61736

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обогатить словарный запас учащихся новой лексикой; способствовать развитию устной и письменной речи. Задачи: обучающие: формулировать понятия различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова в частности профессионализмы. развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; работа с толковым словарем; развитие устной и письменной речи.

Русский

2014-06-23

19.44 KB

15 чел.

Цель  урока: сформировать понятие об общеупотребительных, необщеупотребительных словах, а также о профессионализмах. Обогатить словарный запас учащихся новой лексикой; способствовать развитию устной и письменной речи.

Задачи:  

- обучающие:

  1. формулировать понятия,
  2. различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова, в частности профессионализмы.

  -развивающие:

  1. совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде;
  2. работа с толковым словарем;
  3. развитие устной и письменной речи.

-воспитательные

организация активной мыслительной деятельности учащихся;

Тип урока.

Урок изучения новой темы

.Формы работы учащихся:

  1. Аудиторная коллективная работа,
  2. Фронтальный опрос,
  3. Индивидуальная работа.

I. Сообщение цели урока.

Этот урок посвящается знакомству с новым материалом — общеупотребительными и необщеупотребительными словами.

II. Работа над новым материалом.

1.  В русском языке одни слова употребляют все говорящие, например трава, желтый, ходить, а другие слова употребляют не все говорящие, например, только моряки используют слово бушприт. Слова, которые используют все говорящие, называются общеупотребительными; слова, которые используются не всеми говорящими, называются необщеупотребительными.

учащиеся читают в учебнике (с. 27) сведения об общеупотребительных и необщеупотребительных словах.

2. Определение диалектных слов.

Необщеупотребительными являются слова, используемые жителями той или иной местности.

Работа над текстом для наблюдения по вопросам, помещенным на с. 31. Заключая беседу, учитель дает название таким слова — диалектные слова. Ученики читают соответствующее определение.

3. Диалектные слова в словарях.

— Диалектные слова собраны в специальных словарях русских народных говоров (учитель показывает любой из них, какой имеется в школе). Большое количество диалектных слов включено в «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный Владимиром Ивановичем Далем во второй половине XI века.

Диалектные слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковые словари с пометой обл. (т. е. областное).

Закрепляются полученные знания при выполнении упр. 72 и 73 (письменно). Перед выполнением упр. 72 учитель сообщает о том, что в «Толковом словаре» учебника имеются диалектные слова, и спрашивает, по какой помете их легко можно найти в нем (в словаре имеются следующие диалектные слова: бахилы, вестимо, колча, музга, мшара, омшаник, полудновать, ступа, сугрев, яр). Необходимо обратить внимание учащихся на то, что диалектным словам могут соответствовать общеупотребительные литературные.

При выполнении упр. 73 целесообразно объяснить, почему существует много названий ветра (ответ имеется в первом абзаце).

4. Использование диалектных слов в художественных произведениях.. Основное внимание уделяется сообщению о том, что диалектные слова в стилистических целях могут использоваться в художественных произведениях (для передачи особенностей речи жителей определенной местности).

Закрепляются эти знания при выполнении упр. 74. Определение лексического значения диалектного слова учащиеся найдут в «Толковом словаре» учебника.

2.

1.

3.

4.

5.

1.  Название слова, употребляемого жителями той или иной страны?           4. Как называется в речи северян южный ветер?            

2.  Как называется в речи северян юго-восточный ветер?                                 5. Как называется в речи северян восточный ветер?

3.  Как называется в речи северян осенний ветер?

Ответы кроссворда:

  1.  диалект
  2.  обедник
  3.  сиверко
  4.  летник
  5.  всток

III. Задание на дом: прочитать сведения об общеупотребительных и диалектных словах (§ 14, § 16); упр. 73 (орф. зад.).

ИТОГ:

1.Закрепление полученных знаний

2.Обобщение пройденного материала


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21870. Контроль реализации управленческих решений 72 KB
  Понятие содержание цель и функции контроля; 11. Виды контроля и их классификация; 11. Основные принципы и критерии организации контроля; 11. Основные принципы и критерии организации контроля.
21871. Управленческие решения и ответственность 53 KB
  Управленческие решения и ответственность. Ответственность руководителя как элемент процесса принятия и реализации решения; 12. Ответственности и ее формы в зависимости от сферы деятельности Ответственность категория этики и права выражает особое социальное и моральноправовое отношение личности к обществу. В зависимости от сфер жизнедеятельности людей ответственность имеет ряд форм.
21872. Функции решения в методологии и организации процесса управления 253 KB
  Функции решения в методологии и организации процесса управления.1 Функции решения в методологии и организации процесса управления; 1.2 Понятие управленческого решения и сферы его применения; 1.
21873. Типология управленческих решений 155.5 KB
  Классификация управленческих решений Для разработки и принятия адекватного рассматриваемой проблеме управленческого решения эта работа должна строиться на основе научной классификации управленческих решений. Наиболее широко распространена их классификация по следующим основаниям: сфера деятельности; сроки действия; цели; вид лица принимающего решение ЛПР; уникальность управленческого решения; полнота исходной информации; степень обоснованности решения; ранг управления; масштабность решения; объект...
21874. Условия и факторы качества управленческих решений 47 KB
  Условия и факторы качества управленческих решений. Свойства качественных решений 3. Условия и факторы качества решений 3. Существует показатель косвенно оценивающий качество принятых управленческих решений через количество выполненных решений: Кк = Рв Рн Рп 100 где Кк коэффициент качества управленческих решений; Рп количество принятых управленческих решений; Рв количество выполненных управленческих решений; Рн количество выполненных некачественных решений.
21875. Модели и методология разработки управленческого решения 143.5 KB
  Модель менее сложна чем моделируемый объект и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации их представлениям о ситуации взаимодействию между членами организации.Качество индуктивной модели определяется тем насколько с одной стороны удается упростить описание ситуации принятия решения а с другой насколько верно удается отразить основные свойства моделируемой ситуации. Здесь путь создания...
21876. Гражданский иск как способ восстановления нарушенных прав 339.5 KB
  Объектом работы являются правоотношения, возникающие между государством в лице органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу и гражданином, в связи с реализацией им права на восстановление нарушенных прав, в том числе и входящего в его структуру права на возмещение имущественного вреда и устранение последствий морального вреда.
21877. Роль автоматизации в процессе производства нефтяного кокса 405.5 KB
  Целью данной курсовой работы является изучение роли автоматизации в процессе производства нефтяного кокса. Актуальность избранной темы вызвана тем, что внедрение специальных автоматических устройств приводит к увеличению количества продукции и улучшению его качества, росту производительности труда, снижению себестоимости продукции, улучшению условий работы, удлинению сроков эксплуатации оборудования и т. д.
21878. Разработка информационных фильтров для программируемых сетевых агентов 548 KB
  Общая теория информационных агентов, дан обзор существующих разработок в области программирования при помощи агентов, введены и формализованы понятия социальной сети как информационного пространства, где действует агент, а также определены специфические функции агента, приведены этапы и результаты разработки сетевого агента.