61601

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: формировать у учащихся умение находить в слове орфограмму парный согласный на конце слова и правильно графически её обозначать.

Русский

2014-05-30

26.23 KB

1 чел.

5fan_ru_61601_b5447913681d65117c2fe24bd01dab20.html

Конспект урока для 2 «В» класса.

Тема: Правописание звонких и

глухих согласных на конце слова.

Студентка: Бухманова Д.А

Учитель: Корбут М.А

Методист: ст.пр. Токарева Н.Н

ЦЕЛЬ: формировать у учащихся умение находить в слове орфограмму "парный согласный на конце слова" и правильно графически её обозначать.

ЗАДАЧИ:

Формирование умений:

  1.  определять способ проверки парной согласной на конце слова;
  2.  графически обозначать новую орфограмму;
  3.  закрепление умений:

- обозначать безударную гласную в корне;

- писать слова с сочетанием чк,чн,ча, ща,чу,щу,жи;

- мягкий знак на конце слова, как показатель мягкости.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Девизом сегодняшнего урока будут такие слова:

И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

- Запишите под диктовку слова, выделите известные орфограммы.

Лыжи, чаща, чугун, щучка, зверь, Андрей, гроза, утюг.

(Дети затруднились с написанием последнего слова, не смогли выделить в нём орфограмму)

- Какое слово вызвало затруднение?

(На доске появляются варианты записи утюк, утюг )

- Почему же так произошло: слово я продиктовала одно, а написать его можно по-разному?

- В чём разница?

- Как написать слово утюг? Кто сделал ошибку в этом слове, исправьте ее.

- Почему можно сделать ошибку в этом слове?

- Какой же будет тема урока?

- Ребята, я вам принесла карточки, обозначающие звонкие и глухие согласные, но пока я шла, они у меня рассыпались и перемешались. Надо найти пары к каждой карточке.

- А умеем ли мы проверять парные согласные?

- Чему же мы должны научиться?

На конце слова парный согласный звук. 

Формулирование темы урока "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова".

Б-П

В-Ф

Г-К

Д-Т

Ж-Ш

З-С

Нет

ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- Итак, нам необходимо найти объяснение выбранному вами варианту.

Как вы написали слово утюг? Почему?

- Какое же из объяснений вы считаете верным?

-Значит, когда парный согласный слышится чётко?

- Давайте сделаем вывод. Как же проверить парный согласный на конце слова?

Я вам немного помогу ответить на этот вопрос:

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

- Откроем учебник на странице 151 и проверим наши предположения.

- Мы оказались правы. Молодцы!

- Сколько способов проверки нам предлагает учебник?

- Какой 1-й способ проверки?

- Какой 2-й способ проверки? (Слово нет) (Один - много)

- Какой из способов проверки применяли мы в слове утбг? (2-й)

- А можем применить 2-й?

Для того, чтобы нам было легче применять правило, мы будем пользоваться алгоритмом. 

           Алгоритм:

  1.   Читаю слово ….
  2.  Слышу звук ….
  3.  Изменяю слово….
  4.  Проверяю…
  5.  Пишу букву….

Подобрать однокоренное слово.

Один –много или подставить слово нет.

Да.

Физминутка

- Если в слове есть парный согласный на конце, то вы хлопните в ладоши, если в слове нет парного согласного, то приседаем

Слова: стол, флаг, снег, шум, стог, шар, сад, пол, план, крик.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Фронтальная работа.

- Мы открыли новое знание, а теперь научимся применять его. В учебнике на странице138 есть упр.239. Выполним его устно.

Образец рассуждения: в слове походы я чётко слышу [д], значит и в слове поход буду писать букву дэ. Орфограмму в слове обозначу одной чертой, а в проверочном слове походы гласную  подчеркну двумя чертами.

В слове голоса я слышу звук с, значит и в слове голос буду писать букву эс. Орфограмму в слове обозначу одной чертой, а в проверочном слове голоса гласную  подчеркну двумя чертами.

Сейчас запишите по 3 пары (из оставшихся)

Проверка с объяснением.

-Какие способы проверки звонких, глухих согласных вы использовали?

Соедините слово с нужной буквой.                                    Клю.                                             Ду.

Хле.                                           Сне.   

Шала.

Гара.                                            

Дру.                                             Моро.

Пру.                                           

Объясни, почему именно с этой буквой соединили?

(каким способом воспользовались)?

Словарная работа: (с объяснением: по каким признакам определили что это еж; как запишем это слово, с какой буквой на конце)?

1) Сердитый недотрога                                         

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток ни одной.

(ёж)

2)Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

3) Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодны

(Волк)

4) Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Кролик)

-Какое слово «лишнее»? Почему? (кролик)

Составление предложений 1-2 о животных: еж, медведь, волк.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Как называются согласные звуки,  которые имеют пару по звонкости и  глухости?

- В какой части слова эти парные согласные звуки вызывают у нас сомнение при написании?  
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать  нужную букву?

- Как проверить парные согласные звуки на конце слова?   

- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Чему научились?

РЕФЛЕКСИЯ

Продолжи фразу: - Самое трудное для меня было…

 

                                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30365. Основы русской пунктуации. Тенденции развития 49 KB
  случаи постановки знака препинания не связанные с синтаксическими правилами например постановку так называемого интонационного тире: 1 Ходить долго не мог; 2 Ходить долго не мог. многообразие употребления запятой тире двоеточия и других знаков. По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие точка; вопросительный знак восклицательный знак запятая точка с запятой двоеточие тире многоточие и выделяющие две запятые два тире скобки кавычки. Тире знак очень широкого употребления.
30367. История кратких прилагательных в РЯ и современное состояние 60 KB
  История кратких прилагательных в РЯ и современное состояние Краткие прилагательные первичны а полные – вторичны. Исторически прилагательные – вторичные слова своим происхождением связанные с существительными. Следующее изменение: образование полных прилагательных краткие местоимения jь j je Краткие: непроизводные первообразные: белъ худъ производные: Основа именная или глагольная суффиксы Суффиксы качественных прилагательных: ък ьк ик: узъкъ далькъ великъ ьн: ясьнъ тьмьнъ ьл: кысьлъ тепьлъ ав: величавъ...
30368. Понятие лексического значения слова 51 KB
  Лексическое значение слова – это отражение в слове явлений реальной действительности В. ЛЗС – это закреплённое в сознании говорящих соотнесенного звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности большинство слов называют предметы их признаки количество действия процессы и выступают как полнозначные самостоятельные слова выполняя в языке номинативную функцию. Значение слова отражает только различные признаки т.
30369. Понятие ЧП в свете современной концепции организации предложения 49.5 KB
  Важна дифференциация ГЧП и ВЧП. Второстепенные члены предложения ВЧП. Потебня строит классификацию ВЧП психологическое направление в основе синтаксиса предложение психологическое явление на их соответствие частям речи. В частности Пешковский: следует говорить не о ВЧП а о согласуемых управляемых и примыкающих ЧП.
30370. Предложение как коммуникативная единица. Актуальное членение предложений, средства его выражения. Понятие высказывания 38.5 KB
  Одним из свойств предложения является порядок слов то есть их определённая последовательность. Таким образом все предложения кроме синтаксической структуры имеют деление на логическое подлежащее предмет речи и логическое сказуемое признак. В конечном счёте чешский учёный Вильям Матезиус сказал что деление предложения на две части имеет чисто языковой смысл. Это коммуникативное членение предложения.
30371. Понятие об осложненном предложении. Спорные вопросы теории. Виды осложнения 50 KB
  К понятию осложненного предложения относится: предложения с однородными членами предложения с обособленными членами предложения с вводными и вставными конструкциями предложения с обращением Степень осложнения разная нужно основание для их объединения. Осложнение в семантической структуре предложения диктум и модус Осложнение диктума Я смотрю на звезды; монопредикативное монопропозитивное Я слушаю пенье соловья – монопредикативное 2 пропозиции осложнение семантики которое не влечет за собой синтаксическое осложнения Соловей...
30372. Языковой статус сложного предложения. Основные типы СП. ССП 80.5 KB
  Языковой статус сложного предложения. Понятие сложного предложения является основополагающим в синтаксисе. В теории сложного предложения существует множество дискуссионных вопросов в частности вопрос об объёме СП о границах между простым и сложным предложением о понятиях сочинения и подчинения в СП и др. На основе анализов частей сложного предложения можно сделать вывод что поскольку очень часто материальные элементы простых предложений совпадают с материальными элементами сложного предложения СП это сумма нескольких простых предложений.
30373. Технические средства САПР и их развитие 139.5 KB
  Рассматриваются архитектуры ЭВМ в зависимости от последовательности обработки данных. Представляются классы ЭВМ в зависимости от множественности одиночности потоков команд и данных ОКОД ОКМД МКМД. Основное назначение лекции дать более глубокие знания по техническому обеспечению САПР: архитектуры ЭВМ в зависимости от последовательности обработки данных и классы ЭВМ в зависимости от множественности одиночности потоков команд и данных 6. Усложнение решаемых задач и вычислительных алгоритмов САПР привело к внедрению в эту область более...