61667

Квантовые постулаты Бора

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тип урока: изучение нового материала План урока: Организационный момент д з 12 мин Проверка д з 68 мин объяснение нового материала 15 мин Первичная проверка понимания учащимися нового материала...

Русский

2014-05-30

24.64 KB

11 чел.

Конспект урока по физике (11 класс)

Тема урока: «Квантовые постулаты Бора»

Разработала Гоголева Светлана Дмитриевна

Цели урока: 

Образовательная : рассмотреть с учащимися квантовые постулаты Бора.

Развивающая : развитие естественнонаучного мировоззрения о строении вещества, развить логическое и аналитическое мышление.

Воспитательная : воспитать внимательность,сосредоточенность.

Используемые методы:

  1.  словесный –беседа с учениками, изложение материала
  2.  наглядный-демонстрационные плакаты, записи на доске
  3.  практические- ответы на вопросы

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

  1.  Организационный момент (д/з) (1-2 мин)
  2.   Проверка д/з (6-8 мин)
  3.  объяснение нового материала (15 мин)
  4.  Первичная проверка понимания учащимися нового материала (10мин)
  5.  рефлексия (5 мин)

ХОД УРОКА:

Планетарная модель атома является внутренне противоречивой. Движущийся с ускорением заряд излучает электромагнитную волну. При этом энергия атома уменьшается: электрон должен упасть на ядро, а атом прекратить свое существование.

На самом деле атомы химических элементов представляют собой устойчивые структуры, существующие десятки тысяч лет без изменения. Поэтому модель атома Резерфорда была дополнена рядом положений, автором которых является датский физик Бор.

В 1913 году Бор показал, что несовпадение с экспериментом выводов, основанных на модели Резерфорда, возникла потому, что поведение микрочастиц нельзя описывать теми же законами, что и макроскопических тел.

Бор предположил, что величины характеризующие микромир, должны квантоваться, т.е. они могут принимать только определенные дискретные значения.

Законы микромира - квантовые законы! Эти законы в начале 20 столетия еще не были установлены наукой. Бор сформулировал их в виде трех постулатов. дополняющих ( и "спасающих") атом Резерфорда.

Первый постулат: Атомы имеют ряд стационарных состояний соответствующих определенным значениям энергий: Е1, Е2...En. Находясь в стационарном состоянии, атом энергии не излучает, несмотря на движение электронов.

Стационарные состояния отличаются друг от друга различ¬ными орбитами, по которым движутся электроны в атоме. Набор электронных    орбит, по сути, и определяет стационарные состояния электрона в атоме. Как следует из постулата, вопреки классической электродинамике электроны движутся по замкнутым орбитам и электромагнитные волны при этом не излучаются. Стационарные состояния можно пронумеровать, присвоив им порядковый номер п=1, 2, 3, ..., причем каждое состояние обладает своей фиксированной энергией Еп.

Второй постулат: Излучение или поглощение энергии атомом происходит при переходе его из одного стационарного состояния в другое. При этом излучается или поглощается порция энергии (квант), равная разности энергий стационарных состояний, между которыми происходит переход: e = h·u = Em-En

Если Ek>En, то происходит излучение энергии, если Ek<.En — ее поглощение.

Состояние атома, которому соответствует наименьшая энер¬гия, называется основным, а состояния, которым соответствуют большие значения энергии,— возбужденными. Впоследствии бы¬ло показано, что в основном энергетическом состоянии электрон в атоме может находиться неограниченно долго, а в остальных стационарных состояниях — в среднем не более ~ 10-8 с. Это так называемое время жизни атома в возбужденном состоянии.

Как следует из II постулата Бора, частота излучения атома не связана с частотой обращения электрона по орбите, а определяется энергиями Ek и Еп электрона в начальном и конечном состояниях. Переход электрона в атоме из одного стационарного состояния в другое сопровождается электромагнитным излучением с длиной волны. Правило частот Бора позволило объяснить линейчатую структуру атомных спектров: частоты излучения атома определяются значениями энергий электрона в возбужденных состояниях.

Третий  постулат: стационарные (разрешенные) электронные орбиты в атоме находятся из условия

где m — масса электрона, v — линейная скорость его движения, rп — радиус n-й орбиты, h — постоянная Планка. Число п (номер орбиты) называется главным квантовым числом.

Таким образом, Бор усовершенствовал ядерную (планетарную) модель атома Резерфорда и объяснил вид атомных спектров и квантовый характер излучения, обнаруженный Планком и Эйнштейном.

Фронтальные вопросы:

  1.  Какие затруднения вызвала модель Резерфорда для объяснения процессов излучения энергии атомами?
  2.  Сформулируйте первый постулат Бора.
  3.  Сформулируйте и запишите второй постулат Бора.
  4.  Сформулируйте третий постулат Бора.
  5.  Что называют главным квантовым числом?
  6.  При каком условии происходит излучение, а при каком — поглощение энергии атомом?

ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ – по кругу высказываемся одним предложением, используя начало фразы:

   сегодня я узнал…

   было интересно…

   было трудно…

   теперь я могу…

Нарисуйте горку и на ней отметьте ваш уровень знаний ,выносимый с сегодняшнего урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83143. Учебное пособие по дисциплине: Металлические конструкции 9.04 MB
  Строительство является одной из самых металлоемких отраслей народного хозяйства. Значительная часть стали расходуется на изготовление металлоконструкций, из которых возводятся автодорожные и железнодорожные мосты, каркасы промышленных и гражданских зданий, башни и мачты антенных устройств, опоры линий электропередачи...
83145. ВИКОРИСТАННЯ ДИДАКТИЧНИХ ІГОР НА УРОКАХ ОБРАЗОТВОРЧОГО МИСТЕЦТВА В СЕРЕДНІХ КЛАСАХ 218 KB
  Проблеми перебудови нашого суспільства нерозривно пов’язані з вирішенням завдань формування творчої особистості. Адже саме така особистість є справжнім творцем історії, оскільки весь шлях, який пройдено людством, – це безперервний процес творіння.
83146. ШЛЯХИ ВДОСКОНАЛЕННЯ БУХГАЛТЕРСЬКОГО ОБЛІКУ ВЛАСНОГО КАПІТАЛУ 88.05 KB
  Актуальність теми дослідження полягає в тому, що запровадження в економічне життя України ринкових відносин, провокує до розвитку окремих фірм не державного характеру, що в свою чергу вимагає грамотної політики в галузях управління цими фірмами, це стосується і обліку результатів діяльності підприємств.
83147. Роль интеллектуальной собственности в реформируемой экономике РФ 211 KB
  Интеллектуальная собственность и уровень инновационного развития экономики Российской Федерации, являются объектом исследования в данной работе. В качестве предмета исследования выступают отношения интеллектуальной собственности. Целью работы является изучение понятия интеллектуальной собственности...
83148. Диагностика и лечение хронического гастрита 299.34 KB
  При изучении влияния профессиональных факторов на течение хронического гастрита у подростков установлено, что в группе больных с тяжелыми видами труда, ухудшение в состоянии здоровья наблюдается значительно чаще, чем при благоприятных условиях работы.
83149. Конструпрование супергетеродинного радиоприемника 165.69 KB
  Осуществляет первичную частотную селекцию полезного сигнала ослабляет внеполосные сильные помехи обеспечивая линейное усиление последующих каскадов приёмника совместно с УРЧ осуществляет избирательность побочных каналов приёмника. Усилитель радио частоты УРЧ и далее по тексту предназначен для повышения чувствительности приёмника. Входная цепь и УРЧ осуществляет основную избирательность по зеркальному каналу образованным гетеродином их расчет будем производить исходя из заданной избирательности при полосе задерживания . Полосу...
83151. Контроль и учет в компании 85.24 KB
  Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды, и организация должна соответственно к ним адаптироваться.