61673

Множества. Отношения между множествами

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель обобщение и углубление изученного материала; проверка и закрепление знания о понятиях €œмножество и €œэлементы множества; проверка и закрепление умения устанавливать отношения между множествами сравнивать множества по числу элементов в них.

Русский

2014-05-30

31.71 KB

2 чел.

Предмет: Информатика

Класс: 3 класс

Тип урока: закрепление  знаний

УМК: «Планета знаний»

Тема

«Множества. Отношения между множествами»

Цель

  1.  обобщение и углубление изученного материала;
  2.  проверка и закрепление знания о понятиях “множество” и “элементы множества”;
  3.  проверка и закрепление умения  устанавливать отношения между множествами, сравнивать множества по числу элементов в них.

Задачи

  1.  развитие у школьников умения логически излагать мысли, развитие памяти, внимания, расширение кругозора;
  2.  развитие способности устанавливать определённые отношения между предметами, сравнивать признаки предметов;
  3.  развитие способности ребёнка к мыслительной операции классификации.
  4.  развивать познавательную деятельность учащихся;
  5.  развивать желание самостоятельно разбираться в проблемных ситуациях;
  6.  развивать интерес к предмету;
  7.  воспитывать дружелюбные отношения в ученическом коллективе.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих. Мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

 

Основные понятия

понятия “множество”, “элемент множества”;

множества не пересекаются,

множество – подмножество,

множества пересекаются;

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Горячев А.В. Информатика 2 класс

Мультимедиапроектор, экран, индивидуальные карточкие

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1.  Организационный момент.

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя. Объясняют смысл пословицы.

- Начинаем урок информатики.  Вспомним правила  поведения в компьютерном классе.

В класс компьютерный вхожу

С дисциплиной я дружу

Бегать, прыгать и  кричать

Никогда не буду

Тишину здесь соблюдать

Я не позабуду.

Нам с вами предстоит интересная работа. Будьте внимательными, на мои вопросы поднимайте руки, я жду от вас полных ответов. Внимательно следите за ответами своих товарищей.

Внутренняя позиция школьника.

  1.  Постановка цели урока

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Ставит перед учениками цель данного урока

Слушают учителя

Сегодня мы отправимся в воображаемое путешествие на острова для множеств. И на этом уроке мы подарим себе новые знания.

Давайте вспомним, что вы уже знаете о множествах и элементах множества.

Кроссворд  «КОМПЬЮТЕР»

1. В программе WORD

Я главная фигура.

А зовут меня  (клавиатура) – элемент множества

2. Сидит на коврике зверёк –

Кто же это?  Ответь дружок!(мышь) –элемент множества

3. Устройство вывода информации  – (монитор) –элемент множества

4. Устройство вывода информации  в печатном виде -(принтер)-элемент множества

5.В большой коробке –главный блок

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам

Этот блок зовут (системным) –элемент множества

- Вы отгадали загадки, к какому множеству принадлежат отгадки? (части компьютера)

- Назовите самое маленькое множество по числу элементов  (МЫШЬ)

- Назовите самое большое множество (КЛАВИАТУРА)

- Назовите множества, в которых равное количество элементов (ПРИНТЕР, МОНИТОР)

- Итак, дайте ответ на вопрос:

1) Множество - это… (группа предметов с общим названием и собранных вместе)

2) Как, по другому,  можно назвать предметы любого множества? (элементы)

3) Сколько элементов может содержать множество?

4) Множества называются равными, если… ( у них равное число одинаковых элементов)

5) Если множество не содержит ни одного элемента, оно называется… (пустым)

6) Какое схематическое обозначение применяют для обозначения множества? (круг)

7) множество, которое входит в состав другого более большего по размерам множества – ПОДМНОЖЕСТВО 

 - Однако в математике словом “множество” обозначают необязательно большую группу предметов или существ.

Приведите пример множества с одним элементом. множество звёзд, освещающих Землю. (Солнце)

Бывают и пустые множества. множество птиц среди гостей Мухи-Цокотухи.

- Приведите свои примеры множества с одним элементом, пустого множества.

Итак, мы увидели, что множество может включать совсем немного элементов и даже быть пустым – не иметь ни одного элемента.

Игра «Найди лишнее»

1) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка.

2) Река, озеро, мост, море.

4) Курица, петух, орёл, гусь.

5) Саша, Витя, Петров, Коля.

“Дай название множеству”

1) Окунь, карась, щука -

2) Дерево, цветок, трава -

4) Слон, муравей, пингвин -

5) Шляпа, фуражка, кепка –

У. - Если два множества имеют один или несколько общих элементов, то множества  - пересекаются.

Решим задачу.

В классе 25 учеников.  15 учеников занимаются в кружке рисования, 20 учеников ходят в кружок танцев.  Как это понять, ведь в классе 25 человек, а если мы сложим. то получится 35. Объясните.

Знать понятие «Множества»

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

  1.  Составление схемы в программе MS PAINT

Цель.

Научить детей составлять схемы в программе MS PAINT

Организует работу учащихся, самопроверку учащихся.  В форме подводящего диалога  организует работу со схемой, подводит учащихся к созданию схемы.

Слушают учителя, создают схемы.

- Рассмотрим два множества:

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ: собака, кошка, коза…

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ: волк лиса, жираф…

Списки этих животных неполные, поэтому ставим троеточие.

Изобразим графически данные множества.

Домашние

животные

Дикие

животные

Какой общий признак у этих множеств?  Элементы каждого множества относятся к животному миру.

Составьте такую схему в программе MS PAINT

Правила игры «СИГНАЛЬЩИКИ»

 Я буду называть пары множеств. Если множества не пересекаются, то вы показываете картинку с красным монитором , если пересекаются, то карточку с зелёным монитором  и придумайте пример какого-нибудь элемента этих множеств, который находится на пересечении, и поднимите руку.

  1.  множества животных и героев мультфильмов (Винни-Пух, Кот Матроскин, Ослик Иа...);
  2.  множества хищников и полосатых животных (тигр);
  3.  множества рыб и птиц;
  4.  множества продавцов и покупателей (продавец, идущий в магазин в свой выходной день);
  5.  множества цветов и бабочек;
  6.  множества учителей и родителей (учитель, имеющий ребёнка);
  7.  множества растений и хищников (растение-хищник “мухоловка”);
  8.  множества чётных чисел и чисел, которые делятся на 4 (4, 8, 16, 20).

Уметь создавать схемы в программе MS PAINT

Самостоятельная работа.

  1.  Физкультминутка

Цель.

Дать детям возможность отдохнуть.

В форме физических упражнений организует отдых учащихся

Выполняют упражнения, повторяя за учителем.

Робот делает зарядку

И считает по порядку:

- Раз!- контакты не искрят,

- Два!- суставы не скрипят,

-Три!- прозрачен объектив.

Я исправен и красив!

1,2,3,4,5-

Можно к делу приступать!

Уметь снимать усталость

  1.  Введение нового материала

Цель.

Дать знания о понятии «Множество»

Проводит инструктаж обучающихся.

Работают по учебнику, слушают учителя, выполяют задания.

1. Вложенность множеств

Отгадайте загадку.

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Матрёшка. (Демонстрация)

Причём же тут матрёшки? Оказывается, на уроках информатики мы будем иметь дело и с множествами - матрешками. Это когда одно множество вложено в другое, как матрёшки.

ДЕТИ

ШКОЛЬНИКИ

ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ

- Давайте, определим, где какое множество.

- Какое слово здесь самое главное, самая главная “матрёшка”? (Дети)

- Разве не все дети школьники? (Нет, некоторые дети ещё не ходят в школу).

- Выбираем дальше, какая матрёшка больше из оставшихся моделей ? (Школьники).

«СОСТАВЬ МАТРЁШКУ»

Обувь, валенки, зимняя обувь

Растение, гладиолус, цветок

Мебель, стол, письменный стол

Лисички, грибы, съедобные грибы

- Составьте такую матрёшку в программе MS PAINT

Сохраните рисунок под именем  «Множества»

VII. Закрепление материала.

Открываем программу «Мир информатики»

Вкладка   на розовом поле  «Множества, Отношения между множествами»

-Выполните задания.

- Выход из программы.

Получить знания о понятии Множество

Умение слушать, понимать, анализировать и воспринимать новые знания

  1.  Итог урока.

Цель.

Подведение итогов урока

Подводит итог урока путем задания вопросов, готовит детей к завершению.

Слушают учителя, анализируют, обсуждают.

Предполагаемые вопросы: Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

С какими понятиями познакомились?

Чем запомнился данный урок?

Уметь подводить итог своей работы.

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

использование знаково-символических средств;

рефлексия способов и условий действия

  1.  Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Задает учащимся один вопрос.

Отвечают на вопрос.

Вопрос: Как оцениваете свою работу и работу класса в целом?

Уметь критиковать и принимать критику, анализировать.

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  1.  Д/з.

Дает детям домашнее задание

Записывают домашнее задание

Дети, запишите домашнее задание: в учебнике стр.87 выполнить упражнение №5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21578. КАРСТ И КАРСТОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА 42 KB
  КАРСТ И КАРСТОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА 6. Поверхностные карстовые формы 6. Подземные карстовые формы 6. КАРСТ И КАРСТОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА Карст совокупность специфических форм рельефа и особенностей наземной и подземной гидрографии свойственной областям сложенным растворимыми горными породами каменная соль гипс известняк доломит и др.
21579. АБРАЗИЯ И АБРАЗИОННЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА 174.5 KB
  Абразионный тип берегов 7. Аккумулятивные формы береговой зоны 7. Полезные ископаемые морских берегов 7. Различают три вида абразии: а механическая разрушение пород под действием ударов волн и бомбардировки обломочным материалом; б химическая разрушение коренных пород берегов и берегового склона в результате растворения их морской водой; в термическая разрушение берегов сложенных мёрзлыми породами или льдом в результате отщепляющего действия морской воды на лёд.
21580. ЛЕДНИКОВЫЙ РЕЛЬЕФ И ЛЕДНИКОВЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ 94.5 KB
  Обломочный материал переносимый и откладываемый льдом образует морены. Различают: подвижные морены переносимые льдом; отложенные морены различные типы ледниковых отложений; морены как формы аккумулятивного ледникового рельефа. Основные морены состоят из самых разнообразных по размеру частиц от глинистых до валунных. С удалением от области ледниковой денудации в составе морены увеличивается количество пылеватого материала и заметно уменьшается величина валунов.
21581. РЕЛЬЕФ И ЭНДОГЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ 104.5 KB
  Планетарные и тектонические формы рельефа 9. Вулканические формы рельефа 9. Псевдовулканические формы рельефа 9. Планетарные и тектонические формы рельефа Наболее крупными величайшими формами рельефа планеты являются материковые выступы и океанические впадины.
21582. НЕОТЕКТОНИКА И РЕЛЬЕФ 52.5 KB
  Геоморфологические методы исследования новейших структур и движений 10. Геофизичекие аэрокосмические и другие методы изучения неотектоники 10. Геоморфологические методы исследования новейших структур и движений Выражение структур в облике земной поверхности обуславливается следующими факторами: спецификой геометрии структур размерности морфологии плановых очертаний; спецификой проявления экзогенных процессов изменениями морфологии и строения экзогенных форм рельефа под влиянием растущей структуры; составом свойствами и...
21583. МЕТОДЫ ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 44.5 KB
  Морфографические методы основаны на непосредственном наблюдении внешнего облика форм и элементов рельефа выявлении их особенностей и типических черт с целью морфологической классификации и описания а также изучения их пространственных взаимосвязей. Морфометрические методы основаны на применении количественных критериев к анализу форм рельефа и соответствующего генетического истолкования получаемого результата. Стратиграфический метод предназначен для установления геологического возраста отложений и форм рельефа....
21584. ОСНОВЫ ЧЕТВЕРТИЧНОЙ ГЕОЛОГИИ 44 KB
  Особенности антропогеновых отложений 12. Практическое и теоретическое значение изучения антропогеновых отложений 12. ОСНОВЫ ЧЕТВЕРТИЧНОЙ ГЕОЛОГИИ Последний период геологического развития Земли именуется по разному: четвертичный период по бытовавшему в 18 веке делению всех отложений на четыре формации ледниковый период новейший период плейстоцен антропоген. Ляйелем для отложений содержащих в составе морской фауны до 90 современных видов.
21585. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕТВЕРТИЧНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ 33 KB
  МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕТВЕРТИЧНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ 13. Геологические методы 13. Геоморфологические методы 13. Геофизические методы 13.
21586. ОСНОВЫ СТРАТИГРАФИИ АНТРОПОГЕНА 34.5 KB
  лет назад 5 млн. лет назад в Африке возникли австралопитеки южные обезьяны освоившие прямохождение. лет назад от австралопитеков произошли первые гоминиды и их поздние представители относятся к роду Ноmo habilis человек умный. лет назад в Африке появились питекантропы первые представители архантропов древних людей.