61712

Права и обязанности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Где бы ты не жил в какие бы общественные группы не включался какие бы роли не исполнял ты человек личность Значит у тебя есть права личные права человека Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать.

Русский

2014-06-01

37.91 KB

0 чел.

Конспект урока по обществознанию в 7 классе.

Тема : права и обязанности.

  1.  Помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей - без прав;
  2.  Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей;
  3.  Воспитывать чувство патриотизма, взаимоуважения, любовь к Родине.

Оборудование:

карточки с заданиями;

учебник.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?». Без ясного ответа на эти вопросы, жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.

Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать.

Текущий и следующий месяцы богаты событиями, которые очень важны для страны, для всех её.

20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка

В  декабре появились все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации»).

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение» Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Каждый из вас имеет право на бесплатное образованием, и вы этим правом действительно пользуетесь, потому, что каждый день ходите в школу. Этим самым вы помогаете нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.

Задания.

Учитель: А сейчас я  хочу  предложить  вам  несколько  ситуаций,  которые  нужно  обсудить  с  точки  зрения  гражданской  позиции  всех  действующих  лиц  и  вас.  

Ситуация 1.

Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляет громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.

Мама. Сколько раз говорила  - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын. Мама, ты же всё равно в 10 часов не спишь.

Учитель: Каким правом пользуется сын?

Дети: Сын пользуется правом на отдых и досуг.

Учитель: Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей?

Дети: в данный момент он ущемляет права родителей и соседей на отдых и нарушает общественный порядок.

Учитель: О какой важной обязанности он забыл?

Дети: Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!

Ситуация 2.

«Чужой телефон»

Выходят дети с портфелями и кладут их.

Дима: - Ты не пойдешь на физкультуру?

Коля: - Нет, я освобожден.

Все уходят, кроме Коли. Он садится и начинает рисовать.

Коля: - Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у Димы.

Коля начинает что-то искать в портфеле. Находит сотовый телефон, начинает смотреть его, читает сообщения. В это время входит Дима.

Дима: - Почему ты открыл мой портфель? И играешь моим телефоном?

Коля: - А что такого, я же ничего не взял, только посмотрел. Разве нельзя?

Учитель: На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете ребята?

Дети:

Учитель: Это право называется – правом собственности. Т.е. каждый человек, в том числе и ребенок имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.

Ситуация 3.

А вот что случилось в одной семье.

– Сходи за хлебом в булочную!

– Не имеешь права эксплуатировать ребенка.

– Вымой посуду!

– Не имеешь права использовать детский труд.

– Помой руки!

– Это насилие над личностью!

– Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю.

– Это проявление жестокости.

Учитель: Кто и какое право здесь нарушает?

Дети:

Каждый имеет не только права, но и обязанности перед обществом. Об этом говорится в следующих статьях:

СТАТЬЯ 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашёнными данной Декларацией, независимо от:
• национальности, языка, расы, пола, религии;

• социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;

• величины и мирового значения его страны.

СТАТЬЯ 29. 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом.
2. Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.

СТАТЬЯ 30. Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление отдельным людям, группе людей совершать действия, нарушающие права и свободы, изложенные в этой Декларации.

В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

Учитель: А сейчас, предлагаю вам заполнить кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

3. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

Р а з у м н о с т ь

с п р А в е д л и в о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О Б Я З А Н Н О С Т И

III. Знакомство с новой темой.

Учитель: Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и расширять свой кругозор.

Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность.

Вслушайтесь в следующие слова: «Если я знаю свои права, значит, я знаю свои обязанности». «Если я знаю свои обязанности, значит, я знаю свои права».

Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Учитель: Что такое обязанность?

Дети: Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения.

Учитель: Конституционные обязанности - те, которые налагаются на гражданина Российской Федерации основным законом страны, обладающего высшей юридической силой - конституцией Российской Федерации. Они являются неотъемлемой частью правого статуса и обязательны для каждого гражданина нашего необъятного государства.

Учитель: пользуясь текстом учащимся предлогается продолжить незаконченные утверждения.

Текст:

Основные обязанности гражданина.

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и

обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в

которых субъектом выступает человек.

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности

лица к гражданству государства, другие – не связаны с таким статусом и

возлагаются на каждого.

Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые:

1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретною правового статуса

лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные

требования — ответственности личности перед обществом, гражданина перед

государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и

общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов.

Таким образом, основные обязанности — это конституционно закрепленные и

охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку

и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов

общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иною лица,

проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и

законов Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе

об основах ее конституционного строя.

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные

налоги и сборы.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду,

бережно относиться к природным богатствам. Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества

является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Закончите утверждение.

Граждане Российской федерации обязаны:

Соблюдать конституцию и другие законы РФ.

Защищать отечество.

Платить законно установленные налоги и сборы.

Беречь природу и природные богатства.

Учитель: чтение правильных утверждений.

Учитель: обязанностями государства в свою очередь является гарантирование прав конкретного человека.

А сейчас заполним с вами таблицу.

Граждане Российской Федерации обязаны:

Соблюдение Конституции и законов.

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Защита Отечества.

Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Указом Президента РФ от 25 января 1996 г.

Уплата налогов и сборов.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

Учитель: предлагаю записать таблицу в тетрадь.

Сохранение природы и окружающей среды.

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам".

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Забота о памятниках истории и культуры.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Учитель: сейчас вы получите карточки с  перечнем обязанностей. Вам нужно будет  отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны.

Обязанности:

1.Соблюдать законы.

2.Платить налоги.

3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.

4.Быть членом профсоюза.

5.Защищать Отечество.

6.Сохранять природу и окружающую среду.

7.Бережно относиться к памятникам истории и культуры.

8.Учиться, получать образование.

9.Участвовать в управлении делами государства.

10. Иметь обязательную подготовку к военной службе.

Обсуждение правильных ответов.

Итог урока.

Учитель: итак, сегодня на уроке мы разговаривали на одну из важных тем. Какую?

Дети: обязанности граждан РФ.

Учитель: Надеюсь что каждый запомнил важнейшие обязанности граждан РФ.

Домашнее задание:

Учитель:

Методист:

Оценка:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63855. Коммуникации в социокультурной динамике: коммуникативные практики посткризисного региона Дагестан как зеркало социокультурных изменений 177 KB
  Затем мы провели контент-анализ на основании заголовков и общего содержания записей. При этом мы ограничились лишь последними 10 записями каждого блога так как этого количества с одной стороны достаточно для того чтобы определить соотношение предметов обсуждения по их содержанию а с другой стороны это именно...
63856. Трансформация ритуалов в современном обществе 30.67 KB
  Ритуалы это своеобразные камни для строительства упорядоченного образа жизни. Соблюдение повседневных ритуалов помогает нам структурировать свой день и делит трудные периоды на мелкие части. Но всегда ли мы задумываемся об истинном смысле ритуалов На первый взгляд не так уж много ритуалов наполняют нашу жизнь...
63857. Трансформация социокультурного пространства в рамках экономической системы 52.5 KB
  На современном этапе развития социально-экономической формации возникает потребность в изучении и анализе социального пространства с междисциплинарных позиций в силу возрастающего влияния на все сферы жизни общества. Базовыми характеристиками современного общества выступают...
63858. Социальная идентичность: гендерный аспект 54 KB
  Социологическое определение идентичности отражает в свою очередь ее непосредственное отношение к личности и обществу. В своей книге Детство и общество Эриксон писал: Я могу попытаться более явно представить суть идентичности только рассмотрев ее с разных точек зрения.
63859. Экономические условия и политические аспекты трансформации социокультурного пространства в истории России 59.5 KB
  Если говорить о категориях институциональной жизни общества то можно выделить множество сфер которые подвергаются изменениям. Оно определяет общие ориентиры поведения людей совокупность социокультурных норм и ценностей общества которые и определяют это поведение.
63860. Анализ организационно-экономических основ инвестиционной деятельности муниципального образования 24.12 KB
  В условиях ограниченности собственных финансовых средств требующихся для реализации планов социально-экономического развития муниципальных образований а также отдельных целевых программ необходимо привлекать инвестиции аккумулировать сбережения и накопления граждан...
63861. Проблемы защиты коренных народов 44 KB
  В Приангарье проживает 1950 человек которые относятся к категории коренных малочисленных народов КМН 1272 эвенка и 678 тофаларов по переписи населения 2010 года. Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 года № 106пп утверждена долгосрочная целевая программа...
63862. Причины изменения языка в разных социальных группах 47.5 KB
  Эти слова прижились и использует в повседневной речи. Часто употребляемые молодыми людьми слова и выражения не понятны взрослым нашим родителям бабушкам дедушкам. От слова ботать учиться эти и многие другие слова и выражения привносят собой в язык особый смысловой оттенок.
63863. «Другие»: оценка гомосексуальности в разных культурах 24.08 KB
  Сегодня СМИ затрагивают абсолютно любые темы. Общество стало свободным, открытым. На просторах интернета можно найти ответы на любую тему. Эти изменения коснулись не только, каких либо масштабных процессов (внутренняя и внешняя политика), но и более личностных.