61665

Источники света. Распространение света

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Распространение света. Задачи Обучающие: 1 Усвоить понятие свет; 2 Узнать какие бывают источники света; 3 Иметь представление о том что такое тень и полутень. Ход урока Этапы Деятельность учителя...

Русский

2014-05-30

20.34 KB

0 чел.

Тема: «Источники света. Распространение света».

Цель урока : Сформулировать у  учеников  представление о свете.

Задачи          

Обучающие:

1) Усвоить понятие – свет;

2) Узнать, какие бывают источники света;

3) Иметь представление о том, что такое тень и полутень.

Развивающие:  

1) Сформировать  интеллектуальные  умения: анализ, выделение главного, существенного в изучаемом материале.

2) Развить познавательный интерес.

1) Умение внимательно слушать учителя;

2) Умение дисциплинированно вести себя при объяснении материала учителем.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный

«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем изучать новую тему – «Источники света. Распространение света» Мы должны хорошо усвоить этот материал, чтобы  иметь точное представление о свете. Задавайте вопросы, если что-то будет непонятно».

Нерефлексивное детальное слушание, запись даты и темы урока.

Дата, тема урока.

Объяснение новой темы

Объяснение темы и диктовка основных определений. Ответы на возникающие вопросы учеников.

«Еще в глубокой древности ученые интересовались природой света. Что такое свет? Почему одни  предметы цветные, а другие белые или черные?

Опытным путем было установлено, что свет нагревает тела, на которые он падает. Следовательно, он передает этим телам энергию. Вам уже известно, что одним из видов теплопередачи является излучение. Свет – это излучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом. В этой связи свет называют видимым излучением.

Поскольку свет – это излучение, то ему присущи все особенности этого вида теплопередачи.  Это значит, что перенос энергии может осуществляться в вакууме, а энергия излучения частично поглощается телами, на которые оно падает. Вследствие этого тела нагреваются.

Тела, от которых исходит свет, являются источниками света. Источники света подразделяются на естественные и искусственные.

Естественные  источники света – это Солнце, звезды, атмосферные разряды, а также светящиеся объекты животного и растительного мира. Это могут быть светлячки, морские скаты и пр.

Искусственные источники света, в зависимости от того, какой процесс лежит в основе получения излучения, разделяют на тепловые и люминесцирующие.

Люминесцирующими источниками являются люминесцентные и газосветовые лампы.

Мы видим не только источники света, но и тела, которые не являются источниками света, - книгу, ручку, дома, деревья и др. Эти предметы мы видим только тогда, когда они освещены. Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаз.

На практике все источники света имеют размеры.  При изучении световых явлений мы будем пользоваться понятием точечный источник света.

Если размеры светящегося тела намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие, то светящееся тело можно считать точечным источником.

Громадные звезды, во много раз превосходящие солнце, воспринимаются нами как точечные источники света, так как находятся на колоссальном расстоянии от Земли.

Еще одно понятие, которым мы будем пользоваться в этом разделе, - световой луч.

Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

Если между глазом и каким-нибудь  источником света поместить непрозрачный предмет, то источник света мы не увидим. Объясняется это тем, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно.

Прямолинейное распространение света – факт, установленный в глубокой древности. Об этом писал еще основатель геометрии Евклид  (300 лет до н. э).

Древние египтяне использовали закон прямолинейного распространения света для установления колонн по прямой линии. Колонны располагались так, чтобы из-за ближайшей к глазу колонны не были видны все остальные.

Прямолинейностью распространения света в однородной среде в однородной среде объясняется образование тени и полутени. Тени людей, деревьев, зданий и других предметов хорошо наблюдаются на Земле в солнечный день.

Тень – это та область пространства, в которую не попадает свет от источника.

Полутень – это та область, в которую попадает свет от части источника света.

При движении вокруг Земли Луна может оказаться между Землей и Солнцем или земля – между Луной и Солнцем. В этих случаях наблюдаются солнечные или лунные затмения.

Во время лунного затмения Луна попадает в тень, отбрасываемую Землей.

Во время солнечного затмения тень от Луны падает на Землю.

В тех местах Земли, куда упала тень, будет наблюдаться полное затмение Солнца. В местах полутени только часть Солнца будет закрыта Луной, т.е. произойдет частное затмение Солнца.

В остальных местах на Земле затмения не будет.

Поскольку движения Земли и Луны хорошо изучены, то затмения предсказываются на много лет вперед. Ученые пользуются каждым затмением для разнообразных научных наблюдений и измерений. Полное солнечное затмение дает возможность наблюдать внешнюю часть атмосферы Солнца (солнечную корону). В обычных условиях солнечная корона не видна из-за ослепительного блеска поверхности Солнца.

Рефлексивное слушание, запись основных определений, диктуемых учителем. Задавание вопросов.

Закрепление

Итог урока.

Фронтальный опрос.

«Ребята, сейчас чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал, я задам вам несколько вопросов, постарайтесь на них ответить».

Вопросы:

1)Почему свет называют видимым излучением?

2)Дайте объяснение естественным и искусственным источникам света, приведите примеры.

3)Какое тело можно считать точечным источником.

4)Как вы поняли, что такое световой луч?

5)Почему возникает тень и полутень?

6)Как возникают лунные и солнечные затмения?

Внимательное слушание вопросов учителя и ответы на них.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57502. Технологическая безопасность обращения бензина на ОПО «ХЕНКЕЛЬ-ЭРА» 10.24 MB
  Разрушение оборудования – существенное нарушение целостности оборудования с образованием отверстий с размером, сопоставимыми с размерами оборудования, при этом содержащееся в оборудовании опасное вещество в жидком или газообразном состоянии мгновенно выбрасывается в окружающую среду...
57503. Ми – громадяни України 120 KB
  Створити модель громадянина України людини з притаманними їй особистісними рисами характеру світоглядом і способом мислення почуттями вчинками та поведінкою спрямованими на саморозвиток та розвиток демократичного громадянського суспільства.
57504. Новий Рік - за народним календарем 13 січня. Як святкували і що їли з нагоди свята 207.5 KB
  Як святкували і що їли з нагоди свята Новий рік Маланки Меланки святої Мелани Щедрий вечір 13 січня одне з найпопулярніших в українців як і в інших словян та у більшості народів світу світське свято на якому майже не позначився релігійний християнський вплив за винятком пристосування...
57505. Інформаційна система. Апаратна складова 85 KB
  Зображення на екрані монітора утворюється з окремих елементів зображення пікселів англ. picture element елемент зображення які інколи називаютьточками зображення. Вони забезпечують високу яскравість і контрастність зображення.
57506. Перші весняні квіти. Урок розвитку зв’язного мовлення 67 KB
  Вчити учнів описувати весняні квіти послідовно формувати думки та поєднувати їх у мовленні. Чайковський Вальс квітів€ відео Весняні квіти†Спів соловейка†мультимедійна установка. Квіти Отже сьогодні ми навчимося описувати перші весняні квіти.
57507. Групи слів за значенням: синоніми, антоніми, омоніми, конспект уроку 43 KB
  Мета: поглибити знання про групи слів за значеннямформувати вміння визначати в реченнях і текстах синонімиантоніми й омоніми доречно вживати їх у мовленніутворювати синонімічні ряди добирати антонімічні пари...
57508. Дворцовые перевороты 62.5 KB
  Указ Петра I о престолонаследии. Задание учащимся: рассмотреть таблицу Дворцовые перевороты и ответить на вопрос: Что общего между правителями в эту эпоху Варианты ответов учащихся: Правителями были дальние и близкие родственники Петра I.
57509. Групи слів за значенням (синоніми, антоніми, омоніми, пароніми) 35.5 KB
  Скласти речення до кожної групи слів. Синоніми допомагають точніше висловлювати думку уникнути повторення однакових або співзвучних слів. З одним із слів скласти речення.
57510. Іменники-синоніми. Іменники-антоніми. Багатозначні слова 35 KB
  Мета: удосконалювати вміння вживати в мовленні іменники-синоніми антоніми як засіб увиразнення мовивміти застосовувати в мовленні багатозначні словарозвивати і збагачувати мовлення дітей виховувати інтерес до рідної мови.