61754

Произношение и правописание слов с сочетаниями жи, ши

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели и задачи: а обучающая: уточнить представление учащихся о звуках ж ш как твёрдых и развивать умения писать сочетания жи ши; обогащать словарный запас: б способствовать развитию речи...

Русский

2014-06-01

22.15 KB

1 чел.

Конспект урока:" Слова с сочетанием жи-ши".

Тема: Произношение и правописание слов с сочетаниями жи, ши.

Цели и задачи:

а) обучающая: уточнить представление учащихся о звуках  ж, ш, как твёрдых и развивать умения писать сочетания жи, ши; обогащать словарный запас:

б) способствовать развитию речи; развивать орфографическую зоркость, фонематический слух:

в) воспитывать бережное отношение к русскому языку; использовать возможность ситуации успеха для развития положительных эмоций.

Тип урока: урок усвоения знаний.

Средства наглядности: презентация с заданиями, карточки с индивидуальными заданиями.

                                                         Ход урока. 
 I. Организационный момент. 
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок русского языка буду проводить я. Меня    

     зовут Олеся Михайловна.

II. Подготовка к уроку.
Нам сегодня понадобиться книга, тетрадь и ручка.

    Шишки, ёжики, ужи,

    Чижи, стрижи, камыши.

    Жирафы и мыши.

Чем похожи эти слова?

Какие слоги вы в них слышите?

Найдите одинаковый звук в словах?

Напишите эти слова в тетрадь. В каждом слове подчеркните сочетание жи или ши. 

 III.Сообщение темы, цели урока.

Как вы думаете, о каких сочетаниях мы будем говорить сегодня на уроке?

Поставьте перед собой цель: как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?

IV.Объяснение нового материала.

Почему в сочетаниях жи, ши пишется буква и, а не ы?

Запомните: звуки [ж], [ш] всегда твёрдые. Это и создаёт трудность в обозначении на письме гласных после букв ж, ш. После твёрдых шипящих согласных  звуков мы слышим гласный [ы], а пишем букву и. Почему так происходит? Так договорились люди между собой. Когда – то очень давно звуки [ж], [ш] в нашем языке были мягкими, и с тех пор осталось правило,  которое вы выучите самостоятельно.   

Сейчас не покидая нашего класса, мы отправимся в путешествие  на лесную поляну,          под названием: "Слова с сочетаниями жи-ши". Поляна покрыта множеством таинственных чёрточек, точек, запятых. Значит, были тут разные лесные жители, которые приготовили для нас задания.

Посмотрите, ребята, какое интересное задание оставили для нас лесные жители.(сл. 2)                                                          

В этом задании вы должны правильно поставить сочетания. Давайте попробуем вместе.

А теперь посмотрите на следующее задание, здесь вы должны найти лишние слова,   

    которые не относятся к нашей сегодняшней теме. (слайд 3)

А сейчас откройте книжки на страницу 50. Давайте прочитаем слова в столбиках, а   

    сейчас все вместе будем делить их на слоги. А теперь прочитайте текст в полголоса.

Как звали мальчика?

Как звали девочку?

У кого был кубик?

У кого был кран?

Что они построили?

Почему в слове малыши ши выделено синим цветом?

Почему слово малыши начинается с большой буквы?

Почему Маша и Гриша пишутся с большой буквы?

Почему они пишется с большой буквы?

Почему дома буква о выделена синим цветом?

А теперь посмотрите на следующую страницу, давайте прочитаем слова в столбиках, а   

    сейчас все вместе будем делить их на слоги. А теперь прочитайте текст в полголоса.

Откуда вышла мама?

Что она спросила у малышей?

О чём она сообщила малышам?

Что сделали малыши?

Почему слово скоро начинается с большой буквы?

Почему в слове скоро буква о выделена синим цветом?

Почему в слове ужин жи выделено синим цветом?

Почему в слове спросила буква о выделена синим цветом?

Почему в слове быстро буква о выделена синим цветом?

Почему в слове помыли буква о выделено синим цветом?

Молодцы, ребята,  а сейчас давайте поиграем.

V.Физминутка.

Была тишина. Была тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! (Дети

   хлопают в ладоши.)

И вот уже дождик – тихонько, ты слышишь? (Дети хлопают тихонько в

    ладоши.)

Закапал, закапал, закапал по крыше. (Дети тихонько стучат пальчиками по  

    парте.)

Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит!   

 (Дети начинают хлопать в ладоши, сначала громко ,потом всё тише и тише.)

Кто услышал слова с сочетанием ши? (Запишем эти слова в тетрадь.)

– Правильно запишите сочетания жи и ши.

Снежинка, кувшин, ежи, машина, шишка, карандаши, лыжи.

VI. Заключительная часть.
– Вот и выполнили мы все задания зверей, которые побывали на нашей

  поляне. У них для вас маленький секрет, но сейчас вы должны вспомнить

  чему учились на уроке, какое правило необходимо запомнить. Давайте его

  повторим ещё раз. 

В сочетаниях ЖИ-ШИ
        только И всегда пиши!

                                      Например: ЖИЗНЬ, КАМЫШИ

             Лыжи, мыши и ужи,

             Шины, ёжики, чижи.

           ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

          С буквой И всегда пиши.

           Чижи, ужи, ежи, стрижи,

          Жирафы, мыши и моржи,

        Шиповник, шины, камыши,

            Машины и карандаши.

          Все сочетания ЖИ – ШИ

      Ты только с буквой И пиши!

Молодцы! Надеюсь, это правило вы никогда не забудете, и не будете

  допускать ошибки в подобных словах.

VII.Итог урока. 
 Ребята, на этом наше путешествие подходит к концу.

– Что на уроке было самым интересным?

– Что на уроке показалось вам самым трудным?

– Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу  

  на уроке.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18006. Банковский маркетинг 1.07 MB
  Изучение курса направлено на формирование у студентов знаний теоретических основ и практических навыков в области организации банковского маркетинга, усвоение его принципов в условиях развития рыночных отношений и российской банковской системы.
18007. Банковское дело. Опорный конспект лекций 691.5 KB
  Тишина В. Н. Банковское дело Опорный конспект лекций Оглавление [1] Введение [2] Лекция 1.Роль банков в накоплении и мобилизации ссудного капитала. Структура кредитной системы [3] Лекция 2. Коммерческий банк принципы деятель
18008. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО. Учебное пособие 707 KB
  Учебное пособие Елфимова Ирина Федоровна БАНКОВСКОЕ дело Введение Коммерческие банки это социальноэкономическая отрасль которая наиболее гибко реагирует на любые изменения как в экономической так и политической жизни общества и выполняет следующие со...
18009. КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ. Учебное пособие 546 KB
  И.Ф. Елфимова Кредитование предприятий ВВЕДЕНИЕ Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики неотъемлемым элементом экономического роста. Его используют как крупные предприятия и объединения так и малые производственные...
18010. БЕЗОПАСНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2.11 MB
  В.А. Гамза И. Б. Ткачук БЕЗОПАСНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЕ Возникновение в современной России коммерческих банков стало объективной необходимостью связанной с переходом отечественной экономики от
18011. Биржевая деятельность 714 KB
  1. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ 1.1. Понятие биржи. История возникновения. Мировые биржевые центры 1.2. Виды бирж. Биржевые товары 1.3. Характеристика биржевых сделок 1.1. Понятие биржи. История возникновения. Мировые биржевые центры Понятие биржи Товарные биржи представляющие
18012. Биржевая деятельность. Учебник 1.95 MB
  Биржевая деятельность ПОД РЕДАКЦИЕЙ ПРОФЕССОРА А.Г. ГРЯЗНОВОЙ ПРОФЕССОРА Р.В.КОРНЕЕВОЙ ПРОФЕССОРА В.А.ГАЛАНОВА Изложены основы биржевой деятельности. Обобщена практика yпpaвлeния биpжaми. Пoкaзaнa cпeцификa paбoты тoвapныx фoндoвыx и вaлютныx биpж. Paccмoтpeны виды биpжeвыx cдeлo
18013. Психология бизнеса. БИЗНЕС. Пособие для Гениев 1.65 MB
  Психология бизнеса БИЗНЕС. Пособие для Гениев. Юрий Мороз. Не было еще гения без некоторой доли безумия. Сенека. От автора Как это видимо обычно и бывает я пишу введение после того как книга закончена. Что же важного я хочу сообщить читателю Первое...
18014. Бизнес-статистика и прогнозирование 2.23 MB
  В.Г. Минашкин Н.А. Садовникова Р.А. Шмойлова Бизнесстатистика и прогнозирование СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ I. БИЗНЕССТАТИСТИКА..6 Глава 1. Предмет и метод статистики.6 Статистика как наука и отрасль практической д...