61667

Квантовые постулаты Бора

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тип урока: изучение нового материала План урока: Организационный момент д з 12 мин Проверка д з 68 мин объяснение нового материала 15 мин Первичная проверка понимания учащимися нового материала...

Русский

2014-05-30

24.64 KB

15 чел.

Конспект урока по физике (11 класс)

Тема урока: «Квантовые постулаты Бора»

Разработала Гоголева Светлана Дмитриевна

Цели урока: 

Образовательная : рассмотреть с учащимися квантовые постулаты Бора.

Развивающая : развитие естественнонаучного мировоззрения о строении вещества, развить логическое и аналитическое мышление.

Воспитательная : воспитать внимательность,сосредоточенность.

Используемые методы:

  1.  словесный –беседа с учениками, изложение материала
  2.  наглядный-демонстрационные плакаты, записи на доске
  3.  практические- ответы на вопросы

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

  1.  Организационный момент (д/з) (1-2 мин)
  2.   Проверка д/з (6-8 мин)
  3.  объяснение нового материала (15 мин)
  4.  Первичная проверка понимания учащимися нового материала (10мин)
  5.  рефлексия (5 мин)

ХОД УРОКА:

Планетарная модель атома является внутренне противоречивой. Движущийся с ускорением заряд излучает электромагнитную волну. При этом энергия атома уменьшается: электрон должен упасть на ядро, а атом прекратить свое существование.

На самом деле атомы химических элементов представляют собой устойчивые структуры, существующие десятки тысяч лет без изменения. Поэтому модель атома Резерфорда была дополнена рядом положений, автором которых является датский физик Бор.

В 1913 году Бор показал, что несовпадение с экспериментом выводов, основанных на модели Резерфорда, возникла потому, что поведение микрочастиц нельзя описывать теми же законами, что и макроскопических тел.

Бор предположил, что величины характеризующие микромир, должны квантоваться, т.е. они могут принимать только определенные дискретные значения.

Законы микромира - квантовые законы! Эти законы в начале 20 столетия еще не были установлены наукой. Бор сформулировал их в виде трех постулатов. дополняющих ( и "спасающих") атом Резерфорда.

Первый постулат: Атомы имеют ряд стационарных состояний соответствующих определенным значениям энергий: Е1, Е2...En. Находясь в стационарном состоянии, атом энергии не излучает, несмотря на движение электронов.

Стационарные состояния отличаются друг от друга различ¬ными орбитами, по которым движутся электроны в атоме. Набор электронных    орбит, по сути, и определяет стационарные состояния электрона в атоме. Как следует из постулата, вопреки классической электродинамике электроны движутся по замкнутым орбитам и электромагнитные волны при этом не излучаются. Стационарные состояния можно пронумеровать, присвоив им порядковый номер п=1, 2, 3, ..., причем каждое состояние обладает своей фиксированной энергией Еп.

Второй постулат: Излучение или поглощение энергии атомом происходит при переходе его из одного стационарного состояния в другое. При этом излучается или поглощается порция энергии (квант), равная разности энергий стационарных состояний, между которыми происходит переход: e = h·u = Em-En

Если Ek>En, то происходит излучение энергии, если Ek<.En — ее поглощение.

Состояние атома, которому соответствует наименьшая энер¬гия, называется основным, а состояния, которым соответствуют большие значения энергии,— возбужденными. Впоследствии бы¬ло показано, что в основном энергетическом состоянии электрон в атоме может находиться неограниченно долго, а в остальных стационарных состояниях — в среднем не более ~ 10-8 с. Это так называемое время жизни атома в возбужденном состоянии.

Как следует из II постулата Бора, частота излучения атома не связана с частотой обращения электрона по орбите, а определяется энергиями Ek и Еп электрона в начальном и конечном состояниях. Переход электрона в атоме из одного стационарного состояния в другое сопровождается электромагнитным излучением с длиной волны. Правило частот Бора позволило объяснить линейчатую структуру атомных спектров: частоты излучения атома определяются значениями энергий электрона в возбужденных состояниях.

Третий  постулат: стационарные (разрешенные) электронные орбиты в атоме находятся из условия

где m — масса электрона, v — линейная скорость его движения, rп — радиус n-й орбиты, h — постоянная Планка. Число п (номер орбиты) называется главным квантовым числом.

Таким образом, Бор усовершенствовал ядерную (планетарную) модель атома Резерфорда и объяснил вид атомных спектров и квантовый характер излучения, обнаруженный Планком и Эйнштейном.

Фронтальные вопросы:

  1.  Какие затруднения вызвала модель Резерфорда для объяснения процессов излучения энергии атомами?
  2.  Сформулируйте первый постулат Бора.
  3.  Сформулируйте и запишите второй постулат Бора.
  4.  Сформулируйте третий постулат Бора.
  5.  Что называют главным квантовым числом?
  6.  При каком условии происходит излучение, а при каком — поглощение энергии атомом?

ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ – по кругу высказываемся одним предложением, используя начало фразы:

   сегодня я узнал…

   было интересно…

   было трудно…

   теперь я могу…

Нарисуйте горку и на ней отметьте ваш уровень знаний ,выносимый с сегодняшнего урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19629. Годівля кролів 28.91 KB
  2 Урок 33. Годівля кролів 1 год. Мета уроку: Засвоєння знань про годівлю кролів профілактику захворювань кролів; формування вмінь здійснювати догляд за кролями. Розвивати пам'ять спостережливість. Виховувати інтерес до сільськогосподарських тварин. Об...
19630. Сферы применения маркетинга. Принципы маркетинга. Этапы развития маркетинга. Основные стратегии маркетинга 149.5 KB
  Занятие 1. Предмет и задачи курса. Сферы применения маркетинга. Принципы маркетинга. Этапы развития маркетинга. Основные стратегии маркетинга. Внешняя среда предприятия. Виды рынков. Сегмент рынка. Инструментарий маркетинга. Развитие предприятий на основе маркети
19631. Задачи управления маркетинговыми исследованиями и пути их решения 85 KB
  Занятие 2. Задачи управления маркетинговыми исследованиями и пути их решения. Формирование программы исследований. Основные группы методов маркетинговых исследований. Использование результатов маркетингового исследования для принятия маркетинговых решений М...
19632. Товарная политика. Задачи товарной политики и пути их решения. Полезность товара. Цикл жизни товара 64 KB
  Занятие 3. Товарная политика. Задачи товарной политики и пути их решения. Полезность товара. Цикл жизни товара. Качество и ассортимент продукции. Торговая марка и брэнд товара.. Позиционирование товара на рынке. Задачи товарной политики и пути их решения. Маркет...
19633. Ценовая политика. Задачи ценовой политики и пути их решения. Типовые подходы к определению цены товара 48 KB
  Занятие 4. Ценовая политика. Задачи ценовой политики и пути их решения. Типовые подходы к определению цены товара. Система скидок и надбавок как инструмент согласования интересов предприятия и потребителя. Задачи ценовой политики и пути их решения. Цена денежно
19634. Коммуникационная политика. Задачи коммуникационной политики и пути их решения. Реклама и рекламная деятельность 83.5 KB
  Занятие 5. Коммуникационная политика. Задачи коммуникационной политики и пути их решения. Реклама и рекламная деятельность. Работа с общественностью по формированию положительного имиджа. Персональные продажи как эффективный метод продвижения товара. Задачи ко...
19635. Сбытовая политика. Задачи сбытовой политики и пути их решения. Продвижение и распространение продукции 95.5 KB
  Занятие 6. Сбытовая политика. Задачи сбытовой политики и пути их решения. Продвижение и распространение продукции. Основные функции решаемые системой сбыта. Задачи сбытовой политики и пути их решения. Главной задачей сбытовой политики предприятия является продви...
19636. Организация службы маркетинга на предприятии. Информационные технологии в маркетинге 58.5 KB
  Занятие 7. Организация службы маркетинга на предприятии. Информационные технологии в маркетинге. 1. Организация службы маркетинга на предприятии. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень время и характер спроса таким образом чтобы про...
19637. Маркетинговый план. Составление плана и бюджета маркетинговой деятельности предприятия 80.5 KB
  Занятие 8. Маркетинговый план. Составление плана и бюджета маркетинговой деятельности предприятия. Работа № 4. Маркетинговый план. Планирование деятельности является одной из основных функций управления поэтому такой вид деятельности как маркетинговая также п...