61599

Былина «Илья Муромец и Святогор»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: сформировать представления детей о былинах и былинных героях. Задачи: Образовательная – способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения...

Русский

2014-05-29

24.36 KB

12 чел.

5fan_ru_61599_cec7601ed082f9cd96f8f7292ed647d8.html

ГБОУ СПО «Городецкий Губернский колледж»

Конспект урока чтения,

проведенного в МБОУ СОШ №2

во 2 «А» классе

студенткой 312 группы ШО

Камзоловой Галиной Александровной

Тема: Былина «Илья Муромец и Святогор» (отрывок)

Дата: 21.11.12

Учитель: Дурандина Лариса Павловна

Методист: Воронцова Елена Андреевна

Оценка:

2012-2013 уч. год

Тема: отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»

Цель: сформировать представления детей о былинах и былинных героях.

Задачи:

Образовательная – способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения;

Развивающая – способствовать формированию у учащихся учебно – информационных умений: сознательно и правильно читать; пользоваться сплошным, выборочным и комментированным чтением;

Воспитательная – воспитывать у учащихся любовь к предмету.

Оборудование – презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

Орг. момент

Проверка домашнего задания

Работа с текстом былины

Первичное чтение

Чтение былины по частям.

Обобщающая беседе по прочитанному произведению.

Заключительная часть

Дом. задание.

С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
 Здравствуйте, ребята! садитесь.

Посмотрите внимательного на этот рисунок ( вывешиваю рисунок богатыря).

Как вы думаете на кого похож этот мужчина? ( на богатыря)

Каких элементов одежды не хватает этому богатырю? ( вокруг рисунки шлема, шапки, кольчуги, копья, револьвера, колчана со стрелами)

Выберите из этих вещей те, что носили древние богатыри.

На кого теперь похож наш богатырь?

Так что вы читали дома?

Чтение отрывков из сказки об Илье Муромце.

Прочитайте из сказки тот момент, где Илья подыскивает себе богатырское снаряжение.

Какой наказ дали отец с матерью Илье, когда он поехал служить к князю Владимиру?

Теперь найдите и прочитайте какой наказ дали странники Илье.

Почему странники не советовали Илье бороться со Святогором-богатырем?

Что значит «его земля через силу носит?»

Откройте книгу на странице 185. Что мы сегодня будем читать?

Вспомните, что такое былина.

Кто будут герои этой былины?

Где мы уже встречались с именем Святогора?

Прочитайте соответствующий фрагмент сказки на странице 179.

Имя какого другого богатыря здесь ещё упоминается?

Ребята, были на Руси богатыри, с которыми и Илье Муромцу не стоило силой меряться. О Святогоре мы сегодня с вами прочитаем и узнаем, в чем его сила, а вот другого богатыря, которого вспоминают старцы, звали Микулой Селяниновичем. Селянинович – от слов  село, сельский. Не трудно догадаться, что был богатырь Микула пахарем, или, как тогда говорили, оратаем. Потому так и сказали старцы: « Его мать сыра – земля любит». Обработка земли – работа очень тяжелая, и всегда мечтали крестьяне о легкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.

Любимый богатырь былин – Илья Муромец – тоже был крестьянским сыном, обороняющим родную землю. И не случайно первый подвиг, который совершил Илья Муромец после своего исцеления, - это корчёвка пней и расчистка поля для пашни.

Интересно, почему же странники не советовали Илье  бороться со Святогором-богатырем.

Рассмотрите рисунок на странице 185 и подумайте, что что может значить его земля через силу носит. Кто на рисунке – Святогор-богатырь, а кто – Илья Муромец?

Давайте проверим наши предположения. Всю ли былину мы будем с вами читать?

Чтение учителем произведения.

Вот мы и прочитали отрывок из былины.

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы: Как встретились Илья Муромец и Святогор?

Что произошло?

Как закончилась эта встреча?

Как называется приём преувеличения силы богатыря?

Теперь ребята, давайте прочитаем былину по частям. 1-я часть – от начала до слов «Рассердился тут старый как да Илья Муромец…».

Словарная работа по ходу чтения.

Что подумал Илья, увидев Святогора?

Когда произошла встреча Ильи со Святогором? Сразу, как он поехал служить Владимиру, после помощи мужичкам  черниговским?

Чтение второй части – до слов «И поехал он да по святым горам…».

Словарная работа по ходу чтения:

Находим в толковом словарике страницу 40. Пуд!

40 пуд – это 640 кг.

Как Илья  решил разбудить Святогора?

Прочитайте, как он это делал?

Что из этого вышло?

Каким же был Святогор, если смог положить Илью в карман?

Чтение 3 части – до слов «Тут Святогор-богатырь и опомнился…».

Почему на третий день конь Святогора начал спотыкаться?

4-я часть – до конца.

Словарная работа:

В словарике на странице 40 – Орда(в данном значение), Удаль.

Орда – вражеское войско (или лагерь).

Попробуем мы силу богатырскую – поборемся, будем сражаться.

Что предложил Святогор Илье?

Почему Илья не стал сражаться со Святогорм?

Что значит побрататься?

Ребята, эта былина знакомит нас с самым древним и загадочным героем – Святогором. Как вы думаете, о чем говорит его имя Святогор?

Почему Илья назвал спящего Святогора чудом?

Святогор наделен неслыханной, непомерной силой. Зачем же Илья его будет?

С чем сравнивает Святогор удары Ильи Муромца? Почему он говорит: «Ох, как больно русски мухи кусаются!». Разве он сам – не русский? что эти слова вам напоминают?

Два богатыря в былине сравниваются и даже противопоставляются. Конечно, Илья слабее Святогора физически. Но нет ли у него каких –либо преимуществ перед Святогором?

Ребята, вам интересно ли было слушать и читать былину?

А просто ли её читать?

Как вы думаете, почему в некоторых словах есть удвоение главной: богатырскиим, Араратскиим?

Ребята, в отличие от сказок, былины не передавались из уст в уста  обычными людьми. Слагали и пели былины особые люди, нередко глубокие старцы. В результате былины сохранились практически в том варианте, в котором их сложили. Поэтому былину трудно читать, поэтому в былинах много архаизмов – устаревших слов. А вы можете привести примеры Архаизмов?

Любая былина очень напевна, ритмична.

Прочитайте плавно и напевно любые строчки былины.

Что нового вы узнали о богатырях на уроке?

Действительно, есть богатыри разных поколений, такие как Илья Муромец и Святогор. Илья стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. На заставе собраны разные богатыри. Но любимым героем народа был и остается Илья Муромец:

…Как одно – то на небе красно солнышко.

А один – то на Руси Илья Муромец…

Читать былину.

Дети здороваются и садятся за парты.

На богатыря

Шлем, кольчуга…

На Илью Муромца.

Сказка про Илью Муромца.

Дети находят этот отрывок и читают его.

Ответы детей.

Так как он очень большой

Это жанр устного народного творчества

Богатыри.(стр. 174)

В сказке.

Микула – богатырь

Ответы детей.

Нет, только отрывки.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Гипербола

Чтение учащимися по частям.

зычным голосом – звонким голосом.

Нет. это произошло позже. В былине есть слова, указывающие на то, что Илья успел состариться: «Старый казак», «Не ко мне ли старому да подбираешься?

Шелепуга – плеть, кнут. Вооружение  одиночного человека.

Вероятно, он хочет померяться со встречным своей силою.

Так говорит древняя Баба-яга в волшебных сказках. Святогор настолько древен, что даже забыл русский дух.

Преимущество Ильи перед Святогором состоит в том, что Илья принадлежит своему времени, тому, в котором он живёт и в котором подвиг его востребован. Святогор – великан, и время его подвигов прошло. Время Святогора прошло, его сон на грани между жизнью и смертью. Он сам не знает, куда бы применить свою силу. Да и земле тяжело носить на себе такого великана. Не то – Илья Муромец. Сила Илье нужна для защиты городов русских от неприятеля. И для этих подвигов силы у Ильи достаточно.

Приводят примеры Архаизмов.

сей — этот, зело — очень, отрок — подросток, юноша, мысливый — разумный.

Активизация внимания учащихся.

Развитие воображения.

Формирование у учащихся выборочного чтения.

Развитие мышления.

Развитие мышления, памяти, речи.

Получение новых знаний.

Развитие логического мышления.

Организация детей на восприятие текста.

Развитие внимания, мышления.

Формирование умений сознательно и правильно читать.

Анализ прочитанной части

Формирование умений сознательно и правильно читать.

Формирование умений сознательно и правильно читать.

Развитие мышления.

Получение новой информации.

Развитие памяти, мышления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83535. Персонал консульської установи. Консульський корпус 33.02 KB
  На відміну від дипломатичних представництву склад консульських установ входять не три а дві категорії членів персоналу консульські посадові особи та співробітники консульської установи. До категорії консульських посадових осіб входять всі особи на яких покладено виконання консульських функції. Сукупність іноземних консульських представників у межах консульського округу в якому вони виконують свої функції називається консульським корпусом. У вузькому сенсі консульський корпус складається з глав консульських установ.
83536. Консульські імунітети та привілеї 34.97 KB
  В консульському праві як і в дипломатичному розрізняють дві категорії привілеїв та імунітетів: а привілеї та імунітети консульських установ; 6 привілеї та імунітети штатних консульських посадових осіб та інших працівників консульських установ. Найсуттєвішими в першій категорії є: недоторканність консульських приміщень; звільнення консульських приміщень від податків; недоторканність консульського архіву та документів; свобода зносин; безперешкодні зносини і контакти з громадянами держави що представляється. Другу категорію консульських...
83537. Право спеціальних місій 37.02 KB
  Функції спеціальної місії визначаються за взаємною згодою між державою що посилає і приймаючою державою. Для направлення або прийняття спеціальної місії не є необхідною наявність дипломатичних або консульських відносин між державами. За деякими виключеннями держава що посилає може на свій розсуд призначити членів спеціальної місії повідомивши попередньо приймаючій державі всю необхідну інформацію про чисельність і шал спеціальної місії і зокрема повідомивши про прізвища і посади осіб яких вона має намір призначити.
83538. Дипломатичне право міжнародних організацій 36.09 KB
  Як показує практика багатостороння дипломатія відбувається головним чином в рамках міжнародних організацій при яких держави засновують свої постійні представництва які користуються такими ж привілеями та імунітетами що і члени делегацій державчленів організації. Вона охоплює чотири сфери діяльності держав в їх відносинах з міжнародними організаціями і в рамках міжнародних конференцій а саме постійні представництва держав при міжнародних організаціях місії постійних спостерігачів при міжнародних організаціях делегації держав в органах і...
83539. Кодифікація міжнародного морського права. Види морських просторів 36.24 KB
  Міжнародне морське право являє собою систему міжнародноправових принципів і норм що визначають правовий режим морських просторів і регулюють відносини між державами та іншими суб\'єктами міжнародного права з приводу їх діяльності з дослідження та використання просторів Світового океану та його ресурсів. Міжнародне морське право відноситься до однієї з найбільш старих галузей міжнародного права і спочатку склалося у формі звичаєвих норм. Кодифікація морського права була проведена в XX ст.
83540. Внутрішні морські води та їх правовий режим 36.63 KB
  Внутрішні морські води це води розташовані в сторону берега від вихідної базисної лінії територіального моря. До складу внутрішніх морських вод входять: води заток бухт лиманів історичні затоки води морських портів а також води розташовані в сторону берега від вихідних ліній прийнятих для обчисленні ширини територіального моря. Води затоки відносяться до внутрішніх морських вод якщо її берега належать одній державі ширина природного входу до затоки не перевищує 24 морських миль Якщо відстань між пунктами природного входу до...
83541. Режим морських портів 36.21 KB
  Прибережна держава самостійно вирішує питання про характер порту зокрема його закритість або відкритість для міжнародного судноплавства. Прибережна держава не повинна проте відмовляти у дозволі на вхід до закритого порту судну яке знаходиться в небезпеці у випадку аварії або штормової погоди судну що зазнає лихо. З метою забезпечення власної безпеки прибережна держава може. Прибережна держава зазвичай не втручається у відносини між капітаном екіпажем та пасажирами.
83542. Правовий режим архіпелажних вод 38.18 KB
  Суверенна влада прибережної держави обмежена правом безперешкодного проходу та правом архіпелажного проходу морськими коридорами що надається іноземним морським та повітряним суднам в архіпелажних водах ст. Архіпелажний прохід морськими коридорами означає що усі судна і літальні апарати користуються правом архіпелажного проходу такими морськими коридорами і прольоту по таким повітряним коридорам з ціллю безперервного і швидкого транзиту через архіпелажні води з однієї частини відкритого моря або виключної економічної зони до іншої частини...
83543. Поняття і межі територіального моря. Право мирного проходу. Правовий режим територіальних вод 37.22 KB
  Правовий режим територіальних вод Територіальне море це пояс морських вод шириною до 12 морських миль що розташований між берегом чи безпосередньо за внутрішніми морськими водами або архіпелажними водами держави та відкритим морем або водами спеціальних зон. Територіальне море як й внутрішні морські води є частиною території прибережної держави. На підставі цього права торгівельні судна можуть проходити через територіальне море іноземної держави без спеціального дозволу лише за умови дотримання права прибережної держави. Прохід...