61711

Религия. Искусство

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока сформировать у учащихся комплекс знаний о понятии религия и искусство. Искусство. Искусство надо понимать как минимум в трёх значениях: Искусство в широком смысле...

Русский

2014-06-01

24.33 KB

1 чел.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

на тему:

«Религия, Искусство»

студента 4 курса группы Б

исторического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева

Фадеева Павла Васильевича

Место проведения Лицей №2

Чебоксары 2012


План-конспект урока по курсу обществознания в 9 классе по теме: «Духовная сфера» («Религия» §20, «Искусство» §21)

Цель урока – сформировать у учащихся комплекс знаний о понятии «религия» и «искусство».

Задачи урока:

  1.   Обучающие:
  2.  сформировать у учащихся представление о видах религий (ритуальные, мировые, национальные, религии спасении, монотеистические, политеистические);
  3.  сформировать представление о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей;
  4.  раскрыть роль религии в жизни общества;
  5.  закрепить знания учащихся религии как социальном институте.
  6.  Развивающая:  
  7.  дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
  8.  Воспитывающая:  
  9.  воспитание толерантности к различным культурам и верам.

Тип урока по дидактической цели – урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока – урок-лекция.

Основные понятия: религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, атеизм.

Приборы и материалы: Учебник по обществознанию А. и. Кравченко, Е. А. Певцова; тетради, доска, мел.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I этап. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы. (2 минут)

- Здравствуйте. Садитесь. Дежурные назовите отсутствующих.

-Хорошо. Сегодня мы изучаем новые параграфы. Запишите в теради: «Религия»

Ученики садятся. Дежурный доложил что все ученики сегодня присутствуют.

Настраиваются на занятие, открывают тетради и учебники. Записывают тему.

II этап. Изложение нового материала (30 минут)

- Религия является одним из источников духовной сферы человеческого общества, в различных формах сопровождая его на историческом пути развития.

Слово религия имеет два значения. Согласно одному из них, оно происходит от латинского глагола religare- связывать, и обозначает духовную связь земного и небесного миров. Согласно другому значению, латинское существительное religio- это набожность, святыня, предмет культа.

Проблемы религии всегда волновали человека. В науке существует много определений понятия «религия», например:

  1.  это вера (принятие без доказательств) в существование сверхъестественных существ (Бога или богов);
  2.  это система взглядов, в основе которых лежит понятие святого, священного, сакрального;
  3.  это система верований и обрядов, а также взглядов и представлений, объединяющая верящих в них людей (верующих) в некую общность;
  4.  это одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, призванная удовлетворять его духовные потребности.

Для религии характерны такие признаки как: организованное поклонение высшим силам; вера в сверхъестественное; стремление согласовать земную жизнь с требованиями бога.

Все религии подразделяются на:

А) архаичные политеистические религии – тотемизм, фетишизм, анимизм;

Б) мировые монотеистические религии – буддизм, христианство, ислам.

Кроме трех перечисленных мировых религий существует иудаизм – монотеистическая религия, исповедуемая евреями; индуизм – по числу верующих одна из наиболее крупных религий в мире и др.

Архаичные религии- более древние. Они основаны на верованиях и мифах, составляющих основу мифологии. Мировые религии более моложе, их основа- религиозная вера.

Архаичные (древние) религии основаны на неразрывной связи человека с окружающим его миром, природой: будучи бессильны перед природной стихией, древний человек обожествлял её. Назовем основные формы архаичных религий:

  1.  Тотемизм – представление о родственной связи человека с конкретным природным объектом (тотемом): обычно с животным определенного вида, реже – с растением или природным явлением. Тотемизм отразился в ряде политеистических религий: так, в Древнем Египте у каждого бога или богини было своё животное воплощение (а сами боги изображались с головами животных: собаки, барана, орла или крокодила).
  2.  Анимизм – вера в одушевлённость всей природы и существование наряду с обычным (физическим) миром и параллельного (потустороннего) мира духов, в котором продолжается что жизнь человека после его физической смерти. Анимизм и сейчас существует как традиционная религия племенных сообществ Америки, Азии, Африки и Австралии.
  3.  Фетишизм – культ неодушевлённых предметов (фетишей): почитание столбов, камней, деревьев, идолов, вера в силу амулетов, оберегов, талисманов. Основан на представлениях о том, что дух может поселиться в каких-либо местах окружающей природы (например, в ручьях, деревьях или камнях) или в предметах искусственного происхождения (например, в идолах, амулетах, статуях), что наделяет эти предметы особой нематериальной (сверхъестественной) силой.

С анимизмом (и, в меньшей степени, с фетишизмом) связано представление о загробной жизни – продолжении земной жизни, но в ином качестве. По этим представлениям, после физической смерти человека его дух отправляется в Страну умерших или остается в этом мире, влияя на живых родственников: помогает, оберегает имущество, предсказывает будущее. Сложилась особая социальная группа людей, которые могли «вступать» в контакт с духами умерших и совершать «путешествия» по загробному, нематериальному миру – шаманы.

Почитание отдельных предметов сложную систему преклонения перед святыней, включающее не одно, а множество действий, ритуалов, обрядов, придание особого, космического смысла и значения породило религиозный культ.

Культ- действия, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям «божественную силу».

Переходим к параграфу 21. «Искусство».

Искусство надо понимать как минимум в трёх значениях:

  1.  Искусство в широком смысле- Это худ. творчество  в целом: графика, кино, музыка, театр и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно- образных форм освоения мира.
  2.  Искусство  в узком смысле- только изобразительное искусство.
  3.  Искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Искусство можно трактовать по разному. Для того чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том. чем отличаются изобразительное искусство и художественное творчество.

Изобразительные искусства- раздел пластических искусств, объединяющих живопись, скульптуру и графику.

Художественная культура- это совокупность всех видов художественной деятельности, включая продукт и процесс этой деятельности.

 

Педагог записывает на доске.

Функции художественной культуры и искусства:

  1.  Воспитательная функция;
  2.  Познавательная функция;
  3.  Рекреационная функция;
  4.  Коммуникативная функция;
  5.  Гедонистическая функция.

Искусство- специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно- образных средствах и жанрах.

Хочу напомнить что в художественную культуру входят целиком произведения народной и элитарной, но частично- массовой культуры. К искусству же мы должны отнести только продукты элитарной изобразительной культуры.

Сегодня к сфере искусства относят только то, что соответствует трем обязательным критериям. Произведение искусства должно обладать:

  1.  Познавательной ценностью,
  2.  Эстетической ценностью,
  3.  Нравственной ценностью.

Ученики начинают делать записи в тетрадях за учителем.

III этап. Закрепление материала. Рефлексия. (5-6 минут)

-А теперь закрепим изученные параграфы

 1.      Какую роль и функции выполняет религия в жизни общества?

2.      Что такое «свобода выбора»?

  1.  Куда входят литература, музыка и театр?
  2.  Что такое искусство в узком смысле?

-Религия является одним из источников духовной сферы человеческого общества, в различных формах сопровождая его на историческом пути развития.

-Право выбирать приемлемый для человека вариант чего- либо.

-Они входят в художественное творчество.

- Искусство в узком смысле можно назвать только изобразительное искусство.

IV этап. Домашнее задание (2-3 минут)

- Отлично! На этом наш урок завершается.

Запишем домашнее задание. Дома вы должны повторить эти два параграфа. И подготовиться к проверке. Буду спрашивать всех.

Звенит звонок

-Урок закончен вы свободны. До свидания.

Ученики записывают домашнее задание.

- До свидания


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68971. Віртуальні функції. Абстрактні класи 54 KB
  Кожне перевизначення віртуальної функції в похідному класі реалізує операції властиві лише даному класу. Покажчики на об’єкти базового класу можна використовувати для посилання на об’єкти похідних класів. Якщо покажчик на об’єкт базового класу встановлюється на об’єкт...
68972. Файли. Робота з файлами. Файловий ввід-вивід 58 KB
  Не дивлячись на те що система введення-виведення мови C++ в цілому є єдиним механізмом, система файлового введення-виведення має свої особливості. Частково це пояснюється тим, що на практиці найчастіше використовуються файли на жорсткому диску, можливості яких значно відрізняються від всіх інших пристроїв.
68973. Сортування масивів 30.5 KB
  Стан об’єкту цілком і повністю визначається станом елементів масиву. Для роботи з об’єктом можна використовувати інтерфейс що містить наступний набір операцій: розміщення масиву динамічної пам’яті ініціалізація масиву проглядання вивід значень елементів масиву сортування масиву різними способами...
68974. Алфавіт, ідентифікатори, службові слова 103 KB
  До специфікаторів типів відносяться: chr символьний; double дійсний з подвійною точністю з плаваючою крапкою; enum перелічуваний тип перелік визначення цілочисельних констант для кожної з яких вводяться ім’я і значення; floаt дійсний з плаваючою крапкою; int цілий; long цілий збільшеної довжини...
68975. Ввід, вивід на консоль. Модифікатори 46 KB
  Достатньо часто для виводу інформації з ЕОМ в програмах використовується функція printf(). Вона переводить дані з внутрішнього коду в символьне уявлення і виводить отримані зображення символів результатів на екран дисплея. При цьому у програміста є можливість форматувати дані, тобто впливати на їх уявлення на екрані дисплея.
68976. Умовний оператор. Оператор вибору. Цикли 38 KB
  Виконання тіла оператора-перемикача switch починається з вибраного таким чином оператора і продовжується до кінця тіла або до тих пір, поки який-небудь оператор не передасть управління за межі тіла. Оператор, наступний за ключовим словом default, виконується, якщо жодна з...
68977. Одновимірні та багатовимірні масиви 30 KB
  Відповідно до синтаксису Сі в мові існують тільки одновимірні масиви, проте елементами одновимірного масиву, у свою чергу, можуть бути масиви. Тому двовимірний масив визначається як масив масивів. Таким чином, в прикладі визначений масив Z з 13 елементів-масивів, кожний з яких...
68978. Вказівники. Функції динамічного розподілу пам’яті 37 KB
  Кожна змінна в програмі - це об’єкт, який має ім’я і значення. За ім’ям можна звернутися до змінної і отримати (а потім, наприклад, надрукувати) її значення. Щоб отримати адресу в явному вигляді, в мові Сі застосовують унарну операцію. Вираз Е дозволяє отримати адресу ділянки пам’яті, виділеної на машинному рівні для змінної Е.