61764

Фонетика. Звуки и буквы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: создать условия для формирования представления о том что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать; развивать навык грамотного письма; совершенствовать работу со словарными словами.

Русский

2014-06-01

19.96 KB

1 чел.

Конспект урока русского языка по теме "Фонетика. Звуки и буквы" для 1 класса.


Фонетика. Звуки и буквы. 

Цели:
 создать условия для формирования представления о том, 
что в слове количество звуков и букв может совпадать или не 
совпадать; 
развивать навык грамотного письма; 
совершенствовать работу со словарными словами. 
Эпиграф: «Мало иметь хороший ум, 
Главное – хорошо его применять». 
(Р. Декарт). 
Оборудование: учебник «Русский язык 1 класс» (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова); 
рабочая тетрадь; памятки; карточки по дифференциации; 
толковый словарь; фразеологический словарь; 
I. Организационный момент. 
- Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок? 
Всё ль на месте, всё ль в порядке? 
Книжка, ручка и тетрадка? 
Проверили? Садитесь! 
С усердием трудитесь! 
- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? 
- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. А работать мы будем над сложной темой русского языка. Мы будем учиться различать звуки и буквы в словах, определять их количество, убеждаться в совпадении и несовпадении звуков и букв в одном и том же слове. Ну и, конечно, развивать грамотное, каллиграфическое письмо. 
- В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос: Почему не всегда в слове одинаковое количество букв и звуков? А для этого вы должны внимательно слушать меня и друг друга, думать, активно отвечать и ничего не бояться. 
- Девизом нашего урока станут слова французского философа, сделавшего много открытий в математике, физике, астрономии и обществознании. (Чтение с доски эпиграфа.) 
- Как вы понимаете эти слова? 
- Я надеюсь, что вы всегда будете правильно применять свой ум и только на добрые дела. 
II. Чистописание. 
1) Назовите буквы: Я Ё Ю И Е Ь, какая буква лишняя? Почему? Запишите в тетрадь эти буквы. 
2) Стр. 92, упр. 54. 
- Пишите красиво! 
НЬ СЬ ДЬ ПЕНЬ ЛОСЬ 
- Что объединяет эти слоги и слова? Запишите в тетрадь. 
III. Работа по теме урока. 
1) Мягкий знак – хитрый знак: 
Не сказать его никак. 
Он не произносится, 
Только в слово просится! 
- Для чего Ь просится в слово? 
- Прочитайте сочетания: НЬ, СЬ, ДЬ. 
Сколько в них букв? Сколько звуков? Почему? 
2) Работа у доски и в тетради со словами: 
(совместно) – пень [п’эн’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 гласн. 
(самостоятельно) – лось [лос’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 глас. 
3) Почему в словах разное количество букв и звуков? 
IV. Физкультминутка. 
Лесная лужайка. 
Мы к лесной лужайке вышли, 
Поднимая ноги выше, 
Через кустики и кочки. 
Через ветви и пенечки. 
Кто, высоко так, шагая – 
Не споткнулся, не упал. 
V. Работа по теме урока. 
1) Стр. 92, упр. 55 (устно). 
- Рассмотрите рисунок. Назовите каждое животное. 
- Сколько звуков в каждом слове? 
- Сколько букв в каждом слове? 
- Объясните, почему количество звуков и букв в слове не совпадает. 
Конь – 3 зв., 4 б. 
Лось – 3 зв., 4 б. 
Медведь – 6 зв., 7 б. 
2) Почему разное количество букв и звуков в словах? 
VI. Словарная работа. 
1) Отгадайте загадки: 
- Летом наедается, зимой высыпается. 
- Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами. 
2)- Прописываем в тетради целую строку слово «медведь», ставим ударение, подчеркиваем орфограммы. 
3)-А кто мне скажет, что означает слово медведь? (Работа с толковым словарем.) 
4)- Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в тетради.) 
5)- Прочитайте фразеологические обороты на доске: 
Медведь на ухо наступил. 
Медвежьи объятия. 
Медвежья услуга. 
- Объясните смысл оборотов. (Работа с фразеологическим словарем.) 
- Запишите тот, который вам больше понравился. 
VII. Физкультминутка (произвольно). 
VIII. Работа по теме урока. 
1) – Запишем слово медведь ещё раз и сделаем звукобуквенный анализ этого слова: 
Медведь – мед – вéдь [м‘идв’эт’] – 2 сл., 7 б., 6 зв., 2 глас.зв., 4 согл.зв. 
- Почему разное количество букв и звуков в слове? 
2) стр. 93, упр. 56. 
- Прочитайте строки из стихотворения В. Лунина. 
- В каких словах количество букв и звуков не совпадает? Почему? 
- Выпишите эти слова. Сделайте транскрипцию этих слов. 
(2 чел. у доски делают транскрипцию). 
- Сколько букв и сколько звуков в словах. Почему? 
3) Вывод: буква Ь не обозначает звука, поэтому в словах с Ь не всегда количество звуков и букв одинаковое. 
4) – А кто вспомнит, в каких случаях ещё бывает несовпадение звуков и букв? (Ъ в словах; буквы Е, Ё, Я, Ю в начале слова или после гласной; удвоенные согласные). 
IX. . Закрепление знаний. 
1) – Догадайтесь-ка, ребята, 
От чего ежи, ерши, 
Щуки, чайки и волчата 
Рассмеялись от души? 
(На доске: ежы, ершы, чяйка, волчята, щюка.) 
2) Вспоминаем правила: жи-ши, чу-щу, ча-ща. 
3) -Исправьте ошибки. Запишите правильно, выделите орфограммы. 
4) Проверяют дети-«эксперты». 
5) - Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему? 
6) Звуко-буквенный анализ слова: 
ежи – е-жи [й’ижы] – 2 слога, 3 б., 4 зв., 2 согл., 2 глас. 
7) Вывод: буква Е, Ё, Я, Ю в начале слова обозначают два звука. 
8) - Назовите слова с удвоенными согласными. 
9) – Запишите одно слово в тетрадь и сделайте звукобуквенный анализ этого слова: масса – мас – са [маса] – 5 б., 4 зв.. 
10) - Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените друг друга. 
11) Вывод: удвоенные согласные буквы обозначают один долгий звук. 
X. Самостоятельная работа. 
1) Работа по вариантам (дифференциация): 
1 вариант. 
Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество. 
2 вариант. 
Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков. 
3 вариант. 
Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв. 
Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж. 
2) Учитель проверяет и оценивает. 
XI. Итог урока. 
- Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков? 
Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что: 
• Ь и Ъ – звуков не обозначают; 
• Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков; 
• Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук. 
- А для чего нам все это нужно знать? 
XII. Рефлексия. 
- Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему? 
- У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке. 
- Спасибо за урок! 

Источники информации

1. Занимательные сказочные материалы к урокам в 1-4 классах/ авт.-сост. И.В.Блинова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 78 с. 
2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Учебник «Русского языка» для 1 класса. – М.: Просвещение, 2005. 
3. Поурочные разработки уроков русского языка в 1 классе. – М.: ВАКО, 2005. 
4. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах/ авт.-сост. О.В.Росланова. – Волгоград: Учитель, 2006. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11764. Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине Математические методы исследования операций 2.62 MB
  Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине Математические методы исследования операций для студентов специальностей направления подготовки Компютерные науки дневной ускоренной формы обучения УДК Мето...
11765. Задачі лінійного цілочислового програмування 1.27 MB
  Лабораторна робота № 6 Задачі лінійного цілочислового програмування Короткі теоретичні відомості 21. МЕТОД ГОМОРІ РОЗВЯЗУВАННЯ ЗАДАЧ ЛІНІЙНОГО ЦІЛОЧИСЛОВОГО ПРОГРАМУВАННЯ Розглянемо задачу лінійного цілочислового програ
11766. Тема 1. Двоїстий та модифікований симплекс-метод. Блочні задачі ЛП 876 KB
  Двоїстий та модифікований симплексметод. Блочні задачі ЛП Пряма та двоїста задачі лінійного проґрамування. Звязок між розвязками прямої та двоїстої задач. Отримання оптимального розвязку двоїстої задачі за допомогою симплексметоду. Економічна інтерп
11767. Транспортна задача лінійного проґрамування 656.5 KB
  Транспортна задача лінійного проґрамування. Математична та змістовна постановка транспортної задачі. Методи знаходженння початкового опорного плану транспортної задачі. Метод потенціалів. Розвязування транспортних задач з ускладненнями в постановці....
11768. НЕЛІНІЙНЕ ПРОГРАМУВАННЯ. ГРАФІЧНИЙ МЕТОД 609.85 KB
  на тему НЕЛІНІЙНЕ ПРОГРАМУВАННЯ. ГРАФІЧНИЙ МЕТОД. Мета роботи: ознайомлення з задачами нелінійного програмування набуття навиків їх розвязку та аналізу графічним методом вивчення та оволодіння навичками адресації та роботи з формулами в таблицях в Еxcel вивчення т
11769. Розв’язання лінійних оптимізаційних задач за замовленням та при умовних вхідних даних 132.69 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 6 Розвязання лінійних оптимізаційних задач за замовленням та при умовних вхідних даних. з курсу Математичні методи дослідження операцій Мета роботи: Вивчити методологію розвязання задач з призначенням критері
11770. Розв’язання транспортних задач лінійного програмування 87.87 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 7 Розвязання транспортних задач лінійного програмування. з курсу Математичні методи дослідження операцій Мета роботи: Вивчити особливості розвязування транспортних задач за допомогою Solver. 1.1 Теоретичні відомості. П
11771. Розв’язання та аналіз задач булевого програмування за допомогою Excel 86.2 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 9 Розвязання та аналіз задач булевого програмування за допомогою Excel з курсу Математичні методи дослідження операцій Мета роботи: Вивчити метод розвязання задач булевого програмування в Solver. Теоретичні відомості. Рішен...
11772. Розв’язання цілочисельних задач ЛП за допомогою Excel. Графічне представлення та порівняння розв’язків цілочисельної та неперервної задачі 76.8 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 8 Розвязання цілочисельних задач ЛП за допомогою Excel. Графічне представлення та порівняння розвязків цілочисельної та неперервної задачі з курсу Математичні методи дослідження операцій Мета роботи: Вивчити особливості предст...