61712

Права и обязанности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Где бы ты не жил в какие бы общественные группы не включался какие бы роли не исполнял ты человек личность Значит у тебя есть права личные права человека Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать.

Русский

2014-06-01

37.91 KB

0 чел.

Конспект урока по обществознанию в 7 классе.

Тема : права и обязанности.

  1.  Помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей - без прав;
  2.  Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей;
  3.  Воспитывать чувство патриотизма, взаимоуважения, любовь к Родине.

Оборудование:

карточки с заданиями;

учебник.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?». Без ясного ответа на эти вопросы, жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.

Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать.

Текущий и следующий месяцы богаты событиями, которые очень важны для страны, для всех её.

20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка

В  декабре появились все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации»).

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение» Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Каждый из вас имеет право на бесплатное образованием, и вы этим правом действительно пользуетесь, потому, что каждый день ходите в школу. Этим самым вы помогаете нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.

Задания.

Учитель: А сейчас я  хочу  предложить  вам  несколько  ситуаций,  которые  нужно  обсудить  с  точки  зрения  гражданской  позиции  всех  действующих  лиц  и  вас.  

Ситуация 1.

Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляет громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.

Мама. Сколько раз говорила  - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын. Мама, ты же всё равно в 10 часов не спишь.

Учитель: Каким правом пользуется сын?

Дети: Сын пользуется правом на отдых и досуг.

Учитель: Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей?

Дети: в данный момент он ущемляет права родителей и соседей на отдых и нарушает общественный порядок.

Учитель: О какой важной обязанности он забыл?

Дети: Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!

Ситуация 2.

«Чужой телефон»

Выходят дети с портфелями и кладут их.

Дима: - Ты не пойдешь на физкультуру?

Коля: - Нет, я освобожден.

Все уходят, кроме Коли. Он садится и начинает рисовать.

Коля: - Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у Димы.

Коля начинает что-то искать в портфеле. Находит сотовый телефон, начинает смотреть его, читает сообщения. В это время входит Дима.

Дима: - Почему ты открыл мой портфель? И играешь моим телефоном?

Коля: - А что такого, я же ничего не взял, только посмотрел. Разве нельзя?

Учитель: На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете ребята?

Дети:

Учитель: Это право называется – правом собственности. Т.е. каждый человек, в том числе и ребенок имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.

Ситуация 3.

А вот что случилось в одной семье.

– Сходи за хлебом в булочную!

– Не имеешь права эксплуатировать ребенка.

– Вымой посуду!

– Не имеешь права использовать детский труд.

– Помой руки!

– Это насилие над личностью!

– Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю.

– Это проявление жестокости.

Учитель: Кто и какое право здесь нарушает?

Дети:

Каждый имеет не только права, но и обязанности перед обществом. Об этом говорится в следующих статьях:

СТАТЬЯ 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашёнными данной Декларацией, независимо от:
• национальности, языка, расы, пола, религии;

• социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;

• величины и мирового значения его страны.

СТАТЬЯ 29. 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом.
2. Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.

СТАТЬЯ 30. Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление отдельным людям, группе людей совершать действия, нарушающие права и свободы, изложенные в этой Декларации.

В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

Учитель: А сейчас, предлагаю вам заполнить кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

3. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

Р а з у м н о с т ь

с п р А в е д л и в о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О Б Я З А Н Н О С Т И

III. Знакомство с новой темой.

Учитель: Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и расширять свой кругозор.

Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность.

Вслушайтесь в следующие слова: «Если я знаю свои права, значит, я знаю свои обязанности». «Если я знаю свои обязанности, значит, я знаю свои права».

Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Учитель: Что такое обязанность?

Дети: Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения.

Учитель: Конституционные обязанности - те, которые налагаются на гражданина Российской Федерации основным законом страны, обладающего высшей юридической силой - конституцией Российской Федерации. Они являются неотъемлемой частью правого статуса и обязательны для каждого гражданина нашего необъятного государства.

Учитель: пользуясь текстом учащимся предлогается продолжить незаконченные утверждения.

Текст:

Основные обязанности гражданина.

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и

обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в

которых субъектом выступает человек.

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности

лица к гражданству государства, другие – не связаны с таким статусом и

возлагаются на каждого.

Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые:

1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретною правового статуса

лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные

требования — ответственности личности перед обществом, гражданина перед

государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и

общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов.

Таким образом, основные обязанности — это конституционно закрепленные и

охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку

и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов

общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иною лица,

проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и

законов Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе

об основах ее конституционного строя.

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные

налоги и сборы.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду,

бережно относиться к природным богатствам. Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества

является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Закончите утверждение.

Граждане Российской федерации обязаны:

Соблюдать конституцию и другие законы РФ.

Защищать отечество.

Платить законно установленные налоги и сборы.

Беречь природу и природные богатства.

Учитель: чтение правильных утверждений.

Учитель: обязанностями государства в свою очередь является гарантирование прав конкретного человека.

А сейчас заполним с вами таблицу.

Граждане Российской Федерации обязаны:

Соблюдение Конституции и законов.

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Защита Отечества.

Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Указом Президента РФ от 25 января 1996 г.

Уплата налогов и сборов.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

Учитель: предлагаю записать таблицу в тетрадь.

Сохранение природы и окружающей среды.

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам".

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Забота о памятниках истории и культуры.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Учитель: сейчас вы получите карточки с  перечнем обязанностей. Вам нужно будет  отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны.

Обязанности:

1.Соблюдать законы.

2.Платить налоги.

3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.

4.Быть членом профсоюза.

5.Защищать Отечество.

6.Сохранять природу и окружающую среду.

7.Бережно относиться к памятникам истории и культуры.

8.Учиться, получать образование.

9.Участвовать в управлении делами государства.

10. Иметь обязательную подготовку к военной службе.

Обсуждение правильных ответов.

Итог урока.

Учитель: итак, сегодня на уроке мы разговаривали на одну из важных тем. Какую?

Дети: обязанности граждан РФ.

Учитель: Надеюсь что каждый запомнил важнейшие обязанности граждан РФ.

Домашнее задание:

Учитель:

Методист:

Оценка:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46482. Несостоятельность (банкротство) предприятий. Основные понятия 17.1 KB
  К внешним факторам относят: Экономические уровень доходов и накопления населения покупательская способность; платежеспособность экономических партнеров кредитная и налоговая политика государства; изменение рыночных ориентаций потребителя конъюнктуры внутреннего и мирового рынков государственное регулирование уровень развития науки и техники инфляция; Социальные изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; международная конкуренция уровень культуры предпринимателей и потребителей их продукции организация досуга...
46483. Анализ ликвидности и платежеспособности 17.1 KB
  Критерии банктротства предприятия: неудовлетворительная структура оборотных активов; тенденция к росту доли труднореализуемых активов материальнопроизводственных запасов имеющих медленную оборачиваемость сомнительной дебиторской задолженности может привести к неплатежеспособности организации; замедление оборачиваемости оборотных средств по причине накопления чрезмерных запасов и наличия просроченной задолженности покупателей и заказчиков; преобладание в обязательствах предприятия дорогостоящих кредитов и займов; наличие...
46484. Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг. Коммерческие сделки, контракты купли-продажи 17.14 KB
  Коммерческие сделки контракты куплипродажи. Контракт куплипродажи является основным коммерческим документом оформляющим внешнеторговую сделку в котором содержится письменная договоренность сторон о поставке товара: обязательство продавцаэкспортера передать определенный товар в собственность покупателяимпортера и обязательство покупателяимпортера принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму или обязательства сторон выполнить условия товарообменной сделки. Согласно действующему законодательству статья 153 ГК РФ...
46485. Дисциплинарная и материальная ответственность за эколо¬гические правонарушения 17.16 KB
  Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Особо охраняемые природные территории определены законодательством РФ как участки земли водной поверхности и воздушного пространства над ними где располагаются природные комплексы и объекты имеющие особое природоохранное научное культурное эстетическое рекреационное и оздоровительное значение. Общественные отношения в сфере организации охраны и использования особо охраняемых природных территорий с целью сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов...
46486. НТР и ее влияние на ход общественного развития 17.19 KB
  Со второй половины XX века человечество вступило в этап научнотехнической революции НТРЧто такое НТР Какое определение ей можно дать Каковы особенности НТР и чем она отличается от революции социальной Если обратиться к справочной литературе то в ней дается следующее определение понятия НТР: НТР это коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу и соответствующее этому революционное изменение материальнотехнического базиса общественного производства...
46487. Л.С. Выготский. «Вопросы детской (возрастной) психологии 17.22 KB
  Говоря о кризисах он выделяет помимо очевидного негативного характера ребенок становится капризен и трудновоспитуем еще и позитивный то есть возникновения новообразование. В этот период центральным новообразованием является индивидуальное существование собственная психическая жизнь хотя отделяясь от матери физически ребенок еще зависит биологически от нее способ питания новорожденного смешанный внеутробное своеобразен сон составляющий большую часть его времени новорожденный уязвим и беспомощен. Теперь ребенок переходит в период...
46488. Особенности защиты населения от возможных последствий аварий на АЭС 17.25 KB
  Предупреждение накопления радиоактивного йода в щитовидной железе путем приема внутрь лекарственных препаратов стабильного йода йодная профилактика; Впервые два месяца после аварии доза внутреннего облучения обусловлена радионуклидами йода и в первую очередь йода 131. Важное значение также имеет йодная профилактика как наиболее эффективный метод защиты щитовидной железы от радиоактивных изотопов йода. Суть ее в приеме внутрь лекарственных препаратов стабильного йода.
46489. Ставка капитализации 17.29 KB
  Существует несколько методов определения коэффициента капитализации: с учетом возмещения капитальных затрат с корректировкой на изменение стоимости актива; метод связанных инвестиций или техника инвестиционной группы; метод прямой капитализации. Определение коэффициента капитализации с учетом возмещения капитальных затрат. Коэффициент капитализации состоит из двух частей:1 ставки доходности инвестиции капитала являющейся компенсацией которая должна быть выплачена инвестору за использование денежных средств с учетом риска и других...
46490. Распад СССР, образование СНГ. Формирование независимой российской государственности и системы права в нач.1990-х годов 17.38 KB
  Распад СССР образование СНГ.1990х годов РаспадСССР: причины и последствия. Предпосылки распада СССР: идеологический кризис раскол КПСС с ее интернациональной идеологией ее политическая недееспособность создали почву для развития идей национализма и сепаратизма как на уровне СССР так и внутри союзных республик; резкий переход к рыночным отношениям подорвал экономическую опору государственного единства СССР стержнем которой являлись плановая экономика и централизованное распределение материальнотехнических ресурсов. А отсутствие...