61765

Основные способы образования слов в русском языке

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Научиться определять способы словообразования. Сначала давайте попробуем определить что такое словообразование Дети дают определение по образцу: словообразование это 1 раздел науки о языке который изучает способы образования новых слов...

Русский

2014-06-01

19.25 KB

6 чел.

Конспект урока русского языка по теме «основные способы образования слов в русском языке» для 6 класса.

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

 основное общее образование

Целевая аудитория: 

 Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

 5 класс

Предмет(ы): 

 Русский язык

Цель урока: 

 знать основные способы образования слов, уметь соотносить слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы, уметь производить словообразовательный разбор.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

В.В. Бабайцева и Л.Д. Чеснокова «Русский язык. Теория. 5-9 классы» 

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. "Русский язык. Практика" 5 класс

Краткое описание: 

 Урок усвоения и закрепления новых знаний

 

Тема: основные способы образования слов.

Цель: знать основные способы образования слов,

       уметь соотносить слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы,

       уметь производить словообразовательный разбор.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

 

 

Ход урока

 

1. Организационный момент

 

2. Актуализация изученного ранее

Ребята, скажите, откуда в языке берутся новые слова?

Попробуем разобраться на конкретном примере, возьмём всем известное слово оценка.

Подберите к нему как можно больше однокоренных слов, может, это поможет разобраться?

(Дети в тетради записывают однокоренные слова, а затем читают вслух и выносят на доску:)

 

                       оценка, оценить, ценный, бесценный, цена, ценить...

Внимательно посмотрите на слова, на их морфемный состав.

Как появилось слово "оценка"? От какого слова образовано?

 

 3. Целеполагание                           

Тема нашего сегодняшнего урока "Словообразование".

Какова цель? (Дети самостоятельно ставят цель)

Узнать, что такое словообразование, как, какими способами образуются слова в русском языке. Научиться определять способы словообразования.

 

4. Введение нового материала.

Сначала давайте попробуем определить, что такое словообразование?

(Дети дают определение по образцу: словообразование - это 1) раздел науки о языке, который изучает способы образования новых слов;  2) способ пополнения словарного состава языка)

А теперь поговорим о способах словообразования:

 

оценка  от оценить  при помощи суффикса -к-,  способ словообразования суффиксальный

 

ценный  от  цена     при помощи суффикса -н-, способ словообразования суффиксальный

 

ценить  от  цена     при помощи суффикса -и-, способ словообразования суффиксальный

 

бесценный от ценный при помощи приставки -бес, способ словообразования приставочный

 

Только одно слово не поддаётся словообразовательному анализу, какое? (Цена) Это слово является исходным, от него были образованы однокоренные слова.

 

А теперь давайте запишем, как мы определяем способ словообразования:

 

1. Записать слово.

 

2. Подобрать исходное для данного слова.

 

3. Выделить общую часть у заданного и исходного слова.

 

4. Выделить словообразовательную морфему, при помощи которой образовано данное слово.

 

5. Назвать способ словообразования.

С какими способами словообразования мы познакомились? (Приставочный и суффиксальный)

5. Работа с учебником: В.В. Бабайцева "Русский язык. Теория" п. 47, с. 64-65

Прочитайте, все ли способы словообразования мы назвали?

После чтения: рассказ о приставочно-суффиксальном способе словообразования, о сложении

 

6. Закрепление полученных знаний

Узнали мы с вами о способах словообразования?

Теперь будем учиться определять способ образования слов. Что нам поможет в этом? (Порядок действий)

Упр. 706 с. 225

Работа у доски и в тетради: 1. Записываю слово ПРИСТАВИТЬ.

                              2. Это слово образовано от слова СТАВИТЬ.

                              3. Общая часть СТАВИТЬ.

                              4. Слово образовалось при помощи приставки -ПРИ.

                              5. Способ словообразования приставочный

(Комментарий обязателен)

Писатель (писать) - суффиксальный, сталевар (сталь варить) - сложение при помощи соединительной гласной Е, ракетчик (ракета) - суффиксальный, стенгазета (стенная газета) - сложение части слова с целым, подрасти (расти) - приставочный.

 7. Самостоятельная работа в парах (по схеме)

Упр. 712 выполнять по образцу (упр.706)

 После выполнения самопроверка (ключ на доске):

Рассмотреть    смотреть (пристав.), рассвет --- рассветать (бессуффикс.), обгонять --- гонять (прист.), цветной ---цвет (суффикс.), ручка --- рука (суффикс.), подруга --- друг (прист.), осенний --- осень (суффикс.), скользкий --- скользить (суффикс.)

 Кто выполнил безошибочно? Кто допустил ошибки? Почему? На каком этапе?

8. Итог урока: какова была цель нашего урока?

                           Что такое словообразование?

                            Какие способы словообразования мы знаем?

                            Как определяем способ словообразования?

                  

8. Домашнее задание: упр. 705 (проиллюстрировать своими примерами способы словообразования (по 2 слова)),

714 (определить, от каких слов образованы данные слова, записать их парами, направляя стрелку от исходного слова, обозначить словообразовательную морфему); теория п. 74 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62990. Виховний захід на тему Зоряний час 19.63 KB
  Шановні учасники гри Багато знаменитих математиків світу на протязі ХХ віків старалися вирішити велику проблему: Скільки прямих паралельних даній можна провести через задану точку Хто вирішив цю проблему...
62994. Рушник - це доля, вишита на полотні. Театралізоване дійство 24.64 KB
  До урочистого відкриття запрошуємо організаторів свята: Представники області Вітання організаторів свята ВЕД. Допоки рушники є на моїй землі Дасть Україні Бог щасливу долю й світле щастя...
62998. Гра «Чарівне коло» 1.01 MB
  Правила гри: діти стають один за одним і рухаються по колу слухаючи вчителя який промовляє різні звуки нашої мови. Той хто помилився вибуває з гри. Правила гри: діти стають один за одним.