61711

Религия. Искусство

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока сформировать у учащихся комплекс знаний о понятии религия и искусство. Искусство. Искусство надо понимать как минимум в трёх значениях: Искусство в широком смысле...

Русский

2014-06-01

24.33 KB

1 чел.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

на тему:

«Религия, Искусство»

студента 4 курса группы Б

исторического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева

Фадеева Павла Васильевича

Место проведения Лицей №2

Чебоксары 2012


План-конспект урока по курсу обществознания в 9 классе по теме: «Духовная сфера» («Религия» §20, «Искусство» §21)

Цель урока – сформировать у учащихся комплекс знаний о понятии «религия» и «искусство».

Задачи урока:

  1.   Обучающие:
  2.  сформировать у учащихся представление о видах религий (ритуальные, мировые, национальные, религии спасении, монотеистические, политеистические);
  3.  сформировать представление о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей;
  4.  раскрыть роль религии в жизни общества;
  5.  закрепить знания учащихся религии как социальном институте.
  6.  Развивающая:  
  7.  дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
  8.  Воспитывающая:  
  9.  воспитание толерантности к различным культурам и верам.

Тип урока по дидактической цели – урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока – урок-лекция.

Основные понятия: религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, атеизм.

Приборы и материалы: Учебник по обществознанию А. и. Кравченко, Е. А. Певцова; тетради, доска, мел.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I этап. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы. (2 минут)

- Здравствуйте. Садитесь. Дежурные назовите отсутствующих.

-Хорошо. Сегодня мы изучаем новые параграфы. Запишите в теради: «Религия»

Ученики садятся. Дежурный доложил что все ученики сегодня присутствуют.

Настраиваются на занятие, открывают тетради и учебники. Записывают тему.

II этап. Изложение нового материала (30 минут)

- Религия является одним из источников духовной сферы человеческого общества, в различных формах сопровождая его на историческом пути развития.

Слово религия имеет два значения. Согласно одному из них, оно происходит от латинского глагола religare- связывать, и обозначает духовную связь земного и небесного миров. Согласно другому значению, латинское существительное religio- это набожность, святыня, предмет культа.

Проблемы религии всегда волновали человека. В науке существует много определений понятия «религия», например:

  1.  это вера (принятие без доказательств) в существование сверхъестественных существ (Бога или богов);
  2.  это система взглядов, в основе которых лежит понятие святого, священного, сакрального;
  3.  это система верований и обрядов, а также взглядов и представлений, объединяющая верящих в них людей (верующих) в некую общность;
  4.  это одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, призванная удовлетворять его духовные потребности.

Для религии характерны такие признаки как: организованное поклонение высшим силам; вера в сверхъестественное; стремление согласовать земную жизнь с требованиями бога.

Все религии подразделяются на:

А) архаичные политеистические религии – тотемизм, фетишизм, анимизм;

Б) мировые монотеистические религии – буддизм, христианство, ислам.

Кроме трех перечисленных мировых религий существует иудаизм – монотеистическая религия, исповедуемая евреями; индуизм – по числу верующих одна из наиболее крупных религий в мире и др.

Архаичные религии- более древние. Они основаны на верованиях и мифах, составляющих основу мифологии. Мировые религии более моложе, их основа- религиозная вера.

Архаичные (древние) религии основаны на неразрывной связи человека с окружающим его миром, природой: будучи бессильны перед природной стихией, древний человек обожествлял её. Назовем основные формы архаичных религий:

  1.  Тотемизм – представление о родственной связи человека с конкретным природным объектом (тотемом): обычно с животным определенного вида, реже – с растением или природным явлением. Тотемизм отразился в ряде политеистических религий: так, в Древнем Египте у каждого бога или богини было своё животное воплощение (а сами боги изображались с головами животных: собаки, барана, орла или крокодила).
  2.  Анимизм – вера в одушевлённость всей природы и существование наряду с обычным (физическим) миром и параллельного (потустороннего) мира духов, в котором продолжается что жизнь человека после его физической смерти. Анимизм и сейчас существует как традиционная религия племенных сообществ Америки, Азии, Африки и Австралии.
  3.  Фетишизм – культ неодушевлённых предметов (фетишей): почитание столбов, камней, деревьев, идолов, вера в силу амулетов, оберегов, талисманов. Основан на представлениях о том, что дух может поселиться в каких-либо местах окружающей природы (например, в ручьях, деревьях или камнях) или в предметах искусственного происхождения (например, в идолах, амулетах, статуях), что наделяет эти предметы особой нематериальной (сверхъестественной) силой.

С анимизмом (и, в меньшей степени, с фетишизмом) связано представление о загробной жизни – продолжении земной жизни, но в ином качестве. По этим представлениям, после физической смерти человека его дух отправляется в Страну умерших или остается в этом мире, влияя на живых родственников: помогает, оберегает имущество, предсказывает будущее. Сложилась особая социальная группа людей, которые могли «вступать» в контакт с духами умерших и совершать «путешествия» по загробному, нематериальному миру – шаманы.

Почитание отдельных предметов сложную систему преклонения перед святыней, включающее не одно, а множество действий, ритуалов, обрядов, придание особого, космического смысла и значения породило религиозный культ.

Культ- действия, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям «божественную силу».

Переходим к параграфу 21. «Искусство».

Искусство надо понимать как минимум в трёх значениях:

  1.  Искусство в широком смысле- Это худ. творчество  в целом: графика, кино, музыка, театр и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно- образных форм освоения мира.
  2.  Искусство  в узком смысле- только изобразительное искусство.
  3.  Искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Искусство можно трактовать по разному. Для того чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том. чем отличаются изобразительное искусство и художественное творчество.

Изобразительные искусства- раздел пластических искусств, объединяющих живопись, скульптуру и графику.

Художественная культура- это совокупность всех видов художественной деятельности, включая продукт и процесс этой деятельности.

 

Педагог записывает на доске.

Функции художественной культуры и искусства:

  1.  Воспитательная функция;
  2.  Познавательная функция;
  3.  Рекреационная функция;
  4.  Коммуникативная функция;
  5.  Гедонистическая функция.

Искусство- специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно- образных средствах и жанрах.

Хочу напомнить что в художественную культуру входят целиком произведения народной и элитарной, но частично- массовой культуры. К искусству же мы должны отнести только продукты элитарной изобразительной культуры.

Сегодня к сфере искусства относят только то, что соответствует трем обязательным критериям. Произведение искусства должно обладать:

  1.  Познавательной ценностью,
  2.  Эстетической ценностью,
  3.  Нравственной ценностью.

Ученики начинают делать записи в тетрадях за учителем.

III этап. Закрепление материала. Рефлексия. (5-6 минут)

-А теперь закрепим изученные параграфы

 1.      Какую роль и функции выполняет религия в жизни общества?

2.      Что такое «свобода выбора»?

  1.  Куда входят литература, музыка и театр?
  2.  Что такое искусство в узком смысле?

-Религия является одним из источников духовной сферы человеческого общества, в различных формах сопровождая его на историческом пути развития.

-Право выбирать приемлемый для человека вариант чего- либо.

-Они входят в художественное творчество.

- Искусство в узком смысле можно назвать только изобразительное искусство.

IV этап. Домашнее задание (2-3 минут)

- Отлично! На этом наш урок завершается.

Запишем домашнее задание. Дома вы должны повторить эти два параграфа. И подготовиться к проверке. Буду спрашивать всех.

Звенит звонок

-Урок закончен вы свободны. До свидания.

Ученики записывают домашнее задание.

- До свидания


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46061. Ламбдацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ламбдацизма у детей 30.5 KB
  Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение: губы раскрыты занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука; зубы незначительно разомкнуты; язык узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны средняя часть языка опущена боковые края тоже опущены; между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель через которую выходит воздушная струя.Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции ль поэтому нарушение его произношения...
46062. Ротацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ротацизма у детей 36.5 KB
  Причины нарушения звуков р и рь: укороченная подъязычная связка уздечка ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка; слабость мышц языка; неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения; нарушения фонематического слуха.Звук р согласныйвоздушная струя встречает преграду;язычный переднеязычный передненебный передняя часть языка направляется к передней части неба;смычный дрожащий вибрант образуется путем вибрации кончика языка смыкании и размыкании его около альвеол;сонорный...
46063. Каппацизм и йотацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения каппацизма и йотацизма. Каппацизм – дефект произношения нёбных звуков к, к 18.5 KB
  Кончик языка опущен но не прикасается к нижним зубам. Корень языка поднят и смыкается с небом.Предложите ребенку произносить слоги татата и одновременно с этим нажимайте шпателем или плоским концом ложечки на кончик языка отодвигайте язык отт нижних зубов глубь рта. Таким образом спинка языка все больше выгибается и соответственно получается тятятя потом кякякя и наконец когда происходит смычка спинки языка с небом должно получиться какака.
46064. Нарушение звукопроизношения по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости. Логопедические технологии устранения этих дефектов 32 KB
  Исправление данного недостатка следует начинать со щелевых звуков в з жА потом квзрывным б д г. громкое ишёпотное произнесение гласных звуков отрывисто и длительно. Озвончение щелевых звуков не всегда удаётся вызвать сразу это связано с тем что как правило в этих случаях есть какой то вид сигматизма. При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков но и на то что в момент произнесения твердого звука в можно прикоснувшись рукой к гортани ощущать её вибрацию.
46065. Игры в логопедической работе с детьми. Системы игр, анализ методической литературы 15 KB
  Игры в логопедической работе с детьми. Игры используют в любые режимные моменты как на занятиях так и вне. Подготовительный этап: игры на развитие всех психических функций. Далее игры на развитие артикуляционной моторики.
46066. Личность логопеда. Сферы деятельности логопеда, функциональные обязанности, профессионально значимые качества. Организация логопедической помощи населению России 36 KB
  Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения владеть приёмами и методами их устранения и коррекции специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном так и в школьном возрасте проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией использовать приемы и методы их воспитания корреляции и развития у них высших корковых функций. Первостепенное значение для эффективности работы по обучению воспитанию...
46067. Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании, лиц с нарушениями речи 19 KB
  Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении воспитании лиц с нарушениями речи. Логопедия это наука о нарушениях речи методах их выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Термин логопедия происходит от греческих корней логос слово и пайдео воспитываю обучаю и в переводе означает воспитание правильной речи. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушением речевой деятельности.
46068. Основные положения учения об этиологии речевых нарушений 19.5 KB
  Основные положения учения об этиологии речевых нарушений. Еще в древности греческий философ и врач Гиппократ видел причину ряда речевых расстройств в частности заикания в поражениях мозга. Другой греческий философ Аристотель связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата усматривал причины речевых расстройств в нарушениях последнего. Таким образом уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений.
46069. Принципы анализа речевых нарушений 17.5 KB
  Принцип развития предусматривает анализ речевых нарушений в динамике развития ребенка. Анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребенка оценка истоков его возникновения и прогнозирование его последствий требует знаний особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе. Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. У детей у которых этот вид деятельности развивается слабо например длительная болезнь предпосылки речевого развития...