61652

Гликолиз

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Дать представление об обмене энергии в клетке. А что же является одним из основных поставщиков энергии в клетке Глюкоза В результате ее расщепления происходит запасание АТФ.

Русский

2014-05-30

39.32 KB

0 чел.

Конспект урока по биологии - гликолиз

Московский Педагогический Государственный Университет.


Конспект урока по биологии в 10 «Б» классе

на тему:

Обмен веществ и энергии в клетке.


Студентки биолого-химического

факультета

IV курса 1 группы

2 подгруппы

Уразовой Екатерины.


Москва 2001

Конспект урока по биологии в 10Б классе по теме:

Обмен веществ и энергии в клетке.


Цель: познакомить учащихся с понятием энергетического обмена.


Задачи:

  1.  Дать представление об обмене энергии в клетке. Познакомить с понятиями анаболизм и катаболизм, ассимиляция и диссимиляция, аэробный и анаэробный гликолиз, цепь переноса электронов, ферментативное окисление сахаров.
  2.  Формировать научное мировоззрение, профориентация.
  3.  Развитие воображения, логического мышления, памяти, формирование межпредметных связей.


Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация, беседа.


Оборудование: доска, таблицы, рисунки учебника.


Литература: Учебники Беляева и Полянского, «Биология» Богданова, дидактические материалы, школьная тетрадь.

Ход урока.

  1.  Введение.

Мы знаем, что для поддержания жизни организму требуется энергия. Мы запасаем и тратим энергию – и этот процесс бесконечен, пока есть жизнь. В какой форме запасается энергия в клетке? – АТФ. А что же является одним из основных поставщиков энергии в клетке? – Глюкоза, В результате ее расщепления происходит запасание АТФ.

Какие виды энергии Вы знаете?

  1.  -Механическая
  2.  -химическая
  3.  -осмотическая
  4.  -электрическая
  5.  -световая

Обмен энергии в клетки можно представить в виде следующей схемы.

Метаболизм –обмен веществ и энергии в клетке.

Высокомолекулярные органические вещества

Низкомолекулярные органические и неорганические вещества

Новообразование

Ассимиляция

Анаболизм

Пластический обмен

Расщепление

Диссимиляция

Катаболизм

Энергетический обмен


Почему система не замкнута?

  1.  Объяснение нового материала.

Окисление глюкозы происходит при помощи ферментов и поэтому называется ферментативным окислением глюкозы – гликолизом (греч. «гликос» - сладкий, «лизос» - расщепление).


Расщепление происходит в 3 этапа. Давайте запишем таблицу этапов энергетического обмена.

Этап

Где происходит

Что происходит

КПД

I этап - подготовительный

В пищеварительном тракте, внутри клетки

Под действием ферментов.

Углеводыглюкоза + энергия

Липидыглицерин +жирные кислоты +Е

Белкиа/к +Е

Нуклеиновые кислотынуклеотиды +Е

Энергия не запасается, а выделяется только в тепловой форме

II этап – бескислородный, анаэробный гликолиз

В цитоплазме клеток

Не связано с мембранами.

С6Н12О62C3H6O3(молочная кислота)+200кДж (80 кДж запасается в виде 2 моль АТФ)

80

200*100%=

40%

III этап – кислородный – аэробный гликолиз

В митохондриях клетки, связан с внутренними мембранами митохондрий

2C3H603+6O26CO2 + 6H2O +2600кДж (из них запасается 1440 в виде 36 моль АТФ)

1440

2600*100% =

55%

Итоговая формула II и III этапа

С6Н12О6 + 6О26CO2 +6H2O + 2800кДж (из них 1520кДж запасается в виде 38 моль АТФ)

1520

2800*100%=

54%


  1.  Суть третьего этапа.

Давайте вспомним строение митохондрий. Сколько мембран? Как называется? Почему м/х называются «силовые станции»?


А) в матриксе митохондрий идет цикл трикарбоновых кислот – при помощи ряда ферментов окислению подвергается молочная кислота. При этом СО2 выделяется в окружающую среду. Атом водорода включается в цепь реакций конечный результат которых - синтез АТФ:

  1.  Атом Н с помощью ферментов-переносчиков поступает во внутреннюю мембрану митохондрий, образующую кристы, где он окисляется до протона.
  2.  Протон Н+ выносится на наружную поверхность мембраны крист, но для протонов эта мембрана непроницаема, поэтому они накапливаются межмембранном пространстве, образуя протонный резервуар
  3.  На внутренней мембране накапливаются отрицательно заряженные анионы кислорода О2- ( появившиеся в результате работы фермента-оксидазы)
  4.  Катионы и анионы по обе стороны мембран образуют разность потенциалов. Когда она достигает 200мВ Н+проходят внутрь и с О2- образуют Н2О. Энергия же идет на образование АТФ.


Домашнее задание параграф 11,12, заполнить таблицу.

  1.  Решение задач.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59345. Нехай земля квітує всюди – природу збережімо, люди! 88 KB
  Обладнання: плакати дитячі малюнки на захист природи картини із зображенням природи рідного краю гілки рослин квіти. На дошці є вислови про природу: Все на землі все треба берегти І птаха й звіра і оту рослину Не чванься тим що цар природи ти Бо врешті ти його частинка.
59346. Кожна дитина має право 50 KB
  Кожна дитина має невід’ємне право на життя. Ти на життя і щастя маєш право Під золото блакитним знаменом Своєї Української держави. Кожна дитина має право на ім’я і громадянство з моменту народження.
59347. Кругові води в природі. Складання казки. Інтегрований урок (природознавство та розвиток зв’язного мовлення) 42 KB
  Вода з гір потекла весну принесла. Земля найбагатша вода найсильніша. Тиха вода береги рве. Де вода там і верба.
59348. Закріплення одиниць вимірювання маси. Розв’язування задач 38 KB
  Скільки зерен проросло Зерноочисна машина за 6 хвилин очищає 90 кг зерна. Скільки зерна очищає машина за 1 хв. Скільки зерна вона просушить за 3 хв. Скільки це кілограмів Скільки центнерів 1 5 мішка з зерном становить 12 кг.
59349. Святий Миколай 51.5 KB
  Вчити дітей знаходити префікси у словах утворювати за допомогою них нові слова. Дописують в зошитах Поясніть значення цього слова порівнявши його в таких реченнях: Лихо пам’ятають а добро повік не забувають.
59350. Cценарій «На Великдень» 43 KB
  Гей Хто тут Озовися Наліг що вже тріщить Ти чуєш Підіймися Не можу біль терпіть Хрін: Хто ниє біля мене У цей святковий день Яйце: Це я яйце свячене Хтось душить наче пень. Мене їдять і діти І вся людська сім’я: Гей гопса гопсаса Червоні в мене боки – Танцює ковбаса....
59351. СЦЕНАРІЙ ВЕЧОРА ГЕОГРАФІЇ 61.5 KB
  На протязі минулого тижня в нашій школі проходив Тиждень географії і екології. Учні школи прийняли активну участь у проведенні цього Тижня. Були проведені цікаві конкурси, такі, як:...
59352. ІНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПІЗНАВАЛЬНА ГРА “LG-ЕВРИКА” 76 KB
  Мета: сприяти формуванню та розвитку інтелектуальних і творчих здібностей учнів, поглибити й розширити знання учнів з математично-природничих дисциплін; розвивати пізнавальний інтерес, творчу активність...
59353. Ток-шоу: “Ціна перемоги: баланс втрат і здобутків України в роки Другої світової війни (1939-1945 рр.)” 42 KB
  Розвиваюча: В учнів уміння працювати і порівнювати статистичні дані, аналізувати позиції істориків та діячів стосовно масштабів втрат та руйнувань, завданих українському народові Другої Світовою війною.