61599

Былина «Илья Муромец и Святогор»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: сформировать представления детей о былинах и былинных героях. Задачи: Образовательная – способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения...

Русский

2014-05-29

24.36 KB

12 чел.

5fan_ru_61599_cec7601ed082f9cd96f8f7292ed647d8.html

ГБОУ СПО «Городецкий Губернский колледж»

Конспект урока чтения,

проведенного в МБОУ СОШ №2

во 2 «А» классе

студенткой 312 группы ШО

Камзоловой Галиной Александровной

Тема: Былина «Илья Муромец и Святогор» (отрывок)

Дата: 21.11.12

Учитель: Дурандина Лариса Павловна

Методист: Воронцова Елена Андреевна

Оценка:

2012-2013 уч. год

Тема: отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»

Цель: сформировать представления детей о былинах и былинных героях.

Задачи:

Образовательная – способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения;

Развивающая – способствовать формированию у учащихся учебно – информационных умений: сознательно и правильно читать; пользоваться сплошным, выборочным и комментированным чтением;

Воспитательная – воспитывать у учащихся любовь к предмету.

Оборудование – презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

Орг. момент

Проверка домашнего задания

Работа с текстом былины

Первичное чтение

Чтение былины по частям.

Обобщающая беседе по прочитанному произведению.

Заключительная часть

Дом. задание.

С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
 Здравствуйте, ребята! садитесь.

Посмотрите внимательного на этот рисунок ( вывешиваю рисунок богатыря).

Как вы думаете на кого похож этот мужчина? ( на богатыря)

Каких элементов одежды не хватает этому богатырю? ( вокруг рисунки шлема, шапки, кольчуги, копья, револьвера, колчана со стрелами)

Выберите из этих вещей те, что носили древние богатыри.

На кого теперь похож наш богатырь?

Так что вы читали дома?

Чтение отрывков из сказки об Илье Муромце.

Прочитайте из сказки тот момент, где Илья подыскивает себе богатырское снаряжение.

Какой наказ дали отец с матерью Илье, когда он поехал служить к князю Владимиру?

Теперь найдите и прочитайте какой наказ дали странники Илье.

Почему странники не советовали Илье бороться со Святогором-богатырем?

Что значит «его земля через силу носит?»

Откройте книгу на странице 185. Что мы сегодня будем читать?

Вспомните, что такое былина.

Кто будут герои этой былины?

Где мы уже встречались с именем Святогора?

Прочитайте соответствующий фрагмент сказки на странице 179.

Имя какого другого богатыря здесь ещё упоминается?

Ребята, были на Руси богатыри, с которыми и Илье Муромцу не стоило силой меряться. О Святогоре мы сегодня с вами прочитаем и узнаем, в чем его сила, а вот другого богатыря, которого вспоминают старцы, звали Микулой Селяниновичем. Селянинович – от слов  село, сельский. Не трудно догадаться, что был богатырь Микула пахарем, или, как тогда говорили, оратаем. Потому так и сказали старцы: « Его мать сыра – земля любит». Обработка земли – работа очень тяжелая, и всегда мечтали крестьяне о легкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.

Любимый богатырь былин – Илья Муромец – тоже был крестьянским сыном, обороняющим родную землю. И не случайно первый подвиг, который совершил Илья Муромец после своего исцеления, - это корчёвка пней и расчистка поля для пашни.

Интересно, почему же странники не советовали Илье  бороться со Святогором-богатырем.

Рассмотрите рисунок на странице 185 и подумайте, что что может значить его земля через силу носит. Кто на рисунке – Святогор-богатырь, а кто – Илья Муромец?

Давайте проверим наши предположения. Всю ли былину мы будем с вами читать?

Чтение учителем произведения.

Вот мы и прочитали отрывок из былины.

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы: Как встретились Илья Муромец и Святогор?

Что произошло?

Как закончилась эта встреча?

Как называется приём преувеличения силы богатыря?

Теперь ребята, давайте прочитаем былину по частям. 1-я часть – от начала до слов «Рассердился тут старый как да Илья Муромец…».

Словарная работа по ходу чтения.

Что подумал Илья, увидев Святогора?

Когда произошла встреча Ильи со Святогором? Сразу, как он поехал служить Владимиру, после помощи мужичкам  черниговским?

Чтение второй части – до слов «И поехал он да по святым горам…».

Словарная работа по ходу чтения:

Находим в толковом словарике страницу 40. Пуд!

40 пуд – это 640 кг.

Как Илья  решил разбудить Святогора?

Прочитайте, как он это делал?

Что из этого вышло?

Каким же был Святогор, если смог положить Илью в карман?

Чтение 3 части – до слов «Тут Святогор-богатырь и опомнился…».

Почему на третий день конь Святогора начал спотыкаться?

4-я часть – до конца.

Словарная работа:

В словарике на странице 40 – Орда(в данном значение), Удаль.

Орда – вражеское войско (или лагерь).

Попробуем мы силу богатырскую – поборемся, будем сражаться.

Что предложил Святогор Илье?

Почему Илья не стал сражаться со Святогорм?

Что значит побрататься?

Ребята, эта былина знакомит нас с самым древним и загадочным героем – Святогором. Как вы думаете, о чем говорит его имя Святогор?

Почему Илья назвал спящего Святогора чудом?

Святогор наделен неслыханной, непомерной силой. Зачем же Илья его будет?

С чем сравнивает Святогор удары Ильи Муромца? Почему он говорит: «Ох, как больно русски мухи кусаются!». Разве он сам – не русский? что эти слова вам напоминают?

Два богатыря в былине сравниваются и даже противопоставляются. Конечно, Илья слабее Святогора физически. Но нет ли у него каких –либо преимуществ перед Святогором?

Ребята, вам интересно ли было слушать и читать былину?

А просто ли её читать?

Как вы думаете, почему в некоторых словах есть удвоение главной: богатырскиим, Араратскиим?

Ребята, в отличие от сказок, былины не передавались из уст в уста  обычными людьми. Слагали и пели былины особые люди, нередко глубокие старцы. В результате былины сохранились практически в том варианте, в котором их сложили. Поэтому былину трудно читать, поэтому в былинах много архаизмов – устаревших слов. А вы можете привести примеры Архаизмов?

Любая былина очень напевна, ритмична.

Прочитайте плавно и напевно любые строчки былины.

Что нового вы узнали о богатырях на уроке?

Действительно, есть богатыри разных поколений, такие как Илья Муромец и Святогор. Илья стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. На заставе собраны разные богатыри. Но любимым героем народа был и остается Илья Муромец:

…Как одно – то на небе красно солнышко.

А один – то на Руси Илья Муромец…

Читать былину.

Дети здороваются и садятся за парты.

На богатыря

Шлем, кольчуга…

На Илью Муромца.

Сказка про Илью Муромца.

Дети находят этот отрывок и читают его.

Ответы детей.

Так как он очень большой

Это жанр устного народного творчества

Богатыри.(стр. 174)

В сказке.

Микула – богатырь

Ответы детей.

Нет, только отрывки.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Гипербола

Чтение учащимися по частям.

зычным голосом – звонким голосом.

Нет. это произошло позже. В былине есть слова, указывающие на то, что Илья успел состариться: «Старый казак», «Не ко мне ли старому да подбираешься?

Шелепуга – плеть, кнут. Вооружение  одиночного человека.

Вероятно, он хочет померяться со встречным своей силою.

Так говорит древняя Баба-яга в волшебных сказках. Святогор настолько древен, что даже забыл русский дух.

Преимущество Ильи перед Святогором состоит в том, что Илья принадлежит своему времени, тому, в котором он живёт и в котором подвиг его востребован. Святогор – великан, и время его подвигов прошло. Время Святогора прошло, его сон на грани между жизнью и смертью. Он сам не знает, куда бы применить свою силу. Да и земле тяжело носить на себе такого великана. Не то – Илья Муромец. Сила Илье нужна для защиты городов русских от неприятеля. И для этих подвигов силы у Ильи достаточно.

Приводят примеры Архаизмов.

сей — этот, зело — очень, отрок — подросток, юноша, мысливый — разумный.

Активизация внимания учащихся.

Развитие воображения.

Формирование у учащихся выборочного чтения.

Развитие мышления.

Развитие мышления, памяти, речи.

Получение новых знаний.

Развитие логического мышления.

Организация детей на восприятие текста.

Развитие внимания, мышления.

Формирование умений сознательно и правильно читать.

Анализ прочитанной части

Формирование умений сознательно и правильно читать.

Формирование умений сознательно и правильно читать.

Развитие мышления.

Получение новой информации.

Развитие памяти, мышления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4435. Математические основы цифровой обработки сигналов 80.5 KB
  Математические основы цифровой обработки сигналов Задан дискретный сигнал вида. Найти Z-преобразование сигнала. Решение. Заданной последовательности отсчетов дискретного ставится в однозначное соответствие ...
4436. Ультрозвуковая мойка деталей 141.5 KB
  Ультрозвуковая мойка деталей. Качество моечно-очистных работ в большой мере определяет надежность отремонтированных автомобилей, агрегатов, их узлов и деталей. Так, например, неудаленная из водяной рубашки двигателя накипь нарушает тепловой режим ег...
4437. Электрические сети и системы учебное пособие 2.63 MB
  Введение При выполнении курсового проектирования по дисциплине Электрические сети и системы студенты закрепляют, углубляют и обобщают теоретические вопросы и практические навыки проектирования, расчета и анализа режимов электрических сетей. Общая за...
4438. Центральные банки 126 KB
  Центральные банки Правовой статус Центральных банков Взаимоотношения Центральных банков и органов управления государством Цели, задачи и функции Центральных банков Особенности структуры и деятельности Центральных банков разны...
4439. Товароведение и экспертиза текстильных и одежных товаров, обуви и пушно-меховых товаров 287 KB
  Экспертиза ковров и ковровых изделий по структуре полотен. Классификация ковров и ковровых изделий по способам производства При экспертизе изделия должны быть учтены соответствие физико-механических показателей нормам технической документации соот...
4440. История развития телекоммуникаций. 521 KB
  История развития телекоммуникаций. Понятие сообщения, сигнала, канала и системы связи. ЕАСС-единная автоматизированная система связи. ВУСС-взаимно-увязанная система связи. Связь-в широком смысле представляет собой передачу различного типа сообщени...
4441. Двухсекционный трёхэтажный жилой дом (план этажа одной секции) 872.5 KB
  Исходные данные: Двухсекционный трёхэтажный жилой дом (план этажа одной секции) 1.Строительные размеры: а = 5,4м б = 3,9 м. 2.Высота этажа – 2,7 м. 3.Наружные стены (схема 4) Материал: плотность r, кг/м...
4442. Формирование товарной и ассортиментной политики предприятия 136 KB
  Введение В условиях рыночных отношений особое место занимает маркетинг как система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Именно здесь нужна товарная политика, т.к. ...
4443. Системы смазки и охлаждения в поршневых компрессорах 1.39 MB
  Системы смазки и охлаждения в поршневых компрессорах Цель: Изучить системы смазки и охлаждения в воздушных компрессорах общего назначения, выполнить расчёт концевого воздухоохладителя. Смазка компрессоров 1 Системы смазки компрессоров и смазочные ма...