61620

Произведение: Дубровский

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: 1 Познакомить учащихся с жанром романа. 2 Познакомить учащихся с историей создания романа Дубровский. Пушкина Сегодня Вова как раз подготовил нам небольшое сообщение о происхождении жанра романа.

Русский

2014-05-30

18.94 KB

9 чел.

Домашнее задание на понедельник – внимательно прочитать в учебнике раздел «Для вас, любознательные!» на странице 164 (история создания романа) и раздел «О романе «Дубровский» на странице 162. Быть готовыми кратко рассказать историю создания.

Индивидуальное задание: кратко рассказать о романе, как жанре литературы.

Всем иметь с собой текст произведения.

Конспект урока

Предмет: литература.

Класс: 6 «Б».

Произведение: «Дубровский».

Тип урока: Комбинированный.

Метод: Частично-поисковый.

Цели урока: 1) Познакомить учащихся с жанром романа.  2) Познакомить учащихся с историей создания романа «Дубровский».  (озвучить цели).

__________________________________________
Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас на столах. У всех должен быть с собой текст произведения.  Успокоились? Все готовы? Садитесь.

Сегодня мы должны с вами хорошо поработать, тема очень интересная. Текст, с которым мы работаем, тоже очень интересен.

Все вы прочитали «Дубровского». Понравилось ли оно вам? Наверняка каждый из вас выделил любимых и нелюбимых героев? Хорошо

Скажите, ребята, что нужно сделать в первую очередь перед тем, как начать изучать текст, анализировать его? (определить жанр)

Какие жанры литературы вы знаете? (повесть, рассказ, роман (!)). Верно, а какому жанру относится произведение А.С. Пушкина Сегодня Вова (?) как раз подготовил нам небольшое сообщение о происхождении жанра романа. Пожалуйста, Вова(?).


*сообщение*

Теперь давайте с вами запишем несколько определений, дабы мы могли разобраться с нашим текстом.

Сейчас кто-нибудь один прочитает нам из учебника определение «романа». Пожалуйста, Захар. Откройте страницу 164 в учебнике. Захар, прочитай нам определение.

Роман(фр. Roman - повествование)– крупное эпическое произведение с разветвленным, развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Другие ключевые определения:

Роман(фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Ребята, а что такого вы услышали во втором определении, чего не было в первом? (сюжет разветвлен, много действующих лиц).

А кто из вас может объяснить что такое сюжет?

Сюжет(фр. Sujet – предмет, содержание)- последовательность и связь событий в художественном произведении.

Скажите, текст «Дубровского» имеет названные нами основные черты – широкое пространство, значительное время, многообразие действующих лиц, разветвленный сюжет? (имеет). Значит, «Дубровский» - это… (роман).

Скажите, а это первое ваше знакомство с жанром романа, или вы уже с ним встречались? (первое).

Итак, Вова рассказал нам о жанре романа, мы определили, что «Дубровский» - это роман. Теперь нам пора обозначить тему, для которой мы оставили место. Что ж, тема нашего сегодняшнего урока «Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел».


Для жанра романа не является редкостью тот факт, что основой для его написания служат реальные события. Дома я просил вас прочитать в учебнике раздел об истории создания романа. Давайте проверим насколько внимательно вы читали. Закройте учебники. Сейчас вы будете отвечать на вопросы об истории создания романа.

1) Какова фамилия Пушкинского друга, рассказавшего ему историю, которая послужила основой для написания романа? (Нащокин)

2) А кто послужил прообразом для Дубровского? (бедный дворянин Островский)

3) А что общего у Островского с Дубровским? (бедный дворянин, судился с соседом за землю, был выгнан из именья, остался с одними крестьянами, начав разбойничать).

4) Ребята, а кто-нибудь знает, почему Пушкин не оставил главному герою фамилию Островского, а поменял ее на Дубровского? (потому что существует другая легенда).

Существует легенда, частично, правда, подтвержденная историческими фактами (ребята, слушаем внимательно, вы должны услышать, что общего у легенды с текстом Пушкина, и какова связь этой легенды с рассказом Нащокина):


«Предание рассказывает, что в давние времена жил во Владимирском уезде в селе Язвицы некий помещик Дубровский. В молодости он был офицером, а потом, выйдя в отставку, вел беспорядочную жизнь, враждовал с соседями по имению и, будто бы, составив из своих крепостных шайку, не гнушался разбойничать на большой дороге — «владимирке». Однако потом барин-грабитель влюбился в дочку одного из землевладельцев, но ее родители отказали ему. Тогда Дубровский решил похитить невесту, но погоня, посланная вдогонку, настигла беглецов за деревней Болдино на пути в Москву. В итоге девушку выдали замуж за другого. А Дубровский, потрясенный крахом своих надежд, полностью переменил образ жизни, обратился к Богу, щедро жертвовал на храмы и монастыри, а потом выстроил церковь и в своей усадьбе. Рядом с ней его и схоронили. Узнав во время посещения окрестностей Язвиц (к тому времени это село именовалось Омофорово) об истории Дубровского, Пушкин, поразился тому, что деревня, близ которой настигли влюбленных, называется так же, как его родовое имение. Запомнив услышанное, Александр Сергеевич, будто бы, и дал его фамилию главному герою нового романа, позаимствовав и кое-что из биографии того самого Островского».


Итак, ребята, как вы поняли – Дубровский это образ, включающий в себя сразу двух исторических персонажей – Островского и Дубровского. Собственно, мы можем сказать, что и сюжет романа по большей части имеет исторические корни.

А кто нам скажет, в какие годы происходит действие романа? Дам вам прямую наводку: В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года. А теперь прочитайте первое предложение первой главы. (значит, действие происходит в 1820-е годы). В курсе истории вы еще не дошли до этого времени, но, тем не менее, попробуйте, опираясь на свои знания, сказать, что это за время было для России? Что тогда происходило? (царская власть, крепостное право, сословное деление, дворяне и крестьяне – основные сословия. У дворянина было имение, была земля, были крепостные крестьяне. Жениться или выходить замуж можно было только за человека своего же сословия. Те, кто ниже статусом, не считались за людей).

Итак, ребята, все верно. Теперь для нас стала понятной ситуация в России начала 19го века и, как следствие, понятнее события, происходящие в романе «Дубровский». В начале урока мы поставили с вами две цели (напомнить цели). Достигли ли мы их? (Достигли). Что ж, вы все молодцы. Теперь запишем домашнее задание.


Резервное задание: рассмотреть концовку произведения и сравнить с легендой (дети сами должны найти разночтения и сходства).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74152. Административно-правовые гарантии прав граждан 17.37 KB
  Формы обращения граждан за защитой: предложение рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов деятельности государственных органов и органов местного самоуправления развитию общественных отношений улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых...
74153. Понятие, особенности и виды административно-правового статуса гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства 17.08 KB
  Структура административноправового статуса: административная правоспособность способность быть субъектом административного права иметь права и выполнять обязанности административноправового характера; административная дееспособность способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности а также нести ответственность в соответствии с нормами административноправового характера; совокупность прав и обязанностей; ответственность; гарантии реализации прав и обязанностей. Виды...
74154. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства 18.26 KB
  Лицо без гражданства лицо не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства. Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации кроме случаев установленных федеральным законом или международными договорами РФ ч.
74155. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления 16.36 KB
  Виды прав граждан в сфере государственного управления: на участие в управлении государством как непосредственно так и через своих представителей; на поступление на государственную службу; на обращение в органы государственной власти органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально так и коллективно; на свободу передвижения; на неприкосновенность личности; на неприкосновенность жилища; на объединение включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; на проведение собраний митингов...
74156. Административно-правовой статус юридических лиц 19.53 KB
  В отношении общественных организаций запрещаются создание объединений преследующих незаконные цели и осуществление деятельности посягающей на здоровье и нравственность населения права и законные интересы граждан. Обязанности юридических лиц: общие необходимость соблюдения требований законодательства в своей деятельности; обязанность государственной регистрации создания реорганизации ликвидации юридических лиц внесения изменений в уставные документы; специальные регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с...
74160. Исследование эффективности автоматического отключения питания в системе TN-C 69 KB
  При отсутствии нулевого провода А 31 Выводы по разделам Обеспечивает ли защитное заземление защиту от косвенного прикосновения в системе TNC и почему Да защищает путём снижения тока кз отводом в землю Возможно ли автоматического отключение питания при отсутствии нулевого провода и почему Результаты измерений При целом нулевом проводе...