61726

Имя прилагательное. Обобщение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели и задачи урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи; закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода...

Русский

2014-06-01

19.63 KB

0 чел.

Конспект урока по русскому языку  4 В класс по теме « Имя прилагательное. Обобщение.»

Студентки 41 группы

Специальность: 050709.52

Махметовой Айгуль

Цели и задачи урока:

Обобщить и систематизировать знания учащихся  об имени прилагательном как части речи; закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных, упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода и падежа имён прилагательных;  способствовать обогащению словарного запаса детей; формировать умение  составлять портфолио  прилагательного, точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

совершенствовать культуру речи детей, развивать  орфографическую зоркость, расширять  кругозор младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий.

воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание, любознательность и пытливость в процессе учения; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы с названиями разделов портфолио, таблица с девизом урока.

Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Вы тихонечко все сели,

Друг на друга поглядели,

Улыбнулись, раз и два,

Начинаем, детвора?

– А девиз у нас, каков?

« Больше дела, меньше слов»

II. Психологический настрой. Медитация.

- Прикрыли глазки и мысленно сказали:

Я внимателен,

я хорошо думаю,

я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе.

- Открыли глаза.

 Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Успехов вам и удач!

III. Сообщение темы и целей урока.

- Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдёт разговор.

Я слово ищу, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее.

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое.

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его прилагательное.

- Какова тема нашего урока?

- Вот сегодня мы с вами и повторим всё, что знаем об имени  

  прилагательном.

Минута чистописания

- Давайте вспомним, как писать строчные буквы -  п р т ф л.

- Посмотрите внимательно, какое слово получится, если добавить гласные?

- Напишем слова портфель и  портфолио, поставьте ударение и подчеркните  безударную гласную.

Словарная работа

- Кто знает, что такое портфолио?(происходит от англ.слова portfolio-  портфель или папка для

документов и достижений.)

-Для чего создаются портфолио? (для того, чтобы все важные сведения хранились в одном месте и их можно было использовать в любой момент).

- Назовите гласные буквы.

- Сколько слогов в этом слове?

- Определите к какой части  речи относится  слово портфолио? (имя существительное)

- Определите род этого существительного (существительное среднего рода)

- Подберите прилагательные к этому слову (красочное, чёткое, объёмное…)

IV. Актуализация опорных знаний.

 - Сегодня мы с вами попробуем составить портфолио об имени прилагательном.

1 страница

-Сначала вспомним , что вы знаете об имени прилагательном.

- Что вы можете рассказать об имени прилагательном?

                         Дети по данной схеме рассказывают об имени прилагательном.

Имя прилагательное-    самостоятельная….

                                           отвечает…

                                           обозначает...     

2 страница

Роль прилагательного в речи

А теперь попробуйте по прилагательным догадаться, о каком животном можно так сказать.

(одному ученику говорится слово ёж, он должен описать это слово у доски, не называя его. Остальные ребята должны догадаться, о каком животном идет речь.)

- Какая часть речи помогла вам в этом?

Что было бы если бы прилагательные исчезли? (  Речь была бы бедной, некрасивой, неточной, неяркой.)

      А хотите узнать где зимует ёжик?

Послушайте рассказ.

                                                                   Ёж.

Осенью ______ ёж готовит себе______  место для сна. Норка у ежа  находится под _______пнём. Днём и ночью таскает он туда _______ листочки и ______ мох. Скоро придёт ________ зима. Накроет его нору _______ сугробом. До ______солнышка всю зиму проспит ёж.

(Слова для справок:, маленький, колючий, уютное, крепкого, большим, старым, трухлявым, сухие, жёлтые, мягкий, зелёный, холодная, вьюжная, большим, пушистым, пуховым, весеннего)

- Так где же зимует ёж?

- А рассказ вам понравился?

- Чего не хватает здесь?

- Устно вставим прилагательные, которые подходят по смыслу. Можно использовать слова для справок.

- Вам понравился  новый текст?

( Дети на листочках вставляют пропущенные слова.)

- Так какую же роль играют прилагательные  в речи?

3 страница

Изменение имени прилагательных

- И перешли к следующей странице.

- Как изменяются имена прилагательные?  (по родам и по числам)

Однажды на заснеженной  полянке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Мороз, Сугробы. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

– Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, – вздыхало Небо.

– А ко мне привязалось слово ровная, – чуть не плакала Дорога.

– Эх, подруга! Тебе еще ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда сильный, – безнадежно сказал Мороз.

– А мы  только большие, – сообщили Сугробы.

– Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.

- Почему слова небо, мороз, дорога и сугробы обижаются на ребят?

- Давайте подберём к этим словам другие имена прилагательные.

Небо -   

Дорога –

Мороз –

Сугробы –

- Определим род и число прилагательных.

  Как определить род и число у прилагательных? (По существительному с которым оно связано.)

-что бы определить род имени прилагательного, надо

1) найти в предложении существительное, связанное с этим прилагательным

2) определить его род

3) по роду существительного узнать род прилагательного.

А у каких прилагательных нельзя определить род?

- На партах у вас карточки. Спишите словосочетания, изменяя окончания прилагательных, для этого надо число и род существительного.

По вариантам

(зимн…)  дорога                              (весёл…) песенка

(зимн…)  солнце                             (весёл…) настроение

(зимн…)сугробы                             (весёл…)  девочки

(зимн…) день                                   (весёл…) праздник

 На доске

ед.ч.,  ж.р.

ед.ч.,  ср.р.,

мн. ч

ед.ч.,  м.р.

 

Почему в третьем  словосочетании вы не определили род?

- Как же изменяются имена прилагательные? (по родам и по числам)

4-я страница

 - А как еще изменяются имена прилагательные? (по падежам)

      Вспомним, как определить  падеж имени прилагательного

  1. найти сущ-ое,  к которому относится прилагательное.
  2. Определить  падеж  существительного
  3. по падежу существительного  определить падеж прилагательного

- Запишите в тетради

1 ряд- зимняя ночь

2 ряд- классный журнал

3 ряд- раннее утро

- Какие прилагательные склоняются одинаково? (прилагательные м. р. и ср. р.)

- А теперь постарайтесь  вспомнить всё, что мы учили о падежных окончаниях прилагательных и выполните без ошибок следующее задание.

     Прочитай. Спиши, ставь прилагательные в нужном падеже. Определи падеж прилагательных.

    Настала (зимний)  пора. Ребята собрались в (дальняя) дорогу. Мальчики отправились в (сосновая) рощу. Лагерь расположился в (сосновая) роще. К вечеру ребята дошли до (сосновая) рощи и до (спортивный) лагеря. Легко дышится в (зимняя) пору.          

VI. Итог урока

- Вот и подходит к концу наш урок. Чтобы закрыть последнюю страницу портфолио, давайте повторим и обобщим всё, что мы делали на уроке.

Рефлексия.

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный.

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

И ленивый, и драчливый.

Сколько качеств есть на свете.

Выбирайте себе, дети!

- Какая часть речи чаще всего встречается в стихотворении?

- Что называется именем прилагательным?

-Как изменяются имена прилагателые7

- Как определить число, род и падеж имени прилагательного?

 

Студент_______

Учитель_______

Методист_______

Оценка__________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53364. Рольові ігри на уроках англійської мови 257.5 KB
  Сучасна методика викладає такі ідеї та принципи в навчанні: визнання першорядності процесу пізнання та доступності інформації; цінність співпраці; зокрема використання діалогів полілогів імпровізацій та рольових ігор як основних форм роботи; визнання рівності пізнавальних та творчих можливостей усіх учнів а також свідомої участі учнів у процесі навчання; активна позиція учня в процесі навчання; принцип комунікативності який передбачає побудову процесу навчання як моделі процесу реальної комунікації; урахування...
53365. Ігри на матеріалі економічної термінології, спрямовані на збагачення активного словника та вдосконалення культури мовлення учнів 179 KB
  Методична порада. Для проведення ігор діти класу ділиться на гомогенні або гетерогенні групи. Обирається в кожній групі лідер. Завдання ігрової вправи виконують усі разом, доповідають про виконання тільки лідери. Вимпелом переможця нагороджується та група, яка першою за відведений час виконає правильно завдання.
53367. Ігрові хвилинки на уроках музики 48.5 KB
  Мета даної публікації не заглиблюючись у наукові аспекти теорії гри надати педагогові реальну допомогу на шляху впровадження ігрових форм у навчальновиховний процес. Дуже подобаються школярам варіанти психологічних ігрових вправ після проведення яких бажано аналізувати та обговорювати результати отримані під час гри.Кожній дитині надати можливість для виходу її емоцій після чого бажано алізувати та обговорювати результати отримані...
53368. Ігрові технології на уроках 39.5 KB
  Шіллер наприклад стверджував що античні ігри божественні і можуть служити ідеалом будьяких інших видів дозвілля людини. У Древньому Китаї святкові ігри відкривав імператор і сам у них брав участь. Складність визначається різноманіттям форм гри способів участі в ній партнером та алгоритмами проведення гри.
53369. Объемное моделирование и конструирование из бумаги. Игрушки из бумажных полосок 172.5 KB
  Игрушки из бумажных полосок Вид урока Урок беседа Тип урока Урок изучения нового материала Студенты преподаватели Айрапетова Мария Сергеевна Гусева Анна Павловна Ершова Дарья Дмитриевна Максимова Марина Вадимовна Государственный социальный заказ Во исполнение Закона Российской Федерации Об образовании. Добиваться: применения различных форм методов средств технологий при проведении образовательного урока; установления взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса. Технологическая карта урока Триединые...
53370. Розвиток слухової уваги, слухової пам’яті та фонематичного сприймання у дітей дошкільного віку 68 KB
  Діти стають у коло непомітно для ведучого вони передають за спиною один одному дзвіночок. Логопед розрає дітям ведмедиків з зображенням цих предметів потім за ширмою озвучує ці предмети а діти повинні відгадати який ведмедик шумить. Дидактична гра Хто кличе Діти по черзі називають імя ведучого який стоїть до них спиною. Потім гра ускладнюється і діти кличуть ведучого: Ау то голосно то тихо в залежності від того що скаже логопед: Далеко пішли у ліс Близько пішли у ліс.
53371. Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции. Синтетический учёт движения нематериальных активов 22.77 KB
  Косвенные затраты — затраты, которые, в отличие от прямых затрат, не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость одного конкретного вида продукции. Косвенные затраты относятся одновременно ко всем видам продукции и распределяются между ними условно: общепроизводственные и общехозяйственные расходы, часть расходов на продажу и др
53372. Дидактические игры как средство активизации учащихся при изучении таблицы умножения 52.5 KB
  Хочу рассказать о некоторых дидактических математических играх, которые я использую на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков. Навык, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Чтобы избежать однообразия в шлифовке табличных случаев умножения и деления, провожу упражнения в игровой, занимательной форме.