61759

Мягкие и твердые согласные звуки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные; содействовать осознанию учащимися способов обозначения мягкости согласных; прививать интерес к русскому языку.

Русский

2014-06-01

27.03 KB

9 чел.

Департамент образования и молодежной политики Белгородской области                

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования                   «Старооскольский педагогический колледж»

План - конспект

пробного урока русского языка,

проведенного 26.09.2012 г.

во 2 «Б» классе МОУ СОШ № 24

Тема: «Мягкие и твердые согласные звуки».

                                                                                                                                        

Подготовила:

студент – практикант

четвертого курса 41-У группы

Черных Анна Николаевна

Специальность: 050709.52

Преподавание в начальных классах

                                                                                                                  Проверил:

Учитель 2 «Б» класса

Яковлева Н.И.

_____________

Методист:

Лисицына Г.А.

Отметка за конспект:________________

Отметка за проведение:__________________

Старый Оскол - 2012

Тема: Мягкие и твердые согласные звуки.

Цель: повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные; содействовать осознанию учащимися способов обозначения мягкости согласных;

прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: наглядные пособия, раздаточный материал, учебник.

Оформление доски: Двадцать шестое сентября

                                Классная работа

Ход урока:

1.Орг.момент

2.Пальчиковая разминка

3.Сообщение темы урока

4.Минутка чистописания

5.Словарно-орфографическая  работа

6.АОЗ

7.Физкультминутка

8. Закрепление ранее изученного

9.Подведение итога урока

10.Домашнее задание

11.Рефлексия

Название

Содержание

Возможная деятельность учащихся

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Николаевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Итак, друзья, внимание.

Вот прозвенел звонок,
Садитесь по удобнее,
Начнем скорей урок.

ІІ. Разминка для рук

Дети, для того, чтобы красиво и аккуратно писать в тетрадях и на доске, проведем с вами разминку для рук.

Разминка:

В гости к пальчику большому,

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

Молодцы, дети!

ІІІ. Сообщение темы урока

Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие, вы угадайте сами.

Могут сделать, что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые,
И совсем они не злые
Им не нужны учебники,
Ведь они - вол……..

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)

Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету. Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)

И сегодня на уроке мы с вами закрепим тему, которая звучит так: мягкие и твердые согласные звуки

ІV. Минутка чистописания

Посмотрите на доску, прочитайте число. Классная работа.  Глядя на сигналы,  назовите орфограммы. Молодцы!

Я тетрадь свою открою, 
И наклонно положу. 
Я друзья от вас не скрою
- 
Ручку правильно держу. 
Сяду прямо не согнусь, 
За работу я возьмусь.

А теперь откройте свои тетради, положите их с наклоном, запишите число, классная работа.

Какое сейчас время года? Посмотрите, какие красивые осенние листья к нам прилетели в класс. (А, О, У, Э, Ы) (Я, Е, Ё, И, Ю, Ь)

На каждом листе находится буква. Как,  одним словом назвать эти буквы?

Сколько всего гласных букв в русском языке? А звуков?

Давайте запишем эти буквы в тетради.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

(Гласные.)

(10) букв

(6) звуков

V. Словарная работа

А сейчас мы с вами проведем словарно-орфографическую  работу!

Тим и Том вчера играли,
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – “Какой же ты?”

Итак, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: лисица, сорока, посуда, медведь.

Кто из вас ребята, догадался, какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная.) А как мы называем такие слова? (Словарные.) Запишем их в тетрадь – сначала слова Тима, затем Тома. (Пишем, проверяем.) Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

Вызвать ученика к доске.

VІ.АОЗ

(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-ве, ру-рю, тэ-те, мы-ми.)

  1.  Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? (Мягко.)
  2.  Какие это согласные? (Мягкие.)
  3.  Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, ю, е, и) 

А еще ребята есть очень интересный знак:

Мягкий знак — хитрый знак,
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

И он, так же как и гласные, обозначает мягкость согласного.

Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (Твердые.)

  1.  Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

Показ: Эти гласные дружат с Тимом.
Эти гласные дружат с Томом.

Дети, чтобы правильно определять мягкие и твердые согласные звуки и не делать ошибок, откройте учебник на странице 77.

Прочитайте это сведение самостоятельно про себя. А сейчас прочитаем его вслух. Хорошо, молодцы!

А сейчас  попробуем его обыграть: представим, что у Насти заболела одноклассница и не пришла сегодня на урок, а она очень хотела рассказать ей, какое правило сегодня изучили на уроке. И позвонила ей по телефону. Молодцы!

VІІ. Физкультминутка

Вы устали, проведем физкультминутку. Я буду показывать вам упражнения, а вы повторяйте вместе со мной.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!   (Достаточно)

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться

Мы с вами отдохнули, а сейчас сели прямо, спины поправили, ноги ровно поставили и продолжим наш урок.

VІІІ. Закрепление изученного материала

Откройте учебники на странице 76 упр. 142.

Прочитайте задание.

Итак, запишем в левый столбик слова в которых гласные звуки обозначают твердость(май, нос, лук, мэр, дым), а в правый – которые обозначают мягкость(мяч, нёс, люк, метр, диво). Подчеркните эти буквы. Приведите примеры слов, в которых пишется мягкий знак (ь). Молодцы!

А сейчас Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.)

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите, какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут)

Сейчас ребята, вы будете работать в парах. У вас на столах лежит листок, со словами. Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рев.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? (Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные.)

ІΧ. Домашнее задание

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание … На уроке мы выполняли похожее упражнение и я думаю, что и это упражнение у вас не вызовет трудностей.

ΧІ. Рефлексия

У вас на столах лежат смайлики, если вам урок понравился, все вам было понятно и интересно поднимите смайлик с улыбкой, если урок понравился, но не совсем – то с прямой улыбкой, а если не понравился совсем, то поднимите грустный смайлик.

Χ. Подведение итога урока

Дети, о чем мы сегодня говорили на уроке? Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).

А какие твердость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

Закройте учебники, отложите  их на край стола. Все встали. Урок окончен. Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

ΧІІ. Резервные задания.

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85730. Исследование и оптимизация управления запасами 435.5 KB
  При управлении запасами возникает 2 вопроса: когда пополнять запасы и каков должен быть размер заказа на пополнение. Для решения задач управления запасами будем применять мат. В данной работе поставлена цель опираясь на достижения современной науки математические методы и возможности персональных вычислительных машин разработать практические методы исследования и оптимизации управления запасами на основе данного программного обеспечения.
85731. Создание базы данных об услугах, предоставляемых ТМО города Краснодона 293.5 KB
  Оно связано это с тем что в течение существования советского здравоохранения медицинские услуги не продавались а оказывались независимо от их стоимости. В условиях развития рынка медицинских услуг неотъемлемой частью работы любого медицинского учреждения является развитие маркетинговой деятельности. В поисках внебюджетных источников финансирования медицинские организации и учреждения осуществляющие предпринимательскую деятельность вынуждены постоянно отслеживать состояние рынка медицинских услуг контролировать динамику и выявлять...
85733. Методи підвищення технічної експлуатації суднових газотурбонагнетачів 3.04 MB
  Одним з основних і розповсюджених способів підвищення потужності дизелів є газотурбінний наддув за допомогою якого збільшується заряд повітря в робочих циліндрах що в свою чергу дозволяє збільшити циклову подачу палива. Дизеля надійні в роботі прості в обслуговуванні та ремонті мають обмежені витрати повітря мало схильні до впливу атмосферних умов. Суцільний відлитий із чавуна ресивер продувального повітря разом з діафрагмою охолоджується водою що сприяє безпеці експлуатації двигуна. Економічність двигуна підвищуєть за рахунок...
85734. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФИРМЫ (НА ПРИМЕРЕ ООО «АМБЕР-ГРУПП») 5.74 MB
  Актуальность дипломной работы состоит в том, что любая современная компания нуждается в качественной системе управления. Чем эффективней система управления, тем выше работоспособность компании в целом. В дальнейшем повышается имидж компании, конкурентоспособность на рынке услуг, значительно сокращается время на обработку информации.
85735. Формування плану виробництва на підставі оптимізації випуску і збуту продукції і прогнозу попиту на ринку мясопродуктів в Краснодонському районі 1.73 MB
  Мета роботи фахівця: формування плану виробництва на підставі оптимізації випуску і збуту продукції і прогнозу попиту на ринку м\'ясопродуктів в Краснодонському районі. Ця проблема на наш погляд повинна розв\'язуватися подальшим вдосконаленням конкурентоспроможності продукції. Майже повністю був оновлений асортимент ковбасних виробів що випускаються і в даний час Краснодонський мясокомбінат виробляє близько 180 найменувань ковбасної продукції високоякісної і висококалорійної яка витримала конкуренцію на всій території...
85736. Модель пенсійного забезпечення в накопичувальній формі 1.81 MB
  Управління Пенсійного фонду України в Краснодонскому районі Луганської області це підприємство соціального напрямку що забезпечує пенсіонерів інвалідів і інших громадян пенсіями й іншими посібниками. Управління Пенсійного фонду України є вимогливим підприємством тому що кожен працюючий громадянин зіштовхується з його діяльністю. У звязку з цим головна задача пенсійної реформи полягає в тому щоб гарантувати громадянам пенсійного віку у яких немає можливості більше працювати...
85737. Методические приемы совершенствования развития речи младших школьников при обучении грамоте 306.76 KB
  Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы...
85738. Анализ деятельности предприятия ДП «Парус» 991 KB
  Финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств. В последние годы произошли серьезные изменения в экономике Украины. В результате реформ появился развитый негосударственный сектор экономики, новые формы собственности, банковская система...