61638

Темп как средство выразительности музыки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить с таким средством музыкальной выразительности как темп. Задачи: Воспитывающая: на основе эмоционального восприятия музыки П.И. Чайковского «Неаполитанский танец», русский народный хороводная...

Русский

2014-05-30

25.87 KB

13 чел.

5fan_ru_61638_d7e973fdf7dcb1ac50f323bc2db3eff9.html

ГБОУ СПО «Городецкий Губернский колледж»

Конспект

урока музыки,

проведенного во 2 «а» классе

МБОУ СОШ №2

студенткой 312 группы

Камзоловой Галиной Александровной

Тема: «Темп как средство выразительности музыки»

Учитель: Хахалова Ольга Николаевна

Методист: Королёва Наталья Альфредовна

Дата проведения: 10.04.2013

Оценка:

2012-2013 уч. год

Тема: «Темп как средство выразительности музыки»

Цель: познакомить с таким средством музыкальной выразительности как темп.

Задачи:

Воспитывающая: на основе эмоционального восприятия музыки П.И. Чайковского «Неаполитанский танец», русский народный хороводная «Во поле береза стояла», Русской народной песни «Калинка» чувство прекрасного, любовь к классической и народной музыке.

Развивающая: на основе осознанного восприятия музыки П.И Чайковского «Неаполитанский танец», песни «Весёлые подсолнушки»  понимание темпа, как средство музыкальной выразительности; познавательные психические процессы.

Обучающая: вокально-хоровым навыкам дыхания, артикуляции и дикции при разучивании песни «Весёлые подсолнушки»;в игре на металлофоне ритмичности и владениям приемами игры; музыкально-ритмическим движениям; творчеству; познакомить с понятием темп.

Оборудование: презентация, детские музыкальные инструменты

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1)орг. момент,

музыкальное

приветствие

Распевка 1

Распевка 2

Ритмическая разминка

Сообщение темы урока

«Темп как средство музыкальной выразительности

Слушание

р. н. хороводная «Во поле береза стояла»

р. н. п. «Калинка»

Пластическая импровизация «Калинка»

П.И. Чайковский

Проверка домашнего задания

Разучивание песни:

«Веселые подсолнушки»

Начался урок музыки, поэтому давайте поприветствуем друг друга музыкально:

Теперь мы с вами споем распевку «сороконожки»

Послушайте слова:

Слишком много ножек у сороконожек

А теперь следующая распевка «Весенняя».

Послушайте слова этой распевки:

Солнечные лучики весело блестят,

первые подснежники расцвести хотят.

Давайте споем первую часть этой распевки послушайте:

А вторую часть этой распевки вы должны спеть сами, сочинив свою мелодию. А после мы выберем лучшую и споем её все вместе.

Ребята, на доске вы видите  ритмический рисунок

Кто может прохлопать ритм?

Теперь давайте прохлопаем вместе.

А теперь я прошу сыграть данный ритмический рисунок на металлофоне.

Ребята, давайте похлопаем в ладоши.

(Вначале хлопаем медленно, второй раз хлопаем быстро)

Что изменилось?

А кто из вас знает как скорость называется в музыке?

Ребята, как вы думаете, что такое темп?

Выразительность музыки зависит от скорости её выполнения, т. е. от темпа.

Запишите в тетрадь: число и тему нашего урока: «Темп как средство выразительности музыки».

Темп – это скорость исполнения музыки.

Ребята, скажите, как поется колыбельная песня?

А как изображается в музыке движение поезда, самолета, автомобиля?

Правильно! То есть, можно сказать. Что темп в музыке бывает разный: медленный и быстрый; очень медленный и очень быстрый; не очень медленный и не очень быстрый.

Ребята, я предлагаю вам послушать два произведения Вам нужно будет определить:

  1.  Темп произведения
  2.  Название произведения

Слушаем до конца и в тишине!

Теперь давайте проверим, правильно ли вы определили.

1 произведение

Это был фрагмент произведения р.н. хороводная «Во поле береза стояла».

Давайте посмотрим как танцуют хоровод.

2 произведение-

Это была русская народная песня «Калинка».

Вот теперь ребята я предлагаю вам станцевать русский народный танец.

Встаньте все. Давайте разучим несколько движений:

Полочка –

Ковырялочка –

Пружинка –

Припадания-

А теперь несколько человек выходите к доске и вы должны, использовав данные движения, станцевать русский народный танец.

Молодцы!

Ребята, а кто помнит кто такой Петр Ильич Чайковский?

Что вы о нем помните?

Молодцы! А с каким его  произведением вы уже познакомились?

Какой танец слушали из балета «Лебединое озеро»?

Правильно.

Ребята, а сегодня мы с вами познакомимся с  ещё одним танцем из этого балета.

Этот танец называется «Неаполитанский танец».

П.И, Чайковский написал данное произведение, когда был в Италии. Неаполитанская песенка включена в цикл сочинений «Детский альбом».

Давайте посмотрим видео, в котором звучит неаполитанская песенка.

Что происходит с темпом музыки?

Ребята, как вы думаете, какое значение имеет темп для характера музыки?

Значение темпа в музыке очень велико, так как характеру каждого музыкального образа соответствует более или менее определенная скорость движения. Например, состояние взволнованности обычно передается музыкой в скором темпе, а состояние спокойствия в медленном.

Ребята, так что же такое темп?

Вашим домашним заданием было нарисовать рисунок к песне «Солнечная капель». Выйдите к доске со своими рисунками и расскажите о них.

А сейчас отгадайте загадку:

Желтое солнышко стоит на ножке,

в нем много черненьких домов,

а сколько черненьких домов,

столько беленьких жильцов.

Правильно. И сейчас мы с вами начнем разучивать песню «Весёлые подсолнушки»

Давайте вспомним слова первого куплета.

(Разучиваем мелодию песни.)

Дети самостоятельно сочиняют мелодию распевки и предлагают свой вариант.

Один из учащихся прохлопывает ритм, после другой

Всем классом.

1 учащийся играет на металлофоне, после другой …

скорость

темп

Ответы детей

Медленно, плавно,  убаюкивающи.

Быстро, скоро, оживленно, живо.

Слушают.

Медленный темп

Быстрый темп

руки сложены, на уровне груди.

носик, пятка, топ-топ-топ, носик, пятка , топ-топ-топ.

приседания

Ответы детей

«Лебединое озеро»

«Танец маленьких лебедей»

Ускоряется.

Ответы детей.

Это скорость исполнения музыки

Выходят к доске и рассказывают о своих рисунках.

Подсолнух

Активизация внимания учащихся

Развитие творчества

Развитие чувства ритма

Развитие мышления

Развитие творчества

Развитие памяти

Развитие внимания

Обобщение урока

Музыкальное прощание

1.Когда зима старается заколдовать всех в лед,

нам лето вспоминается, когда ж оно придет. Твердим как заклинание: «скорей поторопись!

Приди без опоздания к нам в окна постучись».

И мы тогда увидим там и тут. Как желтые подсолнушки цветут.

Пр.: Веселые подсолнушки под солнышком растут.

Веселые подсолнушки нам весело поют.

О том, что лето красное не раз придет ещё. О том, что жизнь прекрасная всё будет хорошо.

2.Пока прогноз не радует тепла не скоро ждать,

температура падает ну чем её поднять?

Стараются синоптики, но результата нет.

Опять назло всем дворникам на утро выпал снег.

И потому все с нетерпеньем ждут,

увидеть как подсолнухи цветут.

Пр.:…..

3. Глобальным потеплением пугают столько лет. Но всем на удивление тепла всё нет и нет.

Но мы уже придумали, как лето позовем

мы сами как подсолнушки для вас сейчас споем. Мы тоже все под солнышком растем.

И так же с нетерпеньем лето ждем.

Припев.

Какое произведение

мы с вами слушали

сегодня на уроке?

Что нового узнали?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29825. Акустика помещений 26.45 KB
  Отражения звука от стен помещения: И источник звука; С слушатель; 1 прямой звук; 2 звук претерпевший одно отражение; 3 после двух отражений; 4 после трех отражений Именно звуковые отражения когда источник звука выключен поддерживают поле и звук не пропадает мгновенно а замирает в течение какогото определенного для данного помещения времени. Такое постепенное замирание звука в помещении иначе послезвучание называется реверберацией. От скорости замирания звука зависит время существования отзвука в помещении так...
29826. Математическое описание дискретных СУ (ДСУ) 373 KB
  Передаточные функции и динамические характеристики ДСУ Импульсная характеристика ДСУ Рекурсивный и нерекурсивный алгоритмы обработки. Будем рассматривать полностью дискретную СУ рис. Xkk=0m yk k=0n рис.2 q=0 i=1 Данный алгоритм принято изображать в виде структурной схемы рис.
29827. Правила преобразования структурных схем 183 KB
  Передаточные функции замкнутой системы управления. Исходная схема системы управления может быть очень сложной. При этом должны сохраняться динамические свойства системы относительно входных и выходных сигналов. Пусть дана структурная схема системы управления: x b y _ Определим передаточную функцию системы по...
29828. Алгебраические критерии устойчивости 115.5 KB
  Алгебраические критерии устойчивости. Частотные критерии устойчивости. Запасы устойчивости СУ. Понятие об областях устойчивости.
29829. Анализ импульсных систем управления 282 KB
  Эквивалентная схема импульсной системы управления. Динамические характеристики разомкнутой системы управления. Эквивалентная схема замкнутой импульсной системы управления. Динамические характеристики замкнутой импульсной системы управления.
29830. Метод корневого годографа 145 KB
  Метод Dразбиения плоскости двух параметров В некоторых случаях критерии устойчивости позволяют проследить влияние параметров на устойчивость системы. Существуют специальные методы построения областей устойчивости. Пусть при некотором  = крит корень характеристического уравнения попадает на мнимую ось тогда при значении крит система находится на границе устойчивости. Если  это коэффициент передачи то при  крит система устойчива  = крит система находится на границе устойчивости  крит система неустойчива.
29831. Селективная инвариантность к степенным воздействиям 193.5 KB
  Условие селективной абсолютной инвариантности: Wf pk = 0 pk k = 1n 4 для всех корней воздействия Если возмущение имеет изображение с полюсами pk а передаточная функция системы на этих полюсах равна 0 то система будет абсолютно инвариантна к этому возмущению. В этом случае И система обладает селективной абсолютной инвариантностью абсолютной т. Говорят что система является астатической относительно ступенчатого возмущения. когда ОПФ имеет двукратный нулевой нуль и система селективно абсолютно...
29832. Условия инвариантности одноконтурных СУ к степенным возмущениям 176.5 KB
  Ошибка системы на гармоническое воздействие иногда называется динамической ошибкой Анализ результата: Если возмущение на объект ступенчатое то тогда можно рассчитать Для ковариантной системы когда выходной сигнал совпадает с заданием Wзамкн0=1. Стандартные типовые законы управления 1 Пзакон 2 Изакон 3 ПИзакон Для селективной абсолютной инвариантности системы по отношению к ступенчатому возмущению на входе объекта необходимо чтоб в законе управления...
29833. Нелинейные СУ 266.5 KB
  Типовые нелинейные звенья и их характеристики. Типовые соединения нелинейных звеньев и их характеристики. Линеаризация статических характеристик методы компенсационных и вибрационных линеаризации...