61762

Лексическое значение слова и способы его объяснения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: научить определять лексическое значение слова разными способами. Задачи: Обучающая: закрепить представление о лексике как разделе лингвистики изучающем словарный состав языка; закрепить основные способы объяснения лексического значения слов...

Русский

2014-06-01

30.97 KB

34 чел.

Конспект урока русского языка по теме "Лексическое значение слова и способы его объяснения". 5-й класс

Цель: научить определять лексическое значение слова разными способами.

Задачи:

  1.  Обучающая: закрепить представление о лексике как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка; закрепить основные способы объяснения лексического значения слов:
    – краткое толкование лексического значения слова;
    – подбор синонимов;
    – подбор антонимов;
    – подбор однокоренных слов (отрабатывать умение давать словообразовательное толкование значения слова);
    – рисунок, иллюстрирующий значение слова;
  2.  Развивающая: развивать умение пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов;
    развивать творческие способности учащихся (составление собственного тематического словарика);
    развивать речь, мышление, воображение учащихся (через работу со словарями);
    развивать устойчивый познавательный интерес к предмету.
  3.  Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому языку, литературе, искусству.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя и учеников

Примечание

  1.  

Организационный момент.

  1.  Подготовьтесь к уроку.

  1.  

Подготовка к восприятию нового материала

  1.   Прочитайте эпиграф к уроку, записанный на доске.

Это слова С.Я. Маршака: “Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной...”.

  1.  Как вы понимаете смысл этого высказывания?
  2.  Как вы думаете, а сколько всего слов в русском языке?

Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Русский язык по праву считается одним из самых богатых языков мира.

В современном русском языке слов более

150 тысяч

+ иностранные слова – 30 тысяч,

термины – 10 тысяч,

диалекты – 200 тысяч,

имена – 25 тысяч,

устаревшие – 30 тысяч + слова однодневки.

Мы подбираемся к миллиону.

А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов.

Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.

  1.  А в чем состоит богатство языка?

Богатство языка состоит, прежде всего, в его словарном составе, т.е. в лексике. 

  1.  А что изучает лексика как наука?

Лексика – словарный состав языка.

Лингвистика - учение о языке, исследующее закономерности его структуры, функционирования и развития, включающее сравнение отдельных языков с целью выявления генетических и типологических связей между ними. лат.Linqua - язык

glossary.ru

Лингви́стика (языкозна́ниеязыкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Наша задача – расширять свой словарный запас, т.е. лексикон. А это значит узнавать новые слова.

Словарь Пушкинских произведений – 21 тысяча, взрослого человека, имеющего высшее образование,– 10-12 тысяч, а ваш - ?

  1.  А что такое узнавать новые слова?

Послушайте стихотворение И.Токмаковой:

Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки – семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошел.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим...
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим...
И ничего не значит
Плим, плим, плим... [1]

  1.  Удалось ли мальчику придумать новое слово?
  2.  Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение?
  3.  Вспомним фонетику: из чего состоит слово?/Из звуков.!
  4.  Произносим: ([п л’и м], пишем: плим. И все-таки это не слово! Почему?
  5.  Потому что оно “ничего не значит”, не имеет смысла!

Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может! Смысл слова и есть его лексическое значение. Стало быть, узнать новое слово – значит узнать, понять его лексическое значение.

Итак, тема урока: “Лексическое значение слова и способы его объяснения”.

  1.  

Объяснение нового материала

  1.  Запишите тему урока: Способы объяснения лексического значения слова.
  2.  Есть несколько способов определить лексическое значение слова.
  3.  Как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? (необходимо обратиться к толковому словарю).
  4.  Прочитайте в толковом словаре значение слова «луна».
  5.  
  6.  Посмотреть значение слова в толковом словаре.

/Луна.

1. Небесное тело, спутник Земли, светящийся отраженным солнечным светом. Полет на Луну.

2. Свет, идущий от такого небесного тела. Читать при луне.

3. Спутник любой планеты (спец.). Луны Сатурна.

  1.  Запишите одно из понравившихся значений в тетрадь, составьте предложение.
  2.  Прочитайте предложения, которые вы составили.
  3.  А какими еще способами можно объяснить лексическое значение слова «луна», если толкового словаря нет рядом? (показать картинку).
  4.  Определить значение слова с помощью рисунка.

  1.  Запишите в тетради слово «ущелье». От какого слова произошло слово «ущелье»?
  2.  Как вы объяснили значение слова «ущелье»? (с помощью однокоренных слов).
  3.  Другой способ объяснить лексическое значение слова – подобрать однокоренные слова.

  1.  Запишите следующее слово: «антракт».
  2.  Как узнать значение этого слова?  (Дети затрудняются это сделать.)
  3.  Угадайте, какие слова пропущены в следующих строках, запишите их в столбик:

На время что-то прекратив, 
Мы объявляем…
Если вы устали слишком,
То дают вам…
После урока непременно
Звонит звонок на…
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт, 
Называется…
Перерыв
Передышка
Перемена
Антракт

  1.  Теперь понятно значение слова АНТРАКТ?
  2.  Как называются слова с похожими значениями? (Синонимы)
  3.  Какой еще способ толкования лексического значения слова выяснили? (Подбор синонимов)
  4.  Еще один способ объяснить лексическое значение слова – подобрать синонимы.
  5.  Какие способы определения лексического значения слова мы с вами выделили?

(Подбор синонимов, однокоренных слов, с помощью рисунка, прочитать значение в толковом словаре).

Таким образом, мы выяснили, что значение – важнейший признак слова, выявили пять способов объяснения лексического значения слова.

  1.  

Закрепление изученного материала.

  1.  Для чего нам нужно знать лексическое значение слова? (чтобы правильно писать)
  2.  Запишите в тетрадях словосочетания и проверочные слова к ним:

посветить фонарем,

посвятить стих.

запевать песню,

запивать таблетку,

обвивать ствол,

обвевать ветром,

умоляющий взгляд,

умаляющий заслуги,

примерял брюки,

примирял друзей,

поседел на макушке,

посидел на табурете,

разрядила обстановку,

разредил грядку,

 

Лексический диктант

  1.  Я называю значение, а вы записывайте слова:

Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов (маяк)

Цвет, средний между красным и желтым, цвет апельсина (оранжевый)

Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке (жюри)

Запас слов и выражений человека (лексикон)

Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка. (лексика)

Слова, имеющие близкие значения (синонимы)

  1.  Что мы сейчас делали?
  2.  Каким способом определяли лексическое значение слов?
  3.  Вспомним пословицы, в которые входят следующие антонимические пары:

1) Утро – вечер.

/Утро вечера мудренее./

2) Свет – тьма.

/Ученье – свет, неученье – тьма./

3) Весна – осень.

/Весна красна цветами, а осень – снопами./

4) Зима – лето.

/Зима без снега – лето без хлеба./

  1.  

Самостоятельная работа учащихся

Упражнение 239, 240 (п.)

Учащиеся выполняют самостоятельно.

  1.  

Итог урока.

Итак, лексика-раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка. Слов в русском языке очень много, и все они очень разные. Большинство слов имеют лексическое значение, т.е. тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово. Сегодня мы рассмотрели пять способов объяснения лексического значения слова:
– краткое толкование слова (чаще всего используется в толковых словарях);
– подбор синонимов (помогает уточнить значение слова);
– подбор антонимов (помогает прояснить значение слова);
– подбор однокоренных слов (помогает понять, почему именно так назван предмет, явление);
– объяснение значения слова с помощью рисунка (картины).

Все это помогает раскрыть смысл слова, узнать его потаенный смысл.

  1.  

Домашнее задание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77749. МЕНЕДЖЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА 31.5 KB
  Проблемное видение мира способность распознавать проблемы там где для других все ясно. Экспрезентность способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации. Способность к имитации функций различных членов коллектива. Инновационность и безынерционность мышления способность выйти за границы формального привычного проверенного традиционного.
77750. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 64 KB
  Методология это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования подходов и ориентиров в его проведении выборе средств и методов определяющих наилучший результат. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. На практике проведение исследования преследует разные цели например: мониторинг качества управления формирование атмосферы творчества и инноваций в...
77751. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ 31.5 KB
  Подходы к исследованию: Механистический подход признающий только причинноследственные связи явлений; Метафизический подход который отдает приоритет связям движения но движения в виде превращения одного движения в другое с последующим возвращением к исходному; Организмический подход акцентирующий те связи которые действуют в живых организмах это главным образом связи функциональные; Диалектический подход основанный на связях рождаемых противоречием. Аспектный подход. Многоаспектный подход.
77752. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 81.5 KB
  Но успех исследования в значительной мере зависит от того каким образом по каким критериям мы выбираем методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы. Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: Эмпирические методы построены на осмыслении практической деятельности сути и особенностей событий и ситуаций. Методы наблюдений исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации.
77753. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИСУ 36.5 KB
  Система управления совокупность звеньев и связей между ними осуществляющих управление. Звенья системы управления выделяются: по специфике объему и масштабу полномочий трудоемкости работы равномерности распределения нагрузки квалификационным требованиям к персоналу информационному обеспечению возможностям территориального размещения сотрудников. Звенья составляющие систему управления отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления. Звенья системы управления...
77754. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСУ 56.5 KB
  Наиболее важными из них являются методы: исследования документов эксперимент социологические исследования тестирование коллективный анализ социометрические оценки деловые и инновационные игры имитационное моделирование. Одним из критериев выбора методов исследования является степень определенности ситуации или проблемы. Эффективность исследования по документам зависит от: состава документов их содержания формы информационной классификации.
77755. ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ИСУ 82 KB
  Наблюдаются ли процессы диверсификации в области исследования? В чем они проявляются? Почему возникает потребность в диверсифицированных методах исследования? Что собой представляют диверсифицированные методы исследования? Что дают диверсифицированные методы, в чем их сильные и слабые стороны?
77756. МЕТОД СИНЕКТИКИ В ИСУ 79.5 KB
  Как мобилизовать и мотивировать творческий потенциал исследователя? Какую роль формирование группы играет в мобилизации творчества исследователя? Как социально-психологические факторы совместной деятельности исследователей влияют на результат?
77757. МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ 46 KB
  Методы дивергенции Дивергенция это прием расширения границ предмета исследования которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения. К методам дивергенции можно отнести методы: обобщения литературы визуализации проблемы обсуждения анализа формулировок накопления и систематизации информации инвентаризации точек зрения и подходов анкетирования анализа ограничений. Методы трансформации Это следующий этап исследования.