61599

Былина «Илья Муромец и Святогор»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: сформировать представления детей о былинах и былинных героях. Задачи: Образовательная – способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения...

Русский

2014-05-29

24.36 KB

12 чел.

5fan_ru_61599_cec7601ed082f9cd96f8f7292ed647d8.html

ГБОУ СПО «Городецкий Губернский колледж»

Конспект урока чтения,

проведенного в МБОУ СОШ №2

во 2 «А» классе

студенткой 312 группы ШО

Камзоловой Галиной Александровной

Тема: Былина «Илья Муромец и Святогор» (отрывок)

Дата: 21.11.12

Учитель: Дурандина Лариса Павловна

Методист: Воронцова Елена Андреевна

Оценка:

2012-2013 уч. год

Тема: отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»

Цель: сформировать представления детей о былинах и былинных героях.

Задачи:

Образовательная – способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения;

Развивающая – способствовать формированию у учащихся учебно – информационных умений: сознательно и правильно читать; пользоваться сплошным, выборочным и комментированным чтением;

Воспитательная – воспитывать у учащихся любовь к предмету.

Оборудование – презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

Орг. момент

Проверка домашнего задания

Работа с текстом былины

Первичное чтение

Чтение былины по частям.

Обобщающая беседе по прочитанному произведению.

Заключительная часть

Дом. задание.

С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
 Здравствуйте, ребята! садитесь.

Посмотрите внимательного на этот рисунок ( вывешиваю рисунок богатыря).

Как вы думаете на кого похож этот мужчина? ( на богатыря)

Каких элементов одежды не хватает этому богатырю? ( вокруг рисунки шлема, шапки, кольчуги, копья, револьвера, колчана со стрелами)

Выберите из этих вещей те, что носили древние богатыри.

На кого теперь похож наш богатырь?

Так что вы читали дома?

Чтение отрывков из сказки об Илье Муромце.

Прочитайте из сказки тот момент, где Илья подыскивает себе богатырское снаряжение.

Какой наказ дали отец с матерью Илье, когда он поехал служить к князю Владимиру?

Теперь найдите и прочитайте какой наказ дали странники Илье.

Почему странники не советовали Илье бороться со Святогором-богатырем?

Что значит «его земля через силу носит?»

Откройте книгу на странице 185. Что мы сегодня будем читать?

Вспомните, что такое былина.

Кто будут герои этой былины?

Где мы уже встречались с именем Святогора?

Прочитайте соответствующий фрагмент сказки на странице 179.

Имя какого другого богатыря здесь ещё упоминается?

Ребята, были на Руси богатыри, с которыми и Илье Муромцу не стоило силой меряться. О Святогоре мы сегодня с вами прочитаем и узнаем, в чем его сила, а вот другого богатыря, которого вспоминают старцы, звали Микулой Селяниновичем. Селянинович – от слов  село, сельский. Не трудно догадаться, что был богатырь Микула пахарем, или, как тогда говорили, оратаем. Потому так и сказали старцы: « Его мать сыра – земля любит». Обработка земли – работа очень тяжелая, и всегда мечтали крестьяне о легкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.

Любимый богатырь былин – Илья Муромец – тоже был крестьянским сыном, обороняющим родную землю. И не случайно первый подвиг, который совершил Илья Муромец после своего исцеления, - это корчёвка пней и расчистка поля для пашни.

Интересно, почему же странники не советовали Илье  бороться со Святогором-богатырем.

Рассмотрите рисунок на странице 185 и подумайте, что что может значить его земля через силу носит. Кто на рисунке – Святогор-богатырь, а кто – Илья Муромец?

Давайте проверим наши предположения. Всю ли былину мы будем с вами читать?

Чтение учителем произведения.

Вот мы и прочитали отрывок из былины.

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы: Как встретились Илья Муромец и Святогор?

Что произошло?

Как закончилась эта встреча?

Как называется приём преувеличения силы богатыря?

Теперь ребята, давайте прочитаем былину по частям. 1-я часть – от начала до слов «Рассердился тут старый как да Илья Муромец…».

Словарная работа по ходу чтения.

Что подумал Илья, увидев Святогора?

Когда произошла встреча Ильи со Святогором? Сразу, как он поехал служить Владимиру, после помощи мужичкам  черниговским?

Чтение второй части – до слов «И поехал он да по святым горам…».

Словарная работа по ходу чтения:

Находим в толковом словарике страницу 40. Пуд!

40 пуд – это 640 кг.

Как Илья  решил разбудить Святогора?

Прочитайте, как он это делал?

Что из этого вышло?

Каким же был Святогор, если смог положить Илью в карман?

Чтение 3 части – до слов «Тут Святогор-богатырь и опомнился…».

Почему на третий день конь Святогора начал спотыкаться?

4-я часть – до конца.

Словарная работа:

В словарике на странице 40 – Орда(в данном значение), Удаль.

Орда – вражеское войско (или лагерь).

Попробуем мы силу богатырскую – поборемся, будем сражаться.

Что предложил Святогор Илье?

Почему Илья не стал сражаться со Святогорм?

Что значит побрататься?

Ребята, эта былина знакомит нас с самым древним и загадочным героем – Святогором. Как вы думаете, о чем говорит его имя Святогор?

Почему Илья назвал спящего Святогора чудом?

Святогор наделен неслыханной, непомерной силой. Зачем же Илья его будет?

С чем сравнивает Святогор удары Ильи Муромца? Почему он говорит: «Ох, как больно русски мухи кусаются!». Разве он сам – не русский? что эти слова вам напоминают?

Два богатыря в былине сравниваются и даже противопоставляются. Конечно, Илья слабее Святогора физически. Но нет ли у него каких –либо преимуществ перед Святогором?

Ребята, вам интересно ли было слушать и читать былину?

А просто ли её читать?

Как вы думаете, почему в некоторых словах есть удвоение главной: богатырскиим, Араратскиим?

Ребята, в отличие от сказок, былины не передавались из уст в уста  обычными людьми. Слагали и пели былины особые люди, нередко глубокие старцы. В результате былины сохранились практически в том варианте, в котором их сложили. Поэтому былину трудно читать, поэтому в былинах много архаизмов – устаревших слов. А вы можете привести примеры Архаизмов?

Любая былина очень напевна, ритмична.

Прочитайте плавно и напевно любые строчки былины.

Что нового вы узнали о богатырях на уроке?

Действительно, есть богатыри разных поколений, такие как Илья Муромец и Святогор. Илья стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. На заставе собраны разные богатыри. Но любимым героем народа был и остается Илья Муромец:

…Как одно – то на небе красно солнышко.

А один – то на Руси Илья Муромец…

Читать былину.

Дети здороваются и садятся за парты.

На богатыря

Шлем, кольчуга…

На Илью Муромца.

Сказка про Илью Муромца.

Дети находят этот отрывок и читают его.

Ответы детей.

Так как он очень большой

Это жанр устного народного творчества

Богатыри.(стр. 174)

В сказке.

Микула – богатырь

Ответы детей.

Нет, только отрывки.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Гипербола

Чтение учащимися по частям.

зычным голосом – звонким голосом.

Нет. это произошло позже. В былине есть слова, указывающие на то, что Илья успел состариться: «Старый казак», «Не ко мне ли старому да подбираешься?

Шелепуга – плеть, кнут. Вооружение  одиночного человека.

Вероятно, он хочет померяться со встречным своей силою.

Так говорит древняя Баба-яга в волшебных сказках. Святогор настолько древен, что даже забыл русский дух.

Преимущество Ильи перед Святогором состоит в том, что Илья принадлежит своему времени, тому, в котором он живёт и в котором подвиг его востребован. Святогор – великан, и время его подвигов прошло. Время Святогора прошло, его сон на грани между жизнью и смертью. Он сам не знает, куда бы применить свою силу. Да и земле тяжело носить на себе такого великана. Не то – Илья Муромец. Сила Илье нужна для защиты городов русских от неприятеля. И для этих подвигов силы у Ильи достаточно.

Приводят примеры Архаизмов.

сей — этот, зело — очень, отрок — подросток, юноша, мысливый — разумный.

Активизация внимания учащихся.

Развитие воображения.

Формирование у учащихся выборочного чтения.

Развитие мышления.

Развитие мышления, памяти, речи.

Получение новых знаний.

Развитие логического мышления.

Организация детей на восприятие текста.

Развитие внимания, мышления.

Формирование умений сознательно и правильно читать.

Анализ прочитанной части

Формирование умений сознательно и правильно читать.

Формирование умений сознательно и правильно читать.

Развитие мышления.

Получение новой информации.

Развитие памяти, мышления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35043. CAD/CAM системы среднего уровня на примере систем Cimatron, MasterCam, Solid Edge 585.5 KB
  Реферат по САПР на тему: CD CM системы среднего уровня на примере систем Cimtron MsterCm Solid Edge.5 MsterCm. На рынке программных продуктов широко используются два типа твердотельного геометрического ядра: Prsolid CIS К наиболее известным CD CM системам среднего уровня построенным на основе ядра CIS относятся: DEM Cimtron MsterCm utoCD 2000 Powermill CDdy Brvo К наиболее известным CD CM системам среднего уровня построенным на основе ядра Prsolid относятся: ...
35044. Программное обеспечение Consistent Software ElectriCS 3D 83 KB
  Реферат на тему: Программное обеспечение Consistent Softwre ElectriCS 3D Студент: Петров И.3 Назначение ElectriCS 3D.4 Предмет автоматизации ElectriCS 3D.4 Достоинства ElectriCS 3D.
35045. Изотопы в природе 156 KB
  Основная заслуга в открытии стабильных изотопов принадлежит английскому физику Ф. он установил что инертный газ неон атомный вес 202 является смесью двух изотопов с атомными весами 20 и 22. Ученый проводил исследования на протяжении полутора десятилетий и обнаружил 210 стабильных изотопов большинства элементов. Химические элементы как правило представляют собой смесь изотопов т.
35047. Радиоэкология и ОС 99 KB
  В него не включают поступившие в окружающую среду искусственные радиоактивные вещества от испытаний ядерного оружия и от работы предприятий ядерного топливного цикла ЯТЦ. Загрязнение биосферы радионуклидами образовавшимися при испытаниях ядерного оружия. Испытания ядерного оружия в атмосфере были начаты США в 1945 г. большинство стран подписали Договор об ограничении испытаний ядерного оружия кроме подземных.
35048. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ АТМОСФЕРЫ 170.5 KB
  Отношение содержание инертных газов в атмосфере Земли к их содержанию в солнечной системе Такое различие указывает что земная атмосфера не есть производная солнечной атмосферы а образовалась при эволюции самой Земли. Если аргон третий по объему газ атмосферы выделился из горных пород значит и остальные газы могли поступить также. Особенно сильное воздействие живые организмы оказали на состав атмосферы.
35049. ГИДРОСФЕРА 118.5 KB
  Воды Мирового океана покрывают 2 3 поверхности планеты и образуют основную массу ее водной оболочки. Воды Мирового океана составляют около 93 всех вод биосферы поэтому можно считать что химический состав гидросферы в целом определяется главным образом химическим составом океанических вод. Существует мнение и не без основания что для Земли характерно постоянное присутствие воды на её поверхности. Катионы переходили сразу в раствор поэтому воды сразу же стали солеными.
35050. Биосфера Состав живого вещества 238 KB
  Сумма зольных элементов это сложный итог взаимодействия живого вещества с земной корой. Поэтому изучение зольных элементов так же важно как и определение главных элементов в организме. С целью исключения влияния сильно варьирующих количеств воды и приведения данных о содержании химических элементов к выражению удобному для сравнения рассчитывают содержание элементов на абсолютно сухое органическое вещество высушенное до постоянной массы при температуре 102 105 оС. В этом случае получают значения содержания элементов не в реальных...
35051. Деформация природных биогеохимических циклов хозяйственной деятельностью человека 204.5 KB
  Значителен расход кислорода на окисление выплавляемых промышленностью металлов главным образом железа. Ежегодно поступающее в окружающую среду количество техногенных тяжелых металлов сопоставимо с массами металлов участвующих в глобальных процессах массообмена таблица 2.3 Массы тяжелых металлов вовлекаемых в техногенную и природную миграцию 103 т год по В. При выплавке металлов также выделяются в атмосферу крупные массы диоксида серы.