61735

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что такое корень слова Какие слова называются однокоренными Что такое чередование согласных звуков Где оно наблюдается Почему появляются чередующиеся согласные в корне Какие согласные звуки могут чередоваться...

Русский

2014-06-01

20.12 KB

19 чел.

Конспект урока по Русскому языку, 3 класс, МОУ Гимназия №1

Урок № 1

Тема урока: Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

Цели деятельности учителя

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие: развивать умения находить однокоренные слова с чередующимися согласными  в корне, отличать однокоренные слова с чередованиями от сходных в звучании слов , подбирать слова с чередованием согласных в корне

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умеют работать с учебником, организовывать рабочее место, правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; находить корень в группе однокоренных слов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

  1.   Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных
  2.  действий - УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

регулятивные: учиться высказывать своё предположение; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Методы и формы обучения

Фронтальная форма

Образовательные ресурсы (на печатной основе, электронные ресурсы)

Основные понятия и термины

Корень, однокоренные слова, чередующиеся согласные

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

3.Введение в тему урока

4. Постановка проблемного вопроса и поиск решения

5.Развитие учебно-языковых и правописных умений

6.Итог урока

7. Домашнее задание

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Анна Геннадьевна, сегодня я проведу у вас урок Русского языка. Проверьте, всё ли вас готово к уроку.

- Давайте проверим ваши знания с прошлых уроков. Сейчас я проведу небольшой блицопрос, я буду задавать вопросы, а вы сразу же на них должны отвечать по поднятой руке.

Итак, готовы? Начнем.

- Что такое корень слова?

- Какие слова называются однокоренными?

- Что такое чередование согласных звуков?

- Где оно наблюдается?

- Почему появляются чередующиеся согласные в корне?

- Какие согласные звуки могут чередоваться?

- Приведите из домашнего задания примеры слов с чередованием согласных в корне. Назовите чередования согласных звуков.

- Как доказать, что слова, например, пух и пушистый – однокоренные?

- Посмотрите на доску, перед вами слова. Выпишите слова, у которых в корнях однокоренных слов встречаются чередующиеся согласные. Запишите эти слова парами.

Сапоги, колесо, обед, мороз, осина.

Посмотрите образец записи: к слову сапоги однокоренное сапожник, чередуются согласные г и ж. Сапоги, сапожник [г]//[ж]

- Кто выполнил уже задание? Давайте проверим.

- Хорошо, молодцы.

- А сейчас откройте ваши учебники на странице 43. Прочитайте слова парами рядом с синими рамками.

- Какие согласные чередуются в корне?

- Запишите эти чередования в тетрадях.

- Прочитайте парами слова рядом с синими рамками на с. 44.

- Назовите звуки, которые чередуются в словах 1-й группы, 2-й группы, 3-й группы

- Запишите в тетрадях эти чередования звуков.

-Какие еще варианты чередований согласных звуков вы наблюдали?

- Ребята, посмотрев на записи в тетрадях, которые вы сейчас сделали, какая тема сегодняшнего урока? Что мы будем делать?

- Ребята, всегда ли слова, в которых есть чередования согласных звуков, являются однокоренными?

- Давайте проверим ваши предположения, для этого нам нужно выполнить упражнение 43 в учебнике. Прочитайте, что нужно сделать.

- Найдите «лишние» слова. (сажа, речь, ручей, ручьи, просо)

- Почему эти слова не являются однокоренными с другими?

- Какие звуки чередуются в однокоренных словах?

- Что такое просо? Какие еще виды злаковых растений вы знаете?

- Итак, ребята, правильны ли были наши предположения, всегда ли слова, в которых есть чередования согласных звуков, являются однокоренными? Какой мы можем сделать вывод?

Корни в словах могут быть подобны корням с чередованием согласных, но при этом слова не являются однокоренными, так как значение, смысл, заключенный в корнях этих слов, будет совершенно разным.

- Хорошо, молодцы.

- А сейчас выполним упражнение 44. Прочитайте, что нужно сделать.

- Какие однокоренные слова могли бы дополнить этот ряд? Для этого выполним упражнение 20 из «Дидактического материала»

- В каком корне есть чередующиеся согласные?

- Посмотрите упражнение 45. Его вы выполните самостоятельно, затем все вместе проверим.

- Давайте проверим, как вы выполнили.

- А сейчас послушайте рифмовку. Во время паузы вы должны договорить слово с чередующимся согласным в корне.

Корни могут изменяться

Но родными оставаться

Бок - …(бочок), друг - …(дружок),

Ухо - …(уши), пух - …(пушок),

Пущу - …(пускать), лечу - …(летать),

Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.

- Отлично, молодцы!

- Итак, ребята, давайте вспомним, какие пары чередующихся согласных звуков в корне вы знаете?

- Посмотрите на записи ключевых чередований на доске и в ваших тетрадях (г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж, т//ч, ч//щ, з//ж)

Запишите ваше домашнее задание

г//ж, х//ш, т//ч, ч//щ

у этих слов есть близость по смыслу, один и тот же корень, но с чередующимися согласными звуками

к//ч, с//ш, д//ж

з//ж: мороз – мороженое

Будем находить чередования согласных г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные:

Подпись учителя:_______________

Подпись методиста:_____________

Отметка:______________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37084. Структура классного часа 22.78 KB
  При подготовке к классному часу классный руководитель должен выполнить следующее:  Определение темы классного часа формулировка его целей исходя из задач воспитательной работы с коллективом;  Тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач исходя из требований к содержанию классного часа;  Составление плана подготовки проведения классного часа;  Подбор наглядных пособий музыкального оформления подготовку помещения создание обстановки благоприятной для рассмотрения вопроса для откровенного...
37085. СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА О ДРУЖБЕ 80.5 KB
  Недалеко уйдете в дружбе если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки. Ларошфуко Истинная дружба есть забвение самого себя для того чтобы жить только в другом. Направо пойдешь друга потеряешь.
37086. Сценарий классного часа, посвященный победе под Сталинградом 29 KB
  Чтец: Сороковые роковые Военные и фронтовыеГде извещенья похоронныеИ перестуки эшелонные. Сороковые роковыеСвинцовые пороховыеВойна гуляет по РоссииА мы такие молодые Чтец: 1942 год. Чтец: Выход к Волге и захват Сталинграда мог обеспечить фашистским войскам успешное продвижение на Кавказ к его нефтяным богатствам. Чтец: Кроме того захват Сталинграда разделил бы фронт наших войск надвое отрезал центральные области от южных а главное дал бы возможность гитлеровцам обойти Москву с востока и взять ее.
37087. Литературно-музыкальная композиция «Сталинградская битва. Курская дуга» 134.5 KB
  Курская дуга Цели:расширять представления учащихся о Сталинградской битве и Курской дуге формировать чувство патриотизма любви к Родине чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время воспитывать уважительное отношение к старшему поколению памятникам войны.Война гуляет по РоссииА мы такие молодые Год 1941 июнь Страна жила мирной жизнью надеясь что пожар войны который разгорелся в Европе не затронет нашу страну. ИюньТогда ещё не знали мыСо школьных вечеров шагаяЧто завтра будет первый день...
37088. Сценарий классного часа «Экскурсионный день, проведенный в Новодевичьем монастыре» 160 KB
  По патриаршей грамоте 1598 года полным названием монастыря было: Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь. Первое о чем хочется рассказать это об истории Новодевичьего монастыря. Витает птицей в синем небе дух святойВ полёте всё он зорким оком озираетИ тишину монастыря его покойОн верной службой день и ночь оберегает. Таким образом в 1523 году из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра на сооружение монастыря.
37089. Сценарий классного часа для 1 класса «Что такое дружба?» 54 KB
  Слайд 1 Ребята давайте поговорим о школьной дружбе. Слайд 2 Иногда говорят: Друзья не разлей вода. Как вы понимаете это выражение Что же такое дружба Слайд 3 Давайте прочитаем стихотворение и узнаем как на этот вопрос отвечают другие. Дружить должны все на свете: И звери и птицы и дети Слайд 4 А вот так слово толкуется в словаре В.
37090. Что такое школьная дружба 56 KB
  Оформление доски Ход мероприятия 1 этап Ребята давайте поговорим о школьной дружбе. 2 этап Иногда говорят: Друзья не разлей вода. Как вы понимаете это выражение Что же такое дружба 3 этап Давайте прочитаем стихотворение и узнаем как на этот вопрос отвечают другие. Дружить должны все на свете: И звери и птицы и дети Так что же такое дружба 4 этап А вот так слово толкуется в словаре В.
37091. Башкортостан – гордимся мы историей твоей! 22.02 KB
  Самая большая и красивая среди них красавица Агидель. И мы хотим рассказать вам историю о том как появилась наша Агидель. Роли: Агидель Рафикова Ашак Мутигуллин Джигит Салимгареев Друзья джигита Арсланов Давлетшин Ахметзянов Ведущий Шайхуллина. У седого Урала имелась дочь красавица Агидель.