно установить: в процессе стояния транспортного средства по следам стояния при повороте автомобиля т. Ширина колеи – это важный признак габаритов транспортного средства. 4 база автомобиля – это расстояние между осями транспортного средства.
29197. Классификация следов транспортных средств 55.5 KB
  Следы может оставлять любая часть транспортного средства: как ходовая часть колёса так и выступающие части автомобиля. Следы транспортных средств в широком смысле этого слова – это 1 отделившиеся части транспортного средства деталь целиком либо её осколки обломки 2 пролившиеся жидкости тормозная жидкость масло топливо 3 части перевозимых грузов. Некоторые криминалисты к следам транспортных средств относят также следы водителя оставленные вблизи транспортного средства.
29198. Освидетельствование 27 KB
  Для обнаружения на теле человека особых примет следов преступления телесных повреждений выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков имеющих значение для уголовного дела если для этого не требуется производство судебной экспертизы может быть произведено освидетельствование подозреваемого обвиняемого потерпевшего а также свидетеля с его согласия за исключением случаев когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний. В случаях не терпящих отлагательства освидетельствование может быть...
29199. Очная ставка 32 KB
  Приступая к допросу на очной ставке следователь спрашивает ее участников знают ли они друг друга и каковы их взаимоотношения это играет существенную роль для оценки показаний полученных на очной ставке. Участники очной ставки с разрешения следователя могут задавать вопросы друг другу. Тактика очной ставки зависит от характера расследуемого дела процессуального положения и нравственнопсихологических свойств допрашиваемых их взаимоотношений и других факторов. Они могут быть результатом добросовестного заблуждения либо заведомой лжи...
29200. РАБОЧИЙ ЭТАП (исследовательский) осмотра места происшествия 29 KB
  ОБЩИЙ осмотр начинается с осмотра места происшествия в целях: ориентировки; решения вопроса об исходной точке и способе осмотра; выбора позиции для производства ориентирующей и обзорной фотосъемки и осуществления ее до внесения изменений в обстановку места происшествия. При ФРОНТАЛЬНОМ способе осмотр ведется в виде линейного осмотра площадей от одной их границы до другой. Осмотр открытой местности целесообразно вести от центра к периферии эксцентрическим методом так как иногда затруднительно в начале осмотра определить границы места...
29201. Допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших 41 KB
  Специфика допроса несовершеннолетних обусловливается: меньшим чем у взрослых объемом знаний и жизненного опыта; слабой способностью к сосредоточенному вниманию; повышенной внушаемостью; меньшим развитием аналитических навыков при восприятии и оценке воспринятого; тенденцией к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональностью суждений и действий. При подготовке к допросу несовершеннолетнего следователь должен выполнить комплекс мероприятий направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса: 1 Решить...