61761

Виды речевых ошибок. Причины употребления слова несвойственном ему значении. Причины лексической несочетаемости

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Причины употребления слова несвойственном ему значении. Употребление слова в несвойственном ему значении. Студенты знакомятся с классификацией речевых ошибок IV Изучение вопроса о причинах появления речевых ошибок типа...

Русский

2014-06-01

21.8 KB

4 чел.

ГОУ СПО Педагогический  колледж №1  им.      Н.А.Некрасова

                                  г.  Санкт – Петербург

                                                  2011/2012

 

Развернутый  план   урока  русского  языка и  культуры  речи с использованием   РНС,

проведенного  для  студентов  2 курса, обучающихся

по  специальности  050704 «Дошкольное  образование»,

в апреле 2011/2012 учебного  года

преподавателем  Самоторкиной

Татьяной Владимировной.

Тема:    Виды  речевых  ошибок. Причины употребления

              слова   несвойственном  ему  значении.(р-1)

              Причины  лексической  несочетаемости.(р-2)

                                 План  урока

I Подготовительная  работа

1.Чтение цитат  из популярных песен, в текстах  которых есть  речевые  и грамматические  ошибки. (использование  слайдов и музыкального  сопровождения)

«…и за  любовь  последнюю  я  поднимаю  тост…» ( И.Николаев «Выпьем за любовь».

« Не  надо делать  таких  удивительных  глаз…» («Давайте  выпьем, Наташа, сухого вина»)

«…потому что  он  ведет  гОдам  нашим  счет.» (Т.Буланова «День  рождения.»)

« Ты  звОнишь  ей  домой, когда  меня  дома  нет…» (песня «Студент», группа «Руки  вверх»

«Соловей  российский, славный  птах, распевает  песнь  свою  со  свистом» ( «Соловьиная роща»    Л. Лещенко)

«Русская  водка-черный  хлеб, селедка.

 Весело  веселье – тяжело  похмелье» (Русская  водка»  Вика Цыганова)

2.Поиск  ответа  на вопрос: почему  представлены  именно  эти  цитаты из  популярных песен?

  

II Сообщение  темы  урока.

(появляется    слайд № 1)

Тема  урока  «Нарушение  лексической  нормы – речевые  ошибки»

Сегодня  на уроке вы  узнаете  о  видах  речевых  ошибок.

III Запись   классификации  речевых  ошибок.

(появляется  слайд № 2)

Классификация  речевых  ошибок.

Р-1.  Употребление  слова  в  несвойственном  ему  значении.

Р-2.  Лексическая  несочетаемость.

Р-3. Лишнее  слово.

Р-4. Близкое  употребление  однокоренных  слов ( тавтология).

Р-5. Неуместное  повторение  слов.

Р-6. Двусмысленность  при употреблении  местоимений.

Р-7. Синтаксическая  бедность.

Р-8. Неуместное  употребление  диалектных  и  просторечных  слов.

Р-9. Стилистическая  неуместность.

Р-10. Нарушение  порядка  слов.

Р-11. Нарушение  видо - временных  отношений  глаголов.

(Студенты  знакомятся  с  классификацией   речевых  ошибок)

IV  Изучение  вопроса  о  причинах  появления речевых ошибок  типа Р -1 (Употребление  слова  в  несвойственном ему  значении).

Из  представленных  11  видов  речевых  ошибок вы  сегодня  на  уроке   узнаете

подробно  о  двух  видах: Р - 1  и  Р -2

(появляется  слайд № 3)

Р -1   Употребление  слова в  несвойственном  ему  значении.

Р -2   Лексическая  несочетаемость.

Студенты  пытаются   самостоятельно  назвать  причины  появления  ошибок типа Р -1 (Употребление  слова  в  несвойственном  ему  значении.)

(появляется  слайд № 4)

Причины  употребления  слова в  несвойственном  ему  значении.

1 причина    Незнание  значения  слова.

Он  сунул  ноги в удила  и  поскакал  рысью

(  иллюстрация этого  примера на слайде)

Проводится  словарно – лексическая  работа: уточняется значение  слова «Удила» (это  часть  упряжи, которую  помещают  в  пасть  лошади  для  управления  животным  во  время  движения. Показ предметной  картинки с  изображение  стремени. Затем  студенты  придумывают  свой  пример с  подобной речевой  ошибкой и  отражают  свои  успехи  в  технологической карте  урока.

(появляется  слайд № 5)

Причины  употребления  слова  в  несвойственном  ему  значении.

2 причина  Незнание  «возраста»  слова,  отнесение  его к  чуждой  ему  исторической эпохе.

Анатоль  Курагин  часто  бывал  в  барах.

(иллюстрация этого примера на слайде № 5 )

Студентам  предлагается  объяснить   причину  появления этой  ошибки.

Затем  они  подбирают  свой  пример предложения с  подобной  ошибкой и  отмечают  свои  успехи  в  технологической  карте.

(появляется  слайд №6)

Причины  употребления  слова  в  несвойственном  ему  значении

3 причина   Смешение паронимов.

Кошке  отдали мелочную  рыбу.(иллюстрация примера на слайде)

Студенты  объясняют  причину  появления  данной  ошибки, подбирают  свой  пример предложения с  подобной  речевой  ошибкой  и  заполняют  технологическую  карту.

(Появляется  слайд №7)

Причины  употребления  слова  в  несвойственном  ему  значении

4 причина  Неумение  различать  оттенки  в  значении  синонимов.

Рейд  выявил целую  плеяду  жуликов.(иллюстрация на слайде)

Анализ  причины  появления  ошибки этого  типа,  подбор  своего  примера,

заполнение  технологической  карты.

(появляется  слайд № 8)

Причины  употребления  слова  в несвойственном  ему  значении

5 причина  Незнание  фразеологического  оборота  с данным  словом.

Поэт  стоит на  постаменте  с  протянутой  рукой.(иллюстрация примера)

Выясняется  значение  выражения «Стоять  с  протянутой рукой», студенты  высказывают предположение  об «авторах»  подобных  ошибок, подбирают  свои  примеры  похожих нарушений   речи  и  заполняют  технологическую  карту.

V Самостоятельная  работа : определение  причин появления ошибок  типа Р -1 в предложениях, данных учителем.

(Появляется  слайд № 9)

1.Письменное  выполнение  задания: определить  причины  речевых  ошибок в  данных предложениях:

1.Сослуживец  короля  оговорил Эльзу.

2.Иностранная  студентка, упав  на  прогулке,  воскликнула: «Какая  я  падшая  женщина»

3.Юноша нес  в  руке новый  дипломант.

4.Ребята  объявили  друг  другу  импичмент.

5.Автобус  стремглав  ехал по  шоссе.

(Студенты выписывают  слова  или  словосочетания , употребленные, по  их  мнению,  ошибочно, указывают  причину  появления каждой  ошибки и  исправляют эти ошибки)

2.Проверка выполнения  самостоятельной  работы и  заполнение  технологической  карты.

(промежуточная  самооценка)

VI.Изучение  вопроса  о  причинах  появления  речевых  ошибок  типа Р -2 (Лексическая  несочетаемость)

1.Чтение  сочинения  школьницы.

 (Появляется  слайд  № 10)

Недавно  мы  получили  новую  квартиру в  красивом  высотном  доме. Он  стоит в  центре огромного  микрорайона. Рядом  парк и  озеро. По  утрам  в мои  окна  заглядывает  солнце. Я  бегу на  балкон и  выполняю  утреннюю  зарядку. Школа притулилась недалеко. У  меня  там  полчища  друзей. Апосля  уроков  мы гуляем  среди  зеленых  насаждений, прыгаем, играем, бегаем, куда глаза глядят. Мне  нравится жить  в  этом  доме.

2.Определение   речевых  ошибок  в  тексте  сочинения школьницы.

Студенты  получают листки,  на  которых  напечатан  текст  сочинения  ученицы,

подчеркивают  слова, которые можно  отнести  к  речевым нарушениям, по  их мнению.

3.Чтение  материала  о  причинах  появления  речевых  ошибок  типа Р – 2

(Появляется  слайд № 11)

Р -2 Причины  лексической  несочетаемости

1 причина     Слова  противоречат  друг  другу,  взаимно  исключая  одно  другое.                    

В  нашем  городе  появился  небольшой гигант  машиностроения.

2 причина     Одно из  слов  сочетается  с положительным    по  смыслу  словом, а  второе  может  сочетаться со  словом,  имеющим  негативную окраску.

Мересьев  был  закоренелым  героем.

3 причина   Слова  не  могут  сочетаться  по  традиции.

Нельзя  делать  горе  другим людям.

4 причина Слова  не  сочетаются, так как  они  разнородны  стилистически.

В нашей  деревне воздвигли  новый  курятник.(возможна  иллюстрация)

4.Повторный  анализ   школьного  сочинения

Студенты еще  раз  анализируют  школьное  сочинение и  определяют вид ошибки, называют причину появления этой ошибки и исправляют все допущенные в тексте сочинения ошибки.

VII.Проверка  выполнения  задания  и  заполнение  технологической  карты.(самооценка  работы  на  уроке)

IX.Итог  урока (перевод  набранных  баллов в  оценку)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20441. Эволюция CASE-средств 99.5 KB
  Таким образом CASEтехнологии не могут считаться самостоятельными методологиями они только делают более эффективными пути их применения. CASE ≈ не революция в программо технике: современные CASEсредства являются естественным продолжением эволюции всей отрасли средств разработки ПО. Традиционно выделяют шесть периодов качественно отличающихся применяемой техникой и методами разработки ПО которые характеризуются использованием в качестве инструментальных следующих средств: ассемблеров дампов памяти анализаторов компиляторов...
20442. Варианты архитектуры клиент-сервер 122 KB
  Варианты архитектуры клиентсервер Разделение на три логических уровня обсуждавшееся в предыдущем пункте наводит на мысль о множестве вариантов физического распределения по отдельным компьютерам приложений в модели клиентсервер. Серверы реализующие все остальное то есть уровни обработки и данных. Проблема подобной организации состоит в том что на самом деле система не является распределенной: все происходит на сервере а клиент представляет собой не что иное как простой терминал. Многозвенные архитектуры Один из подходов к организации...
20443. Введение в UML 54.5 KB
  Модель физического уровня в языке UML отражает компонентный состав проектируемой системы с точки зрения ее реализации на аппаратурной и программной платформах конкретных производителей. Сущности в UML В UML определены четыре типа сущностей: структурные поведенческие группирующие и аннотационные. Структурные сущности это имена существительные в моделях на языке UML.
20444. Document Object Model 54 KB
  Модель DOM не накладывает ограничений на структуру документа. Любой документ известной структуры с помощью DOM может быть представлен в виде дерева узлов каждый узел которого представляет собой элемент атрибут текстовый графический или любой другой объект. Изначально различные браузеры имели собственные модели документов DOM не совместимые с остальными.
20445. Диаграмма развертывания (deployment diagram) 62 KB
  Для представления общей конфигурации и топологии распределенной программной системы в UML предназначены диаграммы развертывания. Диаграмма развертывания предназначена для визуализации элементов и компонентов программы существующих лишь на этапе ее исполнения runtime. Те компоненты которые не используются на этапе исполнения на диаграмме развертывания не показываются.
20447. Денежно-кредитная политика 87 KB
  Понятие и цели ДКП. Спрос на деньги и предложение денег. Создание банковской системы и новых денег. Банковский и денежный мультипликаторы. Инструменты ДКП. Политика дешевых и дорогих денег. Эффективность ДКП. Особенности ДКП в РБ.
20448. PHP 288.5 KB
  PHP: Hypertext Preprocessor PHP: препроцессор гипертекста англ. Область применения В области программирования для Сети PHP один из популярных скриптовых языков наряду с JSP Perl и языками используемыми в ASP.NET благодаря своей простоте скорости выполнения богатой функциональности кроссплатформенности и распространению исходных кодов на основе лицензии PHP.
20449. Диаграмма последовательности (sequence diagram) 112.5 KB
  Сообщения изображаются в виде горизонтальных стрелок с именем сообщения а их порядок определяется временем возникновения. То есть сообщения расположенные на диаграмме последовательности выше инициируются раньше тех которые расположены ниже. Сообщения В UML каждое взаимодействие описывается совокупностью сообщений которыми участвующие в нем объекты обмениваются между собой. Прием сообщения инициирует выполнение определенных действий направленных на решение отдельной задачи тем объектом которому это сообщение отправлено.