61736

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обогатить словарный запас учащихся новой лексикой; способствовать развитию устной и письменной речи. Задачи: обучающие: формулировать понятия различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова в частности профессионализмы. развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; работа с толковым словарем; развитие устной и письменной речи.

Русский

2014-06-23

19.44 KB

15 чел.

Цель  урока: сформировать понятие об общеупотребительных, необщеупотребительных словах, а также о профессионализмах. Обогатить словарный запас учащихся новой лексикой; способствовать развитию устной и письменной речи.

Задачи:  

- обучающие:

  1. формулировать понятия,
  2. различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова, в частности профессионализмы.

  -развивающие:

  1. совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде;
  2. работа с толковым словарем;
  3. развитие устной и письменной речи.

-воспитательные

организация активной мыслительной деятельности учащихся;

Тип урока.

Урок изучения новой темы

.Формы работы учащихся:

  1. Аудиторная коллективная работа,
  2. Фронтальный опрос,
  3. Индивидуальная работа.

I. Сообщение цели урока.

Этот урок посвящается знакомству с новым материалом — общеупотребительными и необщеупотребительными словами.

II. Работа над новым материалом.

1.  В русском языке одни слова употребляют все говорящие, например трава, желтый, ходить, а другие слова употребляют не все говорящие, например, только моряки используют слово бушприт. Слова, которые используют все говорящие, называются общеупотребительными; слова, которые используются не всеми говорящими, называются необщеупотребительными.

учащиеся читают в учебнике (с. 27) сведения об общеупотребительных и необщеупотребительных словах.

2. Определение диалектных слов.

Необщеупотребительными являются слова, используемые жителями той или иной местности.

Работа над текстом для наблюдения по вопросам, помещенным на с. 31. Заключая беседу, учитель дает название таким слова — диалектные слова. Ученики читают соответствующее определение.

3. Диалектные слова в словарях.

— Диалектные слова собраны в специальных словарях русских народных говоров (учитель показывает любой из них, какой имеется в школе). Большое количество диалектных слов включено в «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный Владимиром Ивановичем Далем во второй половине XI века.

Диалектные слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковые словари с пометой обл. (т. е. областное).

Закрепляются полученные знания при выполнении упр. 72 и 73 (письменно). Перед выполнением упр. 72 учитель сообщает о том, что в «Толковом словаре» учебника имеются диалектные слова, и спрашивает, по какой помете их легко можно найти в нем (в словаре имеются следующие диалектные слова: бахилы, вестимо, колча, музга, мшара, омшаник, полудновать, ступа, сугрев, яр). Необходимо обратить внимание учащихся на то, что диалектным словам могут соответствовать общеупотребительные литературные.

При выполнении упр. 73 целесообразно объяснить, почему существует много названий ветра (ответ имеется в первом абзаце).

4. Использование диалектных слов в художественных произведениях.. Основное внимание уделяется сообщению о том, что диалектные слова в стилистических целях могут использоваться в художественных произведениях (для передачи особенностей речи жителей определенной местности).

Закрепляются эти знания при выполнении упр. 74. Определение лексического значения диалектного слова учащиеся найдут в «Толковом словаре» учебника.

2.

1.

3.

4.

5.

1.  Название слова, употребляемого жителями той или иной страны?           4. Как называется в речи северян южный ветер?            

2.  Как называется в речи северян юго-восточный ветер?                                 5. Как называется в речи северян восточный ветер?

3.  Как называется в речи северян осенний ветер?

Ответы кроссворда:

  1.  диалект
  2.  обедник
  3.  сиверко
  4.  летник
  5.  всток

III. Задание на дом: прочитать сведения об общеупотребительных и диалектных словах (§ 14, § 16); упр. 73 (орф. зад.).

ИТОГ:

1.Закрепление полученных знаний

2.Обобщение пройденного материала


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34989. Рыночное равновесие. Гибкая работа рыночного механизма 25 KB
  Равновесная цена это цена при которой удается продать все количество товаров изготовленных на продажу то есть величина спроса и величина предложения совпадают. Рыночное равновесие недолговечно оно постоянно нарушается изза изменения спроса или предложения. На изменение условий предложения цена реагирует поиному. Однако увеличение предложения товаров вновь меняет ситуацию на рынке и спрос падает.
34990. Монополия 36.5 KB
  Это может быть государственная организация частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей: например установить цену ниже себестоимости если товар имеет большое значение для покупателей которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Виды монополий Естественная монополия состояние товарного рынка при котором...
34991. Защита прав потребителей 29 KB
  Во многих зарубежных странах законодательная административная и судебная защита прав потребителей превратилась в существенный фактор развития экономики. Законодательство России защищающее права потребителей существует недавно практика его применения невелика но оно становится реальной силой с которой начинают считаться и небольшие предприятиятоваропроизводители и гигантымонополисты. Закон РФ О защите прав потребителей регулирует отношения между потребителями и предпринимателями устанавливает права потребителей и механизм их.
34992. Взаимодействие между спросом и предложением 52.5 KB
  Конкуренция в переводе с латинского означает сходиться сталкиваться это экономическое соперничество состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. В широком смысле слова понятие конкуренция употребляется в экономической науке как элемент рыночного механизма обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства купли и продажи товаров а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие конкуренция употребляется как соперничество...
34993. Препринимательство 30.5 KB
  Самостоятельность в организации производства дополняется коммёрческой свободой. Она предполагает поиск новых путей развития производства. Предприниматель второго типа для достижения намеченной цели имеет во внешней среде альтернативные возможности сопоставляет их с имеющимися ресурсами и выбирает новую комбинацию факторов производства. Предприниматель берет на себя инициативу соединения и координацию факторов производства труда земли и капитала.
34994. Основные понятия собственности. Формы деловых предприятий 30.5 KB
  Основные понятия собственности. В отношении собственности выделяют юридические правовые и экономические отношения собственности. Первые характеризуют отношения субъектов собственности собственников к объектам собственности имуществу. Экономические отношения собственности возникают только там где собственность служит источником дохода.
34996. Бухгалтерские издержки 30.5 KB
  Бухгалтерские издержки определяются фактическими затратами на заработную плату рабочих и служащих расходами на сырье и материалы величиной амортизационных отчислений по капитальному оборудованию и т. Бухгалтерские издержки лежат в основе определения бухгалтерской фактической прибыли предприятия которая определяется как общая выручка минус бухгалтерские издержки. Инструментами экономического анализа выступают так называемые экономические издержки. Экономические издержки фирмы это издержки рассчитанные с учетом альтернативного...