61759

Мягкие и твердые согласные звуки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные; содействовать осознанию учащимися способов обозначения мягкости согласных; прививать интерес к русскому языку.

Русский

2014-06-01

27.03 KB

9 чел.

Департамент образования и молодежной политики Белгородской области                

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования                   «Старооскольский педагогический колледж»

План - конспект

пробного урока русского языка,

проведенного 26.09.2012 г.

во 2 «Б» классе МОУ СОШ № 24

Тема: «Мягкие и твердые согласные звуки».

                                                                                                                                        

Подготовила:

студент – практикант

четвертого курса 41-У группы

Черных Анна Николаевна

Специальность: 050709.52

Преподавание в начальных классах

                                                                                                                  Проверил:

Учитель 2 «Б» класса

Яковлева Н.И.

_____________

Методист:

Лисицына Г.А.

Отметка за конспект:________________

Отметка за проведение:__________________

Старый Оскол - 2012

Тема: Мягкие и твердые согласные звуки.

Цель: повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные; содействовать осознанию учащимися способов обозначения мягкости согласных;

прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: наглядные пособия, раздаточный материал, учебник.

Оформление доски: Двадцать шестое сентября

                                Классная работа

Ход урока:

1.Орг.момент

2.Пальчиковая разминка

3.Сообщение темы урока

4.Минутка чистописания

5.Словарно-орфографическая  работа

6.АОЗ

7.Физкультминутка

8. Закрепление ранее изученного

9.Подведение итога урока

10.Домашнее задание

11.Рефлексия

Название

Содержание

Возможная деятельность учащихся

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Николаевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Итак, друзья, внимание.

Вот прозвенел звонок,
Садитесь по удобнее,
Начнем скорей урок.

ІІ. Разминка для рук

Дети, для того, чтобы красиво и аккуратно писать в тетрадях и на доске, проведем с вами разминку для рук.

Разминка:

В гости к пальчику большому,

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

Молодцы, дети!

ІІІ. Сообщение темы урока

Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие, вы угадайте сами.

Могут сделать, что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые,
И совсем они не злые
Им не нужны учебники,
Ведь они - вол……..

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)

Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету. Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)

И сегодня на уроке мы с вами закрепим тему, которая звучит так: мягкие и твердые согласные звуки

ІV. Минутка чистописания

Посмотрите на доску, прочитайте число. Классная работа.  Глядя на сигналы,  назовите орфограммы. Молодцы!

Я тетрадь свою открою, 
И наклонно положу. 
Я друзья от вас не скрою
- 
Ручку правильно держу. 
Сяду прямо не согнусь, 
За работу я возьмусь.

А теперь откройте свои тетради, положите их с наклоном, запишите число, классная работа.

Какое сейчас время года? Посмотрите, какие красивые осенние листья к нам прилетели в класс. (А, О, У, Э, Ы) (Я, Е, Ё, И, Ю, Ь)

На каждом листе находится буква. Как,  одним словом назвать эти буквы?

Сколько всего гласных букв в русском языке? А звуков?

Давайте запишем эти буквы в тетради.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

(Гласные.)

(10) букв

(6) звуков

V. Словарная работа

А сейчас мы с вами проведем словарно-орфографическую  работу!

Тим и Том вчера играли,
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – “Какой же ты?”

Итак, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: лисица, сорока, посуда, медведь.

Кто из вас ребята, догадался, какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная.) А как мы называем такие слова? (Словарные.) Запишем их в тетрадь – сначала слова Тима, затем Тома. (Пишем, проверяем.) Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

Вызвать ученика к доске.

VІ.АОЗ

(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-ве, ру-рю, тэ-те, мы-ми.)

  1.  Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? (Мягко.)
  2.  Какие это согласные? (Мягкие.)
  3.  Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, ю, е, и) 

А еще ребята есть очень интересный знак:

Мягкий знак — хитрый знак,
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

И он, так же как и гласные, обозначает мягкость согласного.

Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (Твердые.)

  1.  Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

Показ: Эти гласные дружат с Тимом.
Эти гласные дружат с Томом.

Дети, чтобы правильно определять мягкие и твердые согласные звуки и не делать ошибок, откройте учебник на странице 77.

Прочитайте это сведение самостоятельно про себя. А сейчас прочитаем его вслух. Хорошо, молодцы!

А сейчас  попробуем его обыграть: представим, что у Насти заболела одноклассница и не пришла сегодня на урок, а она очень хотела рассказать ей, какое правило сегодня изучили на уроке. И позвонила ей по телефону. Молодцы!

VІІ. Физкультминутка

Вы устали, проведем физкультминутку. Я буду показывать вам упражнения, а вы повторяйте вместе со мной.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!   (Достаточно)

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться

Мы с вами отдохнули, а сейчас сели прямо, спины поправили, ноги ровно поставили и продолжим наш урок.

VІІІ. Закрепление изученного материала

Откройте учебники на странице 76 упр. 142.

Прочитайте задание.

Итак, запишем в левый столбик слова в которых гласные звуки обозначают твердость(май, нос, лук, мэр, дым), а в правый – которые обозначают мягкость(мяч, нёс, люк, метр, диво). Подчеркните эти буквы. Приведите примеры слов, в которых пишется мягкий знак (ь). Молодцы!

А сейчас Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.)

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите, какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут)

Сейчас ребята, вы будете работать в парах. У вас на столах лежит листок, со словами. Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рев.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? (Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные.)

ІΧ. Домашнее задание

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание … На уроке мы выполняли похожее упражнение и я думаю, что и это упражнение у вас не вызовет трудностей.

ΧІ. Рефлексия

У вас на столах лежат смайлики, если вам урок понравился, все вам было понятно и интересно поднимите смайлик с улыбкой, если урок понравился, но не совсем – то с прямой улыбкой, а если не понравился совсем, то поднимите грустный смайлик.

Χ. Подведение итога урока

Дети, о чем мы сегодня говорили на уроке? Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).

А какие твердость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

Закройте учебники, отложите  их на край стола. Все встали. Урок окончен. Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

ΧІІ. Резервные задания.

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84106. Политическая система общества: понятие и структура 21.39 KB
  Политическая система общества система отношений государственных и негосударственных организаций институтов с помощью которых осуществляется политическая жизнь общества. Политическая система общества это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов государственных органов политических партий движений общественных организаций и т. в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие политическая система показывает как регулируются политические процессы...
84108. Государство и общественно-правовые объединения 21.85 KB
  Появление таких общественных организаций как партии является объективным процессом который позволяет выявлять общие интересы различных групп формулировать их преобразовывать в правовые требования добиваться их осуществления. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы определяет участие партии в завоевании государственной власти. Различают парламентские партии ставящие целью завоевание власти демократическим путем участием в парламентской деятельности и партии которые ставят своей задачей...
84109. Правовой статус личности, понятия структуры виды 21.03 KB
  В структуру этого понятия входят следующие элементы: а правовые нормы; б правоспособность и дееспособность лица обладающего правовым статусом; в основные права свободы и обязанности; г законные интересы; д гражданство; е юридическая ответственность; ж правовые принципы; з правоотношения. В зависимости от перечисленных критериев различают: а общий или конституционный статус гражданина; б специальный или родовой статус определенных категорий граждан; в индивидуальный статус. Набор правовых статусов велик но в теоретическом плане...
84110. Гарантии прав и свобод личности. Понятия и виды 24.88 KB
  Утверждали что все люди равны от рождения и имеют одинаковые обусловленные природой права Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. В этом случае его можно считать правовым. существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства являются объектом между народи о правового регулирования и защиты.
84111. Государство и гражданское общество 24.18 KB
  Гражданское общество внутренне противоречиво; в нем доминирует частный интерес совпадает и сталкивается деятельность различных субъектов. Оно играет роль фактора сдерживающего развитие противоречий до уровня способного разрушить гражданское общество. Как взаимосвязанные элементы единой общественной системы гражданское общество и государство обусловливают друг друга.
84112. Правовое государство и теоретические основы и практика 24.77 KB
  Теория правового государства берет свои истоки из периода античности. Таким образом у Аристотеля мы находим признак правового государства верховенство права. В этот период наиболее последовательное и завершенное освещение дискуссионных вопросов по теории правового государства находим у Н.
84113. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 34.33 KB
  Права человека положены в основу системы сдержек и противовесов правового режима ограничения для государства не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь. Индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают права государства – писал в начале XX в. То есть власть государства можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина которые выступают своеобразным проявлением власти личности волей гражданского общества составляют главную часть права вообще.