61601

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: формировать у учащихся умение находить в слове орфограмму парный согласный на конце слова и правильно графически её обозначать.

Русский

2014-05-30

26.23 KB

1 чел.

5fan_ru_61601_b5447913681d65117c2fe24bd01dab20.html

Конспект урока для 2 «В» класса.

Тема: Правописание звонких и

глухих согласных на конце слова.

Студентка: Бухманова Д.А

Учитель: Корбут М.А

Методист: ст.пр. Токарева Н.Н

ЦЕЛЬ: формировать у учащихся умение находить в слове орфограмму "парный согласный на конце слова" и правильно графически её обозначать.

ЗАДАЧИ:

Формирование умений:

  1.  определять способ проверки парной согласной на конце слова;
  2.  графически обозначать новую орфограмму;
  3.  закрепление умений:

- обозначать безударную гласную в корне;

- писать слова с сочетанием чк,чн,ча, ща,чу,щу,жи;

- мягкий знак на конце слова, как показатель мягкости.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Девизом сегодняшнего урока будут такие слова:

И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

- Запишите под диктовку слова, выделите известные орфограммы.

Лыжи, чаща, чугун, щучка, зверь, Андрей, гроза, утюг.

(Дети затруднились с написанием последнего слова, не смогли выделить в нём орфограмму)

- Какое слово вызвало затруднение?

(На доске появляются варианты записи утюк, утюг )

- Почему же так произошло: слово я продиктовала одно, а написать его можно по-разному?

- В чём разница?

- Как написать слово утюг? Кто сделал ошибку в этом слове, исправьте ее.

- Почему можно сделать ошибку в этом слове?

- Какой же будет тема урока?

- Ребята, я вам принесла карточки, обозначающие звонкие и глухие согласные, но пока я шла, они у меня рассыпались и перемешались. Надо найти пары к каждой карточке.

- А умеем ли мы проверять парные согласные?

- Чему же мы должны научиться?

На конце слова парный согласный звук. 

Формулирование темы урока "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова".

Б-П

В-Ф

Г-К

Д-Т

Ж-Ш

З-С

Нет

ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- Итак, нам необходимо найти объяснение выбранному вами варианту.

Как вы написали слово утюг? Почему?

- Какое же из объяснений вы считаете верным?

-Значит, когда парный согласный слышится чётко?

- Давайте сделаем вывод. Как же проверить парный согласный на конце слова?

Я вам немного помогу ответить на этот вопрос:

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

- Откроем учебник на странице 151 и проверим наши предположения.

- Мы оказались правы. Молодцы!

- Сколько способов проверки нам предлагает учебник?

- Какой 1-й способ проверки?

- Какой 2-й способ проверки? (Слово нет) (Один - много)

- Какой из способов проверки применяли мы в слове утбг? (2-й)

- А можем применить 2-й?

Для того, чтобы нам было легче применять правило, мы будем пользоваться алгоритмом. 

           Алгоритм:

  1.   Читаю слово ….
  2.  Слышу звук ….
  3.  Изменяю слово….
  4.  Проверяю…
  5.  Пишу букву….

Подобрать однокоренное слово.

Один –много или подставить слово нет.

Да.

Физминутка

- Если в слове есть парный согласный на конце, то вы хлопните в ладоши, если в слове нет парного согласного, то приседаем

Слова: стол, флаг, снег, шум, стог, шар, сад, пол, план, крик.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Фронтальная работа.

- Мы открыли новое знание, а теперь научимся применять его. В учебнике на странице138 есть упр.239. Выполним его устно.

Образец рассуждения: в слове походы я чётко слышу [д], значит и в слове поход буду писать букву дэ. Орфограмму в слове обозначу одной чертой, а в проверочном слове походы гласную  подчеркну двумя чертами.

В слове голоса я слышу звук с, значит и в слове голос буду писать букву эс. Орфограмму в слове обозначу одной чертой, а в проверочном слове голоса гласную  подчеркну двумя чертами.

Сейчас запишите по 3 пары (из оставшихся)

Проверка с объяснением.

-Какие способы проверки звонких, глухих согласных вы использовали?

Соедините слово с нужной буквой.                                    Клю.                                             Ду.

Хле.                                           Сне.   

Шала.

Гара.                                            

Дру.                                             Моро.

Пру.                                           

Объясни, почему именно с этой буквой соединили?

(каким способом воспользовались)?

Словарная работа: (с объяснением: по каким признакам определили что это еж; как запишем это слово, с какой буквой на конце)?

1) Сердитый недотрога                                         

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток ни одной.

(ёж)

2)Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

3) Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодны

(Волк)

4) Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Кролик)

-Какое слово «лишнее»? Почему? (кролик)

Составление предложений 1-2 о животных: еж, медведь, волк.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Как называются согласные звуки,  которые имеют пару по звонкости и  глухости?

- В какой части слова эти парные согласные звуки вызывают у нас сомнение при написании?  
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать  нужную букву?

- Как проверить парные согласные звуки на конце слова?   

- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Чему научились?

РЕФЛЕКСИЯ

Продолжи фразу: - Самое трудное для меня было…

 

                                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19322. Спорт вместо наркотиков. Воспитательное мероприятие 53 KB
  ВЕДУЩИЙ: Добрый день всем кто сегодня собрался в этом зале. Сегодня 30 ноября Всемирная акция Спорт вместо наркотиков.Идут чередою века и тысячелетия сменяют друг друга эпохи и цивилизации. И на протяжении всех этих долгих веков человечество занято поисками модели со
19323. Безвредного табака не бывает. Воспитательное мероприятие 69 KB
  Сценарий классного часа Безвредного табака не бывает 79е классы Цель Формировать отрицательное отношение к курению; помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека. Предварительная подготовка 1. Учащимся предлагается найти материал по заданной...
19324. В гостях у доктора Неболейкина. Воспитательное мероприятие 74.5 KB
  В гостях у доктора Неболейкина на малых олимпийских играх Действующие лица: Ведущая Доктор Неболейкин БабаЯга Дети Ведущая. Ребята сегодня мы отправляемся в страну которой нет на карте но без которой очень трудно жить. Эта страна в которой...
19325. В Новый год с Быком со здоровьем мы воздем. Воспитательное мероприятие 46.5 KB
  Игровая программа: Цели: познакомить детей с факторами положительно влияющими на здоровье; развивать внимание мышление; активизировать интерес детей к спортивнооздоровительной деятельности; формировать у учащихся ответственность за собств
19326. Восточные истории Шахрезады. Воспитательное мероприятие 50.5 KB
  Восточные истории Шахрезады. Полумрак. На заднем плане пестрые ткани закрывают сцену. На авансцену выходит Шахрезада. Шахрезада ЛизаПриветствую вас севера цветы Зимы холодной долгой темноты Метели буйной вы родные дети. Пусть сбудутся прекрасные мечты По...
19327. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ 84.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ Развитие Вычислительной Техники ВТ обусловлено успехами в 3х областях: 1. В технологии производства как элементарной базы ВТ так и самих машин в целом. 2. В принципах организации ВМ успехи в развитии архитектуры. 3. В...
19328. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭВМ 88.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭВМ Характеристики: 1. Операционные ресурсы ЭВМ это грубо говоря перечень возможностей ЭВМ. Сюда включаются: 1. Способы представления информации в ЭВМ 2. Система команд ЭВМ 3. Способы адресации Операционные ресурсы ЭВМ на
19329. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ 85.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 3. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ Принципы программного управления Принцип программного управления ППУ впервые был сформулирован Венгерским математиком и физиком Джоном фон Нейманом при участии Гольцтайна и Берца в 1946 году. ППУ включает в себя н...
19330. СТРУКТУРЫ ЗАПОМИНАЮЩИХ УСТРОЙСТВ 111 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 5 СТРУКТУРЫ ЗАПОМИНАЮЩИХ УСТРОЙСТВ Характеристики систем памяти В любой ВМ вне зависимости от ее архитектуры программы и данные хранятся в памяти. Функции памяти обеспечиваются запоминающими устройствами ЗУ предназначенными для фиксации хране...