61767

Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Познакомить с буквой Ь мягкий знак. Учить читать слова и предложения с буквой Ь мягкий знак. квадрат с одной полоской согласный твёрдый глухой звук; квадрат с одной полоской и точкой согласный твердый звонкий звук...

Русский

2014-06-01

19.67 KB

4 чел.

Конспект урока русского языка в 1 классе по учебнику Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. «Школа России»

Тема: «Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме».
Цель урока: Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Задачи:
1. Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных в позиции на конце слова перед согласным.
2. Развивать фонематический слух.
3. Учить читать слова и предложения с буквой Ь (мягкий знак).
4. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.
5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ход урока

1. Организационный момент.
У: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
У: Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
Д: Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы.
У: Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

2.Актуализация знаний учащихся.
У: Что мы уже знаем, чему научились на уроках обучения грамоте?
(Мы знаем буквы.
Мы умеем составлять звуковые схемы.
Умеем делить слова на слоги.
Умеем определять в словах ударный слог.
Умеем записывать слова с помощью букв...)

У: А умеем ли составлять звуковые схемы?
Д: Да.
У: Очень хорошо, тогда составьте, пожалуйста, звуковую схему к слову КОНЬ.

СЛАЙД № 2

(Используем квадраты «звуковички».
квадрат с одной полоской – согласный, твёрдый, глухой звук;
квадрат с одной полоской и точкой – согласный, твердый, звонкий звук;
квадрат с двумя полосками – согласный, мягкий, глухой звук;
квадрат с двумя полосками и точкой – согласный, мягкий, звонкий звук;
круг в квадрате – гласный.)

Параллельно даем характеристику каждого звука:
– согласный, твердый, глухой;
– гласный, ударный;
– согласный, мягкий, звонкий.

На экране получается звуковая запись слова.
У: Молодцы, ребята. Какое слово мы с вами записали звуками?
Д: Слово КОНЬ.
У: А если к нам придут ребята из другого класса, они смогут узнать, какое слово мы записали звуками?
Д: Наверное, нет.
У: А можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы другие дети догадались, какое слово здесь записано звуками?
Д: Мы можем записать рядом данное слово буквами.

У: Запишем слово КОНЬ буквами, но у меня, ребята, к вам большая просьба – не спешите. А почему, узнаете позже.
(Выполнение детьми в тетрадях по обучению грамоте) СЛАЙД № 2

Работа над каждым звуком, обозначение его буквой:
1) звук [к] – согласный, твердый, глухой, на письме обозначаем буквой К;
2) звук [о] – гласный, на письме обозначаем буквой О;
3) звук [н’] – согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначается буквой Н.
В итоге на доске получится такая запись: К О Н

3. Создание проблемной ситуации.
У: Ребята, давайте прочитаем вместе слово по звуковой схеме: [кон’],
по буквенной схеме: [кон].
У: Что вы заметили?

Наблюдение детей: в звуковой схеме [н’] – мягкий звук, а в буквенной схеме Н читаем как твердый звук!
У: Действительно, получается, что если мы читаем слово по звуковой схеме, то слышим мягкий звук [н’], а если читаем слово по буквенной записи, мы мягкого [н’] не слышим.

У: Итак, мы умеем обозначать мягкость звука?
Д: Да, с помощью квадрата-«звуковичка».

У:  Мы умеем обозначать мягкость буквы на письме?
Д: Да, мы знаем, что мягкость согласного звука можно обозначить на письме буквами гласных звуков, это: Я, Ё, Е, И, Ю.
У: Давайте запишем поочередно эти буквы после буквы Н.  Прочитаем, что получилось.

СЛАЙД № 3
Я
Ё
К О Н Е
И
Ю
У: Что скажите, всё ли понятно?

Д: Не получается составить слово, непонятное, бессмысленное слово (мнения разошлись).

4. Формулировка проблемы.

У:  Ребята, вы можете определить, какая цель будет стоять перед нами сегодня на уроке?
Дети формулируют цель: узнать, какой ещё буквой можно обозначить мягкость согласного звука на письме.
5. Моделирование проблемы

КОН     ?

6. Физминутка для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

7.  Решение проблемы.
У: Итак, ребята, давайте вспомним, какая цель нашего сегодняшнего урока.
Д: Узнать, как на письме обозначить мягкость согласного звука.
У: Может быть, у вас есть какие- то предложения, как же обозначить мягкость согласного звука на письме?

В классе найдутся дети, которые знают букву «Ь».
У: Молодцы, на самом деле люди уже давно договорились использовать такую букву- знак.
Показ буквы на экране: Ь.

СЛАЙД № 4
У:  Знаете ли вы, как называется этот знак?
Д: Мягкий знак.
У: Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягким знаком?
Д: Это буква-значок, который показывает мягкость предшествующего согласного.

Разучим стихотворение:
Мягкий знак — хитрый знак,
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

У: Давайте найдём место Ь в алфавите.

СЛАЙД № 5-6
Рассмотрим письменный и печатный варианты буквы Ь.

8. Чистописание

Письмо буквы Ь (мягкий знак)
- Давайте научимся писать букву в воздухе.
Показ письма буквы на экране СЛАЙД № 7-8
Задание: обведите букву Ь; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)

9. Работа над формулировкой определения.
У: Сколько теперь букв в слове КОНЬ? (4 буквы.) СЛАЙД № 9
У: А сколько звуков? (3 звука.)
У: А мягкий знак – это буква? (Да.)
У: Она имеет свой звук? (Нет.)

У: Какой вывод о букве Ь вы можете сделать?
Вывод: мягкий знак – это помощник, который указывает на мягкость предшествующего согласного.

У: Откроим учебник на стр. 70 и проверим наши выводы.

10. Овладение новым способом действия.

У: Я называю вам слова (УГОЛЬ, МОЛЬ), а вы записываете их буквами и составляете звуковую схему.
У: Зачем вы написали мягкий знак?
У:  В какой позиции стоит мягкий согласный?
У: Сколько в слове букв, сколько звуков?
У: Имеет ли мягкий знак собственный звук?

У: Выполним упреждение на стр. 70 упр. 29

У: Выполним упреждение на стр. 72 упр. 31

11. Рефлексивно – оценочный этап.
У: Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?
У: Мы сегодня узнали о том, что мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать не только буквами Я,Ё,Е,И,Я, но и с помощью мягкого знака.

У: Продолжите предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
СЛАЙД № 10
У:  Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради лицо смайлика.
У: Молодцы! Спасибо за урок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21617. Графические возможности Microsoft Excel 754 KB
  В окне Добавление рисунка рис.1 следует перейти в папку в которой расположен файл рисунка и дважды щелкнуть мышью по значку эскизу файла. Выбор файла рисунка Напрямую или с использованием специальных графических фильтров можно вставлять графические файлы многих распространенных форматов.
21618. Настройка и редактирование диаграмм 630 KB
  Элементы диаграммы Выделение элементов диаграмм При выделении элементов диаграммы можно использовать мышь. Для выделения элементов можно также использовать раскрывающийся список Элементы диаграммы панели Диаграммы рис. Выделение элементов диаграммы Изменение размеров диаграммы Изменение размеров всей диаграммы Диаграмма созданная на листе с данными первоначально имеет размер по умолчанию примерно в четверть видимой части листа. В большинстве случаев этот размер недостаточен для удобного просмотра и оформления диаграммы.
21619. Организация данных на листе 433 KB
  Даны рекомендации по размещению таблиц на листах. Описаны возможные действия с листами книги и особенности их выполнения. Согласно определению список это набор строк листа содержащий однородные данные; первая строка в этом списке содержит заголовки столбцов остальные строки содержат однотипные данные в каждом столбце.
21620. Оформление таблиц в Excel 345 KB
  Для ячеек в которых установлено выравнивание по левому краю отступы задаются от левого края ячейки. Для ячеек в которых установлено выравнивание по правому краю и отступы задаются от правого края. Для выравнивания по ширине необходимо выполнить команду Формат Ячейки или щелкнуть по выделенной области правой кнопкой мыши и выполнить команду контекстного меню Формат ячеек. Во вкладке Выравнивание диалогового окна Формат ячеек рис.
21621. Печать документов Предварительный просмотр листа 442.5 KB
  К сожалению не дает достаточного представления и режим просмотра Разметка страницы. Если выделено несколько рабочих листов то при нажатии кнопки Далее по достижении последней страницы текущего листа отображается первая страница следующего выделенного листа. Если выделено несколько рабочих листов то при нажатии кнопки Назад по достижении первой страницы текущего листа отображается последняя страница предыдущего выделенного листа. Перейти из полностраничного режима просмотра в режим увеличения и обратно можно также щелкнув мышью в любой...
21622. Просмотр документов в MS Excel 487 KB
  Показаны приемы перемещения по ячейкам листа и между листами книги. Показаны возможности скрытия и отображения столбцов и строк листа одновременного просмотра различных частей листа. Указаны способы выделения фрагментов листа. Просмотр документа Изменение режима просмотра листа Для изменения режима просмотра листа используют команды меню Вид.
21623. Редактирование документов в MS Word 612.5 KB
  Показаны возможности поиска и замены текста использования синонимов. Работа с текстом Выбор языка Выбор языка текста определяет возможность автоматической проверки правописания и расстановку переносов. При вводе текста в русской раскладке устанавливается русский язык при вводе текста в английской раскладке английский США.
21624. Оформление текста документа Word 606 KB
  Описаны основные характеристики шрифта размер гарнитура цвет начертание подчеркивание и способы их установки. Основы оформления текста документа Для оформления документа используют панель инструментов Форматирование и команды меню Формат рис. Рис. Панель инструментов и меню используемые для оформления документа Установка основных параметров шрифта Шрифт Шрифт определяет внешний вид символов текста рис.
21625. Расширенные возможности оформления текста документов Word 715.5 KB
  Для оформления документа используют панели инструментов Форматирование Таблицы и границы и команды меню Формат рис. контур отображение внутренней и внешней границы каждого знака. Использование смещения символов Установка границ Обрамление абзацев и текста Для выделения частей документа оформления заголовков и в некоторых других случаях применяются различные рамки границы. При обрамлении удобно воспользоваться панелью инструментов Таблицы и границы рис.