61767

Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Познакомить с буквой Ь мягкий знак. Учить читать слова и предложения с буквой Ь мягкий знак. квадрат с одной полоской согласный твёрдый глухой звук; квадрат с одной полоской и точкой согласный твердый звонкий звук...

Русский

2014-06-01

19.67 KB

4 чел.

Конспект урока русского языка в 1 классе по учебнику Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. «Школа России»

Тема: «Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме».
Цель урока: Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Задачи:
1. Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных в позиции на конце слова перед согласным.
2. Развивать фонематический слух.
3. Учить читать слова и предложения с буквой Ь (мягкий знак).
4. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.
5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ход урока

1. Организационный момент.
У: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
У: Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
Д: Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы.
У: Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

2.Актуализация знаний учащихся.
У: Что мы уже знаем, чему научились на уроках обучения грамоте?
(Мы знаем буквы.
Мы умеем составлять звуковые схемы.
Умеем делить слова на слоги.
Умеем определять в словах ударный слог.
Умеем записывать слова с помощью букв...)

У: А умеем ли составлять звуковые схемы?
Д: Да.
У: Очень хорошо, тогда составьте, пожалуйста, звуковую схему к слову КОНЬ.

СЛАЙД № 2

(Используем квадраты «звуковички».
квадрат с одной полоской – согласный, твёрдый, глухой звук;
квадрат с одной полоской и точкой – согласный, твердый, звонкий звук;
квадрат с двумя полосками – согласный, мягкий, глухой звук;
квадрат с двумя полосками и точкой – согласный, мягкий, звонкий звук;
круг в квадрате – гласный.)

Параллельно даем характеристику каждого звука:
– согласный, твердый, глухой;
– гласный, ударный;
– согласный, мягкий, звонкий.

На экране получается звуковая запись слова.
У: Молодцы, ребята. Какое слово мы с вами записали звуками?
Д: Слово КОНЬ.
У: А если к нам придут ребята из другого класса, они смогут узнать, какое слово мы записали звуками?
Д: Наверное, нет.
У: А можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы другие дети догадались, какое слово здесь записано звуками?
Д: Мы можем записать рядом данное слово буквами.

У: Запишем слово КОНЬ буквами, но у меня, ребята, к вам большая просьба – не спешите. А почему, узнаете позже.
(Выполнение детьми в тетрадях по обучению грамоте) СЛАЙД № 2

Работа над каждым звуком, обозначение его буквой:
1) звук [к] – согласный, твердый, глухой, на письме обозначаем буквой К;
2) звук [о] – гласный, на письме обозначаем буквой О;
3) звук [н’] – согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначается буквой Н.
В итоге на доске получится такая запись: К О Н

3. Создание проблемной ситуации.
У: Ребята, давайте прочитаем вместе слово по звуковой схеме: [кон’],
по буквенной схеме: [кон].
У: Что вы заметили?

Наблюдение детей: в звуковой схеме [н’] – мягкий звук, а в буквенной схеме Н читаем как твердый звук!
У: Действительно, получается, что если мы читаем слово по звуковой схеме, то слышим мягкий звук [н’], а если читаем слово по буквенной записи, мы мягкого [н’] не слышим.

У: Итак, мы умеем обозначать мягкость звука?
Д: Да, с помощью квадрата-«звуковичка».

У:  Мы умеем обозначать мягкость буквы на письме?
Д: Да, мы знаем, что мягкость согласного звука можно обозначить на письме буквами гласных звуков, это: Я, Ё, Е, И, Ю.
У: Давайте запишем поочередно эти буквы после буквы Н.  Прочитаем, что получилось.

СЛАЙД № 3
Я
Ё
К О Н Е
И
Ю
У: Что скажите, всё ли понятно?

Д: Не получается составить слово, непонятное, бессмысленное слово (мнения разошлись).

4. Формулировка проблемы.

У:  Ребята, вы можете определить, какая цель будет стоять перед нами сегодня на уроке?
Дети формулируют цель: узнать, какой ещё буквой можно обозначить мягкость согласного звука на письме.
5. Моделирование проблемы

КОН     ?

6. Физминутка для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

7.  Решение проблемы.
У: Итак, ребята, давайте вспомним, какая цель нашего сегодняшнего урока.
Д: Узнать, как на письме обозначить мягкость согласного звука.
У: Может быть, у вас есть какие- то предложения, как же обозначить мягкость согласного звука на письме?

В классе найдутся дети, которые знают букву «Ь».
У: Молодцы, на самом деле люди уже давно договорились использовать такую букву- знак.
Показ буквы на экране: Ь.

СЛАЙД № 4
У:  Знаете ли вы, как называется этот знак?
Д: Мягкий знак.
У: Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягким знаком?
Д: Это буква-значок, который показывает мягкость предшествующего согласного.

Разучим стихотворение:
Мягкий знак — хитрый знак,
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

У: Давайте найдём место Ь в алфавите.

СЛАЙД № 5-6
Рассмотрим письменный и печатный варианты буквы Ь.

8. Чистописание

Письмо буквы Ь (мягкий знак)
- Давайте научимся писать букву в воздухе.
Показ письма буквы на экране СЛАЙД № 7-8
Задание: обведите букву Ь; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)

9. Работа над формулировкой определения.
У: Сколько теперь букв в слове КОНЬ? (4 буквы.) СЛАЙД № 9
У: А сколько звуков? (3 звука.)
У: А мягкий знак – это буква? (Да.)
У: Она имеет свой звук? (Нет.)

У: Какой вывод о букве Ь вы можете сделать?
Вывод: мягкий знак – это помощник, который указывает на мягкость предшествующего согласного.

У: Откроим учебник на стр. 70 и проверим наши выводы.

10. Овладение новым способом действия.

У: Я называю вам слова (УГОЛЬ, МОЛЬ), а вы записываете их буквами и составляете звуковую схему.
У: Зачем вы написали мягкий знак?
У:  В какой позиции стоит мягкий согласный?
У: Сколько в слове букв, сколько звуков?
У: Имеет ли мягкий знак собственный звук?

У: Выполним упреждение на стр. 70 упр. 29

У: Выполним упреждение на стр. 72 упр. 31

11. Рефлексивно – оценочный этап.
У: Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?
У: Мы сегодня узнали о том, что мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать не только буквами Я,Ё,Е,И,Я, но и с помощью мягкого знака.

У: Продолжите предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
СЛАЙД № 10
У:  Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради лицо смайлика.
У: Молодцы! Спасибо за урок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50697. Теоретические основы электротехники. Методические указания 308.5 KB
  Цель работы: выяснить характер изменения КПД потерь напряжения и мощности в линии передачи а также характер изменения напряжения и мощности приемника при различных режимах работы системы генератор линия приемник.К линии передачи подключить переменную нагрузку рис. Снять зависимость напряжения на приемнике от тока регулируя сопротивление нагрузки в пределах от...
50698. ЦЕПИ С ИНДУКТИВНО СВЯЗАННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ 504 KB
  Экспериментальное определение параметров индуктивных катушек активного сопротивления собственной индуктивности и взаимной индуктивности двух индуктивно связанных элементов.Экспериментальное определение одноименных зажимов катушек. Это означает что для выбранной маркировки зажимов катушек величина М положительна если при выбранных направлениях токов i1 и i2 результирующие потокосцепления...
50699. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОЙ ЦЕПИ ПРИ СОЕДИНЕНИИ НАГРУЗКИ ТРЕУГОЛЬНИКОМ 532 KB
  Теоретические положения Для симметричного треугольника имеют место соотношения: где Zф полное сопротивление фазы нагрузки фазовый сдвиг между напряжением и током в фазе нагрузки: Для несимметричного треугольника рис. Заметим что показания каждого из приборов не соответствуют активной мощности какойлибо фазы нагрузки. Активная мощность нагрузки равна алгебраической сумме показаний ваттметров: Построение векторнотопографических диаграмм для различных...
50701. Організація банківського кредитування в сучасних умовах. Створення комп’ютерних публікацій в Microsoft Publisher 472.24 KB
  Професія: Контролер ощадного банку. Організація банківського кредитування в сучасних умовах. Основні принципи та умови кредитування. Форми кредитування та їх сфера їх застосування. Порядок видачі позик на конкретні цілі, їх документальне оформлення та скерування. Плата за кредит. Види кредитів. Порядок формування та використання резервів для покриття втрат від кредитної діяльності банків. Професія: Оператор комп’ютерного набору. Створення комп’ютерних публікацій в Microsoft Publisher. Інф. газета Електромонтер з ремонту та обслуговування електроустаткування. Презентація «Електромонтер з ремонту та обслуговування електроустаткування»
50703. Определение коэффициента теплопроводности воздуха 68.5 KB
  Цель работы: Изучение явления теплопроводности в газах и определение коэффициента теплопроводности воздуха. Приборы и принадлежности: установка для измерения теплопроводности воздуха.09 Теория даёт следующую связь между напряжением на проводнике и силой тока в цепи: 1 АВ постоянные определяемые параметрами установки коэффициент теплопроводности воздуха Введя переменные ...
50704. Определение коэффициента вязкости жидкости 101 KB
  Цель работы: Определить коэффициент вязкости жидкости по истечению его через капилляр. Приборы и принадлежности: установка для измерения коэффициента вязкости жидкости. Ход работы: № Qмл мм с 1 200 160 52 2 200 180 81 3 200 240 355 4 200 150 542 5 200 188 442 Найдём значения и : Находим коэффициент вязкости: Определяем среднюю скорость: Проверка Определим число Рейнольда: Определим...