61696

Политический режим. Типы политических режимов

Доклад

Политология и государственное регулирование

Политический режим – это система способов и средств осуществления государственной власти, в которых выражается метод правления и законности. Все политические режимы можно разделить на 2 группы: на недемократические, демократические.

Русский

2014-06-10

45.5 KB

0 чел.

Тема: Политический режим.

Политический режим – это система способов и средств осуществления государственной власти, в которых выражается метод правления и законности. Все политические режимы можно разделить на 2 группы: на недемократические, демократические.

К числу недемократических относятся следующие:

1) Деспотический режим – характерен для абсолютной монархии, при которой власть осуществляется исключительно одним лицом.

За собой монарх непременно оставляет карательную и налоговую функцию. Главным в деспотическом государстве является повиновение, подчинение воле правителя. Сила, могущая противостоять воле деспота (монарха) - религия, которая является обязательно и для государя. При деспотическом режиме жестоко подавляется любая самостоятельность, независимость, возмущение, недовольство и несогласие подвластных. Главные санкции, применяемые наиболее часто – смертная казнь.

2) С деспотическим режимом во многом сходен тиранический режим, имеющий подобные характерные черты. Найти в инете разницу с деспотическим

3) Тоталитарный режим – всеобщая, всеохватная власть. Экономическая основа тоталитаризма является крупная собственность – общинная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологией и одной правящей партией. При таком режиме выделяется вождь, который обожествляется.

4) Фашистский режим (расистский режим) – отличается от тоталитаризма, тем что основан на националистической (расистской, шовинистской) идеологии, возводимый в ранг государственный. Люди не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности.

Милитаризация – гонка вооружений, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и наконец, военная экспансия – отличительные признаки фашизма. В основном он сходен с тоталитаризмом, поэтому фашизм считается разновидностью тоталитаризма.

5) Авторитарный режим – по сравнению с предыдущим более мягкий. Власть не формируется и не контролируется народом.

Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли не играют, выполняя роль декорации, придание власти формы цивилизованности – выборы проводятся, но формально. Реальная же жизнь в стране задается волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. В авторитарном государстве управление чрезмерно централизованно, инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра. Авторитарное государство опирается на политический и военный аппарат. Оппозиция при авторитарном режиме не допускается.

В политической жизни могут участвовать несколько партий, которые должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, иначе они распускаются. Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они закреплены в конституции.

Демократические режимы:

1)Либеральный режим существует в тех странах, где развиты рыночные отношения, либеральный режим формально провозглашает равенство всех граждан, фактического же равенства нет. Провозглашается свобода слова, экономическую основу либерального государства составляет частная собственность. Либеральный режим допускает существование оппозиции, существует многопартийность.

Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей политических партий отдельного кандидата. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей.

2)Демократический режим – режим будущего. Некоторые страны, например, Скандинавские вплотную к нему приблизились. Этот режим предоставляет гражданам широкие и реальные права и свободы. В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве также избираются, но критериями являются не политические, а профессиональные качества. Референдум, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни, право уступает место морали, гуманизм и нравственность – отличительные признаки демократического государства.

Тема: Правовое государство.

Правовое государство – определение

Теория правового государства была создана раньше появления первых государств такого рода. Основателем теории являются Монтескью Шарль Луи (О духе законов 1748), Иммануил Кант (Критика чистого разума). Практическое воплощение в жизнь данная теория получила в середине 20 века в таких странах как США, Англия, Франция, Германия, Скандинавские страны.

Признаки:

1)Господство (верховенство) права означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон, но не всякий, а лишь отвечающий, сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, воплощающие принципы права, законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры, принятые законы не должны противоречить конституции и международноправовым нормам. Но не только в издании качественных законов выражается господство права – правовым законам должны подчиняться и сама государственная власть, создающая законы. Нормы права должны быть обязательными и для государственных органов в той же мере, что и для граждан.

2)Разделение властей - правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательная, исполнительная, судебная. С целью предотвращения возможности злоупотребления властью должна быть создана система сдержек и противовесов, где равновесие законодательной, судебной, исполнительной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правовых пределах. Говорить о разделении властей можно лишь условно, поскольку государственная власть едина, речь может идти лишь о распределении функции в государственном управлении, о рассредоточении, распределении государственных дел. Воплощение принципа разделения властей позволяет:

1)Предотвратить злоупотребление властью

2)Повысить профессионализм в государственном управлении

3)Осуществлять контроль за действиями государственных органов

4)Возлагать на виновных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении

3)Широкие и реальные права и свободы личности - закрепляются в конституции, однако этого не достаточно, поскольку в правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации

4)Взаимная ответственность государства и личности – отношение между государством, как носителем политической власти и гражданами, как участниками ее формирования и осуществления, должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях, оно берет на себя обязанность обеспечивать справедливость,

в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его подписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение своих обязанностей.

Основа правового государства:

а) Экономической основой правового государства является определенные общественные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности в свободном предпринимательстве.

б) Социальной основой правового государства является создание в обществе условий, необходимые для реализаций каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека.

в) Политической основой правового государства является суверенитет.

 

Тема: Политическая система.

Политическая система представляет собой

совокупность государственных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. В зависимости от степени участия в политической жизни эти органы и организации в научной литературе подразделяются на следующие группы:

1)Собственно- политические, к числу которых относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации.

Характерными признаками этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель, заключающаяся в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе, в проведении политических интересов, господствующих классов и от части всего общества в жизнь. Решающую роль среди собственно- политических, также как и всех остальных частей политической системы общества, всегда играло и продолжает играть государство, которое будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления выступает как главная сила в руках любого господствующего класса или слоя, как важнейшее средство осуществления его политической власти.

В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым на протяжении всей истории развития классового общества, и, следовательно, его политической системы. В отличии от других составных звеньев политической системы ( политической партии, движения), могущих появляться и исчезать.

2)Несобственно-политические объединения, к которым относятся организации, возникающие и развивающиеся не в силу непосредственно-политических, а в силу экономических, культурных, производственных и других причин.

Это профсоюзные, кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования в отличие от собственно – политических объединений никогда не выступает политическая цель. Свою деятельность эти организации осуществляют не в политической, а в производственной, социально – бытовой, культурной и в других сферах жизни общества.

Политическая деятельность этих организаций не составляет их функционирования, она не имеет для них решающего значения.

3)Организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью (Объединение нумизматов, филателистов, туристов, автомотолюбителей и другие).

 

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46039. Акредитація органів з оцінки відповідності 102.5 KB
  Якість сертифікації залежить від діяльності органу з сертифікації, його високої компетентності та незалежності. Крім того, всі дії органу з сертифікації повинні бути спрямовані на задоволення потреб клієнтів. Орган з сертифікації повинен забезпечувати заявнику безперешкодний доступ до інформації про його послуги.
46040. Каналы выхода на различные аудитории: СМИ и оценка эффективности воздействия различных каналов 27.5 KB
  Каналы выхода на различные аудитории: СМИ и оценка эффективности воздействия различных каналов. Под СМИ понимается средство донесения информации словесной звуковой визуальной по принципу широковещательного канала охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе. Отличительные черты СМИ публичность; наличие специальных технических приборов для передачи информации; непрямое разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к...
46041. Технология разработки и реализаций PR-акций 12.77 KB
  Технология разработки и реализаций PRакций. Тем не менее разработка PRакций большинства компаний состоит в следующем: 1. Постановка общей цели: опираясь на результаты анализа можно сформулировать общую цель проведения PRакций. Это один из ключевых компонентов в разработке PRакций.
46042. Обзор системы для проведения PR-мероприятий 86.5 KB
  Компания госпожи Пайн одна из нескольких занимающих особую нишу она разрабатывает инструментарий для оценки эффективности маркетинговых и PRпрограмм. Среди продукции и услуг компании The Mesurement Stndrd ежемесячный специальный бюллетень в котором публикуются последние новости текущая информация и советы по измерению оценке и анализу; One Minute Benchmrking Bulletin регулярно обновляемый информационный ресурс который позволяет менеджерам и маркетологам за минуту или даже быстрее получить информацию о новейших методиках для...
46043. Заключительный этап проведения PR-кампании 32.5 KB
  Наибольшую трудность на этом этапе представляет проблема оценки эффективности всей кампании.4 В российской практике наиболее распространенным методом оценки эффективности PRкампаний стал анализ публикаций в прессе который заключается в постоянном мониторинге публикаций в прессе и других СМИ затрагивающих тематику проводимой PRкампании. Эффективность кампании по связям с общественностью наиболее точно измеряется комплексными методиками сочетающими в себе как неформальные так и формальные методы.
46044. Стратегия и тактика использования СМИ в связях с общественностью. Правила разработки коммуникационных и информационных кампаний в СМИ 36.56 KB
  Стратегия и тактика использования СМИ в связях с общественностью. Правила разработки коммуникационных и информационных кампаний в СМИ. Считается даже что до восьмидесяти процентов всей работы в них приходится на взаимодействие со СМИ. По данным социологического исследования опубликованного в журнале Сообщение самую существенную часть расходов компании составляют связи со СМИ для формирования имиджа кандидата в целом.
46045. Построение стратегии взаимодействия со СМИ 48 KB
  Считается даже что до восьмидесяти процентов всей работы в них приходится на взаимодействие со СМИ. По данным социологического исследования опубликованного в журнале Сообщение самую существенную часть расходов компании составляют связи со СМИ для формирования имиджа кандидата в целом. От степени умения и желания работать со СМИ нередко зависит успех деятельности различных предпринимательских структур органов власти отдельных руководителей политиков. СМИ обладают максимальным поражающим эффектом и придают информации определенный статус...