61586

Полиграфическое искусство

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Обучающие: изучить полиграфическое дело познакомиться с такими понятиями как фирменный стиль полиграфия и подобное рассмотреть элементы рукописных книг познакомится с историей их изготовления познакомится с понятием единый стиль...

Русский

2014-05-29

25.56 KB

0 чел.

Конспект урока по ИЗО для учащихся 9В класса.

Урок 1 

Полиграфическое искусство

Цель урока: изучить вместе с детьми полиграфическое дело, познакомится с рукописными книгами.

изучить выполнить эскизы по представлению театрального костюма персонажа к постановке сказки А.Н. Островского «Снегурочка» в цвете.

Задачи:

  1.  Обучающие: изучить полиграфическое дело, познакомиться с такими понятиями как фирменный стиль, полиграфия и подобное, рассмотреть элементы рукописных книг, познакомится с историей их изготовления, познакомится с понятием единый стиль;
  2.  Развивающие: развить чувство единства шрифта, иллюстрации и остальных элементов книги, задумать общую идею для будущего урока; развить умение искать вдохновение в работах видных деятелей искусства; совершенствовать умения и навыки работы различными материалами; развить умение наблюдать, т.е. наблюдательность; закрепить умение работы в группе;
  3.  Воспитательные: воспитать индивидуальное отношение к своей работе, направить на поиск своей неповторимой манеры выражать свои эмоции.

Оборудование:

  1.  для учителя: презентация;
  2.  для учеников: на этом уроке им ничего не требуется.

Литература по теме: ресурсы Интернета, программа Т.В. Шпикаловой учебник для 5 классов.  

План урока:

  1.  организационный момент – 5 минут;
  2.  вводная беседа и основная часть – 25 минут;
  3.  практическая работа – 10 минут;
  4.  подведение итогов занятия – 5 минут.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель приветствует класс. Представляется.

2.  Вводная беседа и основная часть.

Дети рассказывают свои доклады по теме. Далее идет показ презентации, рассказ об полиграфическом деле, рукописных книгах, единстве стиля и многом другом. Обобщение в презентации самого главного.  

Выдержка из того, что я рассказывала детям (в основном я опиралась я ранее полученные знания из университета, старалась оживить рассказ примерами и привлекала детей в разговор. Главной опорой для меня была подготовленная презентация). Именно этот материал необходим нам для следующего урока, где они непосредственно будут заниматься иллюстрированием произведений.

Обложка (переплет) - художественное решение покрытия книги, в которое заключен книжный блок. Решение обложки, в котором, как правило, применяется цвет, должно быть условно-декоративным, ясным, придавать книге красивый внешний вид, но в то же время давать точную характеристику книги, раскрывать ее основной смысл, стиль и образный строй. На обложке должны быть шрифтовые элементы, отражающие основные заголовочные данные (автор и название книги).

Титул или титульный лист - правая половина первого разворота книги. Титул содержит более сложные шрифтовые элементы, поясняющие заголовочные и издательские данные. Иногда эти данные распространяются на соседнюю, левую страницу - контртитул. Такое решение носит название разворотного титула. Если на левой странице первого разворота помещается иллюстрация или печатается портрет автора, такая страница называется фронтисписом. Рисунок на титуле применяется сравнительно редко и имеет больше декоративное значение.

 Шмуцтитулами называются отдельные листы, которыми открываются части, разделы книги. На шмуцтитуле помещаются заголовок и несложный орнаментальный мотив или рисунок.

 Суперобложкой (от латинского "супер" - сверху, над) называется художественно решенное бумажное покрытие книги поверх обложки. Главная задача суперобложки - привлечь внимание к книге и на некоторое время предохранить обложку от повреждений.

 Иллюстрации - это рисунки, образно раскрывающие литературный текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу обогащающие ее декоративный строй. Задачи иллюстрирования частично решаются также в рисунках на обложке, титуле, в заставках, концовках.

 Заставка - небольшая композиция орнаментального характера или в виде рисунка, открывающая какой-нибудь раздел текста (начало книги, части, главы). Заставка тесно связана с полосой набора и никогда не превращается в иллюстрацию.

Концовка - небольшой рисунок или орнаментальный мотив, завершающий последнюю страницу какого-либо раздела или всей книги.

Инициал (от латинского initialis - начальный) - начальная буква какого-либо раздела в тексте книги, рукописи, созданная художником. В обиходе сохранилось древнерусское название инициала - буквица.

Первая страница текста книги, обычно украшенная заставкой или буквицей, называется спуском или спусковой полосой.

Инициалы. Инициал (буквица) — заглавная буква в начале текста книги, главы, чтений или песнопений. Инициал — древнейший элемент оформления книги. Слово «инициал» происходит от латинского «initialis» — «начальный».

Обычно высота инициалов достигает 3-6 строк текста. Инициалы встречаются уже в древнейших греческих и латинских рукописях V-VI веков. Постепенно изменяясь и развиваясь, они стали со временем одним из важнейших элементов украшения рукописи, неотделимым от ее содержания. И особенно ярко эта взаимосвязь инициала и текста проявилась в русской рукописной книге.

Инициалы могут быть выполнены красками любых цветов и их сочетанием. При украшении заглавных букв русских изографов больше всего привлекали расти­тельные мотивы. Широкие листья, плавно заворачиваясь, отмечали изгибы пись­менных знаков, а цветочныеи бутоны эффектно завершали буквенные петли.

Инициалы часто превращались в сложные рисунки диковинных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов. В начало библейского текста изограф в виде озорной буквицы неожиданно помещал веселого скомороха. И не только помещал, но и приписывал на поле красными чернилами напутственное слово: «Гуди гораздо», как это сделано в Евангелии 1358 года.

Развитое ювелирное искусство, вышивка, умение украшать свой быт отразились на инициалах, призванных заинтересовать читателя, привлечь его внимание.

Заставки. Заставки — небольшие орнаментальные или сюжетные изображения, как правило, размером в ширину текста на странице, помещаемые в начале книги или крупного раздела текста. Назначение заставок в рукописных книгах многоплановое, их основная функция — «ввести читателя» в текст книги, дать ему определенный философско-эстетический настрой. Кроме того, заставки применялись для того, чтобы зрительно разделять текст книги на части.

Чаще всего заставки имели прямоугольную форму и были разнообразны по цветовой гамме. В одной книге помещалось от 2 до 6 заставок. В некоторых заставках помещались изображения святых.

 Концовки. Концовки — различные изображения, помещаемые в конце книги или ее разделов.

Если заставки являются неотъемлемыми элементами оформления рукописной книги, то концовка в виде декоративно-сюжетной композиции для нее не характерна; роль концовки в древнерусской книге, как правило, выполняли последние строки текста, которым придавалась форма воронки (текста сводился в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки).

Изредка встречаются также заключения в форме креста и круга.

Вязь. С конца XIV века для написания названия рукописи, для некоторых религиозных текстов стали употреблять вязь — декоративное письмом, связывающее буквы в непрерывный орнамент. Вязью же выполнены надписи на иконах, колоколах, фресках в храмах, металлической посуде, шитье, на надгробных памятниках. Русская вязь самобытна и национальна, европейская книга ее не знает.

Написанный киноварью, реже золотом, украшенный стилизованными цветами или листьями, вязный заголовок впоследствии, начиная с XVII века, стал заменять в тексте заставки. Весь заголовок писцы старались уместить на одной строке, поэтому буквы вязи высокие и узкие. При этом применяли такие приемы, как сокращение букв слиянием их частей (лигатуры) или подчинения одной буквы другой. И получалось, что буквы сплетались, перевивались, «наступали» одна на другую, как бы нанизывались на строку и делали ее затейливой, броской, красивой.

Необходимо обладать немалым навыком, чтобы вычитать из этих орнаментальных полос названия разделов: «Деяния святых апостолов списана святым апостолом и евангелистом Лукою глава» или «Святого апостола Петра 1-е послание соборное в пяток 32-й недели» (типография Ивана Федорова, Москва, 1564 год).

Рукописи XVII века доходят в вязи уже до крайности: буквы их заглавий совсем тесно прижимаются одна к другой, сливаются иногда по три в одно целое, так что иногда заглавие представляет собою особого рода загадку, которую не всякий знаток дела может разрешить. Попробуйте прочитать:

Были распространены и полевые украшения — это узоры на полях, которые часто называют цветки.

Книжный орнамент был красив и неповторим. Поэтому русские рукописные книги лишь подтверждают мысль о том, что Русь всегда была богата талантливыми людьми, что книги любили и почитали и умели украшать и в городах, и в селениях.

3. Практическая работа

Дети делятся на группы и распределяют обязанности на следующий урок. Кто-то будет заниматься иллюстрацией, кто-то оформлением, кто-то шрифтом и т.д. каждая группа определяется с произведением, которое собирается иллюстрировать.

4. Подведение итогов.

Ребята в конце урока заполняют специальные карточки, где оценивают самостоятельно свою работу на уроке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38230. Глобализация конкуренции и конкурентные преимущества стран 39.08 KB
  Один из основных детерминантов национального конкурентного преимущества в какойлибо отрасли это спрос на внутреннем рынке на товары или услуги предлагаемые этой отраслью. Взаимосвязанные отрасли Для многих отраслей самым главным ресурсом остается наличие связанных и вспомогательных отраслей. Стратегия структура и соперничество фирм Еще одним важным детерминантом определяющим конкурентоспособность отрасли является тот факт что фирма создается организуется и управляется в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке.
38231. Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы 111 KB
  Сущность и эволюция маркетинга. Изучение маркетинга позволяет сделать максимально правильный выбор целевого рынка. Самой главной целью маркетинга является: поставить производимый товар или услугу вне конкуренции. Без маркетинга работа предприятия практически невозможна.
38232. Теория маркетинга. Сбытовая политика предприятия 394.5 KB
  Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Анализ маркетинговой среды: определение ёмкости рынка прогнозирование величины спроса проведение маркетинговых исследований выбор целевого сегмента и определение его профиля позиционирование товара и фирмы в целом. Разработка товарной политики: разработка новых товаров управление товарным ассортиментом разработка дизайна и качественных характеристик товара разработка упаковки и товарной марки определение комплекса дополнительных услуг. Применяется когда реальные...
38233. Организация маркетинга на предприятии, организационный механизм 62.5 KB
  Организационный механизм – маркетинговое подразделение предприятия а управленческий – разрабатываемый им план маркетинга который является составной частью бизнес-плана. Функциональная служба маркетинга включает в себя отделы где сотрудники специализируются на выполнении одной определённой функции маркетинга. Товарная служба маркетинга характеризуется те что служба состоит из отдела которая осуществляет деятельность по определённому товару группе товаров.
38234. Анализ маркетинговой среды 109.5 KB
  Видовые конкуренты – это прочие разновидности того же товара способные удовлетворить конкретное желание покупателя. Конкуренты марки – это разные марки одного и того же товара способные удовлетворить его желание. В данном случае разновидностями товара будут трех пяти и десятискоростные велосипеды. расположите по определённым характеристикам характеристики товара при его покупке.
38235. Товарная политика предприятия 82 KB
  Товары в зависимости от цели покупки и категории покупателя разделяют на потребительские и промышленные. Потребительские товары – товары которые покупаются физическими лицами для личного некоммерческого потребления. Товары произведенотехнического назначения промышленные – товары которые приобретаются предприятиями и организациями для промышленного потребления т. Потребительские товары делятся на группы виды в зависимости от покупательского поведения при их покупке: 1.
38236. Экономическая теория, ответы к экзамену 424.5 KB
  Можно сказать что экономическая наука явилась теоретическим отражением сути капитализма противоречивых явлений жизни людей разделенных на классы когда торжество идей свободы равенства и братства сочеталось с бременем наемного труда. В начальный период возникновения рынка они преимущественно приравнивали друг к другу результаты своего труда продукты созданные их руками или непосредственно полученные у природы и по праву им принадлежащие. В этих условиях основой соизмерения определяющей величину стоимости ценности этих вещей...
38237. Ценовая политика предприятия 68.5 KB
  На значение цены оказывают влияние многочисленные факторы которые можно разделить на внутренние и внешние. Здесь определяют нижнюю границу цены. Спрос – определяется верхнюю границу цены чувствительности потребителей цен определяется с помощью показателя ценовой эластичности спроса. Расчёт дуговой эластичности Ер Q – объёмы продаж P – цена ΔQ – изменение спроса ΔP – изменение цены ΔQ = Q2 – Q1 Знак при коэффициенте эластичности показывает тип связи между данными величинами: ценой и спросом а именно: указывает на прямую зависимость а...
38238. Сбытовая политика предприятия 59 KB
  Каналы распределения Сбытовая деятельность – совокупность операций связанных с реализацией товаров: выбор посредников налаживание контактов с покупателем управление сбытовыми запасами транспортировка товаров заключение договоров на реализацию. Сбытовые агенты лица представляющие интересы определенных производителей при сбыте их товаров. Последние занимаются перепродажей товаров на условиях комиссии и получают вознаграждение от продавцов и покупателей. Сегодня услугами розничных магазинов самообслуживания пользуются представители всех...