61768

Особенности обособления приложений

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Составьте предложение с приложением выделите приложение на письме и интонационно. Что такое приложение Определение выраженное существительным согласованным с определяемым словом в падеже Прочитайте ваши предложения выделяя интонационно приложение.

Русский

2014-06-01

23.61 KB

8 чел.

Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме "Особенности обособления приложений"

Здорикова Марина Васильевнаучитель русского языка, литературы

Вид урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма урока: урок-практикум.

Обучающие задачи.

Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: “Особенности обособления приложений:

  1.  закрепление знаний учащихся об условиях обособления приложений;
  2.  формирование умения находить обособленные приложения в тексте;
  3.  закрепление пунктуационных навыков;
  4.  диагностика усвоения темы, коррекция пробелов в знаниях.

Воспитательные.

  1.  создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности;
  2.  формирование любви к своему краю;
  3.  воспитание чувства гордости за свой класс.

Развивающие:

  1.  формирование умения преодолевать трудности в учении;
  2.  развитие навыков выразительного чтения;
  3.  развитие внимания;
  4.  формирование умения применять логические операции (сравнение, систематизация, обобщение).

Ход урока

I. Организация внимания учащихся.

II. Информирование учащихся о дидактической цели урока.

Учащимся предлагается самостоятельно выявить цели урока, записать их на доске и в тетрадях. Цели, выявленные учащимися: знать особенности обособления приложения в текстах; уметь находить обособленные приложения в текстах; уметь выделять обособленные приложения интонацией при произнесении и запятыми на письме.

III. Стимулирование реакции учащихся.

Учащиеся знакомятся с результатами теста, выполненного на прошлом уроке. Учитель предлагает на практическом занятии получить более высокий балл.

IV. Повторение. Формирование умения на репродуктивном уровне.

1. Принцип “демонстрация + объяснение”.

  1.  Составьте предложение с приложением, выделите приложение на письме и интонационно.
  2.  Что такое приложение?

(Определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже)

  1.  Прочитайте ваши предложения, выделяя интонационно приложение.

2. Организация отработки умения в упрощенных условиях (искусственное упрощение задания).

  1.  Запишите в тетрадях предложения, которые вы видите на доске. Вставьте необходимые буквы. Найдите и обозначьте приложения.

a) Сергеев шахтер х_р_шо знал эту штольню.
Сергеев, шахтер, хорошо знал эту штольню.

б) Как бы мне р_бине к дубу перебрат_ся.
Как бы мне, рябине, к дубу перебраться.

в) Каждый из нас как воспитан_ый человек должен… . – закончите предложение.

Каждый из нас, как воспитанный человек, должен… .

3. Работа с сигнальными карточками.

- Приготовьте сигнальные карточки, с помощью цифр объясните условия обособления приложений:

  1.  приложение при личном местоимении;
  2.  приложение после определяемого слова;
  3.  приложение с союзом как, имеющее добавочное действие.

Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение. (Николай Островский). (1)

Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению. (3)

Мелкий дождик, предвестник осени, кропит землю. (Максим Горький). (2).

Моему спутнику, старому охотнику, удалось встретить в лесу леопарда. (И. Соколов-Микитов). (2)

Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. (Лев Толстой). (1)

Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому. (А. Гончаров). (3)

Муж ее, Путиловский рабочий, два раза до войны подолгу сидел в тюрьме. (Л. Толстой). (2)

V. Организация самостоятельной практики. Тестирование.

VI. Переход к поисковой, продуктивной фазе.

Конструирование предложений (домашнее задание).

- Дома было необходимо составить предложения по определенных схемам. Тема – Норильск.

(Учащиеся зачитывают предложения. Класс проверяет правильность, оригинальность).

VII. Выводы по уроку. Анализ учащимися своей деятельности на уроке, промежуточного тестирования.

VIII. Домашнее задние.

Приложение

Тест 1. Вариант 1.

Задание 1.  Найдите предложения с распространенными приложениями. Расставьте знаки препинания.

  1. Хищные звери живущие в зоопарках плохо размножаются.
  2. Лось обитатель наших мест красив и силен.
  3. Никита схватил санки стоявшие у крыльца и быстро побежал на речку.
  4. Ананас чудесный дар тропиков похож на большую кедровую шишку.
  5. Лось обитающий в наших местах красив и силен.

Задание 2.  Найдите предложения с распространенными приложениями. Расставьте знаки препинания.

  1. Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.
  2. Дом маленький и уютный манил к себе меня.
  3. Алена далеко не красавица привлекала всех своим обаянием и жизнерадостностью.
  4. Потом пришла весна яркая солнечная.
  5. Я старался представить себе капитана Миронова моего будущего начальника и представлял его сердитым строгим стариком.

Задание 3.  Найдите предложения с приложениями, которые относятся к личным местоимениям. Расставьте знаки препинания.

  1. Он не пришел кудрявый наш певец.
  2. Ветер все еще сильный дул с востока.
  3. Моему спутнику старому охотнику удалось встретить в лесу леопарда.
  4. Добряк он никому не мог отказать в просьбе.
  5. Владимир узнал Архипа-кузнеца.

Задание 4.  Найдите предложения, в которых союз как примыкает к приложению. Расставьте знаки препинания.

  1. Виктор Смирнов как лучший математик школы участвовал в городской олимпиаде.
  2. Лев известен как царь зверей.
  3. Луна как бледное пятно.
  4. Мальчик как самый легкий оказался на вершине гимнастической пирамиды.
  5. Наш сад как проходной двор.

Задание 5.  Расставьте знаки препинания. Укажите причину обособления.

А. Приложение относится к личному местоимению.

Б. Приложение выражено нарицательным существительным с зависимым  словом и стоит после определяемого (главного) слова.

В. Приложение распространено, относится к имени собственному и стоит после  определяемого (главного) слова.

Г.  Приложение с союзом как,  имеющим оттенок причинности.

  1. Орлы спутники войск поднялись над горой.
  2. Им гагарам недоступно наслажденье битвой жизни.
  3. В  комнату вошла Анна сестра Веры.
  4. Сын лесника он родился и вырос в лесу.
  5. Герасиму как отличному работнику ту же дали в руки косу.

Тест 1. Вариант 2.

Задание 1.  Найдите предложения с распространенными приложениями. Расставьте знаки препинания.

  1. Лось обитатель наших мест красив и силен.
  2. Володя нерешительный человек не мог произнести ни слова в свою защиту.
  3. привлеченные светом бабочки прилетели и кружились возле фонаря.
  4. Нас врачей поражает это бесконечное терпение.
  5. Никита схватил санки стоявшие у крыльца и быстро побежал на речку.

Задание 2.  Найдите предложения с распространенными приложениями. Расставьте знаки препинания.

  1. Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.
  2. Я старался представить себе капитана Миронова моего будущего начальника и представлял его сердитым строгим стариком.
  3. Холодный ветер резкий и упорный кидает нас и тяжело идти.
  4. Мартовская ночь облачная и туманная окутала землю.
  5. Метро как скоростной вид транспорта перевозит за сутки миллионы людей.

Задание 3.  Найдите предложения с приложениями, которые относятся к личным местоимениям. Расставьте знаки препинания.

  1. В сизой туче за Москвой-рекой сверкнула молния.
  2. Он не пришел кудрявый наш певец.
  3. В гневе грома чуткий демон он давно усталость ищет.
  4. Добряк он никому не мог отказать в просьбе.
  5. Ее отец ботаник был командирован на Канарские острова.

Задание 4.  Найдите предложения, в которых союз как примыкает к приложению. Расставьте знаки препинания.

  1. Виктор Смирнов известен в поселке как лучший шахматист.
  2. Лев известен как царь зверей.
  3. Дуб как очень крепкое растение применяют для изготовления паркета.
  4. Анна Александровна как хозяйка дома вставала раньше всех.
  5. Толик как самый неунывающий был выбран командиром.

Задание 5.  Расставьте знаки препинания. Укажите причину обособления.

А. Приложение относится к личному местоимению.

Б. Приложение выражено нарицательным существительным с зависимым  словом и стоит после определяемого (главного) слова.

В. Приложение распространено, относится к имени собственному и стоит после  определяемого (главного) слова.

Г.  Приложение с союзом как,  имеющим оттенок причинности.

  1. Герасиму как отличному работнику ту же дали в руки косу.
  2. Им гагарам недоступно наслажденье битвой жизни.
  3. У него натуралиста было какое-то трепетное отношение к природе.
  4. Цветная осень вечер года мне улыбается светло.
  5. Малаша как шестилетняя девочка осталась в избе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55749. «Ромео і Джульєтт». Вистава за трагедією Вільяма Шекспіра мовою оригіналу (театралізоване свято) 56 KB
  When William married, he was still a teenager. r He had three children, but in 1587 he went to London. There he began to act and to write plays. Shakespeare became a veiy important member of a well- known acting company.
55751. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уpокаx pусского языка 72.5 KB
  Переложенные на язык практики идеи технологии ЧПКМ выглядят следующим образом: дети от природы любознательны они хотят познавать мир способны рассматривать серьёзные вопросы и выдвигать оригинальные идеи...
55753. Рослини – символи України 72.5 KB
  Мета: Розширювати знання дітей про рослини – символи України; формувати вміння повноцінно сприймати художні й науково-пізнавальні тексти; розвивати мовленнєві вміння, брати участь у колективному обговоренні питання...
55754. РОСЛИНИ ЛІСУ. В. СУХОМЛИНСЬКИЙ «ХЛОПЧИК ТА ДЗВІНОЧОК КОНВАЛІЇ» 62.5 KB
  Мета: сприяти цілісності процесу навчання; формувати уявлення про різноманітність природи України; закріплювати вміння читати свідомо та виразно; формувати вміння правильно інтонувати речення під час читання...
55755. День народження музею кімнатних рослин 132.5 KB
  Розробка позакласного заходу на заявлену тему мета якого формування в учнів нової екологічної культури; розвиток креативного мислення; дослідити яке значення мають квіти в житті людини...
55756. Генеративні органи квіткових рослин 68.5 KB
  Мета: повторити, закріпити, узагальнити й систематизувати знання, про генеративні органи, які забезпечують розмноження квіткових рослин;розвивати практичні навички роботи з наочністю...