61622

Н. Рыленков «К родине»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: формировать навыки словесного рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Русский

2014-05-30

20.92 KB

8 чел.

Урок 53

Н. Рыленков «К родине»

Цель: формировать навыки словесного рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Оборудование: картины о родной русской природе

Ход урока

  1.  Орг. Момент
  2.  Проверка домашнего задания.
  3.  Подготовка к восприятию.

Учитель читает строки , записанные на доске:

Горят, как жар , слова

Иль стынут, словно камни,-

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько  отдал им

Душевной  теплоты.

- Слова мы выбираем в зависимости от того, как относимся к описываемому предмету.

- Сегодня мы попробуем  отдать свою душевную теплоту русской природе, родной сторонушке. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 6, прочитайте название произведения, фамилию поэта.

4. чтение и анализ стихотворения Н. Рыленкова « К родине» ( с.6-7).

1. самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

2. выразительное чтение учителем.

- поделитесь своими мыслями , чувствами о прочитанном стихотворении.

3. беседа по содержанию

1) о каких особенностях родной природы рассказывает поэт?

2) Как вы понимаете строчку « и все ускользает от беглого взора?»

3) объясняет ли это сам поэт? (объясняет полностью на с. 7 учебника)

4) чем отличаются действия : смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться? ( смотреть- значит направлять взгляд на то, что сразу открывается взору. Всматриваться – значит глазами преодолевать какое-то препятствие , то есть , глазу не сразу открывается то, на что он устремлен. То же самое можно сказать относительно пары слушать- вслушиваться)

5) почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы?  ( Такая красота медленно проникает а душу, она не захватывает человека порывом быстрого чувства , но постепенно  наполняет его сердце.)

6) что нужно человеку уметь и иметь , чтобы  понять  прелесть русской природы?  ( человеку нужно иметь  воспитанные глаз и сердце , уметь вглядываться в окружающий его мир, иметь чуткую душу , уметь подмечать красоту в её неброских признаках)

Физминутка

   5. Работа с « Картинной галереей».

1. предварительная беседа.

- что означает  понятие  «малая родина»?  ( это то конкретное место ( город, деревня, дом), где человек родился и прожил значительный для него отрезок жизни, где прошло его детство и (или) школьные годы, где живут его родители и ( или ) дедушка с бабушкой)

2. чтение комментария в учебнике (с.8).

3. работа с картинкой М. Шагала « окно на даче» ( зал.7)

- можно ли питать нежные чувства к дачному уголку?

- рассмотрите картину Марка Шагала  « окно на даче».

- много ли места на картине занимает изображение окна? ( практически все место)

- нравится ли вам летний пейзаж за окном?

- когда? ( в какое время  лета, в какое время дня и в какую погоду) зелень бывает такой ослепительно изумрудной?( очевидно, это раннее лето или поздняя весна, возможно , после короткого дождя- природа кажется яркой и словно чисто вымытой; не исключено, что это раннее утро.)

- не кажется ли вам странным , что такой замечательный пейзаж художник пишет сквозь переплет оконной рамы, ведь пейзаж словно перечеркнут вертикальной линией окна, сначала одной полоской, а потом даже сдвоенной полосой ,расчерчен горизонталями  оконного переплета и шторки? Зачем художник так усложняет восприятие пейзажа и себе, и нам?  ( если дети затрудняются в ответом, надо попросить ещё раз обратить внимание на название картины. Цель художника – изобразить не уголок леса ,а окно на даче. Окно- это как прозрачная стена , граница , определяющая тесную дачную комнатку от чудес , которые разворачиваются за ним, от природы необыкновенной, пронзительной красоты ).

- Видно ли , что комнатка тесная? ( Конечно. Художник создает ощущение тесноты комнаты за счет того, что очень близко и в один ряд расположены предметы на подоконнике , а также за счет того, что мужская и женская головы словно поставлены одна на другую).

- Знаете ли вы, что в правом углу- автопортрет художника и портрет его жены.

- почему художник изображает себя и свою жену похожими на театральные маски?  ( люди словно застыли, завороженно всматриваясь в прекрасный пейзаж за окном, поэтому их лица напоминают маски).

- Вспомните, какой поэт воспринимает красоту леса на даче точно так же, как спектакль, который разыгрывает перед человеком природа?  ( Дмитрий Кедрин  « Приглашение на дачу»- из первой части учебника)

4. работа с картинкой М. Шагала « Моя деревня» ( зал. 7)

- рассмотрите картинку

- почему художник называет город Витебск, где прошли его детство и юность, «моя деревня»? ( это выражение ласкового отношения к родному городу , как  к чему- то бесконечно близкому и любимому).

- видно ли , если внимательно рассмотреть картинку, что художник любит свой маленький родной город Витебск?

- по каким признакам об этом можно судить?
- как вы воспринимаете лошадку с санями, - где она находиться ? за городом, в поле или идет по самому небу? (
для художника границы между реальным миром и миром чудесного , фантастического , размыты . Для Шагала нет ничего особенного в том , что мужик с лошадкой бороздят небо).

- эта картина – гимн большой родине или  признание  в любви своей малой родине? ( это признание любви своей малой родине ).

6. итог урока

- что ас особенно заинтересовало на уроке?

Д.з  придумать , как « малая родина» связана  с большой Родиной , с отечетсвом


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80855. СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 43.96 KB
  Атаманчук Система совокупность элементов находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство. Признаки системы: существует в окружающей среде и проявляется во взаимодействии с этой средой реагирует на изменения окружающей среды; состоит из элементов компонентов подсистем каждый из которых является относительно самостоятельным. система образуется не от суммы элементов а от целостности взаимопроникновения; система выполняет определенную цель; имеет структуру внутреннюю форму строение;...
80856. ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 47.06 KB
  Методы: а моральноидеологические социальнополитические экономические административные; б методы организационные административные и экономические. Методы: общие используемые для выполнения всех или основных функций управления регулирование общее руководство административные и экономические методы и специальные применяемые при осуществлении отдельных функций методы выработки и принятия УР. Административные методы реализуются путем прямого воздействия субъекта управления на объект управления.
80857. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ 44.92 KB
  Государственная гражданская служба по законодательству Российской Федерации вид государственной службы представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов государственных органов субъектов Российской Федерации лиц замещающих государственные должности Российской Федерации и лиц замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации включая...
80858. УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 42.42 KB
  Унитарное государство форма государственного или национальногосударственного устройства при котором территории государства подразделяется на административнотерриториальные единицы области круга районы департаменты и т. В отдельных случаях в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц пользующихся особым статусом автономных государственных образований. Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков: 1 единая конституция; 2 единая система высших органов...
80859. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ТИПЫ ФЕДЕРАЦИЙ, СПЕЦИФИКА РОССИИ 88.5 KB
  Распределение власти по вертикали между уровнями Федерации, Субъектов Федерации, МСУ. Верховенство Конституции РФ, Федеральных законов над Конституциями, законами субъектов Федерации (только по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов). Разделение властей
80860. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ 48.88 KB
  Гос политика это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем доступностью и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области используя правовые экономические административные методы воздействия опираясь на ресурсы которые имеются в его распоряжении. Формирование и реализация госй политики обычно имеют 4 этапа политический цикл: 1й этап опреде общественных...
80861. Структура федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и Организация их деятельности 46.19 KB
  Функции ФОИВ руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ определяются указом Президента РФ. Функции ФОИВ руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ постановлением Правительства РФ. Функции: выработка государственной политики и нормативноправовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ федеральный министр; Он не вправе осуществлять функции по контролю и надзору правоприменительные...
80862. Особенности государственного устройства и органы власти субъектов РФ 48.73 KB
  Среди субъектов РФ различают виды: республики края области автономную область города федерального значения и автономные округа. Частями субъектами российского государства являются национальные государства республики всего их 21; государственнотерриториальные образования края 6 области 49 города федерального значения 2; национальногосударственные образования 1 автономная область и 10 автономных округов. иметь свои конституции госный язык и госную символику; КРАЯ ОБЛАСТИ ГОРОДА ФЕДГО ЗНАЧЕНИЯ автономная область...
80863. Государственная служба как социально-правовой институт 48.6 KB
  Социальное понятие государственная служба очень многогранно и в широком смысле слова под государственной службой как социальным институтом понимается: исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности лиц находящихся на службе государства; особый вид социальной практики нацеленной в конечном итоге на реализацию функций государства на обеспечение прав и свобод граждан на создание благоприятных социальных условий для их достойной жизни; функция особого социального слоя людей государственных служащих...