61726

Имя прилагательное. Обобщение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели и задачи урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи; закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода...

Русский

2014-06-01

19.63 KB

0 чел.

Конспект урока по русскому языку  4 В класс по теме « Имя прилагательное. Обобщение.»

Студентки 41 группы

Специальность: 050709.52

Махметовой Айгуль

Цели и задачи урока:

Обобщить и систематизировать знания учащихся  об имени прилагательном как части речи; закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных, упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода и падежа имён прилагательных;  способствовать обогащению словарного запаса детей; формировать умение  составлять портфолио  прилагательного, точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

совершенствовать культуру речи детей, развивать  орфографическую зоркость, расширять  кругозор младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий.

воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание, любознательность и пытливость в процессе учения; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы с названиями разделов портфолио, таблица с девизом урока.

Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Вы тихонечко все сели,

Друг на друга поглядели,

Улыбнулись, раз и два,

Начинаем, детвора?

– А девиз у нас, каков?

« Больше дела, меньше слов»

II. Психологический настрой. Медитация.

- Прикрыли глазки и мысленно сказали:

Я внимателен,

я хорошо думаю,

я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе.

- Открыли глаза.

 Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Успехов вам и удач!

III. Сообщение темы и целей урока.

- Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдёт разговор.

Я слово ищу, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее.

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое.

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его прилагательное.

- Какова тема нашего урока?

- Вот сегодня мы с вами и повторим всё, что знаем об имени  

  прилагательном.

Минута чистописания

- Давайте вспомним, как писать строчные буквы -  п р т ф л.

- Посмотрите внимательно, какое слово получится, если добавить гласные?

- Напишем слова портфель и  портфолио, поставьте ударение и подчеркните  безударную гласную.

Словарная работа

- Кто знает, что такое портфолио?(происходит от англ.слова portfolio-  портфель или папка для

документов и достижений.)

-Для чего создаются портфолио? (для того, чтобы все важные сведения хранились в одном месте и их можно было использовать в любой момент).

- Назовите гласные буквы.

- Сколько слогов в этом слове?

- Определите к какой части  речи относится  слово портфолио? (имя существительное)

- Определите род этого существительного (существительное среднего рода)

- Подберите прилагательные к этому слову (красочное, чёткое, объёмное…)

IV. Актуализация опорных знаний.

 - Сегодня мы с вами попробуем составить портфолио об имени прилагательном.

1 страница

-Сначала вспомним , что вы знаете об имени прилагательном.

- Что вы можете рассказать об имени прилагательном?

                         Дети по данной схеме рассказывают об имени прилагательном.

Имя прилагательное-    самостоятельная….

                                           отвечает…

                                           обозначает...     

2 страница

Роль прилагательного в речи

А теперь попробуйте по прилагательным догадаться, о каком животном можно так сказать.

(одному ученику говорится слово ёж, он должен описать это слово у доски, не называя его. Остальные ребята должны догадаться, о каком животном идет речь.)

- Какая часть речи помогла вам в этом?

Что было бы если бы прилагательные исчезли? (  Речь была бы бедной, некрасивой, неточной, неяркой.)

      А хотите узнать где зимует ёжик?

Послушайте рассказ.

                                                                   Ёж.

Осенью ______ ёж готовит себе______  место для сна. Норка у ежа  находится под _______пнём. Днём и ночью таскает он туда _______ листочки и ______ мох. Скоро придёт ________ зима. Накроет его нору _______ сугробом. До ______солнышка всю зиму проспит ёж.

(Слова для справок:, маленький, колючий, уютное, крепкого, большим, старым, трухлявым, сухие, жёлтые, мягкий, зелёный, холодная, вьюжная, большим, пушистым, пуховым, весеннего)

- Так где же зимует ёж?

- А рассказ вам понравился?

- Чего не хватает здесь?

- Устно вставим прилагательные, которые подходят по смыслу. Можно использовать слова для справок.

- Вам понравился  новый текст?

( Дети на листочках вставляют пропущенные слова.)

- Так какую же роль играют прилагательные  в речи?

3 страница

Изменение имени прилагательных

- И перешли к следующей странице.

- Как изменяются имена прилагательные?  (по родам и по числам)

Однажды на заснеженной  полянке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Мороз, Сугробы. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

– Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, – вздыхало Небо.

– А ко мне привязалось слово ровная, – чуть не плакала Дорога.

– Эх, подруга! Тебе еще ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда сильный, – безнадежно сказал Мороз.

– А мы  только большие, – сообщили Сугробы.

– Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.

- Почему слова небо, мороз, дорога и сугробы обижаются на ребят?

- Давайте подберём к этим словам другие имена прилагательные.

Небо -   

Дорога –

Мороз –

Сугробы –

- Определим род и число прилагательных.

  Как определить род и число у прилагательных? (По существительному с которым оно связано.)

-что бы определить род имени прилагательного, надо

1) найти в предложении существительное, связанное с этим прилагательным

2) определить его род

3) по роду существительного узнать род прилагательного.

А у каких прилагательных нельзя определить род?

- На партах у вас карточки. Спишите словосочетания, изменяя окончания прилагательных, для этого надо число и род существительного.

По вариантам

(зимн…)  дорога                              (весёл…) песенка

(зимн…)  солнце                             (весёл…) настроение

(зимн…)сугробы                             (весёл…)  девочки

(зимн…) день                                   (весёл…) праздник

 На доске

ед.ч.,  ж.р.

ед.ч.,  ср.р.,

мн. ч

ед.ч.,  м.р.

 

Почему в третьем  словосочетании вы не определили род?

- Как же изменяются имена прилагательные? (по родам и по числам)

4-я страница

 - А как еще изменяются имена прилагательные? (по падежам)

      Вспомним, как определить  падеж имени прилагательного

  1. найти сущ-ое,  к которому относится прилагательное.
  2. Определить  падеж  существительного
  3. по падежу существительного  определить падеж прилагательного

- Запишите в тетради

1 ряд- зимняя ночь

2 ряд- классный журнал

3 ряд- раннее утро

- Какие прилагательные склоняются одинаково? (прилагательные м. р. и ср. р.)

- А теперь постарайтесь  вспомнить всё, что мы учили о падежных окончаниях прилагательных и выполните без ошибок следующее задание.

     Прочитай. Спиши, ставь прилагательные в нужном падеже. Определи падеж прилагательных.

    Настала (зимний)  пора. Ребята собрались в (дальняя) дорогу. Мальчики отправились в (сосновая) рощу. Лагерь расположился в (сосновая) роще. К вечеру ребята дошли до (сосновая) рощи и до (спортивный) лагеря. Легко дышится в (зимняя) пору.          

VI. Итог урока

- Вот и подходит к концу наш урок. Чтобы закрыть последнюю страницу портфолио, давайте повторим и обобщим всё, что мы делали на уроке.

Рефлексия.

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный.

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

И ленивый, и драчливый.

Сколько качеств есть на свете.

Выбирайте себе, дети!

- Какая часть речи чаще всего встречается в стихотворении?

- Что называется именем прилагательным?

-Как изменяются имена прилагателые7

- Как определить число, род и падеж имени прилагательного?

 

Студент_______

Учитель_______

Методист_______

Оценка__________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15986. Психологические основы и юридическая конструкция форм виновности в уголовном праве 3.18 MB
  Приступая к собиранию материалов по вопросу о влиянии, которое могут оказывать на уголовное вменение умысел и неосторожность деятеля, мы предполагали, что вам удастся закончить обработку, интересовавшей нас, проблемы в, ныне выпускаемой в свет, книге. Относительно скоро, однако, пришлось убедиться, что обилие материалов делает неосуществимым наше первоначальное предположение
15987. Главные течения в истории науки уголовного права в России 2.97 MB
  Главные течения в истории науки уголовного права в России Григорий Самуилович Фельдштейн: краткие заметки о его научном творчестве Григорий Самуилович Фельдштейн принадлежит к числу забытых российских правоведов. О нем молчат энциклопедии и биографические словари...
15988. Міжнародне приватне право 2.67 MB
  Міністерство освіти і науки України Львівський державний університет імені Івана Франка Г. С. Фединяк Л. С. Фединяк МІЖНАРОДНЕ ПРИВАТНЕ ПРАВО Навчальний посібник 2ге видання доповнене Рекомендовано Міністерством освіти і науки України Київ Юрінком Інтер 2000...
15989. Инвестиционное право 2.15 MB
  Инвестиционное право Предисловие Внимание которое в современной России уделяется вопросам инвестиций имеет весьма важное значение: оно свидетельствует об общем понимании того что без правильно организованного инвестиционного процесса никакая модернизаци...
15990. Международное инвестиционное право теория и практика применения 2.08 MB
  Международное инвестиционное право: теория и практика применения Посвящается 50летию Российской ассоциации международного права Предисловие Вот уже более полувека понятие иностранные инвестиции манит воображение людей мало сведущих в этой проблеме да и...
15991. Пути совершенствования транспортной логистики в Республике Беларусь 234 KB
  Изучить теоретические основы транспортной логистики; рассмотреть основные показатели использования транспортных средств и методику их расчета; проанализировать развитие транспортной логистики Республики Беларусь; предложить мероприятия по совершенствованию транспортной логистики Республики Беларусь...
15992. Местное самоуправление 401.5 KB
  ФАБРИЧНЫЙ Сергей Юрьевич Родился 10 января 1962 годаКандидат юридических наук окончил Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ и Московскую государственную юридическую академию.Работал первым секретарем Боровичского горкома ВЛКСМ Новгородской области управляющим Дел
15993. Правовое регулирование использования силы в международных отношениях 505.5 KB
  ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК Н. А. Ушаков ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ МОСКВА 1997 Ушаков Н.Л. Правовое регулирование использования силы в международных отношениях. М.: Институт государства и пра
15994. Международное право 1.5 MB
  В соответствии с программой курса международного публицестического права рассматриваются основные отрасли и институты международного права. Дается представление о международном праве как самостоятельной нормативной системе. Подробно анализируются принципы международного права, вопросы иммунитета, правопреемства, ответственности государств, современная система международной экономики.