61643

Особенности композиции рассказа Толстого «После бала»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что же послужило источником для создания рассказа Известно что зерном повествования явилась история которая произошла со старшим братом писателя Сергеем Николаевичем. Но есть основание думать что источником рассказа была и жизнь отца Толстого.

Русский

2014-05-30

14 KB

0 чел.

Конспект урока на тему: «Особенности композиции рассказа Толстого «После бала».

Годы жизни – 1828-1910

Перед тем как перейти к самому рассказу, хотелось бы обратить ваше внимание на 3 портрета Толстого:Толстой за работой в кабинете.                       Портрет работы Н.Н. .Ге.                                                                                                             Толстой за работой. И. Репин 1891 г.

Теперь, ребята, давайте перейдем непосредственно к рассказу «После бала». Первонач он назывался «дочь и отец».  Он был написан в 1903 г, но возвращает нас в 40 годв 19 века – время царствования Николая 1.

 Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что зерном повествования явилась история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем. Но есть основание думать, что источником рассказа была и жизнь отца Толстого. Участник Отечественной войны, он вышел в отставку, потому что не считал для себя возможным служить. Даже все друзья его были люди такие же свободные, не служащие. Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй».

Давайте обратимся к самому рассказу. Он небольшой. (Читаются отрывки из рассказа).  Используется прием антитезы. Что такое антитеза?

Лев Николаевич не зря подчеркивает сходство полковника с императором Николаем 1 (усы, как у царя; николаевская выправка; сапоги, «построенные батальонным сапожником»).Для того чтобы вы убедились в этом, мне хотелось бы зачитать вам отрывок из воспоминаний А Ф Тютчевой, а вы, ребята, слушайте внимательно и постарайтесь сопоставить эти образы.

«Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что Николай I был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинять всё своей фанатической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещённый, хотя и лишённый широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни.»

Итак, ребята, в чем же сходство Николая 1 и полковника? Хорошо. А вы читали еще какие-нибудь произведения на подобную тематику?

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению.

Первая часть посвящена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной.

Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение. Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала.

Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

Итак, ребята, что же Толстой хотел нам сказать этим расскаом? Хорошо. Д з – прочитать рассказ и выделить основные моменты до и после бала. Распределите их в 2 колонки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

368. Смарт-карты известных мировых производителей 139.5 KB
  Основные сведения о смарт-картах. Чтение/запись смарт-карты через параллельный порт. Основные управляющие команды карты. Назначение областей данных. Принципиальная схема источника питания.
369. Решение вопросов теории вероятности на уроках математики 583 KB
  Выделить основные цели и задачи изучения теории вероятностей в курсе школьной математики. Изучение и анализ научной учебно-методической литературы, программ по математике для общеобразовательных учреждений. Наблюдение за деятельностью учащихся, ее анализ.
370. Проектирование усилителя низкой частоты 354.5 KB
  Расчет режима работы транзистора по постоянному и переменному току. Расчет КПД каскада для максимального входного сигнала. Расчет коэффициента гармонических искажений. Расчет элементов цепи смещения.
371. Управление производственной деятельностью станций технического обслуживания 380.5 KB
  Расчет производственной программы по количеству ТО и ТР автомобилей. Выбор метода технологического процесса на объекте проецирования. Выбор режима работы объекта и график работы автомобиля на линии. Выбор метода организации производства ТО и ТР на предприятии.
372. Раздел совместно нажитого имущества супругов 81 KB
  Раздел общего имущества по соглашению сторон. Определение долей при разделе общего имущества супругов. Имущество не подлежащее разделу. Общая собственность на имущество. Судебные дела по принудительному обмену.
373. Мировые религии и их связь с общественными институтами 242.5 KB
  Целью данной работы является раскрытие понятий религии и нравственного воспитания. На основе сформулированных понятий найти и проследить их взаимосвязь на протяжении её исторического развития.
374. Техногенные чрезвычайные ситуации 40.39 KB
  Радиационно-опасные объекты. Опасные химические вещества. Аварии на гидротехнических сооружениях. Аварии на морском и речном транспорте. Чрезвычайные ситуации на железной дороге. Опасность, возникающая во время аварий на РОО.
375. Рухова активність і здоров’я 49.5 KB
  Переконати учнів, що рух – це життя, а гіподинамія – основний чинник виникнення хронічних хвороб і скорочення життя. Сприяти формуванню вміння самостійно працювати, аналізувати, роботи висновки. Впливати на виховання потреби у здоровому способі життя.
376. Еволюція поглядів на феномен ризику 71.5 KB
  Поняття ризику та його основні причини. Феномен ризику у вітчизняній економіці. Новий етап активізації розвитку ризикології. Несвоєчасна сплата відсотків, податків та інших платежів. Можливість збитку або втрат.