61647

Рынок как особый институт экономической системы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В широком Рынок это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества. Рынок – механизм соединяющий производителей интерес потребителей.

Русский

2014-05-30

21.73 KB

4 чел.

Рынок  как особый институт экономической системы.

  1. В совр. эконом. лит-ре существует множество определений «рынок» в широком и узком понимании

В узком

Рынок - это совокупность отношений, форма организаций сотрудничества людей друг с другом, занимающихся купли-продажей товаров и услуг.

В широком

Рынок – это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Рынок – механизм, соединяющий производителей, интерес потребителей.

Рынок – совокупность всех форм купли и продажи товаров.

  1. Основными параметрами рынка  являются спрос, предложение, цена. И эта модель существует уже почти 200 лет. Иначе, сущ. 2 закона рынка:

- Закон спроса и предложения

- Закон стоимости

СПРОС- - это количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.

Спрос индивидуальный; спрос совокупный или

ажиотажный спрос – обычно под страхом роста цен, реформы денег, в годы кризисных ситуаций. Ведёт, как правило к большому росту цен, т.е инфляции

Платежеспособный спрос – это потребность потребителя в товарах (услугах0, подкреплённая их денежными средствами. Смещение цен приводит к повышению спроса и наоборот.

Закон спроса , т.е. на спрос влияет цена, но не только доходы потребителей.

Неценовые факторы:

  1. Ёмкость рынка данного товара – т.е. товаров много;
  2. Предпочтения потребителей;
  3. Потребительская стоимость товаров;
  4. Ожидаемое изменение цен на товары;

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время.

- это результат производственной деятельности в виде товарной массы, предназначенной для продажи.

- это количество товаров (услуг), которые предлагаются потребителям на рынке.

  1. Если спрос большой (высокий) – предлагают больше товаров

                                                                                                                                      Ценовой фактор

  1. Если спрос низкий – предложение меньше

Но есть и неценовые факторы, влияющие на предложение:

= рост цен на сырьё

=снижение выпуска товаров

= дорогие технологии

= дешёвая технология, дешёвые товары, рост спроса, увеличение потребления

= снижение налогов

= увеличение числа конкурентов

= ожидание повышения цен

В рын. эк-ке всё имеет цену – все товары и услуги – это денежная форма стоимости.

СТОИМОСТЬ – в денежном выражении – ЦЕНА - - это вложенные затраты (издержки производителя + надбавки, в т.ч. с учётом уровня спроса, уровня цены, за которую этот товар где-то куплен, чтобы не перепроизв., уровень возможностей покупателя) . т.е. это стоимость товара, выраженная в деньгах.

В любом случае, у продавца на рынке есть такое понятие как ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Не может быть цена ниже стоимости всех издержек или равно им. Будет разорён, т.е. нет  

Есть ещё одно понятие – ЦЕНА СПРОСА

Эта цена не может быть выше разумных цен, иначе товар не будет продан

Есть ещё одно понятие – РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА или ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ, т.е. товаров выпускается столько, сколько могут купить, т.е. не будет ни избытка предложения, ни избытка спроса. Держится всё это недолго, апотом меняется + или _.

Как формируется цена товара?

Исходная цена товара : % затрат на производство товара + % прибыли

Или параметрический метод –

Сравнивают цены на однотипные товары и добавляют среднюю оценку своего товара.

Или метод текущих цен – это более низкая цена, чем на подобные товары – чтобы

Иногда более высокие цены на то, что этот товар уменьшается

Или метод целевой прибыли –

Затраты и установление цены, которая может дать новую прибыль.

Цены есть: =оптовые, розничные, тарифы

Или =честно фиксированные,  твёрдые

= регулируемые (государственные)

= рыночные

Или + текущие, сопоставимые, расчётки прейскуранские, производимые, плановые

= договорные – между покупателем и продавцом

= мировые

Функции цены: = ориентируют покупателя

= стимулируют производителя  на  снижение затрат

= распределяют доходы между субъектами рыночной экономики

Выделяют 4 осноыных типа рыночной структуры

  1. Свободная или современная
  2. Монополистичная или несовершенная
  3. Монополия.
  4. Олигопония.

Многообразхие рынков в современной экономике.

Совр. Рыночная экономика состоит из нескольких рынков:

=рынок труда;

= рынок потребительских товаров и услуг.

= рынок средств производства (оборудование, здания, сырьё, топливо, эл/энергия)

= рынок инвестиций

= рынок иностранных валют – денежные расчёты между государствами

= фондовый рынок – акции, облигации, векселя

= рынок научно- технических разработок – инновации, т.е.  новые технологии, изобретения, рац. предложения.

= рынок информации – книги, газеты, реклама и др.

Рынки могут быть легальные (законные) нелегальные (теневые)

Рынки могут быть местные (область), национальные, региональные, мировые.

Рынки могут быть равновесные, дефицитные, избыточные.

Рынки могут быть свободные, монополизированные, государственно-регулируемыми, деформированными.

Рынки могут быть оптовыми и розничными.

Рынки могут быть неразвитыми, развитыми и формирующимися.

Рыночное несовершенство: из-за – нет идеального и справедливого распределения ресурсов, бедность, согласие между субъектами эк. отношений.

КОНКУРЕНЦИЯ  - это важный элемент рыночного механизма.

К – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли- продажи – продажи товаров, за получение наибольшей прибыли.

(лат. – concurrere – сталкивать, состязаться)

К бывает свободной (совершенной)  - это такой рынок, на котором фирмы практически не могут влиять на цены своей продукции.

- это такой рынок, при котором цена устанавливается в результате уравновешенных кривых спроса и предложения. Иначе  это чистая К, т.к. в неё никто не вмешивается. Сейчас её практически нет.

УСЛОВИЯ СВОБОДНОЙКОНКУРЕНЦИИ

При этой К. всё зависит от

= поведения множества покупателей и продавцов. Никто не может влиять на рыночную цену.

= Здесь для продажи предлагают сопоставимые товары и услуги.

= Ни один из продавцов или покупателей не знает о рынке больше, чем остальные

= Продавцы и покупатели могут свободно выходить на рынок и покидать его.

К. бывает Несовершенной или монополистической – это рынок где фирмы могут иметь определённое влияние на цены.

- это такой рынок где собирается большее число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.

Между ними может идти добросовестная конкуренция:

Ценовая – товары предлагают по более низким ценам, чем другие.

Неценовая – цены те же, но качество товара лучше.

Однако может быть и недобросовестная конкуренция :  разорение конкурента шантаж, тайный сговор с другими фирмами относительно уровня цен, подделка продукции конкурента, ложная информация и реклама, нарушение качества, стандартов и условий поставки, подкуп должностных лиц.

К – может быть монопольной (монопомум) - это такой рынок,  когда есть только один продавец. Предложение товаров, цена регулируются одной компанией, компания выбирает цены, которые принесут ей наибольшую прибыль.

Черты монополии:

  1. Единственный продавец-монополист.
  2. Нет близких заменителей товаров. Товар отличается от всех остальных, ПОЭТОМУ ПОКУПАТЕЛЬ ВЫНУЖДЕН ИЛИ ПОКУПАТЬ ЕГО ПО ТРЕБУЕМОЙ ЦЕНЕ ИЛИ НЕ ПОКУПАТЬ ВОВСЕ.
  3. Барьер для конкурентов на рынке – им мешает монополия.

Монополия в гос. в отд. стране, в отрасли.

К. – может быть: ОЛИГОПОЛИЯ – это рынок, который контролируют несколько фирм, конкурирующих между собой, но он вынуждены терпеть друг друга -  это продажа машин, тезхники. Цены здесь диктует самая сильная фирма. Или тайное соглашение между фирмами по ценам.

Конкуренция идёт на уровне крупного бизнеса, на уровне страны, группы стран, мира.

Антимонопольное законодательство


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29836. Построение фазовой траектории методом изоклин 268.5 KB
  Построение фазовой траектории методом изоклин. Метод изоклин даёт направления касательных к фазовой траектории на фазовой плоскости.1 на семействе изоклин отметим точку А соответствующую начальным условиям из этой точки нужно провести два луча направления которых соответствуют углам наклона касательных данной изоклины и соседней разделить угол между лучами пополам и провести биссектрису до следующей изоклины пересечение биссектрисы со следующей изоклиной даёт следующую точку фазовой траектории далее процесс повторяется если...
29837. Методика построения фазового портрета автономной нелинейной системы управления 320.5 KB
  Методика построения фазового портрета автономной нелинейной системы управления. Анализ нелинейной системы управления в частотной области. Методика построения фазового портрета автономной нелинейной системы управления. Для нелинейной системы управления с кусочнолинейной статической характеристикой при построении фазового портрета используется следующий подход: На статической характеристике определяются зоны линейности.
29838. Преобразование линейной системой спектральных плотностей стационарного случайного процесса 322 KB
  Задачи исследования линейной системы управления при стационарных случайных воздействиях. 7 Если на входе системы случайный процесс то на выходе тоже случайный процесс и между входом и выходом существует зависимость. Определим взаимную спектральную плотность случайного процесса на входе и выходе линейной системы управления : Определим спектральную плотность между x и y: Взаимодействие двух процессов определяется и...
29840. АНАЛИЗ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 122.5 KB
  АНАЛИЗ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. Предмет и задачи курса теории управления. Принципы управления. Классификация систем управления.
29841. Дискретные системы управления. Математическое описание дискретных сигналов 325.5 KB
  Свойства спектра дискретного сигнала и погрешности восстановления непрерывного сигнала. Аналитическое представление такого сигнала Аналитическое представление АИМ сигнала – формула При представлении дискретного сигнала в виде числовой последовательности отсутствует время t поэтому к числовым последовательностям не применимы интегральные преобразования.
29842. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 252 KB
  МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. Моделирование объектов и систем управления начинается с их выделения из окружающей среды что всегда приводит к изучению принципов т.
29843. Физический смысл коэффициентов дифференциального уравнения 295 KB
  Вывод: Звено 2ого порядка характеризуется либо двумя постоянными времени T1 и T2 либо постоянной времени и степенью затухания. Типовое звено – это звено процессы в котором описываются дифференциальным уравнением не выше 2ого порядка. Рассмотрим классификацию типовых динамических звеньев: статические звенья: Пзвено – идеальное усилительное звено пропорциональное . Азвено 1ого порядка – инерционное апериодическое звено 1ого порядка .
29844. Экономические модели финансового роста 21.51 KB
  Экономические модели финансового роста. внимание общества привлекли разрабатывавшиеся в рамках неоклассических теорий модели экономического роста авторы которых широко используя математический аппарат пытались решить проблемы потенциального и устойчивого роста экономики определить условия достижения динамического равновесия. Данный подход характерен и для нашей страны: российские экономисты успешно разрабатывают модели межотраслевого баланса на базе которых рассчитывают межотраслевые пропорции валовой и конечный продукт личное и...