61735

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что такое корень слова Какие слова называются однокоренными Что такое чередование согласных звуков Где оно наблюдается Почему появляются чередующиеся согласные в корне Какие согласные звуки могут чередоваться...

Русский

2014-06-01

20.12 KB

19 чел.

Конспект урока по Русскому языку, 3 класс, МОУ Гимназия №1

Урок № 1

Тема урока: Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

Цели деятельности учителя

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие: развивать умения находить однокоренные слова с чередующимися согласными  в корне, отличать однокоренные слова с чередованиями от сходных в звучании слов , подбирать слова с чередованием согласных в корне

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умеют работать с учебником, организовывать рабочее место, правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; находить корень в группе однокоренных слов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

  1.   Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных
  2.  действий - УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

регулятивные: учиться высказывать своё предположение; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Методы и формы обучения

Фронтальная форма

Образовательные ресурсы (на печатной основе, электронные ресурсы)

Основные понятия и термины

Корень, однокоренные слова, чередующиеся согласные

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

3.Введение в тему урока

4. Постановка проблемного вопроса и поиск решения

5.Развитие учебно-языковых и правописных умений

6.Итог урока

7. Домашнее задание

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Анна Геннадьевна, сегодня я проведу у вас урок Русского языка. Проверьте, всё ли вас готово к уроку.

- Давайте проверим ваши знания с прошлых уроков. Сейчас я проведу небольшой блицопрос, я буду задавать вопросы, а вы сразу же на них должны отвечать по поднятой руке.

Итак, готовы? Начнем.

- Что такое корень слова?

- Какие слова называются однокоренными?

- Что такое чередование согласных звуков?

- Где оно наблюдается?

- Почему появляются чередующиеся согласные в корне?

- Какие согласные звуки могут чередоваться?

- Приведите из домашнего задания примеры слов с чередованием согласных в корне. Назовите чередования согласных звуков.

- Как доказать, что слова, например, пух и пушистый – однокоренные?

- Посмотрите на доску, перед вами слова. Выпишите слова, у которых в корнях однокоренных слов встречаются чередующиеся согласные. Запишите эти слова парами.

Сапоги, колесо, обед, мороз, осина.

Посмотрите образец записи: к слову сапоги однокоренное сапожник, чередуются согласные г и ж. Сапоги, сапожник [г]//[ж]

- Кто выполнил уже задание? Давайте проверим.

- Хорошо, молодцы.

- А сейчас откройте ваши учебники на странице 43. Прочитайте слова парами рядом с синими рамками.

- Какие согласные чередуются в корне?

- Запишите эти чередования в тетрадях.

- Прочитайте парами слова рядом с синими рамками на с. 44.

- Назовите звуки, которые чередуются в словах 1-й группы, 2-й группы, 3-й группы

- Запишите в тетрадях эти чередования звуков.

-Какие еще варианты чередований согласных звуков вы наблюдали?

- Ребята, посмотрев на записи в тетрадях, которые вы сейчас сделали, какая тема сегодняшнего урока? Что мы будем делать?

- Ребята, всегда ли слова, в которых есть чередования согласных звуков, являются однокоренными?

- Давайте проверим ваши предположения, для этого нам нужно выполнить упражнение 43 в учебнике. Прочитайте, что нужно сделать.

- Найдите «лишние» слова. (сажа, речь, ручей, ручьи, просо)

- Почему эти слова не являются однокоренными с другими?

- Какие звуки чередуются в однокоренных словах?

- Что такое просо? Какие еще виды злаковых растений вы знаете?

- Итак, ребята, правильны ли были наши предположения, всегда ли слова, в которых есть чередования согласных звуков, являются однокоренными? Какой мы можем сделать вывод?

Корни в словах могут быть подобны корням с чередованием согласных, но при этом слова не являются однокоренными, так как значение, смысл, заключенный в корнях этих слов, будет совершенно разным.

- Хорошо, молодцы.

- А сейчас выполним упражнение 44. Прочитайте, что нужно сделать.

- Какие однокоренные слова могли бы дополнить этот ряд? Для этого выполним упражнение 20 из «Дидактического материала»

- В каком корне есть чередующиеся согласные?

- Посмотрите упражнение 45. Его вы выполните самостоятельно, затем все вместе проверим.

- Давайте проверим, как вы выполнили.

- А сейчас послушайте рифмовку. Во время паузы вы должны договорить слово с чередующимся согласным в корне.

Корни могут изменяться

Но родными оставаться

Бок - …(бочок), друг - …(дружок),

Ухо - …(уши), пух - …(пушок),

Пущу - …(пускать), лечу - …(летать),

Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.

- Отлично, молодцы!

- Итак, ребята, давайте вспомним, какие пары чередующихся согласных звуков в корне вы знаете?

- Посмотрите на записи ключевых чередований на доске и в ваших тетрадях (г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж, т//ч, ч//щ, з//ж)

Запишите ваше домашнее задание

г//ж, х//ш, т//ч, ч//щ

у этих слов есть близость по смыслу, один и тот же корень, но с чередующимися согласными звуками

к//ч, с//ш, д//ж

з//ж: мороз – мороженое

Будем находить чередования согласных г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные:

Подпись учителя:_______________

Подпись методиста:_____________

Отметка:______________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83606. Пояснения о стадийности разработки ПСД (проектно-сметной документации) 31.71 KB
  Для разработки проектной документации заказчик должен заключить договор с проектной или проектностроительной организацией другими юридическими или физическими лицами получившими в установленном порядке лицензию на право проектирования данного вида объектов в соответствии с законодательством. Разработка проектной документации может вестись в одну или две стадии. В состав проектной документации при двухстадийном проектировании входят архитектурный и строительный проекты а при одностадийном строительный проект с выделением утверждаемой...
83607. Классификация систем электроснабжения и их специфические особенности 34.96 KB
  Система электроснабжения совокупность источников и систем преобразования передачи и распределения электрической энергии. Система электроснабжения не включает в себя потребителей или приёмников эл. К системам электроснабжения СЭС предъявляются следующие основные требования: Надёжность системы и бесперебойность электроснабжения потребителей.
83608. Приведение однофазной нагрузки к условной трехфазной мощности 35.82 KB
  Если неравномерность превышает 15 то расчетная нагрузка определяется по одной из рассмотренных ниже методик: При числе однофазных приемников до трех условная трехфазная номинальная мощность Р3усл определяется: при включении электроприемников на фазное напряжение: Р3усл= 3Р1ф.нб – мощность наиболее загруженной фазы; при включении на линейное напряжение: Р3усл= Р1ф.нб – для одного электроприемника Р3усл= 3Р1ф.
83609. Методы расчета электрических нагрузок 39.5 KB
  Расчет электрических нагрузок выполняется с целью правильного выбора сечений линий и распределительных устройств, коммутационных и защитных аппаратов, числа и мощности трансформаторов на разных уровнях системы электроснабжения. В зависимости от места определения расчетных нагрузок и необходимой
83610. Классификация характеристик помещений 31.22 KB
  Применение или хранение на производстве взрывающихся и воспламеняющихся при определенных условиях веществ определяет их категорию по взрыво и пожароопасности. Всего предусмотрено пять категорий пожароопасности: А Б В Г Д. Категории пожароопасности Категории А и Б по взрыво пожароопасности присваиваются производствам на которых возможна нештатная ситуация воспламенения и при этом существует угроза взрыва с избыточным давлением более 5 кПа. Категория пожароопасности А На взрывоопасных производствах категории А в качестве причины...
83611. Определение расчетных нагрузок для жилого городского района напряжением до 1 кВ 39.53 KB
  Расчетная электрическая нагрузка квартир Pкв кВт приведенная к вводу жилого дома определяется по формуле Pкв = Pкв.1 кВт квартира; n количество квартир. Расчетная нагрузка силовых электроприемников Pс кВт приведенная к вводу жилого дома определяется по формуле Pс = Pр.л кВт определяется по формуле где kc коэффициент спроса по табл.
83612. Категории электроприёмников, надёжность электроснабжения 30.34 KB
  В отношении обеспечения надежности электроснабжения потребителей разделяют на следующие три категории:Потребители I категории электроприемники перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей значительный ущерб народному хозяйству; повреждение дорогостоящего основного оборудования массовый брак продукции расстройство сложного технологического процесса нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства.Из состава электроприемников I категории выделяют особую группу...
83613. Определение расчетных нагрузок для сельской местности напряжением до 1 кВ 50.72 KB
  В результате протяженность сетей на единицу мощности потребителя во много раз превышает эту величину в других отраслях народного хозяйства а стоимость электроснабжения в сельском хозяйстве составляет до 6575 от общей стоимости электрификации включая затраты на приобретение рабочих машин. Определяются суммарные мощности: 5. Определяют расчётную нагрузку осветительных приёмников цеха определяется по установленной мощности и коэффициенту спроса кВт РРО 5. Определяют отдельно дневную и вечернюю полные мощности: 6.
83614. Выбор разъединителей, отделителей и короткозамыкателей 41.03 KB
  Условиями выбора разъединителей являются где номинальное напряжение сети кВ; номинальное напряжение электрического аппарата или токоведущих частей кВ; максимально возможный ток в месте установки разъединителей в рабочем режиме кА; номинальный ток электрического аппарата или токоведущих частей кА. Условия проверки электродинамической стойкости разъединителей: по способности выдерживать ударный ток Условия проверки термической стойкости разъединителей Короткозамыкатели и отделители это специальные разъединители имеющие...