61599

Былина «Илья Муромец и Святогор»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: сформировать представления детей о былинах и былинных героях. Задачи: Образовательная – способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения...

Русский

2014-05-29

24.36 KB

12 чел.

5fan_ru_61599_cec7601ed082f9cd96f8f7292ed647d8.html

ГБОУ СПО «Городецкий Губернский колледж»

Конспект урока чтения,

проведенного в МБОУ СОШ №2

во 2 «А» классе

студенткой 312 группы ШО

Камзоловой Галиной Александровной

Тема: Былина «Илья Муромец и Святогор» (отрывок)

Дата: 21.11.12

Учитель: Дурандина Лариса Павловна

Методист: Воронцова Елена Андреевна

Оценка:

2012-2013 уч. год

Тема: отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»

Цель: сформировать представления детей о былинах и былинных героях.

Задачи:

Образовательная – способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения;

Развивающая – способствовать формированию у учащихся учебно – информационных умений: сознательно и правильно читать; пользоваться сплошным, выборочным и комментированным чтением;

Воспитательная – воспитывать у учащихся любовь к предмету.

Оборудование – презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

Орг. момент

Проверка домашнего задания

Работа с текстом былины

Первичное чтение

Чтение былины по частям.

Обобщающая беседе по прочитанному произведению.

Заключительная часть

Дом. задание.

С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
 Здравствуйте, ребята! садитесь.

Посмотрите внимательного на этот рисунок ( вывешиваю рисунок богатыря).

Как вы думаете на кого похож этот мужчина? ( на богатыря)

Каких элементов одежды не хватает этому богатырю? ( вокруг рисунки шлема, шапки, кольчуги, копья, револьвера, колчана со стрелами)

Выберите из этих вещей те, что носили древние богатыри.

На кого теперь похож наш богатырь?

Так что вы читали дома?

Чтение отрывков из сказки об Илье Муромце.

Прочитайте из сказки тот момент, где Илья подыскивает себе богатырское снаряжение.

Какой наказ дали отец с матерью Илье, когда он поехал служить к князю Владимиру?

Теперь найдите и прочитайте какой наказ дали странники Илье.

Почему странники не советовали Илье бороться со Святогором-богатырем?

Что значит «его земля через силу носит?»

Откройте книгу на странице 185. Что мы сегодня будем читать?

Вспомните, что такое былина.

Кто будут герои этой былины?

Где мы уже встречались с именем Святогора?

Прочитайте соответствующий фрагмент сказки на странице 179.

Имя какого другого богатыря здесь ещё упоминается?

Ребята, были на Руси богатыри, с которыми и Илье Муромцу не стоило силой меряться. О Святогоре мы сегодня с вами прочитаем и узнаем, в чем его сила, а вот другого богатыря, которого вспоминают старцы, звали Микулой Селяниновичем. Селянинович – от слов  село, сельский. Не трудно догадаться, что был богатырь Микула пахарем, или, как тогда говорили, оратаем. Потому так и сказали старцы: « Его мать сыра – земля любит». Обработка земли – работа очень тяжелая, и всегда мечтали крестьяне о легкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.

Любимый богатырь былин – Илья Муромец – тоже был крестьянским сыном, обороняющим родную землю. И не случайно первый подвиг, который совершил Илья Муромец после своего исцеления, - это корчёвка пней и расчистка поля для пашни.

Интересно, почему же странники не советовали Илье  бороться со Святогором-богатырем.

Рассмотрите рисунок на странице 185 и подумайте, что что может значить его земля через силу носит. Кто на рисунке – Святогор-богатырь, а кто – Илья Муромец?

Давайте проверим наши предположения. Всю ли былину мы будем с вами читать?

Чтение учителем произведения.

Вот мы и прочитали отрывок из былины.

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы: Как встретились Илья Муромец и Святогор?

Что произошло?

Как закончилась эта встреча?

Как называется приём преувеличения силы богатыря?

Теперь ребята, давайте прочитаем былину по частям. 1-я часть – от начала до слов «Рассердился тут старый как да Илья Муромец…».

Словарная работа по ходу чтения.

Что подумал Илья, увидев Святогора?

Когда произошла встреча Ильи со Святогором? Сразу, как он поехал служить Владимиру, после помощи мужичкам  черниговским?

Чтение второй части – до слов «И поехал он да по святым горам…».

Словарная работа по ходу чтения:

Находим в толковом словарике страницу 40. Пуд!

40 пуд – это 640 кг.

Как Илья  решил разбудить Святогора?

Прочитайте, как он это делал?

Что из этого вышло?

Каким же был Святогор, если смог положить Илью в карман?

Чтение 3 части – до слов «Тут Святогор-богатырь и опомнился…».

Почему на третий день конь Святогора начал спотыкаться?

4-я часть – до конца.

Словарная работа:

В словарике на странице 40 – Орда(в данном значение), Удаль.

Орда – вражеское войско (или лагерь).

Попробуем мы силу богатырскую – поборемся, будем сражаться.

Что предложил Святогор Илье?

Почему Илья не стал сражаться со Святогорм?

Что значит побрататься?

Ребята, эта былина знакомит нас с самым древним и загадочным героем – Святогором. Как вы думаете, о чем говорит его имя Святогор?

Почему Илья назвал спящего Святогора чудом?

Святогор наделен неслыханной, непомерной силой. Зачем же Илья его будет?

С чем сравнивает Святогор удары Ильи Муромца? Почему он говорит: «Ох, как больно русски мухи кусаются!». Разве он сам – не русский? что эти слова вам напоминают?

Два богатыря в былине сравниваются и даже противопоставляются. Конечно, Илья слабее Святогора физически. Но нет ли у него каких –либо преимуществ перед Святогором?

Ребята, вам интересно ли было слушать и читать былину?

А просто ли её читать?

Как вы думаете, почему в некоторых словах есть удвоение главной: богатырскиим, Араратскиим?

Ребята, в отличие от сказок, былины не передавались из уст в уста  обычными людьми. Слагали и пели былины особые люди, нередко глубокие старцы. В результате былины сохранились практически в том варианте, в котором их сложили. Поэтому былину трудно читать, поэтому в былинах много архаизмов – устаревших слов. А вы можете привести примеры Архаизмов?

Любая былина очень напевна, ритмична.

Прочитайте плавно и напевно любые строчки былины.

Что нового вы узнали о богатырях на уроке?

Действительно, есть богатыри разных поколений, такие как Илья Муромец и Святогор. Илья стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. На заставе собраны разные богатыри. Но любимым героем народа был и остается Илья Муромец:

…Как одно – то на небе красно солнышко.

А один – то на Руси Илья Муромец…

Читать былину.

Дети здороваются и садятся за парты.

На богатыря

Шлем, кольчуга…

На Илью Муромца.

Сказка про Илью Муромца.

Дети находят этот отрывок и читают его.

Ответы детей.

Так как он очень большой

Это жанр устного народного творчества

Богатыри.(стр. 174)

В сказке.

Микула – богатырь

Ответы детей.

Нет, только отрывки.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Гипербола

Чтение учащимися по частям.

зычным голосом – звонким голосом.

Нет. это произошло позже. В былине есть слова, указывающие на то, что Илья успел состариться: «Старый казак», «Не ко мне ли старому да подбираешься?

Шелепуга – плеть, кнут. Вооружение  одиночного человека.

Вероятно, он хочет померяться со встречным своей силою.

Так говорит древняя Баба-яга в волшебных сказках. Святогор настолько древен, что даже забыл русский дух.

Преимущество Ильи перед Святогором состоит в том, что Илья принадлежит своему времени, тому, в котором он живёт и в котором подвиг его востребован. Святогор – великан, и время его подвигов прошло. Время Святогора прошло, его сон на грани между жизнью и смертью. Он сам не знает, куда бы применить свою силу. Да и земле тяжело носить на себе такого великана. Не то – Илья Муромец. Сила Илье нужна для защиты городов русских от неприятеля. И для этих подвигов силы у Ильи достаточно.

Приводят примеры Архаизмов.

сей — этот, зело — очень, отрок — подросток, юноша, мысливый — разумный.

Активизация внимания учащихся.

Развитие воображения.

Формирование у учащихся выборочного чтения.

Развитие мышления.

Развитие мышления, памяти, речи.

Получение новых знаний.

Развитие логического мышления.

Организация детей на восприятие текста.

Развитие внимания, мышления.

Формирование умений сознательно и правильно читать.

Анализ прочитанной части

Формирование умений сознательно и правильно читать.

Формирование умений сознательно и правильно читать.

Развитие мышления.

Получение новой информации.

Развитие памяти, мышления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78078. Разработка АИС «Кинотеатр» в среде C++Builder 6 1.32 MB
  Вследствие огромной популярности и прогрессивности киноиндустрии возникает потребность в качественном обслуживании посетителей кинотеатров. АИС «Кинотеатр» предназначена для упрощения организации работы оператора кинотеатра.
78079. Аналіз рівеня конкурентоспроможності АТ«Металіст» та шляхи щодо її підвищення 423 KB
  Загострення конкурентної боротьби за збут своєї продукції за місце на ринку поміж фірмамивиробниками змушує шукати їх нові засоби впливу на рішення покупців. Передовий закордонний досвід свідчить що якість безперечно є найбільш вагомою складовою конкуренотоспроможності...
78080. БЛОК КЕРУВАННЯ ГАЗОВОГО КОТЛА НА МК 1.32 MB
  У житлових приміщеннях комфорт визначається температурою, вологістю, швидкістю руху повітря, тепловою характеристикою конструкції будинку, температурою внутрішніх поверхонь кімнати і якістю кімнатного повітря, у робочих приміщеннях до цих параметрів додаються шум, вібрації тощо.
78081. Социально-экономические последствия ресурсно-экологических опасностей современного российского хозяйствования 874 KB
  Экономическое развитие человечества связано с ускоряющимся ростом потребления природных ресурсов планеты в результате которого происходит истощение запасов сырья и ухудшение состояния окружающей среды как следствие интенсивного природопользования и его экологического воздействия.
78082. Особенности выявления эффективности функционирования российской экономики в условиях стабильного осуществления рыночных отношений 593 KB
  Проблема измерения эффективности (результативности) экономики до сих пор остается не до конца изученной. В советской экономике существовал единый народный хозяйственный комплекс (единое предприятие), где можно было измерить эффективность.
78083. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 372.5 KB
  В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы реформирования современной высшей школы России. Реформирование ВПО России должно отвечать требованиям перспективного экономического роста в стране и учитывать особенности трансформационного периода.
78084. Исследование системы организации ипотечного кредитования и определение основных направлений ее совершенствования в практике российских банков 287 KB
  Российский ипотечный рынок остается крайне привлекательным сегментом для российских банков. Почти 70% участников ипотечного рынка видят ипотечное кредитование в качестве одного из приоритетных направлений своего развития.
78085. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА 265.5 KB
  За последние годы резко увеличилось число проституток и наркоманов. Их заболеваемость намного превосходит заболеваемость обычного среднестатистического человека. В связи с этим большое число российских граждан приобрели аналогичные заболевания (ранее неизвестные или малораспространённые).
78086. Дисбактериоз. Принципы терапии заболеваний верхних отделов ЖКТ у детей 105.5 KB
  Дисбактериоз - это изменение количества и состава физиологически необходимой для организма микрофлоры. В результате нарушается пищеварение, ухудшается всасывание, что приводит к гиповитаминозу, анемии, снижению иммунитета, возникновению аллергических реакций организма.