61754

Произношение и правописание слов с сочетаниями жи, ши

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели и задачи: а обучающая: уточнить представление учащихся о звуках ж ш как твёрдых и развивать умения писать сочетания жи ши; обогащать словарный запас: б способствовать развитию речи...

Русский

2014-06-01

22.15 KB

1 чел.

Конспект урока:" Слова с сочетанием жи-ши".

Тема: Произношение и правописание слов с сочетаниями жи, ши.

Цели и задачи:

а) обучающая: уточнить представление учащихся о звуках  ж, ш, как твёрдых и развивать умения писать сочетания жи, ши; обогащать словарный запас:

б) способствовать развитию речи; развивать орфографическую зоркость, фонематический слух:

в) воспитывать бережное отношение к русскому языку; использовать возможность ситуации успеха для развития положительных эмоций.

Тип урока: урок усвоения знаний.

Средства наглядности: презентация с заданиями, карточки с индивидуальными заданиями.

                                                         Ход урока. 
 I. Организационный момент. 
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок русского языка буду проводить я. Меня    

     зовут Олеся Михайловна.

II. Подготовка к уроку.
Нам сегодня понадобиться книга, тетрадь и ручка.

    Шишки, ёжики, ужи,

    Чижи, стрижи, камыши.

    Жирафы и мыши.

Чем похожи эти слова?

Какие слоги вы в них слышите?

Найдите одинаковый звук в словах?

Напишите эти слова в тетрадь. В каждом слове подчеркните сочетание жи или ши. 

 III.Сообщение темы, цели урока.

Как вы думаете, о каких сочетаниях мы будем говорить сегодня на уроке?

Поставьте перед собой цель: как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?

IV.Объяснение нового материала.

Почему в сочетаниях жи, ши пишется буква и, а не ы?

Запомните: звуки [ж], [ш] всегда твёрдые. Это и создаёт трудность в обозначении на письме гласных после букв ж, ш. После твёрдых шипящих согласных  звуков мы слышим гласный [ы], а пишем букву и. Почему так происходит? Так договорились люди между собой. Когда – то очень давно звуки [ж], [ш] в нашем языке были мягкими, и с тех пор осталось правило,  которое вы выучите самостоятельно.   

Сейчас не покидая нашего класса, мы отправимся в путешествие  на лесную поляну,          под названием: "Слова с сочетаниями жи-ши". Поляна покрыта множеством таинственных чёрточек, точек, запятых. Значит, были тут разные лесные жители, которые приготовили для нас задания.

Посмотрите, ребята, какое интересное задание оставили для нас лесные жители.(сл. 2)                                                          

В этом задании вы должны правильно поставить сочетания. Давайте попробуем вместе.

А теперь посмотрите на следующее задание, здесь вы должны найти лишние слова,   

    которые не относятся к нашей сегодняшней теме. (слайд 3)

А сейчас откройте книжки на страницу 50. Давайте прочитаем слова в столбиках, а   

    сейчас все вместе будем делить их на слоги. А теперь прочитайте текст в полголоса.

Как звали мальчика?

Как звали девочку?

У кого был кубик?

У кого был кран?

Что они построили?

Почему в слове малыши ши выделено синим цветом?

Почему слово малыши начинается с большой буквы?

Почему Маша и Гриша пишутся с большой буквы?

Почему они пишется с большой буквы?

Почему дома буква о выделена синим цветом?

А теперь посмотрите на следующую страницу, давайте прочитаем слова в столбиках, а   

    сейчас все вместе будем делить их на слоги. А теперь прочитайте текст в полголоса.

Откуда вышла мама?

Что она спросила у малышей?

О чём она сообщила малышам?

Что сделали малыши?

Почему слово скоро начинается с большой буквы?

Почему в слове скоро буква о выделена синим цветом?

Почему в слове ужин жи выделено синим цветом?

Почему в слове спросила буква о выделена синим цветом?

Почему в слове быстро буква о выделена синим цветом?

Почему в слове помыли буква о выделено синим цветом?

Молодцы, ребята,  а сейчас давайте поиграем.

V.Физминутка.

Была тишина. Была тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! (Дети

   хлопают в ладоши.)

И вот уже дождик – тихонько, ты слышишь? (Дети хлопают тихонько в

    ладоши.)

Закапал, закапал, закапал по крыше. (Дети тихонько стучат пальчиками по  

    парте.)

Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит!   

 (Дети начинают хлопать в ладоши, сначала громко ,потом всё тише и тише.)

Кто услышал слова с сочетанием ши? (Запишем эти слова в тетрадь.)

– Правильно запишите сочетания жи и ши.

Снежинка, кувшин, ежи, машина, шишка, карандаши, лыжи.

VI. Заключительная часть.
– Вот и выполнили мы все задания зверей, которые побывали на нашей

  поляне. У них для вас маленький секрет, но сейчас вы должны вспомнить

  чему учились на уроке, какое правило необходимо запомнить. Давайте его

  повторим ещё раз. 

В сочетаниях ЖИ-ШИ
        только И всегда пиши!

                                      Например: ЖИЗНЬ, КАМЫШИ

             Лыжи, мыши и ужи,

             Шины, ёжики, чижи.

           ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

          С буквой И всегда пиши.

           Чижи, ужи, ежи, стрижи,

          Жирафы, мыши и моржи,

        Шиповник, шины, камыши,

            Машины и карандаши.

          Все сочетания ЖИ – ШИ

      Ты только с буквой И пиши!

Молодцы! Надеюсь, это правило вы никогда не забудете, и не будете

  допускать ошибки в подобных словах.

VII.Итог урока. 
 Ребята, на этом наше путешествие подходит к концу.

– Что на уроке было самым интересным?

– Что на уроке показалось вам самым трудным?

– Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу  

  на уроке.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63785. Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений 24.5 KB
  Учреждения ЛПУ У ЛПУ появились дополнительные источники финансирования: бюджетные средства средства органов управления здравоохранения если участвуют в целевых и комплексных программах; средства страховых компаний ОМС и ДМС...
63786. Статистический метод 22 KB
  Медицинская статистика подразделяется на два раздела: статистика здоровья населения и статистика здравоохранения. Медицинская статистика используя математические законы позволяет выявлять закономерности в изучаемых явлениях подтверждать...
63787. Статистическое исследование и его этапы 23.5 KB
  Составление плана и программы исследования: формулирование цели и задач исследования в соответствии с рабочей гипотезой; определение и подбор статистической совокупности; определение единицы наблюдения; выбор вида статистического исследования...
63788. Статистическая совокупность, ее свойства 21 KB
  Статистическая совокупность группа относительно однородных элементов единиц наблюдения в конкретных условиях времени и пространства. В зависимости от охвата единиц наблюдения в связи с целью исследования статистическая совокупность может быть генеральной и выборочной.
63789. Распределение признака в статистической совокупности. Альтернативный анализ. Относительный величины 25.5 KB
  Виды относительных величин:1 экстенсивные показатели; 2 интенсивные показатели;3 коэффициенты соотношения; 4 коэффициенты наглядности. Экстенсивные показатели характеризуют структуру изучаемого явления отношение части к целому то есть определяют долю удельный вес процент части в целом принятом за 100. Интенсивные показатели отражают частоту уровень распространенности явления в своей среде. Показатели соотношения характеризуют отношение между двумя разнородными биологически не связанными между собой статистическими совокупностями...
63790. Вариационный анализ. Среднии величины 25 KB
  Нормы и нормативы используемые для планирования амбулаторно поликлинической и стационарной помощи средние величины. Виды средних величин: средняя арифметическая простая М сумма всех значений признака деленная на число наблюдений...
63791. Репрезентативность признака. Оценка достоверности результатов исследования 23 KB
  Изучение генеральной совокупности значительно трудоемко. Поэтому в исследованиях применяют выборочные наблюдения охватывающие только часть генеральной совокупности. При исследовании следует обеспечить репрезентативность выборочных...
63792. Динамические ряды 22.5 KB
  Анализ динамического временного ряда сводится к вычислению следующих показателей: абсолютного прироста или снижения; темпа роста или снижения; темпа прироста; значения 1 прироста. Темп прироста является отношением абсолютного прироста снижения к предыдущему уровню умноженным на 100.
63793. Графические изображения 21.5 KB
  В медицинской статистике применяют линейные плоскостные объемные и фигурные диаграммы. Линейные диаграммы отражают изменение явления в динамике. Плоскостные диаграммы секторные внутристолбиковые используют для изображения показателей распределения доли процентов структуры.