61707

Средства музыкальной выразительности в цикле «Времена года» Антонио Вивальди

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вивальди Осень Сентябрь Вопросы после слушания: Какую вы услышали осень Какие картины представили Вот какую осень нарисовал великий итальянский композитор А. Вивальди....

Русский

2014-06-01

18.38 KB

1 чел.

Конспект урока по музыке.

Тема: Средства музыкальной выразительности в цикле «Времена года» Антонио Вивальди.

Цель урока: Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение), подведение детей к созданию образа осени посредством музыки, поэзии.

Задачи урока: Знакомство с творчеством итальянского композитора А.Вивальди.

Развитие вокально-хоровых навыков, развитие чувства ритма.

воспитание любви к музыке.

Тип урока: Углубление и закрепление знаний.

Информационно-методическое обеспечение: презентация (репродукции картин), портреты композиторов, стихи об осени.

Содержание: «Осень» из цикла «Времена года» А.Вивальди

Учитель:  Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. Отгадайте мою загадку:

“Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает,

Это всё когда бывает?” (Осенью)

Учитель: Какое у нас сейчас время года? А как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая бывает осень? (ранняя, поздняя). И сегодня на нашем занятии мы будем слушать музыку об этом замечательном времени года.

Музыка может нарисовать перед слушателями картину природы, подражая ее звукам и голосам. Но главная особенность музыки в том, что она может передавать настроения и чувства людей. И сегодня мы попытаемся понять о чем рассказывает и как рассказывает нам музыка. Для этого сядем поудобнее, закроем глазки и музыка унесет нас далеко, далеко в волшебный мир звуков.

                 Звучит запись А. Вивальди « Осень» (Сентябрь)

Вопросы после слушания:

-Какую вы услышали осень?

-Какие картины представили?

-Вот какую осень нарисовал великий итальянский композитор А. Вивальди.

(показать портрет композитора)

Сейчас мы познакомимся с великим итальянсим композитором А. Вивальди

АНТОНИО ВИВАЛЬДИ (Vivaldi, Antonio) (1678–1741),. Будущий Гений родился в 1678 году в Венеции. Его отец, происходящий из давнего рода городского населения, был парикмахером, но имел склонность и к музыке. Свое мастерство он реализовал в капелле одного из местных соборов. Маленький Антонио унаследовал талант от отца, а благодаря связям и влиянию последнего, смог получить достойное музыкальное образование. Вивальди уже в десять лет освоил игру на скрипке. Дальнейший путь гения привел его к церковной службе. Практика совмещения религиозной службы и музыкального творчества была широко распространенной на тот момент. Вивальди получает место учителя музыки в одной из школ. Такая работа дает ему возможность заниматься сочинением музыки, и уже спустя два года местное издательство опубликовало его двенадцать сонат.

Вивальди, совмещая преподавательскую деятельность в консерватории и сочинение музыки, пишет в этот период гласные произведения. В основе их лежат оперы и оратории, которые были поставлены тот час же на сценах лучших театров Венеции и Флоренции. Произведение Вивальди «Времена года» впоследствии стали считаться наибольшим его вкладом в музыку.

Этот, один из первых образцов большой симфонии, представляет собой цикл из четырех первых концертов восьмого труда Композитора. Именно здесь состоялся выход инструментов фагот, гобоя на авансцену оркестра в качестве самостоятельных. Концерт Вивальди «Весна», как и концерт Вивальди «Лето» представляют собой произведение для скрипки, выполняемой на верхних регистрах. Произведение для скрипки, принадлежащее руке Вивальди – «Зима», а также концерт Вивальди «Осень» характеризуются меланхоличным и низким звучание, умело предающим впечатление от каждого времени года.

Средства музыкальной выразительности, или как музыка становится музыкой.

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово - это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров.

У музыки свой особенный язык - язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр.

Но мы, ребята, поговорим только о нескольких из них. (Мелодия, лад, темп, динамика)

Мелодия ( Ребята как вы думаете, что такое мелодия? Какая она бывает?)

Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной - плавной и отрывистой, весёлой и грустной

Темп (Ребята, а что такое темп? Какой он бывает?)

Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио.

Лад (Что такое лад? Какой он бывает?)

В музыке существуют два контрастных лада - мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная - как печальная и мечтательная.

И еще одно средство музыкальной выразительности - динамика. Что это такое?

- Динамика - сила звучания. (Что такое? Какая бывает динамика?)

Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо).

Ребята, сейчас мы с вами прослушаем еще одну пьесу Антонио Вивальди, в которой он изобразил средствами музыкальной выразительности еще один осенний месяц октябрь. И мы с вами постараемся вместе понять какие именно средства музыкальной выразительности использовал композитор.

Итак, ребята, какие мы слушали произведения? Чьи мы слушали произведения? Антонио Вивальди композитор какой страны?

Ребята, у нас тоже есть современные композиторы, которые создают прекрасные произведения.

И я предлагаю послушать песню «Россия» и затем все вместе ее исполним.

Итог урока. О чем мы говорили на уроке? Что вы узнали нового? Какое задание было для вас интересным?

Домашнее задание: написать стихотворение (четворостишие) об осени.

Спасибо за внимание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25475. Современные записки 11.08 KB
  И как теперь видно именно литературный отдел Современных записок создал им известность если не сказать славу обеспечил жизнеспособность всему изданию когда в 1940 году после немецкого вторжения во Францию продолжать его выпуск стало невозможно в НьюЙорке с января 1942 года стал выходить Новый Журнал основанный романистом Марком Алдановым и поэтом Михаилом Цетлиным где был сохранён круг авторов Современных записок. Семьдесят номеров Современных записок журнал задумывался как ежемесячник но по многим причинам связанным...
25476. Принципы профессиональной социальной работы. Значение принципов для практик социальной работы 11.37 KB
  принципы профессиональной социальной работы. Значение принципов для практик социальной работы Принцип универсальности исключение дискриминации при оказании социальной помощи по расовым национальным религиозным политическим и иным признакам Принцип охраны социальных прав оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части из них Принцип социального реагирования осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам действовать в соответствии с...
25477. Российское телеграфное агентство (РОСТА) — центральный информационный орган советского государства (РСФСР, с 1924 СССР) в 1918—1925 годах. 11.67 KB
  Новое агентство было названо Российским Телеграфным агентством при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете сокращенно РОСТА. Техническую базу РОСТА составили структуры Петроградского телеграфного агентства и частных информационных агентств. СНК всем средствам массовой информации вменялось в обязанность перепечатывать полученные по каналам РОСТА декреты Советского правительства и последние новости.
25478. ГАЗЕТА ИЗВЕСТИЯ ПЕТРОГРАДСКОГО СОВЕТА РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ (1917-1921) 10.78 KB
  Москвы и Московской области 16 апреля 1921 г. Переписка с Обкомом ВКПб ОГПУ прокурором Ленинградской области о работе газеты; о письмах крестьян с критикой коллективизации сельского хозяйства принудительного труда крестьян на лесозаготовках состоянии сельского хозяйства в деревнях Ленинградской области и другим вопросам. ЛЕНИНСКИЙ ПУТЬ ОРГАН ВОЗНЕСЕНСКОГО РАЙКОМА ВКПб И ВОЗНЕСЕНСКОГО ИСПОЛКОМА РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 19381941 Приказы по редакции и типографии газеты.
25479. Методы соц.работы 13.88 KB
  работы давала Хотемова на лекциях в ПЛ № 34 – способы совокупность приемов и операций в соц. по направлениям и формам соц.работы: ● организационные; ● соц.
25481. Эффективность социальной работы- понятие, критерии и показатели 22.57 KB
  Эффективность социальной работы понятие критерии и показатели Существует два определения понятия эффективность социальной работы ЭСР:1 ЭСР это соотношение между достигнутыми результатами эффектами и затратами связанными с обеспечением результатов. На практике приходится считаться с так называемыми предельными результатами когда их количественные и качественные характеристик возрастают изза лимитации целого ряда факторов в данном учреждении социальной защиты; 2 ЭСР это фактически достигнутые и необходимые результаты...
25482. Отечественная журналистика в конце 50-х годов 11.92 KB
  в стране насчитывалось около 4 тыс. Широкое распространение транзисторных приемников позволило вовлечь 85 территории страны в зону возможного приема всесоюзных программ радио. большое распространение в стране получило телевидение. Телевидение стало одним из главных способов информирования населения о важнейших событиях в стране и за рубежом.