61759

Мягкие и твердые согласные звуки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные; содействовать осознанию учащимися способов обозначения мягкости согласных; прививать интерес к русскому языку.

Русский

2014-06-01

27.03 KB

9 чел.

Департамент образования и молодежной политики Белгородской области                

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования                   «Старооскольский педагогический колледж»

План - конспект

пробного урока русского языка,

проведенного 26.09.2012 г.

во 2 «Б» классе МОУ СОШ № 24

Тема: «Мягкие и твердые согласные звуки».

                                                                                                                                        

Подготовила:

студент – практикант

четвертого курса 41-У группы

Черных Анна Николаевна

Специальность: 050709.52

Преподавание в начальных классах

                                                                                                                  Проверил:

Учитель 2 «Б» класса

Яковлева Н.И.

_____________

Методист:

Лисицына Г.А.

Отметка за конспект:________________

Отметка за проведение:__________________

Старый Оскол - 2012

Тема: Мягкие и твердые согласные звуки.

Цель: повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные; содействовать осознанию учащимися способов обозначения мягкости согласных;

прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: наглядные пособия, раздаточный материал, учебник.

Оформление доски: Двадцать шестое сентября

                                Классная работа

Ход урока:

1.Орг.момент

2.Пальчиковая разминка

3.Сообщение темы урока

4.Минутка чистописания

5.Словарно-орфографическая  работа

6.АОЗ

7.Физкультминутка

8. Закрепление ранее изученного

9.Подведение итога урока

10.Домашнее задание

11.Рефлексия

Название

Содержание

Возможная деятельность учащихся

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Николаевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Итак, друзья, внимание.

Вот прозвенел звонок,
Садитесь по удобнее,
Начнем скорей урок.

ІІ. Разминка для рук

Дети, для того, чтобы красиво и аккуратно писать в тетрадях и на доске, проведем с вами разминку для рук.

Разминка:

В гости к пальчику большому,

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

Молодцы, дети!

ІІІ. Сообщение темы урока

Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие, вы угадайте сами.

Могут сделать, что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые,
И совсем они не злые
Им не нужны учебники,
Ведь они - вол……..

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)

Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету. Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)

И сегодня на уроке мы с вами закрепим тему, которая звучит так: мягкие и твердые согласные звуки

ІV. Минутка чистописания

Посмотрите на доску, прочитайте число. Классная работа.  Глядя на сигналы,  назовите орфограммы. Молодцы!

Я тетрадь свою открою, 
И наклонно положу. 
Я друзья от вас не скрою
- 
Ручку правильно держу. 
Сяду прямо не согнусь, 
За работу я возьмусь.

А теперь откройте свои тетради, положите их с наклоном, запишите число, классная работа.

Какое сейчас время года? Посмотрите, какие красивые осенние листья к нам прилетели в класс. (А, О, У, Э, Ы) (Я, Е, Ё, И, Ю, Ь)

На каждом листе находится буква. Как,  одним словом назвать эти буквы?

Сколько всего гласных букв в русском языке? А звуков?

Давайте запишем эти буквы в тетради.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

(Гласные.)

(10) букв

(6) звуков

V. Словарная работа

А сейчас мы с вами проведем словарно-орфографическую  работу!

Тим и Том вчера играли,
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – “Какой же ты?”

Итак, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: лисица, сорока, посуда, медведь.

Кто из вас ребята, догадался, какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная.) А как мы называем такие слова? (Словарные.) Запишем их в тетрадь – сначала слова Тима, затем Тома. (Пишем, проверяем.) Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

Вызвать ученика к доске.

VІ.АОЗ

(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-ве, ру-рю, тэ-те, мы-ми.)

  1.  Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? (Мягко.)
  2.  Какие это согласные? (Мягкие.)
  3.  Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, ю, е, и) 

А еще ребята есть очень интересный знак:

Мягкий знак — хитрый знак,
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

И он, так же как и гласные, обозначает мягкость согласного.

Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (Твердые.)

  1.  Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

Показ: Эти гласные дружат с Тимом.
Эти гласные дружат с Томом.

Дети, чтобы правильно определять мягкие и твердые согласные звуки и не делать ошибок, откройте учебник на странице 77.

Прочитайте это сведение самостоятельно про себя. А сейчас прочитаем его вслух. Хорошо, молодцы!

А сейчас  попробуем его обыграть: представим, что у Насти заболела одноклассница и не пришла сегодня на урок, а она очень хотела рассказать ей, какое правило сегодня изучили на уроке. И позвонила ей по телефону. Молодцы!

VІІ. Физкультминутка

Вы устали, проведем физкультминутку. Я буду показывать вам упражнения, а вы повторяйте вместе со мной.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!   (Достаточно)

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться

Мы с вами отдохнули, а сейчас сели прямо, спины поправили, ноги ровно поставили и продолжим наш урок.

VІІІ. Закрепление изученного материала

Откройте учебники на странице 76 упр. 142.

Прочитайте задание.

Итак, запишем в левый столбик слова в которых гласные звуки обозначают твердость(май, нос, лук, мэр, дым), а в правый – которые обозначают мягкость(мяч, нёс, люк, метр, диво). Подчеркните эти буквы. Приведите примеры слов, в которых пишется мягкий знак (ь). Молодцы!

А сейчас Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.)

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите, какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут)

Сейчас ребята, вы будете работать в парах. У вас на столах лежит листок, со словами. Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рев.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? (Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные.)

ІΧ. Домашнее задание

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание … На уроке мы выполняли похожее упражнение и я думаю, что и это упражнение у вас не вызовет трудностей.

ΧІ. Рефлексия

У вас на столах лежат смайлики, если вам урок понравился, все вам было понятно и интересно поднимите смайлик с улыбкой, если урок понравился, но не совсем – то с прямой улыбкой, а если не понравился совсем, то поднимите грустный смайлик.

Χ. Подведение итога урока

Дети, о чем мы сегодня говорили на уроке? Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).

А какие твердость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

Закройте учебники, отложите  их на край стола. Все встали. Урок окончен. Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

ΧІІ. Резервные задания.

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43725. ПРИСВОЕНИЕ И РАССТРАТА, СОСТАВ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 90.17 KB
  Уголовно-правовая характеристика хищения чужого имущества Понятие хищения чужого имущества Хищение чужого имущества совершенное путем присвоения и растраты. В своей работе я дам понятие хищения против собственности затрону тему хищения чужого имущества и уделю особое внимание таким формам хищения как присвоение и растрата.
43726. Применение среды программирования LabVIEW для создания виртуального лабораторного практикума 2.39 MB
  Применение среды программирования LbVIEW для создания виртуального лабораторного практикума Обзор литературы по LbVIEW Обзор среды графического программирования LbVIEW LbVIEW как интегрированная среда разработки Виртуальные приборы Передняя панель Блок диаграмма Терминал Узел Провод Порядок выполнения виртуального прибора Типы данных Примером может служить система LbVIEW фирмы Ntionl Instruments. Так например приложения создаваемые в системе LbVIEW занимают примерно 253 Мбайт...
43728. Институт расторжения брака 85.81 KB
  Основание и порядок расторжения брака Глава Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния При взаимном согласии на расторжение брака супругов не имеющих общих несовершеннолетних детей
43729. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО ЛЕСКОМ 947.5 KB
  Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они объективно необходимы для стабильного развития экономики, обеспечения устойчивого экономического роста. Активный инвестиционный процесс предопределяет экономический потенциал страны в целом, способствует повышению жизненного уровня населения.
43730. БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 807.08 KB
  Список сокращений: ДП дипломный проект ХОО химически опасный объект ОХД объект хозяйственной деятельности ОХВ опасное химическое вещество РГР расчётнографическая работа КИП контрольноизмерительные приборы ППР плановопредупредительные работы Общие положения В соответствии с п. Необходимо дать определения что такое ОХВ где они используются.6; dплотность ОХВ т м 3 таблица 9[17] d= 0. Мероприятия по защите рабочих и служащих ОХД указать: Выводы: Объект оказался не оказался в зоне химического...
43731. Экономические отношения в рамках международных организаций 291 KB
  На современном этапе развития эта работа является первой по тематике международно-правовых аспектов экономических отношений России и Китая. Таким образом, научную разработанность данной темы нельзя признать достаточной – она требует глубокого анализа
43732. Экономический анализ проведенных проектных работ и их внедрение в условиях предприятия ООО «Агрохмель» 12.55 MB
  Климат хозяйства характеризуется умеренно-прохладным. Солнечных дней в году около 110. Среднегодовая температура воздуха положительная и равна +2,2 градуса Среднегодовое количество осадков 427 мм, а во время вегетационного периода 300-390мм. Почвы в среднем промерзают на 63 см.
43733. Оптимізація виробництва деталі маточина переднього колеса 399.47 KB
  Опис призначення й умов роботи деталі. Хімічний склад механічні властивості матеріалу деталі. Аналіз технологічності деталі. Проектування маршрутного технологічного процесу виготовлення деталі.