61636

Музыкальные инструменты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: Образовательные: Научить ребят эмоционально осознанно целостно образно воспринимать выразительные возможности особенности тембровой окраски фортепиано: мир счастливого детства в интонациях темах и образах детских пьес...

Русский

2014-05-30

28.51 KB

4 чел.

Конспект урока музыки

Класс 2

Тема урока №4: «Музыкальные инструменты»

Цель урока:  Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников на основе эмоционального, осознанного, целостного образного восприятия тембровой окраски наиболее популярного музыкального инструмента фортепиано, его выразительных возможностей; мира ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских  пьес П. Чайковского и С. Прокофьева

Задачи урока: 

Образовательные: Научить ребят эмоционально, осознанно, целостно, образно воспринимать выразительные возможности, особенности тембровой окраски фортепиано: мир счастливого детства в интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева; характерные черты стиля этих композиторов, закрепить знания ребят об особенностях исполнения гимнов, интонационно-образных особенностях песен о Родине.

Воспитательные: Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, интерес, любовь к музыкальному искусству прошлого и настоящего, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к традициям.

Развивающие: Развивать знания об особенностях тембровой окраски фортепиано, его выразительных возможностей. Об интонационно-образной природе мира счастливого детства в произведениях П. Чайковского, С. Прокофьева; Развивать умения  эмоционально, осознанно, целостно образно воспринимать выразительные возможности звучания фортепиано, колорит тембровой окраски; мир счастливого детства в интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева; характерные черты стиля этих композиторов. Развивать исполнительские навыки (вокально-хоровые в «Гимне»), навыки активного дыхания, уверенного звуковедения, дикционные навыки. Г. Струве «Моя Россия», в песне «Мальчик и сверчок» Р. Паулса, Н. Королевой: - навыки мягкого, спокойного дыхания, канителенного пения, ритмического единства, исполнения произведений «по руке» дирижера; Музыкально-ритмические, («эмоциональный» осмысленный вход в класс под музыку песни «Здравствуй, Родина моя! (Ю. Чичкова, К. Ибряева), выход из класса под музыку Г. Струве, Н. Соловьевой «Моя Россия», пластика движений в танцах и маршах П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева; Навыка игры на музыкальных инструментах в песне Р. Паулса «Мальчик и сверчок»), Творческие способности детей (базовые – интонационно-образного восприятия музыки, внимания, памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; специальные музыкальные – ладового чувства, произвольно оперировать музыкально-слуховыми впечатлениями)

Планируемые результаты

Предметные (обучающийся должен знать)

УУД

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Музыкальный инструмент – фортепиано, его историю и устройство, тембровые отличия фортепиано от других музыкальных инструментов.

Значение слов форте, пиано, фортепиано.

Смысл понятий «композитор», «стиль», «исполнитель»

Название изученных произведений П. Чайковского, С. Прокофьева

Мир ребенка – звуками фортепиано

Уметь: определять стилевые особенности композиторов (П. Чайковского, С. Прокофьева)

Сравнивать музыкальные произведения в рамках одного жанра разных композиторов

Определять на слух тембр музыкального инструмента (фортепиано)

Понимание значения и функций музыки в жизни людей

Интерес к музыке и музыкальной деятельности.

Привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями

Расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины

Воспитание чувства сопричастности к миру ребенка, доброе отношение к миру детства, развитие чувства красок в музыкальном языке.

Поиск и использование в практической деятельности информации о музыке (жанры, стили, язык), композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах

Познание разнообразных явлений окружающей действительности, мира человеческих отношений, музыкальной культуры в процессе эмоционально-осознанного восприятия жизненного содержания музыкальных сочинений.

Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке и словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицирования;

Владения формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей.

Понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке.

Формирование умения планировать учебное планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении музыкальных произведений, умение объяснять свое предположение.

Умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (индивидуальных стилей композиторов)

Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

Развитие навыков самоконтроля, самооценки в исполнительской деятельности.

Понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности.

Тип урока: Урок углубления темы (расширение и углубление знаний)

Методы музыкального образования: Словесный, сравнения, наглядно-слуховой показ; метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод музыкальных обобщений; метод перспективы и ретроспективы; метод создания художественного контакта; метод размышлений о музыке; метод игры; метод стимулирования музыкальной деятельности.

Музыкальный материал: «Моя Россия» (Г. Струве, Н. Соловьева), «Мальчик и сверчок» (Р. Паулса, Н. Комаровой), «Вальс», «Марш деревянных солдатиков» из фортепианного цикла «Детский альбом» П. Чайковского, «Вальс», «Марш» из фортепианного цикла «Детская музыка – С. Прокофьева», «Гимн России» А. Александрова, Н. Михалкова.

Материально-техническое обеспечение: Фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, экран, проектор, фонохрестоматия 2 кл. и хрестоматия 2 кл. авторов-составителей Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, портреты композиторов П. Чайковского, С. Прокофьева, Г. Струве, Р. Паулса.

Технологическая карта урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приводит к достижению планируемых результатов

Организационный момент (2 мин.)

Настраивает ребят на эмоциональный, осознанный вход в класс

Входят в класс под музыку песни «Здравствуй, Родина моя»

Войти в класс, внимательно слушая музыку

Проверка домашнего задания (5 мин.)

Актуализация знаний (5 мин.)

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Приветствует ребят по – музыкальному.

Отвечают на музыкальное приветствие.

Приветствовать друг друга по – музыкальному.

Спрашивает ребят: «Что было задано?»

Проверяет знание текста «Гимна России», умение исполнять его выразительно, осмысленно.

Отвечают на вопрос учителя.

Выразительно исполняют «Гимн России»

Исполнить Гимн России выразительно.

Оценивает работу учащихся по группам.

Проверяет задания в рабочих тетрадях

- Как поют о Родине?

- Какая песня о Родине является самой главной? Кто авторы?

Слушает с ребятами фрагмент песни «Моя Россия»

-Может ли являться Гимном эта песня? Почему

Помогают оценивать выступления своих товарищей.

Отвечают по рабочим тетрадям.

Отвечают на вопрос (Гимн России. А. Александров, Н. Михалков)

Слушают с учителем

Отвечают на вопрос (нет призывной интонации, нет торжественности, энергичности, она певучая, протяжная)

Оценивать выступления других групп, слушать ответы своих товарищей и отвечать самим

Слушать и размышлять, аргументировать свой ответ

Предлагает ребятам исполнить песню, обращая внимание на вокально-хоровые навыки

Исполняют песню Г. Струве «Моя Россия»

Вокально-хоровая работа

Исполнить песню, уметь анализировать собственное исполнение

Задает вопрос детям:

-Чем для вас является Родина

Отвечают на вопрос (домом, страной, родным городом)

Ответить на вопрос

Обобщает знания ребят.

Родина – это страна, в которой мы живем, это и ее историческое прошлое и богатое культурное наследие, ее музыкальные традиции.

Слушают учителя

Слушать и размышлять

Предлагает ребятам работу с учебником (с. 16-17)

- На этих страничках вы видете детские портреты двух композиторов П. Чайковского и С. Прокофьева, приблизительно одного возраста.

Открывают учебник.

Слушают объяснение учителя, задание.

Рассмотреть содержание страниц.

Внимательно слушать учителя, уметь представлять.

Слушание музыкальных произведений и художественно-педагогический анализ (12 мин.)

Вокально-хоровая работа (8 мин.)

- Представьте себе, что вы живете то вместе с Сережей Прокофьевым в Солнцовке жарким летним днем, то вместе с Петей Чайковским зимним днем в уютном доме.

Мы сегодня будем слушать музыку этих двух великих композиторов. На партах у вас листочки с названиями нескольких пьес Чайковского и Прокофьева. Слушая музыку, разделите эти пьесы на 2 альбома с учетом того, что Чайковский сочинил пьесы для мальчика, который проводит время дома целый день, а Прокофьев – для мальчика, который проводит время на природе.

Слушают музыку и выполняют задания по первым жанрам: танцам.

Проверяет выполнение задания по жанру «танца»:

- Какой жанр прозвучал? (танец). Какой танец?

- В какую графу вы запишете вальс? (Прокофьев) Почему?

- В какую второй «Вальс»? (Чайковский). Почему?

- Как прозвучали эти произведения?

- В каком настроении, характере?

- В каком вальсе мелодия была более плавная, певучая?

- Что общего в их звучании?

Правильно, мы слышим в них образы счастливого детства  

II этап работы – учитель предлагает сравнить два других произведения и отнести каждое из них в соответствующий альбом, (работа проводится аналогично)

Итак, в музыке этих двух великих композиторов мы видим и слышим счастливые детские образы.

Каждый из вас может об этом тоже рассказать, написать, но все сделают это по-разному. У каждого свой почерк, свой стиль. Так давайте вместе определим, что характерно для музыки Чайковского. (песенность, задушевность, ласка, интонации сочувствия)

- Прокофьева? (юмор, жизнелюбие, его герой очень подвижный, энергичный)

Во всех произведениях звучал один инструмент или разные?

Объяснение «фортепиано». Предлагает работу с учебником и практически показывает f и p на инструменте.

Спрашивает у ребят о разновидностях фортепиано (рояль, пианино)

- Как называется профессия исполнителя на фортепиано (пианист).

Предлагает выполнить задание на с. 10 в рабочей тетради. Проверяет с детьми правильность выполнения.

- С детскими образами мы встречаемся и в современных песнях. Давайте послушаем одну из них.

Слушает с детьми музыку, разбирает ее, разучивает, проводя соответственно вокально-хоровую работу.

Слушают «Вальс» из фортепианного цикла «Детская музыка Прокофьева» и «Вальс» из «Детского альбома» Чайковского.

Отвечают на вопросы, сравнивают по тождеству и контрасту

Слушают «Марш деревянных солдатиков» Чайковского и «Марш» Прокофьева. Сравнивают, выполняют задание

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы.

Показывают практически на инструменте знание оттенков.

Отвечают на поставленный вопрос.

Слушают «Мальчик и сверчок» Р. Паулса, Н. Королевой. Отвечают на вопросы, анализируют, разучивают.

Внимательно слушать музыку.

Выполнить творческое задание

Ответить на вопросы

Ответить на вопросы.

Показать на инструменте звучание f и p.

Ответить на вопрос.

Внимательно слушать музыку.

Рассказать о чем она, как исполняется.

Разучить, выполняя инструкции по вокально-хоровой работе.

Закрепление нового материала (4 мин.)

Проводит обобщение по теме.

- С музыкой каких композиторов мы познакомились?

- В какие сборники входят пьесы, которые мы с вами услышали?

-Какие пьесы мы слушали?

-С каким инструментом познакомились? (Можно включить звучание другого инструмента) и проверить, запомнили ли ученики звучание фортепиано?

-Ответьте на вопрос стр. 19 учебника.

Участвуют в общении, вспоминают, отвечают на вопросы.

Вспомнить материал урока, проверить знания.

Контроль (2 мин.)

Д/з (1 мин.)

Заключительный этап (1 мин.)

Оценивает работу учащихся на уроке.

Задает задание на дом по рабочей тетради.

Настраивает ребят на окончание урока. Музыкально прощается

Записывают задание.

Прощаются по – музыкальному. Выходят организованно по музыку «Моя Россия» из класса.

Выполнить домашнее задание по рабочей тетради (с.11)

Выйти из класса, внимательно слушая музыку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74914. Вправи та задачі на засвоєння таблиці множення та ділення; повторення залежності між компонентами і результатом дій першої сходинки 69.5 KB
  закріпити табличне мнодення та ділення на 2 і 3; формувати вміння і навички розвязування задач; розвивати логічне мислення, математичну мову, увагу, вміння працювати самостійно; виховувати почуття доброти у взаємовідношеннях один з одним, почуття товариства.
74915. Застосування різних прийомів обчислення. Складання й розв’язування задач за схематичними записами їхніх умов 46 KB
  Мета. Формувати обчислювальні навики додавання і віднімання числа 7, застосовуючи різні прийоми обчислення. Вчити складати й розв’язувати задачі за схематичними записами їхніх умов. Розвивати мислення, мовлення учнів. Вчити аналізувати, узагальнювати, порівнювати.
74916. Урок по математике «Морское путешествие» 38.5 KB
  Дельфин на песке написал примеры но набежавшая волна смыла их. Составить и записать примеры таблицы умножения числа 3. Проверить составленные примеры и составить по два примера на деление. Остановка Коралловые рифы примеров а Решите примеры...
74917. Письменная нумерация чисел первой сотни. Чтение чисел, записанных в нумерационных таблицах. Сравнение выражений 1.48 MB
  ЦЕЛЬ: учить записывать двузначные числа, читать их по нумерационной таблице; формировать умения решать задачи путем углубленного изучения условия задачи, сравнивать числовые выражения; развивать умения решать практические задания ;продолжить формировать коммуникативную компетенцию...
74918. Табличне множення і ділення. Вправи і задачі на засвоєння табличного множення та ділення 89.5 KB
  Мета: повторити матеріал, вивчений по темі «Табличне множення і ділення»; вчити розв’язувати задачі, які включають знаходження невідомого компонента; розвивати увагу і логічне мислення учнів; вдосконалювати обчислювальні навички і вміння розв’язувати задачі та приклади...
74919. Ділення на одноцифрове число, коли в кінці виходить 0 46.5 KB
  Мета: Сформувати вміння ділити багатоцифрове число на одноцифрове коли в кінці виходить 0; сформувати вміння перевіряти ділення множенням; тренувати вміння додавати та віднімати багатоцифрові числа; множити багатоцифрове число на одноцифрове.
74920. Переставна властивість множення. Розв’язування складених задач 131.5 KB
  Переставна властивість множення. Ознайомити учнів із переставною властивістю множення. Формувати вміння розв’язувати приклади на множення застосовуючи переставну властивість множення.
74921. Вправи на закріплення вивчених таблиць множення і ділення. Розв’язування задач. Складання й обчислення виразів 45.5 KB
  Мета: закріплювати знання таблиць множення та ділення до 6; вчити розв’язувати задачі на зведення до одиниці формувати вміння складати вирази; познайомити зі святом Покрови; розвивати мислення обчислювальні вміння; виховувати любов та повагу до народних звичаїв і обрядів.
74922. Письмове додавання трицифрових чисел у випадку кількох доданків. Задачі, що передбачають суму трьох і двох доданків 73.5 KB
  Мета. Узагальнити прийоми письмового додавання трицифрових чисел на випадок кількох доданків. Удосконалювати вміння учнів розв’язувати задачі, що включають суми трьох і двох доданків. Закріплювати вміння розв’язувати рівняння. Розвивати мислення, увагу, пам’ять.