61602

Экологическая безопасность

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Деятельность учителя Деятельность учащихся Учитель: Мы начинаем урок окружающего мира. Учитель: Что необходимо для жизни Свет тепло воздух вода и др. Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика.

Русский

2014-05-30

53.39 KB

7 чел.

Тема: Экологическая безопасность.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3 класс, УМК «Школа России».

Оборудование:

  1.  конверты с карточками для моделирования цепи загрязнения;
  2.  карточки с текстами;
  3.  тесты;
  4.  презентация к уроку;
  5.  компьютер, проектор, экран;
  6.  учебное слайд-шоу «Как прекрасен этот мир»;
  7.  листы цветной бумаги и маленькие цветные  клейкие листочки, маркеры;
  8.  рисунки – цветочки.
  9.  Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран.
  10.  Место урока в образовательном процессе
  11.  Урок по теме «Экологическая безопасность» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.  М.: Просвещение, 2010г.
  12.  Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Наша безопасность» .

  1.  Технологическая карта изучения темы

Тема:

Экологическая безопасность

Тип урока по целеполаганию:

Урок «открытия» новых знаний

Цель урока:

Дать учащимся  понятие «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», ознакомить с правилами личной экологической безопасности.

Задачи урока:

1. образовательные: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде; формировать представление о том, что такое цепь загрязнения.

2. развивающие: содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

3. воспитательные: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Основные термины и понятия темы:

«Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения».

Личностные УУД:

-Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные  результаты:

- знать об «экологической безопасности»,  «цепи загрязнения»;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию о «экологической безопасности»,  «цепи загрязнения»;

- приводить примеры;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,  

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями,

- высказывать свое предположение;

 Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Русский язык (развитие речи)

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

Ход урока.

1 этап: Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: - Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение? Закройте глаза и вслушайтесь в слова:

« Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. Жизнь начинается. Представьте себе, что лучик солнца коснулся вашей головы. Вы чувствуете его тепло, словно тёплая ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: « Мне легко и спокойно». Слайд №2

Дети настраиваются на урок.

2 этап: Актуализация знаний,  целеполагание.  

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.

Учитель: Что необходимо для жизни? (Свет, тепло, воздух, вода и др.)

-Чтобы всё живое существовало, для этого необходимо её охранять.

-Как вы понимаете слово «охрана»?

-О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

2.1.  Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» Чтение учителем стихотворения во время просмотра 1-й части ролика.

 Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика. Слайд №3. (На слайде №3 по щелчку перейти к просмотру ролика)

                                                                                

Я – природа, я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастие

Подарить – в моей всё это власти –

Гриб в лесу, ромашку на лугу,

Небо в час восхода и захода.

Иву над рекой,… 

Остановить ролик нажатием на фото

Учитель:− С каким настроением смотрели фильм? Почему?

−Давайте смотреть дальше.  

(идёт просмотр 2-й части об экологических проблемах)

Учитель:− Как изменилось у вас настроение? Почему?

(выслушиваются ответы детей)

Учитель: − Произошло нарушение экологии.

Ученики отвечают, высказывают свои предположения.

Смотрят ролик. Отвечают на вопросы учителя.

Смотрят ролик.

Отвечают на вопросы учителя.

2.2. Актуализация понятия «экология», «окружающая среда».

Учитель: - Что такое экология?

-Сейчас вы сами скажете, прочитав слова в каждой строчке этой таблицы.

Слайд №4

Учитель: Экология  - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей.  «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит,  экология – это наука о нашем общем доме.

Учитель: −Что является окружающей средой для человека?

(выслушиваются ответы детей).

Работа в группах.

Учитель: - Ребята, сейчас - работа в группах . У вас на столах есть карточки, где написано «окружающая среда». Напишите, что может входить в окружающую среду человека.

Слайд №5

Высказывают свои предположения, читают определение по таблице на слайде № 4

Отвечают на вопрос учителя.

Работают в группах.

Представители команд выходят к доске и представляют свои «класте», прикрепляют на доске.

 

3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний).

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока, решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

ФормируемыеУУД умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить;  готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий, овладение начальными сведениями об экологической безопасности человека, о цепи загрязнения, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе,  в воде,  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Учитель: − К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности. Кто в этом виноват? ( В этом виноват человек.)

Слайд №6

 Экологический рассказ « Воскресенье в лесу».

-Сейчас внимательно прочитайте текст с экологическими ошибками, найдите их и назовите.

- Почему происходит загрязнение окружающей среды? Что может произойти?

( Природа ответит экологической катастрофой. Тогда сам человек будет нуждаться в защите!)

− Значит, о чём будем говорить на уроке? Какие задачи решать?

( Поговорим об экологической безопасности, о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды).

Высказывают свои предположения.

Читают рассказ, находят экологические ошибки и называют их, высказывают свои предположения по цели урока.

Учитель: − Ребята, как вы думаете, что такое экологическая безопасность? (Выслушивают ответы детей)

Учитель: − Откроем учебник   на стр. 30 и прочитаем, что такое экологическая безопасность.

Учитель: − А теперь откройте рабочие тетради на с. 17 и с помощью учебника допишите это определение. Проверьте запись.

Слайд №7

Введение понятия «цепь загрязнения».

Учитель: − Давайте рассмотрим, как происходит загрязнение окружающей среды. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепь загрязнения.

Слайды №8-9

Учитель: − Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения.

(работа в группе с карточками для составления цепи загрязнения)

Слайд№10

Карточки для моделирования цепи загрязнения:

Перевозка нефти танкером;

Разлив нефти

Нефтяная пленка

Зараженная нефтепродуктами рыба

Промысловая добыча

Попадание рыбы в пищу человеку

Заболевание органов пищеварения.

Слайд№11

Физкультминутка.

Игра «Дерево».

Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

А теперь ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы − дерево. Ноги – корни, крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверено и спокойно. Ствол-тело, ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки, свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы, легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова, чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны,  успешны. У вас всё получится.

Высказывают свои предположения, работают по учебнику.

В рабочей тетради на стр. 17 выполняют задание №1, проверяют запись по слайду №7.

Смотрят слайды

Работают в группах, составляют цепь загрязнения.

Проверяют по слайду №11.

Повторяют движения вслед за учителем.

4. Практический этап. (Групповая работа).

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний посредством теста.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;   осуществлять проверку группового задания;  осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  готовность слушать собеседника.

4.1. Обсуждение путей защиты от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.

Учитель: − Ребята, а как защититься от воздействия загрязнённой окружающей среды?

Используя текст учебника, составьте  памятки по экологической безопасности по группам:

  -1 группа составляет памятку «Как защититься от загрязнённой воды»,

 - 2 – « Как защититься от загрязнённого воздуха»,

  -3 -«Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества».

Слайд №12

4.2.Индивидуализация поиска решения.

Учитель: − А что лично каждый из вас может сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?

Учитель: − Чья идея вам понравилась?  

(идет обсуждение интересных идей).                                                                                                                                                             

Высказывают свои предположения.

Используя тексты из учебника, по группам составляют памятки и озвучивают их.

Высказывают свои идеи и защищают их.

Обсуждают  интересные идеи.

4.3. Проверочный тест.

Учитель:- А сейчас - проверочный тест. В конце теста есть семь клеток. Вам необходимо выбранные варианты ответов вписать в эти клетки и в итоге, если вы правильно ответите, у вас  получится слово.

Учитель:- Какое слово получилось? (Прогноз).

-Что такое прогноз? (Предвидение, предсказание о развитии и исходе событий или явлений на основании имеющихся данных. Например, прогноз погоды.)

- Да, ребята, важно знать, предвидеть, что может случиться, а потому беречь природу, относиться к ней бережно.

Выполняют проверочный тест.

Высказывают свои предположения, делают выводы.

5.Рефлексивно-оценочный этап.

Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 

Учитель: −Что нового вы узнали об экологической безопасности человека?

- Чему вы сегодня    учились на уроке?

С какими затруднениями столкнулись на уроке?

Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

− Что больше всего запомнилось?

Слайд»13

Оценить вам свою работу на уроке помогут цветочки.

- Вы выбираете          ,   если вы довольны своей работой,

у вас все получалось, не было трудностей.

         –  выберут те, кто тоже доволен своей работой, но пока не все

получалось.

        – те, кто совсем не доволен своей работой, ничего не

получалось на уроке.

Слайд»14

Выбранные цветочки прикрепите на доске и у нас получится цветочная поляна.

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно. Спасибо за урок! 

 Слайд»15

Дети высказываются в течение 2 минут.

Делают выводы.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

У каждого имеется набор цветочков.

Осуществляют самооценку.

Ученики выходят к доске и прикрепляют свои цветочки.

Используемые источники:

  1.  Интернет – ресурсы с сайтов:

http://photos.lifeisphoto.ru/24/2/241415.jpg  - потрескавшаяся  земля;

http://lol54.ru/uploads/posts/2009-06/thumbs/1244256082_truby.jpg   дым из труб;

http://forum.veterinarian.ru/uploads/post-6-1194895066.jpg  птица;

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/245/30245758_1218113305_trash.jpg   мусор на пляже;

http://www.redom.ru/img/gallery/59/1056.JPG   цепочка;

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/sh/shar/zel/krug09.png  зеленый круг;

http://i019.radikal.ru/0711/24/d7ff1c2a8152.png         солнце      

 

В слайд-шоу использована музыка с сайтов:

http://konter-strike.ucoz.ru/_ld/0/38_28_CSSoundc4    звук взрыва;

http://www.9maya.ru/2009/05/27/minuta-molchaniya-zvuk-metronoma-v-mp3.html     метроном;

http://www.zaycev.net/download.php?ass=%C4%E6%E5%E9%EC%F1+%CB%E0%F1%F2_-_%CE%E4%E8%ED%EE%EA%E8%E9+%EF%E0%F1%F2%F3%F5.mp3&id  Джеймс Ласт «Одинокий пастух»

  1.  фото из личного архива автора;
  2.  Окружающий мир. 3 класс Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ А.А.Плешаков. – 9-е изд. – М.:Просвещение, 2010., стр. 29-34.
  3.  Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25833. Аудит учета затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) 40.5 KB
  Себестоимость продукции один из показателей эффективности производства выявляющий во что обходится организации изготовление и сбыт продукции. Себестоимость широко применяется для экономического обоснования решений о производстве новой или прекращении выпуска старой продукции; для определения эффективности мероприятий научнотехнического прогресса рентабельности продукции резервов снижения затрат и др. Все затраты организации на производство определяют производственную себестоимость продукции.
25834. Проверка правильности определения налогооблагаемой базы 50.5 KB
  Проверяется правильность определения имущества не облагаемого налогом Проверяется соответствие ставки используемой банком установленной законодательством Проверка правильности исчисления налога на имущество исходя из ставки и налоговой базы. Не признаются налогоплательщиками организации являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи развитии города Сочи как...
25835. Структура и свойства конструкционных сплавов цветных металлов 973.5 KB
  Микроструктура металла (от микро... и лат. structura — строение), строение металла, выявляемое с помощью микроскопа (оптического или электронного). Микроскоп для исследования металла впервые применил П. П. Аносов (1831) при изучении булатной стали. Металлы и сплавы состоят из большого числа кристаллов неправильной формы (зёрен)
25836. Сплавы цветных металлов, обрабатываемые давлением 319.5 KB
  К цветным металлам и сплавам относятся практически все металлы и сплавы, за исключением железа и его сплавов, образующих группу чёрных металлов. Цветные металлы встречаются реже, чем железо и часто их добыча стоит значительно дороже, чем добыча железа. Однако цветные металлы часто обладают такими свойствами, какие у железа не обнаруживаются, и это оправдывает их применение.
25837. Аудит операций на расчетном, валютном и других счетах банка 37.5 KB
  Целью аудиторской проверки операций по расчетному валютному и других счетам в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу Денежные средства и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам. Аудитор при проверке операций по счетам в банке должен учитывать основные нормативные документы регулирующие порядок проведения операций на расчетном валютном и других счетах в банках и бухгалтерский учет этих операций....
25838. Аудит прочих доходов и расходов 58.5 KB
  Целью аудиторской проверки прочих доходов и расходов является формирование мнения о правильности учета прочих доходов и расходов. Задача аудиторской проверки прочих доходов и расходов состоит из следующих вопросов на которые должен ответить аудитор: Бухгалтерский учет прочих доходов и расходов соответствует положениям нормативных актов Данные аналитического и синтетического учета по счету 91 Прочие доходы и расходы соответствуют данным главной книги и баланса Корреспонденция счетов по счету 91 Прочие доходы и расходы составлена в...
25839. Учет расчетов по авансам выданным и полученным 36.5 KB
  Согласно положениям Плана счетов Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерский учет сумм полученных и или выданных авансов организуется на балансовых счетах связанных с расчетами за отгруженную продукцию выполненные работы оказанные услуги. Для учета сумм авансовых платежей предварительной оплаты к балансовым счетам открываются обособленные субсчета учета. В частности суммы выданных поставщикам и подрядчикам авансов учитываются обособленно на балансовом счете 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками суммы полученных...
25840. Аудит расчетов по авансам выданным 27.5 KB
  Так например выдавая авансы поставщику предприятие изымает из оборота денежные средства до момента поступления ТМЦ выполнения работ оказания услуг также возрастает вероятность непоступления данных ценностей на предприятие вопреки договору поставки. На счете 61 €œРасчеты по авансам выданным€ обобщается информация о расчетах по выданным авансам под поставку продукции либо под выполнение работ а также по оплате продукции и работ принятых от заказчиков по частичной готовности. Суммы выданных авансов а также произведенной оплаты и работ...
25841. Аудит расчетов по претензиям 30 KB
  Можно выделить несколько видов претензий: при выявлении ошибок в счетах поставщиков неправильно указаны тарифы и цены арифметические ошибки и др. Аудитору необходимо проверить: обоснованность своевременность и правильность оформления документов несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства; обоснованность претензий предъявляемых к проверяемому предприятию в случае...