61622

Н. Рыленков «К родине»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: формировать навыки словесного рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Русский

2014-05-30

20.92 KB

8 чел.

Урок 53

Н. Рыленков «К родине»

Цель: формировать навыки словесного рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Оборудование: картины о родной русской природе

Ход урока

  1.  Орг. Момент
  2.  Проверка домашнего задания.
  3.  Подготовка к восприятию.

Учитель читает строки , записанные на доске:

Горят, как жар , слова

Иль стынут, словно камни,-

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько  отдал им

Душевной  теплоты.

- Слова мы выбираем в зависимости от того, как относимся к описываемому предмету.

- Сегодня мы попробуем  отдать свою душевную теплоту русской природе, родной сторонушке. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 6, прочитайте название произведения, фамилию поэта.

4. чтение и анализ стихотворения Н. Рыленкова « К родине» ( с.6-7).

1. самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

2. выразительное чтение учителем.

- поделитесь своими мыслями , чувствами о прочитанном стихотворении.

3. беседа по содержанию

1) о каких особенностях родной природы рассказывает поэт?

2) Как вы понимаете строчку « и все ускользает от беглого взора?»

3) объясняет ли это сам поэт? (объясняет полностью на с. 7 учебника)

4) чем отличаются действия : смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться? ( смотреть- значит направлять взгляд на то, что сразу открывается взору. Всматриваться – значит глазами преодолевать какое-то препятствие , то есть , глазу не сразу открывается то, на что он устремлен. То же самое можно сказать относительно пары слушать- вслушиваться)

5) почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы?  ( Такая красота медленно проникает а душу, она не захватывает человека порывом быстрого чувства , но постепенно  наполняет его сердце.)

6) что нужно человеку уметь и иметь , чтобы  понять  прелесть русской природы?  ( человеку нужно иметь  воспитанные глаз и сердце , уметь вглядываться в окружающий его мир, иметь чуткую душу , уметь подмечать красоту в её неброских признаках)

Физминутка

   5. Работа с « Картинной галереей».

1. предварительная беседа.

- что означает  понятие  «малая родина»?  ( это то конкретное место ( город, деревня, дом), где человек родился и прожил значительный для него отрезок жизни, где прошло его детство и (или) школьные годы, где живут его родители и ( или ) дедушка с бабушкой)

2. чтение комментария в учебнике (с.8).

3. работа с картинкой М. Шагала « окно на даче» ( зал.7)

- можно ли питать нежные чувства к дачному уголку?

- рассмотрите картину Марка Шагала  « окно на даче».

- много ли места на картине занимает изображение окна? ( практически все место)

- нравится ли вам летний пейзаж за окном?

- когда? ( в какое время  лета, в какое время дня и в какую погоду) зелень бывает такой ослепительно изумрудной?( очевидно, это раннее лето или поздняя весна, возможно , после короткого дождя- природа кажется яркой и словно чисто вымытой; не исключено, что это раннее утро.)

- не кажется ли вам странным , что такой замечательный пейзаж художник пишет сквозь переплет оконной рамы, ведь пейзаж словно перечеркнут вертикальной линией окна, сначала одной полоской, а потом даже сдвоенной полосой ,расчерчен горизонталями  оконного переплета и шторки? Зачем художник так усложняет восприятие пейзажа и себе, и нам?  ( если дети затрудняются в ответом, надо попросить ещё раз обратить внимание на название картины. Цель художника – изобразить не уголок леса ,а окно на даче. Окно- это как прозрачная стена , граница , определяющая тесную дачную комнатку от чудес , которые разворачиваются за ним, от природы необыкновенной, пронзительной красоты ).

- Видно ли , что комнатка тесная? ( Конечно. Художник создает ощущение тесноты комнаты за счет того, что очень близко и в один ряд расположены предметы на подоконнике , а также за счет того, что мужская и женская головы словно поставлены одна на другую).

- Знаете ли вы, что в правом углу- автопортрет художника и портрет его жены.

- почему художник изображает себя и свою жену похожими на театральные маски?  ( люди словно застыли, завороженно всматриваясь в прекрасный пейзаж за окном, поэтому их лица напоминают маски).

- Вспомните, какой поэт воспринимает красоту леса на даче точно так же, как спектакль, который разыгрывает перед человеком природа?  ( Дмитрий Кедрин  « Приглашение на дачу»- из первой части учебника)

4. работа с картинкой М. Шагала « Моя деревня» ( зал. 7)

- рассмотрите картинку

- почему художник называет город Витебск, где прошли его детство и юность, «моя деревня»? ( это выражение ласкового отношения к родному городу , как  к чему- то бесконечно близкому и любимому).

- видно ли , если внимательно рассмотреть картинку, что художник любит свой маленький родной город Витебск?

- по каким признакам об этом можно судить?
- как вы воспринимаете лошадку с санями, - где она находиться ? за городом, в поле или идет по самому небу? (
для художника границы между реальным миром и миром чудесного , фантастического , размыты . Для Шагала нет ничего особенного в том , что мужик с лошадкой бороздят небо).

- эта картина – гимн большой родине или  признание  в любви своей малой родине? ( это признание любви своей малой родине ).

6. итог урока

- что ас особенно заинтересовало на уроке?

Д.з  придумать , как « малая родина» связана  с большой Родиной , с отечетсвом


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82802. Учет поступления и выбытия материалов 81 KB
  Улучшению ресурсосбережения способствует упорядочение первичной документации, широкое внедрение типовых унифицированных форм учета, повышение уровня механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, обеспечение строгого порядка приемки, хранения и расходования сырья...
82804. Производство аммофоса 528.52 KB
  Целью данной курсовой работы является изучение производства аммофоса и решение поставленных задач, таких как: анализ существующих способов получения аммофоса, составление общей характеристики исходного сырья, также изучение физико-химических основ процесса, выбор и описание...
82805. Сетевые модели управления проектом 122.4 KB
  Планирование и управление комплексом работ по проекту представляет собой сложную и как правило противоречивую задачу. Методы сетевого планирования могут широко и успешно применяются для оптимизации планирования и управления сложными разветвленными комплексами работ которые требуют участия...
82806. Разработка фирменного знака компании «City Express» и эметов брендбука 13.45 MB
  Целью этой работы является создание логотипа компании «City Express» в качестве основы фирменного стиля. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: Обзоры и анализ аналогов. Привести примеры фирменных знаков аналогичных компаний. Привести примеры фирменных знаков аналогичных компаний.
82807. Формирование мировых цен на нефть и нефтепродукты 371.23 KB
  Целью данной работы является анализ основных процессов, формирующих уровень и динамику мировых цен на сырую нефть. Исходя из поставленной цели, в работе были определены следующие задачи: определить основные характеристики мировой цены на рынке нефти; произвести анализ системы ценообразования на мировом рынке нефти...
82808. МОНАРХИЯ КАК ВИД ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 64.76 KB
  Целью настоящей работы является исследование понятий и признаков монархии как формы правления государства. Достижение поставленной в работе цели возможно путем решения следующих задач: проанализировать формы правления как составную часть формы любого государства; изучить признаки и виды монархии...
82809. Організація і планування галузі рослинництва та перспективи їх розвитку в РАБК «Ново-Некрасівський» 100.04 KB
  Як показують результати діяльності сільськогосподарських підприємств за останні роки, рівень ефективності сільськогосподарського виробництва в більшій їх частині залишається низьким і не забезпечує розширеного відтворення.
82810. Разработка интенсивной технологии выращивания сливы для Предгорной зоны Крыма 654.61 KB
  Климатические условия этой зоны характеризуются пониженным количеством выпадающих атмосферных осадков, неравномерным распределением их по периодам года, высоким температурным режимом, низкой относительной влажностью воздуха, особенно в наиболее критические периоды роста и развития растений.