61692

Скорость, время, расстояние

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Закрепление полученных знаний о данных математических величинах и способах их нахождения. Задачи: 1) Образовательные: Закрепить знания о величинах, сформировать вычислительные навыки...

Русский

2014-05-30

27.16 KB

1 чел.

Урок № 4.

Дата: 15.10.13

Класс: 4 «В»

Предмет: Математика

Тема урока: «Скорость, время, расстояние»

Цель: Закрепление полученных знаний о данных математических величинах и способах их нахождения.

Задачи: 1) Образовательные: Закрепить знания о величинах, сформировать вычислительные навыки; 2) Воспитательные: Воспитывать ответственность, аккуратность и предприимчивость; 3) Развивающие: Развивать внимание, память, механическое и логическое мышление, умение рассуждать и субъективно оценивать (в том числе и самооценка).

Оборудование: Демонстрационный материал (Наглядные пособия – Формулы нахождения скорости, времени и расстояния), учебники.

Структура урока

Содержание урока

Примечания

1. Организационный момент

У. – Здравствуйте дети. Меня зовут Владислав Витальевич, и сегодня урок математики проведу у вас я. Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столе должны лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Садитесь.

2. Актуализация знаний

У. – А начнем мы с вами урок с устного счета. К доске выходит Сережа Сидоров (условно) 

У. – Ну что же, вы хорошо поработали. А если что-то не получилось, не расстраивайтесь, потренируетесь еще.

Теперь открываем учебники на странице 53, Урок 30 и находим упражнение 1.

Прочитали задание про себя.

Дети читают.

Катя, скажи пожалуйста, что нам нужно выполнить в этом упражнении?

Д. – Нам нужно в 1 столбике примеров выразить минуты в секунды, а во втором столбике – наоборот, перевести секунды в минуты.

У. – Верно. Ребята, давайте вспомним, а сколько в одной минуте секунд?

Д. – В 1 минуте 60 секунд.

У. – А как мы можем перевести минуты в секунды?

Д. – Мы должны 60 секунд умножить на количество минут.

У. – Молодцы. А теперь решаем примеры из 1 столбика.

У. – Ребята, скажите, а как же мы сможем перевести секунды обратно в минуты?

Д. – Мы должны число секунд разделить на 60.

У. – Верно. Теперь выполняем 2 столбик.

Учащиеся выполняют.

У. – Молодцы. Ребята, давайте вспомним, какие величины мы изучали на прошлом уроке?

Д. – Мы на прошлом уроке изучали скорость, время и расстояние.

У. – Верно. А кто мне скажет, что такое скорость?

Д. – Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени.

У. – А что такое расстояние?

Д. – Расстояние – это часть пути, пройденная за определенный промежуток времени.

У. – Правильно. Давайте с вами повторим формулы нахождения скорости, времени и расстояния?

Скажи Петя (условно), как нам найти расстояние?

Д. – Чтобы найти расстояние, мы должны скорость умножить на время.

У. – Верно. А как нам найти время?

Д. – Чтобы найти время, мы должны расстояние разделить на скорость.

У. – А как нам найти скорость?

Д. – Мы должны расстояние разделить на время.

Учащийся выходит к доске и на оборотной стороне выполняет задание, остальные учащиеся выполняют примеры самостоятельно. Учитель закрывает крыло доски и диктует примеры 3 раза: 1 раз учащиеся слушают пример, 2 раз записывают, затем после большой паузы 3 раз – проверяют решение. Затем класс вместе с учителем проверяют решенные примеры (учитель читает только номер примера и его ответ).

Устный счет:

1. Из произведения чисел 4 и 12 вычесть 26 = (4*12) – 26 = 48 – 26 = 22;

2. Во сколько раз 140 больше 5 = 140 : 5 = 28;

3. Разность чисел 78 и 54 увеличьте в 4 раза = (78 – 54) * 4 = 24 * 4 = 96;

4. Найди сумму чисел 79 и 23 = 79 + 23 = 102;

5. На сколько 24 меньше 67 = 67 – 24 = 43;

6. Увеличь число 64 в 3 раза = 64 * 3 = 192;

7. Сколько сотен в числе 23 тысячи 45 = 23045 = 230 сотен;

8. Запиши число 230 миллионов 44 тысячи 51 = 230.044.051 = 230044051;

9. 1 упаковка карандашей стоит 12 рублей. Сколько рублей стоит 6 таких упаковок? = 1) 12 * 6 = 72 (руб.) – стоят 6 упаковок карандашей,

Ответ: 72 рубля;

10. Длина квадрата равна 5 см. Найдите периметр квадрата = у квадрата все стороны равны, значит длина равна ширине. Следовательно Р = (5+5) * 2 = 5* 4 = 20 (см) – Р квадрата,

Ответ: 20 сантиметров.

Задание 6:

а) Вырази в секундах:

1. 6 мин = 60 сек * 6 мин = 360 сек;

2. 9 мин 40 сек = 60 * 9 + 40 = 540 + 40 = 580 сек;

3. 10 мин 2 сек = 60 сек * 10 мин + 2 сек = 600 + 2 = 602 сек;

б) Вырази в минутах:

1. 240 сек = 240 : 60 = 4 мин;

2. 540 сек = 540 : 60 = 9 мин;

3. 420 сек = 420 : 60 = 7 мин.

Учитель опрашивает учащихся с места, по поднятой руке.

 

Учитель опрашивает учащихся по поднятой руке. Если учащийся называет формулу правильно, учитель вывешивает ее на доске.

 

S = v * t – формула нахождения расстояния.

t = S : v – формула нахождения времени.

v = S : t – формула нахождения скорости.

3. Закрепление З.У.Н.

У. – Замечательно. Формулы мы с вами повторили, а теперь попробуем решать задачи. На странице 54 найдите упражнение 3и задачу под буквой «а».

Прочитали задание про себя.

Дети читают.

Ира, прочитай, пожалуйста, задачу под буквой «а».

Ира читает: Туристский маршрут состоит из пешей и конной частей. В пешей части маршрута туристы идут 4 часа со скоростью 5 км/ч, а в конной – едут 2 часа на лошадях со скоростью 8 км/ч. Какова протяженность маршрута?

У. – Запишем краткое условие задачи в таблицу. Сколько у нас получится колонок, и как мы их назовем?

Д. – У нас получатся колонки «скорость», «время», «расстояние».

У. – Пробегите глазами еще раз условие задачи и скажите, что нам нужно узнать в задаче?

Д. – Нам нужно узнать, сколько километров всего прошли туристы.

У. – Мы сможем это узнать сразу?

Д. – Нет.

У. – Что же мы сначала должны узнать?

Д. – Мы должны узнать, сколько километров туристы прошли пешком и сколько километров проехали на лошадях?

У. – Верно. К доске у нас пойдет Саша Иванов. А вы решайте у себя в тетрадях самостоятельно. Когда Саша выполнит задание, проверьте, правильно он решил задачу или нет?

Дети решают и проверяют задачу.

У. – Молодцы. Смотрим вторую задачу под буквой «б». Прочитайте про себя условие задачи.

Дети читают.

У. – Скажите, нам нужно составлять таблицу для решения этой задачи?

Д. – Нет. Она решается в одно действие.

У. – Верно. Тогда попробуйте решить эту задачу самостоятельно.

Дети решают.

У. – Ну что же, я вижу, большинство справилось. Теперь обратите внимание на задачу под буквой «в». Про себя прочитайте условие задачи.

Дети читают.

У. - Костя, прочитай пожалуйста условие задачи.

Костя читает:

Голубая акула плывет со скоростью 600 м/мин. За какое время она достигнет берега, если находится на расстоянии 3 км от него?

У. – Ребята, скажите, что вы заметили необычного в этой задаче? Можем ли мы сразу ее решить?

Д. – Нет. Потому что сначала нужно километры перевести в метры.

У. – А в 1 километре сколько метров?

Д. – 60.

У. – Верно. К доске у нас пойдет Коля Сидоров (условно).

Учащийся решает задачу.

У. – Молодцы. Теперь найдите задание 6. Скажите, что мы будем делать?

У. – Решать уравнения.

Д. – Верно. Как вы думаете, что представляет собой левая часть уравнения?

Д. – Уравнение представляет собой сумму.

У. – Что нам не известно в этом уравнении?

Д. – Нам не известно второе слагаемое.

У. – Верно. К доске идет Лиза Сорокина.

Учащиеся выполняют первое действие.

У. – Посмотрите, что теперь представляет собой уравнение?

Д. – Оно представляет собой частное.

У. – Что теперь нам неизвестно в этом уравнении?

Д. – Нам неизвестно делимое.

У. – Как нам найти делимое?

Д. – Нам нужно делитель умножить на частное.

Учащиеся выполняют второе действие.

У. – Теперь давайте проведем самопроверку. Как надо выполнять самопроверку?

Д. – Надо на место х вставить получившийся ответ.

Учащиеся выполняют самопроверку.

У. - Теперь давайте выполним упражнение 7. Пробегите глазами задание, кто готов работать, поднимите руки. К доске идут Лида и Женя (условно).

Задание 3, под буквой «а»:

Решение задачи:

Составим таблицу:

v

t

S

П.

5 км/ч

4 ч

? км

К.

8 км/ч

2 ч

? км

 

1) 5 * 4 = 20 (км) – S пешком;

2) 8 * 2 = 16 (км) – S на конях;

3) 20 + 16 = 36 (км) – весь путь;

Ответ: 36 километров.

                                               

Учитель вместе с учащимися разбирает задачу, затем один учащийся решает ее на доске, а остальные – самостоятельно. Затем повторно разбирают задачу и исправляют ошибки, если таковые есть.

Следующую задачу, под буквой «б» учащиеся решают самостоятельно. После ее выполнения учитель опрашивает выборочно нескольких учащихся и сверяет получившиеся ответы:

Бурокрылые ржанки, обитающие на Чукотке, зимуют на Гавайских островах. Они совершают беспосадочный перелет на расстояние 3000 км за 40 ч. С какой скоростью бурокрылые ржанки совершают этот перелет?

Решение задачи:

S = 3000 км;

t = 40 ч;

v =? км/ч

S = v * t;

v = S : t

1) 3000 : 40 = 75 (км/ч) – v бурокрылых ржанок;

Ответ: 75 километров/час.

Решение задачи:

S = 3 км;

v = 600 м/мин;

t = ? ч.

S = v * t

t = S : v

S = 3 км = 3 * 1000 м = 3000 м;

1) 3000 : 600 = 5 (мин) – время, за которое акула доплывет до берега;

Ответ: 5 минут.

Учитель вместе с учащимися разбирает задачу, затем один учащийся решает ее на доске, а остальные – самостоятельно. Затем повторно разбирают задачу и исправляют ошибки, если таковые есть.

Задание № 6:

Реши уравнения:

1. 1971 + х : 7 = 2129

х : 7 = 2129 – 1971

х : 7 = 158

х = 158 * 7

х = 1106.

Проверка:

1971 + 1106 : 7 = 2129;

1971 + 158 = 2129;

2129 = 2129.

Учитель вызывает двух учащихся, и они решают выражения в разных крыльях доски. Учитель их закрывает , а остальные учащиеся выполняют задание самостоятельно, а затем, вместе с учителем проверяют выполненное задание с исправлением ошибок, если таковые есть.

Во время работы учитель ходит по классу и периодически смотрит, как работают учащиеся в тетрадях и у доски:

Задание № 7Найди значения выражений:

а) (272072 : 8 + 181044 : 9) * 3 – 282126 : 6;

1) 272072 : 8 = 34009;

2) 181044 : 9 = 200116;

3) 200116 + 34009 = 234125;

4) 234125 * 3 = 102375;

5) 282126 : 6 = 4700201;

6) 4700201 – 102375 = 4597826.

Ответ: 4597826.

б) (30795 : 5 + 87831 : 9 – 27895 : 7) * 4;

1) 30795 : 5 = 60159;

2) 87831 : 9 = 9759;

3) 27895 : 7 = 3985;

4) 60159 + 9759 = 69918;

5) 69918 – 3985 = 65933;

6) 65933 * 4 = 263732;

Ответ: 263732.

4. Итоги урока.

У. – Ребята, что вам сегодня понравилось или не понравилось на уроке? Что надо еще повторить?

Учащиеся высказываются.

У. – Ребята, какую бы вы себе сегодня поставили оценку? Почему?

Учащиеся высказываются.

У. – Спасибо вам за работу на уроке. До свидания.

Учитель соотносит оценки учащихся со своими.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58629. Права и обязанности детей 42.5 KB
  Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка. Разделить понятия права и обязанности показать единство прав и обязанностей. Воспитывать уважение к правам других людей.
58630. Наземно-воздушная и почвенная среды жизни 35 KB
  Цель: Сформировать у учащихся представления о наземно-воздушной и почвенной средах жизни; Продолжить развитие мыслительных операций; Воспитывать самостоятельность при работе с учебником.
58631. Вони захищали Батьківщину 116.5 KB
  Обладнання: плакати фрагменти фільму про Велику Вітчизняну війну речові символи війни каска фляга кружка свічкакомп’ютер аудіо та відеокасети на дошці портрети поетів воїнів.
58633. Урок-проект по повести Б. Васильева «В списках не значился» 55.5 KB
  Ход урока На доске записаны или выведены на экран два эпиграфа цитаты из повести В списках не значился: Крепость не пала: она просто истекла кровью. Работа начинается с небольшого вступительного слова учителя который обращает внимание ребят...
58636. Евристика 189.5 KB
  Евристичне мислення Евристичні прийоми й методи евристічна властивість. Наука що вивчає продуктивне та творче мислення евристичну діяльність. Евристичні методи активізації творчого мислення Потреба в ефективних прийомах та методах активізації творчого мислення виникла дуже давно.