61712

Права и обязанности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Где бы ты не жил в какие бы общественные группы не включался какие бы роли не исполнял ты – человек личность Значит у тебя есть права личные права человека Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать.

Русский

2014-06-01

37.91 KB

0 чел.

Конспект урока по обществознанию в 7 классе.

Тема : права и обязанности.

  1.  Помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей - без прав;
  2.  Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей;
  3.  Воспитывать чувство патриотизма, взаимоуважения, любовь к Родине.

Оборудование:

карточки с заданиями;

учебник.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?». Без ясного ответа на эти вопросы, жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.

Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать.

Текущий и следующий месяцы богаты событиями, которые очень важны для страны, для всех её.

20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка

В  декабре появились все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации»).

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение» Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Каждый из вас имеет право на бесплатное образованием, и вы этим правом действительно пользуетесь, потому, что каждый день ходите в школу. Этим самым вы помогаете нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.

Задания.

Учитель: А сейчас я  хочу  предложить  вам  несколько  ситуаций,  которые  нужно  обсудить  с  точки  зрения  гражданской  позиции  всех  действующих  лиц  и  вас.  

Ситуация 1.

Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляет громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.

Мама. Сколько раз говорила  - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын. Мама, ты же всё равно в 10 часов не спишь.

Учитель: Каким правом пользуется сын?

Дети: Сын пользуется правом на отдых и досуг.

Учитель: Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей?

Дети: в данный момент он ущемляет права родителей и соседей на отдых и нарушает общественный порядок.

Учитель: О какой важной обязанности он забыл?

Дети: Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!

Ситуация 2.

«Чужой телефон»

Выходят дети с портфелями и кладут их.

Дима: - Ты не пойдешь на физкультуру?

Коля: - Нет, я освобожден.

Все уходят, кроме Коли. Он садится и начинает рисовать.

Коля: - Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у Димы.

Коля начинает что-то искать в портфеле. Находит сотовый телефон, начинает смотреть его, читает сообщения. В это время входит Дима.

Дима: - Почему ты открыл мой портфель? И играешь моим телефоном?

Коля: - А что такого, я же ничего не взял, только посмотрел. Разве нельзя?

Учитель: На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете ребята?

Дети:

Учитель: Это право называется – правом собственности. Т.е. каждый человек, в том числе и ребенок имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.

Ситуация 3.

А вот что случилось в одной семье.

– Сходи за хлебом в булочную!

– Не имеешь права эксплуатировать ребенка.

– Вымой посуду!

– Не имеешь права использовать детский труд.

– Помой руки!

– Это насилие над личностью!

– Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю.

– Это проявление жестокости.

Учитель: Кто и какое право здесь нарушает?

Дети:

Каждый имеет не только права, но и обязанности перед обществом. Об этом говорится в следующих статьях:

СТАТЬЯ 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашёнными данной Декларацией, независимо от:
• национальности, языка, расы, пола, религии;

• социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;

• величины и мирового значения его страны.

СТАТЬЯ 29. 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом.
2. Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.

СТАТЬЯ 30. Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление отдельным людям, группе людей совершать действия, нарушающие права и свободы, изложенные в этой Декларации.

В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

Учитель: А сейчас, предлагаю вам заполнить кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

3. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

Р а з у м н о с т ь

с п р А в е д л и в о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О Б Я З А Н Н О С Т И

III. Знакомство с новой темой.

Учитель: Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и расширять свой кругозор.

Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность.

Вслушайтесь в следующие слова: «Если я знаю свои права, значит, я знаю свои обязанности». «Если я знаю свои обязанности, значит, я знаю свои права».

Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Учитель: Что такое обязанность?

Дети: Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения.

Учитель: Конституционные обязанности - те, которые налагаются на гражданина Российской Федерации основным законом страны, обладающего высшей юридической силой - конституцией Российской Федерации. Они являются неотъемлемой частью правого статуса и обязательны для каждого гражданина нашего необъятного государства.

Учитель: пользуясь текстом учащимся предлогается продолжить незаконченные утверждения.

Текст:

Основные обязанности гражданина.

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и

обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в

которых субъектом выступает человек.

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности

лица к гражданству государства, другие – не связаны с таким статусом и

возлагаются на каждого.

Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые:

1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретною правового статуса

лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные

требования — ответственности личности перед обществом, гражданина перед

государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и

общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов.

Таким образом, основные обязанности — это конституционно закрепленные и

охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку

и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов

общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иною лица,

проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и

законов Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе

об основах ее конституционного строя.

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные

налоги и сборы.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду,

бережно относиться к природным богатствам. Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества

является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Закончите утверждение.

Граждане Российской федерации обязаны:

Соблюдать конституцию и другие законы РФ.

Защищать отечество.

Платить законно установленные налоги и сборы.

Беречь природу и природные богатства.

Учитель: чтение правильных утверждений.

Учитель: обязанностями государства в свою очередь является гарантирование прав конкретного человека.

А сейчас заполним с вами таблицу.

Граждане Российской Федерации обязаны:

Соблюдение Конституции и законов.

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Защита Отечества.

Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Указом Президента РФ от 25 января 1996 г.

Уплата налогов и сборов.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

Учитель: предлагаю записать таблицу в тетрадь.

Сохранение природы и окружающей среды.

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам".

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Забота о памятниках истории и культуры.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Учитель: сейчас вы получите карточки с  перечнем обязанностей. Вам нужно будет  отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны.

Обязанности:

1.Соблюдать законы.

2.Платить налоги.

3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.

4.Быть членом профсоюза.

5.Защищать Отечество.

6.Сохранять природу и окружающую среду.

7.Бережно относиться к памятникам истории и культуры.

8.Учиться, получать образование.

9.Участвовать в управлении делами государства.

10. Иметь обязательную подготовку к военной службе.

Обсуждение правильных ответов.

Итог урока.

Учитель: итак, сегодня на уроке мы разговаривали на одну из важных тем. Какую?

Дети: обязанности граждан РФ.

Учитель: Надеюсь что каждый запомнил важнейшие обязанности граждан РФ.

Домашнее задание:

Учитель:

Методист:

Оценка:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70579. Виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской 63 KB
  К предпринимательской деятельности не относятся: ремесленная деятельность; организация агроэкотуризма; ведение личного подсобного хозяйства. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма осуществляется физическими лицами без государственной регистрации в качестве...
70580. Методологические основы государственного регулирования экономики 53.5 KB
  Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного исполнительного и контролирующего характера осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях...
70581. Формы и методы государственного регулирования экономики 63.5 KB
  Директивное планирование (ДП) - форма ГРЭ, длительное время существовавшая в СССР и других социалистических странах. При ДП план экономического развития имеет силу закона и является обязательным для исполнения воли звеньями экономической системы: регионами, отдельными предприятиями.
70582. Теоретические основы формирования и реализации макроэкономической политики государства (МПГ) 50 KB
  МПГ в системе государственного регулирования экономики Экономика любого государства не может развиваться без определения цели ее развития. Под экономической целью понимается основное направление развития экономики которое раскрывается с помощью поставленных задач.
70583. Воспитание и образования эпохи Средневековья 67.47 KB
  Объектом её изучение стал человек в его обычной жизни. Античность присутствовала в культуре на протяжении всего Средневековья: Средневековое богословие развивалось авторами имевшими высокий уровень античной образованности на них большое влияние оказали идеи Платона Аристотеля стоиков...
70584. УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ 1009 KB
  Основное назначение данного курса систематическое введение в идеи и методы используемые в современных реляционных системах управления базами данных. Как показывает опыт без знания основ баз данных трудно на серьезном уровне работать с конкретными системами как бы хорошо они не были документированы.
70585. ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ. ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ 85 KB
  Государственный кадастровый учет осуществляется по следующим основаниям: постановка на учет объекта недвижимости в связи с образованием или созданием объекта недвижимости; изменение уникальных характеристик объекта недвижимости: вида объекта недвижимости его кадастрового номера...
70586. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 84 KB
  Право собственности принадлежит к числу таких правовых институтов интерес к которым не ослабевает и не увядает на протяжение столетий. Это особенно относится к собственности на землю поскольку земля являет собой самое ценное богатство.
70587. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ 221.5 KB
  Мониторинг земель система наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления различных изменений их оценки а также предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Мониторинг имеют право осуществлять только государственные органы управления земельным фондом РФ.