61762

Лексическое значение слова и способы его объяснения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: научить определять лексическое значение слова разными способами. Задачи: Обучающая: закрепить представление о лексике как разделе лингвистики изучающем словарный состав языка; закрепить основные способы объяснения лексического значения слов...

Русский

2014-06-01

30.97 KB

33 чел.

Конспект урока русского языка по теме "Лексическое значение слова и способы его объяснения". 5-й класс

Цель: научить определять лексическое значение слова разными способами.

Задачи:

  1.  Обучающая: закрепить представление о лексике как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка; закрепить основные способы объяснения лексического значения слов:
    – краткое толкование лексического значения слова;
    – подбор синонимов;
    – подбор антонимов;
    – подбор однокоренных слов (отрабатывать умение давать словообразовательное толкование значения слова);
    – рисунок, иллюстрирующий значение слова;
  2.  Развивающая: развивать умение пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов;
    развивать творческие способности учащихся (составление собственного тематического словарика);
    развивать речь, мышление, воображение учащихся (через работу со словарями);
    развивать устойчивый познавательный интерес к предмету.
  3.  Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому языку, литературе, искусству.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя и учеников

Примечание

  1.  

Организационный момент.

  1.  Подготовьтесь к уроку.

  1.  

Подготовка к восприятию нового материала

  1.   Прочитайте эпиграф к уроку, записанный на доске.

Это слова С.Я. Маршака: “Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной...”.

  1.  Как вы понимаете смысл этого высказывания?
  2.  Как вы думаете, а сколько всего слов в русском языке?

Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Русский язык по праву считается одним из самых богатых языков мира.

В современном русском языке слов более

150 тысяч

+ иностранные слова – 30 тысяч,

термины – 10 тысяч,

диалекты – 200 тысяч,

имена – 25 тысяч,

устаревшие – 30 тысяч + слова однодневки.

Мы подбираемся к миллиону.

А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов.

Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.

  1.  А в чем состоит богатство языка?

Богатство языка состоит, прежде всего, в его словарном составе, т.е. в лексике. 

  1.  А что изучает лексика как наука?

Лексика – словарный состав языка.

Лингвистика - учение о языке, исследующее закономерности его структуры, функционирования и развития, включающее сравнение отдельных языков с целью выявления генетических и типологических связей между ними. лат.Linqua - язык

glossary.ru

Лингви́стика (языкозна́ниеязыкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Наша задача – расширять свой словарный запас, т.е. лексикон. А это значит узнавать новые слова.

Словарь Пушкинских произведений – 21 тысяча, взрослого человека, имеющего высшее образование,– 10-12 тысяч, а ваш - ?

  1.  А что такое узнавать новые слова?

Послушайте стихотворение И.Токмаковой:

Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки – семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошел.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим...
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим...
И ничего не значит
Плим, плим, плим... [1]

  1.  Удалось ли мальчику придумать новое слово?
  2.  Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение?
  3.  Вспомним фонетику: из чего состоит слово?/Из звуков.!
  4.  Произносим: ([п л’и м], пишем: плим. И все-таки это не слово! Почему?
  5.  Потому что оно “ничего не значит”, не имеет смысла!

Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может! Смысл слова и есть его лексическое значение. Стало быть, узнать новое слово – значит узнать, понять его лексическое значение.

Итак, тема урока: “Лексическое значение слова и способы его объяснения”.

  1.  

Объяснение нового материала

  1.  Запишите тему урока: Способы объяснения лексического значения слова.
  2.  Есть несколько способов определить лексическое значение слова.
  3.  Как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? (необходимо обратиться к толковому словарю).
  4.  Прочитайте в толковом словаре значение слова «луна».
  5.  
  6.  Посмотреть значение слова в толковом словаре.

/Луна.

1. Небесное тело, спутник Земли, светящийся отраженным солнечным светом. Полет на Луну.

2. Свет, идущий от такого небесного тела. Читать при луне.

3. Спутник любой планеты (спец.). Луны Сатурна.

  1.  Запишите одно из понравившихся значений в тетрадь, составьте предложение.
  2.  Прочитайте предложения, которые вы составили.
  3.  А какими еще способами можно объяснить лексическое значение слова «луна», если толкового словаря нет рядом? (показать картинку).
  4.  Определить значение слова с помощью рисунка.

  1.  Запишите в тетради слово «ущелье». От какого слова произошло слово «ущелье»?
  2.  Как вы объяснили значение слова «ущелье»? (с помощью однокоренных слов).
  3.  Другой способ объяснить лексическое значение слова – подобрать однокоренные слова.

  1.  Запишите следующее слово: «антракт».
  2.  Как узнать значение этого слова?  (Дети затрудняются это сделать.)
  3.  Угадайте, какие слова пропущены в следующих строках, запишите их в столбик:

На время что-то прекратив, 
Мы объявляем…
Если вы устали слишком,
То дают вам…
После урока непременно
Звонит звонок на…
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт, 
Называется…
Перерыв
Передышка
Перемена
Антракт

  1.  Теперь понятно значение слова АНТРАКТ?
  2.  Как называются слова с похожими значениями? (Синонимы)
  3.  Какой еще способ толкования лексического значения слова выяснили? (Подбор синонимов)
  4.  Еще один способ объяснить лексическое значение слова – подобрать синонимы.
  5.  Какие способы определения лексического значения слова мы с вами выделили?

(Подбор синонимов, однокоренных слов, с помощью рисунка, прочитать значение в толковом словаре).

Таким образом, мы выяснили, что значение – важнейший признак слова, выявили пять способов объяснения лексического значения слова.

  1.  

Закрепление изученного материала.

  1.  Для чего нам нужно знать лексическое значение слова? (чтобы правильно писать)
  2.  Запишите в тетрадях словосочетания и проверочные слова к ним:

посветить фонарем,

посвятить стих.

запевать песню,

запивать таблетку,

обвивать ствол,

обвевать ветром,

умоляющий взгляд,

умаляющий заслуги,

примерял брюки,

примирял друзей,

поседел на макушке,

посидел на табурете,

разрядила обстановку,

разредил грядку,

 

Лексический диктант

  1.  Я называю значение, а вы записывайте слова:

Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов (маяк)

Цвет, средний между красным и желтым, цвет апельсина (оранжевый)

Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке (жюри)

Запас слов и выражений человека (лексикон)

Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка. (лексика)

Слова, имеющие близкие значения (синонимы)

  1.  Что мы сейчас делали?
  2.  Каким способом определяли лексическое значение слов?
  3.  Вспомним пословицы, в которые входят следующие антонимические пары:

1) Утро – вечер.

/Утро вечера мудренее./

2) Свет – тьма.

/Ученье – свет, неученье – тьма./

3) Весна – осень.

/Весна красна цветами, а осень – снопами./

4) Зима – лето.

/Зима без снега – лето без хлеба./

  1.  

Самостоятельная работа учащихся

Упражнение 239, 240 (п.)

Учащиеся выполняют самостоятельно.

  1.  

Итог урока.

Итак, лексика-раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка. Слов в русском языке очень много, и все они очень разные. Большинство слов имеют лексическое значение, т.е. тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово. Сегодня мы рассмотрели пять способов объяснения лексического значения слова:
– краткое толкование слова (чаще всего используется в толковых словарях);
– подбор синонимов (помогает уточнить значение слова);
– подбор антонимов (помогает прояснить значение слова);
– подбор однокоренных слов (помогает понять, почему именно так назван предмет, явление);
– объяснение значения слова с помощью рисунка (картины).

Все это помогает раскрыть смысл слова, узнать его потаенный смысл.

  1.  

Домашнее задание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43315. Правова система України 168.21 KB
  Перш ніж будувати власну державу і власну правову систему потрібно подивитись, що ми маємо на сучасному етапі і що хочемо побудувати у майбутньому. Будуючи нову правову систему потрібно звертатись за допомогою до більш досконалих іноземних систем, вибираючи з них найкраще. Нажаль, в Україні, сьогодні, склалась така ситуація, коли люди, що стоять при владі не розуміють цього або, що ще гірше розуміють, але спеціально нічого не роблять. Все на що вони спроможні – це бездумно вирвати з іноземного законодавства, можливо і найкращі, положення та ліпити їх в наше. Багато наших бід саме через це.
43316. Розробка програм на мові Turbo Pascal. Робота з додатками MS Office 97/200 (Word, Excel) і MathCAD 2000 2.5 MB
  Відмінність функції від процедури полягає в тому що результатом виконання операторів що утворюють тіло функції завжди є деяке єдине значення або покажчик тому звертання до функції можна використовувати у відповідних вираженнях поряд зі змінними й констант Підпрограми являють собою інструмент за допомогою якого будьяка програма може бути розбита на ряд певною мірою незалежних друг від друга частин. Поперше цей засіб економії пам'яті: кожна підпрограма існує в програмі в єдиному екземплярі у те час як звертатися до неї можна...
43317. Гарантированное удаление информации 298.5 KB
  Гарантированное удаление информации зачем это нужно Большинство пользователей персональных компьютеров уверены в том что стандартные функции уничтожения файлов предусмотренные в операционной системе позволяют раз и навсегда избавиться от файлов. Также немаловажным фактором является скорость удаления информации. Например если несмотря на все методы защиты каким-то образом был произведен несанкционированный доступ к секретной информации и выгоднее уничтожить эту самую информацию чем позволить злоумышленнику скачать ее нарушив таким...
43318. Обґрунтування зовнішньоекономічної угоди по експорту поліамідних волокон 241.5 KB
  Загальна характеристика товару Програма підготовки угоди. Аналіз можливостей країни з експорту товару. Характеристика умов експорту товару Визначення країниімпортера товару. Обґрунтування доцільної схеми транспортування та базисних умов поставки товару.
43319. Розкриття основних понять опіки (піклування) та патронату над дітьми 239.5 KB
  Поняття і значення опіки та піклування над дітьми. Історія становлення та розвитку інституту опіки та піклування в Україні. Загальна характеристика інститутів опіки та піклування над дітьм. Встановлення опіки та піклування над дітьми.
43320. Загальна характеристика аналітичних програм на телеканалі „Київ” 76 KB
  Загальна історія аналітичного телебачення Журналістика періоду перебудови Українське телебачення в 19912000 роках Жанрова стуктура телевізійної журналістики Аналітичні програми телеканалу Київ†та їх характеристика: Споживач Час мера з Олександром Колодієм У центрі уваги СТН Тижневик Телепресклуб Столиця Список використаної літератури Загальна історія аналітичного телебачення Перші аналітичні програми з'явилися в Радянському Союзі на початку 60х років. Саме 60ті роки для телебачення стали етапом...
43321. Адміністративно-правові засади управління інформаційною галуззю 176 KB
  Адміністративно правовий статус Інтернетвидань. Це укази Президента України серед яких підписані такі як “Про заходи щодо розвитку національної складової глобальної інформаційної мережі Інтернет та забезпечення широкого доступу до цієї мережі в Україніâ€ “Про додаткові заходи щодо безперешкодної діяльності засобів масової інформації дальшого утвердження свободи слова в Україніâ€ “Про Державний комітет інформаційної політики телебачення та радіомовлення Україн膓Про невідкладні додаткові заходи щодо зміцнення моральності...
43322. Гомосексуальність і гомофобія: естетика versus демонізація 5.32 MB
  Тема гомосексуальніості в Україні є однією з маловивчених і ледве не табуйованих. Помічати явища, що не вписуються в загальноприйняті рамки, а тим більше говорити про них вважається недоречним. Суспільна думка дотепер послуговується стереотипами стосовно людей, що мають потяг до своєї статі, як «нездорових», «неприродних»; це явище асоціюється з психотичними розладами, розпустою, схильністю до злочинів, хворобами. Подібна ситуація не є випадковою, формування негативного образу гомосексуальних і бісексуальних людей має свою довгу історію. На запитання, чи психічна хвороба є внутрішньою властивістю гомосексуального стану, можна відповісти: «Для того, щоб правдиво оцінити це, потрібні майбутні, незалежні від ідеологів дослідження»
43323. Страви з круп 152 KB
  Страви з крупів – найкалорійніші вони містять вітаміни В і РР. Для приготування страв і гарнірів із крупів використовують казани на плитні каструлі різної місткості котломір грохот друшляк сита лопатки кухарські виделки шумівки черпаки та інший посуд і інвентар. Перед варінням каші крупу просіюють перебивають і промивають.