61757

Окончание и основа слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: сообщить учащимся что окончание изменяемая часть слова значимая: в ней содержится грамматическое значение слова образует форму слова а не новое слово служит для связи слов в словосочетании и предложении бывает нулевым материально не выраженным звуком буквой...

Русский

2014-06-01

31.28 KB

8 чел.

Конспект урока русского языка

Тип урока: Урок объяснения нового материала

Тема:   Окончание и основа слова

Цели урока:

1. Образовательная цель:

        познавательная цель: сообщить учащимся, что окончание

                    - изменяемая часть слова,

                    - значимая: в ней содержится грамматическое значение слова,

                    - образует форму слова (а не новое слово),

                    - служит для связи слов в словосочетании и предложении,

                    - бывает нулевым (материально не выраженным звуком, буквой);

                                              сообщить учащимся, что основа

                    - часть слова без окончания (у изменяемых слов),

                    - всё неизменяемое слово,

                    - в ней заключено лексическое значение слова,

                    - графически обозначается так:   |_______|;

        практическая цель: сформировать умения

                    - находить в слове окончание (в том числе нулевое) и основу,

                    - определять грамматическое значение окончания и ЛЗ основы,

                    - графически выделять окончание и основу,

                    - различать формы слова и однокоренные слова,

                    - правильно употреблять выражения «оканчивается на…»  и

                       «имеет окончание»;

                    - производить полный морфемный анализ слова,

                    - производить частичный фонетический, морфологический,

                      синтаксический и частичный лексический разбор

                      (№№ 362, 363),

                    - оформлять на письме прямую речь (№ 364), разделять запятой

                      части сложного предложения,

                    - определять тему и основную мысль текста (№ 363),

                    - верно произносить слово «кварт`ал».

2. Развивающая  цель  урока:   развивать  образное  мышление  детей (№ 334 – переносное значение слова),  словесно-логическую и слуховую память (во время объяснения нового материала и его закрепления устанавливаем причинно-следственные связи между языковыми фактами, просим  детей воспроизвести на слух воспринятый материал), учить сопоставлять языковые факты,  рассуждать - доказывать правильность своего ответа.

3. Воспитательная цель урока:  привлечь внимание детей к выразительности русской речи (№362, №363), убеждать в необходимости соблюдать языковые нормы; формировать  уважительное отношение к собеседнику – учим внимательно слушать товарищей.

Оформление доски2:

в центре:    

Одиннадцатое февраля

Окончание и основа слова

Классная работа

Лёгкий весенний ветерок принёс тонкий аромат   сирени.

Аромат   сирени проникает в комнату через распахнутое окно.

Левое крыло (открытая сторона): обобщающая таблица-схема по теме урока

                                                   |________|   

                                                      /                    \

- часть слова без окончания или                      - изменяемая часть слова,

 всё неизменяемое слово,                                 - значимая (грам. значение),                                                                          

- значимая часть (лексич. значение).               - образует форму слова,

                                                                           - служит для связи слов,

                                                                           - бывает нулевым.

Левое крыло (закрытая сторона):  Гроза, пройти, и, ветка, белые, розы, в, окно, я, дышать, аромат.

Правое крыло (закрытая сторона):   багров   ый

                                                             аромат    у

                                                             квартал  ов

                                                             кабинет  ы

                                                             стриж     ёшь

                                                             пальто

                                   (основы слов закрыты листом бумаги)

Ход урока

1. Организация класса к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение изученного (с целью подготовки к восприятию нового материала).

                                         Диктант «Пойми меня».

           Цель упражнения: формирование умений: толковать лексическое значения слова (определять слово по его  ЛЗ); определять грамматическую форму слова; находить в слове окончание; правильно писать слова с непроверяемыми гласными, правильно произносить слова, образовывать форму глагола с основой на «г».

             Вид работы: лексический диктант с изменением текста («Пойми меня»), частичный языковой анализ – лексический, морфемный, морфологический, орфографический.

   Задача к выполнению: Запишите слова, лексические значения  которых я продиктую, в заданной грамматической форме, выделите окончания и подчеркните орфограммы в корне.

            Выполнение:

           Учитель (текст упр.)                                    Ученики (запись в тетради)

1. Густо-красный, цвета крови; в им. падеже          Багров|ый|,  аромат|у|,

единств. числа.                                                            Квартал|ов|,  кабинет|ы|,

2. Приятный запах; в дат. падеже ед. числа.            Стриж|ёшь|,  пальто.

3. Четвертая часть года или часть города,               

ограниченная четырьмя пересекающимися

улицами; в род. пад. мн. числа.

4. Комната, предназначенная для занятий,

или служебное помещение в учреждении;

в им. падеже, мн. числа.

5. Производить действие с помощью ножниц;

во втором лице, ед. числа (форма «ты»).

6. Род верхней одежды, обычно ниже колен,

надеваемой  поверх платья, костюма.

            Задача к проверке: Назовите слова и безударные гласные корня, укажите окончание; докажите, что вы верно выделили окончания… Как вы думаете, почему я не назвала форму для последнего слова?

            Проверка (устный ответ ученика):  Багровый, окончание  -ый: багровая, багровое – при изменении слова  оно сохраняется по «в», то, что меняется, и есть окончание; в корне пишем «а»… (в ходе проверки учитель обращает внимание детей на особенности ударения слова «кварт`ал» и формообразования глагола «стричь» - чередование  г//ж). Слово «пальто» не изменяется, значит, в нем нет окончания, а падеж или число вне предложения понять  невозможно. Например: У меня два пальто. Я пришел без пальто.

            Итог упражнения: Итак, чтобы найти окончание в слове, нужно определить, какой частью речи является слово, изменяется оно или нет,  и выделить изменяющуюся часть. Это окончание.  Если слово неизменяемое, в нем нет окончания.

4. Объяснение нового материала.

Открываем правое крыло (закрытую сторону  доски).

Беседа:

- Что можно сказать о слове по его окончанию (основы слов скрыты)?

(Дети производят морфологический разбор записанных в тетрадь слов: -ый – это прилаг. ед. числа именит. или винит. падежа…)

- Вы определили грамматическое значение слова, следовательно, окончание значимая часть слова.

(Убираем лист бумаги, закрывающий основы слов)

- Что можно сказать о слове по остальной части слова?

(Дети определяют лексическое  значение каждого слова – производят частичный лексический разбор).

- Часть слова без окончания называется «основой слова», в ней содержится лексическое значение слова, у неизменяемых слов всё слово является основой (например, слово «пальто»), графически основа слова  обозначается так: |____|, вместе со мной укажите основы слов в тетради (у слов на доске учитель обозначает основу).

- Просклоняйте устно слово «квартал»  в ед. числе.

(Учащиеся производят частичный фонетич. и морфологический разбор, кроме того, формируется орфоэпическое умение).

-  Одно слово звучало или  разные слова?

(Лексическое  значение не менялось, изменялись только окончания, значит, звучало одно и то же слово в разных формах, а не однокоренные слова).

- Следовательно,  с помощью окончания мы образуем форму слова.

(Открываем левое крыло).

- Составьте и запишите в тетрадь сложное предложение из данного набора слов; слова местами не менять (попутно формируем умение конструировать предложение, разделять запятой части сложного предложения – частичный синтаксический и пунктуационный разбор).

Выполнение:   Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

- Что вам пришлось сделать со словами, чтобы они сложились в предложение?

(Изменить формы слов, т.е. окончания в словах).

- Следовательно,  окончания служат для связи слов – в словосочетании и предложении.

- Чем отличается слово «аромат» в предложении, которое вы составили, и в диктанте «Пойми меня»?

(Дети обычно говорят, что у слова «аромат» в диктанте нет окончания).

- Слово «аромат» – существительное, изменяемое (в отличие от слова «пальто»), значит, у него должно быть окончание, но мы его не видим и не слышим: оно не выражено звуком, буквой – такое окончание называется нулевым.

Таким образом, (показываем на схеме) любое изменяемое слово прежде всего делится на две части – окончание и основу.  Пользуясь схемой, расскажите, что нового о составе слова вы сейчас услышали?

(Основа – часть слова без окончания или всё неизменяемое слово, в ней содержится лексическое значение слова; об окончании узнали сегодня, что оно образует форму слово, а не новое слово,  в окончании  содержится  грамматическое значение слова, окончание бывает нулевым).

5. Первичное закрепление нового материала.

Упр. №1. Цель: выяснить, насколько точно дети поняли данную информацию; формирование  умения находить в слове окончание, в том числе нулевое, определять его значение, выделять основу слова; определять, каким членом предложения является слово.

           Вид работы: частичный разбор по составу,  частичный морфологический и синтаксический  анализ.

          Задача к выполнению: На центральной доске вы видите предложения. Перепишите их в тетрадь, разберите по членам предложения; у существительных выделите основу и окончание; в скобках укажите грамматическое значение  окончаний (род, число, падеж).  Подумайте, у какого слова вообще не может быть окончания, даже нулевого. К доске пойдёт…

         Выполнение:   Лёгкий весенний    ветерок  (м.р., ед.ч., И.п.)  принёс тонкий   аромат (м.р., ед.ч., В.п.)   сирен|и| (ж.р., ед.ч., Р.п.).

Аромат (м.р., ед.ч., И.п.)  проникает   в комнат|у| (ж.р., ед.ч., В.п.)   через распахнутое    окн|о| (с.р., ед.ч., В.п.).

    Задача к проверке:  Посмотрите, верно ли выполнена работа на доске… Итак, каким членом предложения является слово «аромат» и каково грамматическое значение нулевого окончания у этого слова в первом и втором предложении? … У какого слова нет окончания?

         Проверка: … В первом предложении «аромат» - дополнение, нулевое окончание означает вин. пад. ед. числа муж. рода, а во втором предложении «аромат» –  подлежащее, поэтому падеж именительный. Окончания нет у слова «через», т.к. оно не изменяется (это предлог).

         Итог упражнения: Итак, нулевое окончание, хотя и не выражено буквой/звуком, как и обычное окончание, имеет грамматическое значение, образует форму слова и служит для связи слов в предложении. Про неизменяемые слова неправильно говорить «имеет окончание», нужно говорить «оканчивается на…»:  слово «через» оканчивается на З.

Упр. №2.  - Откройте учебник на стр. 154, найдите упр. №362.

         Цель: Формирование умения производить частичный разбор по составу, морфологический разбор и частичный лексический  анализ слова; умение проверять безударную корня и правильно писать словарные слова (декабрьский).

         Вид работы: осложненное списывание; частичный языковой анализ (фонетический, морфемный, морфологический, лексический, орфографический).

         Задача к выполнению: Прочитайте отрывок из стихотворения Самуила Яковлевича  Маршака. Запишите в тетрадь первое предложение, подчеркивая вставленные  буквы. Выделите у всех самостоятельных слов основу и окончание,  укажите грам. знач. окончаний существительных и глаголов, как в образце. Подумайте, в прямом или переносном значении употреблен  глагол  «одичал».

        Выполнение:   Декабрьск|ий|   день (2 скл., И. п., ед.ч., м.р.)   в  мо|ей|    оконн|ой|     рам|е| (1 скл., П. п., ед. ч.. ж.р.). Не просветлев,  темнее|ет| (1 спр., наст. вр., 3 лицо, ед.ч.)   небосклон  (2 скл., И. п., ед.ч., м.р.).

       Задача к проверке:  Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения, скажите, в прямом или переносном значении употреблен глагол «одичал»? … Как найти в слове окончание?

Назовите  выделенные в словах основы и окончания, грамматическое значение окончаний … Какие буквы вставили, почему? …

       Проверка: Одичать – значит становиться диким: дикий – свойственный природе, не тронутой рукой человека. Балкон не природа, он создан человеком, следовательно,  «одичать» не может – слово употреблено в переносном значении. Балкон стал похож на нетронутую человеком природу, «одичал» –  метафора...

        В слове «день» нулевое окончание, указывающее  на  второе  склонение  сущ., им. падеж, ед. число, муж. род… В слове «моей» основа оканчивается на «j»(йот), потому что при изменении слова «j» сохраняется, значит, входит в основу, окончание «эй», т.е. буква «е» в данном слове обозначает два звука, т.к. находится после гласной…

        В слове «декабрьский» пишем Е, надо запомнить, в слове «просветлев» пишем  Е, проверочное слово «свет» …

        Итог упражнения:  Чем отличается обычное окончание от нулевого?

(Только тем, что нулевое не выражено буквой/звуком).

Чем отличается основа от окончания? (Основа – неизменяемая часть слова,  в ней содержится лексическое значение, а окончание –  изменяемая часть, в нем грамматическое значение слова).

Упр. №3 (устное, развитие речи). – Найдите на стр. 155 упр. № 3633.

         Цель: формирование умений определять тему текста, находить языковые средства, выражающие стилевые черты; определять прилагательные цвета и другие  средства  языка для передачи словом цвета, подбирать синонимы.

         Вид работы:  логико-стилистический анализ текста; частичный лексический разбор.

         Задача к выполнению:  Прочитайте и озаглавьте текст, определите его стиль, докажите правильность своего ответа. Назовите  языковые средства, с помощью которых Г.Е. Николаева охарактеризовала цвет…

Запишите в словарик  прилагательное «сиреневый» и синонимы к нему – фиолетовый, лиловый; подчеркните орфограммы. (Учитель показывает образцы названных оттенков цвета, можно использовать презентацию). Подумайте, какие ещё прилагательные,  глаголы, сравнения можно употребить при описании указанного в тексте цвета… Зачем автор использует метафору «живут», говоря об оттенках цвета?

        Выполнение (т.к. упражнение устное, проверка производится одновременно с выполнением):  Текст можно озаглавить «Вечерняя сирень», «Сирень», «Грозди сирени», т.к. в нем  описывается  сирень (это предмет речи, т.е. тема), её цвет. Кроме прилагательного «сиреневый» автор использовала сравнение – это предложение «Цвета тёплых весенних сумерек» (т.е. такого же оттенка, как весной тёплым вечером или ранним утром сумерки, вечерняя дымка, туман), с помощью этого образного средства Г.Е. Николаева передает настроение, оценку того, о чем рассказывает. Задача автора – нарисовать словом картину, передать своё отношение, значит, текст художественный; образность, эмоциональность, оценочность текста – основные черты  художественного стиля.

         При описании цветущей сирени можно использовать также слова: бледно-лиловый, беловато-лиловый, розоватый, нежно-розовый, розово-белый;  розоветь, лиловеть; словно пена вишневого  (клюквенного) мусса4…  Г.Е. Николаева говорит:  «оттенки живут на рассвете яркого дня», чтобы подчеркнуть, что днем  такого тонкого, нежного цвета уже не будет, не будет оттенков, их сменит яркий цвет, но  он не такой интересный, не такой загадочный, не такой нежный.

        Итог упражнения: Чтобы наша речь была  точной и выразительной, нам часто необходимо назвать цвет тех предметов, которые мы описываем, чем точнее нам удастся указать оттенок, тем правильнее нас поймут, поэтому нужно знать много слов со значением цвета. Назовём ещё раз оттенки сиреневого цвета (учитель показывает цвет с помощью демонстрационных карточек или презентации, дети называют оттенки цвета).

6. Итог урока.

  Итог урока подводим в виде упражнения, 2 ученика работают на закрытой доске, остальные в тетрадях.

Цель: формирование умений находить в слове основу и окончание, правильно   употреблять   выражения   «имеет окончание…»  и «оканчивается на…».

Вид работы: подбор примеров, языковой анализ (частичный морфемный и морфологический разбор).

Задача к выполнению: Запишите в левый столбик три слова с окончанием  «а»,  в правый три слова, оканчивающихся на «а»; выделите основу и окончание, рядом со словом в скобках укажите грамматическое значение окончания. Постарайтесь брать слова разных частей речи.

           Выполнение:    зол|а| (1 скл., им.п., ед.ч., ж.р.)           |вчера

                                    мыл|а| (2 скл., род.п., ед.ч., ср.р.)         крича

                              мыл|а| (глаг., прош.вр., ед.ч., ж.р.)            |бра5 

           Задача к проверке: (сначала проверяем то, что написано учениками на доске).

Назовите слова, их основы и окончания, докажите правильность ответа.

Проверка:  слова  «зола», «мыла» (нет чего? мыла), «мыла» (что делала? мыла посуду) –  изменяемые, следовательно, имеют окончание, зола – окончание указывает на именительный падеж, единственное число и женский род существительного…  слова «вчера», «крича», «бра» –  неизменяемые, следовательно, оканчиваются на –а, но не имеют окончания вообще, даже нулевого, всё слово в этом случае является основой.

Итог упражнения:  Таким образом, у всех изменяемых слов есть окончание, иногда оно не выражено звуком, на письме буквой (такое окончание мы называем нулевым), но оно, как и обычное окончание,  имеет грамматическое значение, также  образует форму слова и служит для связи слов в  предложении. Часть слова без окончания – это основа, у неизменяемых слов всё слово является основой; про неизменяемые слова говорим  «оканчивается на…», неправильно о них говорить  «имеет окончание».

7. Домашнее задание.

Найдите в учебнике упр. № 364.  Прочитайте текст.

- Почему Саша  посчитала слова «отпугивать» и «пуговица» однокоренными? Почему это не так?

(Корни совпадают только внешне, но имеют разное значение, поэтому слова не однокоренные).

- Когда автор специально сталкивает в тексте созвучные слова, получается каламбур – речевое средство комического.

Дома перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделенные слова разберёте по составу.

Памятка для самоанализа урока

  1.  Каково место данного урока в теме, разделе, курсе (как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается; как он работает на последующие темы раздела, в том числе других предметов, на основании чего определен тип урока, в чем его специфика)?
  2.  Какие особенности учащихся и класса в целом были учтены при подготовке к занятию?
  3.  Какие главные задачи решались?
  4.  Почему была избрана такая структура занятия?
  5.  Какие условия были созданы для проведения занятия?
  6.  Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом урока (какие, почему, к чему привели)?
  7.  Удалось ли избежать перегрузки учащихся на уроке и в домашнем задании?
  8.  Что в этом уроке вы сделали бы теперь иначе, почему?
  9.  Какие неиспользованные резервы вы видите в этом уроке?

Примерная схема анализа урока русского языка

  1.  Правильность раскрытия темы, формулировок правил или понятий, выводов.
  2.  Эффективность выбранных методов объяснения нового материала и формирования умений и навыков.
  3.  Воспитательная и образовательная ценность дидактического материала.
  4.  Эффективность использования наглядности.
  5.  Осуществление принципов развивающего обучения.
  6.  Решение задач развития речи учащихся, формирования умений речевой деятельности.
  7.  Подведение итогов урока.
  8.  Правильность, мотивировка оценок (в течение урока и в конце его).
  9.  Поведение учителя на уроке (в том числе речевое).
  10.  Выводы по уроку в целом. Достиг ли урок целей (образовательной, развивающей, воспитательной).

2 Можно использовать презентацию и интерактивную доску.

3  При работе над данным упражнением целесообразно использовать презентацию, в качестве музыкального сопровождения может быть использована пьеса К.Дебюсси «Лунный свет».

4   Мусс – сладкое кушанье из фруктового или ягодного сиропа (с добавлением желатина или манной крупы), взбитого в пену.

5  Настенный светильник


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61085. СЛОВОСПОЛУЧЕННЯ. БУДОВА Й ВИДИ СЛОВОСПОЛУЧЕНЬ ЗА СПОСОБОМ ВИРАЖЕННЯ ГОЛОВНОГО СЛОВА 953 KB
  Мета: поглибити знання восьмикласників про словосполучення його будову; формувати загальнопізнавальні вміння знаходити прості й складні словосполучення розрізняти лексичні й фразеологічні словосполучення...
61086. Рисуем пейзаж 2.32 MB
  На этом слое наносим сетку на наш лист с помощью. Они оказываются каждое на своем слое. На новом слое который должен быть расположен под сеткой и стволами заливаем землю травяным цветом под линию горизонта...
61087. Основні види складнопідрядних речень. Розрізнення сполучників і сполучних слів 45.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про особливості будови складнопідрядного речення засоби звязку в ньому; ознайомити девятикласників з основними видами складнопідрядних речень; навчити розрізняти сполучники підрядності й сполучні слова...
61088. ВИДИ РЕЧЕНЬ ЗА МЕТОЮ ВИСЛОВЛЮВАННЯ. ОКЛИЧНІ РЕЧЕННЯ. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ В КІНЦІ РЕЧЕННЯ 53 KB
  Мета: повторити й узагальнити поняття про види речень за метою висловлювання про окличні речення; розвивати організаційноконтрольні вміння організовувати спеціальні спостереження над мовним матеріалом...
61089. Складнопідрядні речення з підрядними означальними 60 KB
  Мета: поглибити знання девятикласників про складнопідрядне речення його будову і засоби звязку; навчити визначати підрядну означальну частину її позицію відповідно до головної частини...
61090. Рисуем древесину. Она нам понадобиться в следующем уроке 333.5 KB
  Удерживайте кнопку Shift чтобы провести ровные линии. Когда переходите к новой линий Shift отпускаете иначе вы будете соединять линии между собой. Проделаем все то же самое еще инструментом осветление линии чтобы темные и белые линии чередовались слегка накладываясь.
61091. УСНИЙ ТВІР-ОПИС МІСЦЕВОСТІ (ВУЛИЦІ, СЕЛА, МІСТА) НА ОСНОВІ ОСОБИСТИХ СПОСТЕРЕЖЕНЬ І ВРАЖЕНЬ У ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ 108.5 KB
  Назвати об’єкти що входять до опису місцевості. Формування практичних умінь опису місцевості Прочитати зразок текстуопису місцевості. Підготувати розповідь увівши в неї опис місцевості відповідно до запропонованої ситуації спілкування.
61092. Складнопідрядні речення з підрядними з’ясувальними 60 KB
  Мета: поглибити знання девятикласників про складнопідрядне речення його будову і засоби звязку; навчити визначати підрядні зясувальні частини позицію їх відповідно до головної частини; розвивати організаційно-контрольні вміння...