61646
Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном и речевом развитии человека
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Понятие коррекционно-развивающей работы с детьми. Норма и отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном и речевом развитии человека. Категории и классификации нарушений, отклонений в развитии человека.
Русский
2014-06-06
38.2 KB
61 чел.
Тема: «Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном и речевом развитии человека»
Цель: Создать условия для освоения студентами содержания темы, усвоения теоретических основ понятий «норма» и «отклонение».
План.
Актуальность коррекционно-развивающей работы с детьми не вызывает сомнения, так как в настоящее время растет число детей с отклонениями в развитии и поведении, с социальной девиацией и школьной дезадаптацией, детей с проблемами трудновоспитуемости и педагогической запущенности
Это привело к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к созданию в общеобразовательных школах классов выравнивания, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
По свидетельству научных исследований и данным Министерства общего и профессионального образования РФ количество учащихся, которые не в состоянии должным образом освоить образовательные программы начальной школы составляет 20-30% обучающихся, а около 70-80% школьников из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Это говорит о необходимости коррекционно-развивающей работы с детьми.
Рассмотрим некоторые понятия коррекционной педагогики.
Коррекция (латинское correctio исправление) система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей, как отдельных дефектов (речи, зрения, слуха), так и целостное влияние на личность с целью достижения положительного результата в ходе обучения, воспитания и развития аномального ребёнка.
Коррекционно-воспитательная работа система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности ребёнка в целом, включающая обогащение представлений ребёнка об окружающем мире, формирование навыков самообслуживания, исправление дефектов личности ребёнка в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
Компенсация (лат. Compensatio возмещение, уравновешивание) замещение или перестройка нарушений или недоразвитых функций организма. Это сложный, многограный процесс приспособляемости организма в ответ на врождённые или приобретённые аномалии (слепые воспринимают мир органами слуха, осязания; недоразвитие одних конечностей компенсируется большей дифференциацией других органов.
Социальная реабилитация (лат. Rehabultos восстановление пригодности, способности) включение аномального ребёнка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
Социальная адаптация (лат. Adapto приспособляю) приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей, обеспечение адекватного взаимоотношения с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных норм и правил.
Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Основная задача психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.
Принципы коррекционной работы
Принцип первый единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
Принцип второй единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа должна быть ориентирована на некий образец, норму развития, но не должна своей целью ставить «подгонку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности, как в пространстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации.
Принцип третий единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Деятельность, направленную на решение задач психологической коррекции, можно назвать диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работой.
Принцип четвертый деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн).
Отсюда принцип пятый подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.
2. Норма и отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном и речевом развитии человека.
Норма - средняя величина, установленная мера.
Норма - это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.
В коррекционной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс обучения, воспитания, социализации ребенка. И на основе этого строить практическую деятельность педагога.
Среднестатистическая норма уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.
Функциональная норма индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.
Исследователи считают ребенка нормальным при следующих условиях:
Условия нормального развития ребенка
В дошкольном возрасте факторами риска являются следующие:
В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие:
В подростковом возрасте факторами риска являются следующие:
Отклонения от нормы то же, что и дефект (от лат. Defectus) недостаток -физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
3. Категории и классификации нарушений, отклонений в развитии человека.
Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.
Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормальным типом поведения и отклоняющимся (безволие, гиперактивность, гнев, страх, резко выраженная внушаемость и др.), располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем. Поэтому терапевтический аспект деятельности педагога направлен не столько на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения, сколько на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил.
В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов в своих работах предлагают следующую классификацию детей с нарушенной развития: 1)дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения); 2)дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития); 3)дети с нарушениями речи; 4)дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 5) дети с комплексными (комбинированными ) дефектами развития; 6) дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием. Отклонения в развитии детей могут быть вызваны различными факторами.
В настоящее время единых принципов классификаций отклонений в развитии не существует. Рассмотрим ряд наиболее популярных классификаций, представленных в специальной психолого-педагогической литературе (М. А.Власова и М. С. Певзнер, В. В. Лебединский, О. Н. Усанова, В. Л. Лапшин и Б. П. Пузанов). М. А. Власова и М. С. Певзнер выделяют следующие группы аномальных детей:
1. дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениям слуха, зрения, речи, функции опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);
2. дети с задержкой психического развития;
3. дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;
4. дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения);
5. умственно отсталые дети (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идиотии);
6. дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).
Авторы выделяют и описывают 3 группы детей, имеющих наиболее типичные трудности развития эмоциональной сферы:
1. Агрессивные дети. В жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, составители пособия обращают внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.
2. Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то своим экспрессивным поведением «заводят весь класс»; если они страдают их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
3. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
Лебединский В.В. классифицирует отклонения в развитии, опираясь на исследования проблемы психического дизонтогенеза.
1) общее стойкое недоразвитие (например, олигофрения);
2) задержанное развитие (замедленный темп формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы);
3)поврежденное развитие (наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы);
4)дефицитарное развитие (тяжелое нарушение отдельных анализаторных систем зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата);
5)искаженное развитие (сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций; например, ранний детский аутизм);
6)дисгармоничное развитие (врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере; например, психопатия).
Статистика отклонений.
Сегодня в России
Вывод?
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
59073. | Повторення вивченого про типи і стилі мовлення | 31 KB | |
Про що в тексті розповідається Що в ньому описується Щодо чого наводиться в тексті роздум Чому складено оцінку Назвати відомі вам типи мовлення. Який тип мовлення є у тексті основним а який допоміжним. | |||
59074. | Виховний захід у молодшій школі. Поговоримо про культуру... | 64.5 KB | |
Слово культура має низку значень а одне з них освіченість вихованість звідси культурний той хто освічений та вихований Культурна людина зайшовши до школи обовязково усміхнеться та привітається з охоронцями з технічками а не вдаватиме що окрім неї у вестибулі нікого немає. | |||
59075. | Погода рідного краю. Природознавство 4-й клас | 46.5 KB | |
Мета: познайомити учнів зі складом атмосфери планети Земля, утворенням хмар, вітру, збагатити уявлення про опади, дати поняття про погоду, указати на значення прогнозу погоди для людини, розвивати спостережливість, уяву, логічне мислення, узагальнювати знання про явища природи... | |||
59076. | Урок-телерепортаж із природознавства у 4-му класі. Подорож бутерброда | 49 KB | |
Обладнання: додатковий теоретичний матеріал таблицямозаїка Органи травлення модель бутерброда картки моніторингу Дерево підсумків. Сьогодні ми познайомимося з органами травлення. Що ж таке травлення Що ви уявляєте коли вимовляєте це слово Які асоціації воно викликає у вас... | |||
59077. | Урок математики з використанням інтерактивних методів навчання. Подорож до зимового лісу | 30 KB | |
Мета: учити додавати двоцифрові числа; розвивати логічне мислення, уміння аналізувати, класифікувати, узагальнювати; виховувати охайність, самостійність, інтерес до математики, дбайливе ставлення до природи. | |||
59078. | Виховне заняття 3-5-ті класи. Подорож до країни мультиплікації | 41.5 KB | |
Мета: привернути увагу дітей до вітчизняних мультфільмів, познайомити з історією мультиплікації, сформувати уявлення про механізм створення анімаційних фільмів, розвивати комунікативні здібності дітей у різних формах ігрової діяльності. | |||
59079. | Поняття про офіційно-діловий стиль. План роботи | 30.5 KB | |
Мета: ознайомити учнів з поняттям офіційноділовий стиль; вчити учнів правильно його відрізняти серед інших стилів мовлення; навчати учнів вмінню складати план роботи; розвивати в учнів мислення та мовлення; виховувати працьовитість уважність. | |||
59080. | Права дитини | 36 KB | |
Хто автор цієї книги Степан Гавриш Про що розповідається в цій книзі В історичному минулому яких країн ми побували Яка історія вразила вас найбільше Чому Які випробування випали на долю хлопчика зі Скіфії Петрика та Оксанки з України... | |||
59081. | Права національних меншин | 57.5 KB | |
Текст Хто такі національні меншини Національні меншини в Україні. Вправа Національні меншини: згоден не згоден. Текст Національні меншини. | |||