61599

Былина «Илья Муромец и Святогор»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: сформировать представления детей о былинах и былинных героях. Задачи: Образовательная – способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения...

Русский

2014-05-29

24.36 KB

12 чел.

5fan_ru_61599_cec7601ed082f9cd96f8f7292ed647d8.html

ГБОУ СПО «Городецкий Губернский колледж»

Конспект урока чтения,

проведенного в МБОУ СОШ №2

во 2 «А» классе

студенткой 312 группы ШО

Камзоловой Галиной Александровной

Тема: Былина «Илья Муромец и Святогор» (отрывок)

Дата: 21.11.12

Учитель: Дурандина Лариса Павловна

Методист: Воронцова Елена Андреевна

Оценка:

2012-2013 уч. год

Тема: отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»

Цель: сформировать представления детей о былинах и былинных героях.

Задачи:

Образовательная – способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения;

Развивающая – способствовать формированию у учащихся учебно – информационных умений: сознательно и правильно читать; пользоваться сплошным, выборочным и комментированным чтением;

Воспитательная – воспитывать у учащихся любовь к предмету.

Оборудование – презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

Орг. момент

Проверка домашнего задания

Работа с текстом былины

Первичное чтение

Чтение былины по частям.

Обобщающая беседе по прочитанному произведению.

Заключительная часть

Дом. задание.

С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
 Здравствуйте, ребята! садитесь.

Посмотрите внимательного на этот рисунок ( вывешиваю рисунок богатыря).

Как вы думаете на кого похож этот мужчина? ( на богатыря)

Каких элементов одежды не хватает этому богатырю? ( вокруг рисунки шлема, шапки, кольчуги, копья, револьвера, колчана со стрелами)

Выберите из этих вещей те, что носили древние богатыри.

На кого теперь похож наш богатырь?

Так что вы читали дома?

Чтение отрывков из сказки об Илье Муромце.

Прочитайте из сказки тот момент, где Илья подыскивает себе богатырское снаряжение.

Какой наказ дали отец с матерью Илье, когда он поехал служить к князю Владимиру?

Теперь найдите и прочитайте какой наказ дали странники Илье.

Почему странники не советовали Илье бороться со Святогором-богатырем?

Что значит «его земля через силу носит?»

Откройте книгу на странице 185. Что мы сегодня будем читать?

Вспомните, что такое былина.

Кто будут герои этой былины?

Где мы уже встречались с именем Святогора?

Прочитайте соответствующий фрагмент сказки на странице 179.

Имя какого другого богатыря здесь ещё упоминается?

Ребята, были на Руси богатыри, с которыми и Илье Муромцу не стоило силой меряться. О Святогоре мы сегодня с вами прочитаем и узнаем, в чем его сила, а вот другого богатыря, которого вспоминают старцы, звали Микулой Селяниновичем. Селянинович – от слов  село, сельский. Не трудно догадаться, что был богатырь Микула пахарем, или, как тогда говорили, оратаем. Потому так и сказали старцы: « Его мать сыра – земля любит». Обработка земли – работа очень тяжелая, и всегда мечтали крестьяне о легкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.

Любимый богатырь былин – Илья Муромец – тоже был крестьянским сыном, обороняющим родную землю. И не случайно первый подвиг, который совершил Илья Муромец после своего исцеления, - это корчёвка пней и расчистка поля для пашни.

Интересно, почему же странники не советовали Илье  бороться со Святогором-богатырем.

Рассмотрите рисунок на странице 185 и подумайте, что что может значить его земля через силу носит. Кто на рисунке – Святогор-богатырь, а кто – Илья Муромец?

Давайте проверим наши предположения. Всю ли былину мы будем с вами читать?

Чтение учителем произведения.

Вот мы и прочитали отрывок из былины.

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы: Как встретились Илья Муромец и Святогор?

Что произошло?

Как закончилась эта встреча?

Как называется приём преувеличения силы богатыря?

Теперь ребята, давайте прочитаем былину по частям. 1-я часть – от начала до слов «Рассердился тут старый как да Илья Муромец…».

Словарная работа по ходу чтения.

Что подумал Илья, увидев Святогора?

Когда произошла встреча Ильи со Святогором? Сразу, как он поехал служить Владимиру, после помощи мужичкам  черниговским?

Чтение второй части – до слов «И поехал он да по святым горам…».

Словарная работа по ходу чтения:

Находим в толковом словарике страницу 40. Пуд!

40 пуд – это 640 кг.

Как Илья  решил разбудить Святогора?

Прочитайте, как он это делал?

Что из этого вышло?

Каким же был Святогор, если смог положить Илью в карман?

Чтение 3 части – до слов «Тут Святогор-богатырь и опомнился…».

Почему на третий день конь Святогора начал спотыкаться?

4-я часть – до конца.

Словарная работа:

В словарике на странице 40 – Орда(в данном значение), Удаль.

Орда – вражеское войско (или лагерь).

Попробуем мы силу богатырскую – поборемся, будем сражаться.

Что предложил Святогор Илье?

Почему Илья не стал сражаться со Святогорм?

Что значит побрататься?

Ребята, эта былина знакомит нас с самым древним и загадочным героем – Святогором. Как вы думаете, о чем говорит его имя Святогор?

Почему Илья назвал спящего Святогора чудом?

Святогор наделен неслыханной, непомерной силой. Зачем же Илья его будет?

С чем сравнивает Святогор удары Ильи Муромца? Почему он говорит: «Ох, как больно русски мухи кусаются!». Разве он сам – не русский? что эти слова вам напоминают?

Два богатыря в былине сравниваются и даже противопоставляются. Конечно, Илья слабее Святогора физически. Но нет ли у него каких –либо преимуществ перед Святогором?

Ребята, вам интересно ли было слушать и читать былину?

А просто ли её читать?

Как вы думаете, почему в некоторых словах есть удвоение главной: богатырскиим, Араратскиим?

Ребята, в отличие от сказок, былины не передавались из уст в уста  обычными людьми. Слагали и пели былины особые люди, нередко глубокие старцы. В результате былины сохранились практически в том варианте, в котором их сложили. Поэтому былину трудно читать, поэтому в былинах много архаизмов – устаревших слов. А вы можете привести примеры Архаизмов?

Любая былина очень напевна, ритмична.

Прочитайте плавно и напевно любые строчки былины.

Что нового вы узнали о богатырях на уроке?

Действительно, есть богатыри разных поколений, такие как Илья Муромец и Святогор. Илья стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. На заставе собраны разные богатыри. Но любимым героем народа был и остается Илья Муромец:

…Как одно – то на небе красно солнышко.

А один – то на Руси Илья Муромец…

Читать былину.

Дети здороваются и садятся за парты.

На богатыря

Шлем, кольчуга…

На Илью Муромца.

Сказка про Илью Муромца.

Дети находят этот отрывок и читают его.

Ответы детей.

Так как он очень большой

Это жанр устного народного творчества

Богатыри.(стр. 174)

В сказке.

Микула – богатырь

Ответы детей.

Нет, только отрывки.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Гипербола

Чтение учащимися по частям.

зычным голосом – звонким голосом.

Нет. это произошло позже. В былине есть слова, указывающие на то, что Илья успел состариться: «Старый казак», «Не ко мне ли старому да подбираешься?

Шелепуга – плеть, кнут. Вооружение  одиночного человека.

Вероятно, он хочет померяться со встречным своей силою.

Так говорит древняя Баба-яга в волшебных сказках. Святогор настолько древен, что даже забыл русский дух.

Преимущество Ильи перед Святогором состоит в том, что Илья принадлежит своему времени, тому, в котором он живёт и в котором подвиг его востребован. Святогор – великан, и время его подвигов прошло. Время Святогора прошло, его сон на грани между жизнью и смертью. Он сам не знает, куда бы применить свою силу. Да и земле тяжело носить на себе такого великана. Не то – Илья Муромец. Сила Илье нужна для защиты городов русских от неприятеля. И для этих подвигов силы у Ильи достаточно.

Приводят примеры Архаизмов.

сей — этот, зело — очень, отрок — подросток, юноша, мысливый — разумный.

Активизация внимания учащихся.

Развитие воображения.

Формирование у учащихся выборочного чтения.

Развитие мышления.

Развитие мышления, памяти, речи.

Получение новых знаний.

Развитие логического мышления.

Организация детей на восприятие текста.

Развитие внимания, мышления.

Формирование умений сознательно и правильно читать.

Анализ прочитанной части

Формирование умений сознательно и правильно читать.

Формирование умений сознательно и правильно читать.

Развитие мышления.

Получение новой информации.

Развитие памяти, мышления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33930. Индексы 13.21 KB
  За базу сравнения могут приниматься плановые показатели если необходимо использовать индексы как показатели выполнения плана По степени охвата элементов явления индексы делят на индивидуальные и общие сводные. Индивидуальные индексы i это индексы которые характеризуют изменение только одного элемента совокупности. Если индексы охватывают только часть явления то их называют групповыми. В зависимости от способа изучения общие индексы могут быть построены или как агрегатные от лат.
33931. Индивидуальные индексы 11.05 KB
  Индивидуальные индексы характеризуют изменения отдельных единиц элементов статистической совокупности.Для определения индекса надо произвести сопоставление не менее двух величин отражающих изменения индексируемого показателя признака. Например при изучении изменения физического объема продукции в качестве индексируемой величины выступают данные об объеме количестве продукции в натуральных измерениях; при изучении изменения цен индексируемой величиной является цена единицы товара и т.
33932. Агрегатные индексы 18.04 KB
  Агрегатные индексы Агрегатный индекс общий индекс полученный путем сопоставления итогов выражающих величину сложного явления в отчетном и базисном периодах при помощи соизмерителей. Веса среднего арифметического и среднего гармонического индексов должны определяться исходя из соблюдения условия этого тождества. При исчислении среднего арифметического индекса объема продукции должно выполняться следующее условие: iFf=q1p0q0p0 В векторной символике средний арифметический индекс объема будет иметь вид: Jq=ip0q0p0q0=HqP0Q0 где Нq вектор...
33933. Индексы Пааше, Ласпейреса, Фишера. Их практическое применение 36.76 KB
  Этот индекс был построен по среднеарифметической формуле без применения какойлибо системы взвешивания. В XIX веке при построении индексов цен в основном по агрегатной или соответствующей ей среднеарифметической формуле статистики начинают использовать систему взвешивания. Более широкое практическое применение находят две другие их формы: в формуле Ласпейреса средняя арифметическая форма в формуле Пааше средняя гармоническая которые отражены в табл. Она устанавливает изменение цен при предположении что количества товаров неизменны...
33934. Средние индексы 11.06 KB
  Средние экономические показатели статистические показатели определяемые как средние за несколько лет по ряду экономических объектов или по всей совокупности производителей и потребителей. Следует иметь в виду что средние объемы производства доходы и расходы населения средняя заработная плата определяются как средневзвешенные по всем производственным объектам лицам и семьям работникам потребителям.
33935. Понятие статистической связи, ее виды и формы 14.3 KB
  При функциональной связи определенному значению факторного признака соответствует определенное же значение результативного признака. При статистической связи каждому значению факторного признака Х соответствует множество значений результативного признака Y причем не известно заранее какое именно. Корреляционной является статистическая связь между признаками при которой изменение значений независимой переменной Х приводит к закономерному изменению математического ожидания случайной величины Y....
33936. Методы выявления корреляционной связи. Корреляционно-регрессионный анализ 12.84 KB
  Основные статистические методы выявления наличия корреляционной связи: Сопоставление параллельных рядов метод когда ряд значений факторного признака х построенный в порядке возрастания сопоставляют с рядом соответствующих значений результативного признака у и таким образом прослеживают их взаимосвязь. Графический метод позволяет выявить наличие связи между двумя признаками с помощью поля корреляции. Установив наличие связи между признаками переходят к корреляционнорегрессионному анализу.
33937. Парная регрессия на основе метода наименьших квадратов 19.28 KB
  Для определения параметров уравнения парной регрессии используем метод наименьших квадратов. При применении этого метода для нахождения функции которая бы наилучшим образом соответствовала эмпирическим данным считается что сумма квадратов отклонений эмпирических точек от теоретической линии регрессии должна быть величиной минимальной. Критерий метода наименьших квадратов: ...
33938. Собственно корреляционные параметрические методы изучения связи 15.5 KB
  соответствия эмпирическим данным рассчитывают теоретическое корреляционное отношение η теоретический коэффициент детерминации η индекс корреляции R а для линейной формы линейный коэффициент корреляции r и линейный коэффициент детерминации r. Линейный коэффициент корреляции К.Пирсона помимо силы связи показывает и ее направление; определяется по следующей формуле: 34 Линейный коэффициент корреляции принимает...