61602

Экологическая безопасность

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Деятельность учителя Деятельность учащихся Учитель: Мы начинаем урок окружающего мира. Учитель: Что необходимо для жизни Свет тепло воздух вода и др. Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика.

Русский

2014-05-30

53.39 KB

5 чел.

Тема: Экологическая безопасность.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3 класс, УМК «Школа России».

Оборудование:

  1.  конверты с карточками для моделирования цепи загрязнения;
  2.  карточки с текстами;
  3.  тесты;
  4.  презентация к уроку;
  5.  компьютер, проектор, экран;
  6.  учебное слайд-шоу «Как прекрасен этот мир»;
  7.  листы цветной бумаги и маленькие цветные  клейкие листочки, маркеры;
  8.  рисунки – цветочки.
  9.  Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран.
  10.  Место урока в образовательном процессе
  11.  Урок по теме «Экологическая безопасность» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.  М.: Просвещение, 2010г.
  12.  Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Наша безопасность» .

  1.  Технологическая карта изучения темы

Тема:

Экологическая безопасность

Тип урока по целеполаганию:

Урок «открытия» новых знаний

Цель урока:

Дать учащимся  понятие «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», ознакомить с правилами личной экологической безопасности.

Задачи урока:

1. образовательные: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде; формировать представление о том, что такое цепь загрязнения.

2. развивающие: содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

3. воспитательные: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Основные термины и понятия темы:

«Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения».

Личностные УУД:

-Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные  результаты:

- знать об «экологической безопасности»,  «цепи загрязнения»;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию о «экологической безопасности»,  «цепи загрязнения»;

- приводить примеры;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,  

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями,

- высказывать свое предположение;

 Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Русский язык (развитие речи)

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

Ход урока.

1 этап: Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: - Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение? Закройте глаза и вслушайтесь в слова:

« Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. Жизнь начинается. Представьте себе, что лучик солнца коснулся вашей головы. Вы чувствуете его тепло, словно тёплая ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: « Мне легко и спокойно». Слайд №2

Дети настраиваются на урок.

2 этап: Актуализация знаний,  целеполагание.  

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.

Учитель: Что необходимо для жизни? (Свет, тепло, воздух, вода и др.)

-Чтобы всё живое существовало, для этого необходимо её охранять.

-Как вы понимаете слово «охрана»?

-О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

2.1.  Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» Чтение учителем стихотворения во время просмотра 1-й части ролика.

 Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика. Слайд №3. (На слайде №3 по щелчку перейти к просмотру ролика)

                                                                                

Я – природа, я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастие

Подарить – в моей всё это власти –

Гриб в лесу, ромашку на лугу,

Небо в час восхода и захода.

Иву над рекой,… 

Остановить ролик нажатием на фото

Учитель:− С каким настроением смотрели фильм? Почему?

−Давайте смотреть дальше.  

(идёт просмотр 2-й части об экологических проблемах)

Учитель:− Как изменилось у вас настроение? Почему?

(выслушиваются ответы детей)

Учитель: − Произошло нарушение экологии.

Ученики отвечают, высказывают свои предположения.

Смотрят ролик. Отвечают на вопросы учителя.

Смотрят ролик.

Отвечают на вопросы учителя.

2.2. Актуализация понятия «экология», «окружающая среда».

Учитель: - Что такое экология?

-Сейчас вы сами скажете, прочитав слова в каждой строчке этой таблицы.

Слайд №4

Учитель: Экология  - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей.  «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит,  экология – это наука о нашем общем доме.

Учитель: −Что является окружающей средой для человека?

(выслушиваются ответы детей).

Работа в группах.

Учитель: - Ребята, сейчас - работа в группах . У вас на столах есть карточки, где написано «окружающая среда». Напишите, что может входить в окружающую среду человека.

Слайд №5

Высказывают свои предположения, читают определение по таблице на слайде № 4

Отвечают на вопрос учителя.

Работают в группах.

Представители команд выходят к доске и представляют свои «класте», прикрепляют на доске.

 

3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний).

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока, решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

ФормируемыеУУД умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить;  готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий, овладение начальными сведениями об экологической безопасности человека, о цепи загрязнения, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе,  в воде,  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Учитель: − К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности. Кто в этом виноват? ( В этом виноват человек.)

Слайд №6

 Экологический рассказ « Воскресенье в лесу».

-Сейчас внимательно прочитайте текст с экологическими ошибками, найдите их и назовите.

- Почему происходит загрязнение окружающей среды? Что может произойти?

( Природа ответит экологической катастрофой. Тогда сам человек будет нуждаться в защите!)

− Значит, о чём будем говорить на уроке? Какие задачи решать?

( Поговорим об экологической безопасности, о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды).

Высказывают свои предположения.

Читают рассказ, находят экологические ошибки и называют их, высказывают свои предположения по цели урока.

Учитель: − Ребята, как вы думаете, что такое экологическая безопасность? (Выслушивают ответы детей)

Учитель: − Откроем учебник   на стр. 30 и прочитаем, что такое экологическая безопасность.

Учитель: − А теперь откройте рабочие тетради на с. 17 и с помощью учебника допишите это определение. Проверьте запись.

Слайд №7

Введение понятия «цепь загрязнения».

Учитель: − Давайте рассмотрим, как происходит загрязнение окружающей среды. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепь загрязнения.

Слайды №8-9

Учитель: − Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения.

(работа в группе с карточками для составления цепи загрязнения)

Слайд№10

Карточки для моделирования цепи загрязнения:

Перевозка нефти танкером;

Разлив нефти

Нефтяная пленка

Зараженная нефтепродуктами рыба

Промысловая добыча

Попадание рыбы в пищу человеку

Заболевание органов пищеварения.

Слайд№11

Физкультминутка.

Игра «Дерево».

Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

А теперь ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы − дерево. Ноги – корни, крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверено и спокойно. Ствол-тело, ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки, свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы, легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова, чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны,  успешны. У вас всё получится.

Высказывают свои предположения, работают по учебнику.

В рабочей тетради на стр. 17 выполняют задание №1, проверяют запись по слайду №7.

Смотрят слайды

Работают в группах, составляют цепь загрязнения.

Проверяют по слайду №11.

Повторяют движения вслед за учителем.

4. Практический этап. (Групповая работа).

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний посредством теста.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;   осуществлять проверку группового задания;  осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  готовность слушать собеседника.

4.1. Обсуждение путей защиты от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.

Учитель: − Ребята, а как защититься от воздействия загрязнённой окружающей среды?

Используя текст учебника, составьте  памятки по экологической безопасности по группам:

  -1 группа составляет памятку «Как защититься от загрязнённой воды»,

 - 2 – « Как защититься от загрязнённого воздуха»,

  -3 -«Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества».

Слайд №12

4.2.Индивидуализация поиска решения.

Учитель: − А что лично каждый из вас может сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?

Учитель: − Чья идея вам понравилась?  

(идет обсуждение интересных идей).                                                                                                                                                             

Высказывают свои предположения.

Используя тексты из учебника, по группам составляют памятки и озвучивают их.

Высказывают свои идеи и защищают их.

Обсуждают  интересные идеи.

4.3. Проверочный тест.

Учитель:- А сейчас - проверочный тест. В конце теста есть семь клеток. Вам необходимо выбранные варианты ответов вписать в эти клетки и в итоге, если вы правильно ответите, у вас  получится слово.

Учитель:- Какое слово получилось? (Прогноз).

-Что такое прогноз? (Предвидение, предсказание о развитии и исходе событий или явлений на основании имеющихся данных. Например, прогноз погоды.)

- Да, ребята, важно знать, предвидеть, что может случиться, а потому беречь природу, относиться к ней бережно.

Выполняют проверочный тест.

Высказывают свои предположения, делают выводы.

5.Рефлексивно-оценочный этап.

Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 

Учитель: −Что нового вы узнали об экологической безопасности человека?

- Чему вы сегодня    учились на уроке?

С какими затруднениями столкнулись на уроке?

Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

− Что больше всего запомнилось?

Слайд»13

Оценить вам свою работу на уроке помогут цветочки.

- Вы выбираете          ,   если вы довольны своей работой,

у вас все получалось, не было трудностей.

         –  выберут те, кто тоже доволен своей работой, но пока не все

получалось.

        – те, кто совсем не доволен своей работой, ничего не

получалось на уроке.

Слайд»14

Выбранные цветочки прикрепите на доске и у нас получится цветочная поляна.

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно. Спасибо за урок! 

 Слайд»15

Дети высказываются в течение 2 минут.

Делают выводы.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

У каждого имеется набор цветочков.

Осуществляют самооценку.

Ученики выходят к доске и прикрепляют свои цветочки.

Используемые источники:

  1.  Интернет – ресурсы с сайтов:

http://photos.lifeisphoto.ru/24/2/241415.jpg  - потрескавшаяся  земля;

http://lol54.ru/uploads/posts/2009-06/thumbs/1244256082_truby.jpg   дым из труб;

http://forum.veterinarian.ru/uploads/post-6-1194895066.jpg  птица;

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/245/30245758_1218113305_trash.jpg   мусор на пляже;

http://www.redom.ru/img/gallery/59/1056.JPG   цепочка;

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/sh/shar/zel/krug09.png  зеленый круг;

http://i019.radikal.ru/0711/24/d7ff1c2a8152.png         солнце      

 

В слайд-шоу использована музыка с сайтов:

http://konter-strike.ucoz.ru/_ld/0/38_28_CSSoundc4    звук взрыва;

http://www.9maya.ru/2009/05/27/minuta-molchaniya-zvuk-metronoma-v-mp3.html     метроном;

http://www.zaycev.net/download.php?ass=%C4%E6%E5%E9%EC%F1+%CB%E0%F1%F2_-_%CE%E4%E8%ED%EE%EA%E8%E9+%EF%E0%F1%F2%F3%F5.mp3&id  Джеймс Ласт «Одинокий пастух»

  1.  фото из личного архива автора;
  2.  Окружающий мир. 3 класс Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ А.А.Плешаков. – 9-е изд. – М.:Просвещение, 2010., стр. 29-34.
  3.  Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36807. Приготовление стандартного раствора щелочи и установление нормальности и титра по щавелевой кислоте 61.5 KB
  Тема: Приготовление стандартного раствора щелочи и установление нормальности и титра по щавелевой кислоте. Приготовление стандартного раствора щелочи. Установление точной концентрации раствора по щавелевой кислоте. Теоретические основы: Для приготовления стандартного раствора и установления его нормальности и титра используют метод нейтрализации.
36808. Электрические и магнитные явления в организме, электрические воздействия и методы исследования 160.5 KB
  По отклонению стрелки гальванометра пользуясь графиком находят температуры исследуемых объектов Дополнительная информация Общая структурная схема для регистрации съёма и передачи медицинской информации. Х  Чувствительный элемент средства измерений электрод датчик  Усилитель  Передатчик  Приёмник  Выходной измеритель регистрирующий прибор У   устройства для съёма информации Устройства для съема передачи и регистрации медикобиологической...
36809. Приготовление стандартного раствора КМnО4 иустановление его нормальности и титра по щавелевой кислоте 61 KB
  Тема: Приготовление стандартного раствора КМnО4 иустановление его нормальности и титра по щавелевой кислоте. Теоретические основы: Перманганатометрия это метод объемного анализа в котором в качестве стандартного раствора используется раствор перманганата калия. В основе метода лежит использование стандартного раствора КМnО4 . нормальность и титр раствора перманганата калия определяют по щавелевой кислоте которая является восстановителем и отдает при этом 2 электрона.
36810. Установление нормальности и титра тиосульфата по бихромату (метод йодометрия) 57 KB
  Тема: Установление нормальности и титра тиосульфата по бихромату метод йодометрия. Определение нормальности и титра тиосульфата по бихромату калия методом йодометрии. Для определения окислителей используют раствор тиосульфата натрия N2S2O3. Выделившийся йод титруют раствором тиосульфата натрия точно известной нормальности.
36811. Определение количества хлорида натрия в растворе. Метод осаждения 50 KB
  Материальнотехническое обеспечение: Штатив Бунзена титровальный набор титровальные колбы банки для слива воронки бюретка пипетки Мора капельницы раствор хлорида натрия NCL стандартный раствор 005Н gNО3 5 раствор хромата калия K2CrO4 дистиллированная вода. Расчет нормальности и титра раствора NCl. Теоретические основы: В методе Мора в качестве стандартного раствора используется 005Н gNO3 титр и нормальную концентрацию которого устанавливают по раствору NCl индикатором является 5 ый раствор К2СrO4....
36812. Определение общей жесткости воды г. Симферополя методом комплексиметрии 52.5 KB
  Тема: Определение общей жесткости воды г. Умения: Учиться проводить исследования общей жесткости воды г. Различают временную устраняемую и постоянную жесткость воды. Сумма временной и постоянной жесткости воды определяет ее общую жесткость.
36813. Приготовление раствора точной заданной концентрации 69.5 KB
  Тема: Приготовление раствора точной заданной концентрации. Умения: Используя рациональные способы ведения технологических процессов учиться готовить растворы различной концентрации уметь рассчитывать массу вещества массу раствора нормальность и титр. Титр показывает сколько граммов вещества растворено в 1мл раствора. Как приготовить 250мл 01 Н раствора перекристаллизованной чистой двухосновной щавелевой кислоты Н2С2О4 2Н2О которую используют для...
36814. ИЗУЧЕНИЕ ПОГЛАЩЕНИЯ СВЕТА 916.5 KB
  КРАТКАЯ ТЕОРИЯ Прохождение света через вещество ведет к возникновению колебаний электронов вещества под воздействием электромагнитного поля волны и сопровождается потерей энергии этой волны затрачиваемой на возбуждение колебаний электронов. Поэтому интенсивность падающего света по мере проникновения волны в вещество уменьшается. Действительно интенсивность световой волны прошедшей среду толщиной d уменьшается по закону: I=I0ekd 1 где I0 –...
36815. Моделирование командных генераторов гармонических сигналов 55.5 KB
  Цель работы: определить схемы с помощью которых можно задать воздействие и рассчитать их параметры. схема моделирования Определим параметры модели: задание сигнала 2. схема моделирования Определим параметры модели: Таким образом данная схема не реализует синусоидальный сигнал невозможно скомпенсировать косинусоидальную составляющую. схема моделирования Определим параметры модели: задание сигнала 4.