61647

Рынок как особый институт экономической системы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В широком Рынок это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества. Рынок механизм соединяющий производителей интерес потребителей.

Русский

2014-05-30

21.73 KB

8 чел.

Рынок  как особый институт экономической системы.

  1. В совр. эконом. лит-ре существует множество определений «рынок» в широком и узком понимании

В узком

Рынок - это совокупность отношений, форма организаций сотрудничества людей друг с другом, занимающихся купли-продажей товаров и услуг.

В широком

Рынок – это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Рынок – механизм, соединяющий производителей, интерес потребителей.

Рынок – совокупность всех форм купли и продажи товаров.

  1. Основными параметрами рынка  являются спрос, предложение, цена. И эта модель существует уже почти 200 лет. Иначе, сущ. 2 закона рынка:

- Закон спроса и предложения

- Закон стоимости

СПРОС- - это количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.

Спрос индивидуальный; спрос совокупный или

ажиотажный спрос – обычно под страхом роста цен, реформы денег, в годы кризисных ситуаций. Ведёт, как правило к большому росту цен, т.е инфляции

Платежеспособный спрос – это потребность потребителя в товарах (услугах0, подкреплённая их денежными средствами. Смещение цен приводит к повышению спроса и наоборот.

Закон спроса , т.е. на спрос влияет цена, но не только доходы потребителей.

Неценовые факторы:

  1. Ёмкость рынка данного товара – т.е. товаров много;
  2. Предпочтения потребителей;
  3. Потребительская стоимость товаров;
  4. Ожидаемое изменение цен на товары;

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время.

- это результат производственной деятельности в виде товарной массы, предназначенной для продажи.

- это количество товаров (услуг), которые предлагаются потребителям на рынке.

  1. Если спрос большой (высокий) – предлагают больше товаров

                                                                                                                                      Ценовой фактор

  1. Если спрос низкий – предложение меньше

Но есть и неценовые факторы, влияющие на предложение:

= рост цен на сырьё

=снижение выпуска товаров

= дорогие технологии

= дешёвая технология, дешёвые товары, рост спроса, увеличение потребления

= снижение налогов

= увеличение числа конкурентов

= ожидание повышения цен

В рын. эк-ке всё имеет цену – все товары и услуги – это денежная форма стоимости.

СТОИМОСТЬ – в денежном выражении – ЦЕНА - - это вложенные затраты (издержки производителя + надбавки, в т.ч. с учётом уровня спроса, уровня цены, за которую этот товар где-то куплен, чтобы не перепроизв., уровень возможностей покупателя) . т.е. это стоимость товара, выраженная в деньгах.

В любом случае, у продавца на рынке есть такое понятие как ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Не может быть цена ниже стоимости всех издержек или равно им. Будет разорён, т.е. нет  

Есть ещё одно понятие – ЦЕНА СПРОСА

Эта цена не может быть выше разумных цен, иначе товар не будет продан

Есть ещё одно понятие – РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА или ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ, т.е. товаров выпускается столько, сколько могут купить, т.е. не будет ни избытка предложения, ни избытка спроса. Держится всё это недолго, апотом меняется + или _.

Как формируется цена товара?

Исходная цена товара : % затрат на производство товара + % прибыли

Или параметрический метод –

Сравнивают цены на однотипные товары и добавляют среднюю оценку своего товара.

Или метод текущих цен – это более низкая цена, чем на подобные товары – чтобы

Иногда более высокие цены на то, что этот товар уменьшается

Или метод целевой прибыли –

Затраты и установление цены, которая может дать новую прибыль.

Цены есть: =оптовые, розничные, тарифы

Или =честно фиксированные,  твёрдые

= регулируемые (государственные)

= рыночные

Или + текущие, сопоставимые, расчётки прейскуранские, производимые, плановые

= договорные – между покупателем и продавцом

= мировые

Функции цены: = ориентируют покупателя

= стимулируют производителя  на  снижение затрат

= распределяют доходы между субъектами рыночной экономики

Выделяют 4 осноыных типа рыночной структуры

  1. Свободная или современная
  2. Монополистичная или несовершенная
  3. Монополия.
  4. Олигопония.

Многообразхие рынков в современной экономике.

Совр. Рыночная экономика состоит из нескольких рынков:

=рынок труда;

= рынок потребительских товаров и услуг.

= рынок средств производства (оборудование, здания, сырьё, топливо, эл/энергия)

= рынок инвестиций

= рынок иностранных валют – денежные расчёты между государствами

= фондовый рынок – акции, облигации, векселя

= рынок научно- технических разработок – инновации, т.е.  новые технологии, изобретения, рац. предложения.

= рынок информации – книги, газеты, реклама и др.

Рынки могут быть легальные (законные) нелегальные (теневые)

Рынки могут быть местные (область), национальные, региональные, мировые.

Рынки могут быть равновесные, дефицитные, избыточные.

Рынки могут быть свободные, монополизированные, государственно-регулируемыми, деформированными.

Рынки могут быть оптовыми и розничными.

Рынки могут быть неразвитыми, развитыми и формирующимися.

Рыночное несовершенство: из-за – нет идеального и справедливого распределения ресурсов, бедность, согласие между субъектами эк. отношений.

КОНКУРЕНЦИЯ  - это важный элемент рыночного механизма.

К – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли- продажи – продажи товаров, за получение наибольшей прибыли.

(лат. – concurrere – сталкивать, состязаться)

К бывает свободной (совершенной)  - это такой рынок, на котором фирмы практически не могут влиять на цены своей продукции.

- это такой рынок, при котором цена устанавливается в результате уравновешенных кривых спроса и предложения. Иначе  это чистая К, т.к. в неё никто не вмешивается. Сейчас её практически нет.

УСЛОВИЯ СВОБОДНОЙКОНКУРЕНЦИИ

При этой К. всё зависит от

= поведения множества покупателей и продавцов. Никто не может влиять на рыночную цену.

= Здесь для продажи предлагают сопоставимые товары и услуги.

= Ни один из продавцов или покупателей не знает о рынке больше, чем остальные

= Продавцы и покупатели могут свободно выходить на рынок и покидать его.

К. бывает Несовершенной или монополистической – это рынок где фирмы могут иметь определённое влияние на цены.

- это такой рынок где собирается большее число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.

Между ними может идти добросовестная конкуренция:

Ценовая – товары предлагают по более низким ценам, чем другие.

Неценовая – цены те же, но качество товара лучше.

Однако может быть и недобросовестная конкуренция :  разорение конкурента шантаж, тайный сговор с другими фирмами относительно уровня цен, подделка продукции конкурента, ложная информация и реклама, нарушение качества, стандартов и условий поставки, подкуп должностных лиц.

К – может быть монопольной (монопомум) - это такой рынок,  когда есть только один продавец. Предложение товаров, цена регулируются одной компанией, компания выбирает цены, которые принесут ей наибольшую прибыль.

Черты монополии:

  1. Единственный продавец-монополист.
  2. Нет близких заменителей товаров. Товар отличается от всех остальных, ПОЭТОМУ ПОКУПАТЕЛЬ ВЫНУЖДЕН ИЛИ ПОКУПАТЬ ЕГО ПО ТРЕБУЕМОЙ ЦЕНЕ ИЛИ НЕ ПОКУПАТЬ ВОВСЕ.
  3. Барьер для конкурентов на рынке – им мешает монополия.

Монополия в гос. в отд. стране, в отрасли.

К. – может быть: ОЛИГОПОЛИЯ – это рынок, который контролируют несколько фирм, конкурирующих между собой, но он вынуждены терпеть друг друга -  это продажа машин, тезхники. Цены здесь диктует самая сильная фирма. Или тайное соглашение между фирмами по ценам.

Конкуренция идёт на уровне крупного бизнеса, на уровне страны, группы стран, мира.

Антимонопольное законодательство


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27737. Сущность социально-педагогической реабилитации 21.92 KB
  Между тем и ресоциализация и перевоспитание являются составными частями процесса педагогической реабилитации. Социальнопедагогическая реабилитация это процесс объединяющий действия по социальной и педагогической реабилитации. Возможность такого объединения объясняется наличием общих составляющих: ресоциализации в педагогической реабилитации научение действиям социальных ролей в социальной реабилитации.
27738. Средства массовой информации 24.35 KB
  Под ними следует понимать социальные институты обеспечивающие сбор обработку и распространение информации в массовом масштабе. Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий: актуальность информации и создание для потребителя эффекта ее востребованности что усиливает влияние действенность; настрой зрителя на восприятие именно этой информации. От этого зависит включение его во взаимодействие с источником информации.
27739. Сухомлинский Василий Александрович 26.98 KB
  Сухомлинский педагог и мыслитель стоял у истоков движения учителейноваторов возрождения обновленной педагогики сотрудничества восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей что нашло отражение в его работах Павлышская средняя школа Сердце отдаю детям Рождение гражданина Разговор с молодым директором Три письма о любви Сухомлинским написано более 30 книг и 5000 статей большая часть которых известна не только на Родине но и переведена в Болгарии Венгрии Германии Китае Польше Японии в других странах....
27740. Методы социально-педагогического исследования 20.65 KB
  metodos путь способ исследования ведущее средство получения нового знания инструмент открытия объективных закономерностей окружающей действительности. Условно методы можно разделить на методы исследования социальнопедагогической реальности и методы ее преобразования СВ. Мустаевой: методы исследования методы воспитания и методы социальнопсихологической помощи.
27741. Педагогическая диагностика 17.59 KB
  Зная и учитывая специфику взаимодействия с педагогически запущенными подростками или подростками асоциального поведения опытные классные руководители организуют процесс перевоспитания. После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия а также методы перевоспитания. Второй этап связан с процессом перевоспитания который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при...
27742. Российское образование 14 KB
  Учреждения дополнительного образования; другие учреждения предоставляющие образовательные услуги. Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений утвержденных Правительством РФ о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.
27743. Мезофакторы социализации 19.5 KB
  В России в сельской местности проживает около 26 населения. Но при этом они обладают типичными характеристиками: небольшое количество жителей; малая плотность населения; малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; плохо развитое общественное обслуживание; почти полное отсутствие учреждений культуры и возможностей для проведения досуга. Происходит уменьшение сельского населения. Город тип поселения для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории...
27744. Иоганн Фридрих Гербарт 19.36 KB
  Гербарт получил образование сначала в латинской классической школе а затем в Иенском университете.Окончив университет Гербарт стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа.С 1802 года Гербарт работал в Гёттингенском и Кенигсбергском университетах в должности профессора.
27745. Станислав Теофилович Шацкий 22.81 KB
  Шацкий писал по этому вопросу в 1918 г. Шацкий родоначальник русской и советской дошкольной педагогики. Еще в дореволюционные годы им и его ближайшими сотрудниками была разработана оригинальная как Шацкий называл русская система воспитания в детском саду существенно отличавшаяся от той что была создана Фрёбелем и современницей Шацкого М.