61735

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что такое корень слова Какие слова называются однокоренными Что такое чередование согласных звуков Где оно наблюдается Почему появляются чередующиеся согласные в корне Какие согласные звуки могут чередоваться...

Русский

2014-06-01

20.12 KB

19 чел.

Конспект урока по Русскому языку, 3 класс, МОУ Гимназия №1

Урок № 1

Тема урока: Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

Цели деятельности учителя

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие: развивать умения находить однокоренные слова с чередующимися согласными  в корне, отличать однокоренные слова с чередованиями от сходных в звучании слов , подбирать слова с чередованием согласных в корне

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умеют работать с учебником, организовывать рабочее место, правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; находить корень в группе однокоренных слов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

  1.   Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных
  2.  действий - УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

регулятивные: учиться высказывать своё предположение; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Методы и формы обучения

Фронтальная форма

Образовательные ресурсы (на печатной основе, электронные ресурсы)

Основные понятия и термины

Корень, однокоренные слова, чередующиеся согласные

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

3.Введение в тему урока

4. Постановка проблемного вопроса и поиск решения

5.Развитие учебно-языковых и правописных умений

6.Итог урока

7. Домашнее задание

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Анна Геннадьевна, сегодня я проведу у вас урок Русского языка. Проверьте, всё ли вас готово к уроку.

- Давайте проверим ваши знания с прошлых уроков. Сейчас я проведу небольшой блицопрос, я буду задавать вопросы, а вы сразу же на них должны отвечать по поднятой руке.

Итак, готовы? Начнем.

- Что такое корень слова?

- Какие слова называются однокоренными?

- Что такое чередование согласных звуков?

- Где оно наблюдается?

- Почему появляются чередующиеся согласные в корне?

- Какие согласные звуки могут чередоваться?

- Приведите из домашнего задания примеры слов с чередованием согласных в корне. Назовите чередования согласных звуков.

- Как доказать, что слова, например, пух и пушистый – однокоренные?

- Посмотрите на доску, перед вами слова. Выпишите слова, у которых в корнях однокоренных слов встречаются чередующиеся согласные. Запишите эти слова парами.

Сапоги, колесо, обед, мороз, осина.

Посмотрите образец записи: к слову сапоги однокоренное сапожник, чередуются согласные г и ж. Сапоги, сапожник [г]//[ж]

- Кто выполнил уже задание? Давайте проверим.

- Хорошо, молодцы.

- А сейчас откройте ваши учебники на странице 43. Прочитайте слова парами рядом с синими рамками.

- Какие согласные чередуются в корне?

- Запишите эти чередования в тетрадях.

- Прочитайте парами слова рядом с синими рамками на с. 44.

- Назовите звуки, которые чередуются в словах 1-й группы, 2-й группы, 3-й группы

- Запишите в тетрадях эти чередования звуков.

-Какие еще варианты чередований согласных звуков вы наблюдали?

- Ребята, посмотрев на записи в тетрадях, которые вы сейчас сделали, какая тема сегодняшнего урока? Что мы будем делать?

- Ребята, всегда ли слова, в которых есть чередования согласных звуков, являются однокоренными?

- Давайте проверим ваши предположения, для этого нам нужно выполнить упражнение 43 в учебнике. Прочитайте, что нужно сделать.

- Найдите «лишние» слова. (сажа, речь, ручей, ручьи, просо)

- Почему эти слова не являются однокоренными с другими?

- Какие звуки чередуются в однокоренных словах?

- Что такое просо? Какие еще виды злаковых растений вы знаете?

- Итак, ребята, правильны ли были наши предположения, всегда ли слова, в которых есть чередования согласных звуков, являются однокоренными? Какой мы можем сделать вывод?

Корни в словах могут быть подобны корням с чередованием согласных, но при этом слова не являются однокоренными, так как значение, смысл, заключенный в корнях этих слов, будет совершенно разным.

- Хорошо, молодцы.

- А сейчас выполним упражнение 44. Прочитайте, что нужно сделать.

- Какие однокоренные слова могли бы дополнить этот ряд? Для этого выполним упражнение 20 из «Дидактического материала»

- В каком корне есть чередующиеся согласные?

- Посмотрите упражнение 45. Его вы выполните самостоятельно, затем все вместе проверим.

- Давайте проверим, как вы выполнили.

- А сейчас послушайте рифмовку. Во время паузы вы должны договорить слово с чередующимся согласным в корне.

Корни могут изменяться

Но родными оставаться

Бок - …(бочок), друг - …(дружок),

Ухо - …(уши), пух - …(пушок),

Пущу - …(пускать), лечу - …(летать),

Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.

- Отлично, молодцы!

- Итак, ребята, давайте вспомним, какие пары чередующихся согласных звуков в корне вы знаете?

- Посмотрите на записи ключевых чередований на доске и в ваших тетрадях (г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж, т//ч, ч//щ, з//ж)

Запишите ваше домашнее задание

г//ж, х//ш, т//ч, ч//щ

у этих слов есть близость по смыслу, один и тот же корень, но с чередующимися согласными звуками

к//ч, с//ш, д//ж

з//ж: мороз – мороженое

Будем находить чередования согласных г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные:

Подпись учителя:_______________

Подпись методиста:_____________

Отметка:______________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49744. Информационная система библиотека 117.06 KB
  Цель моей работы заключается в создании программы в которой можно: создавать новую базу данных, открывать базу из файла, сохранение базы в файл, добавление записей, удаление записей, поиск записей по одному из полей, вывод базы данных на экранб, сортировка и вывод на экран.
49745. Характеристики и параметры биполярного транзистора 2.19 MB
  В ходе выполнения курсовой работы для заданного типа транзистора определяются паспортные параметры и статические характеристики в соответствии со схемой включения и величинами элементов схемы усилительного каскада выбирается положение режима покоя для которого рассчитываются величины элементов эквивалентных схем транзистора и мало сигнальные параметры транзистора графоаналитическим методом определяются параметры усилительного каскада. Характеристики используемого транзистора Проектируемое устройство основано на биполярном транзисторе...
49746. Разработка конструкции привода растворонасоса 311.74 KB
  Разработанный редуктор имеет конструкцию, обеспечивающую высокую надёжность и простоту монтажа и обслуживания. Все элементы привода выбраны с небольшим запасом, что обеспечивает повышенную надёжность в случае непредвиденных пиковых нагрузок связанных с областью применения привода.
49748. Электромеханический привод 812.1 KB
  Определяем по формуле где КПД быстроходной ступени цилиндрического редуктора; принимаем ; КПД тихоходной ступени цилиндрического редуктора; принимаем ; КПД конической передачи; принимаем ; КПД одной пары подшипников; принимаем ; k – число пар подшипников в механизме; k=3. Определяем частоту вращения выходного вала привода . Определяем выходную мощность привода . Передаточное соотношение привода разбиваем по ступеням в соответствии с соотношением где передаточное отношение быстроходной ступени; передаточное отношение тихоходной...
49749. Расчет структурно-сетевых параметров мультисервисных сетей телекоммуникаций 815.5 KB
  Расчет структурносетевых параметров мультисервисных сетей телекоммуникаций по дисциплине Мультисервисные сети телекоммуникаций Выполнил студент группы ТЭ 041 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Сети предоставляющие любые телекоммуникационные и информационные услуги называют полносервисными или мультисервисными сетями. Данные сети должны гарантировать оговоренное качество соединений и предоставляемых услуг. При создании мультисервисной сети достигается: Сокращение расходов...
49751. Автоматизация проверки решения задачи 259.72 KB
  Notepd свободный текстовый редактор с с подсветкой синтаксиса большого количества языков программирования и разметки Во время разработки программы использовались следующие компоненты: Таблица 5 – Компоненты в приложении № п п Компонент Описание 1 EDIT Поле ввода и редактирования информации 2 BUTTON Кнопка с растровым изображением 3 STRINGGRID Таблица для отображения информации 4 COMBOBOX Отображение информации в виде списка строк 5 LBEL Отображение текста на форме Отладка программы Отладка этап разработки компьютерной...
49752. СБОРОЧНО-СВАРОЧНЫЙ ЦЕХ ЗАВОДА ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 196 KB
  Коэффициент использования территории. Решение: Определяем нормированное значение коэффициента естественной освещенности по формуле 1: ; 1 где е значение к. о в при рассеянном свете от небосвода определяемое с учетом характера зрительной работы; е =4 т коэффициент светового климата без учета прямого солнечного света определяемый в зависимости от района расположения здания на территории России;m=11 С коэффициент солнечности климата с учетом прямого солнечного света определяемый в зависимости от района...