61814

Глагол

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: формирование общих представлений об части речи Глагол Задачи: Ознакомить учащихся с понятием глагол; Обогащать речь учащихся употреблением глаголов; Учить сопоставлять вопрос на который отвечает слово и его значение...

Русский

2014-06-02

15.19 KB

0 чел.

Коплевская Анастасия Михайловна,  лого-2.

План-конспект  урока по русскому языку в 3 классе.

Тема:  Глагол

Цели: формирование общих представлений об части речи ”Глагол”

Задачи:

Ознакомить учащихся с понятием глагол;

Обогащать речь учащихся употреблением глаголов;

Учить сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение;

Вырабатывать навыки грамотного письма;

Воспитывать любовь к животным.

Ход урока.

I. Организационный момент.

– У нас сегодня необычный урок, мы с вами отправимся в путешествие, в страну Глаголию, но сначала мы попросим слова существительные отправиться вместе с нами.

II. Актуализация ранее изученного.

-Что такое имя существительное?

-Приведите примеры имен существительных.

-Как изменяются имена существительные?

-Сколько чисел имеет имя существительное?

Приведите примеры.

-Какие три рода имен существительных вы знаете? Приведите примеры.

1ряд-мужской род, 2 ряд- женский род, 3 ряд- средний род.

III. Минутка чистописания.

Я, о, ф.

Окно, фантазер, ягода.

-К какой части речи относятся эти слова? Почему так решили?

-Укажите род имен существительных.

Одушевленные или неодушевленные?

Фонетический разбор слова Ягода

IV. Изучение нового материала.

-прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз- Красный нос».

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи-

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

Идет- по деревьям шагает,

Трещит по замерзшей воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

-Давайте выпишем пары слов о ком или о чем говорится в стихах и что о них говорится.

Не ветер бушует.

Побежали ручьи.

Мороз – воевода обходит, идет, шагает, трещит.

Солнце играет.

-Назовите имена существительные и подчеркните одной чертой.

-Что говорится о солнце?

-Поставьте вопрос от  слова солнце к слову играет?

-Какой частью речи является слово играет? Кто знает?

-Слова, которые отвечают на вопрос что делает? в русском языке называют глаголами.

Слово глагол произошло от старинного слова глаголить, то есть говорить.

Глагольных рифм бракуя роль,

Их гонят вон:

-Изыди, голь!-

Но несдающийся глагол

За голом забивает гол.

Он энергичен, многолик.

Глагол,

Он действовать привык.

Необходим он-

Вот в чем соль.

Я говорю ему :

-Глаголь.

V. Физкультминутка.

Не боимся мы пороши-

Ловим снег.

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам-

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу!

VI. Работа по теме урока.

На экране –изображение ромашки. У ромашки появился еще один лепесток «глагол».

-Глаголы часто в предложении являются главным членом- сказуемым. В записанных вами предложениях давайте подчеркнем остальные глаголы.

- Посмотрите на записанный текст и попробуйте ответить на вопрос: что обозначают глаголы? (действие предметов)

VII. Работа по учебнику.

Откройте учебники с. 25.

1.Упр. 39. Рассмотрите рисунок. Устно составьте по рисунку рассказ.

- Кого вы видите на иллюстрации?

-За кем ухаживают дети в живом  уголке?

-Дайте имена детям, придумайте клички животным.

-Что делает мальчик у аквариума?

Аквариум- это словарное слово. Запишите его.

-Кто живет живет в клетке?

Кого держит на руках девочка?

Чем угощает зайчонка Трусишку мальчик Федя?

-Заяц и морковка- это словарные слова. Запишите их.

-Чем кормят ежика?

-Что растет у детей в горшках?

-Ребята, а как одним словом- действием сказать, Что делают ребята? (ухаживают). Ребята, у кого есть дома домашние животные?  Как вы ухаживаете за ними? Без нас животные не проживут, поэтому их надо вовремя кормить, убирать, поить.

Какие слова из сказанных вами обозначают действие предметов? (Живут, кормят, ухаживают, летают, сыплет, плавают, держит, угощает, растут).

Кто перескажет рассказ.

Как озаглавим текст?

2. Упр.40. Отгадайте загадки.

Прочитайте первую загадку.

-О ком идет речь?  

-Одушевленное или неодушевленное существительное?  

-Что он делает? Бродит, выходит, носит, дарит.

-Есть ли рядом с глаголами предлоги?

-Запомните! Перед глаголами никогда не пишутся предлоги. Например: закипит, зашипит, влезут, поднесут, спешит, уведут.

3.Упр. 42- письменно. Прочитайте, выделяя голосом каждое предложение.

-Сколько предложений в этом тексте?

- Какие знаки препинания поставите в конце предложения?

-Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

Выпишите слова – названия действий по образцу.

1 вариант. Что делал? - …,

2 вариант. Что делали? - ….

VIII. Физминутка.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем разгибать.

4. К  данным словам подберите подходящие слова, отвечающие на вопросы  Что делает? Что делают?

      1 вариант                                 2 вариант

    Мороз  …                                   Мебель  …

    Машина …                                 морковь…

    Учитель…                                  сорока…

- Выделите орфограммы у словарных слов.

5. Списать, подчеркнуть глаголы двумя чертами:

Я придумал сделать  (во) дв..ре к..ток. Вместе с (В,в)овкой  мы сне..  расчистили и др..ва убрали. Потом ещё подошли р..бята и стали нам пом..гать. Р..бота зак..пела.

IX. Итог.

- С какой новой частью речи познакомились на уроке?

-Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы может отвечать глагол?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приеду-

И всё в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

Х.

Итог  занятия.

Ребята, что мы сегодня делали на уроке? С какой частью речи познакомились?

Что такое глагол?

На какие вопросы отвечает?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24139. Политическая специфика Северо-Западной Руси 24.89 KB
  Такая ситуация дала основание историкам классифицировать политический режим Новгорода как республиканский. Корни возникновения олигархической формы власти Новгорода имеют иной характер. А псковичи в условиях постоянной военной опасности со стороны Швеции от помощи Новгорода тоже не спешили отказываться.
24140. Нашествие Батыя на Русь 32.17 KB
  Ордынское монголотатарское иго и его последствия В начале XIII в. Родовая знать нового государства стремилась к обогащению что привело к большим завоевательным походам монголотатар. Проникнув в Причерноморье армия монголотатар встретила сопротивление объединенных сил русских и половцев. Монголотатары одержали победу но возвратились в степи для подготовки нового похода на Русь.
24141. Борьба с агрессией шведских и немецких феодалов 28.5 KB
  Древнерусское государство было зоной взаимодействия цивилизаций Запада и Востока Русь сыграла выдающуюся роль в судьбе Европы своего времени: отразила натиски печенегов половцев монголов став щитом заслонившим Европу от кочевников Она участвовала в отражении славянскими и прибалтийскими народами агрессии с Запада разбила крестовый поход шести держав на Прибалтику и Русь изменив этим соотношение сил в Европе. После официального разделения православной и католической церкви 1054 папство пыталось обратить Русь в католическую веру....
24142. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности 44.19 KB
  Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости что воспел в стихах присланную ему пиксиду резную коробочку сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом. Грамотность письменность Много нового внесли в понимание уровня русской городской культуры находки свидетельствующие о широком распространении грамотности в народных массах. Родной язык Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Отдельные цитаты в сохранившихся рукописях...
24143. Предпосылки образования русского централизованного государства 26.01 KB
  Особенности русского централизованного государства Русское централизованное государство сложилось в XIVXVI вв. Группы предпосылок образования русского централизованного государства. Его князья строят государственный аппарат для укрепления своей власти; внешнеполитические: главная внешнеполитическая задача Руси заключалась в необходимости свергнуть татаромонгольское иго которое тормозило развитие Русского государства.
24144. Этапы образования Русского централизованного государства 44.43 KB
  на северозападе русских земель возникло государство Великое княжество Литовское. на востоке от русских земель возникло другое сильное государство Золотая Орда. Видя слабость русских земель Литва стала очень активно присоединять русские земли. Литва на 3 4 стала состоять из русских земель.
24145. Российское государство при Иване III 29.71 KB
  Во внутренней политике Иван III как и его отец продолжает собирать русские земли под московским началом. Иван III присоединил к Москве Ростовское и Тверское Рязанское Белозерское и Дмитровское княжества. Такой ход дел не устраивал Ивана III стремившегося объединить все русские земли под московским началом.
24146. КУЛЬТУРА XIV-XV ВВ. 36.63 KB
  Со второй половины XIV в. Высокие образцы народнопоэтической речи дают и другие московские памятники XIV XV столетий. Составление летописей и других сочинений переписка рукописей переживают подъем со второй половины XIV в.
24147. Реформы Ивана 4 Грозного 27.57 KB
  После его смерти на Руси началось боярское правление. Особенностью его прихода к власти было то что впервые в истории Руси великий князь был венчан на царство и получил титул царя: термин царь пришел на Русь от монголотатар; до падения ига царем называл себя главный хан Золотой Орды; данным титулом золотоордынский царь подчеркивал свою власть над всеми как над другими ханами так и над русскими князьями которые ездили в Орду на поклон к царю; впервые приняв титул царь Иван Грозный показал свою абсолютную суверенность...