61740

Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: научить различать окончания имён прилагательных женского и среднего рода. Вспомните какую тему вы изучали на предыдущих уроках имя прилагательное Что такое имя прилагательное часть речи которая обозначает признак предмета...

Русский

2014-06-01

43.4 KB

7 чел.

Конспект урока.

Дисциплина: русский язык.

Тема: «Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже».

Учитель: Павлюченко Ольга Николаевна.

Класс: 4Б.

Цель: научить различать окончания имён прилагательных женского и среднего рода.

Задачи:

  1.  Образовательная – закрепить знания об имени прилагательном;
  2.  Развивающая – развивать самостоятельность учащихся, способность контроля и самоконтроля;
  3.  Воспитательная – воспитывать любовь к зимней природе.

Оборудование: учебник «Русский язык», 4 класс, 2 часть, автор Рамзаева Т.Г.; карточки с дополнительными упражнениями, карта-схема, карточки со словами.

Эскиз оформления доски:

Зимняя

солнечная

белое

синее

морозная

снежное

ранняя

весеннее

Классная работа.

К

29 января.

К

Ход урока:

Этапы урока

Содержание этапа

Примечания

Организационный момент   

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нина Евгеньевна.

Физкультминутка

Прежде чем начать урок, нам с вами нужно окончательно проснуться.

Выполним с вами несколько упражнений.

Для начала мы с вами попрыгаем, но не совсем обычно. 4 раза мы прыгаем на двух ногах, а затем делаем 4 шага на месте.

Следующее упражнение: на счёт «раз» присядаем, на счёт «два» - исходное положение, на счёт «три» садимся за парты и на счёт «четыре» кладём ручки на парту. Слушайте внимательно счёт.

Выпрямили спинки, пальцы сцеплены в «замок». На счёт «раз» поднимаем руки вверх и тянем их за спину, «замок» при этом не расцепляем. На счёт «два» возвращаем руки обратно на парту.

Молодцы!

Актуализация знаний

Теперь мы можем приступать к работе.

Вспомните, какую тему вы изучали на предыдущих уроках? (имя прилагательное)

Что такое имя прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета)

Как изменяется имя прилагательное? (по числам, родам и падежам)

С какой частью речи связано имя прилагательное? (имя существительное)

Докажите свою точку зрения (потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак; от рода, числа и падежа имени прилагательного зависит род, число и падеж имени существительного).

Минутка чистописания

А сейчас – минутка чистописания.

Откройте тетради.

 

Скажите, какое сегодня число? (29 января)

Запишите число, «классная работа».

Прочитайте слова, записанные на доске. Вам нужно будет каллиграфически по порядку записать их окончания. Между буквами надо вставить один из элементов, написанный на до доске.

Как вы понимаете, что такое каллиграфия? (Каллиграфия – искусство красивого письма).

А что значит «записать каллиграфически»? (записать красиво, правильно писать все элементы букв и их соединения)

Пишите аккуратно, в конце урока я соберу тетради, чтобы выставить вам оценку за работу.

Выпишите каллиграфически 2 слова, которые состоят из 4 слогов и являются прилагательными в форме женского рода (солнечная, морозная, весеннее).

Следующее задание: составьте устно предложения с записанными вами слова.

Зимняя, солнечная, белое, синее, морозная, снежное, ранняя, весеннее.

Одного ученика вызываю к доске.

Проверка работы ученика классом, правильно ли написаны элементы букв и соединения.

Обратить внимание на посадку учеников.

Одного ученика вызываю к доске.

Проверка работы ученика классом, правильно ли написаны элементы букв и соединения.

Спросить 2-3 учеников, какие предложения они придумали.

Сообщение темы

Прочитайте слова ещё раз. Что объединяет их?

Вспомогательные вопросы:

-)поставьте ударение в этих словах (ударение не падает на окончание)

-)определите род имен прилагательных (женский и средний род)

Посмотрите на задания, выполненные в тетради. Как вы думаете, какой будет тема урока? (безударные окончания имен прилагательных женского и среднего рода в Именительном падеже)

Почему эту тему необходимо обсуждать? (Чтобы знать, как правильно писать окончания)

Словарная работа

Запишите с красной строки словарные слова: аллея, библиотека, коллектив, пассажир, хозяйство, шоссе, самолёт, жилище, электростанция.

Слова какой части речи мы записали? (имена существительные)

Как их можно сгруппировать? (разделить на 3 группы: женского, мужского и среднего рода)

Выберите из записанных слов одно существительное женского рода и одно – среднего рода, подберите к ним прилагательные и запишите словосочетания в тетрадь. (липовая аллея, широкая аллея; старинная библиотека, большая библиотека; сельское хозяйство, народное хозяйство; широкое шоссе, длинное шоссе; уютное жилище, красивое жилище; новая электростанция, передвижная электростанция)

В каждом имени прилагательном поставьте ударение и выделите окончание. Что вы заметили? (большинство окончаний безударные)

Определите род имён прилагательных. Почему вы так решили? (Род такой же, как и у имени существительного, с которым оно связано; особое окончание)

Вспомните, как определить падеж имени прилагательного? (по имени существительному, с которым оно связано). В составленных словосочетаниях определите падеж имён прилагательных, подпишите его сверху над именем прилагательным.

Два ученика пишут слова на разворотах доски, затем их записи сравниваются.

Основная часть

Как проверить безударное окончание? (по вопросу; подобрать имя прилагательное того же рода, числа и падежа с ударным окончанием)

В зависимости от чего мы будем писать окончания –ая, -яя или –ое, -ее? (В зависимости от рода прилагательного)

В какой форме имени прилагательного пишутся окончания –ая, -яя? (в именах прилагательных женского рода в именительном падеже)

А окончания –ое, -ее? (в именах прилагательных среднего рода в именительном падеже)

Как узнать, какое окончание надо писать: -ая или –яя, -ое или –ее? (в зависимости от того, на какой согласный оканчивается основа слова)

Если нет ответа: выделите в каждом имени прилагательном окончание и основу. Посмотрите, на какой согласный звук оканчивается основа.

В каких случаях надо писать окончание –ая и –ое? (Если основа оканчивается на твёрдый согласный)

А окончания –яя и –ее? (Если основа оканчивается на твёрдый согласный)

Молодцы!

На основе уже записанных словосочетаний.

Открыли учебники на странице 24, упражнение 324.

Прочитайте задание.

Прочитайте словосочетания, которые записаны в первых двух строчках упражнения.

Как можно разделить словосочетания? (на два столбика: словосочетания с именами прилагательными женского и среднего рода)

Запишите словосочетания в 2 столбика. Постарайтесь сделать это аккуратно, чтобы два словосочетания поместились на одной строке.

С одним из словосочетаний устно составьте предложение.

Индивидуальные задания для некоторых учеников.

Спросить 2-3 учеников, какие предложения они придумали.

После проверки задания дать общую оценку.

Следующее упражнение номер 322.

Прочитайте задание.
Прочитайте эти предложения и подумайте, можно ли эти предложения назвать текстом? (да)

Почему?

Что такое текст? (два или несколько предложений, связанных по смыслу)

Чего не хватает этому тексту? (Заголовка)

Как его можно озаглавить? («Зима», «Зимушка-зима», «Зимнее утро»)

Встретились ли вам в тексте незнакомые слова?

Что означает слово «заискрилась»? (засверкала искрами)

Какие слова в предложениях надо выделить голосом, чтобы текст можно было прочитать выразительно? (весёлое, зимнее, заискрилась, ожила, весёлая)

Посмотрите ещё раз на предложения. Что вы заметили? (однородные сказуемые)


Правильно. Значит при чтении нельзя забывать об интонации перечисления.

Какое чувство надо передать в своём чтении? (восторг, любовь к природе)

Теперь прочитайте текст выразительно.

Какое задание нам необходимо сделать с этим текстом? (Списать первое предложение, подчеркнуть подлежащее и сказуемое, выписать словосочетания с прилагательными, указать род и падеж прилагательных; то же самое сделать с остальными)

Образец ответа ученика: что? «Солнышко», это подлежащее, подчеркиваю одной чертой. «Солнышко» что сделало «взошло», это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Выписываем словосочетание «весёлое зимнее солнышко». Имя существительное «солнышко» среднего рода, именительного падежа, значит имя прилагательное «весёлое» среднего рода именительного падежа, окончание –ое, и имя прилагательное «зимнее» тоже среднего рода именительного падежа, окончание –ее.

Читают два ученика, затем чтение сравнивается

Каждое

предложение выполняется учеником на доске.

+индивидуальные задания для некоторых учеников.

Домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание – упражнение 325. Прочитайте задание упражнения. Что надо сделать?
Составьте устно первое предложение.

Подведение итогов

Назовите тему нашего урока (Безударные окончания имен прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже)

Какие окончания пишутся в безударных окончаниях имен прилагательных женского рода Именительного падежа? (-ая, -яя)

Какие окончания пишутся в безударных окончаниях имен прилагательных среднего рода Именительного падежа? (-ое, -ее)


От чего зависит выбор окончания –ая или –яя, –ое или –ее? (От мягкости/твердости согласного, на который оканчивается основа)

Молодцы!

Сдаём тетради на проверку.

Спасибо за работу!

Подпись методиста:__________________________/Рекша Г.А./

Подпись учителя:______________________/Павлюченко О.Н./


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40693. Управление персоналом предприятия 27 KB
  Управление персоналом предприятия. Управление персоналом организации или менеджмент персонала – целенаправленная деятельность руководящего состава организации специалистов подразделений системы управления персоналом включая разработку концепции и стратегий кадровой политики принципов и методов управления персоналом. Управление персоналом представляет собой часть менеджмента связанную с трудовыми ресурсами предприятия. Управление персоналом это разработка и реализация кадровой политики включающей: планирование наем и размещение рабочей...
40694. Предпринимательские риски, их оценка и пути снижения 32.5 KB
  Внешние факторы влияющие на уровень предпринимательского риска подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска но способствуют его изменению. Каждая предпринимательская фирма имеет собственные предпочтения деятельности направленно связанные с риском и на основе...
40695. Конкурентоспособность в предпринимательстве и пути ее повышения 30.5 KB
  Все факторы конкурентоспособности предприятия М. Вопервых факторы конкурентоспособности предприятия делятся на: основные; развитые. Основные факторы – это природные ресурсы климатические условия географическое положение страны неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. Развитые факторы – современная инфраструктура обмена информацией высококвалифицированные кадры использование высокотехнологичных производств.
40696. Структура и сегментирование рынков в маркетинге 30.5 KB
  Углубленное исследование рынка предполагает необходимость ее рассмотрения как дефиринцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации. Рыночная сегментация представляет собой с одной стороны метод для нахождения частей рынка и определения объектов на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия. Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды...
40697. Маркетинг: принципы и методы маркетинговых исследований 31.5 KB
  Маркетинговые исследования занимают обычно срединное положение между осознанием необходимости какоголибо решения и его принятием. Принципиальной особенностью маркетингового исследования отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. В итоге маркетинговые исследования призваны обосновать вид и долю товара фирмы который она намерена представить на определённом рынке. Принцип точности означает четкость постановки...
40698. Товарная политика фирмы и методы ее формирования 32 KB
  Товарная политика это разработка частных стратегий по оценке номенклатуры выпускаемой продукции и движения ее до потребителей соответствующих рынков. Товарная политика – составная часть перспективного плана развития производства включающая предварительный выбор номенклатуры продукции некоторые из которых в дальнейшем будут включены в производственный портфель. Разработка товарной политики предусматривает: комплексный анализ возможностей действующих рынков с позиции обеспечения успешной реализации планируемой номенклатуры продукции т....
40699. Диагностика банкротства предприятия 32 KB
  Диагностика банкротства предприятия. Определение банкротства дается в ст. Наличие признаков банкротства: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей если соответствующие обязательства и или обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты когда они должны были быть исполнены. Одним из методов диагностики вероятности банкротства может быть использован многокритериальный подход.
40700. Методы разработки, обоснования и принятия УР на предприятии 28 KB
  Конечная цель системы менеджмента увеличение массы прибыли за счет повышения конкурентоспособности товара расширения рынка его сбыта и обеспечения устойчивости работы фирмы. Другими словами улучшения финансового состояния фирмы можно достигнуть за счет повышения качества товара чем выше качество тем выше цена реализации политики ресурсосбережения увеличения программы выпуска конкурентоспособного товара организационнотехнического и социального развития фирмы. Любые мероприятия по улучшению этих сторон деятельности отражаются на...
40701. Экономические методы управления 32 KB
  Экономические методы управления. Методы управления совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления посредством своей дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели. Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.