61647

Рынок как особый институт экономической системы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В широком Рынок это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества. Рынок механизм соединяющий производителей интерес потребителей.

Русский

2014-05-30

21.73 KB

7 чел.

Рынок  как особый институт экономической системы.

  1. В совр. эконом. лит-ре существует множество определений «рынок» в широком и узком понимании

В узком

Рынок - это совокупность отношений, форма организаций сотрудничества людей друг с другом, занимающихся купли-продажей товаров и услуг.

В широком

Рынок – это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Рынок – механизм, соединяющий производителей, интерес потребителей.

Рынок – совокупность всех форм купли и продажи товаров.

  1. Основными параметрами рынка  являются спрос, предложение, цена. И эта модель существует уже почти 200 лет. Иначе, сущ. 2 закона рынка:

- Закон спроса и предложения

- Закон стоимости

СПРОС- - это количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.

Спрос индивидуальный; спрос совокупный или

ажиотажный спрос – обычно под страхом роста цен, реформы денег, в годы кризисных ситуаций. Ведёт, как правило к большому росту цен, т.е инфляции

Платежеспособный спрос – это потребность потребителя в товарах (услугах0, подкреплённая их денежными средствами. Смещение цен приводит к повышению спроса и наоборот.

Закон спроса , т.е. на спрос влияет цена, но не только доходы потребителей.

Неценовые факторы:

  1. Ёмкость рынка данного товара – т.е. товаров много;
  2. Предпочтения потребителей;
  3. Потребительская стоимость товаров;
  4. Ожидаемое изменение цен на товары;

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время.

- это результат производственной деятельности в виде товарной массы, предназначенной для продажи.

- это количество товаров (услуг), которые предлагаются потребителям на рынке.

  1. Если спрос большой (высокий) – предлагают больше товаров

                                                                                                                                      Ценовой фактор

  1. Если спрос низкий – предложение меньше

Но есть и неценовые факторы, влияющие на предложение:

= рост цен на сырьё

=снижение выпуска товаров

= дорогие технологии

= дешёвая технология, дешёвые товары, рост спроса, увеличение потребления

= снижение налогов

= увеличение числа конкурентов

= ожидание повышения цен

В рын. эк-ке всё имеет цену – все товары и услуги – это денежная форма стоимости.

СТОИМОСТЬ – в денежном выражении – ЦЕНА - - это вложенные затраты (издержки производителя + надбавки, в т.ч. с учётом уровня спроса, уровня цены, за которую этот товар где-то куплен, чтобы не перепроизв., уровень возможностей покупателя) . т.е. это стоимость товара, выраженная в деньгах.

В любом случае, у продавца на рынке есть такое понятие как ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Не может быть цена ниже стоимости всех издержек или равно им. Будет разорён, т.е. нет  

Есть ещё одно понятие – ЦЕНА СПРОСА

Эта цена не может быть выше разумных цен, иначе товар не будет продан

Есть ещё одно понятие – РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА или ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ, т.е. товаров выпускается столько, сколько могут купить, т.е. не будет ни избытка предложения, ни избытка спроса. Держится всё это недолго, апотом меняется + или _.

Как формируется цена товара?

Исходная цена товара : % затрат на производство товара + % прибыли

Или параметрический метод –

Сравнивают цены на однотипные товары и добавляют среднюю оценку своего товара.

Или метод текущих цен – это более низкая цена, чем на подобные товары – чтобы

Иногда более высокие цены на то, что этот товар уменьшается

Или метод целевой прибыли –

Затраты и установление цены, которая может дать новую прибыль.

Цены есть: =оптовые, розничные, тарифы

Или =честно фиксированные,  твёрдые

= регулируемые (государственные)

= рыночные

Или + текущие, сопоставимые, расчётки прейскуранские, производимые, плановые

= договорные – между покупателем и продавцом

= мировые

Функции цены: = ориентируют покупателя

= стимулируют производителя  на  снижение затрат

= распределяют доходы между субъектами рыночной экономики

Выделяют 4 осноыных типа рыночной структуры

  1. Свободная или современная
  2. Монополистичная или несовершенная
  3. Монополия.
  4. Олигопония.

Многообразхие рынков в современной экономике.

Совр. Рыночная экономика состоит из нескольких рынков:

=рынок труда;

= рынок потребительских товаров и услуг.

= рынок средств производства (оборудование, здания, сырьё, топливо, эл/энергия)

= рынок инвестиций

= рынок иностранных валют – денежные расчёты между государствами

= фондовый рынок – акции, облигации, векселя

= рынок научно- технических разработок – инновации, т.е.  новые технологии, изобретения, рац. предложения.

= рынок информации – книги, газеты, реклама и др.

Рынки могут быть легальные (законные) нелегальные (теневые)

Рынки могут быть местные (область), национальные, региональные, мировые.

Рынки могут быть равновесные, дефицитные, избыточные.

Рынки могут быть свободные, монополизированные, государственно-регулируемыми, деформированными.

Рынки могут быть оптовыми и розничными.

Рынки могут быть неразвитыми, развитыми и формирующимися.

Рыночное несовершенство: из-за – нет идеального и справедливого распределения ресурсов, бедность, согласие между субъектами эк. отношений.

КОНКУРЕНЦИЯ  - это важный элемент рыночного механизма.

К – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли- продажи – продажи товаров, за получение наибольшей прибыли.

(лат. – concurrere – сталкивать, состязаться)

К бывает свободной (совершенной)  - это такой рынок, на котором фирмы практически не могут влиять на цены своей продукции.

- это такой рынок, при котором цена устанавливается в результате уравновешенных кривых спроса и предложения. Иначе  это чистая К, т.к. в неё никто не вмешивается. Сейчас её практически нет.

УСЛОВИЯ СВОБОДНОЙКОНКУРЕНЦИИ

При этой К. всё зависит от

= поведения множества покупателей и продавцов. Никто не может влиять на рыночную цену.

= Здесь для продажи предлагают сопоставимые товары и услуги.

= Ни один из продавцов или покупателей не знает о рынке больше, чем остальные

= Продавцы и покупатели могут свободно выходить на рынок и покидать его.

К. бывает Несовершенной или монополистической – это рынок где фирмы могут иметь определённое влияние на цены.

- это такой рынок где собирается большее число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.

Между ними может идти добросовестная конкуренция:

Ценовая – товары предлагают по более низким ценам, чем другие.

Неценовая – цены те же, но качество товара лучше.

Однако может быть и недобросовестная конкуренция :  разорение конкурента шантаж, тайный сговор с другими фирмами относительно уровня цен, подделка продукции конкурента, ложная информация и реклама, нарушение качества, стандартов и условий поставки, подкуп должностных лиц.

К – может быть монопольной (монопомум) - это такой рынок,  когда есть только один продавец. Предложение товаров, цена регулируются одной компанией, компания выбирает цены, которые принесут ей наибольшую прибыль.

Черты монополии:

  1. Единственный продавец-монополист.
  2. Нет близких заменителей товаров. Товар отличается от всех остальных, ПОЭТОМУ ПОКУПАТЕЛЬ ВЫНУЖДЕН ИЛИ ПОКУПАТЬ ЕГО ПО ТРЕБУЕМОЙ ЦЕНЕ ИЛИ НЕ ПОКУПАТЬ ВОВСЕ.
  3. Барьер для конкурентов на рынке – им мешает монополия.

Монополия в гос. в отд. стране, в отрасли.

К. – может быть: ОЛИГОПОЛИЯ – это рынок, который контролируют несколько фирм, конкурирующих между собой, но он вынуждены терпеть друг друга -  это продажа машин, тезхники. Цены здесь диктует самая сильная фирма. Или тайное соглашение между фирмами по ценам.

Конкуренция идёт на уровне крупного бизнеса, на уровне страны, группы стран, мира.

Антимонопольное законодательство


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37425. Влияние инфляционных процессов на результаты финансовой деятельности предприятия и на уровень жизни населения РФ 335.5 KB
  Денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок а денежная единица обесценилась в триллион раз. Невозможно найти серьёзного учёногоэкономиста который считал бы систематический рост цен безобидным явлением. Опережающий рост цен на товары независимо от длинны инфляционной волны представляет собой крайне болезненный процесс для любого даже высокоразвитого нацио нального хозяйственного комплекса[15] . В настоящее время инфляция один из самых опасных процессов негативно воздействующих на финансы денежную и...
37426. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 598.86 KB
  Подготовка к защите выпускной квалификационной работы. В данных методических указаниях определены требования к содержанию оформлению и защите выпускной квалификационной работы ВКР. Курсовые работы не рецензируются их защита проходит на заседании кафедры.
37427. АРТ-ІНВЕСТУВАННЯ: СВІТОВИЙ КОНТЕКСТ 2.29 MB
  Характеристика видів творів мистецтва та специфіка артінвестування Основними якостями через які твори образотворчого мистецтва набули популярності в інвестиційній діяльності є їх матеріальне вираження висока динаміка економічного розвитку ринку на якому вони обертаються а також їх відносно висока ліквідність в порівнянні з іншими видами творів мистецтва. Власне це і спрощує процес його обертання на артринку. Введемо поняття артінвестування інвестиційна діяльність обєктом якої виступають твори мистецтва. Артінвестування є одним з...
37428. Разработка системы управления работой коммерческой компании 189.05 KB
  Целью данного дипломного проекта является разработка системы управления работой коммерческой компании. Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы управленческого звена коммерческой компании, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения офиса компании электронным оборудованием, таким, как компьютеры, средства связи, копировальные устройства.
37429. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОГО WEB-САЙТА 230.5 KB
  Многие Web-дизайнеры сходятся во мнении, что одна из главных проблем Web-дизайна – многообразие браузеров и платформ, каждая из которых по-разному поддерживает HTML и сценарии. С выпуском каждого нового браузера улучшаются их характеристики и возможности, но это не означает, что более ранние версии при этом исчезают. В большинстве своем люди не склонны гнаться за новейшим и лучшим. Одни довольствуются тем, что у них имеется, а другие, вероятнее всего, работают на компьютерах фирм или учреждений, которые выбрали браузеры за них.
37430. Идентификация и распознавание фальсификации товаров. Виды и способы фальсификации товаров 19.35 KB
  Идентификация – установление соответствия наименований товара, указанных на маркировке и/или в сопроводительных документах, предъявляемым к ним требованиям. Это установление соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описание.
37431. Экономика фирмы 879 KB
  Цели определяются при создании организации, могут измениться на протяжении её функционирования, но всегда служат ориентиром, ведущим организацию к успеху. В организации существует целая система целей, включая главную цель всей организации, цели подразделений и, наконец, личные цели работников.
37432. Анализ доходности и минимизации риска с вексельными операциями ПАО «УкрСиббанк» 92.12 KB
  ТБД автоматизированная система инвентаризации и машинного представления терминологической лексики и ее семантизации в системах машинного и человекомашинного речевого общения. Научные задачи: моделирование терминологической системы РЯ как системы подсистем построение общенаучных и общетеоретических тезаурусов исследование русской терминологии Типы традиционного использования ТБД: справочноинформационное обслуживание специалистов различных областей знания обеспечение традиционного перевода научнотехнической литературы обеспечение АСОТ...