61586

Полиграфическое искусство

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Обучающие: изучить полиграфическое дело познакомиться с такими понятиями как фирменный стиль полиграфия и подобное рассмотреть элементы рукописных книг познакомится с историей их изготовления познакомится с понятием единый стиль...

Русский

2014-05-29

25.56 KB

0 чел.

Конспект урока по ИЗО для учащихся 9В класса.

Урок 1 

Полиграфическое искусство

Цель урока: изучить вместе с детьми полиграфическое дело, познакомится с рукописными книгами.

изучить выполнить эскизы по представлению театрального костюма персонажа к постановке сказки А.Н. Островского «Снегурочка» в цвете.

Задачи:

  1.  Обучающие: изучить полиграфическое дело, познакомиться с такими понятиями как фирменный стиль, полиграфия и подобное, рассмотреть элементы рукописных книг, познакомится с историей их изготовления, познакомится с понятием единый стиль;
  2.  Развивающие: развить чувство единства шрифта, иллюстрации и остальных элементов книги, задумать общую идею для будущего урока; развить умение искать вдохновение в работах видных деятелей искусства; совершенствовать умения и навыки работы различными материалами; развить умение наблюдать, т.е. наблюдательность; закрепить умение работы в группе;
  3.  Воспитательные: воспитать индивидуальное отношение к своей работе, направить на поиск своей неповторимой манеры выражать свои эмоции.

Оборудование:

  1.  для учителя: презентация;
  2.  для учеников: на этом уроке им ничего не требуется.

Литература по теме: ресурсы Интернета, программа Т.В. Шпикаловой учебник для 5 классов.  

План урока:

  1.  организационный момент – 5 минут;
  2.  вводная беседа и основная часть – 25 минут;
  3.  практическая работа – 10 минут;
  4.  подведение итогов занятия – 5 минут.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель приветствует класс. Представляется.

2.  Вводная беседа и основная часть.

Дети рассказывают свои доклады по теме. Далее идет показ презентации, рассказ об полиграфическом деле, рукописных книгах, единстве стиля и многом другом. Обобщение в презентации самого главного.  

Выдержка из того, что я рассказывала детям (в основном я опиралась я ранее полученные знания из университета, старалась оживить рассказ примерами и привлекала детей в разговор. Главной опорой для меня была подготовленная презентация). Именно этот материал необходим нам для следующего урока, где они непосредственно будут заниматься иллюстрированием произведений.

Обложка (переплет) - художественное решение покрытия книги, в которое заключен книжный блок. Решение обложки, в котором, как правило, применяется цвет, должно быть условно-декоративным, ясным, придавать книге красивый внешний вид, но в то же время давать точную характеристику книги, раскрывать ее основной смысл, стиль и образный строй. На обложке должны быть шрифтовые элементы, отражающие основные заголовочные данные (автор и название книги).

Титул или титульный лист - правая половина первого разворота книги. Титул содержит более сложные шрифтовые элементы, поясняющие заголовочные и издательские данные. Иногда эти данные распространяются на соседнюю, левую страницу - контртитул. Такое решение носит название разворотного титула. Если на левой странице первого разворота помещается иллюстрация или печатается портрет автора, такая страница называется фронтисписом. Рисунок на титуле применяется сравнительно редко и имеет больше декоративное значение.

 Шмуцтитулами называются отдельные листы, которыми открываются части, разделы книги. На шмуцтитуле помещаются заголовок и несложный орнаментальный мотив или рисунок.

 Суперобложкой (от латинского "супер" - сверху, над) называется художественно решенное бумажное покрытие книги поверх обложки. Главная задача суперобложки - привлечь внимание к книге и на некоторое время предохранить обложку от повреждений.

 Иллюстрации - это рисунки, образно раскрывающие литературный текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу обогащающие ее декоративный строй. Задачи иллюстрирования частично решаются также в рисунках на обложке, титуле, в заставках, концовках.

 Заставка - небольшая композиция орнаментального характера или в виде рисунка, открывающая какой-нибудь раздел текста (начало книги, части, главы). Заставка тесно связана с полосой набора и никогда не превращается в иллюстрацию.

Концовка - небольшой рисунок или орнаментальный мотив, завершающий последнюю страницу какого-либо раздела или всей книги.

Инициал (от латинского initialis - начальный) - начальная буква какого-либо раздела в тексте книги, рукописи, созданная художником. В обиходе сохранилось древнерусское название инициала - буквица.

Первая страница текста книги, обычно украшенная заставкой или буквицей, называется спуском или спусковой полосой.

Инициалы. Инициал (буквица) — заглавная буква в начале текста книги, главы, чтений или песнопений. Инициал — древнейший элемент оформления книги. Слово «инициал» происходит от латинского «initialis» — «начальный».

Обычно высота инициалов достигает 3-6 строк текста. Инициалы встречаются уже в древнейших греческих и латинских рукописях V-VI веков. Постепенно изменяясь и развиваясь, они стали со временем одним из важнейших элементов украшения рукописи, неотделимым от ее содержания. И особенно ярко эта взаимосвязь инициала и текста проявилась в русской рукописной книге.

Инициалы могут быть выполнены красками любых цветов и их сочетанием. При украшении заглавных букв русских изографов больше всего привлекали расти­тельные мотивы. Широкие листья, плавно заворачиваясь, отмечали изгибы пись­менных знаков, а цветочныеи бутоны эффектно завершали буквенные петли.

Инициалы часто превращались в сложные рисунки диковинных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов. В начало библейского текста изограф в виде озорной буквицы неожиданно помещал веселого скомороха. И не только помещал, но и приписывал на поле красными чернилами напутственное слово: «Гуди гораздо», как это сделано в Евангелии 1358 года.

Развитое ювелирное искусство, вышивка, умение украшать свой быт отразились на инициалах, призванных заинтересовать читателя, привлечь его внимание.

Заставки. Заставки — небольшие орнаментальные или сюжетные изображения, как правило, размером в ширину текста на странице, помещаемые в начале книги или крупного раздела текста. Назначение заставок в рукописных книгах многоплановое, их основная функция — «ввести читателя» в текст книги, дать ему определенный философско-эстетический настрой. Кроме того, заставки применялись для того, чтобы зрительно разделять текст книги на части.

Чаще всего заставки имели прямоугольную форму и были разнообразны по цветовой гамме. В одной книге помещалось от 2 до 6 заставок. В некоторых заставках помещались изображения святых.

 Концовки. Концовки — различные изображения, помещаемые в конце книги или ее разделов.

Если заставки являются неотъемлемыми элементами оформления рукописной книги, то концовка в виде декоративно-сюжетной композиции для нее не характерна; роль концовки в древнерусской книге, как правило, выполняли последние строки текста, которым придавалась форма воронки (текста сводился в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки).

Изредка встречаются также заключения в форме креста и круга.

Вязь. С конца XIV века для написания названия рукописи, для некоторых религиозных текстов стали употреблять вязь — декоративное письмом, связывающее буквы в непрерывный орнамент. Вязью же выполнены надписи на иконах, колоколах, фресках в храмах, металлической посуде, шитье, на надгробных памятниках. Русская вязь самобытна и национальна, европейская книга ее не знает.

Написанный киноварью, реже золотом, украшенный стилизованными цветами или листьями, вязный заголовок впоследствии, начиная с XVII века, стал заменять в тексте заставки. Весь заголовок писцы старались уместить на одной строке, поэтому буквы вязи высокие и узкие. При этом применяли такие приемы, как сокращение букв слиянием их частей (лигатуры) или подчинения одной буквы другой. И получалось, что буквы сплетались, перевивались, «наступали» одна на другую, как бы нанизывались на строку и делали ее затейливой, броской, красивой.

Необходимо обладать немалым навыком, чтобы вычитать из этих орнаментальных полос названия разделов: «Деяния святых апостолов списана святым апостолом и евангелистом Лукою глава» или «Святого апостола Петра 1-е послание соборное в пяток 32-й недели» (типография Ивана Федорова, Москва, 1564 год).

Рукописи XVII века доходят в вязи уже до крайности: буквы их заглавий совсем тесно прижимаются одна к другой, сливаются иногда по три в одно целое, так что иногда заглавие представляет собою особого рода загадку, которую не всякий знаток дела может разрешить. Попробуйте прочитать:

Были распространены и полевые украшения — это узоры на полях, которые часто называют цветки.

Книжный орнамент был красив и неповторим. Поэтому русские рукописные книги лишь подтверждают мысль о том, что Русь всегда была богата талантливыми людьми, что книги любили и почитали и умели украшать и в городах, и в селениях.

3. Практическая работа

Дети делятся на группы и распределяют обязанности на следующий урок. Кто-то будет заниматься иллюстрацией, кто-то оформлением, кто-то шрифтом и т.д. каждая группа определяется с произведением, которое собирается иллюстрировать.

4. Подведение итогов.

Ребята в конце урока заполняют специальные карточки, где оценивают самостоятельно свою работу на уроке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52526. Природа - нам як рідний дім 45 KB
  Привітання: Усміхнемось сонечку: Здрастуй золоте Усміхнемось квітоньці: Хай вона росте Усміхнемось дощику: Лийся мов з відра Гостям усміхнемося: Зичим їм добра Вихователь. Андрію бажаю тобі Вихователь. Вихователь.
52527. Подорож країною динозаврів. Трикутники 323.5 KB
  Дидактична мета: В ході уроку забезпечити засвоєння учнями основних понять трикутника та його елементів вчити застосовувати їх при розвязуванні задач. Питання можуть бути такими: Що називається трикутником Назвати елементи трикутника; Означити види трикутника за сторонами; і т. Учні дають усні відповіді на питання: Що називається висотою трикутника Де знаходиться точка перетину висот у трикутнику Скільки висот у трикутнику Особливості висот трикутника. Що є точкою перетину медіан трикутника Скільки медіа у...
52528. Discover Britain 6.3 MB
  I want to draw your attention to the blackboard where the quotation from John Clarke is written: “He that travels far knows much”. I think these words can be the motor of our lesson. Let’s try to prove that Clarke was really right. What do you think about this quotation? How do you understand these words? What is your opinion?
52529. Дисидентський рух на Україні в період загострення кризи радянської системи (ІІ половина 60-х – початок 80-х років) 152 KB
  Стус Мета: освітня познайомити учнів із методами боротьби дисидентів проти тоталітарного режиму на Україні із формами переслідувань радянською владою інакодумців людей що викривали злочини СРСР і критикували політичний курс тоталітарного суспільства; розвиваюча зясувати які проблеми піднімали українські дисиденти у своїй діяльності яким чином поширювали інформацію про тоталітарну систему в СРСР простежити розвиток дисидентства на Україні від часу виникнення до його апогею...
52530. Дисидентський рух 60-х – 80-х рр. ХХ ст. в Україні 1.09 MB
  Мета: розкрити процес зародження дисидентського руху; зясувати мету та основні цілі дисидентів; ознайомити школярів із провідними учасниками дисидентського руху; розглянути причини придушення дисидентства; розвивати вміння синтезувати матеріал; критично оцінювати історичні події; виховувати в учнів почуття патріотизму інтерес та повагу до історичного минулого своєї країни до борців за незалежність України. Оголошення теми та завдань уроку План до уроку Зародження дисидентського руху Мета та основні цілі дисидентів Діяльність...
52532. Meet Disney Heroes 92.47 KB
  T: (divides pupils into two teams. Teams choose the names for them). Now I’m going to tell you the names of some colour and you will pick up the flag with this colour.) Each pupil can get one point for his team.
52533. THE MAGIC WALT DISNEY WORLD 2.04 MB
  It’s the Main Street. But we can’t go. We don’t know the names of cartoons in English. You can get 1 ball. Let’s underline the letter combinations and read them correctly. (дети подчеркивают и читают хором за учителем)
52534. W.Disney and His Amusement Park - Disneyland 61 KB
  The topic of our today’s lesson is “Walt Disney and His Amusement Park – Disneyland” and “The Past Indefinite Tense”. By the end of the lesson you should be able: 1. To talk about Walt Disney and his amusement park Disneyland, using active vocabulary.