61711

Религия. Искусство

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока сформировать у учащихся комплекс знаний о понятии религия и искусство. Искусство. Искусство надо понимать как минимум в трёх значениях: Искусство в широком смысле...

Русский

2014-06-01

24.33 KB

1 чел.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

на тему:

«Религия, Искусство»

студента 4 курса группы Б

исторического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева

Фадеева Павла Васильевича

Место проведения Лицей №2

Чебоксары 2012


План-конспект урока по курсу обществознания в 9 классе по теме: «Духовная сфера» («Религия» §20, «Искусство» §21)

Цель урока – сформировать у учащихся комплекс знаний о понятии «религия» и «искусство».

Задачи урока:

  1.   Обучающие:
  2.  сформировать у учащихся представление о видах религий (ритуальные, мировые, национальные, религии спасении, монотеистические, политеистические);
  3.  сформировать представление о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей;
  4.  раскрыть роль религии в жизни общества;
  5.  закрепить знания учащихся религии как социальном институте.
  6.  Развивающая:  
  7.  дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
  8.  Воспитывающая:  
  9.  воспитание толерантности к различным культурам и верам.

Тип урока по дидактической цели – урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока – урок-лекция.

Основные понятия: религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, атеизм.

Приборы и материалы: Учебник по обществознанию А. и. Кравченко, Е. А. Певцова; тетради, доска, мел.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I этап. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы. (2 минут)

- Здравствуйте. Садитесь. Дежурные назовите отсутствующих.

-Хорошо. Сегодня мы изучаем новые параграфы. Запишите в теради: «Религия»

Ученики садятся. Дежурный доложил что все ученики сегодня присутствуют.

Настраиваются на занятие, открывают тетради и учебники. Записывают тему.

II этап. Изложение нового материала (30 минут)

- Религия является одним из источников духовной сферы человеческого общества, в различных формах сопровождая его на историческом пути развития.

Слово религия имеет два значения. Согласно одному из них, оно происходит от латинского глагола religare- связывать, и обозначает духовную связь земного и небесного миров. Согласно другому значению, латинское существительное religio- это набожность, святыня, предмет культа.

Проблемы религии всегда волновали человека. В науке существует много определений понятия «религия», например:

  1.  это вера (принятие без доказательств) в существование сверхъестественных существ (Бога или богов);
  2.  это система взглядов, в основе которых лежит понятие святого, священного, сакрального;
  3.  это система верований и обрядов, а также взглядов и представлений, объединяющая верящих в них людей (верующих) в некую общность;
  4.  это одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, призванная удовлетворять его духовные потребности.

Для религии характерны такие признаки как: организованное поклонение высшим силам; вера в сверхъестественное; стремление согласовать земную жизнь с требованиями бога.

Все религии подразделяются на:

А) архаичные политеистические религии – тотемизм, фетишизм, анимизм;

Б) мировые монотеистические религии – буддизм, христианство, ислам.

Кроме трех перечисленных мировых религий существует иудаизм – монотеистическая религия, исповедуемая евреями; индуизм – по числу верующих одна из наиболее крупных религий в мире и др.

Архаичные религии- более древние. Они основаны на верованиях и мифах, составляющих основу мифологии. Мировые религии более моложе, их основа- религиозная вера.

Архаичные (древние) религии основаны на неразрывной связи человека с окружающим его миром, природой: будучи бессильны перед природной стихией, древний человек обожествлял её. Назовем основные формы архаичных религий:

  1.  Тотемизм – представление о родственной связи человека с конкретным природным объектом (тотемом): обычно с животным определенного вида, реже – с растением или природным явлением. Тотемизм отразился в ряде политеистических религий: так, в Древнем Египте у каждого бога или богини было своё животное воплощение (а сами боги изображались с головами животных: собаки, барана, орла или крокодила).
  2.  Анимизм – вера в одушевлённость всей природы и существование наряду с обычным (физическим) миром и параллельного (потустороннего) мира духов, в котором продолжается что жизнь человека после его физической смерти. Анимизм и сейчас существует как традиционная религия племенных сообществ Америки, Азии, Африки и Австралии.
  3.  Фетишизм – культ неодушевлённых предметов (фетишей): почитание столбов, камней, деревьев, идолов, вера в силу амулетов, оберегов, талисманов. Основан на представлениях о том, что дух может поселиться в каких-либо местах окружающей природы (например, в ручьях, деревьях или камнях) или в предметах искусственного происхождения (например, в идолах, амулетах, статуях), что наделяет эти предметы особой нематериальной (сверхъестественной) силой.

С анимизмом (и, в меньшей степени, с фетишизмом) связано представление о загробной жизни – продолжении земной жизни, но в ином качестве. По этим представлениям, после физической смерти человека его дух отправляется в Страну умерших или остается в этом мире, влияя на живых родственников: помогает, оберегает имущество, предсказывает будущее. Сложилась особая социальная группа людей, которые могли «вступать» в контакт с духами умерших и совершать «путешествия» по загробному, нематериальному миру – шаманы.

Почитание отдельных предметов сложную систему преклонения перед святыней, включающее не одно, а множество действий, ритуалов, обрядов, придание особого, космического смысла и значения породило религиозный культ.

Культ- действия, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям «божественную силу».

Переходим к параграфу 21. «Искусство».

Искусство надо понимать как минимум в трёх значениях:

  1.  Искусство в широком смысле- Это худ. творчество  в целом: графика, кино, музыка, театр и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно- образных форм освоения мира.
  2.  Искусство  в узком смысле- только изобразительное искусство.
  3.  Искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Искусство можно трактовать по разному. Для того чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том. чем отличаются изобразительное искусство и художественное творчество.

Изобразительные искусства- раздел пластических искусств, объединяющих живопись, скульптуру и графику.

Художественная культура- это совокупность всех видов художественной деятельности, включая продукт и процесс этой деятельности.

 

Педагог записывает на доске.

Функции художественной культуры и искусства:

  1.  Воспитательная функция;
  2.  Познавательная функция;
  3.  Рекреационная функция;
  4.  Коммуникативная функция;
  5.  Гедонистическая функция.

Искусство- специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно- образных средствах и жанрах.

Хочу напомнить что в художественную культуру входят целиком произведения народной и элитарной, но частично- массовой культуры. К искусству же мы должны отнести только продукты элитарной изобразительной культуры.

Сегодня к сфере искусства относят только то, что соответствует трем обязательным критериям. Произведение искусства должно обладать:

  1.  Познавательной ценностью,
  2.  Эстетической ценностью,
  3.  Нравственной ценностью.

Ученики начинают делать записи в тетрадях за учителем.

III этап. Закрепление материала. Рефлексия. (5-6 минут)

-А теперь закрепим изученные параграфы

 1.      Какую роль и функции выполняет религия в жизни общества?

2.      Что такое «свобода выбора»?

  1.  Куда входят литература, музыка и театр?
  2.  Что такое искусство в узком смысле?

-Религия является одним из источников духовной сферы человеческого общества, в различных формах сопровождая его на историческом пути развития.

-Право выбирать приемлемый для человека вариант чего- либо.

-Они входят в художественное творчество.

- Искусство в узком смысле можно назвать только изобразительное искусство.

IV этап. Домашнее задание (2-3 минут)

- Отлично! На этом наш урок завершается.

Запишем домашнее задание. Дома вы должны повторить эти два параграфа. И подготовиться к проверке. Буду спрашивать всех.

Звенит звонок

-Урок закончен вы свободны. До свидания.

Ученики записывают домашнее задание.

- До свидания


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53404. Розв’язування задач з використанням циклічних операторів 69.5 KB
  Мета: створити умови для формування навичок розв’язування найпростіших задач що містять цикли використовуючи різні команди повторення; розвивати логічне мислення операторську культуру; продемонструвати виконання на комп’ютері різних циклічних програм; виховувати працьовитість інтерес до предмета. Вправа Online Вибудуємо лінію ключових слів з теми Циклічні оператори Цикл повторення параметр циклдоки циклдо циклдля змінна лічильник оператор логічний вираз умова while repet begin end pscl програма виконання. На...
53405. Оформлення тексту в HTML – документі 234 KB
  Хід уроку Перед початком уроку на учнівські комп’ютери та робоче місце вчителя має бути розміщено папки : Організаційний момент Актуалізація опорних знань Учитель пропонує учням виконати завдання “Магічний квадрат. Завдання має бути виведене на інтерактивну дошку а кожен учень повинен отримати картку з наступним текстом : Юний друже Для виконання даного завдання знайди файл що міститься за наступною адресою : C: Documents nd Settings Учень Рабочий стол HTML Урок _3 mgic. Бажаю успіху D O C T I T H B T B D L E H Y G T...
53406. Занимательная Информатика 57.5 KB
  Вопросы Мозг компьютера Процессор Устройство для запуска считывания информации с магнитных дисков Дисковод Устройство для распечатки информации на бумаге Принтер Лицо компьютера Монитор Наиболее распространенный манипулятор Мышь Устройство введения графической информации Сканер Устройство введения звуковой информации Микрофон Устройство для сохранения информации Память Устройство которое обеспечивает запись и считывание информации с магнитной ленты...
53407. Введення, редагування й форматування тексту 151.5 KB
  ОБЛАДНАННЯ: персональні комп’ютери роздатковий матеріал таблиці Клавіатура Текстовий редактор MS Word. Заповнюють опитувальний лист: Підпишіть рисунок що зображує вікно ТП MS Word. Виберіть підкресліть із запропонованого списку можливості які надає ТП MS Word: створення і редагування текстів форматування абзаців створення таблиць вставка в текст об’єктів інших програм форматування дисків форматування символів створення малюнків форматування сторінки друк документа копіювання дисків.
53408. Компьютерная среда и алгоритмы 47 KB
  Тема: Компьютерная среда и алгоритмы. Цель: закрепление и проверка знаний учащихся по теме Алгоритмы и изучение нового материала по теме Компьютерная среда Логомиры Задачи: Обучающая: усвоить понятие алгоритма компьютерная среда логомиры. Она называется Компьютерная среда и алгоритмы Напомните мне что такое алгоритм Правильно. Среда каждой программы имеет свои инструменты и допускает определённый набор действий которые можно выполнить.
53409. Настроювання параметрів сторінок. Створення колонтитулів. Робота з редактором формул 651.5 KB
  Тому важливо оформити документ так щоб він гарно виглядав не тільки на екрані але й на аркуші паперу вміти правильно задати параметри сторінки. План Розмір сторінки поля. Орієнтація сторінки. Встановлення параметрів сторінки.
53410. Алгоритми та їх властивості 55 KB
  Алгоритми та їх властивості Епіграф до уроку: Коль кругом все будет мирно Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны Иль набега силы бранной Иль другой беды незваной Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок Закричит и встрепенется И в то место обернется. Навчальна: дати поняття про алгоритм його властивості; навчити розпізнавати алгоритми навколо себе; вміти розрізняти правильно та неправильно сформульовані алгоритми; формувати цілісну уяву про картину всесвіту; формувати науковий світогляд;...
53411. оздание документов в текстовом процессоре 45 KB
  Задачи: помочь учащимся получить представление об офисном пакете OpenOffice познакомиться с возможностями программы Word научить основным операциям редактирования и форматирования текста в Word. Вопрос: Назовите этапы подготовки текстовых документов. Вопрос: Какие операции входят в процесс редактирования текстового документа Ответ: – Исправление ошибок правописание удаление и добавление фрагментов.
53412. Кодирование 71 KB
  Прогнозируемые результаты: Дети познакомятся с новыми понятиям кодирование и декодирование. Дети научатся решать задачи при помощи кодирования и декодирования. № Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания 1 Организационный момент Здравствуйте дети Меня зовут Алиса Андреевна.Что такое графыКак обозначаются графы Что такое круг Что такое точкаЧто такое стрелочки Дети называют тему.