61709

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Определяют права и обязанности супругов родителей детей. 50 лет проживающий в Мурманске и имеющий жену и двух несовершеннолетних детей подал заявление о вступлении в брак с гражданкой М 45 лет проживающей в Москве.

Русский

2014-06-01

28.42 KB

1 чел.

КОНСПЕКТ


УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ


В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ


«ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ


РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ»


СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

БАРАНОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА


ЦЕЛИ:

  1.  
    Сформировать представление о правах и обязанностях родителей и детей в семье;
  2.  
    Повторить понятие «семейное право», условия и препятствия при вступлении в брак, права и обязанности супругов;
  3.  
    Развивать речь, операции логического мышления: анализ, сравнение, синтез;
  4.  
    Совершенствовать умение работать с картой,
  5.  
    Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;




ОБОРУДОВАНИЕ:

раздаточный дидактический материал


ХОД УРОКА:

  1.  
    Организационный момент.


Здравствуйте, садитесь!

  1.  
    Повторение. Проверка домашнего задания.


На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с нормами одной из отраслей частного права – семейным правом.

Вспомним, что такое семейное право.

На доске:

Семейное право – это … (совокупность) правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со … (вступлением в брак), созданием … (семьи), рождением и … …. (воспитанием детей); определяют … (права) и … (обязанности) супругов, … (родителей), … (детей).

На прошлом уроке мы с вами изучали положения о том, как регулируются отношения между людьми в связи со вступлением в брак. Повторим изученное.

Проанализируйте описанные ситуации и объясните свою точку зрения.

1) Родственники 22-летней девушки, которая в течение трёх лет встречалась с молодым человеком, заявили ему: «Если ты не вступишь в законный брак с нашей Ольгой, то потеряешь дальнейшую работу и можешь поставить крест на своей дальнейшей карьере». Какие правовые нормы были нарушены родственниками Ольги? Каковы возможные юридические последствия нарушения этих норм? (По закону одним из условий вступления в брак является взаимное согласие будущих супругов, мнение родственников не учитывается. В данном случае нарушено право молодого человека на добровольность вступления в брак. В отношении его прозвучала угроза)

2) Гражданин Н., 50 лет, проживающий в Мурманске и имеющий жену и двух несовершеннолетних детей, подал заявление о вступлении в брак с гражданкой М, 45 лет, проживающей в Москве. В регистрации брака им было отказано. Почему? (Нельзя вступать в брак человеку, который уже состоит в браке)

- Каковы условия вступления в брак?

- Какие препятствия для вступления в брак существуют?


Вступившие в брак супруги обладают определённым правами и обязанностями. Какие права и обязанности супругов существуют? На какие группы делятся?

Сопоставьте. (доска)

Права супругов Оказание материальной поддержки друг другу

Содействие благополучию и укреплению семьи.

Обязанности супругов Сохранение одним из супругов добрачной фамилии.

Свободный выбор каждым из супругов места жительства


- Какие права относятся к личным неимущественным правам?

- Что регулируют имущественные обязанности супругов?


Вопрос о разделе имущества возникает при расторжении брака.

1) Вообразите, что вы юрист и к вам на консультацию пришла клиентка, которая просит объяснить, как будет поделено имущество между ней и супругом в случае развода. Какие вопросы вы задали бы своей клиентке, прежде чем дать ответ?

(Чем она владела до брака? Чем муж владел до брака? Какое имущество было приобретено совместно в период брака? Получал ли кто-либо из них имущество в дар, в наследство?)

2) Супруги Виноградовы после свадьбы вселились в дом, принадлежавший на праве собственности жене. В период пребывания в браке они приобрели автомобиль, домашнюю обстановку, электробытовые приборы, видеотехнику, а также пианино для дочери — ученицы музыкальной школы. Кроме того, муж получил по наследству дорогой столовый сервиз и ковры.

При разводе между супругами возник спор: муж требовал большую часть имущества, ссылаясь на то, что его зарплата была в три раза больше, чем у жены, и что на его деньги был фактически капитально отремонтирован дом. Как решить спор по закону?

(Дом, в котором они проживают должен достаться жене, т. к. принадлежал ей ещё до брака. Столовый сервиз и ковры должны остаться у супруга, т. к. он получил их в наследство. Остальное имущество должно быть поделено между супругами поровну.)

  1.  
    Объяснение нового материала.


До этого мы с вами говорили о семье, состоящей из двух человек – мужа и жены. Но появление в семье ребёнка – это естественное последствие заключения брака.

Сегодня на уроке речь пойдёт о том, какими правами и обязанностями обладают родители и дети.

Тема сегодняшнего урока – «Права и обязанности родителей и детей».

При изучении этого вопроса мы изучим некоторые статьи Семейного Кодекса РФ.

Забота государства о будущем ребенке проявляется задолго до его рождения. Женщина получает право на постоянное наблюдение в женской консультации по месту жительства за ее здоровьем и развитием беременности.

В соответствии с ТК за два месяца до срока предполагаемых родов работающей женщине должен быть предоставлен оплачиваемый в соответствии с размером ее заработной платы отпуск. Аналогичный отпуск ей предоставляется и после рождения ребенка. Законодательством предусмотрена возможность для женщины самой ухаживать за ребенком в первые годы его жизни.

После рождения ребенка супруги получают от государства единовременное пособие для покупки необходимых младенцу вещей.

Ребенок появился на свет, он связан с родителями не только кровным родством, но и правовой связью. У супругов появляются права и обязанности по содержанию и воспитанию ребенка.

В чём же состоят отличительные особенности родительских прав?

Изучим статьи Кодекса и заполним схему, ответим на вопросы


Отличительные особенности родительских прав

1) Как соотносятся права и обязанности родителей?

2) Кто иметь большие права (отец или мать) в отношении своих детей? ст. 61

3) На какой период родители наделяются правами? ст 61.

4) Как соотносятся интересы родителей и детей при осуществлении родительских прав? ст. 65.


Отличительные особенности родительских прав




права родителей одновременно родители обладают равными правами и несут

являются и их обязанностями равные обязанности


при осуществлении родительских родители наделяются правами до достижения

п
рав должны сочетаться интересы ребёнком возраста 18 лет

р
одителей и детей

Итак, каковы отличительные особенности родительских прав? Чем они отличаются от других прав человека?


Какими правами и обязанностями обладают родители по отношению к своим детям? Как вы понимаете данные права?

Чтение и анализ статей Семейного Кодекса. (ст. 63, 64, 68, 58)

- определять имя, отчество, фамилию, а также местожительства ребёнка.

- обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (одевать, лечить, нет жестокого обращения, не бить, чрезмерная опёка лишает ребёнка самостоятельности, нет завышенным требованиям).

- обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (9 кл)

- родители защищают права и представляют интересы детей.

- право требовать возврата ребёнка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона.

Какие права и обязанности имеют родители по отношению к своим детям?

Придумайте ситуации, в которых бы были нарушены родителями права ребёнка.

(не отдали в школу учиться, заболевшего ребёнка не ведут в больницу на приём к врачу, бьют и т. д.)

По Семейному кодексу родители
имеют право требовать через суд возврата детей от любого лица, удерживающего их у себя. Но всегда ли суд удовлетворяет это требование?

Трехлетняя девочка после расторжения брака родителей жила с мамой и бабушкой, отец фактически никакого участия в ее воспитании не принимал. Через семь лет мама умерла, и тут появился отец, который потребовал передачи ему ребенка. При рассмотрении дела выяснилось, что девочка почти не знает отца, но очень привязана к бабушке и уезжать от нее не хочет. Какое решение при таких обстоятельствах примет суд?

(Суд отказал отцу в иске, так как, во-первых, передача ребенка из привычных ему условий, да еще после смерти матери, может тяжело на нем отразиться; во-вторых, было принято во внимание желание самого ребенка, достигшего 10-летнего возраста)


А что же может произойти, если родители будут использовать свои права во вред ребёнку? (При использовании родительских прав во вред ребенку его могут временно отобрать у родителей (т. е. ограничить родительские права) либо вовсе лишить их родительских прав. Вовлечение родителями детей в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих средств, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством рассматривается законом как уголовно наказуемое деяние.)

При каких условиях возможно лишение родителей родительских прав?

Чтение и анализ статей 69, 71 Семейного кодекса.

Проанализируйте описанные ситуации и объясните свою точку зрения.

1. Гражданин Гаврилов обратился в суд с иском к жене о передаче ему на воспитание двух его детей и о лишении родительских прав жены. В исковом заявлении указано, что ответчица систематически пьет, ведет аморальный образ жизни, не работает, бьет детей. За детьми ухаживает он сам и его престарелая мать.

Какое решение примет суд?

2. За плохое воспитание детей гражданин Лукин был лишен родительских прав, а дети (сын и дочь) переданы на воспитание бабушке. Бабушка предъявила иск Лукину о взыскании алиментов на детей.

Правомерно ли требование уплаты алиментов с лица, лишенного родительских прав?

Рассказ учителя или анализ Семейного кодекса (статьи 54 – 60)

Наряду с родительскими правами и обязанностями существуют также
права и обязанности детей. Ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет. Ему от рождения принадлежит право на имя и гражданство. И, как всякий человек, он нуждается в любви и понимании, а как гражданин обладает всеми правами ребенка.

Ребенок
имеет право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей, получать от них (а при их отсутствии от ответственных лиц) заботу и надлежащее воспитание. В настоящее время учеными доказано, что дети до трех — пяти лет особенно предрасположены к воздействию семьи, и в первую очередь матери. Любящая мать с первого дня жизни ребенка удовлетворяет его потребности, ограждает от невзгод и опасностей, вселяет ощущение защищенности и доверия к миру. Привязанность малыша к матери перерастает в любовь к ней, а затем в любовь к отцу. Именно любовь родителей к ребенку дает мощный толчок для развития его личности.

Ребенок имеет
право на общение с обоими родителями, другими близкими родственниками: бабушками, дедушками, братьями, сестрами и пр. Расторжение брака родителей не влияет на право ребенка. Согласно СК РФ, родитель, проживающий раздельно, вправе и обязан участвовать в воспитании ребенка и может с ним общаться. Соответственно другой родитель (при котором остался ребенок) не вправе этому препятствовать. Согласно закону, также противоправен отказ родителей или одного из них видеться с ребенком кому-либо из родственников.

Ребенок в семье — личность. Ему принадлежит
право выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы. Он вправе также быть заслушанным (непосредственно, через законных представителей или соответствующий орган) в ходе любого судебного или административного разбирательства, в котором рассматриваются вопросы его жизни и воспитания. В определенных законом случаях мнению ребенка, достигшего 10-летнего возраста, как мы выяснили, придается правовое значение.

Ребенок имеет
право на защиту. Выше уже отмечалось, что защиту прав ребенка осуществляют родители — самые близкие ему люди. Но, к сожалению, бывает и так, что ребенку требуется защита от самих родителей (или других лиц, ответственных за его воспитание). В этих случаях несовершеннолетние вправе обращаться в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста — в суд.

Ребенок имеет не только личные, но и имущественные права, в частности
право на содержание. Согласно закону, с родителей (или одного из родителей), не выполняющих добровольно своих обязанностей по содержанию детей, взыскиваются алименты (от лат. содержание, иждивение). Ребенку принадлежит также право на заработанные им средства (доходы). Этими средствами (стипендия, заработная плата) он может распоряжаться самостоятельно. Ребенок вправе быть собственником любого имущества, которое он получил в дар либо по наследству или приобрел на собственные средства. Однако закон, предоставляя право несовершеннолетнему быть собственником, не разрешает ему самостоятельно распоряжаться этим имуществом до достижения 18-летнего возраста (объясните почему).

Подчеркнем, что дети и родители не имеют права собственности на имущество друг друга. Однако если они проживают совместно, то могут владеть и пользоваться имуществом друг
 друга по взаимному согласию, строя свои отношения на доверии, сообразуя их со сложившимся в каждой семье укладом.

Дети
обязаны заботиться о своих родителях, оказывать им помощь и поддержку. До совершеннолетия эта обязанность имеет моральный характер, а по достижении ими 18 лет приобретает юридическую силу.

Какие права и обязанности имеет ребёнок в семье?

  1.  
    Подведение итогов.


Подведём итоги.

Итак, мы рассмотрели правоотношение супругов, родителей детей в семье. Пройдет немного времени, и каждый из вас станет по закону «свободным от родительской опеки», а значит, полностью ответственным за свою судьбу, свои дела и поступки, воспитание своих будущих детей. Готовы ли вы к такой свободе? Что надо сделать, чему надо научиться?

  1.  
    Постановка домашнего задания.


Дома вы ещё раз прочитаете и перескажите материал о правах и обязанностях родителей и детей (§ 4, п. 1-4), выучите записи в тетради, выполните задание 5, 6 с. 282.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53367. Ігрові хвилинки на уроках музики 48.5 KB
  Мета даної публікації не заглиблюючись у наукові аспекти теорії гри надати педагогові реальну допомогу на шляху впровадження ігрових форм у навчальновиховний процес. Дуже подобаються школярам варіанти психологічних ігрових вправ після проведення яких бажано аналізувати та обговорювати результати отримані під час гри.Кожній дитині надати можливість для виходу її емоцій після чого бажано алізувати та обговорювати результати отримані...
53368. Ігрові технології на уроках 39.5 KB
  Шіллер наприклад стверджував що античні ігри божественні і можуть служити ідеалом будьяких інших видів дозвілля людини. У Древньому Китаї святкові ігри відкривав імператор і сам у них брав участь. Складність визначається різноманіттям форм гри способів участі в ній партнером та алгоритмами проведення гри.
53369. Объемное моделирование и конструирование из бумаги. Игрушки из бумажных полосок 172.5 KB
  Игрушки из бумажных полосок Вид урока Урок беседа Тип урока Урок изучения нового материала Студенты преподаватели Айрапетова Мария Сергеевна Гусева Анна Павловна Ершова Дарья Дмитриевна Максимова Марина Вадимовна Государственный социальный заказ Во исполнение Закона Российской Федерации Об образовании. Добиваться: применения различных форм методов средств технологий при проведении образовательного урока; установления взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса. Технологическая карта урока Триединые...
53370. Розвиток слухової уваги, слухової пам’яті та фонематичного сприймання у дітей дошкільного віку 68 KB
  Діти стають у коло непомітно для ведучого вони передають за спиною один одному дзвіночок. Логопед розрає дітям ведмедиків з зображенням цих предметів потім за ширмою озвучує ці предмети а діти повинні відгадати який ведмедик шумить. Дидактична гра Хто кличе Діти по черзі називають ім’я ведучого який стоїть до них спиною. Потім гра ускладнюється і діти кличуть ведучого: Ау то голосно то тихо в залежності від того що скаже логопед: Далеко пішли у ліс Близько пішли у ліс.
53371. Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции. Синтетический учёт движения нематериальных активов 22.77 KB
  Косвенные затраты — затраты, которые, в отличие от прямых затрат, не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость одного конкретного вида продукции. Косвенные затраты относятся одновременно ко всем видам продукции и распределяются между ними условно: общепроизводственные и общехозяйственные расходы, часть расходов на продажу и др
53372. Дидактические игры как средство активизации учащихся при изучении таблицы умножения 52.5 KB
  Хочу рассказать о некоторых дидактических математических играх, которые я использую на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков. Навык, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Чтобы избежать однообразия в шлифовке табличных случаев умножения и деления, провожу упражнения в игровой, занимательной форме.
53373. Роль ігор-драматизацій в навчанні дошкільників англійської мови 97 KB
  Всі етапи роботи з казкою здійснюються разом з дітьми. Ініціативу розподілу ролей я надаю малечі (за бажанням), разом з тим, тактовно корегую їх вибір, адже дітям з низьким або середнім рівнем розвитку бажано надати роль, яка є невеличкою за обсягом, не дуже складною та не містить у собі тих мовних структур, які викликають труднощі у дитини (зокрема це стосується звуковимови), щоб не зникло бажання приймати участь у виставі.
53374. Использование деловых и ролевых игр на уроках химии для развития ключевых компетентностей учащихся 121.5 KB
  В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться мыслить самостоятельно развивает внимание стремление к знаниям. По спектру целевой ориентации игры подразделяются: дидактические: расширение кругозора познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные характерные...