61754

Произношение и правописание слов с сочетаниями жи, ши

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели и задачи: а обучающая: уточнить представление учащихся о звуках ж ш как твёрдых и развивать умения писать сочетания жи ши; обогащать словарный запас: б способствовать развитию речи...

Русский

2014-06-01

22.15 KB

1 чел.

Конспект урока:" Слова с сочетанием жи-ши".

Тема: Произношение и правописание слов с сочетаниями жи, ши.

Цели и задачи:

а) обучающая: уточнить представление учащихся о звуках  ж, ш, как твёрдых и развивать умения писать сочетания жи, ши; обогащать словарный запас:

б) способствовать развитию речи; развивать орфографическую зоркость, фонематический слух:

в) воспитывать бережное отношение к русскому языку; использовать возможность ситуации успеха для развития положительных эмоций.

Тип урока: урок усвоения знаний.

Средства наглядности: презентация с заданиями, карточки с индивидуальными заданиями.

                                                         Ход урока. 
 I. Организационный момент. 
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок русского языка буду проводить я. Меня    

     зовут Олеся Михайловна.

II. Подготовка к уроку.
Нам сегодня понадобиться книга, тетрадь и ручка.

    Шишки, ёжики, ужи,

    Чижи, стрижи, камыши.

    Жирафы и мыши.

Чем похожи эти слова?

Какие слоги вы в них слышите?

Найдите одинаковый звук в словах?

Напишите эти слова в тетрадь. В каждом слове подчеркните сочетание жи или ши. 

 III.Сообщение темы, цели урока.

Как вы думаете, о каких сочетаниях мы будем говорить сегодня на уроке?

Поставьте перед собой цель: как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?

IV.Объяснение нового материала.

Почему в сочетаниях жи, ши пишется буква и, а не ы?

Запомните: звуки [ж], [ш] всегда твёрдые. Это и создаёт трудность в обозначении на письме гласных после букв ж, ш. После твёрдых шипящих согласных  звуков мы слышим гласный [ы], а пишем букву и. Почему так происходит? Так договорились люди между собой. Когда – то очень давно звуки [ж], [ш] в нашем языке были мягкими, и с тех пор осталось правило,  которое вы выучите самостоятельно.   

Сейчас не покидая нашего класса, мы отправимся в путешествие  на лесную поляну,          под названием: "Слова с сочетаниями жи-ши". Поляна покрыта множеством таинственных чёрточек, точек, запятых. Значит, были тут разные лесные жители, которые приготовили для нас задания.

Посмотрите, ребята, какое интересное задание оставили для нас лесные жители.(сл. 2)                                                          

В этом задании вы должны правильно поставить сочетания. Давайте попробуем вместе.

А теперь посмотрите на следующее задание, здесь вы должны найти лишние слова,   

    которые не относятся к нашей сегодняшней теме. (слайд 3)

А сейчас откройте книжки на страницу 50. Давайте прочитаем слова в столбиках, а   

    сейчас все вместе будем делить их на слоги. А теперь прочитайте текст в полголоса.

Как звали мальчика?

Как звали девочку?

У кого был кубик?

У кого был кран?

Что они построили?

Почему в слове малыши ши выделено синим цветом?

Почему слово малыши начинается с большой буквы?

Почему Маша и Гриша пишутся с большой буквы?

Почему они пишется с большой буквы?

Почему дома буква о выделена синим цветом?

А теперь посмотрите на следующую страницу, давайте прочитаем слова в столбиках, а   

    сейчас все вместе будем делить их на слоги. А теперь прочитайте текст в полголоса.

Откуда вышла мама?

Что она спросила у малышей?

О чём она сообщила малышам?

Что сделали малыши?

Почему слово скоро начинается с большой буквы?

Почему в слове скоро буква о выделена синим цветом?

Почему в слове ужин жи выделено синим цветом?

Почему в слове спросила буква о выделена синим цветом?

Почему в слове быстро буква о выделена синим цветом?

Почему в слове помыли буква о выделено синим цветом?

Молодцы, ребята,  а сейчас давайте поиграем.

V.Физминутка.

Была тишина. Была тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! (Дети

   хлопают в ладоши.)

И вот уже дождик – тихонько, ты слышишь? (Дети хлопают тихонько в

    ладоши.)

Закапал, закапал, закапал по крыше. (Дети тихонько стучат пальчиками по  

    парте.)

Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит!   

 (Дети начинают хлопать в ладоши, сначала громко ,потом всё тише и тише.)

Кто услышал слова с сочетанием ши? (Запишем эти слова в тетрадь.)

– Правильно запишите сочетания жи и ши.

Снежинка, кувшин, ежи, машина, шишка, карандаши, лыжи.

VI. Заключительная часть.
– Вот и выполнили мы все задания зверей, которые побывали на нашей

  поляне. У них для вас маленький секрет, но сейчас вы должны вспомнить

  чему учились на уроке, какое правило необходимо запомнить. Давайте его

  повторим ещё раз. 

В сочетаниях ЖИ-ШИ
        только И всегда пиши!

                                      Например: ЖИЗНЬ, КАМЫШИ

             Лыжи, мыши и ужи,

             Шины, ёжики, чижи.

           ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

          С буквой И всегда пиши.

           Чижи, ужи, ежи, стрижи,

          Жирафы, мыши и моржи,

        Шиповник, шины, камыши,

            Машины и карандаши.

          Все сочетания ЖИ – ШИ

      Ты только с буквой И пиши!

Молодцы! Надеюсь, это правило вы никогда не забудете, и не будете

  допускать ошибки в подобных словах.

VII.Итог урока. 
 Ребята, на этом наше путешествие подходит к концу.

– Что на уроке было самым интересным?

– Что на уроке показалось вам самым трудным?

– Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу  

  на уроке.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50551. Исследование изобарного процесса 97.5 KB
  Изучение характеристик процесса изобарного расширения воздуха. Если воздух используемый в качестве рабочего тела находится при малом давлении его можно рассматривать как идеальный газ состояние которого описывается уравнением Клапейрона-Менделеева а если относительные изменения параметров Δφ φ в процессах невелики то такие процессы являются квазиравновесными. Уравнение...
50552. Исследование изотермического процесса 113 KB
  В данной лабораторной работе осуществляется подвод тепла к воздуху при практически атмосферном давлении благодаря чему воздух может рассматриваться как идеальный газ а малые изменения параметров делают процесс квазиравновесным. Описание лабораторной установки. Схема лабораторной установки приведена на рис. Схема лабораторной установки.
50553. Исследование изохорного процесса 122.5 KB
  Изучение характеристик изохорного процесса при подводе тепла к газу. Уравнение процесса имеет вид: или Регистрируя изменение давление и температуры в ходе процесса можно построить его кривую в координатах Р Т а также определить константу и построить расчетную кривую. По результатам опыта строится кривая процесса в координатах Р Т.
50555. Инструкция по работе с программой RASTR 121 KB
  Для перемещения по меню используйте: а клавиши перемещения курсора ENTER – для входа в выбранную команду ESC – для выхода. б функциональные клавиши – нажатие клавиши lt одновременно с выделенной цветом буквой горизонтального меню приводит к попаданию в это меню где бы Вы ни находились. Нажатие выделенной цветом буквы вертикального меню приводит к началу выполнения этой команды используйте клавиши на которые нанесены русские буквы независимо от регистра.
50558. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ 55.5 KB
  Информационные системы организационного управления Информационная система комплекс включающий вычислительное и коммуникационное оборудование программное обеспечение лингвистические средства и информационные ресурсы а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей Система целое составленное из частей множество элементов находящихся в отношениях и связях друг с другом которое образует определенную...