61764

Фонетика. Звуки и буквы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: создать условия для формирования представления о том что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать; развивать навык грамотного письма; совершенствовать работу со словарными словами.

Русский

2014-06-01

19.96 KB

1 чел.

Конспект урока русского языка по теме "Фонетика. Звуки и буквы" для 1 класса.


Фонетика. Звуки и буквы. 

Цели:
 создать условия для формирования представления о том, 
что в слове количество звуков и букв может совпадать или не 
совпадать; 
развивать навык грамотного письма; 
совершенствовать работу со словарными словами. 
Эпиграф: «Мало иметь хороший ум, 
Главное – хорошо его применять». 
(Р. Декарт). 
Оборудование: учебник «Русский язык 1 класс» (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова); 
рабочая тетрадь; памятки; карточки по дифференциации; 
толковый словарь; фразеологический словарь; 
I. Организационный момент. 
- Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок? 
Всё ль на месте, всё ль в порядке? 
Книжка, ручка и тетрадка? 
Проверили? Садитесь! 
С усердием трудитесь! 
- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? 
- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. А работать мы будем над сложной темой русского языка. Мы будем учиться различать звуки и буквы в словах, определять их количество, убеждаться в совпадении и несовпадении звуков и букв в одном и том же слове. Ну и, конечно, развивать грамотное, каллиграфическое письмо. 
- В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос: Почему не всегда в слове одинаковое количество букв и звуков? А для этого вы должны внимательно слушать меня и друг друга, думать, активно отвечать и ничего не бояться. 
- Девизом нашего урока станут слова французского философа, сделавшего много открытий в математике, физике, астрономии и обществознании. (Чтение с доски эпиграфа.) 
- Как вы понимаете эти слова? 
- Я надеюсь, что вы всегда будете правильно применять свой ум и только на добрые дела. 
II. Чистописание. 
1) Назовите буквы: Я Ё Ю И Е Ь, какая буква лишняя? Почему? Запишите в тетрадь эти буквы. 
2) Стр. 92, упр. 54. 
- Пишите красиво! 
НЬ СЬ ДЬ ПЕНЬ ЛОСЬ 
- Что объединяет эти слоги и слова? Запишите в тетрадь. 
III. Работа по теме урока. 
1) Мягкий знак – хитрый знак: 
Не сказать его никак. 
Он не произносится, 
Только в слово просится! 
- Для чего Ь просится в слово? 
- Прочитайте сочетания: НЬ, СЬ, ДЬ. 
Сколько в них букв? Сколько звуков? Почему? 
2) Работа у доски и в тетради со словами: 
(совместно) – пень [п’эн’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 гласн. 
(самостоятельно) – лось [лос’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 глас. 
3) Почему в словах разное количество букв и звуков? 
IV. Физкультминутка. 
Лесная лужайка. 
Мы к лесной лужайке вышли, 
Поднимая ноги выше, 
Через кустики и кочки. 
Через ветви и пенечки. 
Кто, высоко так, шагая – 
Не споткнулся, не упал. 
V. Работа по теме урока. 
1) Стр. 92, упр. 55 (устно). 
- Рассмотрите рисунок. Назовите каждое животное. 
- Сколько звуков в каждом слове? 
- Сколько букв в каждом слове? 
- Объясните, почему количество звуков и букв в слове не совпадает. 
Конь – 3 зв., 4 б. 
Лось – 3 зв., 4 б. 
Медведь – 6 зв., 7 б. 
2) Почему разное количество букв и звуков в словах? 
VI. Словарная работа. 
1) Отгадайте загадки: 
- Летом наедается, зимой высыпается. 
- Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами. 
2)- Прописываем в тетради целую строку слово «медведь», ставим ударение, подчеркиваем орфограммы. 
3)-А кто мне скажет, что означает слово медведь? (Работа с толковым словарем.) 
4)- Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в тетради.) 
5)- Прочитайте фразеологические обороты на доске: 
Медведь на ухо наступил. 
Медвежьи объятия. 
Медвежья услуга. 
- Объясните смысл оборотов. (Работа с фразеологическим словарем.) 
- Запишите тот, который вам больше понравился. 
VII. Физкультминутка (произвольно). 
VIII. Работа по теме урока. 
1) – Запишем слово медведь ещё раз и сделаем звукобуквенный анализ этого слова: 
Медведь – мед – вéдь [м‘идв’эт’] – 2 сл., 7 б., 6 зв., 2 глас.зв., 4 согл.зв. 
- Почему разное количество букв и звуков в слове? 
2) стр. 93, упр. 56. 
- Прочитайте строки из стихотворения В. Лунина. 
- В каких словах количество букв и звуков не совпадает? Почему? 
- Выпишите эти слова. Сделайте транскрипцию этих слов. 
(2 чел. у доски делают транскрипцию). 
- Сколько букв и сколько звуков в словах. Почему? 
3) Вывод: буква Ь не обозначает звука, поэтому в словах с Ь не всегда количество звуков и букв одинаковое. 
4) – А кто вспомнит, в каких случаях ещё бывает несовпадение звуков и букв? (Ъ в словах; буквы Е, Ё, Я, Ю в начале слова или после гласной; удвоенные согласные). 
IX. . Закрепление знаний. 
1) – Догадайтесь-ка, ребята, 
От чего ежи, ерши, 
Щуки, чайки и волчата 
Рассмеялись от души? 
(На доске: ежы, ершы, чяйка, волчята, щюка.) 
2) Вспоминаем правила: жи-ши, чу-щу, ча-ща. 
3) -Исправьте ошибки. Запишите правильно, выделите орфограммы. 
4) Проверяют дети-«эксперты». 
5) - Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему? 
6) Звуко-буквенный анализ слова: 
ежи – е-жи [й’ижы] – 2 слога, 3 б., 4 зв., 2 согл., 2 глас. 
7) Вывод: буква Е, Ё, Я, Ю в начале слова обозначают два звука. 
8) - Назовите слова с удвоенными согласными. 
9) – Запишите одно слово в тетрадь и сделайте звукобуквенный анализ этого слова: масса – мас – са [маса] – 5 б., 4 зв.. 
10) - Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените друг друга. 
11) Вывод: удвоенные согласные буквы обозначают один долгий звук. 
X. Самостоятельная работа. 
1) Работа по вариантам (дифференциация): 
1 вариант. 
Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество. 
2 вариант. 
Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков. 
3 вариант. 
Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв. 
Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж. 
2) Учитель проверяет и оценивает. 
XI. Итог урока. 
- Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков? 
Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что: 
• Ь и Ъ – звуков не обозначают; 
• Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков; 
• Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук. 
- А для чего нам все это нужно знать? 
XII. Рефлексия. 
- Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему? 
- У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке. 
- Спасибо за урок! 

Источники информации

1. Занимательные сказочные материалы к урокам в 1-4 классах/ авт.-сост. И.В.Блинова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 78 с. 
2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Учебник «Русского языка» для 1 класса. – М.: Просвещение, 2005. 
3. Поурочные разработки уроков русского языка в 1 классе. – М.: ВАКО, 2005. 
4. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах/ авт.-сост. О.В.Росланова. – Волгоград: Учитель, 2006. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23863. Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова 17.03 KB
  В самом начале Игорева похода случилось затмение солнца но князь пренебрег этим дурным знамением: все превозмогла жажда искусить Дона Великого.И начали князья про малое говорить: Это великое и сами на себя крамолу ковать. Великая печаль настала по всей русской земле: Игорькнязь погубил то чего добился отец его Святослав Ольгович пленивший половецкого хана Кобяка. А киевский князь Святослав видел смутный сон: одевали его черным покрывалом на кровати тисовой черпали синее вино с горем смешанноесыпали пустыми колчанами крупный...
23864. Специфика древнерусской литературы (ДРЛ) и этапы развития. 11-17 века 34.5 KB
  Время перехода от средневекового типа литературы к новому. Характеризуется появлением новых жанров и нового понимания задач литературы. Условия возникновения письменной литературы: письменность крещение Руси.
23865. Хождение за три моря 16.74 KB
  Купцов предупреждают что караван подстерегают татары.Хасанбек дает подарки осведомителям чтобы они провели их безопасным путем. В Дербенте Афанасий просит помощи у Василия Панина который благополучно дошел до Каспия и Хасанбека чтоб заступились за людейзахваченных в плен и вернули товары. Считалось то что пришло с моря собственность владельца побережья.
23866. Основные особенности древне-русской литры 42 KB
  Литературный этикет слагается:из представлений о том как должен был совершаться тот или иной ход событийН: князь дб торжественен его конь не мб хромым он не может болетьиз представлений о том как дБ вести себя действующее лицо в соотв со своим положениемиз представлений о том какими словами должно описываться событие.Летопись дает историю госва содержит точные документальные сведения о князьях создает легитимность правомочность власти подтверждает власть.Легенда о призвании варягов: 3 брата старший Рюрик = все русские...
23867. История возникновения, создания Повести временных лет 24.5 KB
  История возникновения создания Повести временных лет Повесть временных лет составлена ок 1113 года монахом КиевоПечерского монастыря Нестором. В дальнейшем повесть временных лет включалась летописцами как начальная часть во вновь составлявшиеся летописные своды.
23868. «Поучение» Владимира Мономаха 35 KB
  Владимир Мономах Великий Князь Киевский был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны.Основные черты Поучения:1 Требование соблюдения норм христианской морали быть кротким слушать старейших и покоряться им не обижать сирот2 Основная мысль Поучении князь должен беспрекословно подчиняться старейшему жить в мире с другими князьями не притеснять младших князей и бояр. Князь так же должен избегать ненужного кровопролития быть радушным хозяином не предаваться лени не увлекаться властьюНо Мономах не ограничивается...
23869. Слово о законе и благодати митрополита Иллариона 31.5 KB
  Автор Слова Иларион первый митрополит из русских поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.Тема Слова тема равноправности народов резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа теориям вселенской империи или вселенской церкви.Трехчастная композиция Слова подчеркнутая в названии позволяет органически развить основную тему Слова прославление Русской земли ее кагана Владимира и князя Ярослава.Основной пафос Слова в систематизации в приведении в иерархическую цепь фактов вселенской...
23870. Особенности передачи сигналов по линиям связи 48 KB
  Сеть - это совокупность каких-либо линий, расположенных по определенной системе (Толковый словарь русского языка. Под редакцией проф. Д.Н. Ушакова). Применительно к радиотехнической специальности в качестве такой совокупности будем рассматривать линии связи.
23871. Историческая основа Слова 22 KB
  историческая основа СловаВ основе сюжета лежат действительные реальные события: поход на половцев князя Игоря Святославича. Согласно этой летописи Игорь выступил в поход 23 апреля 1185 года. В пути к ним присоединился и четвертый участник похода – брат Игоря Всеволод князь Трубчевский.Затмение 1 мая 1185 года встревожило князей и участников похода: они увидели в нём недоброе предзнаменование но Игорь убедил своих соратников продолжить поход.