61601

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: формировать у учащихся умение находить в слове орфограмму парный согласный на конце слова и правильно графически её обозначать.

Русский

2014-05-30

26.23 KB

1 чел.

5fan_ru_61601_b5447913681d65117c2fe24bd01dab20.html

Конспект урока для 2 «В» класса.

Тема: Правописание звонких и

глухих согласных на конце слова.

Студентка: Бухманова Д.А

Учитель: Корбут М.А

Методист: ст.пр. Токарева Н.Н

ЦЕЛЬ: формировать у учащихся умение находить в слове орфограмму "парный согласный на конце слова" и правильно графически её обозначать.

ЗАДАЧИ:

Формирование умений:

  1.  определять способ проверки парной согласной на конце слова;
  2.  графически обозначать новую орфограмму;
  3.  закрепление умений:

- обозначать безударную гласную в корне;

- писать слова с сочетанием чк,чн,ча, ща,чу,щу,жи;

- мягкий знак на конце слова, как показатель мягкости.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Девизом сегодняшнего урока будут такие слова:

И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

- Запишите под диктовку слова, выделите известные орфограммы.

Лыжи, чаща, чугун, щучка, зверь, Андрей, гроза, утюг.

(Дети затруднились с написанием последнего слова, не смогли выделить в нём орфограмму)

- Какое слово вызвало затруднение?

(На доске появляются варианты записи утюк, утюг )

- Почему же так произошло: слово я продиктовала одно, а написать его можно по-разному?

- В чём разница?

- Как написать слово утюг? Кто сделал ошибку в этом слове, исправьте ее.

- Почему можно сделать ошибку в этом слове?

- Какой же будет тема урока?

- Ребята, я вам принесла карточки, обозначающие звонкие и глухие согласные, но пока я шла, они у меня рассыпались и перемешались. Надо найти пары к каждой карточке.

- А умеем ли мы проверять парные согласные?

- Чему же мы должны научиться?

На конце слова парный согласный звук. 

Формулирование темы урока "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова".

Б-П

В-Ф

Г-К

Д-Т

Ж-Ш

З-С

Нет

ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- Итак, нам необходимо найти объяснение выбранному вами варианту.

Как вы написали слово утюг? Почему?

- Какое же из объяснений вы считаете верным?

-Значит, когда парный согласный слышится чётко?

- Давайте сделаем вывод. Как же проверить парный согласный на конце слова?

Я вам немного помогу ответить на этот вопрос:

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

- Откроем учебник на странице 151 и проверим наши предположения.

- Мы оказались правы. Молодцы!

- Сколько способов проверки нам предлагает учебник?

- Какой 1-й способ проверки?

- Какой 2-й способ проверки? (Слово нет) (Один - много)

- Какой из способов проверки применяли мы в слове утбг? (2-й)

- А можем применить 2-й?

Для того, чтобы нам было легче применять правило, мы будем пользоваться алгоритмом. 

           Алгоритм:

  1.   Читаю слово ….
  2.  Слышу звук ….
  3.  Изменяю слово….
  4.  Проверяю…
  5.  Пишу букву….

Подобрать однокоренное слово.

Один –много или подставить слово нет.

Да.

Физминутка

- Если в слове есть парный согласный на конце, то вы хлопните в ладоши, если в слове нет парного согласного, то приседаем

Слова: стол, флаг, снег, шум, стог, шар, сад, пол, план, крик.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Фронтальная работа.

- Мы открыли новое знание, а теперь научимся применять его. В учебнике на странице138 есть упр.239. Выполним его устно.

Образец рассуждения: в слове походы я чётко слышу [д], значит и в слове поход буду писать букву дэ. Орфограмму в слове обозначу одной чертой, а в проверочном слове походы гласную  подчеркну двумя чертами.

В слове голоса я слышу звук с, значит и в слове голос буду писать букву эс. Орфограмму в слове обозначу одной чертой, а в проверочном слове голоса гласную  подчеркну двумя чертами.

Сейчас запишите по 3 пары (из оставшихся)

Проверка с объяснением.

-Какие способы проверки звонких, глухих согласных вы использовали?

Соедините слово с нужной буквой.                                    Клю.                                             Ду.

Хле.                                           Сне.   

Шала.

Гара.                                            

Дру.                                             Моро.

Пру.                                           

Объясни, почему именно с этой буквой соединили?

(каким способом воспользовались)?

Словарная работа: (с объяснением: по каким признакам определили что это еж; как запишем это слово, с какой буквой на конце)?

1) Сердитый недотрога                                         

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток ни одной.

(ёж)

2)Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

3) Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодны

(Волк)

4) Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Кролик)

-Какое слово «лишнее»? Почему? (кролик)

Составление предложений 1-2 о животных: еж, медведь, волк.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Как называются согласные звуки,  которые имеют пару по звонкости и  глухости?

- В какой части слова эти парные согласные звуки вызывают у нас сомнение при написании?  
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать  нужную букву?

- Как проверить парные согласные звуки на конце слова?   

- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Чему научились?

РЕФЛЕКСИЯ

Продолжи фразу: - Самое трудное для меня было…

 

                                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28669. Причины феодальной раздробленности Руси. Крупнейшие княжества (Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское) 12.99 KB
  Причины феодальной раздробленности Руси. Предпосылки раздробленности: 1. Одной из причин феодальной раздробленности в Древнерусском государстве явилось изменение порядка наследования.
28670. Общественный строй Новгородской республики. Положение масс и социальных групп населения 14.81 KB
  Новгородское общество делилось на три класса: высший класс бояре средний житьи люди своеземцы и купцы низший черные люди. Житьи люди это население среднего достатка. Получая со своих земель доходы житьи люди вкладывали их в купеческие предприятия с чего и получали прибыль. Разумеется черные люди составляли большинство населения.
28671. Особенности государственного строя Новгорода и Пскова. Причины возникновения феодальной республики. Вече, боярский совет, князь, посадники, тысяцкие в Новгороде. Управление в Новгороде 12.75 KB
  Вече боярский совет князь посадники тысяцкие в Новгороде. Государственное управление осуществлялось через вече которое формально было высшим органом власти решавшим важнейшие вопросы. В вечевых собраниях участвовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась повестка дня кандидатуры избираемых на вече должностных лиц.
28672. Основные черты феодального права по Псковской судной грамоте. Право собственности и обязательное право. Преступление и наказание 12.38 KB
  Право собственности и обязательное право. Вещное право различало наследственное вотчина и условное кормля землевладение. Обязательное право.
28673. Развертывание революции в деревне. Продовольственная политика. Комитеты бедноты, их роль и значение 13.9 KB
  Продовольственная политика. В деревне политика Советской власти прежде всего была направлена на осуществление аграрных преобразований Октябрьской революции Декрета о земле; были проведены конфискация и распределение помещичьих земель. Проводимая продовольственная политика столкнулась с сопротивлением крестьянства. Политика конфискации продовольственных излишков оказалась неудачной.
28674. Разработка и принятие первой Конституции РСФСР 1918 г., ее классовый характер. Избирательное право 12.53 KB
  Она закрепила политическую основу государства Советы рабочих солдатских и крестьянских депутатов. Выборы в Советы были многоступенчатыми и основанными на принципах представительства и делегирования граждане прямо избирали депутатов в сельские и городские Советы и делегатов на выборы всех последующих уровней. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся достигшие 18 лет независимо от пола национальности вероисповедания и т.
28675. Основные положения Конституции РСФСР 1918 г. Политическая система. Система органов власти и управления 12.33 KB
  Основные положения Конституции РСФСР 1918 г. Конституция РСФСР состояла из шести разделов: 1. Общие положения Конституции РСФСР. О гербе и флаге РСФСР.
28676. Политика «военного коммунизма», ее сущность, содержание. Продразверстка. Всеобщая трудовая повинность 13.36 KB
  й чрезвычайных мер управления эккой харных для периода Гражданской войны. Поскольку жесткая система контроля и распредя основывалась на уравнительном распреди для трудящихся она получила название коммунизма а поскольку система возникла как чрезвычайная мера в период войны название военного коммунизма. С окончанием Гражданской войны он был отменен.
28677. Перестройка государственного аппарата в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. Совет рабочей и крестьянской обороны 13.45 KB
  В перерывах между съездами Советов высшим органом власти являлся ВЦИК. был установлен сессионный порядок работы ВЦИК. С сессионным порядком работы ВЦИК изменился и харер деятти его Президиума: он был наделен правом руководить заседаниями ВЦИК наблюдать за выпем его постановлений назначать наркомов инструктировать центральные и местные органы отменять постановления СНК и др. Президиум ВЦИК был наделен законодательными полномочиями.