61620

Произведение: Дубровский

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: 1 Познакомить учащихся с жанром романа. 2 Познакомить учащихся с историей создания романа Дубровский. Пушкина Сегодня Вова как раз подготовил нам небольшое сообщение о происхождении жанра романа.

Русский

2014-05-30

18.94 KB

9 чел.

Домашнее задание на понедельник – внимательно прочитать в учебнике раздел «Для вас, любознательные!» на странице 164 (история создания романа) и раздел «О романе «Дубровский» на странице 162. Быть готовыми кратко рассказать историю создания.

Индивидуальное задание: кратко рассказать о романе, как жанре литературы.

Всем иметь с собой текст произведения.

Конспект урока

Предмет: литература.

Класс: 6 «Б».

Произведение: «Дубровский».

Тип урока: Комбинированный.

Метод: Частично-поисковый.

Цели урока: 1) Познакомить учащихся с жанром романа.  2) Познакомить учащихся с историей создания романа «Дубровский».  (озвучить цели).

__________________________________________
Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас на столах. У всех должен быть с собой текст произведения.  Успокоились? Все готовы? Садитесь.

Сегодня мы должны с вами хорошо поработать, тема очень интересная. Текст, с которым мы работаем, тоже очень интересен.

Все вы прочитали «Дубровского». Понравилось ли оно вам? Наверняка каждый из вас выделил любимых и нелюбимых героев? Хорошо

Скажите, ребята, что нужно сделать в первую очередь перед тем, как начать изучать текст, анализировать его? (определить жанр)

Какие жанры литературы вы знаете? (повесть, рассказ, роман (!)). Верно, а какому жанру относится произведение А.С. Пушкина Сегодня Вова (?) как раз подготовил нам небольшое сообщение о происхождении жанра романа. Пожалуйста, Вова(?).


*сообщение*

Теперь давайте с вами запишем несколько определений, дабы мы могли разобраться с нашим текстом.

Сейчас кто-нибудь один прочитает нам из учебника определение «романа». Пожалуйста, Захар. Откройте страницу 164 в учебнике. Захар, прочитай нам определение.

Роман(фр. Roman - повествование)– крупное эпическое произведение с разветвленным, развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Другие ключевые определения:

Роман(фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Ребята, а что такого вы услышали во втором определении, чего не было в первом? (сюжет разветвлен, много действующих лиц).

А кто из вас может объяснить что такое сюжет?

Сюжет(фр. Sujet – предмет, содержание)- последовательность и связь событий в художественном произведении.

Скажите, текст «Дубровского» имеет названные нами основные черты – широкое пространство, значительное время, многообразие действующих лиц, разветвленный сюжет? (имеет). Значит, «Дубровский» - это… (роман).

Скажите, а это первое ваше знакомство с жанром романа, или вы уже с ним встречались? (первое).

Итак, Вова рассказал нам о жанре романа, мы определили, что «Дубровский» - это роман. Теперь нам пора обозначить тему, для которой мы оставили место. Что ж, тема нашего сегодняшнего урока «Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел».


Для жанра романа не является редкостью тот факт, что основой для его написания служат реальные события. Дома я просил вас прочитать в учебнике раздел об истории создания романа. Давайте проверим насколько внимательно вы читали. Закройте учебники. Сейчас вы будете отвечать на вопросы об истории создания романа.

1) Какова фамилия Пушкинского друга, рассказавшего ему историю, которая послужила основой для написания романа? (Нащокин)

2) А кто послужил прообразом для Дубровского? (бедный дворянин Островский)

3) А что общего у Островского с Дубровским? (бедный дворянин, судился с соседом за землю, был выгнан из именья, остался с одними крестьянами, начав разбойничать).

4) Ребята, а кто-нибудь знает, почему Пушкин не оставил главному герою фамилию Островского, а поменял ее на Дубровского? (потому что существует другая легенда).

Существует легенда, частично, правда, подтвержденная историческими фактами (ребята, слушаем внимательно, вы должны услышать, что общего у легенды с текстом Пушкина, и какова связь этой легенды с рассказом Нащокина):


«Предание рассказывает, что в давние времена жил во Владимирском уезде в селе Язвицы некий помещик Дубровский. В молодости он был офицером, а потом, выйдя в отставку, вел беспорядочную жизнь, враждовал с соседями по имению и, будто бы, составив из своих крепостных шайку, не гнушался разбойничать на большой дороге — «владимирке». Однако потом барин-грабитель влюбился в дочку одного из землевладельцев, но ее родители отказали ему. Тогда Дубровский решил похитить невесту, но погоня, посланная вдогонку, настигла беглецов за деревней Болдино на пути в Москву. В итоге девушку выдали замуж за другого. А Дубровский, потрясенный крахом своих надежд, полностью переменил образ жизни, обратился к Богу, щедро жертвовал на храмы и монастыри, а потом выстроил церковь и в своей усадьбе. Рядом с ней его и схоронили. Узнав во время посещения окрестностей Язвиц (к тому времени это село именовалось Омофорово) об истории Дубровского, Пушкин, поразился тому, что деревня, близ которой настигли влюбленных, называется так же, как его родовое имение. Запомнив услышанное, Александр Сергеевич, будто бы, и дал его фамилию главному герою нового романа, позаимствовав и кое-что из биографии того самого Островского».


Итак, ребята, как вы поняли – Дубровский это образ, включающий в себя сразу двух исторических персонажей – Островского и Дубровского. Собственно, мы можем сказать, что и сюжет романа по большей части имеет исторические корни.

А кто нам скажет, в какие годы происходит действие романа? Дам вам прямую наводку: В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года. А теперь прочитайте первое предложение первой главы. (значит, действие происходит в 1820-е годы). В курсе истории вы еще не дошли до этого времени, но, тем не менее, попробуйте, опираясь на свои знания, сказать, что это за время было для России? Что тогда происходило? (царская власть, крепостное право, сословное деление, дворяне и крестьяне – основные сословия. У дворянина было имение, была земля, были крепостные крестьяне. Жениться или выходить замуж можно было только за человека своего же сословия. Те, кто ниже статусом, не считались за людей).

Итак, ребята, все верно. Теперь для нас стала понятной ситуация в России начала 19го века и, как следствие, понятнее события, происходящие в романе «Дубровский». В начале урока мы поставили с вами две цели (напомнить цели). Достигли ли мы их? (Достигли). Что ж, вы все молодцы. Теперь запишем домашнее задание.


Резервное задание: рассмотреть концовку произведения и сравнить с легендой (дети сами должны найти разночтения и сходства).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61845. Візантія в VІ- ХV столітті 71 KB
  Розглянути історичний процес розвитку Візантії звертаючи увагу на особливості пролонгованості збереження центральної влади відсутністю феодальної ієрархії та рицарського війська що і призвело до загибелі держави...
61846. Школа. Урок иностранного языка 466 KB
  In America, all children from six to sixteen go to school. They spend six years in elementary school, and four or six years in secondary or high school. School education is free.
61847. Урок как основная форма организации правового обучения в общеобразовательном учреждении 224.5 KB
  Подготовка учителя к проведению урока. Анализ урока. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся в результате которого происходит усвоение учащимися знаний умений и навыков развитие их способностей опыта деятельности общения и отношений а также совершенствование педагогического мастерства педагога. Эффективность урока – степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учетом оптимальности необходимости и...
61848. Великие географические открытия. Открытия европейцев и создание новых колониальных государств 1.89 MB
  В ходе раскрытия темы урока учитель используя как традиционные активные и интерактивные методы обучения дает возможность осмыслить учащимся причины и предпосылки великих географических открытий пройти путь первооткрывателей новых континентов и земель вместе...
61849. Узагальнення і закріплення вивченого матеріалу. Обчислення значень виразів. Розв’язування задач 72 KB
  Мета: удосконалювати навички швидкої лічби в межах 10, закріпити уміння та навички складати та розвязувати приклади, задачі, розвивати обчислювальні вміння, логічне мислення, творчі здібності, виховувати цілеспрямованість, наполегливість.
61850. Разработка стратегии расширения сети стейк хаусов GOODMAN в интересах полного и опережающего охвата Московского рынка 4.74 MB
  Основные усилия сетевых проектов буду направлены на удержание доли рынка в виде постоянных гостей с попытками увеличить частоту посещений за счёт постоянных спецпредложений и использования современных средств коммуникации. Возможно, средний чек сегмента casual dining начнёт стремиться вниз...
61851. Океани Землі 34 KB
  Океани Землі. Де проходить межа між Європою та Азією Показати найбільший острів на Землі. Картка 2 Показати найбільший материк Землі. Більшу територію Землі займає вода.
61852. Орієнтація на вулиці. Treasure Hunt 60 KB
  Dear children, today we’ll go to the treasure. Our task is to find the treasure. You can see a large box on the chair. We have to do a lot of exercises for finding the treasure. After each exercises the way to the treasure well be shorter.
61853. Подорож довжиною у тисячоліття 636 KB
  Розвивати вміння самостійно шукати потрібну інформацію в Інтернеті вибирати основне удосконалювати навики роботи в програмі Power Point. Готуючтсь до уроку на компютері зберігаю в соціальних закладках Бобродобр соціальних сервісів...