61620

Произведение: Дубровский

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: 1 Познакомить учащихся с жанром романа. 2 Познакомить учащихся с историей создания романа Дубровский. Пушкина Сегодня Вова как раз подготовил нам небольшое сообщение о происхождении жанра романа.

Русский

2014-05-30

18.94 KB

9 чел.

Домашнее задание на понедельник – внимательно прочитать в учебнике раздел «Для вас, любознательные!» на странице 164 (история создания романа) и раздел «О романе «Дубровский» на странице 162. Быть готовыми кратко рассказать историю создания.

Индивидуальное задание: кратко рассказать о романе, как жанре литературы.

Всем иметь с собой текст произведения.

Конспект урока

Предмет: литература.

Класс: 6 «Б».

Произведение: «Дубровский».

Тип урока: Комбинированный.

Метод: Частично-поисковый.

Цели урока: 1) Познакомить учащихся с жанром романа.  2) Познакомить учащихся с историей создания романа «Дубровский».  (озвучить цели).

__________________________________________
Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас на столах. У всех должен быть с собой текст произведения.  Успокоились? Все готовы? Садитесь.

Сегодня мы должны с вами хорошо поработать, тема очень интересная. Текст, с которым мы работаем, тоже очень интересен.

Все вы прочитали «Дубровского». Понравилось ли оно вам? Наверняка каждый из вас выделил любимых и нелюбимых героев? Хорошо

Скажите, ребята, что нужно сделать в первую очередь перед тем, как начать изучать текст, анализировать его? (определить жанр)

Какие жанры литературы вы знаете? (повесть, рассказ, роман (!)). Верно, а какому жанру относится произведение А.С. Пушкина Сегодня Вова (?) как раз подготовил нам небольшое сообщение о происхождении жанра романа. Пожалуйста, Вова(?).


*сообщение*

Теперь давайте с вами запишем несколько определений, дабы мы могли разобраться с нашим текстом.

Сейчас кто-нибудь один прочитает нам из учебника определение «романа». Пожалуйста, Захар. Откройте страницу 164 в учебнике. Захар, прочитай нам определение.

Роман(фр. Roman - повествование)– крупное эпическое произведение с разветвленным, развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Другие ключевые определения:

Роман(фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Ребята, а что такого вы услышали во втором определении, чего не было в первом? (сюжет разветвлен, много действующих лиц).

А кто из вас может объяснить что такое сюжет?

Сюжет(фр. Sujet – предмет, содержание)- последовательность и связь событий в художественном произведении.

Скажите, текст «Дубровского» имеет названные нами основные черты – широкое пространство, значительное время, многообразие действующих лиц, разветвленный сюжет? (имеет). Значит, «Дубровский» - это… (роман).

Скажите, а это первое ваше знакомство с жанром романа, или вы уже с ним встречались? (первое).

Итак, Вова рассказал нам о жанре романа, мы определили, что «Дубровский» - это роман. Теперь нам пора обозначить тему, для которой мы оставили место. Что ж, тема нашего сегодняшнего урока «Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел».


Для жанра романа не является редкостью тот факт, что основой для его написания служат реальные события. Дома я просил вас прочитать в учебнике раздел об истории создания романа. Давайте проверим насколько внимательно вы читали. Закройте учебники. Сейчас вы будете отвечать на вопросы об истории создания романа.

1) Какова фамилия Пушкинского друга, рассказавшего ему историю, которая послужила основой для написания романа? (Нащокин)

2) А кто послужил прообразом для Дубровского? (бедный дворянин Островский)

3) А что общего у Островского с Дубровским? (бедный дворянин, судился с соседом за землю, был выгнан из именья, остался с одними крестьянами, начав разбойничать).

4) Ребята, а кто-нибудь знает, почему Пушкин не оставил главному герою фамилию Островского, а поменял ее на Дубровского? (потому что существует другая легенда).

Существует легенда, частично, правда, подтвержденная историческими фактами (ребята, слушаем внимательно, вы должны услышать, что общего у легенды с текстом Пушкина, и какова связь этой легенды с рассказом Нащокина):


«Предание рассказывает, что в давние времена жил во Владимирском уезде в селе Язвицы некий помещик Дубровский. В молодости он был офицером, а потом, выйдя в отставку, вел беспорядочную жизнь, враждовал с соседями по имению и, будто бы, составив из своих крепостных шайку, не гнушался разбойничать на большой дороге — «владимирке». Однако потом барин-грабитель влюбился в дочку одного из землевладельцев, но ее родители отказали ему. Тогда Дубровский решил похитить невесту, но погоня, посланная вдогонку, настигла беглецов за деревней Болдино на пути в Москву. В итоге девушку выдали замуж за другого. А Дубровский, потрясенный крахом своих надежд, полностью переменил образ жизни, обратился к Богу, щедро жертвовал на храмы и монастыри, а потом выстроил церковь и в своей усадьбе. Рядом с ней его и схоронили. Узнав во время посещения окрестностей Язвиц (к тому времени это село именовалось Омофорово) об истории Дубровского, Пушкин, поразился тому, что деревня, близ которой настигли влюбленных, называется так же, как его родовое имение. Запомнив услышанное, Александр Сергеевич, будто бы, и дал его фамилию главному герою нового романа, позаимствовав и кое-что из биографии того самого Островского».


Итак, ребята, как вы поняли – Дубровский это образ, включающий в себя сразу двух исторических персонажей – Островского и Дубровского. Собственно, мы можем сказать, что и сюжет романа по большей части имеет исторические корни.

А кто нам скажет, в какие годы происходит действие романа? Дам вам прямую наводку: В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года. А теперь прочитайте первое предложение первой главы. (значит, действие происходит в 1820-е годы). В курсе истории вы еще не дошли до этого времени, но, тем не менее, попробуйте, опираясь на свои знания, сказать, что это за время было для России? Что тогда происходило? (царская власть, крепостное право, сословное деление, дворяне и крестьяне – основные сословия. У дворянина было имение, была земля, были крепостные крестьяне. Жениться или выходить замуж можно было только за человека своего же сословия. Те, кто ниже статусом, не считались за людей).

Итак, ребята, все верно. Теперь для нас стала понятной ситуация в России начала 19го века и, как следствие, понятнее события, происходящие в романе «Дубровский». В начале урока мы поставили с вами две цели (напомнить цели). Достигли ли мы их? (Достигли). Что ж, вы все молодцы. Теперь запишем домашнее задание.


Резервное задание: рассмотреть концовку произведения и сравнить с легендой (дети сами должны найти разночтения и сходства).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37215. Финансовый контроль, его цели и задачи 49 KB
  Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Финансовый контроль призван обеспечивать1: правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения; соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства правильность ведения бухгалтерского учета составления отчетности; эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях; выявление резервов роста бюджетных...
37216. Сущность государственного и муниципального кредита, его значение. Роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей 37 KB
  Роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении общегосударственных региональных и муниципальных потребностей. Государственный кредит одна из форм кредитных отношений имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов; возможность использования...
37217. Финансы, как экономический инструмент воздействия на экономику 44.5 KB
  Роль финансов в развитии международных связей проявляется по таким направлениям как: 1 Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества. 2 Регулирование международных интеграционных процессов. 3 Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений. Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов.
37218. Финансы 59.5 KB
  Основа финансов предприятия реальный денежный оборот обслуживающий экономический процесс создание и движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Общепринято выделять 4 признака финансовых отношений: отношения денежные; отношения распределительные; отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов в основном в форме денежных фондов; по одностороннему движению денежной формы стоимости без встречных взаимозависимых потоков. Финансы это экономическая категория по поводу распределения стоимости...
37220. Финансовая политика 39 KB
  Содержание финансовой политики: Разработка общей концепции финансовой политики определение ее основных направлений целей главных задач. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основа финансовой политики стратегические направления которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Задачами финансовой политики является: обеспечение условий для...
37221. Экономическое развитие общества 77.5 KB
  На процесс общественного воспроизводства с одной стороны влияет множество факторов: количество и качество материальных финансовых трудовых ресурсов предпринимательские способности субъектов хозяйствования ускорение научнотехнического прогресса степень развития рыночных отношений и другие факторы. Но с другой стороны этот процесс представляет собой конфликтное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общественного характера которые в совокупности создают объективные условия для проявления различного рода...
37222. Структура оборотных средств предприятия 40.5 KB
  Структура оборотных средств предприятия Оборотные производственные фонды это часть производственных фондов которые участвуют в одном производственном процессе сразу переносят свою стоимость на себестоимость продукции и требуют своего возмещения по каждому производственному циклу. Фонды обращения это сумма денежных средств предприятия вложенная в процесс реализации продукции и необходимая для обслуживания этого процесса. Организация оборотных средств необходимая для их эффективного использования включает: определение состава и...
37223. Экономическое содержание и классификация основных средств 58 KB
  Экономическое содержание и классификация основных средств В соответствии с ПБУ 6 01 Учет основных средств утвержденным приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. При этом объект основных средств должен быть предназначен для использования в производстве продукции выполнении работ оказании услуг или для управленческих нужд организации и способен приносить организации экономические выгоды доход в будущем. В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель осушительные оросительные и другие...