61622

Н. Рыленков «К родине»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: формировать навыки словесного рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Русский

2014-05-30

20.92 KB

8 чел.

Урок 53

Н. Рыленков «К родине»

Цель: формировать навыки словесного рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Оборудование: картины о родной русской природе

Ход урока

  1.  Орг. Момент
  2.  Проверка домашнего задания.
  3.  Подготовка к восприятию.

Учитель читает строки , записанные на доске:

Горят, как жар , слова

Иль стынут, словно камни,-

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько  отдал им

Душевной  теплоты.

- Слова мы выбираем в зависимости от того, как относимся к описываемому предмету.

- Сегодня мы попробуем  отдать свою душевную теплоту русской природе, родной сторонушке. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 6, прочитайте название произведения, фамилию поэта.

4. чтение и анализ стихотворения Н. Рыленкова « К родине» ( с.6-7).

1. самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

2. выразительное чтение учителем.

- поделитесь своими мыслями , чувствами о прочитанном стихотворении.

3. беседа по содержанию

1) о каких особенностях родной природы рассказывает поэт?

2) Как вы понимаете строчку « и все ускользает от беглого взора?»

3) объясняет ли это сам поэт? (объясняет полностью на с. 7 учебника)

4) чем отличаются действия : смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться? ( смотреть- значит направлять взгляд на то, что сразу открывается взору. Всматриваться – значит глазами преодолевать какое-то препятствие , то есть , глазу не сразу открывается то, на что он устремлен. То же самое можно сказать относительно пары слушать- вслушиваться)

5) почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы?  ( Такая красота медленно проникает а душу, она не захватывает человека порывом быстрого чувства , но постепенно  наполняет его сердце.)

6) что нужно человеку уметь и иметь , чтобы  понять  прелесть русской природы?  ( человеку нужно иметь  воспитанные глаз и сердце , уметь вглядываться в окружающий его мир, иметь чуткую душу , уметь подмечать красоту в её неброских признаках)

Физминутка

   5. Работа с « Картинной галереей».

1. предварительная беседа.

- что означает  понятие  «малая родина»?  ( это то конкретное место ( город, деревня, дом), где человек родился и прожил значительный для него отрезок жизни, где прошло его детство и (или) школьные годы, где живут его родители и ( или ) дедушка с бабушкой)

2. чтение комментария в учебнике (с.8).

3. работа с картинкой М. Шагала « окно на даче» ( зал.7)

- можно ли питать нежные чувства к дачному уголку?

- рассмотрите картину Марка Шагала  « окно на даче».

- много ли места на картине занимает изображение окна? ( практически все место)

- нравится ли вам летний пейзаж за окном?

- когда? ( в какое время  лета, в какое время дня и в какую погоду) зелень бывает такой ослепительно изумрудной?( очевидно, это раннее лето или поздняя весна, возможно , после короткого дождя- природа кажется яркой и словно чисто вымытой; не исключено, что это раннее утро.)

- не кажется ли вам странным , что такой замечательный пейзаж художник пишет сквозь переплет оконной рамы, ведь пейзаж словно перечеркнут вертикальной линией окна, сначала одной полоской, а потом даже сдвоенной полосой ,расчерчен горизонталями  оконного переплета и шторки? Зачем художник так усложняет восприятие пейзажа и себе, и нам?  ( если дети затрудняются в ответом, надо попросить ещё раз обратить внимание на название картины. Цель художника – изобразить не уголок леса ,а окно на даче. Окно- это как прозрачная стена , граница , определяющая тесную дачную комнатку от чудес , которые разворачиваются за ним, от природы необыкновенной, пронзительной красоты ).

- Видно ли , что комнатка тесная? ( Конечно. Художник создает ощущение тесноты комнаты за счет того, что очень близко и в один ряд расположены предметы на подоконнике , а также за счет того, что мужская и женская головы словно поставлены одна на другую).

- Знаете ли вы, что в правом углу- автопортрет художника и портрет его жены.

- почему художник изображает себя и свою жену похожими на театральные маски?  ( люди словно застыли, завороженно всматриваясь в прекрасный пейзаж за окном, поэтому их лица напоминают маски).

- Вспомните, какой поэт воспринимает красоту леса на даче точно так же, как спектакль, который разыгрывает перед человеком природа?  ( Дмитрий Кедрин  « Приглашение на дачу»- из первой части учебника)

4. работа с картинкой М. Шагала « Моя деревня» ( зал. 7)

- рассмотрите картинку

- почему художник называет город Витебск, где прошли его детство и юность, «моя деревня»? ( это выражение ласкового отношения к родному городу , как  к чему- то бесконечно близкому и любимому).

- видно ли , если внимательно рассмотреть картинку, что художник любит свой маленький родной город Витебск?

- по каким признакам об этом можно судить?
- как вы воспринимаете лошадку с санями, - где она находиться ? за городом, в поле или идет по самому небу? (
для художника границы между реальным миром и миром чудесного , фантастического , размыты . Для Шагала нет ничего особенного в том , что мужик с лошадкой бороздят небо).

- эта картина – гимн большой родине или  признание  в любви своей малой родине? ( это признание любви своей малой родине ).

6. итог урока

- что ас особенно заинтересовало на уроке?

Д.з  придумать , как « малая родина» связана  с большой Родиной , с отечетсвом


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40941. Оптимізація функціонування мови як засобу передачі інформації 109.5 KB
  Перекладознавство є філологічною галуззю яка вивчає закономірності процесу перекладу з однієї мови на іншу в його різноманітних виявах а також досліджує міжмовні відповідники різних рівнів і механізми та способи досягнення різних типів еквівалентності текстів оригіналу й перекладу. Об'єктом перекладознавства можна вважати первинний оригінальний текст і вторинний текст як результат перекладу. Предметом перекладознавства є процес перекладу як подвійний інтерпретаційнопороджувальний дискурс головним суб'єктом якого є особистість перекладача....
40942. Розвиток буржуазної держави та права у Великобританії 38 KB
  Розвиток буржуазної держави та права у Великобританії Буржуазна революція в Англії. Розвиток буржуазного права. вже новий король Вільгельм підписав Біль про права яким затверджувалось верховенство парламенту в законотворчості. визначався неписаними правилами колегіальна відповідальність кабінету міністрів формування уряду з партії що перемогла на виборах відмова короля від права вето та ін.
40943. Розвиток буржуазної держави та права у Франції 53.5 KB
  Розвиток буржуазної держави та права у Франції Буржуазна революція у Франції. Розвиток державності Франції у XIX ст. Буржуазна революція у Франції.
40944. Розвиток буржуазної держави та права в Німеччині 42 KB
  Створення імперії організація державної влади та управління. Створення імперії організація державної влади та управління. набула чинності Конституція німецької імперії що діяла аж до 1919 р. Реальна влада в імперії аж до 1890 р.
40945. Розвиток буржуазної держави та права в США 43.5 KB
  Розвиток буржуазної держави та права в США Формування буржуазної держави США. Конституція США 1787. Державний устрій і політична система США в XIX ст. Формування буржуазної держави США.
40946. Основні положення теорії надійності 667 KB
  Але це не означає що люди не цікавилися і не займалися питаннями надійності створюваної ними техніки до тих пір поки не виникла наука про надійність. Створення і використання такої техніки без спеціальних заходів по забезпеченню її надійності не має сенсу. З розвитком і ускладненням техніки ускладнювалася і розвивалася проблема її надійності. Предмет її досліджень вивчення причин що викликають відмови об'єктів визначення закономірностей яким відмови підкоряються розробка способів кількісного вимірювання надійності методів розрахунку і...
40947. Инструменты и технологии рисования во Flash 3.01 MB
  Заливка фигуры растровым изображением Показать/скрыть все слои (Show/Hide All Layers) - если кликнуть левой клавишей мыши в слое под этой пиктограммой, появится крестик красного цвета, а значок с изображением карандаша будет перечеркнут красной линией. Изображение, находящееся в данном слое исчезнет в рабочем поле.
40948. Создание покадровой анимации в Flash 793.5 KB
  Создание покадровой анимации Во Flsh предусмотрено три различных механизма анимирования объектов: покадровая классическая анимация когда автор сам создает или импортирует из других приложений каждый кадр будущего мультика и устанавливает последовательность их просмотра; автоматическое анимирование так называемая tweenedанимация при использовании которой автор создает только первый и последний кадры мультипликации а Flsh автоматически генерирует все промежуточные кадры; различают два вида tweenedанимации: анимация...
40949. Создание анимации вращения 328 KB
  Более того эта анимация работает корректно только если в начальном и заключительном ее кадрах расположен один и тот же флэшсимвол В технологии Flsh используются самостоятельные объекты называемые флэшсимволами Symbols. поэтому анимация движения способна постепенно изменять все эти свойства от первого кадра к заключительному. В случае когда надо совмещать вращение с перемещением в панели Свойств в начальном ключевом кадре анимации задается вращение. Нарисуйте в первом кадре стрелку используя инструмент Кисть B.