61711

Религия. Искусство

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока сформировать у учащихся комплекс знаний о понятии религия и искусство. Искусство. Искусство надо понимать как минимум в трёх значениях: Искусство в широком смысле...

Русский

2014-06-01

24.33 KB

1 чел.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

на тему:

«Религия, Искусство»

студента 4 курса группы Б

исторического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева

Фадеева Павла Васильевича

Место проведения Лицей №2

Чебоксары 2012


План-конспект урока по курсу обществознания в 9 классе по теме: «Духовная сфера» («Религия» §20, «Искусство» §21)

Цель урока – сформировать у учащихся комплекс знаний о понятии «религия» и «искусство».

Задачи урока:

  1.   Обучающие:
  2.  сформировать у учащихся представление о видах религий (ритуальные, мировые, национальные, религии спасении, монотеистические, политеистические);
  3.  сформировать представление о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей;
  4.  раскрыть роль религии в жизни общества;
  5.  закрепить знания учащихся религии как социальном институте.
  6.  Развивающая:  
  7.  дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
  8.  Воспитывающая:  
  9.  воспитание толерантности к различным культурам и верам.

Тип урока по дидактической цели – урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока – урок-лекция.

Основные понятия: религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, атеизм.

Приборы и материалы: Учебник по обществознанию А. и. Кравченко, Е. А. Певцова; тетради, доска, мел.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I этап. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы. (2 минут)

- Здравствуйте. Садитесь. Дежурные назовите отсутствующих.

-Хорошо. Сегодня мы изучаем новые параграфы. Запишите в теради: «Религия»

Ученики садятся. Дежурный доложил что все ученики сегодня присутствуют.

Настраиваются на занятие, открывают тетради и учебники. Записывают тему.

II этап. Изложение нового материала (30 минут)

- Религия является одним из источников духовной сферы человеческого общества, в различных формах сопровождая его на историческом пути развития.

Слово религия имеет два значения. Согласно одному из них, оно происходит от латинского глагола religare- связывать, и обозначает духовную связь земного и небесного миров. Согласно другому значению, латинское существительное religio- это набожность, святыня, предмет культа.

Проблемы религии всегда волновали человека. В науке существует много определений понятия «религия», например:

  1.  это вера (принятие без доказательств) в существование сверхъестественных существ (Бога или богов);
  2.  это система взглядов, в основе которых лежит понятие святого, священного, сакрального;
  3.  это система верований и обрядов, а также взглядов и представлений, объединяющая верящих в них людей (верующих) в некую общность;
  4.  это одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, призванная удовлетворять его духовные потребности.

Для религии характерны такие признаки как: организованное поклонение высшим силам; вера в сверхъестественное; стремление согласовать земную жизнь с требованиями бога.

Все религии подразделяются на:

А) архаичные политеистические религии – тотемизм, фетишизм, анимизм;

Б) мировые монотеистические религии – буддизм, христианство, ислам.

Кроме трех перечисленных мировых религий существует иудаизм – монотеистическая религия, исповедуемая евреями; индуизм – по числу верующих одна из наиболее крупных религий в мире и др.

Архаичные религии- более древние. Они основаны на верованиях и мифах, составляющих основу мифологии. Мировые религии более моложе, их основа- религиозная вера.

Архаичные (древние) религии основаны на неразрывной связи человека с окружающим его миром, природой: будучи бессильны перед природной стихией, древний человек обожествлял её. Назовем основные формы архаичных религий:

  1.  Тотемизм – представление о родственной связи человека с конкретным природным объектом (тотемом): обычно с животным определенного вида, реже – с растением или природным явлением. Тотемизм отразился в ряде политеистических религий: так, в Древнем Египте у каждого бога или богини было своё животное воплощение (а сами боги изображались с головами животных: собаки, барана, орла или крокодила).
  2.  Анимизм – вера в одушевлённость всей природы и существование наряду с обычным (физическим) миром и параллельного (потустороннего) мира духов, в котором продолжается что жизнь человека после его физической смерти. Анимизм и сейчас существует как традиционная религия племенных сообществ Америки, Азии, Африки и Австралии.
  3.  Фетишизм – культ неодушевлённых предметов (фетишей): почитание столбов, камней, деревьев, идолов, вера в силу амулетов, оберегов, талисманов. Основан на представлениях о том, что дух может поселиться в каких-либо местах окружающей природы (например, в ручьях, деревьях или камнях) или в предметах искусственного происхождения (например, в идолах, амулетах, статуях), что наделяет эти предметы особой нематериальной (сверхъестественной) силой.

С анимизмом (и, в меньшей степени, с фетишизмом) связано представление о загробной жизни – продолжении земной жизни, но в ином качестве. По этим представлениям, после физической смерти человека его дух отправляется в Страну умерших или остается в этом мире, влияя на живых родственников: помогает, оберегает имущество, предсказывает будущее. Сложилась особая социальная группа людей, которые могли «вступать» в контакт с духами умерших и совершать «путешествия» по загробному, нематериальному миру – шаманы.

Почитание отдельных предметов сложную систему преклонения перед святыней, включающее не одно, а множество действий, ритуалов, обрядов, придание особого, космического смысла и значения породило религиозный культ.

Культ- действия, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям «божественную силу».

Переходим к параграфу 21. «Искусство».

Искусство надо понимать как минимум в трёх значениях:

  1.  Искусство в широком смысле- Это худ. творчество  в целом: графика, кино, музыка, театр и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно- образных форм освоения мира.
  2.  Искусство  в узком смысле- только изобразительное искусство.
  3.  Искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Искусство можно трактовать по разному. Для того чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том. чем отличаются изобразительное искусство и художественное творчество.

Изобразительные искусства- раздел пластических искусств, объединяющих живопись, скульптуру и графику.

Художественная культура- это совокупность всех видов художественной деятельности, включая продукт и процесс этой деятельности.

 

Педагог записывает на доске.

Функции художественной культуры и искусства:

  1.  Воспитательная функция;
  2.  Познавательная функция;
  3.  Рекреационная функция;
  4.  Коммуникативная функция;
  5.  Гедонистическая функция.

Искусство- специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно- образных средствах и жанрах.

Хочу напомнить что в художественную культуру входят целиком произведения народной и элитарной, но частично- массовой культуры. К искусству же мы должны отнести только продукты элитарной изобразительной культуры.

Сегодня к сфере искусства относят только то, что соответствует трем обязательным критериям. Произведение искусства должно обладать:

  1.  Познавательной ценностью,
  2.  Эстетической ценностью,
  3.  Нравственной ценностью.

Ученики начинают делать записи в тетрадях за учителем.

III этап. Закрепление материала. Рефлексия. (5-6 минут)

-А теперь закрепим изученные параграфы

 1.      Какую роль и функции выполняет религия в жизни общества?

2.      Что такое «свобода выбора»?

  1.  Куда входят литература, музыка и театр?
  2.  Что такое искусство в узком смысле?

-Религия является одним из источников духовной сферы человеческого общества, в различных формах сопровождая его на историческом пути развития.

-Право выбирать приемлемый для человека вариант чего- либо.

-Они входят в художественное творчество.

- Искусство в узком смысле можно назвать только изобразительное искусство.

IV этап. Домашнее задание (2-3 минут)

- Отлично! На этом наш урок завершается.

Запишем домашнее задание. Дома вы должны повторить эти два параграфа. И подготовиться к проверке. Буду спрашивать всех.

Звенит звонок

-Урок закончен вы свободны. До свидания.

Ученики записывают домашнее задание.

- До свидания


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32929. Русская философия XVIII века 14.57 KB
  Ломоносов и А. Михаил Васильевич Ломоносов 1711 1765 свое место в истории русской философии определил прежде всего тем что заложил основы материалистической традиции. Согласно этому закону в основе мироздания лежат мельчайшие частицы которые Ломоносов вслед за Лейбницем назвал монадами. Однако в отличие от последнего Ломоносов говорит не о духовных а о материальных монадах и материальных атомах.
32930. Основная специфика философского знания 12.54 KB
  Основная специфика философского знания заключается в его двойственности так как оно: имеет очень много общего с научным знанием предметметоды логикопонятийный аппарат; однако не является научным знанием в чистом виде. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки философия обобщает интегрирует иные науки но не поглощает их не включает в себя все научное знание не стоит над ним.; носит предельно общий теоретический характер; содержит базовые основополагающие идеи и понятия которые лежат в основе иных...