61665

Источники света. Распространение света

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Распространение света. Задачи Обучающие: 1 Усвоить понятие свет; 2 Узнать какие бывают источники света; 3 Иметь представление о том что такое тень и полутень. Ход урока Этапы Деятельность учителя...

Русский

2014-05-30

20.34 KB

0 чел.

Тема: «Источники света. Распространение света».

Цель урока : Сформулировать у  учеников  представление о свете.

Задачи          

Обучающие:

1) Усвоить понятие – свет;

2) Узнать, какие бывают источники света;

3) Иметь представление о том, что такое тень и полутень.

Развивающие:  

1) Сформировать  интеллектуальные  умения: анализ, выделение главного, существенного в изучаемом материале.

2) Развить познавательный интерес.

1) Умение внимательно слушать учителя;

2) Умение дисциплинированно вести себя при объяснении материала учителем.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный

«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем изучать новую тему – «Источники света. Распространение света» Мы должны хорошо усвоить этот материал, чтобы  иметь точное представление о свете. Задавайте вопросы, если что-то будет непонятно».

Нерефлексивное детальное слушание, запись даты и темы урока.

Дата, тема урока.

Объяснение новой темы

Объяснение темы и диктовка основных определений. Ответы на возникающие вопросы учеников.

«Еще в глубокой древности ученые интересовались природой света. Что такое свет? Почему одни  предметы цветные, а другие белые или черные?

Опытным путем было установлено, что свет нагревает тела, на которые он падает. Следовательно, он передает этим телам энергию. Вам уже известно, что одним из видов теплопередачи является излучение. Свет – это излучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом. В этой связи свет называют видимым излучением.

Поскольку свет – это излучение, то ему присущи все особенности этого вида теплопередачи.  Это значит, что перенос энергии может осуществляться в вакууме, а энергия излучения частично поглощается телами, на которые оно падает. Вследствие этого тела нагреваются.

Тела, от которых исходит свет, являются источниками света. Источники света подразделяются на естественные и искусственные.

Естественные  источники света – это Солнце, звезды, атмосферные разряды, а также светящиеся объекты животного и растительного мира. Это могут быть светлячки, морские скаты и пр.

Искусственные источники света, в зависимости от того, какой процесс лежит в основе получения излучения, разделяют на тепловые и люминесцирующие.

Люминесцирующими источниками являются люминесцентные и газосветовые лампы.

Мы видим не только источники света, но и тела, которые не являются источниками света, - книгу, ручку, дома, деревья и др. Эти предметы мы видим только тогда, когда они освещены. Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаз.

На практике все источники света имеют размеры.  При изучении световых явлений мы будем пользоваться понятием точечный источник света.

Если размеры светящегося тела намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие, то светящееся тело можно считать точечным источником.

Громадные звезды, во много раз превосходящие солнце, воспринимаются нами как точечные источники света, так как находятся на колоссальном расстоянии от Земли.

Еще одно понятие, которым мы будем пользоваться в этом разделе, - световой луч.

Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

Если между глазом и каким-нибудь  источником света поместить непрозрачный предмет, то источник света мы не увидим. Объясняется это тем, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно.

Прямолинейное распространение света – факт, установленный в глубокой древности. Об этом писал еще основатель геометрии Евклид  (300 лет до н. э).

Древние египтяне использовали закон прямолинейного распространения света для установления колонн по прямой линии. Колонны располагались так, чтобы из-за ближайшей к глазу колонны не были видны все остальные.

Прямолинейностью распространения света в однородной среде в однородной среде объясняется образование тени и полутени. Тени людей, деревьев, зданий и других предметов хорошо наблюдаются на Земле в солнечный день.

Тень – это та область пространства, в которую не попадает свет от источника.

Полутень – это та область, в которую попадает свет от части источника света.

При движении вокруг Земли Луна может оказаться между Землей и Солнцем или земля – между Луной и Солнцем. В этих случаях наблюдаются солнечные или лунные затмения.

Во время лунного затмения Луна попадает в тень, отбрасываемую Землей.

Во время солнечного затмения тень от Луны падает на Землю.

В тех местах Земли, куда упала тень, будет наблюдаться полное затмение Солнца. В местах полутени только часть Солнца будет закрыта Луной, т.е. произойдет частное затмение Солнца.

В остальных местах на Земле затмения не будет.

Поскольку движения Земли и Луны хорошо изучены, то затмения предсказываются на много лет вперед. Ученые пользуются каждым затмением для разнообразных научных наблюдений и измерений. Полное солнечное затмение дает возможность наблюдать внешнюю часть атмосферы Солнца (солнечную корону). В обычных условиях солнечная корона не видна из-за ослепительного блеска поверхности Солнца.

Рефлексивное слушание, запись основных определений, диктуемых учителем. Задавание вопросов.

Закрепление

Итог урока.

Фронтальный опрос.

«Ребята, сейчас чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал, я задам вам несколько вопросов, постарайтесь на них ответить».

Вопросы:

1)Почему свет называют видимым излучением?

2)Дайте объяснение естественным и искусственным источникам света, приведите примеры.

3)Какое тело можно считать точечным источником.

4)Как вы поняли, что такое световой луч?

5)Почему возникает тень и полутень?

6)Как возникают лунные и солнечные затмения?

Внимательное слушание вопросов учителя и ответы на них.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70244. Лексічнае значэнне слова 221 KB
  У працэсе моўнай практыкі грамадства ўдакладняюцца і абнаўляюцца сэнсавыя і граматычныя сувязі слова, узбагачаецца і удасканальваецца яго семантыка, акрэсліваецца сфера распаўсюджвання, складваецца яго стылістычная афарбоўка. Таму адным з найбольш важных патрабаванняў стылістыкі з’яўляецца...
70245. Конкурентоспроможність товару та її показники 323 KB
  Конкурентоспроможність це властивість продукції що виражає її здатність бути реалізованою споживачам на конкретному ринку у визначений період. Аналіз згаданих визначень конкурентоспроможності товару дозволяє виділити цілий ряд базових положень безумовно важливих...
70246. Якість продукції та методи її оцінювання 345.5 KB
  Основні поняття і визначення якості товарів і послуг Світовий досвід показує що в умовах глобальної конкуренції і відкритої ринкової економіки якість товарів і якість виробничих процесів є визначальним результатом і стратегічним напрямком діяльності будьякої господарської одиниці.
70247. Товари та послуги в маркетинговій діяльності. Економічна сутність товара і послуги 282 KB
  Класичне визначення товару залишається безсумнівно справедливим і в маркетингу. З розвитком та ускладненням економічних відносин наповнялося новим змістом і поняття товару. При цьому існуючі розходження в розумінні сутності товару пов’язані з тим з якої позиції він розглядається.
70248. Ціна в системі ринкових характеристик товару. Значення ціни в системі ринкових відносин 275 KB
  Важливою й актуальною проблемою для будьякого підприємства є встановлення раціональної ціни на вироблені і або реалізовані товари та послуги. Суть цілеспрямованої цінової політики в маркетингу полягає в тому щоб установлювати на товари підприємства такі ціни і так варіювати ними залежно...
70249. Сутність і значення маркетингу в сучасній економіці. Сутність і роль маркетингу в сучасній економіці 215.5 KB
  Сутність і роль маркетингу в сучасній економіці Термін маркетинг від англ. Початок розвитку маркетингу як прикладної наукової дисципліни пов’язують з Пенсильванським університетом США де в 1905 році В. Ватлер почав вести постійний курс “Методи маркетингу†в університеті Вісконсіна США.
70250. Товарні марки та упаковка. Товарна марка як частина товару 526.5 KB
  Такі складові товарної політики як розробка товарної марки і управління марочним капіталом стали постійним і важливим елементом стратегічного маркетингу виробників і продавців. Посилення комунікативного впливу на споживачів завдяки автоматичній рекламі товару в міру...
70251. Життєвий цикл товару. Економічний зміст життєвого циклу товару 228 KB
  З поняттям життєвий цикл товару пов’язують концепцію що характеризує економічний цикл життя товару від його розробки до моменту вилучення з продажу. З точки зору маркетингу більш актуальний цикл життя товару на ринку який за періодом часу коротший за економічний цикл оскільки не містить...
70252. Планування нової продукції і розробка товару. Значення розробки нової продукції для товарної політики підприємств 341.5 KB
  Відновлення може виявитися також у новій конструкції товару у новому виробничому процесі у новому маркетинговому підході до системи просування товару на ринок. Розвиток нових технологій не тільки активізує процес створення нових товарів але й веде до істотного скорочення життєвого циклу товару.