61726

Имя прилагательное. Обобщение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели и задачи урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи; закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода...

Русский

2014-06-01

19.63 KB

0 чел.

Конспект урока по русскому языку  4 В класс по теме « Имя прилагательное. Обобщение.»

Студентки 41 группы

Специальность: 050709.52

Махметовой Айгуль

Цели и задачи урока:

Обобщить и систематизировать знания учащихся  об имени прилагательном как части речи; закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных, упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода и падежа имён прилагательных;  способствовать обогащению словарного запаса детей; формировать умение  составлять портфолио  прилагательного, точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

совершенствовать культуру речи детей, развивать  орфографическую зоркость, расширять  кругозор младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий.

воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание, любознательность и пытливость в процессе учения; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы с названиями разделов портфолио, таблица с девизом урока.

Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Вы тихонечко все сели,

Друг на друга поглядели,

Улыбнулись, раз и два,

Начинаем, детвора?

– А девиз у нас, каков?

« Больше дела, меньше слов»

II. Психологический настрой. Медитация.

- Прикрыли глазки и мысленно сказали:

Я внимателен,

я хорошо думаю,

я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе.

- Открыли глаза.

 Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Успехов вам и удач!

III. Сообщение темы и целей урока.

- Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдёт разговор.

Я слово ищу, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее.

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое.

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его прилагательное.

- Какова тема нашего урока?

- Вот сегодня мы с вами и повторим всё, что знаем об имени  

  прилагательном.

Минута чистописания

- Давайте вспомним, как писать строчные буквы -  п р т ф л.

- Посмотрите внимательно, какое слово получится, если добавить гласные?

- Напишем слова портфель и  портфолио, поставьте ударение и подчеркните  безударную гласную.

Словарная работа

- Кто знает, что такое портфолио?(происходит от англ.слова portfolio-  портфель или папка для

документов и достижений.)

-Для чего создаются портфолио? (для того, чтобы все важные сведения хранились в одном месте и их можно было использовать в любой момент).

- Назовите гласные буквы.

- Сколько слогов в этом слове?

- Определите к какой части  речи относится  слово портфолио? (имя существительное)

- Определите род этого существительного (существительное среднего рода)

- Подберите прилагательные к этому слову (красочное, чёткое, объёмное…)

IV. Актуализация опорных знаний.

 - Сегодня мы с вами попробуем составить портфолио об имени прилагательном.

1 страница

-Сначала вспомним , что вы знаете об имени прилагательном.

- Что вы можете рассказать об имени прилагательном?

                         Дети по данной схеме рассказывают об имени прилагательном.

Имя прилагательное-    самостоятельная….

                                           отвечает…

                                           обозначает...     

2 страница

Роль прилагательного в речи

А теперь попробуйте по прилагательным догадаться, о каком животном можно так сказать.

(одному ученику говорится слово ёж, он должен описать это слово у доски, не называя его. Остальные ребята должны догадаться, о каком животном идет речь.)

- Какая часть речи помогла вам в этом?

Что было бы если бы прилагательные исчезли? (  Речь была бы бедной, некрасивой, неточной, неяркой.)

      А хотите узнать где зимует ёжик?

Послушайте рассказ.

                                                                   Ёж.

Осенью ______ ёж готовит себе______  место для сна. Норка у ежа  находится под _______пнём. Днём и ночью таскает он туда _______ листочки и ______ мох. Скоро придёт ________ зима. Накроет его нору _______ сугробом. До ______солнышка всю зиму проспит ёж.

(Слова для справок:, маленький, колючий, уютное, крепкого, большим, старым, трухлявым, сухие, жёлтые, мягкий, зелёный, холодная, вьюжная, большим, пушистым, пуховым, весеннего)

- Так где же зимует ёж?

- А рассказ вам понравился?

- Чего не хватает здесь?

- Устно вставим прилагательные, которые подходят по смыслу. Можно использовать слова для справок.

- Вам понравился  новый текст?

( Дети на листочках вставляют пропущенные слова.)

- Так какую же роль играют прилагательные  в речи?

3 страница

Изменение имени прилагательных

- И перешли к следующей странице.

- Как изменяются имена прилагательные?  (по родам и по числам)

Однажды на заснеженной  полянке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Мороз, Сугробы. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

– Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, – вздыхало Небо.

– А ко мне привязалось слово ровная, – чуть не плакала Дорога.

– Эх, подруга! Тебе еще ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда сильный, – безнадежно сказал Мороз.

– А мы  только большие, – сообщили Сугробы.

– Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.

- Почему слова небо, мороз, дорога и сугробы обижаются на ребят?

- Давайте подберём к этим словам другие имена прилагательные.

Небо -   

Дорога –

Мороз –

Сугробы –

- Определим род и число прилагательных.

  Как определить род и число у прилагательных? (По существительному с которым оно связано.)

-что бы определить род имени прилагательного, надо

1) найти в предложении существительное, связанное с этим прилагательным

2) определить его род

3) по роду существительного узнать род прилагательного.

А у каких прилагательных нельзя определить род?

- На партах у вас карточки. Спишите словосочетания, изменяя окончания прилагательных, для этого надо число и род существительного.

По вариантам

(зимн…)  дорога                              (весёл…) песенка

(зимн…)  солнце                             (весёл…) настроение

(зимн…)сугробы                             (весёл…)  девочки

(зимн…) день                                   (весёл…) праздник

 На доске

ед.ч.,  ж.р.

ед.ч.,  ср.р.,

мн. ч

ед.ч.,  м.р.

 

Почему в третьем  словосочетании вы не определили род?

- Как же изменяются имена прилагательные? (по родам и по числам)

4-я страница

 - А как еще изменяются имена прилагательные? (по падежам)

      Вспомним, как определить  падеж имени прилагательного

  1. найти сущ-ое,  к которому относится прилагательное.
  2. Определить  падеж  существительного
  3. по падежу существительного  определить падеж прилагательного

- Запишите в тетради

1 ряд- зимняя ночь

2 ряд- классный журнал

3 ряд- раннее утро

- Какие прилагательные склоняются одинаково? (прилагательные м. р. и ср. р.)

- А теперь постарайтесь  вспомнить всё, что мы учили о падежных окончаниях прилагательных и выполните без ошибок следующее задание.

     Прочитай. Спиши, ставь прилагательные в нужном падеже. Определи падеж прилагательных.

    Настала (зимний)  пора. Ребята собрались в (дальняя) дорогу. Мальчики отправились в (сосновая) рощу. Лагерь расположился в (сосновая) роще. К вечеру ребята дошли до (сосновая) рощи и до (спортивный) лагеря. Легко дышится в (зимняя) пору.          

VI. Итог урока

- Вот и подходит к концу наш урок. Чтобы закрыть последнюю страницу портфолио, давайте повторим и обобщим всё, что мы делали на уроке.

Рефлексия.

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный.

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

И ленивый, и драчливый.

Сколько качеств есть на свете.

Выбирайте себе, дети!

- Какая часть речи чаще всего встречается в стихотворении?

- Что называется именем прилагательным?

-Как изменяются имена прилагателые7

- Как определить число, род и падеж имени прилагательного?

 

Студент_______

Учитель_______

Методист_______

Оценка__________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28216. Понятия «эгоцентризм» и «децентрация» в стадиальной концепции интеллекта Жана Пиаже 36.5 KB
  Пиаже показал что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими какими их дает непосредственное восприятие то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает например что луна следует за ним во время его прогулок останавливается когда он останавливается бежит за ним когда он убегает. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем что ребенок говорит не пытаясь воздействовать на собеседника и не осознает...
28217. Стадии формирования понятия (по Выготскому). Методы исследования и диагностики понятийного мышления 42 KB
  Методы исследования и диагностики понятийного мышления. Понятийное мышление ведущий вид мышления характеризуется использованием понятий логических конструкций которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление осознанное вербальное мышление. С ее помощью было установлено что формирование понятий у детей проходит через 3 основные ступени: Образование неоформленного неупорядоченного множества отдельных предметов их синкретического сцепления обозначаемого одним словом.
28218. Отношение мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н.Соколову). Методы исследования внутренней речи 37 KB
  Отношение мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления по А. Методы исследования внутренней речи. Внутренняя речь производная форма внешней звуковой речи специально приспособленная к выполнению мыслительных операций в уме.
28219. Язык и речь: виды речи и ее функции 38.5 KB
  Язык и речь: виды речи и ее функции. Речь конкретный продукт использования носителем языка системы вербальных знаков проявляющийся в различных процессах речи. Речь форма общения опосредствованная языком. Речь процесс использования языка.
28220. Память как сквозной психический процесс: ее функции, виды и процессы 48.5 KB
  При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции выполняемые памятью в жизни и деятельности. Основные процессы памяти: запоминание сохранение воспроизведение Есть еще один процесс памяти забывание. Деятельность памяти начинается с запоминания т. Таким образом запоминание можно определить как процесс памяти в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
28221. Основные характеристики памяти и методы их исследования 37 KB
  У нормального человека в процессе запоминания впечатления внешнего мира подвергаются классификации отбору переработке. Опосредствованный осмысленный характер запоминания. Отбирая нужное существенное подлежащее сохранению человек пользуется для лучшего удержания этого материала какимлибо обозначением чаще всего словом Опосредствованное запоминание осмысленного материала это высший уровень запоминания. Если в раннем детстве ребенок многое запоминает механически то впоследствии он все более широко пользуется опосредствованными...
28222. Факторы и способы повышения эффективности запоминания 38 KB
  Факторы влияющие на извлечение информации из памяти: Осмысленность информации. Неожиданностъ информации. В задаче запоминания и последующего воспроизведения уход из сознания неожиданных знаков будет осуществляться медленнее все мнемотехники стараются использовать самые невероятные и странные комбинации предметов Близостъ информации по смыслу или по форме. Время между предъявлением информации и извлечением ее из памяти.
28223. Внимание, его характеристики и методы диагностики 49.5 KB
  Функции внимания: 1функция отбора значимых воздействий которые соответствуют потребностям данной деятельности; 2функция игнорирования других несущественных контролирующих воздействий; 3функция удержания сохранения выполняемой деятельности пока не будет достигнута цель т. Виды внимания: непроизвольное непреднамеренное произвольное преднамеренное. Поддержание устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий. Свойства внимания: сосредоточенность удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении...
28224. Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление 36.5 KB
  Дивергентное и конвергентное мышление. Креативность творческое мышление творческие способности индивида характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Факторы стимулирующие развитие креативности: ситуации незавершенности открытости разрешение и поощрение множества вопросов стимулирование ответственности и независимости внимание к интересам детей со стороны взрослых самостоятельные разработки и наблюдения неприклонение перед авторитетами Конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное мышление лат.