61735

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что такое корень слова Какие слова называются однокоренными Что такое чередование согласных звуков Где оно наблюдается Почему появляются чередующиеся согласные в корне Какие согласные звуки могут чередоваться...

Русский

2014-06-01

20.12 KB

19 чел.

Конспект урока по Русскому языку, 3 класс, МОУ Гимназия №1

Урок № 1

Тема урока: Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

Цели деятельности учителя

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие: развивать умения находить однокоренные слова с чередующимися согласными  в корне, отличать однокоренные слова с чередованиями от сходных в звучании слов , подбирать слова с чередованием согласных в корне

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умеют работать с учебником, организовывать рабочее место, правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; находить корень в группе однокоренных слов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

  1.   Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных
  2.  действий - УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

регулятивные: учиться высказывать своё предположение; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Методы и формы обучения

Фронтальная форма

Образовательные ресурсы (на печатной основе, электронные ресурсы)

Основные понятия и термины

Корень, однокоренные слова, чередующиеся согласные

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

3.Введение в тему урока

4. Постановка проблемного вопроса и поиск решения

5.Развитие учебно-языковых и правописных умений

6.Итог урока

7. Домашнее задание

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Анна Геннадьевна, сегодня я проведу у вас урок Русского языка. Проверьте, всё ли вас готово к уроку.

- Давайте проверим ваши знания с прошлых уроков. Сейчас я проведу небольшой блицопрос, я буду задавать вопросы, а вы сразу же на них должны отвечать по поднятой руке.

Итак, готовы? Начнем.

- Что такое корень слова?

- Какие слова называются однокоренными?

- Что такое чередование согласных звуков?

- Где оно наблюдается?

- Почему появляются чередующиеся согласные в корне?

- Какие согласные звуки могут чередоваться?

- Приведите из домашнего задания примеры слов с чередованием согласных в корне. Назовите чередования согласных звуков.

- Как доказать, что слова, например, пух и пушистый – однокоренные?

- Посмотрите на доску, перед вами слова. Выпишите слова, у которых в корнях однокоренных слов встречаются чередующиеся согласные. Запишите эти слова парами.

Сапоги, колесо, обед, мороз, осина.

Посмотрите образец записи: к слову сапоги однокоренное сапожник, чередуются согласные г и ж. Сапоги, сапожник [г]//[ж]

- Кто выполнил уже задание? Давайте проверим.

- Хорошо, молодцы.

- А сейчас откройте ваши учебники на странице 43. Прочитайте слова парами рядом с синими рамками.

- Какие согласные чередуются в корне?

- Запишите эти чередования в тетрадях.

- Прочитайте парами слова рядом с синими рамками на с. 44.

- Назовите звуки, которые чередуются в словах 1-й группы, 2-й группы, 3-й группы

- Запишите в тетрадях эти чередования звуков.

-Какие еще варианты чередований согласных звуков вы наблюдали?

- Ребята, посмотрев на записи в тетрадях, которые вы сейчас сделали, какая тема сегодняшнего урока? Что мы будем делать?

- Ребята, всегда ли слова, в которых есть чередования согласных звуков, являются однокоренными?

- Давайте проверим ваши предположения, для этого нам нужно выполнить упражнение 43 в учебнике. Прочитайте, что нужно сделать.

- Найдите «лишние» слова. (сажа, речь, ручей, ручьи, просо)

- Почему эти слова не являются однокоренными с другими?

- Какие звуки чередуются в однокоренных словах?

- Что такое просо? Какие еще виды злаковых растений вы знаете?

- Итак, ребята, правильны ли были наши предположения, всегда ли слова, в которых есть чередования согласных звуков, являются однокоренными? Какой мы можем сделать вывод?

Корни в словах могут быть подобны корням с чередованием согласных, но при этом слова не являются однокоренными, так как значение, смысл, заключенный в корнях этих слов, будет совершенно разным.

- Хорошо, молодцы.

- А сейчас выполним упражнение 44. Прочитайте, что нужно сделать.

- Какие однокоренные слова могли бы дополнить этот ряд? Для этого выполним упражнение 20 из «Дидактического материала»

- В каком корне есть чередующиеся согласные?

- Посмотрите упражнение 45. Его вы выполните самостоятельно, затем все вместе проверим.

- Давайте проверим, как вы выполнили.

- А сейчас послушайте рифмовку. Во время паузы вы должны договорить слово с чередующимся согласным в корне.

Корни могут изменяться

Но родными оставаться

Бок - …(бочок), друг - …(дружок),

Ухо - …(уши), пух - …(пушок),

Пущу - …(пускать), лечу - …(летать),

Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.

- Отлично, молодцы!

- Итак, ребята, давайте вспомним, какие пары чередующихся согласных звуков в корне вы знаете?

- Посмотрите на записи ключевых чередований на доске и в ваших тетрадях (г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж, т//ч, ч//щ, з//ж)

Запишите ваше домашнее задание

г//ж, х//ш, т//ч, ч//щ

у этих слов есть близость по смыслу, один и тот же корень, но с чередующимися согласными звуками

к//ч, с//ш, д//ж

з//ж: мороз – мороженое

Будем находить чередования согласных г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные:

Подпись учителя:_______________

Подпись методиста:_____________

Отметка:______________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37999. Українсько - Австрійські двосторонні відносини 71.17 KB
  На відміну від багатьох інших західних держав Австрія не чекаючи референдуму 1 грудня одразу ж стала розвивати політичні контакти з українським керівництвом. З часом у розвитку політичних відносин настав певний спад відчувалася їх явна стагнація що значною мірою позначилося і на інших сферах зокрема на розбудові договірноправової бази: Україна і Австрія вирішували ряд важливих для себе проблем внутрішнього і зовнішнього характеру. У рамках саміту глав урядів країнчленів ЦЄІ у листопаді 1996 року у Граці Австрія відбулась зустріч і...
38000. Медико-тактическая характеристика очагов поражения при авариях на АЭС 99 KB
  Ядерная энергия основана на использовании трех делящихся радионук-лидов: уран-235 - естественный элемент, два других - плутоний-239 и уран-233 получают искусственным путем в процессе ядерного топливного цикла. На всех этапах ядерного топливного цикла, начиная с добычи урановой руды, её обогащения
38001. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ФОТОЭФФЕКТА И ИЗМЕРЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ ПЛАНКА 68.4 KB
  Введение Постоянная Планка h играет в квантовой физике такую же роль как скорость света с в релятивистской физике. В начале XX века была создана так называемая старая квантовая теория в основе которой лежат гипотеза Планка о дискретном характере испускания и поглощения света осциллятором введенное Эйнштейном представление о квантах света фотонах и его уравнение фотоэффекта построенная Бором теория простейших атомов. Внешний фотоэффект Фотоэффектом называется освобождение полное или частичное электрона от связей с атомами и...
38002. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ 312.5 KB
  Краткие теоретические сведения Для абсолютно чёрного тела АЧТ т. тела для которого поглощательная способность справедлив закон Стефана Больцмана: 1 где R энергетическая светимость полная или интегральная испускательная способность характеризующая тепловое излучение тела а Т его температура постоянная СтефанаБольцмана. В то же время для любого тела где испускательная способность тела. В соответствии с законом Кирхгофа 2 а определяется формулой Планка: 3 Спектр теплового...
38003. ИЗУЧЕНИЕ СПЕКТРА АТОМА ВОДОРОДА 1.03 MB
  состоят из отдельных узких спектральных линий. Частоты длины волн и интенсивности спектральных линий определяются строением излучающего атома и являются строго индивидуальными каждый сорт атомов имеет только ему присущий спектр. Частоты линий этой серии определяются формулой 3 Спектральные линии серии Бальмера принято обозначать буквой H с индексом в порядке возрастания числа n и соответственно уменьшения длины волны λ : и т. В данной работе измеряются длины волн нескольких бальмеровских линий атомарного водорода их...
38005. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОСФОРА ПО РЕАКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ГЕТЕРОПОЛИКОМПЛЕКСА 42.5 KB
  I Повторите по лекционному конспекту и учебникам [I 2] материал о реакции образования ГПК их устойчивости и оптическим свойствам. Определение фосфора и кремния по реакции образования их ГПК является важнейшим а для малых количеств практически единственным способом определения. ГПК имеют формулу вида ЭхОу nМezОt в случае двойных комплексов где Me = Mo V W и другие металлы образующие лиганд анионного характера; Э= Р Si s Ge неметалл.
38006. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КОМПЛЕКСНЫХ СОЕДИНЕНИЙ МЕТОДОМ НАСЫЩЕНИЯ 42 KB
  При этом выход единственного комплекса увеличивается соответственно увеличивается и оптическая плотность раствора измеренная на длине волны максимального поглощения комплекса. Точка пересечения прямых соответствует стехиометрическому соотношению СR CM = M n для комплекса состава MnRM. В случае образования малопрочного комплекса точку пересечения находят экстрополяцией линейных участков кривой. Применяется в тех случаях когда мы не можем надежно определить точку излома малопрочный комплекс побочные процессы при насыщении сдвиг рН...
38007. Изучение устойчивости комплексного соединения в растворе при разбавлении и при введении посторонних веществ 197.5 KB
  Теоретическое введение Предположим что мы определяем металл М по фотометрической реакции М iR = MRi измеряя поглощение образующегося комплекса на длине волны λ остальные компоненты и комплексы М и с R стехиометрии на этой длине не поглощают. МRi = βRi [R]` φ Обозначая индексами Л и П величины относящиеся соответственно к пробе и эталону запишем : `MRi = ``MRi...