61673

Множества. Отношения между множествами

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель обобщение и углубление изученного материала; проверка и закрепление знания о понятиях множество и элементы множества; проверка и закрепление умения устанавливать отношения между множествами сравнивать множества по числу элементов в них.

Русский

2014-05-30

31.71 KB

2 чел.

Предмет: Информатика

Класс: 3 класс

Тип урока: закрепление  знаний

УМК: «Планета знаний»

Тема

«Множества. Отношения между множествами»

Цель

  1.  обобщение и углубление изученного материала;
  2.  проверка и закрепление знания о понятиях “множество” и “элементы множества”;
  3.  проверка и закрепление умения  устанавливать отношения между множествами, сравнивать множества по числу элементов в них.

Задачи

  1.  развитие у школьников умения логически излагать мысли, развитие памяти, внимания, расширение кругозора;
  2.  развитие способности устанавливать определённые отношения между предметами, сравнивать признаки предметов;
  3.  развитие способности ребёнка к мыслительной операции классификации.
  4.  развивать познавательную деятельность учащихся;
  5.  развивать желание самостоятельно разбираться в проблемных ситуациях;
  6.  развивать интерес к предмету;
  7.  воспитывать дружелюбные отношения в ученическом коллективе.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих. Мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

 

Основные понятия

понятия “множество”, “элемент множества”;

множества не пересекаются,

множество – подмножество,

множества пересекаются;

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Горячев А.В. Информатика 2 класс

Мультимедиапроектор, экран, индивидуальные карточкие

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1.  Организационный момент.

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя. Объясняют смысл пословицы.

- Начинаем урок информатики.  Вспомним правила  поведения в компьютерном классе.

В класс компьютерный вхожу

С дисциплиной я дружу

Бегать, прыгать и  кричать

Никогда не буду

Тишину здесь соблюдать

Я не позабуду.

Нам с вами предстоит интересная работа. Будьте внимательными, на мои вопросы поднимайте руки, я жду от вас полных ответов. Внимательно следите за ответами своих товарищей.

Внутренняя позиция школьника.

  1.  Постановка цели урока

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Ставит перед учениками цель данного урока

Слушают учителя

Сегодня мы отправимся в воображаемое путешествие на острова для множеств. И на этом уроке мы подарим себе новые знания.

Давайте вспомним, что вы уже знаете о множествах и элементах множества.

Кроссворд  «КОМПЬЮТЕР»

1. В программе WORD

Я главная фигура.

А зовут меня  (клавиатура) – элемент множества

2. Сидит на коврике зверёк –

Кто же это?  Ответь дружок!(мышь) –элемент множества

3. Устройство вывода информации  – (монитор) –элемент множества

4. Устройство вывода информации  в печатном виде -(принтер)-элемент множества

5.В большой коробке –главный блок

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам

Этот блок зовут (системным) –элемент множества

- Вы отгадали загадки, к какому множеству принадлежат отгадки? (части компьютера)

- Назовите самое маленькое множество по числу элементов  (МЫШЬ)

- Назовите самое большое множество (КЛАВИАТУРА)

- Назовите множества, в которых равное количество элементов (ПРИНТЕР, МОНИТОР)

- Итак, дайте ответ на вопрос:

1) Множество - это… (группа предметов с общим названием и собранных вместе)

2) Как, по другому,  можно назвать предметы любого множества? (элементы)

3) Сколько элементов может содержать множество?

4) Множества называются равными, если… ( у них равное число одинаковых элементов)

5) Если множество не содержит ни одного элемента, оно называется… (пустым)

6) Какое схематическое обозначение применяют для обозначения множества? (круг)

7) множество, которое входит в состав другого более большего по размерам множества – ПОДМНОЖЕСТВО 

 - Однако в математике словом “множество” обозначают необязательно большую группу предметов или существ.

Приведите пример множества с одним элементом. множество звёзд, освещающих Землю. (Солнце)

Бывают и пустые множества. множество птиц среди гостей Мухи-Цокотухи.

- Приведите свои примеры множества с одним элементом, пустого множества.

Итак, мы увидели, что множество может включать совсем немного элементов и даже быть пустым – не иметь ни одного элемента.

Игра «Найди лишнее»

1) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка.

2) Река, озеро, мост, море.

4) Курица, петух, орёл, гусь.

5) Саша, Витя, Петров, Коля.

“Дай название множеству”

1) Окунь, карась, щука -

2) Дерево, цветок, трава -

4) Слон, муравей, пингвин -

5) Шляпа, фуражка, кепка –

У. - Если два множества имеют один или несколько общих элементов, то множества  - пересекаются.

Решим задачу.

В классе 25 учеников.  15 учеников занимаются в кружке рисования, 20 учеников ходят в кружок танцев.  Как это понять, ведь в классе 25 человек, а если мы сложим. то получится 35. Объясните.

Знать понятие «Множества»

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

  1.  Составление схемы в программе MS PAINT

Цель.

Научить детей составлять схемы в программе MS PAINT

Организует работу учащихся, самопроверку учащихся.  В форме подводящего диалога  организует работу со схемой, подводит учащихся к созданию схемы.

Слушают учителя, создают схемы.

- Рассмотрим два множества:

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ: собака, кошка, коза…

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ: волк лиса, жираф…

Списки этих животных неполные, поэтому ставим троеточие.

Изобразим графически данные множества.

Домашние

животные

Дикие

животные

Какой общий признак у этих множеств?  Элементы каждого множества относятся к животному миру.

Составьте такую схему в программе MS PAINT

Правила игры «СИГНАЛЬЩИКИ»

 Я буду называть пары множеств. Если множества не пересекаются, то вы показываете картинку с красным монитором , если пересекаются, то карточку с зелёным монитором  и придумайте пример какого-нибудь элемента этих множеств, который находится на пересечении, и поднимите руку.

  1.  множества животных и героев мультфильмов (Винни-Пух, Кот Матроскин, Ослик Иа...);
  2.  множества хищников и полосатых животных (тигр);
  3.  множества рыб и птиц;
  4.  множества продавцов и покупателей (продавец, идущий в магазин в свой выходной день);
  5.  множества цветов и бабочек;
  6.  множества учителей и родителей (учитель, имеющий ребёнка);
  7.  множества растений и хищников (растение-хищник “мухоловка”);
  8.  множества чётных чисел и чисел, которые делятся на 4 (4, 8, 16, 20).

Уметь создавать схемы в программе MS PAINT

Самостоятельная работа.

  1.  Физкультминутка

Цель.

Дать детям возможность отдохнуть.

В форме физических упражнений организует отдых учащихся

Выполняют упражнения, повторяя за учителем.

Робот делает зарядку

И считает по порядку:

- Раз!- контакты не искрят,

- Два!- суставы не скрипят,

-Три!- прозрачен объектив.

Я исправен и красив!

1,2,3,4,5-

Можно к делу приступать!

Уметь снимать усталость

  1.  Введение нового материала

Цель.

Дать знания о понятии «Множество»

Проводит инструктаж обучающихся.

Работают по учебнику, слушают учителя, выполяют задания.

1. Вложенность множеств

Отгадайте загадку.

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Матрёшка. (Демонстрация)

Причём же тут матрёшки? Оказывается, на уроках информатики мы будем иметь дело и с множествами - матрешками. Это когда одно множество вложено в другое, как матрёшки.

ДЕТИ

ШКОЛЬНИКИ

ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ

- Давайте, определим, где какое множество.

- Какое слово здесь самое главное, самая главная “матрёшка”? (Дети)

- Разве не все дети школьники? (Нет, некоторые дети ещё не ходят в школу).

- Выбираем дальше, какая матрёшка больше из оставшихся моделей ? (Школьники).

«СОСТАВЬ МАТРЁШКУ»

Обувь, валенки, зимняя обувь

Растение, гладиолус, цветок

Мебель, стол, письменный стол

Лисички, грибы, съедобные грибы

- Составьте такую матрёшку в программе MS PAINT

Сохраните рисунок под именем  «Множества»

VII. Закрепление материала.

Открываем программу «Мир информатики»

Вкладка   на розовом поле  «Множества, Отношения между множествами»

-Выполните задания.

- Выход из программы.

Получить знания о понятии Множество

Умение слушать, понимать, анализировать и воспринимать новые знания

  1.  Итог урока.

Цель.

Подведение итогов урока

Подводит итог урока путем задания вопросов, готовит детей к завершению.

Слушают учителя, анализируют, обсуждают.

Предполагаемые вопросы: Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

С какими понятиями познакомились?

Чем запомнился данный урок?

Уметь подводить итог своей работы.

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

использование знаково-символических средств;

рефлексия способов и условий действия

  1.  Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Задает учащимся один вопрос.

Отвечают на вопрос.

Вопрос: Как оцениваете свою работу и работу класса в целом?

Уметь критиковать и принимать критику, анализировать.

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  1.  Д/з.

Дает детям домашнее задание

Записывают домашнее задание

Дети, запишите домашнее задание: в учебнике стр.87 выполнить упражнение №5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32531. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕКТОРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ 378 KB
  Паркет называется правильным если он составлен из равных правильных многоугольников.3 Примеры правильных паркетов дают заполнения плоскости: а квадратами рисунок 1; б равносторонними треугольниками рисунок 2; в правильными шестиугольниками рисунок 3. Докажем что других правильных паркетов не существует. Действительно углы правильного гаугольника равны 180 Заполним таблицу состоящую из углов  правильных n угольников.
32532. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА 1.5 MB
  Для отображения даты подходящей будет ориентация текста под углом в 90 градусов для всей третьей строки и горизонтальное и вертикальное выравнивание по центру а для ячейки S3 ещё и с переносом по словам. Вообще полученный список имеет смысл запомнить на будущее поскольку он наверное потребуется ещё не раз и в других таблицах связанных с классом. Поскольку сдвиг будет производиться вертикально вниз то во всех фигурирующих в формуле адресах цифровая составляющая увеличится на единицу для следующей строки затем ещё на единицу для...
32533. Использование графического редактора для решения задач на разрезание 351 KB
  Рассмотрим линии разбивающие фигуру Ф на части из которых можно составить фигуру Ф' и кроме того линии разбивающие фигуру Ф на части из которых можно составить фигуру Ф . Те и другие линии разбивают фигуру Ф на более мелкие части из которых можно составить как фигуру Ф' так и Ф . Доказанная теорема позволяет в принципе разрезать один из двух равновеликих многоугольников на части и сложить из них другой многоугольник. Фигура будет разрезана на две части вдоль прямой линии.
32534. Использование графического редактора для изображения пространственных фигур 299 KB
  Показывается как построить треугольник по его трем элементам биссектрису угла серединный перпендикуляр прямую параллельную данной и т. Возьмем правильный шестиугольник рис. Получим шестиугольник изображенный на рисунке 1 б. Получим шестиугольник изображенный на рисунке 1 в который и будет искомой параллельной проекцией исходного правильного шестиугольника.
32535. Этапы проектирования и разработки ЭС 41 KB
  Поскольку ППС программа то к процессу его разработки можно применить те технологические принципы которые используются при создании программных систем с учетом специфики будущего применения такого рода программ. Исходным пунктом при создании ППС является определение цели обучения. Очень ответственным с точки зрения разработки ППС является уровень детализации учебных вопросов на котором производится содержательный анализ вопросов выбор способа достижения учебных целей и принимается решение об автоматизации той или иной части учебной...
32536. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 106.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ЭС. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ Специфика разработки программных средств. Разработка программных средств имеет ряд специфических особенностей Прежде всего следует отметить некоторое противостояние: неформальный характер требований к ПС постановки задачи и понятия ошибки в нем но формализованный основной объект разработки  программы ПС. Этот творческий характер разработки ПС сохраняется до самого ее конца.
32537. ДИАЛОГ УЧАЩИХСЯ С ЭВМ. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИАЛОГА. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ 74.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ДИАЛОГ УЧАЩИХСЯ С ЭВМ. Система должна оказывать поддержку попыткам обучаемых научиться общению с системой и не вызывать раздражения у учащихся принуждая их вести диалог если они этого не хотят. Широкое использование фактического диалога может отрицательно сказаться на отношении учащихся к. Не допускайте отрицательных оценок мышления памяти внимания учащихся.
32538. РАЗРАБОТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 129.5 KB
  Окна подразделяются на первичные и вторичные. Прочие порождаемые им окна относятся ко вторичным которые в свою очередь могут быть дочерними и всплывающими. Внережимные и дочерние окна служат для организации параллельных ветвей диалога. Пользователь может выбирать активное окно переключаясь между дочерними и внережимными или первичным и внережимными окнами если дочерние окна отсутствуют.
32539. ВЫБОР ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 470 KB
  ВЫБОР ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЭС применяются разнообразные формы представления информации: текст и гипертекст графика и гиперграфика видео анимация звук интерактивные трехмерные изображения. По способу формирования изображения они подразделяются на матричные растровые векторные и функциональные. Пиксель является минимальным адресуемым элементом матричного изображения. При любом увеличении качество векторного изображения не меняется.