61740

Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: научить различать окончания имён прилагательных женского и среднего рода. Вспомните какую тему вы изучали на предыдущих уроках имя прилагательное Что такое имя прилагательное часть речи которая обозначает признак предмета...

Русский

2014-06-01

43.4 KB

7 чел.

Конспект урока.

Дисциплина: русский язык.

Тема: «Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже».

Учитель: Павлюченко Ольга Николаевна.

Класс: 4Б.

Цель: научить различать окончания имён прилагательных женского и среднего рода.

Задачи:

  1.  Образовательная – закрепить знания об имени прилагательном;
  2.  Развивающая – развивать самостоятельность учащихся, способность контроля и самоконтроля;
  3.  Воспитательная – воспитывать любовь к зимней природе.

Оборудование: учебник «Русский язык», 4 класс, 2 часть, автор Рамзаева Т.Г.; карточки с дополнительными упражнениями, карта-схема, карточки со словами.

Эскиз оформления доски:

Зимняя

солнечная

белое

синее

морозная

снежное

ранняя

весеннее

Классная работа.

К

29 января.

К

Ход урока:

Этапы урока

Содержание этапа

Примечания

Организационный момент   

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нина Евгеньевна.

Физкультминутка

Прежде чем начать урок, нам с вами нужно окончательно проснуться.

Выполним с вами несколько упражнений.

Для начала мы с вами попрыгаем, но не совсем обычно. 4 раза мы прыгаем на двух ногах, а затем делаем 4 шага на месте.

Следующее упражнение: на счёт «раз» присядаем, на счёт «два» - исходное положение, на счёт «три» садимся за парты и на счёт «четыре» кладём ручки на парту. Слушайте внимательно счёт.

Выпрямили спинки, пальцы сцеплены в «замок». На счёт «раз» поднимаем руки вверх и тянем их за спину, «замок» при этом не расцепляем. На счёт «два» возвращаем руки обратно на парту.

Молодцы!

Актуализация знаний

Теперь мы можем приступать к работе.

Вспомните, какую тему вы изучали на предыдущих уроках? (имя прилагательное)

Что такое имя прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета)

Как изменяется имя прилагательное? (по числам, родам и падежам)

С какой частью речи связано имя прилагательное? (имя существительное)

Докажите свою точку зрения (потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак; от рода, числа и падежа имени прилагательного зависит род, число и падеж имени существительного).

Минутка чистописания

А сейчас – минутка чистописания.

Откройте тетради.

 

Скажите, какое сегодня число? (29 января)

Запишите число, «классная работа».

Прочитайте слова, записанные на доске. Вам нужно будет каллиграфически по порядку записать их окончания. Между буквами надо вставить один из элементов, написанный на до доске.

Как вы понимаете, что такое каллиграфия? (Каллиграфия – искусство красивого письма).

А что значит «записать каллиграфически»? (записать красиво, правильно писать все элементы букв и их соединения)

Пишите аккуратно, в конце урока я соберу тетради, чтобы выставить вам оценку за работу.

Выпишите каллиграфически 2 слова, которые состоят из 4 слогов и являются прилагательными в форме женского рода (солнечная, морозная, весеннее).

Следующее задание: составьте устно предложения с записанными вами слова.

Зимняя, солнечная, белое, синее, морозная, снежное, ранняя, весеннее.

Одного ученика вызываю к доске.

Проверка работы ученика классом, правильно ли написаны элементы букв и соединения.

Обратить внимание на посадку учеников.

Одного ученика вызываю к доске.

Проверка работы ученика классом, правильно ли написаны элементы букв и соединения.

Спросить 2-3 учеников, какие предложения они придумали.

Сообщение темы

Прочитайте слова ещё раз. Что объединяет их?

Вспомогательные вопросы:

-)поставьте ударение в этих словах (ударение не падает на окончание)

-)определите род имен прилагательных (женский и средний род)

Посмотрите на задания, выполненные в тетради. Как вы думаете, какой будет тема урока? (безударные окончания имен прилагательных женского и среднего рода в Именительном падеже)

Почему эту тему необходимо обсуждать? (Чтобы знать, как правильно писать окончания)

Словарная работа

Запишите с красной строки словарные слова: аллея, библиотека, коллектив, пассажир, хозяйство, шоссе, самолёт, жилище, электростанция.

Слова какой части речи мы записали? (имена существительные)

Как их можно сгруппировать? (разделить на 3 группы: женского, мужского и среднего рода)

Выберите из записанных слов одно существительное женского рода и одно – среднего рода, подберите к ним прилагательные и запишите словосочетания в тетрадь. (липовая аллея, широкая аллея; старинная библиотека, большая библиотека; сельское хозяйство, народное хозяйство; широкое шоссе, длинное шоссе; уютное жилище, красивое жилище; новая электростанция, передвижная электростанция)

В каждом имени прилагательном поставьте ударение и выделите окончание. Что вы заметили? (большинство окончаний безударные)

Определите род имён прилагательных. Почему вы так решили? (Род такой же, как и у имени существительного, с которым оно связано; особое окончание)

Вспомните, как определить падеж имени прилагательного? (по имени существительному, с которым оно связано). В составленных словосочетаниях определите падеж имён прилагательных, подпишите его сверху над именем прилагательным.

Два ученика пишут слова на разворотах доски, затем их записи сравниваются.

Основная часть

Как проверить безударное окончание? (по вопросу; подобрать имя прилагательное того же рода, числа и падежа с ударным окончанием)

В зависимости от чего мы будем писать окончания –ая, -яя или –ое, -ее? (В зависимости от рода прилагательного)

В какой форме имени прилагательного пишутся окончания –ая, -яя? (в именах прилагательных женского рода в именительном падеже)

А окончания –ое, -ее? (в именах прилагательных среднего рода в именительном падеже)

Как узнать, какое окончание надо писать: -ая или –яя, -ое или –ее? (в зависимости от того, на какой согласный оканчивается основа слова)

Если нет ответа: выделите в каждом имени прилагательном окончание и основу. Посмотрите, на какой согласный звук оканчивается основа.

В каких случаях надо писать окончание –ая и –ое? (Если основа оканчивается на твёрдый согласный)

А окончания –яя и –ее? (Если основа оканчивается на твёрдый согласный)

Молодцы!

На основе уже записанных словосочетаний.

Открыли учебники на странице 24, упражнение 324.

Прочитайте задание.

Прочитайте словосочетания, которые записаны в первых двух строчках упражнения.

Как можно разделить словосочетания? (на два столбика: словосочетания с именами прилагательными женского и среднего рода)

Запишите словосочетания в 2 столбика. Постарайтесь сделать это аккуратно, чтобы два словосочетания поместились на одной строке.

С одним из словосочетаний устно составьте предложение.

Индивидуальные задания для некоторых учеников.

Спросить 2-3 учеников, какие предложения они придумали.

После проверки задания дать общую оценку.

Следующее упражнение номер 322.

Прочитайте задание.
Прочитайте эти предложения и подумайте, можно ли эти предложения назвать текстом? (да)

Почему?

Что такое текст? (два или несколько предложений, связанных по смыслу)

Чего не хватает этому тексту? (Заголовка)

Как его можно озаглавить? («Зима», «Зимушка-зима», «Зимнее утро»)

Встретились ли вам в тексте незнакомые слова?

Что означает слово «заискрилась»? (засверкала искрами)

Какие слова в предложениях надо выделить голосом, чтобы текст можно было прочитать выразительно? (весёлое, зимнее, заискрилась, ожила, весёлая)

Посмотрите ещё раз на предложения. Что вы заметили? (однородные сказуемые)


Правильно. Значит при чтении нельзя забывать об интонации перечисления.

Какое чувство надо передать в своём чтении? (восторг, любовь к природе)

Теперь прочитайте текст выразительно.

Какое задание нам необходимо сделать с этим текстом? (Списать первое предложение, подчеркнуть подлежащее и сказуемое, выписать словосочетания с прилагательными, указать род и падеж прилагательных; то же самое сделать с остальными)

Образец ответа ученика: что? «Солнышко», это подлежащее, подчеркиваю одной чертой. «Солнышко» что сделало «взошло», это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Выписываем словосочетание «весёлое зимнее солнышко». Имя существительное «солнышко» среднего рода, именительного падежа, значит имя прилагательное «весёлое» среднего рода именительного падежа, окончание –ое, и имя прилагательное «зимнее» тоже среднего рода именительного падежа, окончание –ее.

Читают два ученика, затем чтение сравнивается

Каждое

предложение выполняется учеником на доске.

+индивидуальные задания для некоторых учеников.

Домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание – упражнение 325. Прочитайте задание упражнения. Что надо сделать?
Составьте устно первое предложение.

Подведение итогов

Назовите тему нашего урока (Безударные окончания имен прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже)

Какие окончания пишутся в безударных окончаниях имен прилагательных женского рода Именительного падежа? (-ая, -яя)

Какие окончания пишутся в безударных окончаниях имен прилагательных среднего рода Именительного падежа? (-ое, -ее)


От чего зависит выбор окончания –ая или –яя, –ое или –ее? (От мягкости/твердости согласного, на который оканчивается основа)

Молодцы!

Сдаём тетради на проверку.

Спасибо за работу!

Подпись методиста:__________________________/Рекша Г.А./

Подпись учителя:______________________/Павлюченко О.Н./


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40389. Умственная отсталость 64 KB
  Дать представление об основных методах медикопедагогической коррекции и профилактике олигофрении. В результате изучения темы студент должен: иметь представление об этиологии олигофрении наследственных факторах патофизиологических биохимических и морфологических основах распространенности олигофрении. знать клинические проявления олигофрении особенности течения и коррекции олигофрении при разных этиологических факторах основные принципы лечения и медикопсихологической коррекции проведения экспертизы при олигофрении.
40391. Антипсихотики второго поколения в лечении шизофрении и близких к ней расстройств 104.5 KB
  Сюда относятся: рисперидон оланзапин кветиапин зипразидон сертиндол амисульприд зотепин арипипразол и др. В Республике Беларусь в настоящее время наряду с клозапином азалептин зарегистрированы два из них рисперидон рисполепт и оланзапин олеанз. Некоторые из них клозапин оланзапин рисперидон и амисульприд показали большую эффективность чем антипсихотики первого поколения другие же не выявили таких преимуществ [5]. Учитывая что оланзапин лишь недавно стал доступен на отечественном фармацевтическом рынке целью данной статьи...
40392. Лечение бредового расстройства 30 KB
  Первоначальные лекарства которые используются для попыток лечения бредового расстройства называются нейролептиками. Используемые лекарственные препараты включают в себя следующие: Традиционные антипсихотические препараты: Их еще называют нейролептиками и они применяются для лечения психотических расстройств с середины 1950х. Другие медикаменты: Транквилизаторы и антидепрессанты тоже могут применяться для лечения бредового расстройства. Антидепрессанты могут использоваться для лечения депрессии которая часто возникает у людей с...
40393. Лечение нневростенических расстройств 28.5 KB
  Лечение невротических расстройств лучше всего проводить в профилированных отделениях; их чаще всего называют санаторными или отделениями клиниками неврозов. При медикаментозной терапии обсессивнокомпульсивных расстройств в первую очередь используются серотонинергические антидепрессанты. Медикаментозная терапия истероконверсионных расстройств особенно при эпизодически возникающих кратковременных истерических реакциях проводится транквилизаторами назначаемыми в небольших дозах и непродолжительными курсами.
40394. Методы купирования психомоторного возбуждения при различных психических заболеваниях 40.5 KB
  Наилучший способ экстренного купирования всех видов возбуждения внутривенное введение аминазина если удастся удержать больного для проведения этой процедуры. Практически этим способом удается купировать большинство видов возбуждения или значительно уменьшить его в течение 1 2 дней создав тем самым условия для транспортировки больного или проведения дальнейшей терапии. Алкогольный делирий Необходимы купирование психомоторного возбуждения и устранение бессонницы поскольку наступление сна свидетельствует о приближающемся окончании психоза.
40395. Особенности дпрессий в пожилом возрасте 62.5 KB
  Так называемый соматический синдром не внесенный в МКБ10 в число облигатных при неглубоких депрессиях позднего возраста нередко выступает в качестве ведущего. Это связано с двумя факторами неглубоким уровнем нарушения психической деятельности и собственно влиянием возраста. В этих случаях феномен соматизации депрессивных расстройств представляет собой главную причину трудностей выявления и диагностики этих нарушений у пациентов позднего возраста. Степень выраженности и значимость изменения самочувствия в телесной сфере предполагает их не...
40396. ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА 42 KB
  А поэтому их используют при нарушениях психической деятельности при невротических и неврозоподобных расстройствах состояниях внутреннего напряжения страха тревоги беспокойства. 4 В связи с альфаадреноблокирующим эффектом используют при купировании гипертонического криза. При лечении больных манией используют: 1 нейролептики; 2 соли лития. Соли лития используют для лечения и профилактики маний.
40397. Методика сочинений отдельных видов 41.5 KB
  Подготовка материала его систематизация обдумывание композиции и плана сочинения установление логических связей выбор слов фразеологизмов словосочетаний построение предложений и связи между ними проверка орфографии весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью. Сочинения классифицируются по источникам материала по степени самостоятельности по жанрам и по языковым особенностям. В зависимости от источников...