61740

Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: научить различать окончания имён прилагательных женского и среднего рода. Вспомните какую тему вы изучали на предыдущих уроках имя прилагательное Что такое имя прилагательное часть речи которая обозначает признак предмета...

Русский

2014-06-01

43.4 KB

8 чел.

Конспект урока.

Дисциплина: русский язык.

Тема: «Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже».

Учитель: Павлюченко Ольга Николаевна.

Класс: 4Б.

Цель: научить различать окончания имён прилагательных женского и среднего рода.

Задачи:

  1.  Образовательная – закрепить знания об имени прилагательном;
  2.  Развивающая – развивать самостоятельность учащихся, способность контроля и самоконтроля;
  3.  Воспитательная – воспитывать любовь к зимней природе.

Оборудование: учебник «Русский язык», 4 класс, 2 часть, автор Рамзаева Т.Г.; карточки с дополнительными упражнениями, карта-схема, карточки со словами.

Эскиз оформления доски:

Зимняя

солнечная

белое

синее

морозная

снежное

ранняя

весеннее

Классная работа.

К

29 января.

К

Ход урока:

Этапы урока

Содержание этапа

Примечания

Организационный момент   

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нина Евгеньевна.

Физкультминутка

Прежде чем начать урок, нам с вами нужно окончательно проснуться.

Выполним с вами несколько упражнений.

Для начала мы с вами попрыгаем, но не совсем обычно. 4 раза мы прыгаем на двух ногах, а затем делаем 4 шага на месте.

Следующее упражнение: на счёт «раз» присядаем, на счёт «два» - исходное положение, на счёт «три» садимся за парты и на счёт «четыре» кладём ручки на парту. Слушайте внимательно счёт.

Выпрямили спинки, пальцы сцеплены в «замок». На счёт «раз» поднимаем руки вверх и тянем их за спину, «замок» при этом не расцепляем. На счёт «два» возвращаем руки обратно на парту.

Молодцы!

Актуализация знаний

Теперь мы можем приступать к работе.

Вспомните, какую тему вы изучали на предыдущих уроках? (имя прилагательное)

Что такое имя прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета)

Как изменяется имя прилагательное? (по числам, родам и падежам)

С какой частью речи связано имя прилагательное? (имя существительное)

Докажите свою точку зрения (потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак; от рода, числа и падежа имени прилагательного зависит род, число и падеж имени существительного).

Минутка чистописания

А сейчас – минутка чистописания.

Откройте тетради.

 

Скажите, какое сегодня число? (29 января)

Запишите число, «классная работа».

Прочитайте слова, записанные на доске. Вам нужно будет каллиграфически по порядку записать их окончания. Между буквами надо вставить один из элементов, написанный на до доске.

Как вы понимаете, что такое каллиграфия? (Каллиграфия – искусство красивого письма).

А что значит «записать каллиграфически»? (записать красиво, правильно писать все элементы букв и их соединения)

Пишите аккуратно, в конце урока я соберу тетради, чтобы выставить вам оценку за работу.

Выпишите каллиграфически 2 слова, которые состоят из 4 слогов и являются прилагательными в форме женского рода (солнечная, морозная, весеннее).

Следующее задание: составьте устно предложения с записанными вами слова.

Зимняя, солнечная, белое, синее, морозная, снежное, ранняя, весеннее.

Одного ученика вызываю к доске.

Проверка работы ученика классом, правильно ли написаны элементы букв и соединения.

Обратить внимание на посадку учеников.

Одного ученика вызываю к доске.

Проверка работы ученика классом, правильно ли написаны элементы букв и соединения.

Спросить 2-3 учеников, какие предложения они придумали.

Сообщение темы

Прочитайте слова ещё раз. Что объединяет их?

Вспомогательные вопросы:

-)поставьте ударение в этих словах (ударение не падает на окончание)

-)определите род имен прилагательных (женский и средний род)

Посмотрите на задания, выполненные в тетради. Как вы думаете, какой будет тема урока? (безударные окончания имен прилагательных женского и среднего рода в Именительном падеже)

Почему эту тему необходимо обсуждать? (Чтобы знать, как правильно писать окончания)

Словарная работа

Запишите с красной строки словарные слова: аллея, библиотека, коллектив, пассажир, хозяйство, шоссе, самолёт, жилище, электростанция.

Слова какой части речи мы записали? (имена существительные)

Как их можно сгруппировать? (разделить на 3 группы: женского, мужского и среднего рода)

Выберите из записанных слов одно существительное женского рода и одно – среднего рода, подберите к ним прилагательные и запишите словосочетания в тетрадь. (липовая аллея, широкая аллея; старинная библиотека, большая библиотека; сельское хозяйство, народное хозяйство; широкое шоссе, длинное шоссе; уютное жилище, красивое жилище; новая электростанция, передвижная электростанция)

В каждом имени прилагательном поставьте ударение и выделите окончание. Что вы заметили? (большинство окончаний безударные)

Определите род имён прилагательных. Почему вы так решили? (Род такой же, как и у имени существительного, с которым оно связано; особое окончание)

Вспомните, как определить падеж имени прилагательного? (по имени существительному, с которым оно связано). В составленных словосочетаниях определите падеж имён прилагательных, подпишите его сверху над именем прилагательным.

Два ученика пишут слова на разворотах доски, затем их записи сравниваются.

Основная часть

Как проверить безударное окончание? (по вопросу; подобрать имя прилагательное того же рода, числа и падежа с ударным окончанием)

В зависимости от чего мы будем писать окончания –ая, -яя или –ое, -ее? (В зависимости от рода прилагательного)

В какой форме имени прилагательного пишутся окончания –ая, -яя? (в именах прилагательных женского рода в именительном падеже)

А окончания –ое, -ее? (в именах прилагательных среднего рода в именительном падеже)

Как узнать, какое окончание надо писать: -ая или –яя, -ое или –ее? (в зависимости от того, на какой согласный оканчивается основа слова)

Если нет ответа: выделите в каждом имени прилагательном окончание и основу. Посмотрите, на какой согласный звук оканчивается основа.

В каких случаях надо писать окончание –ая и –ое? (Если основа оканчивается на твёрдый согласный)

А окончания –яя и –ее? (Если основа оканчивается на твёрдый согласный)

Молодцы!

На основе уже записанных словосочетаний.

Открыли учебники на странице 24, упражнение 324.

Прочитайте задание.

Прочитайте словосочетания, которые записаны в первых двух строчках упражнения.

Как можно разделить словосочетания? (на два столбика: словосочетания с именами прилагательными женского и среднего рода)

Запишите словосочетания в 2 столбика. Постарайтесь сделать это аккуратно, чтобы два словосочетания поместились на одной строке.

С одним из словосочетаний устно составьте предложение.

Индивидуальные задания для некоторых учеников.

Спросить 2-3 учеников, какие предложения они придумали.

После проверки задания дать общую оценку.

Следующее упражнение номер 322.

Прочитайте задание.
Прочитайте эти предложения и подумайте, можно ли эти предложения назвать текстом? (да)

Почему?

Что такое текст? (два или несколько предложений, связанных по смыслу)

Чего не хватает этому тексту? (Заголовка)

Как его можно озаглавить? («Зима», «Зимушка-зима», «Зимнее утро»)

Встретились ли вам в тексте незнакомые слова?

Что означает слово «заискрилась»? (засверкала искрами)

Какие слова в предложениях надо выделить голосом, чтобы текст можно было прочитать выразительно? (весёлое, зимнее, заискрилась, ожила, весёлая)

Посмотрите ещё раз на предложения. Что вы заметили? (однородные сказуемые)


Правильно. Значит при чтении нельзя забывать об интонации перечисления.

Какое чувство надо передать в своём чтении? (восторг, любовь к природе)

Теперь прочитайте текст выразительно.

Какое задание нам необходимо сделать с этим текстом? (Списать первое предложение, подчеркнуть подлежащее и сказуемое, выписать словосочетания с прилагательными, указать род и падеж прилагательных; то же самое сделать с остальными)

Образец ответа ученика: что? «Солнышко», это подлежащее, подчеркиваю одной чертой. «Солнышко» что сделало «взошло», это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Выписываем словосочетание «весёлое зимнее солнышко». Имя существительное «солнышко» среднего рода, именительного падежа, значит имя прилагательное «весёлое» среднего рода именительного падежа, окончание –ое, и имя прилагательное «зимнее» тоже среднего рода именительного падежа, окончание –ее.

Читают два ученика, затем чтение сравнивается

Каждое

предложение выполняется учеником на доске.

+индивидуальные задания для некоторых учеников.

Домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание – упражнение 325. Прочитайте задание упражнения. Что надо сделать?
Составьте устно первое предложение.

Подведение итогов

Назовите тему нашего урока (Безударные окончания имен прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже)

Какие окончания пишутся в безударных окончаниях имен прилагательных женского рода Именительного падежа? (-ая, -яя)

Какие окончания пишутся в безударных окончаниях имен прилагательных среднего рода Именительного падежа? (-ое, -ее)


От чего зависит выбор окончания –ая или –яя, –ое или –ее? (От мягкости/твердости согласного, на который оканчивается основа)

Молодцы!

Сдаём тетради на проверку.

Спасибо за работу!

Подпись методиста:__________________________/Рекша Г.А./

Подпись учителя:______________________/Павлюченко О.Н./


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12306. ПӘННІҢ ОҚУ-ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕНІ 918.5 KB
  Пәнді оқытудың мақсаты. Студенттердің санасында қоғам мен оның құрылымы жайлы, ондағы әлеуметтік құбылыстар мен байланыстар жайлы дұрыс ғылыми көзқарас қалыптастыру. Оларды бүгінгі таңдағы қоғамда болып жатқан өзгерістермен таныс ете отырып, ол өзгерістерге талдау жасап, жеке тұлға ретінде баға беруге баулу.
12307. ПӘНДЕРДІҢ ОҚУ - ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕНІ 1.15 MB
  ПӘНДЕРДІҢ ОҚУ ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕНІ Пәндердің оқу әдістемелік кешенінің мазмұны 1. Пәннің типтік оқу бағдарламасы егер пән таңдау компоненті бойынша болса онда пәннің оқу бағдарламасы 2. Студенттер үшін пәннің оқу бағдарламасы syllabus Пәннің сипаттамасы а...
12308. Егемен Қазақстанның саяси проблемалары 511 KB
  Саяси болжамдау Саяси болжамдау ұғымы мәні мен ерекшеліктері. Саяси болжам аясы және негізгі принциптері. Саяси болжамдаудың мақсаты объективті негіздері және міндеттері. Болжамдаудың кезеңдері және типтері. Ғылыми болжамның әдістері және құралдары. Саяси болжамдау
12309. Орта ғасыр мен Қайта өрлеу дәуіріңдегі саяси ұғымдар 163.16 KB
  Орта ғасыр мен Қайта өрлеу дәуіріңдегі саяси ұғымдар Саяси ой тарихында орта ғасырлардағы феодалдық қоғамның орны ерекше. Батыс Еуропада феодализм мың жылдан артыққа созылды V XVI ғасырлар. Бұл дәуірде рухани өмірде дін түгелдей үстемдік етті. Христиан діні феодалдық қ...
12310. ПӘНДЕР МОДУЛІНІҢ ОҚУ-ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕНІ. Қазақстан Республикасының демократиялық негіздерінің қалыптасуы: саяси-құқықтық аспект 333.96 KB
  Саясаттану пәні, объектісі, әдісі, әлеуметтік-гуманитарлық пәндер жүйесіндегі орны. Саясаттанудың болашақ маман тұлғасын, азаматты қалыптастырудағы орны. Саяси ой дамуының негізгі кезеңдері. Саясат қоғамдық құбылыс ретінде, оның табиғаты, түрлері, мүмкіндіктері, шекаралары мен келешегі. Саясаттанудың субъектісі
12311. Биліктің буындары бір –бірімен теңестірілуі қажат 103 KB
  Биліктің буындары бір бірімен теңестірілуі қажат деген идея кімге қатыстыШ.Монтескье Демократиябұл құбылыс оның ауқымында қалағаныңның бәрін жасауға болады деген анықтама кімге қатыстыПлатон Еуропаның қауіпсіздік және ынтымақтастық ұйымының іргетасы қа...
12312. Мемлекеттің функциялары. Мемлекеттің мақсаты 30.33 KB
  Жоспары: Мемлекеттің белгілері Мемлекеттің функциялары Мемлекеттің мақсаты Орындаған: Даркеева Балжан Тур15 1. Мемлекеттің пайда болу себептері белгілері Мемлекет деген ұғым бірнеше мағынада қолда...
12313. САЯСАТТАНУ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ КУРСЫ БОЙЫНША ОҚУ - ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕН 543 KB
  САЯСАТТАНУ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ КУРСЫ БОЙЫНША ОҚУ ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕН 1.1. САЯСАТТАНУ ПӘНІНІҢ ТИПТІК БАҒДАРЛАМАСЫ Авторлар: Философия ғылымдарының докторы профессор Әбсаттаров Р.Б. Философия ғылымдарының докторы профессор Балғынбаев А.С. Саясаттану ғылы
12314. СӨЖ Тақырыбы: Карл Маркс 30.23 KB
  СӨЖ Тақырыбы: Карл Маркс КІРІСПЕ ХІХғ. 40шы жылдары еңбек пен капитал арасындағы күрес шиеленісе түсті. Бірқатар елдерде пролетариат табы дербес күштерге айналды: Францияда 1831 және 1834 ж. лион тоқымашыларының көтерілісі; Англияда 30шы жылдарда...