61767

Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Познакомить с буквой Ь мягкий знак. Учить читать слова и предложения с буквой Ь мягкий знак. квадрат с одной полоской согласный твёрдый глухой звук; квадрат с одной полоской и точкой согласный твердый звонкий звук...

Русский

2014-06-01

19.67 KB

4 чел.

Конспект урока русского языка в 1 классе по учебнику Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. «Школа России»

Тема: «Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме».
Цель урока: Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Задачи:
1. Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных в позиции на конце слова перед согласным.
2. Развивать фонематический слух.
3. Учить читать слова и предложения с буквой Ь (мягкий знак).
4. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.
5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ход урока

1. Организационный момент.
У: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
У: Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
Д: Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы.
У: Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

2.Актуализация знаний учащихся.
У: Что мы уже знаем, чему научились на уроках обучения грамоте?
(Мы знаем буквы.
Мы умеем составлять звуковые схемы.
Умеем делить слова на слоги.
Умеем определять в словах ударный слог.
Умеем записывать слова с помощью букв...)

У: А умеем ли составлять звуковые схемы?
Д: Да.
У: Очень хорошо, тогда составьте, пожалуйста, звуковую схему к слову КОНЬ.

СЛАЙД № 2

(Используем квадраты «звуковички».
квадрат с одной полоской – согласный, твёрдый, глухой звук;
квадрат с одной полоской и точкой – согласный, твердый, звонкий звук;
квадрат с двумя полосками – согласный, мягкий, глухой звук;
квадрат с двумя полосками и точкой – согласный, мягкий, звонкий звук;
круг в квадрате – гласный.)

Параллельно даем характеристику каждого звука:
– согласный, твердый, глухой;
– гласный, ударный;
– согласный, мягкий, звонкий.

На экране получается звуковая запись слова.
У: Молодцы, ребята. Какое слово мы с вами записали звуками?
Д: Слово КОНЬ.
У: А если к нам придут ребята из другого класса, они смогут узнать, какое слово мы записали звуками?
Д: Наверное, нет.
У: А можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы другие дети догадались, какое слово здесь записано звуками?
Д: Мы можем записать рядом данное слово буквами.

У: Запишем слово КОНЬ буквами, но у меня, ребята, к вам большая просьба – не спешите. А почему, узнаете позже.
(Выполнение детьми в тетрадях по обучению грамоте) СЛАЙД № 2

Работа над каждым звуком, обозначение его буквой:
1) звук [к] – согласный, твердый, глухой, на письме обозначаем буквой К;
2) звук [о] – гласный, на письме обозначаем буквой О;
3) звук [н’] – согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначается буквой Н.
В итоге на доске получится такая запись: К О Н

3. Создание проблемной ситуации.
У: Ребята, давайте прочитаем вместе слово по звуковой схеме: [кон’],
по буквенной схеме: [кон].
У: Что вы заметили?

Наблюдение детей: в звуковой схеме [н’] – мягкий звук, а в буквенной схеме Н читаем как твердый звук!
У: Действительно, получается, что если мы читаем слово по звуковой схеме, то слышим мягкий звук [н’], а если читаем слово по буквенной записи, мы мягкого [н’] не слышим.

У: Итак, мы умеем обозначать мягкость звука?
Д: Да, с помощью квадрата-«звуковичка».

У:  Мы умеем обозначать мягкость буквы на письме?
Д: Да, мы знаем, что мягкость согласного звука можно обозначить на письме буквами гласных звуков, это: Я, Ё, Е, И, Ю.
У: Давайте запишем поочередно эти буквы после буквы Н.  Прочитаем, что получилось.

СЛАЙД № 3
Я
Ё
К О Н Е
И
Ю
У: Что скажите, всё ли понятно?

Д: Не получается составить слово, непонятное, бессмысленное слово (мнения разошлись).

4. Формулировка проблемы.

У:  Ребята, вы можете определить, какая цель будет стоять перед нами сегодня на уроке?
Дети формулируют цель: узнать, какой ещё буквой можно обозначить мягкость согласного звука на письме.
5. Моделирование проблемы

КОН     ?

6. Физминутка для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

7.  Решение проблемы.
У: Итак, ребята, давайте вспомним, какая цель нашего сегодняшнего урока.
Д: Узнать, как на письме обозначить мягкость согласного звука.
У: Может быть, у вас есть какие- то предложения, как же обозначить мягкость согласного звука на письме?

В классе найдутся дети, которые знают букву «Ь».
У: Молодцы, на самом деле люди уже давно договорились использовать такую букву- знак.
Показ буквы на экране: Ь.

СЛАЙД № 4
У:  Знаете ли вы, как называется этот знак?
Д: Мягкий знак.
У: Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягким знаком?
Д: Это буква-значок, который показывает мягкость предшествующего согласного.

Разучим стихотворение:
Мягкий знак — хитрый знак,
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

У: Давайте найдём место Ь в алфавите.

СЛАЙД № 5-6
Рассмотрим письменный и печатный варианты буквы Ь.

8. Чистописание

Письмо буквы Ь (мягкий знак)
- Давайте научимся писать букву в воздухе.
Показ письма буквы на экране СЛАЙД № 7-8
Задание: обведите букву Ь; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)

9. Работа над формулировкой определения.
У: Сколько теперь букв в слове КОНЬ? (4 буквы.) СЛАЙД № 9
У: А сколько звуков? (3 звука.)
У: А мягкий знак – это буква? (Да.)
У: Она имеет свой звук? (Нет.)

У: Какой вывод о букве Ь вы можете сделать?
Вывод: мягкий знак – это помощник, который указывает на мягкость предшествующего согласного.

У: Откроим учебник на стр. 70 и проверим наши выводы.

10. Овладение новым способом действия.

У: Я называю вам слова (УГОЛЬ, МОЛЬ), а вы записываете их буквами и составляете звуковую схему.
У: Зачем вы написали мягкий знак?
У:  В какой позиции стоит мягкий согласный?
У: Сколько в слове букв, сколько звуков?
У: Имеет ли мягкий знак собственный звук?

У: Выполним упреждение на стр. 70 упр. 29

У: Выполним упреждение на стр. 72 упр. 31

11. Рефлексивно – оценочный этап.
У: Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?
У: Мы сегодня узнали о том, что мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать не только буквами Я,Ё,Е,И,Я, но и с помощью мягкого знака.

У: Продолжите предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
СЛАЙД № 10
У:  Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради лицо смайлика.
У: Молодцы! Спасибо за урок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68953. Конструктори похідних класів 44 KB
  У звязку із наслідуванням виникають два питання, що стосуються конструкторів і деструкцій. По-перше, коли викликаються конструктори і деструкції базового і похідного класів? По-друге, як передаються параметри конструкторів базового класу? Відповіді на ці питання містяться в наступному розділі.
68954. Передача параметрів конструктору базового класу 47.5 KB
  Якщо конструктор похідного класу повинен отримувати декілька параметрів слід просто використовувати стандартну синтаксичну форму конструктора з параметрами. Проте виникає питання яким чином передаються аргументи конструктору базового класу
68955. Віртуальні деструктори 26.5 KB
  Явний опис деструкторів у програмах потрібний лише тоді, коли обєкт створюється у динамічній памяті. При використанні віртуальних деструкторів досить очевидними є переваги поліморфізму. Зазвичай, вони застосовуються тоді, коли при знищенні обєктів необхідно видалити обєкти похідного класу...
68956. Шаблони. Функція з двома узагальненими параметрами 54.5 KB
  За допомогою шаблонів можна створювати узагальнені функції і класи які працюють з типом даних заданим як параметр. Узагальнені функції Узагальнена функція визначає універсальну сукупність операцій застосовних до різних типів даних. За допомогою узагальненої функції можна визначити природу...
68957. Перевантаження шаблонної функції та їх специфікацій 34 KB
  Перевантаження шаблонної функції Використання стандартних параметрів шаблонної функції Обмеження на узагальнені функції Перевантаження шаблонної функції Для того, щоб перенавантажувати специфікацію узагальненої функції, досить створити ще одну версію шаблону, що відрізняється від останніх...
68958. Узагальнені класи. Приклад використання двох узагальнених типів даних 62 KB
  Окрім узагальнених функцій можна визначити узагальнені класи. При цьому створюється клас, в якому визначені всі алгоритми, проте фактичний тип даних задається як параметр при створенні обєкту. Узагальнені класи виявляються корисними, якщо логіка класу не залежить від типу даних.
68959. Обробка виняткових ситуацій 57 KB
  Механізм обробки виняткових ситуацій в мові C++ заснований на трьох ключових словах: try, catch і throw. Фрагменти програми, що підлягають контролю, містять блок try. Якщо в ході виконання програми в блоці try виникає виняткова ситуація (тобто помилка), вона генерується...
68960. Генерація виняткових ситуації 56 KB
  Якщо виникає необхідність повторно порушити виняткову ситуацію усередині її обробника, можна виконати оператора throw, не указуючи тип виняткової ситуації. В цьому випадку операторові try/catch передається поточна виняткова ситуація. Таким чином для однієї і тієї ж виняткової ситуації...
68961. Перехоплення класів виняткових ситуацій 34.5 KB
  Виняткова ситуація може мати будь-який тип, зокрема бути об’єктом класу, визначеного користувачем. У практичних застосуваннях виняткові ситуації, визначені користувачем, зустрічаються частіше, ніж вбудовані. Можливо, це відбувається тому, що програмісти прагнуть якомога точніше визначати класи виняткових...