61707

Средства музыкальной выразительности в цикле «Времена года» Антонио Вивальди

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вивальди Осень Сентябрь Вопросы после слушания: Какую вы услышали осень Какие картины представили Вот какую осень нарисовал великий итальянский композитор А. Вивальди....

Русский

2014-06-01

18.38 KB

2 чел.

Конспект урока по музыке.

Тема: Средства музыкальной выразительности в цикле «Времена года» Антонио Вивальди.

Цель урока: Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение), подведение детей к созданию образа осени посредством музыки, поэзии.

Задачи урока: Знакомство с творчеством итальянского композитора А.Вивальди.

Развитие вокально-хоровых навыков, развитие чувства ритма.

воспитание любви к музыке.

Тип урока: Углубление и закрепление знаний.

Информационно-методическое обеспечение: презентация (репродукции картин), портреты композиторов, стихи об осени.

Содержание: «Осень» из цикла «Времена года» А.Вивальди

Учитель:  Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. Отгадайте мою загадку:

“Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает,

Это всё когда бывает?” (Осенью)

Учитель: Какое у нас сейчас время года? А как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая бывает осень? (ранняя, поздняя). И сегодня на нашем занятии мы будем слушать музыку об этом замечательном времени года.

Музыка может нарисовать перед слушателями картину природы, подражая ее звукам и голосам. Но главная особенность музыки в том, что она может передавать настроения и чувства людей. И сегодня мы попытаемся понять о чем рассказывает и как рассказывает нам музыка. Для этого сядем поудобнее, закроем глазки и музыка унесет нас далеко, далеко в волшебный мир звуков.

                 Звучит запись А. Вивальди « Осень» (Сентябрь)

Вопросы после слушания:

-Какую вы услышали осень?

-Какие картины представили?

-Вот какую осень нарисовал великий итальянский композитор А. Вивальди.

(показать портрет композитора)

Сейчас мы познакомимся с великим итальянсим композитором А. Вивальди

АНТОНИО ВИВАЛЬДИ (Vivaldi, Antonio) (1678–1741),. Будущий Гений родился в 1678 году в Венеции. Его отец, происходящий из давнего рода городского населения, был парикмахером, но имел склонность и к музыке. Свое мастерство он реализовал в капелле одного из местных соборов. Маленький Антонио унаследовал талант от отца, а благодаря связям и влиянию последнего, смог получить достойное музыкальное образование. Вивальди уже в десять лет освоил игру на скрипке. Дальнейший путь гения привел его к церковной службе. Практика совмещения религиозной службы и музыкального творчества была широко распространенной на тот момент. Вивальди получает место учителя музыки в одной из школ. Такая работа дает ему возможность заниматься сочинением музыки, и уже спустя два года местное издательство опубликовало его двенадцать сонат.

Вивальди, совмещая преподавательскую деятельность в консерватории и сочинение музыки, пишет в этот период гласные произведения. В основе их лежат оперы и оратории, которые были поставлены тот час же на сценах лучших театров Венеции и Флоренции. Произведение Вивальди «Времена года» впоследствии стали считаться наибольшим его вкладом в музыку.

Этот, один из первых образцов большой симфонии, представляет собой цикл из четырех первых концертов восьмого труда Композитора. Именно здесь состоялся выход инструментов фагот, гобоя на авансцену оркестра в качестве самостоятельных. Концерт Вивальди «Весна», как и концерт Вивальди «Лето» представляют собой произведение для скрипки, выполняемой на верхних регистрах. Произведение для скрипки, принадлежащее руке Вивальди – «Зима», а также концерт Вивальди «Осень» характеризуются меланхоличным и низким звучание, умело предающим впечатление от каждого времени года.

Средства музыкальной выразительности, или как музыка становится музыкой.

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово - это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров.

У музыки свой особенный язык - язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр.

Но мы, ребята, поговорим только о нескольких из них. (Мелодия, лад, темп, динамика)

Мелодия ( Ребята как вы думаете, что такое мелодия? Какая она бывает?)

Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной - плавной и отрывистой, весёлой и грустной

Темп (Ребята, а что такое темп? Какой он бывает?)

Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио.

Лад (Что такое лад? Какой он бывает?)

В музыке существуют два контрастных лада - мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная - как печальная и мечтательная.

И еще одно средство музыкальной выразительности - динамика. Что это такое?

- Динамика - сила звучания. (Что такое? Какая бывает динамика?)

Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо).

Ребята, сейчас мы с вами прослушаем еще одну пьесу Антонио Вивальди, в которой он изобразил средствами музыкальной выразительности еще один осенний месяц октябрь. И мы с вами постараемся вместе понять какие именно средства музыкальной выразительности использовал композитор.

Итак, ребята, какие мы слушали произведения? Чьи мы слушали произведения? Антонио Вивальди композитор какой страны?

Ребята, у нас тоже есть современные композиторы, которые создают прекрасные произведения.

И я предлагаю послушать песню «Россия» и затем все вместе ее исполним.

Итог урока. О чем мы говорили на уроке? Что вы узнали нового? Какое задание было для вас интересным?

Домашнее задание: написать стихотворение (четворостишие) об осени.

Спасибо за внимание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68450. Вплив підприємства на навколишнє середовище 148 KB
  Екологічна характеристика підприємства припускає оцінку прогресивності технологій повноту використання сировини та палива застосовані схеми очистки стічних вод та аеровикидів характеристику потоків які відходять від води та газу вилучаємої території загальну економічну оцінку шкоди яку наносить...
68451. Функції, форми та методи державного управління 132.5 KB
  Система державного управління складається із повсякденного здійснення певних функцій. Термін “функція” застосовують для позначення діяльності будь-яких державних органів незалежно від їх мети. Функціонувати – значить діяти, бути в дії, виконувати обов’язки. Функція є і обов’язок, і коло діяльності, і призначення.
68452. Товародвижение на фармацевтическом рынке. Элементы логистики. Организация деятельности оптового звена 30.56 KB
  Вторая часть пути связана с продвижением готовой продукции от производителя до конечного потребителя или пользователя и называется товародвижением. Новый объект который появился в процессе движения продукции стал предметом изучения науки логистики от греч.
68453. История развития информатики 219.5 KB
  Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, т.к. именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.
68454. Основные положения права СМИ в РФ 19.83 KB
  Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности...
68455. Теория и практика сестринского дела. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности 1.26 MB
  О сестринском деле говорят, что это самая юная наука и самое древнее искусство. Сестринское дело считалось женской профессией, и самой из всех сестринских специальностей, и самой древней являлась акушерская (в Древней Греции, по определению Гиппократа, акушерки могли быть только рожавшие женщины...
68456. Информационные технологии в производстве текстильных изделий 52.5 KB
  В настоящее время любому специалисту, связанному с проектированием и производством текстильных изделий, приходится иметь дело с огромным объемом данных. С появлением компьютеров задача обработки и хранения данных существенно упростилась. Любые данные, хранимые на компьютере, подразделяются на текстовые и числовые.
68457. Организация оперативного ввода изображений в авиационные геоинформационные комплексы реального времени 1.17 MB
  Одной из основных проблем создания ИГК РВ является проблема оперативного ввода больших массивов видеоинформации в реальном масштабе времени, налагаемых на картографический фон. Эта видеоинформация может быть «набросана» от руки и представляет собой изображение...
68458. История политических учений 95 KB
  Отвергая демократию как форму государства Платон настаивает на необходимости использования ее основных принципов в его модели совершенного государства. Подчинения государства закону регулирования общественной жизни людей писанными нормами права и т.