61762

Лексическое значение слова и способы его объяснения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: научить определять лексическое значение слова разными способами. Задачи: Обучающая: закрепить представление о лексике как разделе лингвистики изучающем словарный состав языка; закрепить основные способы объяснения лексического значения слов...

Русский

2014-06-01

30.97 KB

33 чел.

Конспект урока русского языка по теме "Лексическое значение слова и способы его объяснения". 5-й класс

Цель: научить определять лексическое значение слова разными способами.

Задачи:

  1.  Обучающая: закрепить представление о лексике как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка; закрепить основные способы объяснения лексического значения слов:
    – краткое толкование лексического значения слова;
    – подбор синонимов;
    – подбор антонимов;
    – подбор однокоренных слов (отрабатывать умение давать словообразовательное толкование значения слова);
    – рисунок, иллюстрирующий значение слова;
  2.  Развивающая: развивать умение пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов;
    развивать творческие способности учащихся (составление собственного тематического словарика);
    развивать речь, мышление, воображение учащихся (через работу со словарями);
    развивать устойчивый познавательный интерес к предмету.
  3.  Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому языку, литературе, искусству.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя и учеников

Примечание

  1.  

Организационный момент.

  1.  Подготовьтесь к уроку.

  1.  

Подготовка к восприятию нового материала

  1.   Прочитайте эпиграф к уроку, записанный на доске.

Это слова С.Я. Маршака: “Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной...”.

  1.  Как вы понимаете смысл этого высказывания?
  2.  Как вы думаете, а сколько всего слов в русском языке?

Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Русский язык по праву считается одним из самых богатых языков мира.

В современном русском языке слов более

150 тысяч

+ иностранные слова – 30 тысяч,

термины – 10 тысяч,

диалекты – 200 тысяч,

имена – 25 тысяч,

устаревшие – 30 тысяч + слова однодневки.

Мы подбираемся к миллиону.

А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов.

Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.

  1.  А в чем состоит богатство языка?

Богатство языка состоит, прежде всего, в его словарном составе, т.е. в лексике. 

  1.  А что изучает лексика как наука?

Лексика – словарный состав языка.

Лингвистика - учение о языке, исследующее закономерности его структуры, функционирования и развития, включающее сравнение отдельных языков с целью выявления генетических и типологических связей между ними. лат.Linqua - язык

glossary.ru

Лингви́стика (языкозна́ниеязыкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Наша задача – расширять свой словарный запас, т.е. лексикон. А это значит узнавать новые слова.

Словарь Пушкинских произведений – 21 тысяча, взрослого человека, имеющего высшее образование,– 10-12 тысяч, а ваш - ?

  1.  А что такое узнавать новые слова?

Послушайте стихотворение И.Токмаковой:

Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки – семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошел.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим...
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим...
И ничего не значит
Плим, плим, плим... [1]

  1.  Удалось ли мальчику придумать новое слово?
  2.  Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение?
  3.  Вспомним фонетику: из чего состоит слово?/Из звуков.!
  4.  Произносим: ([п л’и м], пишем: плим. И все-таки это не слово! Почему?
  5.  Потому что оно “ничего не значит”, не имеет смысла!

Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может! Смысл слова и есть его лексическое значение. Стало быть, узнать новое слово – значит узнать, понять его лексическое значение.

Итак, тема урока: “Лексическое значение слова и способы его объяснения”.

  1.  

Объяснение нового материала

  1.  Запишите тему урока: Способы объяснения лексического значения слова.
  2.  Есть несколько способов определить лексическое значение слова.
  3.  Как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? (необходимо обратиться к толковому словарю).
  4.  Прочитайте в толковом словаре значение слова «луна».
  5.  
  6.  Посмотреть значение слова в толковом словаре.

/Луна.

1. Небесное тело, спутник Земли, светящийся отраженным солнечным светом. Полет на Луну.

2. Свет, идущий от такого небесного тела. Читать при луне.

3. Спутник любой планеты (спец.). Луны Сатурна.

  1.  Запишите одно из понравившихся значений в тетрадь, составьте предложение.
  2.  Прочитайте предложения, которые вы составили.
  3.  А какими еще способами можно объяснить лексическое значение слова «луна», если толкового словаря нет рядом? (показать картинку).
  4.  Определить значение слова с помощью рисунка.

  1.  Запишите в тетради слово «ущелье». От какого слова произошло слово «ущелье»?
  2.  Как вы объяснили значение слова «ущелье»? (с помощью однокоренных слов).
  3.  Другой способ объяснить лексическое значение слова – подобрать однокоренные слова.

  1.  Запишите следующее слово: «антракт».
  2.  Как узнать значение этого слова?  (Дети затрудняются это сделать.)
  3.  Угадайте, какие слова пропущены в следующих строках, запишите их в столбик:

На время что-то прекратив, 
Мы объявляем…
Если вы устали слишком,
То дают вам…
После урока непременно
Звонит звонок на…
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт, 
Называется…
Перерыв
Передышка
Перемена
Антракт

  1.  Теперь понятно значение слова АНТРАКТ?
  2.  Как называются слова с похожими значениями? (Синонимы)
  3.  Какой еще способ толкования лексического значения слова выяснили? (Подбор синонимов)
  4.  Еще один способ объяснить лексическое значение слова – подобрать синонимы.
  5.  Какие способы определения лексического значения слова мы с вами выделили?

(Подбор синонимов, однокоренных слов, с помощью рисунка, прочитать значение в толковом словаре).

Таким образом, мы выяснили, что значение – важнейший признак слова, выявили пять способов объяснения лексического значения слова.

  1.  

Закрепление изученного материала.

  1.  Для чего нам нужно знать лексическое значение слова? (чтобы правильно писать)
  2.  Запишите в тетрадях словосочетания и проверочные слова к ним:

посветить фонарем,

посвятить стих.

запевать песню,

запивать таблетку,

обвивать ствол,

обвевать ветром,

умоляющий взгляд,

умаляющий заслуги,

примерял брюки,

примирял друзей,

поседел на макушке,

посидел на табурете,

разрядила обстановку,

разредил грядку,

 

Лексический диктант

  1.  Я называю значение, а вы записывайте слова:

Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов (маяк)

Цвет, средний между красным и желтым, цвет апельсина (оранжевый)

Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке (жюри)

Запас слов и выражений человека (лексикон)

Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка. (лексика)

Слова, имеющие близкие значения (синонимы)

  1.  Что мы сейчас делали?
  2.  Каким способом определяли лексическое значение слов?
  3.  Вспомним пословицы, в которые входят следующие антонимические пары:

1) Утро – вечер.

/Утро вечера мудренее./

2) Свет – тьма.

/Ученье – свет, неученье – тьма./

3) Весна – осень.

/Весна красна цветами, а осень – снопами./

4) Зима – лето.

/Зима без снега – лето без хлеба./

  1.  

Самостоятельная работа учащихся

Упражнение 239, 240 (п.)

Учащиеся выполняют самостоятельно.

  1.  

Итог урока.

Итак, лексика-раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка. Слов в русском языке очень много, и все они очень разные. Большинство слов имеют лексическое значение, т.е. тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово. Сегодня мы рассмотрели пять способов объяснения лексического значения слова:
– краткое толкование слова (чаще всего используется в толковых словарях);
– подбор синонимов (помогает уточнить значение слова);
– подбор антонимов (помогает прояснить значение слова);
– подбор однокоренных слов (помогает понять, почему именно так назван предмет, явление);
– объяснение значения слова с помощью рисунка (картины).

Все это помогает раскрыть смысл слова, узнать его потаенный смысл.

  1.  

Домашнее задание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69684. КОНСТАНТИ 36 KB
  Константи містять постійні значення. На відміну від змінних, ви не можете змінити значення константи, яке було їй привласнено при її оголошенні. Константи зручно використовувати для зберігання значень, які не повинні змінювати під час роботи програми, наприклад, ім’я розробника програми.
69685. ТЕХНОЛОГІЯ СТВОРЕННЯ HTML-ДОКУМЕНТА 49.5 KB
  Створення HTML-документа відбувається розташуванням тегів (tags) мови HTML всередині звичайного неформатованого тексту. Теги HTML — це послідовності символів, які починаються знаком «менше» і закінчуються знаком «більше». Теги можуть мати атрибути, які, в свою чергу, можуть приймати певні значення.
69686. ФОРМАТУВАННЯ ТЕКСТУ 107.5 KB
  Розмітка, яка створюється за допомогою мови HTML, дозволяє організовувати текст у логічні, легко зрозумілі розділи або застосовувати до нього специфічний формат. Теги форматування дозволяють визначити такі елементи: початок абзацу і кінець рядка; стилі заголовків; фізичні стилі...
69687. КОЛІР ФОНУ І ТЕКСТУ 95.5 KB
  Колір фону і тексту може задаватись шістнадцятковими значеннями RRGGBB (Red, Green, Blue) червоного, зеленого і синього кольорів відповідно або позначеннями кольорів англійською мовою. Яскравість кожної складової вимірюється цілим числом, яке у десятковій системі числення...
69688. ОПЕРАТОР ЕКВІВАЛЕНТНОСТІ (===) 28 KB
  Іноді звичайний оператор порівняння == працює не зовсім коректно, точніше не так, як нам хочеться, в деяких ситуаціях навіть виходять міні-анекдоти. Розглянемо наступний приклад...
69689. СПИСКИ 46 KB
  За замовчуванням елементи впорядкованого списку нумеруються цілими числами починаючи з. До тега нумерованого списку існує атрибут TYPE. Встановлюючи TYPE рівним можна змінити схему нумерації на великі літери, малі літери, великі або малі римські цифри відповідно.
69690. ФРЕЙМИ 87.5 KB
  Мета: опанувати технологію представлення інформації у документі з використанням фреймів. Фрейми (Frames - кадри) надають користувачеві можливість поділяти екран на дві або більше незалежних динамічних або статичних частини.
69691. Параметри за умовчанням 61 KB
  Функції повинні повертати значення різних типів залежно від набору параметрів. Що ж до другої причини то в З у С можна перенавантажувати функції взагалі неможливо змінити тип значення що повертається. Параметри за умовчанням описуються так...
69692. Локальні і глобальні змінні 53.5 KB
  Локальні змінні доступні тільки у функції а глобальні доступні у всій програмі. Локальні і глобальні змінні Змінні i і g глобальні вони доступні у всій програмі. Для передачі глобальних змінних у функцію використовується інструкція...