61765

Основные способы образования слов в русском языке

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Научиться определять способы словообразования. Сначала давайте попробуем определить что такое словообразование Дети дают определение по образцу: словообразование это 1 раздел науки о языке который изучает способы образования новых слов...

Русский

2014-06-01

19.25 KB

6 чел.

Конспект урока русского языка по теме «основные способы образования слов в русском языке» для 6 класса.

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

 основное общее образование

Целевая аудитория: 

 Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

 5 класс

Предмет(ы): 

 Русский язык

Цель урока: 

 знать основные способы образования слов, уметь соотносить слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы, уметь производить словообразовательный разбор.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

В.В. Бабайцева и Л.Д. Чеснокова «Русский язык. Теория. 5-9 классы» 

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. "Русский язык. Практика" 5 класс

Краткое описание: 

 Урок усвоения и закрепления новых знаний

 

Тема: основные способы образования слов.

Цель: знать основные способы образования слов,

       уметь соотносить слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы,

       уметь производить словообразовательный разбор.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

 

 

Ход урока

 

1. Организационный момент

 

2. Актуализация изученного ранее

Ребята, скажите, откуда в языке берутся новые слова?

Попробуем разобраться на конкретном примере, возьмём всем известное слово оценка.

Подберите к нему как можно больше однокоренных слов, может, это поможет разобраться?

(Дети в тетради записывают однокоренные слова, а затем читают вслух и выносят на доску:)

 

                       оценка, оценить, ценный, бесценный, цена, ценить...

Внимательно посмотрите на слова, на их морфемный состав.

Как появилось слово "оценка"? От какого слова образовано?

 

 3. Целеполагание                           

Тема нашего сегодняшнего урока "Словообразование".

Какова цель? (Дети самостоятельно ставят цель)

Узнать, что такое словообразование, как, какими способами образуются слова в русском языке. Научиться определять способы словообразования.

 

4. Введение нового материала.

Сначала давайте попробуем определить, что такое словообразование?

(Дети дают определение по образцу: словообразование - это 1) раздел науки о языке, который изучает способы образования новых слов;  2) способ пополнения словарного состава языка)

А теперь поговорим о способах словообразования:

 

оценка  от оценить  при помощи суффикса -к-,  способ словообразования суффиксальный

 

ценный  от  цена     при помощи суффикса -н-, способ словообразования суффиксальный

 

ценить  от  цена     при помощи суффикса -и-, способ словообразования суффиксальный

 

бесценный от ценный при помощи приставки -бес, способ словообразования приставочный

 

Только одно слово не поддаётся словообразовательному анализу, какое? (Цена) Это слово является исходным, от него были образованы однокоренные слова.

 

А теперь давайте запишем, как мы определяем способ словообразования:

 

1. Записать слово.

 

2. Подобрать исходное для данного слова.

 

3. Выделить общую часть у заданного и исходного слова.

 

4. Выделить словообразовательную морфему, при помощи которой образовано данное слово.

 

5. Назвать способ словообразования.

С какими способами словообразования мы познакомились? (Приставочный и суффиксальный)

5. Работа с учебником: В.В. Бабайцева "Русский язык. Теория" п. 47, с. 64-65

Прочитайте, все ли способы словообразования мы назвали?

После чтения: рассказ о приставочно-суффиксальном способе словообразования, о сложении

 

6. Закрепление полученных знаний

Узнали мы с вами о способах словообразования?

Теперь будем учиться определять способ образования слов. Что нам поможет в этом? (Порядок действий)

Упр. 706 с. 225

Работа у доски и в тетради: 1. Записываю слово ПРИСТАВИТЬ.

                              2. Это слово образовано от слова СТАВИТЬ.

                              3. Общая часть СТАВИТЬ.

                              4. Слово образовалось при помощи приставки -ПРИ.

                              5. Способ словообразования приставочный

(Комментарий обязателен)

Писатель (писать) - суффиксальный, сталевар (сталь варить) - сложение при помощи соединительной гласной Е, ракетчик (ракета) - суффиксальный, стенгазета (стенная газета) - сложение части слова с целым, подрасти (расти) - приставочный.

 7. Самостоятельная работа в парах (по схеме)

Упр. 712 выполнять по образцу (упр.706)

 После выполнения самопроверка (ключ на доске):

Рассмотреть    смотреть (пристав.), рассвет --- рассветать (бессуффикс.), обгонять --- гонять (прист.), цветной ---цвет (суффикс.), ручка --- рука (суффикс.), подруга --- друг (прист.), осенний --- осень (суффикс.), скользкий --- скользить (суффикс.)

 Кто выполнил безошибочно? Кто допустил ошибки? Почему? На каком этапе?

8. Итог урока: какова была цель нашего урока?

                           Что такое словообразование?

                            Какие способы словообразования мы знаем?

                            Как определяем способ словообразования?

                  

8. Домашнее задание: упр. 705 (проиллюстрировать своими примерами способы словообразования (по 2 слова)),

714 (определить, от каких слов образованы данные слова, записать их парами, направляя стрелку от исходного слова, обозначить словообразовательную морфему); теория п. 74 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43414. Расчет несущих свойств самолёта 659 KB
  Расчет несущих свойств самолёта Cyα= α для малых чисел М полёта с убранными средствами механизации и шасси на высоте полёта Н=0; 2. Расчет поляры самолёта Cyα=Cxα для малых чисел М полёта с убранными средствами механизации и шасси на высоте полёта Н=0; 3. Определение коэффициента лобового сопротивления самолёта Схα0 при Cyα=0 для малых чисел М полёта на высоте Н=0; 4. Оценка режимов полета самолёта на расчетной скорости и высоте полёта крейсерский режим полёта; 5.
43415. Гигиена (hygieinos) – область медицинской науки 272.37 KB
  Гигиена (hygieinos) – область медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных мероприятий. Она изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний. На организм человека могут воздействовать различные факторы внешней среды
43416. Системи криптографічного захисту інформації 430 KB
  К алгоритмам шифрования предъявляются определенные требования: высокий уровень защиты данных против дешифрования и возможной модификации; защищенность информации основанная только на знании ключа и не зависящая от того известен алгоритм или нет правило Кирхгофа; малое изменение исходного текста или ключа приводящее к значительному изменению шифрованного текста эффект обвала; область значений ключа исключающая возможность дешифрования данных путем перебора значений ключа; экономичность реализации алгоритма при достаточном...
43417. Безопасность жизнедеятельности. Методические указания 73 KB
  Первый слайд должен отражать содержание титульного листа (кроме отметки о допуске к защите). На остальных слайдах, в зависимости от выбранной темы, рекомендуется отразить результаты анализа причин рассматриваемых ЧС, этапы их развития, статистические данные или место рассматриваемой ЧС в общей классификации, либо этапы анализа особенностей рассматриваемого объекта экономики с точки зрения его устойчивости к ЧС и его результаты.
43418. Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость 143.5 KB
  Общий порядок уплаты налога на добавленную стоимость Учет налога на добавленную стоимость Список использованной литературы Введение Налог на добавленную стоимость НДС занимает важное место в системе налогов России. Расчеты организации с бюджетом по налогу на добавленную стоимость осуществляются в соответствии с главой 21 части второй Налогового кодекса РФ. Налог на добавленную стоимость косвенный налог плательщиками которого являются организации и индивидуальные предприниматели.
43419. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ, ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ И ПРОЧИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ЛИЧНОСТЯМИ 162.5 KB
  Для учетного отражения отношений организации по расчетам с бюджетом используют синтетический счет 68 Расчеты по налогам и сборам. Расчеты по налогам и сборам 68 при производственном использовании; учета источников покрытия затрат на непроизводственные нужды при использовании на непроизводственные нужды; Прочие доходы и расходы 91 при продаже этого имущества. По счету 68 расчеты по налогам и сборам составим самолет на основе главной книги по счету 68. Аналогично составим самолет по счету 69 расчеты по социальному...
43420. УСИЛИТЕЛЬ ЗВУКОВОЙ ЧАСТОТЫ 947.5 KB
  Выбор и обоснование структурной схемы усилителя. Расчёт схемы электрической принципиальной усилителя мощности. Расчет темброблока и предварительного усилителя . К недостаткам бестрансформаторного усилителя следует отнести необходимость термостабилизации транзисторов оконечного каскада.
43421. Сестринский процесс при туберкулезе 502.5 KB
  В настоящее время в мире ежегодно регистрируется только бациллярного туберкулеза до 10 млн. новых случаев туберкулеза и 70 млн. А быстрое распространение лекарственно-устойчивых штаммов возбудителя туберкулеза нарастание полирезистентности грозит превратить туберкулез в неизлечимое заболевание. Программа современной контролируемой химиотерапии укороченной длительности имеет первостепенное значение для прекращения рассеивания туберкулезной инфекции и снижения смертности от туберкулеза.
43422. Расчет характеристик карьерного самосвала БелАЗ-7548 798 KB
  Золотники 6 и 13 смещаются в крайнее правое по рисунку положение и поток рабочей жидкости от насосов 2 3 и 4 через гидрораспределитель 6 и золотник 13 подается в поршневые полости гидроцилиндров Дроссель в гидролинии опускания обеспечивает давление рабочей жидкости в штоковых полостях гидроцилиндров 2530МПа необходимое для торможения платформы в конце подъема. При этом уменьшается необходимое для подъема платформы усилие и соответственно снижается давление рабочей жидкости в напорной гидролинии подъема. Техническое обслуживание...