61819

Искусство оригами. Ветка сакуры

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развивать: наблюдательность, малую мускулатуру рук, пространственное воображение – умение читать чертежи, умение следовать устным инструкциям, память, внимание в процессе изготовления модели, творческое воображение, фантазию, чувство вкуса при создании композиции, кругозор учащихся

Русский

2014-06-06

154.5 KB

17 чел.

Конспект урока по труду

на тему: «Искусство оригами. Ветка сакуры»,

проведенного в 4В классе 138 школы

у учительницы Чистяковой Аллы Витальевны

студенткой 234 группы
Федосеенко Екатериной Евгеньевной

Методисты:

Попова И.В.

Анисимова Л.Ф.

Дата проведения:

03.10.12

I. Тема: «Искусство оригами. Ветка сакуры».

II. Цели и задачи.

Цели занятия:

  •  Выполнить поделку «ветка сакуры» из бумаги в технике оригами.

Задачи:

  •   Обучить: выполнять поделки в стиле оригами, видам оригами, приемам складывания, фактуре бумаги, технике безопасности при использовании ножниц, клее.
  •  Развивать: наблюдательность, малую мускулатуру рук, пространственное воображение – умение читать чертежи, умение следовать устным инструкциям, память, внимание в процессе изготовления модели, творческое воображение, фантазию, чувство вкуса при создании композиции, кругозор учащихся
  •  Воспитывать: интерес к искусству, к предмету, чувство аккуратности и бережливости во время выполнения работы.

III. Источники информации для подготовки занятия:

Интернет-ресурсы.

Сайты:

  1.   stranamasterov.ru
  2.  4stupeni.ru
  3.  Конспект урока по труду, Тема: «Пингвины на льдине» – оригами. Васильева Любовь Анатольевна.

IV. Оборудование:

Для учителя: поделки оригами, фотографии оригами, картинки с видами Японии, гофрированная бумага, шаблоны «окружности», птк, само изделие,  коричневые полоски.
Для учащихся: цветная бумага, картон, ножницы, клей.


V. Оформление доски:

ПТК

Изделие

VI. План урока

Этапы

Содержание

Время

Всего 45 минут

До звонка

Организация пространства

5-10 мин

I

Организация детей на занятие, приветствие

3 мин

II

Вступительная часть: сообщение темы занятия

13 мин

III

Основная часть

30 мин:

1.

Анализ образца

10 мин

2.

План трудового процесса: разметка, раскрой

10 мин

3.

Изготовление сердцевины

5 мин

4.

Изготовление ветки

5 мин

IV

Заключение

2 мин

VII. Ход урока

№ плана занятия/ слово учителя

Ход урока

Действия детей

I.

Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Евгеньевна. Сегодня я проведу с вами урок труда.
Посмотрите на ваши парты, на них должны лежать: цветная бумага, картон, ножницы, клей, круглые шаблоны, гофрированная бумага, два простых белых листка (подкладной и притирочный), две коричневые полоски. У кого  всё есть, тихонько садитесь. У кого чего-то не хватает, оставайтесь стоять, я подойду и дополню ваши принадлежности.

II.

Вступительная часть: сообщение темы занятия.

 

Недавно в Китае прошел праздник сбора урожая и благодарности за него.

У разных народов свои традиции, и в Китае принято делать бумажные фонарики к празднику урожая. В Китае впервые появилась бумага, разные народы воспользовались этим в дальнейшем. Сегодня мы с вами будем говорить о необычном и непривычном нам использовании бумаги.

Посмотрите на экран, что вы видите? Как это называется?

- Фигурки из бумаги

Прежде чем мы начнем говорить о фигурках хотелось бы вспомнить с вами, что же такое бумага, ее виды и как она появляется.

Кто мне скажет, что такое бумага?
- материал для письма, печатания, изготовленный из древесины.

Правильно, древесина на Земле это количественно самый распространенный натуральный продукт (примерно треть суши покрыта лесом). Промышленность, которая выпускает бумагу, называется целлюлозно-бумажной. Производство бумаги складывается из следующих процессов:

  •  приготовление бумажной массы (размол и смешение компонентов, проклейка, наполнение и окраска бумажной массы);
  •  выработка бумажной массы на бумагоделательной машине (разбавление водой и очистка массы от загрязнений, отлив, прессование и сушка, а также первичная отделка);
  •  окончательная отделка (каландирование, резка);
  •  сортировка и упаковка.

Какие виды бумаги вы знаете?(демонстрация)
- Бумага для письма, калька, бумага для копировальной техники, миллиметровая бумага, туалетная, гофрированная, цветная, обойная, упаковочная бумага,
 фотографическая (фотобумага), цветная бумага и картон.

А вы умеете делать фигурки из бумаги?

- Да

- Какие?
- Самолеты, кораблики

Я вам открою секрет, когда вы делаете обычный самолетик, то вы занимаете древнейшим видом искусства – Оригами. Зародился этот вид искусства в Японии. Япония лежит на островах, расположенных к востоку от тихоокеанского побережья Азии, в той стране, где восходит солнце. Поэтому издавна ее называют страной восходящего солнца. Четыре пятых населения Японии живет в городах. В быту Японцы сохраняют много самобытных, отличных от Европы черт. В Японских домах мало мебели, весь пол покрыт ковриками из рисовой соломы. По ним ходят в носках, обувь оставляют на пороге. На полу сидят, когда обедают, на полу спят, постелив матрацы, поэтому пол идеально чист.

Своеобразно и Японское искусство: живопись и кукольный театр. Славятся Японцы и умением составлять букеты из цветов. Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова «бумага» и «бог» очень похожи.

Слово «оригами» складывается из двух иероглифов

- Кто знает, что такое иероглиф?

- специальные знаки, обозначающие письменную речь

- Правильно, так вот из иероглифов ори – бумага, ками – складывание.

На заре оригами использовалось для храмовых обрядов. Например, кусочки рыбы и овощей складывались в бумажные коробочки «санбо». Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало неотъемлемой частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Начиная с конца XVI века оригами из церемониального искусства превращается в любимое развлечение японцев. Именно в этот период времени появилось большинство классических фигурок.

Появление большого числа авторских работ связано с именем знаменитого японского мастера Акири Йошизавы. Именно он придумал «нотную азбуку», которая позволила записывать и передавать процесс складывания фигурок. В свое триумфальное шествие по всему миру оригами отправилось в начале XX  века. Свою лепту в развитие авторского оригами внесли такие известные мастера как Дейв Брилл (Великобритания), Эрик Жуазел (Франция), Альфредо Джунта (Италия). Сейчас мы попробуем приблизиться к ним и создать потрясающую аппликацию с оригами.

III. 1.

Показываю круг начальный.

Основная часть

Анализ конструкции образца

на память о Японии мы с вами сделаем вот такую аппликацию. Это САКУРА – японская вишня, характерна тем, что у нее мало листиков, в основном цветы, бывают даже одни цветы на ветке, зацветает самой первой, поэтому считается цветком жизни.

Эта цветущая веточка выполнена в смешанной технике:  техника скручивания в жгут, скатывания в комок.
А кто знает, какой техникой выполнены лепестки и цветки?
-  в технике оригами

Посмотрите на начальную фигуру, из которой мы будем делать цветок и лепестки. Это круг.

Давайте посмотрим, из какого количества деталей сделан цветок?

- из 5 кругов и несколько шариков

Из какого количества деталей сделан лепесток?

- из одной

- Как вы думаете, из чего сделаны сердцевины у цветков?
-из скатанных шариков из гофрированной бумаги

А ветка сделана техникой сворачивания в жгут.

К какому типу относим это соединение модели с основой?

- неподвижное
При помощи чего мы будем соединять?
- при помощи клея

2.

План трудового процесса: разметка, раскрой:

Из какого материала будем делать лепестки, цветки и ветку?

- из цветной бумаги

Тонкую цветную бумагу удобно складывать. Наметим план:

 

РАЗМЕТКА:

Мы воспользуемся техникой симметричного вырезывания. Складываем бумагу в несколько раз
Правила сгибания

Перед началом работы повторим правила сгибания бумаги:

  1.  сгибай на столе
  2.  соедини кромки листа
  3.  прижми посередине
  4.  прогладь сгиб

Кладем лист розовой бумаги цветной стороной наверх, узкой стороной к себе, нижние правый  и левый угол соединяем с верхними правым и левым,  пальчик на линию сгиба – прогладили – и еще раз до 8 полосок.

Придерживая одной рукой шаблон, второй начинайте медленно обводить простым карандашом.

Далее, берем зеленую бумагу и делаем тоже самое.

Кладем лист зеленой бумаги цветной стороной наверх, узкой стороной к себе, нижние правый  и левый угол соединяем с верхними правым и левым,  пальчик на линию сгиба – прогладили – и еще раз до 8 полосок.

Придерживая одной рукой шаблон, второй начинайте медленно обводить простым карандашом.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

1 - руки в стороны, 2 - подняться на носки, руки вверх, потянуться - вдох, 3 - руки вперёд, 4 – т.д.

Вот помощники мои

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

РАСКРОЙ:

После того, как обвели шаблон, нам нужно его вырезать Помним, что вырезая круг, нужно крутить бумагу. Не торопитесь и все у вас получится аккуратно и красиво.

У вас должно получится 16 кружков. 15 из них пойдут на сам цветок. А один, которой останется и еще два, которые лежат у вас на партах пойдут на крепление лепесточков для цветка.


Давайте вспомним правила работы с ножницами

  1.  Работать хорошо отрегулированными ножницами.
  2.  Ножницы должны иметь тупые, скруглённые концы.
  3.  Ножницы надо класть кольцами к себе, передавать кольцами вперёд.
  4.  Следить за движением лезвий во время резания.
  5.  Не оставлять ножницы раскрытыми.
  6.  Нельзя играть ножницами и подносить к лицу.

Далее будем складывать по схеме.

Что возьмем за основу?
-картон  
(Лучше белый, светло-розовый.)

Почему картон, а не цветную бумагу?

- бумага выгибается, деформируется при контакте с клеем, приобретает не эстетичный вид.


Давайте вспомним правила работы с клеем.

  1.  - помещать под модель подкладной лист
  2.  - нанести клей тонким слоем
    - положить на фоновую основу
  3.  - накрыть деталь притирочным листом

3.

Изготовление сердцевины:

Откладываем шаблон в сторону, скажите спасибо ему, за то, что помог вам сделать круг, он нам больше не понадобится.

Следим за порядком на своих партах. После того, как вырезали кружки, откладывайте их в сторону.
Сейчас мы с вами сделаем шарики для сердцевины цветка. Берем гофрированную бумагу, отрываем кусок, и как пластилин, начинаем его скручивать. Когда у нас получился шарик, приступаем за следующим. Сделать таких шариков нужно 15 штук.


  1.  

Изготовление ветки:

Нам осталось сделать ветку, делается она очень просто:

Берем полоску коричневой бумаги, которая лежит у вас на столах, вы заметили, что один конец у нее шире, чем другой, это нужно для того, чтобы веточка имела естественный и завершенный вид. Сначала нужно эту полоску помять, не жалейте её, мните, только аккуратно, чтобы не порвать. Затем раскрывайте, и начинайте просто скручивать, аккуратно, начиная с широкого конца. Чтобы сделать ответвление, нужно подобрать полоску поменьше, она как раз лежит у вас на столах, при желании, можно оставить одну ветку. Алгоритм с другой веткой тот же самый.

     IV.

 Заключение:

Мы с вами успели сделать заготовку для цветков, лепестков, шарики для сердцевины и веточку.

На следующем уроке вы продолжите работу уже с другим учителем - Евгенией Владимировной. Спасибо вам за работу! Всем желаю красивого и качественного результата! До свидания!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4336. Разработка гостевой книги для персонального сайта студента 80 KB
  Разработка гостевой книги для персонального сайта студента Необходимое программное обеспечение: Для выполнения лабораторной работы необходимо следующее ПО: Редактор HTML документов (HomeSite 4.5 и выше, AditorPro 3.05 , Блокнот и др.)...
4337. Cascading Style Sheet (CSS) в примерах 730.5 KB
  CascadingStyleSheet в примерах Назначение CSS Дизайн Web-узлов — это точное размещение компонентов HTML-страниц относительно друг друга в рабочей области окна браузера. Недостатки такого определения Web-дизайна очевидны. В нем не уч...
4338. CSS – каскадные таблицы стилей 50.5 KB
  CSS – каскадные таблицы стилей CSS – CascadingStyleSheets (каскадные таблицы стилей). Стили определяют отображение элементов HTML HTML – для логической разметки документа (заголовки, параграфы, списки). Браузеры стали ввод...
4339. Использование JavaScript в HTML 64.5 KB
  JavaScript в HTML Основные тезисы: Не тоже самое, что и Java, хотя синтаксис немного схож. Скриптовый (облегченный) интерпретируемый язык без строгой типизации. Внедряется в HTML-код Поддерживается всеми ...
4340. Программирование для Web, CGI (Common Gateway Interface) 464 KB
  Программированиедля Web, CGI (Common Gateway Interface) CGI - это спецификация обмена данными между прикладной программой, выполняемой по запросу пользователя, и HTTP-сервером, который данную программу запускает. Часть информации заголовка HTT...
4341. Протокол HTTP. Унифицированные указатели ресурсов (URL) 133.5 KB
  Протокол HTTP В середине 90-х годов очень популярной стала WWW (WorldWideWeb) — Всемирная паутина. Это набор протоколов и программ для Интернета, представляющих информацию в гипертекстовом формате. Знаменитый браузер Mosaic...
4342. Создание приложений для динамического представления Web-страниц 235 KB
  Создание приложений для динамического представления Web-страниц Основы использования Web - технологий для доступа к базам данных Развитие web технологий с использованием баз данных Создание динамических сайтов Современные технологии динамического пр...
4343. Обзор Common Gateway Interface (CGI) 149.5 KB
  Обзор CGI CGI (Common Gateway Interface, общий шлюзовой интерфейс) относится к числу средств, без которых нельзя обойтись как при создании комплексных Web-узлов, так и при управлении ими. CGI обеспечивает возможность писать сценарии, котор...
4344. Расширенный язык разметки XML 244.5 KB
  Расширенный язык разметки XML Общие сведения об XML Особенности XML Стандарты XML Структура и элементы языка разметки XML Таблицы стилей Расширяемый язык создания ссылок Спецификация XForms 1.0 Области использования языка XML Общие сведения об XML К...