61759

Мягкие и твердые согласные звуки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные; содействовать осознанию учащимися способов обозначения мягкости согласных; прививать интерес к русскому языку.

Русский

2014-06-01

27.03 KB

9 чел.

Департамент образования и молодежной политики Белгородской области                

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования                   «Старооскольский педагогический колледж»

План - конспект

пробного урока русского языка,

проведенного 26.09.2012 г.

во 2 «Б» классе МОУ СОШ № 24

Тема: «Мягкие и твердые согласные звуки».

                                                                                                                                        

Подготовила:

студент – практикант

четвертого курса 41-У группы

Черных Анна Николаевна

Специальность: 050709.52

Преподавание в начальных классах

                                                                                                                  Проверил:

Учитель 2 «Б» класса

Яковлева Н.И.

_____________

Методист:

Лисицына Г.А.

Отметка за конспект:________________

Отметка за проведение:__________________

Старый Оскол - 2012

Тема: Мягкие и твердые согласные звуки.

Цель: повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные; содействовать осознанию учащимися способов обозначения мягкости согласных;

прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: наглядные пособия, раздаточный материал, учебник.

Оформление доски: Двадцать шестое сентября

                                Классная работа

Ход урока:

1.Орг.момент

2.Пальчиковая разминка

3.Сообщение темы урока

4.Минутка чистописания

5.Словарно-орфографическая  работа

6.АОЗ

7.Физкультминутка

8. Закрепление ранее изученного

9.Подведение итога урока

10.Домашнее задание

11.Рефлексия

Название

Содержание

Возможная деятельность учащихся

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Николаевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Итак, друзья, внимание.

Вот прозвенел звонок,
Садитесь по удобнее,
Начнем скорей урок.

ІІ. Разминка для рук

Дети, для того, чтобы красиво и аккуратно писать в тетрадях и на доске, проведем с вами разминку для рук.

Разминка:

В гости к пальчику большому,

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

Молодцы, дети!

ІІІ. Сообщение темы урока

Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие, вы угадайте сами.

Могут сделать, что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые,
И совсем они не злые
Им не нужны учебники,
Ведь они - вол……..

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)

Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету. Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)

И сегодня на уроке мы с вами закрепим тему, которая звучит так: мягкие и твердые согласные звуки

ІV. Минутка чистописания

Посмотрите на доску, прочитайте число. Классная работа.  Глядя на сигналы,  назовите орфограммы. Молодцы!

Я тетрадь свою открою, 
И наклонно положу. 
Я друзья от вас не скрою
- 
Ручку правильно держу. 
Сяду прямо не согнусь, 
За работу я возьмусь.

А теперь откройте свои тетради, положите их с наклоном, запишите число, классная работа.

Какое сейчас время года? Посмотрите, какие красивые осенние листья к нам прилетели в класс. (А, О, У, Э, Ы) (Я, Е, Ё, И, Ю, Ь)

На каждом листе находится буква. Как,  одним словом назвать эти буквы?

Сколько всего гласных букв в русском языке? А звуков?

Давайте запишем эти буквы в тетради.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

(Гласные.)

(10) букв

(6) звуков

V. Словарная работа

А сейчас мы с вами проведем словарно-орфографическую  работу!

Тим и Том вчера играли,
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – “Какой же ты?”

Итак, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: лисица, сорока, посуда, медведь.

Кто из вас ребята, догадался, какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная.) А как мы называем такие слова? (Словарные.) Запишем их в тетрадь – сначала слова Тима, затем Тома. (Пишем, проверяем.) Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

Вызвать ученика к доске.

VІ.АОЗ

(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-ве, ру-рю, тэ-те, мы-ми.)

  1.  Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? (Мягко.)
  2.  Какие это согласные? (Мягкие.)
  3.  Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, ю, е, и) 

А еще ребята есть очень интересный знак:

Мягкий знак — хитрый знак,
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

И он, так же как и гласные, обозначает мягкость согласного.

Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (Твердые.)

  1.  Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

Показ: Эти гласные дружат с Тимом.
Эти гласные дружат с Томом.

Дети, чтобы правильно определять мягкие и твердые согласные звуки и не делать ошибок, откройте учебник на странице 77.

Прочитайте это сведение самостоятельно про себя. А сейчас прочитаем его вслух. Хорошо, молодцы!

А сейчас  попробуем его обыграть: представим, что у Насти заболела одноклассница и не пришла сегодня на урок, а она очень хотела рассказать ей, какое правило сегодня изучили на уроке. И позвонила ей по телефону. Молодцы!

VІІ. Физкультминутка

Вы устали, проведем физкультминутку. Я буду показывать вам упражнения, а вы повторяйте вместе со мной.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!   (Достаточно)

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться

Мы с вами отдохнули, а сейчас сели прямо, спины поправили, ноги ровно поставили и продолжим наш урок.

VІІІ. Закрепление изученного материала

Откройте учебники на странице 76 упр. 142.

Прочитайте задание.

Итак, запишем в левый столбик слова в которых гласные звуки обозначают твердость(май, нос, лук, мэр, дым), а в правый – которые обозначают мягкость(мяч, нёс, люк, метр, диво). Подчеркните эти буквы. Приведите примеры слов, в которых пишется мягкий знак (ь). Молодцы!

А сейчас Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.)

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите, какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут)

Сейчас ребята, вы будете работать в парах. У вас на столах лежит листок, со словами. Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рев.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? (Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные.)

ІΧ. Домашнее задание

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание … На уроке мы выполняли похожее упражнение и я думаю, что и это упражнение у вас не вызовет трудностей.

ΧІ. Рефлексия

У вас на столах лежат смайлики, если вам урок понравился, все вам было понятно и интересно поднимите смайлик с улыбкой, если урок понравился, но не совсем – то с прямой улыбкой, а если не понравился совсем, то поднимите грустный смайлик.

Χ. Подведение итога урока

Дети, о чем мы сегодня говорили на уроке? Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).

А какие твердость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

Закройте учебники, отложите  их на край стола. Все встали. Урок окончен. Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

ΧІІ. Резервные задания.

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78925. Рациональное, объективное, истинное в СГН 32 KB
  При рассмотрении проблемы истины важно уяснить специфику ее классической неклассической и постнеклассической трактовки а также особенности современного понимания ряда частных вопросов: ситуативность и объективный характер истин социальногуманитарных наук; их взаимосвязь с социальной реальностью; экзистенциальноантропологический подход к истине в гуманитарном знании. Вследствие этого а также вследствие традиций и особенностей каждой из наук они могут пользоваться преимущественно классической неклассической или постнеклассической...
78926. Природа и типы объяснений в СГН 27 KB
  Объяснение логикометодологическая процедура экспликации сущности одного явления через другое имеющее статус достоверного очевидного. Научное объяснение должно отвечать двум требованиям: 1 адекватности его аргументы и характеристики должны иметь непосредственное отношение к предметам явлениям событиям которые они объясняют; 2 принципиальной проверяемости непосредственно или через следствия. По своей логической структуре объяснение представляет рассуждение или умозаключение посылки которого содержат информацию необходимую для...
78927. Объяснение и понимание в СГН 32.5 KB
  Объяснение и понимание в СГН. Объяснение логикометодологическая процедура экспликации сущности одного явления через другое имеющее статус достоверного очевидного. Научное объяснение должно отвечать двум требованиям: 1 адекватности его аргументы и характеристики должны иметь непосредственное отношение к предметам явлениям событиям которые они объясняют; 2 принципиальной проверяемости непосредственно или через следствия. По своей логической структуре объяснение представляет рассуждение или умозаключение посылки которого содержат...
78928. Понимание в гуманитарных науках 27.5 KB
  Понимание в гуманитарных науках. В гуманитарном знании в качестве оснований для объяснения часто выступают типологии а процедуры объяснения с необходимостью дополняются пониманием и интерпретацией. По эвристическим возможностям понимание не уступает рациональному способу познания но значительно расширяет палитру познавательных средств включая в них интуицию чувства переживание. Понимание предполагает проникновение на мотивационный интенциональный уровень человеческой деятельности либо а путем психологического вживания в цели...
78929. Объяснение и понимание в социологии, экономике, психологи 31.5 KB
  Объяснение и понимание в социологии экономике психологи и т. понимающей социологии во второй половине 19 века в философской подпочве социальнонаучного знания в лице Джамбаттиста Вико Фридриха Шлейермахера и всех тех кто различал социальный мир и мир природы и в связи с этим заявляли о необходимости выработки особых методов познания социального мира. Формирование из этой концепции понимания в социологии. Вычленение социологии как отдельного знания из социальной философии О.
78930. Вера, знание и сомнение в СГН 24.5 KB
  Вера знание и сомнение в СГН. Это означает вопервых что вера есть известие весть надеющихся то есть вера раскрывает выявляет тех кто надеется на чтото во что они верят или хотят верить. Вовторых вера обнаруживает то что невидимо недоступно простому взгляду обыкновенному глазу. Другими словами вера это сверхвйдение дополнительное умозрение таинственный если угодно магический или мистический свет с помощью которого человек видит то что не видит человек без веры.
78931. Основные исследовательские программы СГН 29 KB
  Убежденность в том что опираясь на рационализм можно раскрыть глубинную устойчивую внутреннюю основу любого социального объекта лежала в основе поиска экономистами фундаментального экономического отношения историками основного фактора исторического развития юристами центральной идеи права философами социологами и психологами рациональной сущности общества и человека. Прежде культура понималась как деятельность как правило творческая направленная на реализацию природной сущности человека. Теперь культура стала рассматриваться...
78932. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук 28 KB
  Предмет науки это ограниченный исследовательскими целями и способами концептуализации фрагмент объективной или мысленной реальности. Социальногуманитарные науки исследуют закономерности социальной жизни ценностные состояния и мотивы действующих субъектов. Социальные науки изучают общие социальные закономерности структуру общества и его законы тогда как предметом гуманитарных наук является человеческий мир. Социальные науки используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения разделением субъектобъектных отношений.
78933. Дисциплинарная структура СГН и ее эволюция 28 KB
  Одной из актуальных проблем современного социально-гуманитарного знания является его интеграция, которая выражается в развитии междисциплинарных научных исследований. Общими причинами их появления и развития были, прежде всего, наличие «стыковых» проблем, не укладывающихся в границы предмета существующих дисциплин