61754

Произношение и правописание слов с сочетаниями жи, ши

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели и задачи: а обучающая: уточнить представление учащихся о звуках ж ш как твёрдых и развивать умения писать сочетания жи ши; обогащать словарный запас: б способствовать развитию речи...

Русский

2014-06-01

22.15 KB

1 чел.

Конспект урока:" Слова с сочетанием жи-ши".

Тема: Произношение и правописание слов с сочетаниями жи, ши.

Цели и задачи:

а) обучающая: уточнить представление учащихся о звуках  ж, ш, как твёрдых и развивать умения писать сочетания жи, ши; обогащать словарный запас:

б) способствовать развитию речи; развивать орфографическую зоркость, фонематический слух:

в) воспитывать бережное отношение к русскому языку; использовать возможность ситуации успеха для развития положительных эмоций.

Тип урока: урок усвоения знаний.

Средства наглядности: презентация с заданиями, карточки с индивидуальными заданиями.

                                                         Ход урока. 
 I. Организационный момент. 
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок русского языка буду проводить я. Меня    

     зовут Олеся Михайловна.

II. Подготовка к уроку.
Нам сегодня понадобиться книга, тетрадь и ручка.

    Шишки, ёжики, ужи,

    Чижи, стрижи, камыши.

    Жирафы и мыши.

Чем похожи эти слова?

Какие слоги вы в них слышите?

Найдите одинаковый звук в словах?

Напишите эти слова в тетрадь. В каждом слове подчеркните сочетание жи или ши. 

 III.Сообщение темы, цели урока.

Как вы думаете, о каких сочетаниях мы будем говорить сегодня на уроке?

Поставьте перед собой цель: как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?

IV.Объяснение нового материала.

Почему в сочетаниях жи, ши пишется буква и, а не ы?

Запомните: звуки [ж], [ш] всегда твёрдые. Это и создаёт трудность в обозначении на письме гласных после букв ж, ш. После твёрдых шипящих согласных  звуков мы слышим гласный [ы], а пишем букву и. Почему так происходит? Так договорились люди между собой. Когда – то очень давно звуки [ж], [ш] в нашем языке были мягкими, и с тех пор осталось правило,  которое вы выучите самостоятельно.   

Сейчас не покидая нашего класса, мы отправимся в путешествие  на лесную поляну,          под названием: "Слова с сочетаниями жи-ши". Поляна покрыта множеством таинственных чёрточек, точек, запятых. Значит, были тут разные лесные жители, которые приготовили для нас задания.

Посмотрите, ребята, какое интересное задание оставили для нас лесные жители.(сл. 2)                                                          

В этом задании вы должны правильно поставить сочетания. Давайте попробуем вместе.

А теперь посмотрите на следующее задание, здесь вы должны найти лишние слова,   

    которые не относятся к нашей сегодняшней теме. (слайд 3)

А сейчас откройте книжки на страницу 50. Давайте прочитаем слова в столбиках, а   

    сейчас все вместе будем делить их на слоги. А теперь прочитайте текст в полголоса.

Как звали мальчика?

Как звали девочку?

У кого был кубик?

У кого был кран?

Что они построили?

Почему в слове малыши ши выделено синим цветом?

Почему слово малыши начинается с большой буквы?

Почему Маша и Гриша пишутся с большой буквы?

Почему они пишется с большой буквы?

Почему дома буква о выделена синим цветом?

А теперь посмотрите на следующую страницу, давайте прочитаем слова в столбиках, а   

    сейчас все вместе будем делить их на слоги. А теперь прочитайте текст в полголоса.

Откуда вышла мама?

Что она спросила у малышей?

О чём она сообщила малышам?

Что сделали малыши?

Почему слово скоро начинается с большой буквы?

Почему в слове скоро буква о выделена синим цветом?

Почему в слове ужин жи выделено синим цветом?

Почему в слове спросила буква о выделена синим цветом?

Почему в слове быстро буква о выделена синим цветом?

Почему в слове помыли буква о выделено синим цветом?

Молодцы, ребята,  а сейчас давайте поиграем.

V.Физминутка.

Была тишина. Была тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! (Дети

   хлопают в ладоши.)

И вот уже дождик – тихонько, ты слышишь? (Дети хлопают тихонько в

    ладоши.)

Закапал, закапал, закапал по крыше. (Дети тихонько стучат пальчиками по  

    парте.)

Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит!   

 (Дети начинают хлопать в ладоши, сначала громко ,потом всё тише и тише.)

Кто услышал слова с сочетанием ши? (Запишем эти слова в тетрадь.)

– Правильно запишите сочетания жи и ши.

Снежинка, кувшин, ежи, машина, шишка, карандаши, лыжи.

VI. Заключительная часть.
– Вот и выполнили мы все задания зверей, которые побывали на нашей

  поляне. У них для вас маленький секрет, но сейчас вы должны вспомнить

  чему учились на уроке, какое правило необходимо запомнить. Давайте его

  повторим ещё раз. 

В сочетаниях ЖИ-ШИ
        только И всегда пиши!

                                      Например: ЖИЗНЬ, КАМЫШИ

             Лыжи, мыши и ужи,

             Шины, ёжики, чижи.

           ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

          С буквой И всегда пиши.

           Чижи, ужи, ежи, стрижи,

          Жирафы, мыши и моржи,

        Шиповник, шины, камыши,

            Машины и карандаши.

          Все сочетания ЖИ – ШИ

      Ты только с буквой И пиши!

Молодцы! Надеюсь, это правило вы никогда не забудете, и не будете

  допускать ошибки в подобных словах.

VII.Итог урока. 
 Ребята, на этом наше путешествие подходит к концу.

– Что на уроке было самым интересным?

– Что на уроке показалось вам самым трудным?

– Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу  

  на уроке.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12584. М. Вебер Холокост: нужно выслушать обе стороны 34.42 KB
  М. Вебер Холокост: нужно выслушать обе стороны Почти каждый слышал что немцы убили во время Второй мировой войны шесть миллионов европейских евреев. Американское телевидение кино газеты и журналы постоянно муссируют эту тему. В столице США Вашингтоне построен огр...
12585. Опровержение холокоста 122.5 KB
  ОПРОВЕРЖЕНИЕ ХОЛДОКОСТА Холокост от англ. holocaust из др.греч. ὁλοκαύστος всесожжение жертвоприношение у евреев при котором жертва животное полностью пожиралась огнем: дегенераты зачемто мучили бедных животных. Для того чтобы сжечь 6 шесть млн. всем имевшим...
12586. Музей Холокоста 28.5 KB
  Музей Холокоста Музей Холокоста в Вашингтоне округ Колумбия предлагает своим посетителям увидеть вспомнить и вновь пережить трагедию. Холокост это массовое убийство еврейского народа нацистами во время Второй мировой войны который жил в Германии и в других европей...
12587. Почему я не верю в холокост 1.18 MB
  Почему я не верю в холокост Я перестал верить в холокост изза того что сочинители этого мифа считают меня идиотом постоянно пытаясь выдать за правду несуществующие и невероятные факты. Давно обратил внимание что во всей теории холокоста в какую историю не ткни в...
12588. ОТНОШЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К ТЕМЕ ХОЛОКОСТА. ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ОТНОШЕНИЯ РПЦ К ТЕМЕ КАТАСТРОФЫ И ЧЕРЕЗ НЕЕ К ЕВРЕЯМ, ИЗРАИЛЬТЯНАМ И К ГОСУДАРСТВУ ИЗРАИЛЬ 288.17 KB
  ОТНОШЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К ТЕМЕ ХОЛОКОСТА. ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ОТНОШЕНИЯ РПЦ К ТЕМЕ КАТАСТРОФЫ И ЧЕРЕЗ НЕЕ К ЕВРЕЯМ ИЗРАИЛЬТЯНАМ И К ГОСУДАРСТВУ ИЗРАИЛЬ Оглавление Введение2 Патриархи и богословы3 Алексий II3 Кирилл4 Кураев5 Чаплин8 Стру
12589. Жрецы и жертвы Холокоста Кровавые язвы мировой истории 1.81 MB
  Станислав Куняев Жрецы и жертвы Холокоста Кровавые язвы мировой истории К ЧИТАТЕЛЮ Увенчается ли наше стремление к новому мировому порядку успехом зависит от того выучим ли мы уроки Холокоста. Я. Дж. Кадеган Эта работа была задумана несколько лет...
12590. РЕВИЗИОНИЗМ ХОЛОКОСТА 260 KB
  Ревизионизм холокоста Юрген Граф Лекция в Институте мировых цивилизаций Москва 15 апреля 2009 г. Существует ли на Западе свобода исторического исследования Ответ: Да существует если только историки занимаются тематикой которая не затрагивает интересы госпо...
12591. АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ПО КРИВЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 293 KB
  АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ПО КРИВЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине Основы технологии машиностроения для студентов обучающихся по направлению 552900 Технология оборудование и автоматизация машиностр
12592. ВЛИЯНИЕ РЕЖИМОВ ТОЧЕНИЯ И АЛМАЗНОГО ВЫГЛАЖИВАНИЯ НА ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ 191 KB
  ВЛИЯНИЕ РЕЖИМОВ ТОЧЕНИЯ И АЛМАЗНОГО ВЫГЛАЖИВАНИЯ НА ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине Основы технологии машиностроения для студентов обучающихся по направлению 552900 Технология оборудование и автома...