61696

Политический режим. Типы политических режимов

Доклад

Политология и государственное регулирование

Политический режим – это система способов и средств осуществления государственной власти, в которых выражается метод правления и законности. Все политические режимы можно разделить на 2 группы: на недемократические, демократические.

Русский

2014-06-10

45.5 KB

0 чел.

Тема: Политический режим.

Политический режим – это система способов и средств осуществления государственной власти, в которых выражается метод правления и законности. Все политические режимы можно разделить на 2 группы: на недемократические, демократические.

К числу недемократических относятся следующие:

1) Деспотический режим – характерен для абсолютной монархии, при которой власть осуществляется исключительно одним лицом.

За собой монарх непременно оставляет карательную и налоговую функцию. Главным в деспотическом государстве является повиновение, подчинение воле правителя. Сила, могущая противостоять воле деспота (монарха) - религия, которая является обязательно и для государя. При деспотическом режиме жестоко подавляется любая самостоятельность, независимость, возмущение, недовольство и несогласие подвластных. Главные санкции, применяемые наиболее часто – смертная казнь.

2) С деспотическим режимом во многом сходен тиранический режим, имеющий подобные характерные черты. Найти в инете разницу с деспотическим

3) Тоталитарный режим – всеобщая, всеохватная власть. Экономическая основа тоталитаризма является крупная собственность – общинная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологией и одной правящей партией. При таком режиме выделяется вождь, который обожествляется.

4) Фашистский режим (расистский режим) – отличается от тоталитаризма, тем что основан на националистической (расистской, шовинистской) идеологии, возводимый в ранг государственный. Люди не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности.

Милитаризация – гонка вооружений, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и наконец, военная экспансия – отличительные признаки фашизма. В основном он сходен с тоталитаризмом, поэтому фашизм считается разновидностью тоталитаризма.

5) Авторитарный режим – по сравнению с предыдущим более мягкий. Власть не формируется и не контролируется народом.

Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли не играют, выполняя роль декорации, придание власти формы цивилизованности – выборы проводятся, но формально. Реальная же жизнь в стране задается волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. В авторитарном государстве управление чрезмерно централизованно, инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра. Авторитарное государство опирается на политический и военный аппарат. Оппозиция при авторитарном режиме не допускается.

В политической жизни могут участвовать несколько партий, которые должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, иначе они распускаются. Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они закреплены в конституции.

Демократические режимы:

1)Либеральный режим существует в тех странах, где развиты рыночные отношения, либеральный режим формально провозглашает равенство всех граждан, фактического же равенства нет. Провозглашается свобода слова, экономическую основу либерального государства составляет частная собственность. Либеральный режим допускает существование оппозиции, существует многопартийность.

Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей политических партий отдельного кандидата. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей.

2)Демократический режим – режим будущего. Некоторые страны, например, Скандинавские вплотную к нему приблизились. Этот режим предоставляет гражданам широкие и реальные права и свободы. В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве также избираются, но критериями являются не политические, а профессиональные качества. Референдум, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни, право уступает место морали, гуманизм и нравственность – отличительные признаки демократического государства.

Тема: Правовое государство.

Правовое государство – определение

Теория правового государства была создана раньше появления первых государств такого рода. Основателем теории являются Монтескью Шарль Луи (О духе законов 1748), Иммануил Кант (Критика чистого разума). Практическое воплощение в жизнь данная теория получила в середине 20 века в таких странах как США, Англия, Франция, Германия, Скандинавские страны.

Признаки:

1)Господство (верховенство) права означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон, но не всякий, а лишь отвечающий, сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, воплощающие принципы права, законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры, принятые законы не должны противоречить конституции и международноправовым нормам. Но не только в издании качественных законов выражается господство права – правовым законам должны подчиняться и сама государственная власть, создающая законы. Нормы права должны быть обязательными и для государственных органов в той же мере, что и для граждан.

2)Разделение властей - правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательная, исполнительная, судебная. С целью предотвращения возможности злоупотребления властью должна быть создана система сдержек и противовесов, где равновесие законодательной, судебной, исполнительной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правовых пределах. Говорить о разделении властей можно лишь условно, поскольку государственная власть едина, речь может идти лишь о распределении функции в государственном управлении, о рассредоточении, распределении государственных дел. Воплощение принципа разделения властей позволяет:

1)Предотвратить злоупотребление властью

2)Повысить профессионализм в государственном управлении

3)Осуществлять контроль за действиями государственных органов

4)Возлагать на виновных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении

3)Широкие и реальные права и свободы личности - закрепляются в конституции, однако этого не достаточно, поскольку в правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации

4)Взаимная ответственность государства и личности – отношение между государством, как носителем политической власти и гражданами, как участниками ее формирования и осуществления, должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях, оно берет на себя обязанность обеспечивать справедливость,

в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его подписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение своих обязанностей.

Основа правового государства:

а) Экономической основой правового государства является определенные общественные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности в свободном предпринимательстве.

б) Социальной основой правового государства является создание в обществе условий, необходимые для реализаций каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека.

в) Политической основой правового государства является суверенитет.

 

Тема: Политическая система.

Политическая система представляет собой

совокупность государственных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. В зависимости от степени участия в политической жизни эти органы и организации в научной литературе подразделяются на следующие группы:

1)Собственно- политические, к числу которых относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации.

Характерными признаками этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель, заключающаяся в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе, в проведении политических интересов, господствующих классов и от части всего общества в жизнь. Решающую роль среди собственно- политических, также как и всех остальных частей политической системы общества, всегда играло и продолжает играть государство, которое будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления выступает как главная сила в руках любого господствующего класса или слоя, как важнейшее средство осуществления его политической власти.

В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым на протяжении всей истории развития классового общества, и, следовательно, его политической системы. В отличии от других составных звеньев политической системы ( политической партии, движения), могущих появляться и исчезать.

2)Несобственно-политические объединения, к которым относятся организации, возникающие и развивающиеся не в силу непосредственно-политических, а в силу экономических, культурных, производственных и других причин.

Это профсоюзные, кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования в отличие от собственно – политических объединений никогда не выступает политическая цель. Свою деятельность эти организации осуществляют не в политической, а в производственной, социально – бытовой, культурной и в других сферах жизни общества.

Политическая деятельность этих организаций не составляет их функционирования, она не имеет для них решающего значения.

3)Организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью (Объединение нумизматов, филателистов, туристов, автомотолюбителей и другие).

 

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32999. Философия техники, Исследование первопричин техники 24.35 KB
  Исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп написавший Основные направления философии техники 1877. философия техники во-первых исследует феномен техники в целом во-вторых не только ее имманентное развитие но и место в общественном развитии в целом в-третьих принимает во внимание широкую историческую перспективу.
33000. Философия и ее предмет. Исторические условия возникновения философии 42.2 KB
  Философия - любовь к мудрости (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.
33001. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 35.04 KB
  РВ вобрала в себя миф и ритуал в таком виде она несла зачаток как религиозного так и философского видения мира и человека. Есть там и идея макрокосмической эмбриогонии согласно которой рождение космоса рассматривается по аналогии с зачатием и рождением человека в материнском лоне. Космос порождает человека. В рамках древнеиндийской философии подчёркивается значение духовной стороны человека она приобретает здесь космический смысл.
33002. Милетская школа. Милетская школа философии 26.78 KB
  Обратимся к наиболее известному опровержению возможности движения – знаменитым апориям Зенона которого Аристотель назвал изобретателем диалектики. Но для философа вопрос ставиться не в плоскости эмпирического существования движения а в плане мыслимости его противоречивости и в системе понятия в диалектике его соотношения с пространством и временем. Элиатам не удалось доказать что движения нет. Они своими тонкими рассуждениями показали то что едва ли кто из их современников осмысливал что такое движение Сами они в своих размышлениях...
33003. Платон и Аристотель 17.61 KB
  Философскоэтические взгляды Платона изложены в многочисленных диалогах главное действующее лицо которых как правило его учитель Сократ. В дошедших до нас произведениях нет законченной философской системы поэтому воззрения Платона на те или иные вопросы служили и продолжают служить предметом спора между исследователями. Образы идеи по мнению Платона находятся вне времени и пространства недоступны восприятию но их может созерцать разум который и связывает два мира: потусторонний и реальный. Трудно назвать область знаний которая не...
33004. Философия поздней античности 17.13 KB
  В смысловой мир человека вторгалось чувство безосновности и негарантированности существования. Именно они порабощают человека. Его основатель – Зенон из Китая утверждал что основная цель человека – жить в согласии с природой и это то же самое что жить согласно с добродетелью. Стоический мудрец идеал человека является воплощенным разумом.
33005. Философия средневековья, монотеизм как основа философии средневековья 20.82 KB
  Для философии это был период когда изменились цель и характер философствования. Философы могли свободно создавать свои мировоззренческие концепции как в области онтологии так и в гносеологии этике эстетике социальной философии. А тот факт что тенденция к союзу философии и теологии к их взаимодействию проявилась еще в конце античности...
33006. Эпоха Возрождения, этапы развития 28.3 KB
  Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма стоической и эпикурейской философской мысли. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении. Первый этап развития философии эпохи Возрождения Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире который рассматривался как...
33007. Философия нового времени. Эмпиризм 17.81 KB
  Иной подход к сенсуализму продемонстрировал английский епископ Джордж Беркли 1685 1753. Стремясь защитить религию от идей материализма и атеизма Беркли в работе Трактат об основах человеческого познания 1710 использовал для этого принципы сенсуализма и в результате создал концепцию субъективного идеализма. Каждый предмет полагает Беркли можно определить как комплекс ощущений например яблоко – это собранные воедино определенный вкус цвет форма запах и пр. Все что реально существует дано нам в наших ощущениях и восприятиях...