61761

Виды речевых ошибок. Причины употребления слова несвойственном ему значении. Причины лексической несочетаемости

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Причины употребления слова несвойственном ему значении. Употребление слова в несвойственном ему значении. Студенты знакомятся с классификацией речевых ошибок IV Изучение вопроса о причинах появления речевых ошибок типа...

Русский

2014-06-01

21.8 KB

4 чел.

ГОУ СПО Педагогический  колледж №1  им.      Н.А.Некрасова

                                  г.  Санкт – Петербург

                                                  2011/2012

 

Развернутый  план   урока  русского  языка и  культуры  речи с использованием   РНС,

проведенного  для  студентов  2 курса, обучающихся

по  специальности  050704 «Дошкольное  образование»,

в апреле 2011/2012 учебного  года

преподавателем  Самоторкиной

Татьяной Владимировной.

Тема:    Виды  речевых  ошибок. Причины употребления

              слова   несвойственном  ему  значении.(р-1)

              Причины  лексической  несочетаемости.(р-2)

                                 План  урока

I Подготовительная  работа

1.Чтение цитат  из популярных песен, в текстах  которых есть  речевые  и грамматические  ошибки. (использование  слайдов и музыкального  сопровождения)

«…и за  любовь  последнюю  я  поднимаю  тост…» ( И.Николаев «Выпьем за любовь».

« Не  надо делать  таких  удивительных  глаз…» («Давайте  выпьем, Наташа, сухого вина»)

«…потому что  он  ведет  гОдам  нашим  счет.» (Т.Буланова «День  рождения.»)

« Ты  звОнишь  ей  домой, когда  меня  дома  нет…» (песня «Студент», группа «Руки  вверх»

«Соловей  российский, славный  птах, распевает  песнь  свою  со  свистом» ( «Соловьиная роща»    Л. Лещенко)

«Русская  водка-черный  хлеб, селедка.

 Весело  веселье – тяжело  похмелье» (Русская  водка»  Вика Цыганова)

2.Поиск  ответа  на вопрос: почему  представлены  именно  эти  цитаты из  популярных песен?

  

II Сообщение  темы  урока.

(появляется    слайд № 1)

Тема  урока  «Нарушение  лексической  нормы – речевые  ошибки»

Сегодня  на уроке вы  узнаете  о  видах  речевых  ошибок.

III Запись   классификации  речевых  ошибок.

(появляется  слайд № 2)

Классификация  речевых  ошибок.

Р-1.  Употребление  слова  в  несвойственном  ему  значении.

Р-2.  Лексическая  несочетаемость.

Р-3. Лишнее  слово.

Р-4. Близкое  употребление  однокоренных  слов ( тавтология).

Р-5. Неуместное  повторение  слов.

Р-6. Двусмысленность  при употреблении  местоимений.

Р-7. Синтаксическая  бедность.

Р-8. Неуместное  употребление  диалектных  и  просторечных  слов.

Р-9. Стилистическая  неуместность.

Р-10. Нарушение  порядка  слов.

Р-11. Нарушение  видо - временных  отношений  глаголов.

(Студенты  знакомятся  с  классификацией   речевых  ошибок)

IV  Изучение  вопроса  о  причинах  появления речевых ошибок  типа Р -1 (Употребление  слова  в  несвойственном ему  значении).

Из  представленных  11  видов  речевых  ошибок вы  сегодня  на  уроке   узнаете

подробно  о  двух  видах: Р - 1  и  Р -2

(появляется  слайд № 3)

Р -1   Употребление  слова в  несвойственном  ему  значении.

Р -2   Лексическая  несочетаемость.

Студенты  пытаются   самостоятельно  назвать  причины  появления  ошибок типа Р -1 (Употребление  слова  в  несвойственном  ему  значении.)

(появляется  слайд № 4)

Причины  употребления  слова в  несвойственном  ему  значении.

1 причина    Незнание  значения  слова.

Он  сунул  ноги в удила  и  поскакал  рысью

(  иллюстрация этого  примера на слайде)

Проводится  словарно – лексическая  работа: уточняется значение  слова «Удила» (это  часть  упряжи, которую  помещают  в  пасть  лошади  для  управления  животным  во  время  движения. Показ предметной  картинки с  изображение  стремени. Затем  студенты  придумывают  свой  пример с  подобной речевой  ошибкой и  отражают  свои  успехи  в  технологической карте  урока.

(появляется  слайд № 5)

Причины  употребления  слова  в  несвойственном  ему  значении.

2 причина  Незнание  «возраста»  слова,  отнесение  его к  чуждой  ему  исторической эпохе.

Анатоль  Курагин  часто  бывал  в  барах.

(иллюстрация этого примера на слайде № 5 )

Студентам  предлагается  объяснить   причину  появления этой  ошибки.

Затем  они  подбирают  свой  пример предложения с  подобной  ошибкой и  отмечают  свои  успехи  в  технологической  карте.

(появляется  слайд №6)

Причины  употребления  слова  в  несвойственном  ему  значении

3 причина   Смешение паронимов.

Кошке  отдали мелочную  рыбу.(иллюстрация примера на слайде)

Студенты  объясняют  причину  появления  данной  ошибки, подбирают  свой  пример предложения с  подобной  речевой  ошибкой  и  заполняют  технологическую  карту.

(Появляется  слайд №7)

Причины  употребления  слова  в  несвойственном  ему  значении

4 причина  Неумение  различать  оттенки  в  значении  синонимов.

Рейд  выявил целую  плеяду  жуликов.(иллюстрация на слайде)

Анализ  причины  появления  ошибки этого  типа,  подбор  своего  примера,

заполнение  технологической  карты.

(появляется  слайд № 8)

Причины  употребления  слова  в несвойственном  ему  значении

5 причина  Незнание  фразеологического  оборота  с данным  словом.

Поэт  стоит на  постаменте  с  протянутой  рукой.(иллюстрация примера)

Выясняется  значение  выражения «Стоять  с  протянутой рукой», студенты  высказывают предположение  об «авторах»  подобных  ошибок, подбирают  свои  примеры  похожих нарушений   речи  и  заполняют  технологическую  карту.

V Самостоятельная  работа : определение  причин появления ошибок  типа Р -1 в предложениях, данных учителем.

(Появляется  слайд № 9)

1.Письменное  выполнение  задания: определить  причины  речевых  ошибок в  данных предложениях:

1.Сослуживец  короля  оговорил Эльзу.

2.Иностранная  студентка, упав  на  прогулке,  воскликнула: «Какая  я  падшая  женщина»

3.Юноша нес  в  руке новый  дипломант.

4.Ребята  объявили  друг  другу  импичмент.

5.Автобус  стремглав  ехал по  шоссе.

(Студенты выписывают  слова  или  словосочетания , употребленные, по  их  мнению,  ошибочно, указывают  причину  появления каждой  ошибки и  исправляют эти ошибки)

2.Проверка выполнения  самостоятельной  работы и  заполнение  технологической  карты.

(промежуточная  самооценка)

VI.Изучение  вопроса  о  причинах  появления  речевых  ошибок  типа Р -2 (Лексическая  несочетаемость)

1.Чтение  сочинения  школьницы.

 (Появляется  слайд  № 10)

Недавно  мы  получили  новую  квартиру в  красивом  высотном  доме. Он  стоит в  центре огромного  микрорайона. Рядом  парк и  озеро. По  утрам  в мои  окна  заглядывает  солнце. Я  бегу на  балкон и  выполняю  утреннюю  зарядку. Школа притулилась недалеко. У  меня  там  полчища  друзей. Апосля  уроков  мы гуляем  среди  зеленых  насаждений, прыгаем, играем, бегаем, куда глаза глядят. Мне  нравится жить  в  этом  доме.

2.Определение   речевых  ошибок  в  тексте  сочинения школьницы.

Студенты  получают листки,  на  которых  напечатан  текст  сочинения  ученицы,

подчеркивают  слова, которые можно  отнести  к  речевым нарушениям, по  их мнению.

3.Чтение  материала  о  причинах  появления  речевых  ошибок  типа Р – 2

(Появляется  слайд № 11)

Р -2 Причины  лексической  несочетаемости

1 причина     Слова  противоречат  друг  другу,  взаимно  исключая  одно  другое.                    

В  нашем  городе  появился  небольшой гигант  машиностроения.

2 причина     Одно из  слов  сочетается  с положительным    по  смыслу  словом, а  второе  может  сочетаться со  словом,  имеющим  негативную окраску.

Мересьев  был  закоренелым  героем.

3 причина   Слова  не  могут  сочетаться  по  традиции.

Нельзя  делать  горе  другим людям.

4 причина Слова  не  сочетаются, так как  они  разнородны  стилистически.

В нашей  деревне воздвигли  новый  курятник.(возможна  иллюстрация)

4.Повторный  анализ   школьного  сочинения

Студенты еще  раз  анализируют  школьное  сочинение и  определяют вид ошибки, называют причину появления этой ошибки и исправляют все допущенные в тексте сочинения ошибки.

VII.Проверка  выполнения  задания  и  заполнение  технологической  карты.(самооценка  работы  на  уроке)

IX.Итог  урока (перевод  набранных  баллов в  оценку)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82421. Французская экзистенциальная философия 37.43 KB
  Экзистенциализм — возможно, наиболее популярное (наряду с психоанализом) философское течение нашего времени. Его название происходит от немецкого «existieren» и французского «exister» — существовать, и обращено не к выяснению сущности человека, а к его повседневному бытию
82422. Персонализм 35 KB
  Французский персонализм одно из ведущих философских течений современности; вместе с феноменологией экзистенциализмом и неотомизмом он составил целую эпоху в интеллектуальной жизни Франции первой половины XX в. Датой рождения французского персонализма считается октябрь 1932 г. Основоположник и главный теоретик французского персонализма Эммануэль Мунье 19051950 профессиональный философ католик по вероисповеданию; ему удалось сплотить вокруг Esprit творческую молодежь философов социологов публицистов литераторов литературных и...
82423. Философская герменевтика. Трудности перехода от понимания как способа познания к пониманию как способу существования 30.84 KB
  Хотя история герменевтики может быть прослежена через Средневековье до античности понятие герменевтики в его современном значении восходит к Новому времени. Революционный шаг в становлении герменевтики как самостоятельной дисциплины сделан Шлейермахером принципиально расширившим сферу подлежащих истолкованию текстов: для Шлейермахера это учение об искусстве понимания письменных документов вообще. Задачу герменевтики составляет прояснение условий делающих возможным уразумение смысла того или иного текста. Важным этапом становления...
82424. Аналитическая философия XX века: основные направления и проблемы 28.31 KB
  Одна из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия развитие и нарастающее влияние аналитической философии. Главные цели философии анализа выявление структуры мысли прояснение всего смутного невнятного достижение прозрачного соотнесения языка и реальности четкое разграничение значимых и пустых выражений осмысленных и бессмысленных фраз. Внутри аналитической философии выделяют два направления: философию логического анализа и философию лингвистического анализа или лингвистическую философию. Исходные проблемы и понятия...
82425. Структурализм и постструктурализм 31.84 KB
  В античности понятие структуры было синонимом понятия форма. В трудах Структурная антропология 1958 и Структурная антропология два 1973 рекомендует при исследовании культуры обращать внимание не на субъекты но на такие культурные структуры жизни как мифы ритуалы маски правила бракосочетания родственные связи языки как на знаковые структуры и изучать их не диахронно а синхронно увязывая факты в целое....
82426. Теоретические истоки философии постмодернизма. Идея концепта, поиск новых смыслов философии, современные оценки 27.97 KB
  В основе мировоззрения постмодернизма лежат принципы космизма экологизма феминизма постгуманизма новой сексуальности как ответы на новые проблемы нового мира. Мировоззренческие элементы постмодернизма могут быть реконструированы в культурную программу постмодернизма парадигму эписгему новую онтологию новую гносеологию новую логику. Постмодернизм сторонится тотализирующих моделей чем знаменует смену познавательной парадигмы пересматривает позиции субъекта как центра и источника системы мировоззренческих представлений...
82427. Общая характеристика социокультурного и мотивационного контекстов современной зарубежной философии 26.06 KB
  Ухудшение условий жизни людей утрата природой своих естественных свойств истощение материальных ресурсов сказываются на жизни каждого человека подвергая опасности здоровье психическое состояние как ныне живущих так и будущих поколений. ознаменовалось огромными переменами во всех сферах жизни общества: значительно усилилось влияние науки и возросла ее роль в жизни всего мирового сообщества. в области общественной жизни и политики происходит обострение межгосударственных и социальных противоречий внутри отдельных стран которые выливаются в...
82428. Новые тенденции в современной зарубежной философии. Специфика «перехода от мира науки к миру жизни» 28.48 KB
  На наш взгляд основными и определяющими характер современной западной философии являются следующие направления: феноменология герменевтика экзистенциализм структурализм неопозитивизм постмодернизм. Основными тенденциями в развитии современной философии выступают Сциентизм и Антропологизм. Первая проявляется в позитивизме философии науки структурализме и других.
82429. Оценка классического наследия, отношение к традиции в современной зарубежной философии. М. Фуко о «четырехкратном сдвиге кантовского вопроса» 31.82 KB
  Все это наводит на мысль о внутреннем родстве и общей социальноисторической обусловленности широкого духовного процесса переоценки ценностей который продолжается и находит новые импульсы и в наши дни. Будучи двуединством эмпирического и трансцендентального человек является таким образом местом непонимания того самого непонимания которое постоянно грозит затопить мысль ее собственным небытием но в то же время позволяет мысли собраться в целостность на основе того что от нее ускользает. Теперь уже вопрос не в том как же собственно...