61736

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обогатить словарный запас учащихся новой лексикой; способствовать развитию устной и письменной речи. Задачи: обучающие: формулировать понятия различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова в частности профессионализмы. развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; работа с толковым словарем; развитие устной и письменной речи.

Русский

2014-06-23

19.44 KB

15 чел.

Цель  урока: сформировать понятие об общеупотребительных, необщеупотребительных словах, а также о профессионализмах. Обогатить словарный запас учащихся новой лексикой; способствовать развитию устной и письменной речи.

Задачи:  

- обучающие:

  1. формулировать понятия,
  2. различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова, в частности профессионализмы.

  -развивающие:

  1. совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде;
  2. работа с толковым словарем;
  3. развитие устной и письменной речи.

-воспитательные

организация активной мыслительной деятельности учащихся;

Тип урока.

Урок изучения новой темы

.Формы работы учащихся:

  1. Аудиторная коллективная работа,
  2. Фронтальный опрос,
  3. Индивидуальная работа.

I. Сообщение цели урока.

Этот урок посвящается знакомству с новым материалом — общеупотребительными и необщеупотребительными словами.

II. Работа над новым материалом.

1.  В русском языке одни слова употребляют все говорящие, например трава, желтый, ходить, а другие слова употребляют не все говорящие, например, только моряки используют слово бушприт. Слова, которые используют все говорящие, называются общеупотребительными; слова, которые используются не всеми говорящими, называются необщеупотребительными.

учащиеся читают в учебнике (с. 27) сведения об общеупотребительных и необщеупотребительных словах.

2. Определение диалектных слов.

Необщеупотребительными являются слова, используемые жителями той или иной местности.

Работа над текстом для наблюдения по вопросам, помещенным на с. 31. Заключая беседу, учитель дает название таким слова — диалектные слова. Ученики читают соответствующее определение.

3. Диалектные слова в словарях.

— Диалектные слова собраны в специальных словарях русских народных говоров (учитель показывает любой из них, какой имеется в школе). Большое количество диалектных слов включено в «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный Владимиром Ивановичем Далем во второй половине XI века.

Диалектные слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковые словари с пометой обл. (т. е. областное).

Закрепляются полученные знания при выполнении упр. 72 и 73 (письменно). Перед выполнением упр. 72 учитель сообщает о том, что в «Толковом словаре» учебника имеются диалектные слова, и спрашивает, по какой помете их легко можно найти в нем (в словаре имеются следующие диалектные слова: бахилы, вестимо, колча, музга, мшара, омшаник, полудновать, ступа, сугрев, яр). Необходимо обратить внимание учащихся на то, что диалектным словам могут соответствовать общеупотребительные литературные.

При выполнении упр. 73 целесообразно объяснить, почему существует много названий ветра (ответ имеется в первом абзаце).

4. Использование диалектных слов в художественных произведениях.. Основное внимание уделяется сообщению о том, что диалектные слова в стилистических целях могут использоваться в художественных произведениях (для передачи особенностей речи жителей определенной местности).

Закрепляются эти знания при выполнении упр. 74. Определение лексического значения диалектного слова учащиеся найдут в «Толковом словаре» учебника.

2.

1.

3.

4.

5.

1.  Название слова, употребляемого жителями той или иной страны?           4. Как называется в речи северян южный ветер?            

2.  Как называется в речи северян юго-восточный ветер?                                 5. Как называется в речи северян восточный ветер?

3.  Как называется в речи северян осенний ветер?

Ответы кроссворда:

  1.  диалект
  2.  обедник
  3.  сиверко
  4.  летник
  5.  всток

III. Задание на дом: прочитать сведения об общеупотребительных и диалектных словах (§ 14, § 16); упр. 73 (орф. зад.).

ИТОГ:

1.Закрепление полученных знаний

2.Обобщение пройденного материала


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67496. Межличностный конфликт 223.5 KB
  Типы конфликтных личностей и способы их нейтрализации Ключевые понятия лекции Деструктивные функции межличностного конфликта Ассертивность Конструктивные функции межличностного конфликта Конфликтные личности Манипуляция Межличностный конфликт Модели поведения личности в конфликте...
67497. Технология управления межгрупповыми конфликтами 580.5 KB
  Политические конфликты в посткоммунистической России: основные линии развертывания конфликтов и механизмы их урегулирования. В той мере в какой его пытаются подавить возрастает его потенциальная злокачественность и тогда взрыв предельно насильственных конфликтов является лишь вопросом времени.
67498. Нормативно-правовое регулирование организационных конфликтов 417 KB
  Специфика конфликта в организации Организационный конфликт рассматривается как специфическая форма взаимодействия между организационными единицами в основе которого лежит некое противоречие. Поскольку конфликт рассматривается как особый тип взаимодействия то мы ограничиваем сферу его возможного...
67499. Социальное партнерство как фактор регулирования социально-трудовых отношений 107 KB
  Социальное партнерство как фактор регулирования социально-трудовых отношений. Рассматриваемые в лекции вопросы Социальное партнерство как фактор регулирования социально-трудовых отношений Ключевые понятия лекции Генеральное соглашение Тарифное соглашение Специальное соглашение Двухсторонняя комиссия...
67500. Рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров 347 KB
  Примирительные процедуры при трудовых спорах. Этапы рассмотрения коллективного трудового спора. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров Понятие индивидуального трудового спора Индивидуальный трудовой спор неурегулированные разногласия между работодателем...
67501. Забастовка как крайняя форма социально-трудового конфликта 332 KB
  Рассматриваемые в лекции вопросы Забастовка как крайняя форма трудового конфликта: сущность основные виды процедура организации забастовки ограничение на участие в забастовке. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. На Западе понятие индустриальный конфликт...
67502. Нормативно-правовое урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе 1.26 MB
  Рассматриваемые в лекции вопросы Нормативно-правовое урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе Нормативно-правовое урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе Разработка Кодексов этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих...
67503. Исторические предпосылки конфликтности российского общества 158.5 KB
  Все институты власти и саморегуляции общества складывались постепенно и пронизывали все слои общества делая его носителем единой культуры. Страна вошла в круг общеевропейской христианской культуры. Христианство впитало достижения иудейской древнегреческой и древнеримской культуры.
67504. Семь лекций по истории социологии 97.5 KB
  В книге рассматриваются основные принципы истории социологии; анализируются ключевые идеи из которых сформировалась социология и благодаря которым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю; представлены интеллектуальные портреты некоторых классиков социологической мысли...