61765

Основные способы образования слов в русском языке

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Научиться определять способы словообразования. Сначала давайте попробуем определить что такое словообразование Дети дают определение по образцу: словообразование это 1 раздел науки о языке который изучает способы образования новых слов...

Русский

2014-06-01

19.25 KB

6 чел.

Конспект урока русского языка по теме «основные способы образования слов в русском языке» для 6 класса.

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

 основное общее образование

Целевая аудитория: 

 Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

 5 класс

Предмет(ы): 

 Русский язык

Цель урока: 

 знать основные способы образования слов, уметь соотносить слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы, уметь производить словообразовательный разбор.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

В.В. Бабайцева и Л.Д. Чеснокова «Русский язык. Теория. 5-9 классы» 

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. "Русский язык. Практика" 5 класс

Краткое описание: 

 Урок усвоения и закрепления новых знаний

 

Тема: основные способы образования слов.

Цель: знать основные способы образования слов,

       уметь соотносить слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы,

       уметь производить словообразовательный разбор.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

 

 

Ход урока

 

1. Организационный момент

 

2. Актуализация изученного ранее

Ребята, скажите, откуда в языке берутся новые слова?

Попробуем разобраться на конкретном примере, возьмём всем известное слово оценка.

Подберите к нему как можно больше однокоренных слов, может, это поможет разобраться?

(Дети в тетради записывают однокоренные слова, а затем читают вслух и выносят на доску:)

 

                       оценка, оценить, ценный, бесценный, цена, ценить...

Внимательно посмотрите на слова, на их морфемный состав.

Как появилось слово "оценка"? От какого слова образовано?

 

 3. Целеполагание                           

Тема нашего сегодняшнего урока "Словообразование".

Какова цель? (Дети самостоятельно ставят цель)

Узнать, что такое словообразование, как, какими способами образуются слова в русском языке. Научиться определять способы словообразования.

 

4. Введение нового материала.

Сначала давайте попробуем определить, что такое словообразование?

(Дети дают определение по образцу: словообразование - это 1) раздел науки о языке, который изучает способы образования новых слов;  2) способ пополнения словарного состава языка)

А теперь поговорим о способах словообразования:

 

оценка  от оценить  при помощи суффикса -к-,  способ словообразования суффиксальный

 

ценный  от  цена     при помощи суффикса -н-, способ словообразования суффиксальный

 

ценить  от  цена     при помощи суффикса -и-, способ словообразования суффиксальный

 

бесценный от ценный при помощи приставки -бес, способ словообразования приставочный

 

Только одно слово не поддаётся словообразовательному анализу, какое? (Цена) Это слово является исходным, от него были образованы однокоренные слова.

 

А теперь давайте запишем, как мы определяем способ словообразования:

 

1. Записать слово.

 

2. Подобрать исходное для данного слова.

 

3. Выделить общую часть у заданного и исходного слова.

 

4. Выделить словообразовательную морфему, при помощи которой образовано данное слово.

 

5. Назвать способ словообразования.

С какими способами словообразования мы познакомились? (Приставочный и суффиксальный)

5. Работа с учебником: В.В. Бабайцева "Русский язык. Теория" п. 47, с. 64-65

Прочитайте, все ли способы словообразования мы назвали?

После чтения: рассказ о приставочно-суффиксальном способе словообразования, о сложении

 

6. Закрепление полученных знаний

Узнали мы с вами о способах словообразования?

Теперь будем учиться определять способ образования слов. Что нам поможет в этом? (Порядок действий)

Упр. 706 с. 225

Работа у доски и в тетради: 1. Записываю слово ПРИСТАВИТЬ.

                              2. Это слово образовано от слова СТАВИТЬ.

                              3. Общая часть СТАВИТЬ.

                              4. Слово образовалось при помощи приставки -ПРИ.

                              5. Способ словообразования приставочный

(Комментарий обязателен)

Писатель (писать) - суффиксальный, сталевар (сталь варить) - сложение при помощи соединительной гласной Е, ракетчик (ракета) - суффиксальный, стенгазета (стенная газета) - сложение части слова с целым, подрасти (расти) - приставочный.

 7. Самостоятельная работа в парах (по схеме)

Упр. 712 выполнять по образцу (упр.706)

 После выполнения самопроверка (ключ на доске):

Рассмотреть    смотреть (пристав.), рассвет --- рассветать (бессуффикс.), обгонять --- гонять (прист.), цветной ---цвет (суффикс.), ручка --- рука (суффикс.), подруга --- друг (прист.), осенний --- осень (суффикс.), скользкий --- скользить (суффикс.)

 Кто выполнил безошибочно? Кто допустил ошибки? Почему? На каком этапе?

8. Итог урока: какова была цель нашего урока?

                           Что такое словообразование?

                            Какие способы словообразования мы знаем?

                            Как определяем способ словообразования?

                  

8. Домашнее задание: упр. 705 (проиллюстрировать своими примерами способы словообразования (по 2 слова)),

714 (определить, от каких слов образованы данные слова, записать их парами, направляя стрелку от исходного слова, обозначить словообразовательную морфему); теория п. 74 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67355. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 115.5 KB
  В правоведении существуют различные мнения о понятии юридической практики. Ошибочность первых двух позиций на наш взгляд состоит в том что в первом случае из практики исключается такой важный ее элемент как юридический опыт во втором допускается другая крайность: результаты деятельности...
67356. Перевантаження шаблонної функції 70 KB
  Окрім створення безпосередньо перевизначених версій узагальненої функції, можна також перевизначати саму специфікацію шаблону функції. Для цього достатньо створити ще одну версію шаблону, яка відрізнятиметься від інших переліком параметрів. Розглянемо такий приклад...
67357. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 258 KB
  Их участники наделяются правосубъектностью юридическими правами и обязанностями. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае если они возникают на ос 472 нове и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. 473 Правоотношения следствие действия...
67358. Узагальнені класи 142.5 KB
  Окрім визначення узагальнених функцій, можна також визначити узагальнений клас. Для цього створюється клас, у якому визначаються всі використовувані ним алгоритми. При цьому реальний тип оброблюваних у ньому даних задається як параметр при побудові об’єктів цього класу.
67359. Обробка виняткових ситуацій 101 KB
  Розглянемо механізми оброблення різних виняткових ситуацій. Виняткова ситуація (або виняток) – це помилка, яка виникає у процесі виконання програми. Використовуючи С++-підсистему оброблення виняткових ситуацій, такі помилки легко можна виправляти. Їх виникнення під час роботи коду програми автоматично...
67360. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ 123.5 KB
  Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе носит массовый характер и создает ему весьма ощутимый моральный и материальный вред. Все без исключения правонарушения представляют собой деяния людей а не воздействие сил природы или предметов не действия животных.
67361. Перехоплення винятків класового типу 71 KB
  Виняток може мати будь-який тип, у тому числі і класового типу, створенного програмістом. У реальних програмах більшість винятків мають саме класовий тип, а не вбудований тип. Ймовірно, тип класу найбільше підходить для опису помилки, яка потенційно...
67362. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ 143.5 KB
  Ответственность личности имеет социальную природу предопределенную как общественным характером отношений так и особенностями личности ее местом в системе этих отношений. Социальная ответственность возникает тогда когда поведение индивида имеет общественное значение...
67363. Перехоплення всіх винятків 78.5 KB
  Часто доцільно використовувати настанову catch(...) як останній «рубіж» catch-послідовності. У цьому випадку вона забезпечує перехоплення винятків усіх інших типів (тобто не передбачених попередніми catch-виразами). Наприклад, розглянемо ще одну версію попереднього коду програми...