61740

Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: научить различать окончания имён прилагательных женского и среднего рода. Вспомните какую тему вы изучали на предыдущих уроках имя прилагательное Что такое имя прилагательное часть речи которая обозначает признак предмета...

Русский

2014-06-01

43.4 KB

7 чел.

Конспект урока.

Дисциплина: русский язык.

Тема: «Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже».

Учитель: Павлюченко Ольга Николаевна.

Класс: 4Б.

Цель: научить различать окончания имён прилагательных женского и среднего рода.

Задачи:

  1.  Образовательная – закрепить знания об имени прилагательном;
  2.  Развивающая – развивать самостоятельность учащихся, способность контроля и самоконтроля;
  3.  Воспитательная – воспитывать любовь к зимней природе.

Оборудование: учебник «Русский язык», 4 класс, 2 часть, автор Рамзаева Т.Г.; карточки с дополнительными упражнениями, карта-схема, карточки со словами.

Эскиз оформления доски:

Зимняя

солнечная

белое

синее

морозная

снежное

ранняя

весеннее

Классная работа.

К

29 января.

К

Ход урока:

Этапы урока

Содержание этапа

Примечания

Организационный момент   

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нина Евгеньевна.

Физкультминутка

Прежде чем начать урок, нам с вами нужно окончательно проснуться.

Выполним с вами несколько упражнений.

Для начала мы с вами попрыгаем, но не совсем обычно. 4 раза мы прыгаем на двух ногах, а затем делаем 4 шага на месте.

Следующее упражнение: на счёт «раз» присядаем, на счёт «два» - исходное положение, на счёт «три» садимся за парты и на счёт «четыре» кладём ручки на парту. Слушайте внимательно счёт.

Выпрямили спинки, пальцы сцеплены в «замок». На счёт «раз» поднимаем руки вверх и тянем их за спину, «замок» при этом не расцепляем. На счёт «два» возвращаем руки обратно на парту.

Молодцы!

Актуализация знаний

Теперь мы можем приступать к работе.

Вспомните, какую тему вы изучали на предыдущих уроках? (имя прилагательное)

Что такое имя прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета)

Как изменяется имя прилагательное? (по числам, родам и падежам)

С какой частью речи связано имя прилагательное? (имя существительное)

Докажите свою точку зрения (потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак; от рода, числа и падежа имени прилагательного зависит род, число и падеж имени существительного).

Минутка чистописания

А сейчас – минутка чистописания.

Откройте тетради.

 

Скажите, какое сегодня число? (29 января)

Запишите число, «классная работа».

Прочитайте слова, записанные на доске. Вам нужно будет каллиграфически по порядку записать их окончания. Между буквами надо вставить один из элементов, написанный на до доске.

Как вы понимаете, что такое каллиграфия? (Каллиграфия – искусство красивого письма).

А что значит «записать каллиграфически»? (записать красиво, правильно писать все элементы букв и их соединения)

Пишите аккуратно, в конце урока я соберу тетради, чтобы выставить вам оценку за работу.

Выпишите каллиграфически 2 слова, которые состоят из 4 слогов и являются прилагательными в форме женского рода (солнечная, морозная, весеннее).

Следующее задание: составьте устно предложения с записанными вами слова.

Зимняя, солнечная, белое, синее, морозная, снежное, ранняя, весеннее.

Одного ученика вызываю к доске.

Проверка работы ученика классом, правильно ли написаны элементы букв и соединения.

Обратить внимание на посадку учеников.

Одного ученика вызываю к доске.

Проверка работы ученика классом, правильно ли написаны элементы букв и соединения.

Спросить 2-3 учеников, какие предложения они придумали.

Сообщение темы

Прочитайте слова ещё раз. Что объединяет их?

Вспомогательные вопросы:

-)поставьте ударение в этих словах (ударение не падает на окончание)

-)определите род имен прилагательных (женский и средний род)

Посмотрите на задания, выполненные в тетради. Как вы думаете, какой будет тема урока? (безударные окончания имен прилагательных женского и среднего рода в Именительном падеже)

Почему эту тему необходимо обсуждать? (Чтобы знать, как правильно писать окончания)

Словарная работа

Запишите с красной строки словарные слова: аллея, библиотека, коллектив, пассажир, хозяйство, шоссе, самолёт, жилище, электростанция.

Слова какой части речи мы записали? (имена существительные)

Как их можно сгруппировать? (разделить на 3 группы: женского, мужского и среднего рода)

Выберите из записанных слов одно существительное женского рода и одно – среднего рода, подберите к ним прилагательные и запишите словосочетания в тетрадь. (липовая аллея, широкая аллея; старинная библиотека, большая библиотека; сельское хозяйство, народное хозяйство; широкое шоссе, длинное шоссе; уютное жилище, красивое жилище; новая электростанция, передвижная электростанция)

В каждом имени прилагательном поставьте ударение и выделите окончание. Что вы заметили? (большинство окончаний безударные)

Определите род имён прилагательных. Почему вы так решили? (Род такой же, как и у имени существительного, с которым оно связано; особое окончание)

Вспомните, как определить падеж имени прилагательного? (по имени существительному, с которым оно связано). В составленных словосочетаниях определите падеж имён прилагательных, подпишите его сверху над именем прилагательным.

Два ученика пишут слова на разворотах доски, затем их записи сравниваются.

Основная часть

Как проверить безударное окончание? (по вопросу; подобрать имя прилагательное того же рода, числа и падежа с ударным окончанием)

В зависимости от чего мы будем писать окончания –ая, -яя или –ое, -ее? (В зависимости от рода прилагательного)

В какой форме имени прилагательного пишутся окончания –ая, -яя? (в именах прилагательных женского рода в именительном падеже)

А окончания –ое, -ее? (в именах прилагательных среднего рода в именительном падеже)

Как узнать, какое окончание надо писать: -ая или –яя, -ое или –ее? (в зависимости от того, на какой согласный оканчивается основа слова)

Если нет ответа: выделите в каждом имени прилагательном окончание и основу. Посмотрите, на какой согласный звук оканчивается основа.

В каких случаях надо писать окончание –ая и –ое? (Если основа оканчивается на твёрдый согласный)

А окончания –яя и –ее? (Если основа оканчивается на твёрдый согласный)

Молодцы!

На основе уже записанных словосочетаний.

Открыли учебники на странице 24, упражнение 324.

Прочитайте задание.

Прочитайте словосочетания, которые записаны в первых двух строчках упражнения.

Как можно разделить словосочетания? (на два столбика: словосочетания с именами прилагательными женского и среднего рода)

Запишите словосочетания в 2 столбика. Постарайтесь сделать это аккуратно, чтобы два словосочетания поместились на одной строке.

С одним из словосочетаний устно составьте предложение.

Индивидуальные задания для некоторых учеников.

Спросить 2-3 учеников, какие предложения они придумали.

После проверки задания дать общую оценку.

Следующее упражнение номер 322.

Прочитайте задание.
Прочитайте эти предложения и подумайте, можно ли эти предложения назвать текстом? (да)

Почему?

Что такое текст? (два или несколько предложений, связанных по смыслу)

Чего не хватает этому тексту? (Заголовка)

Как его можно озаглавить? («Зима», «Зимушка-зима», «Зимнее утро»)

Встретились ли вам в тексте незнакомые слова?

Что означает слово «заискрилась»? (засверкала искрами)

Какие слова в предложениях надо выделить голосом, чтобы текст можно было прочитать выразительно? (весёлое, зимнее, заискрилась, ожила, весёлая)

Посмотрите ещё раз на предложения. Что вы заметили? (однородные сказуемые)


Правильно. Значит при чтении нельзя забывать об интонации перечисления.

Какое чувство надо передать в своём чтении? (восторг, любовь к природе)

Теперь прочитайте текст выразительно.

Какое задание нам необходимо сделать с этим текстом? (Списать первое предложение, подчеркнуть подлежащее и сказуемое, выписать словосочетания с прилагательными, указать род и падеж прилагательных; то же самое сделать с остальными)

Образец ответа ученика: что? «Солнышко», это подлежащее, подчеркиваю одной чертой. «Солнышко» что сделало «взошло», это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Выписываем словосочетание «весёлое зимнее солнышко». Имя существительное «солнышко» среднего рода, именительного падежа, значит имя прилагательное «весёлое» среднего рода именительного падежа, окончание –ое, и имя прилагательное «зимнее» тоже среднего рода именительного падежа, окончание –ее.

Читают два ученика, затем чтение сравнивается

Каждое

предложение выполняется учеником на доске.

+индивидуальные задания для некоторых учеников.

Домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание – упражнение 325. Прочитайте задание упражнения. Что надо сделать?
Составьте устно первое предложение.

Подведение итогов

Назовите тему нашего урока (Безударные окончания имен прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже)

Какие окончания пишутся в безударных окончаниях имен прилагательных женского рода Именительного падежа? (-ая, -яя)

Какие окончания пишутся в безударных окончаниях имен прилагательных среднего рода Именительного падежа? (-ое, -ее)


От чего зависит выбор окончания –ая или –яя, –ое или –ее? (От мягкости/твердости согласного, на который оканчивается основа)

Молодцы!

Сдаём тетради на проверку.

Спасибо за работу!

Подпись методиста:__________________________/Рекша Г.А./

Подпись учителя:______________________/Павлюченко О.Н./


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44949. Работа с EEPROM памятью данных 61.93 KB
  Поставим перед собой достаточно простую и конкретную задачу (что-то типа задания на первоначальную разработку). Допустим, что в ходе исполнения программы нужно изменить (модифицировать) содержимое пяти ячеек EEPROM памяти, начиная с адреса 7. Для простоты модификации (и для обеспечения наглядности наблюдения за происходящими в EEPROM памяти изменениями) к первому числу (по адресу 7) необходимо добавить 1...
44950. Однокристальные микроконтроллеры серии PIC 231 KB
  Микроконтроллеры семейств PIC (Peripheral Interface Controller) компании Microchip, обладающие особой популярностью, построены на основе передовых технологий микроконтроллеров. Им свойственны следующие особенности: электрически программируемые пользователем ППЗУ, минимальное энергопотребление, высокая производительность, хорошо развитая RISC-архитектура
44952. Автоколебательный мультивибратор 33.87 KB
  Проанализируем нашу программу, реализующую функцию автоколебательного мультивибратора, с одним выходом. Форма сигнала меандр (скважность, т.е. отношение периода к длительности импульса – 2). Под этот выход можно назначить любой из выводов порта А или В...
44953. Устройство формирования сигнала тонального вызова 87.52 KB
  Полупериоды формируем используя закольцовку рабочей точки программы в подпрограммах задержки по аналогии с программой Multi. К моменту начала составления текста программы желательно определиться с как можно большим количеством исходных данных. Так как программа должна исполняться непрерывно то в случае нахождения устройства в режиме ожидания включения на передачу рабочая точка программы должна закольцеваться до последующего нажатия на кнопку в какой-нибудь подпрограмме. Часто такого рода закольцовки осуществляют в...
44954. Сканирование с прерыванием 110.21 KB
  Определимся с терминологией применяемой при описании программы работы устройства. Для удобства объяснения и восприятия целесообразно разделить рабочую часть программы на две части. Условимся называть группу команд в которой осуществляется сканирование каналов на наличие сигнала прерывания âосновным теломâ программы а часть которая отрабатывается после ухода в прерывание как подпрограмму прерывания. Следовательно речь идет о необходимости âуходаâ рабочей точки программы на время наличия сигнала прерывания в подпрограмму...
44956. Индивидуальные и общественные потребности 35 KB
  Индивидуальные и общественные потребности Общество состоит из индивидов имеющих свои биологические особенности состояние здоровья особенности физиологических процессов в организме различия в строении и функционировании нервной системы которые определяют природные задатки человека. В простейшем случае общественные потребности представляют собой просто сумму потребностей индивидуальных. В более сложных случаях общественные потребности выходят за пределы индивидуальных и не сводятся к их сумме. Томас Гоббс считал что государство необходимо...
44957. Потребности в общении, самореализации, собственности и статусе. Смысл богатства 35.5 KB
  Любой человек будет испытывать дискомфорт когда блокирована его потребность в Познании например когда долгое время нет доступа к новой информации.Потребность в общении Человек испытывает потребность поделиться е другими своими мыслями и чувствами читать газеты книги и журналы смотреть кинофильмы в спектакли слушать музыку и т. Следует особо выделить такую духовную потребность как потребность в общении с другими людьми. Возникшая на заре человеческого общества потребность в общении породившая язык как средство общения была наряду с...