61754

Произношение и правописание слов с сочетаниями жи, ши

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели и задачи: а обучающая: уточнить представление учащихся о звуках ж ш как твёрдых и развивать умения писать сочетания жи ши; обогащать словарный запас: б способствовать развитию речи...

Русский

2014-06-01

22.15 KB

1 чел.

Конспект урока:" Слова с сочетанием жи-ши".

Тема: Произношение и правописание слов с сочетаниями жи, ши.

Цели и задачи:

а) обучающая: уточнить представление учащихся о звуках  ж, ш, как твёрдых и развивать умения писать сочетания жи, ши; обогащать словарный запас:

б) способствовать развитию речи; развивать орфографическую зоркость, фонематический слух:

в) воспитывать бережное отношение к русскому языку; использовать возможность ситуации успеха для развития положительных эмоций.

Тип урока: урок усвоения знаний.

Средства наглядности: презентация с заданиями, карточки с индивидуальными заданиями.

                                                         Ход урока. 
 I. Организационный момент. 
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок русского языка буду проводить я. Меня    

     зовут Олеся Михайловна.

II. Подготовка к уроку.
Нам сегодня понадобиться книга, тетрадь и ручка.

    Шишки, ёжики, ужи,

    Чижи, стрижи, камыши.

    Жирафы и мыши.

Чем похожи эти слова?

Какие слоги вы в них слышите?

Найдите одинаковый звук в словах?

Напишите эти слова в тетрадь. В каждом слове подчеркните сочетание жи или ши. 

 III.Сообщение темы, цели урока.

Как вы думаете, о каких сочетаниях мы будем говорить сегодня на уроке?

Поставьте перед собой цель: как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?

IV.Объяснение нового материала.

Почему в сочетаниях жи, ши пишется буква и, а не ы?

Запомните: звуки [ж], [ш] всегда твёрдые. Это и создаёт трудность в обозначении на письме гласных после букв ж, ш. После твёрдых шипящих согласных  звуков мы слышим гласный [ы], а пишем букву и. Почему так происходит? Так договорились люди между собой. Когда – то очень давно звуки [ж], [ш] в нашем языке были мягкими, и с тех пор осталось правило,  которое вы выучите самостоятельно.   

Сейчас не покидая нашего класса, мы отправимся в путешествие  на лесную поляну,          под названием: "Слова с сочетаниями жи-ши". Поляна покрыта множеством таинственных чёрточек, точек, запятых. Значит, были тут разные лесные жители, которые приготовили для нас задания.

Посмотрите, ребята, какое интересное задание оставили для нас лесные жители.(сл. 2)                                                          

В этом задании вы должны правильно поставить сочетания. Давайте попробуем вместе.

А теперь посмотрите на следующее задание, здесь вы должны найти лишние слова,   

    которые не относятся к нашей сегодняшней теме. (слайд 3)

А сейчас откройте книжки на страницу 50. Давайте прочитаем слова в столбиках, а   

    сейчас все вместе будем делить их на слоги. А теперь прочитайте текст в полголоса.

Как звали мальчика?

Как звали девочку?

У кого был кубик?

У кого был кран?

Что они построили?

Почему в слове малыши ши выделено синим цветом?

Почему слово малыши начинается с большой буквы?

Почему Маша и Гриша пишутся с большой буквы?

Почему они пишется с большой буквы?

Почему дома буква о выделена синим цветом?

А теперь посмотрите на следующую страницу, давайте прочитаем слова в столбиках, а   

    сейчас все вместе будем делить их на слоги. А теперь прочитайте текст в полголоса.

Откуда вышла мама?

Что она спросила у малышей?

О чём она сообщила малышам?

Что сделали малыши?

Почему слово скоро начинается с большой буквы?

Почему в слове скоро буква о выделена синим цветом?

Почему в слове ужин жи выделено синим цветом?

Почему в слове спросила буква о выделена синим цветом?

Почему в слове быстро буква о выделена синим цветом?

Почему в слове помыли буква о выделено синим цветом?

Молодцы, ребята,  а сейчас давайте поиграем.

V.Физминутка.

Была тишина. Была тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! (Дети

   хлопают в ладоши.)

И вот уже дождик – тихонько, ты слышишь? (Дети хлопают тихонько в

    ладоши.)

Закапал, закапал, закапал по крыше. (Дети тихонько стучат пальчиками по  

    парте.)

Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит!   

 (Дети начинают хлопать в ладоши, сначала громко ,потом всё тише и тише.)

Кто услышал слова с сочетанием ши? (Запишем эти слова в тетрадь.)

– Правильно запишите сочетания жи и ши.

Снежинка, кувшин, ежи, машина, шишка, карандаши, лыжи.

VI. Заключительная часть.
– Вот и выполнили мы все задания зверей, которые побывали на нашей

  поляне. У них для вас маленький секрет, но сейчас вы должны вспомнить

  чему учились на уроке, какое правило необходимо запомнить. Давайте его

  повторим ещё раз. 

В сочетаниях ЖИ-ШИ
        только И всегда пиши!

                                      Например: ЖИЗНЬ, КАМЫШИ

             Лыжи, мыши и ужи,

             Шины, ёжики, чижи.

           ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

          С буквой И всегда пиши.

           Чижи, ужи, ежи, стрижи,

          Жирафы, мыши и моржи,

        Шиповник, шины, камыши,

            Машины и карандаши.

          Все сочетания ЖИ – ШИ

      Ты только с буквой И пиши!

Молодцы! Надеюсь, это правило вы никогда не забудете, и не будете

  допускать ошибки в подобных словах.

VII.Итог урока. 
 Ребята, на этом наше путешествие подходит к концу.

– Что на уроке было самым интересным?

– Что на уроке показалось вам самым трудным?

– Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу  

  на уроке.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40359. Депрессивный и маниакальный синдромы в анамнезе 41.5 KB
  В это время дома был сын тогда ему было 12 лет. За это время со слов родственников сын старшая сестра неоднократно были эпизоды повышенной активности интенсивной деятельности освоения новой профессии бухгалтерский учет спонтанного ухода с прежнего места работы поиска новой. Последнее время чувствовала себя очень хорошо была полна сил энергией и множеством идей. Последнее время находясь на пенсии работала дизайнером штор но поссорилась с коллективом и уволилась.
40360. Математическая модель узла абсорбции оксидов азота водой в производстве разбавленной азотной кислоты 6.14 MB
  Для реализации данной задачи инженер должен решить две основные задачи: проектирование и создание новых высокоэффективных технологических процессов либо эксплуатация уже существующих производств, их интенсификация и повышение эффективности их функционирования.
40361. Трудовая экспертиза 55 KB
  При стойком снижении или утрате трудоспособности больному определяется одна из трех групп инвалидности. Правительством РФ было принято специальное положение вменявшее решение вопросов инвалидности созданным на основе прежних ВТЭК Бюро медикосоциальной экспертизы МСЭК2. Вновь разработанные критерии определения инвалидности в отличие от прежних ориентированных преимущественно на трудоспособность больного основываются на трех основных признаках: 1 нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма обусловленное заболеванием...
40362. Невроз, депрессивно-фобическая форма 35 KB
  Панические атаки неожиданно возникающий и быстро в течение нескольких минут нарастающий симптомокомплекс вегетативных расстройств синдром Da Costa сердцебиение стеснение в груди ощущение удушья нехватки воздуха потливость головокружение сочетающийся с ощущением надвигающейся смерти страхом потери сознания либо потери контроля над собой сумасшествия. Клинический диагноз: на основе характерного симптомокомплекса психопатолгических расстройств можно поставить диагноз невроз депрессивнофобическая форма. Дифференциальный...
40363. Личностные расстройства при стрессе 50 KB
  Клиническая типология ПТСР Удельный вес и значимость соотношения коморбидных симптомов и осевых симптомов ПТСР позволяет выделить несколько типов ПТСР что имеет практическую терапевтическую значимость. Тревожный тип ПТСР наблюдается у 32 больных характеризуется высоким уровнем соматической и психической немотивированной тревоги на гипотимноокрашенном аффективном фоне с переживанием не реже нескольких раз в сутки непроизвольных с оттенком навязчивости представлений отражающих психотравматическую...
40364. Шизофрения, параноидная форма, непрерывно-прогредиентное течение, парафренный синдром 55 KB
  Мышечная система: общее развитие умеренное болезненности при ощупывании нет тонус нормальный дрожания нет. СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ: Дыхание осуществляется через нос отделяемого из носа нет Грудная клетка обычной формы симметричная без видимых деформаций в акте дыхания участвует активно и симметрично тип дыхания смешанный ЧДД 18. СИСТЕМА ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ: В прекардиальной области и в области основания сердца деформаций нет. Аускультативно: тоны чистые ясные пульс симметричный на обеих руках равномерный умеренного...
40365. Классификация наркомании и токсикомании 52 KB
  Наркомания обусловленная злоупотреблением препаратами конопли Злоупотребление седативноснотворными средствами: наркомании вызванные снотворными; токсикомании обусловленные злоупотреблением транквилизаторами Злоупотребление психостимуляторами: амфетаминовая наркомания; злоупотребление кустарными препаратами эфедрина и эфедринсодержащих смесей; кокаиновая наркомания; злоупотребление кофеином. Полинаркомании осложненные наркомании политоксикомании. Клинические проявления и закономерности течения Основой формирования наркомании и...
40366. Нарушения эмоций, воли, внимания 41 KB
  Эмоции человек испытывает постоянно: он доволен или недоволен у него хорошее настроение или не очень хорошее. Эмоции пронизывают всю личность человека могут ускорять или замедлять мышление воздействуют на волевые процессы на всю саму в целом. Эмоции участвуют в патогенезе многих заболеваний; их трудно както квалифицировать можно лишь сравнивать у одного человека.
40367. Нарушение ощущения и восприятия 39.5 KB
  Психосенсорные расстройства встречаются при эпилепсии энцефалитах и опухолях мозга могут быть следствием органических поражений теменнозатылочиых отделов и области межуточного мозга К расстройствам восприятия относят иллюзии и галлюцинации. Галлюцинации сенсорное восприятие имеющее характер истинного восприятия но в отсутствие внешнего раздражения органов чувств. Галлюцинации классифицируют по органам чувств как слуховые наиболее часто встречаемые зрительные тактильные обонятельные. элементарные фотопсип элементарные зрительные...