61819

Искусство оригами. Ветка сакуры

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развивать: наблюдательность, малую мускулатуру рук, пространственное воображение – умение читать чертежи, умение следовать устным инструкциям, память, внимание в процессе изготовления модели, творческое воображение, фантазию, чувство вкуса при создании композиции, кругозор учащихся

Русский

2014-06-06

154.5 KB

18 чел.

Конспект урока по труду

на тему: «Искусство оригами. Ветка сакуры»,

проведенного в 4В классе 138 школы

у учительницы Чистяковой Аллы Витальевны

студенткой 234 группы
Федосеенко Екатериной Евгеньевной

Методисты:

Попова И.В.

Анисимова Л.Ф.

Дата проведения:

03.10.12

I. Тема: «Искусство оригами. Ветка сакуры».

II. Цели и задачи.

Цели занятия:

  •  Выполнить поделку «ветка сакуры» из бумаги в технике оригами.

Задачи:

  •   Обучить: выполнять поделки в стиле оригами, видам оригами, приемам складывания, фактуре бумаги, технике безопасности при использовании ножниц, клее.
  •  Развивать: наблюдательность, малую мускулатуру рук, пространственное воображение – умение читать чертежи, умение следовать устным инструкциям, память, внимание в процессе изготовления модели, творческое воображение, фантазию, чувство вкуса при создании композиции, кругозор учащихся
  •  Воспитывать: интерес к искусству, к предмету, чувство аккуратности и бережливости во время выполнения работы.

III. Источники информации для подготовки занятия:

Интернет-ресурсы.

Сайты:

  1.   stranamasterov.ru
  2.  4stupeni.ru
  3.  Конспект урока по труду, Тема: «Пингвины на льдине» – оригами. Васильева Любовь Анатольевна.

IV. Оборудование:

Для учителя: поделки оригами, фотографии оригами, картинки с видами Японии, гофрированная бумага, шаблоны «окружности», птк, само изделие,  коричневые полоски.
Для учащихся: цветная бумага, картон, ножницы, клей.


V. Оформление доски:

ПТК

Изделие

VI. План урока

Этапы

Содержание

Время

Всего 45 минут

До звонка

Организация пространства

5-10 мин

I

Организация детей на занятие, приветствие

3 мин

II

Вступительная часть: сообщение темы занятия

13 мин

III

Основная часть

30 мин:

1.

Анализ образца

10 мин

2.

План трудового процесса: разметка, раскрой

10 мин

3.

Изготовление сердцевины

5 мин

4.

Изготовление ветки

5 мин

IV

Заключение

2 мин

VII. Ход урока

№ плана занятия/ слово учителя

Ход урока

Действия детей

I.

Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Евгеньевна. Сегодня я проведу с вами урок труда.
Посмотрите на ваши парты, на них должны лежать: цветная бумага, картон, ножницы, клей, круглые шаблоны, гофрированная бумага, два простых белых листка (подкладной и притирочный), две коричневые полоски. У кого  всё есть, тихонько садитесь. У кого чего-то не хватает, оставайтесь стоять, я подойду и дополню ваши принадлежности.

II.

Вступительная часть: сообщение темы занятия.

 

Недавно в Китае прошел праздник сбора урожая и благодарности за него.

У разных народов свои традиции, и в Китае принято делать бумажные фонарики к празднику урожая. В Китае впервые появилась бумага, разные народы воспользовались этим в дальнейшем. Сегодня мы с вами будем говорить о необычном и непривычном нам использовании бумаги.

Посмотрите на экран, что вы видите? Как это называется?

- Фигурки из бумаги

Прежде чем мы начнем говорить о фигурках хотелось бы вспомнить с вами, что же такое бумага, ее виды и как она появляется.

Кто мне скажет, что такое бумага?
- материал для письма, печатания, изготовленный из древесины.

Правильно, древесина на Земле это количественно самый распространенный натуральный продукт (примерно треть суши покрыта лесом). Промышленность, которая выпускает бумагу, называется целлюлозно-бумажной. Производство бумаги складывается из следующих процессов:

  •  приготовление бумажной массы (размол и смешение компонентов, проклейка, наполнение и окраска бумажной массы);
  •  выработка бумажной массы на бумагоделательной машине (разбавление водой и очистка массы от загрязнений, отлив, прессование и сушка, а также первичная отделка);
  •  окончательная отделка (каландирование, резка);
  •  сортировка и упаковка.

Какие виды бумаги вы знаете?(демонстрация)
- Бумага для письма, калька, бумага для копировальной техники, миллиметровая бумага, туалетная, гофрированная, цветная, обойная, упаковочная бумага,
 фотографическая (фотобумага), цветная бумага и картон.

А вы умеете делать фигурки из бумаги?

- Да

- Какие?
- Самолеты, кораблики

Я вам открою секрет, когда вы делаете обычный самолетик, то вы занимаете древнейшим видом искусства – Оригами. Зародился этот вид искусства в Японии. Япония лежит на островах, расположенных к востоку от тихоокеанского побережья Азии, в той стране, где восходит солнце. Поэтому издавна ее называют страной восходящего солнца. Четыре пятых населения Японии живет в городах. В быту Японцы сохраняют много самобытных, отличных от Европы черт. В Японских домах мало мебели, весь пол покрыт ковриками из рисовой соломы. По ним ходят в носках, обувь оставляют на пороге. На полу сидят, когда обедают, на полу спят, постелив матрацы, поэтому пол идеально чист.

Своеобразно и Японское искусство: живопись и кукольный театр. Славятся Японцы и умением составлять букеты из цветов. Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова «бумага» и «бог» очень похожи.

Слово «оригами» складывается из двух иероглифов

- Кто знает, что такое иероглиф?

- специальные знаки, обозначающие письменную речь

- Правильно, так вот из иероглифов ори – бумага, ками – складывание.

На заре оригами использовалось для храмовых обрядов. Например, кусочки рыбы и овощей складывались в бумажные коробочки «санбо». Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало неотъемлемой частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Начиная с конца XVI века оригами из церемониального искусства превращается в любимое развлечение японцев. Именно в этот период времени появилось большинство классических фигурок.

Появление большого числа авторских работ связано с именем знаменитого японского мастера Акири Йошизавы. Именно он придумал «нотную азбуку», которая позволила записывать и передавать процесс складывания фигурок. В свое триумфальное шествие по всему миру оригами отправилось в начале XX  века. Свою лепту в развитие авторского оригами внесли такие известные мастера как Дейв Брилл (Великобритания), Эрик Жуазел (Франция), Альфредо Джунта (Италия). Сейчас мы попробуем приблизиться к ним и создать потрясающую аппликацию с оригами.

III. 1.

Показываю круг начальный.

Основная часть

Анализ конструкции образца

на память о Японии мы с вами сделаем вот такую аппликацию. Это САКУРА – японская вишня, характерна тем, что у нее мало листиков, в основном цветы, бывают даже одни цветы на ветке, зацветает самой первой, поэтому считается цветком жизни.

Эта цветущая веточка выполнена в смешанной технике:  техника скручивания в жгут, скатывания в комок.
А кто знает, какой техникой выполнены лепестки и цветки?
-  в технике оригами

Посмотрите на начальную фигуру, из которой мы будем делать цветок и лепестки. Это круг.

Давайте посмотрим, из какого количества деталей сделан цветок?

- из 5 кругов и несколько шариков

Из какого количества деталей сделан лепесток?

- из одной

- Как вы думаете, из чего сделаны сердцевины у цветков?
-из скатанных шариков из гофрированной бумаги

А ветка сделана техникой сворачивания в жгут.

К какому типу относим это соединение модели с основой?

- неподвижное
При помощи чего мы будем соединять?
- при помощи клея

2.

План трудового процесса: разметка, раскрой:

Из какого материала будем делать лепестки, цветки и ветку?

- из цветной бумаги

Тонкую цветную бумагу удобно складывать. Наметим план:

 

РАЗМЕТКА:

Мы воспользуемся техникой симметричного вырезывания. Складываем бумагу в несколько раз
Правила сгибания

Перед началом работы повторим правила сгибания бумаги:

  1.  сгибай на столе
  2.  соедини кромки листа
  3.  прижми посередине
  4.  прогладь сгиб

Кладем лист розовой бумаги цветной стороной наверх, узкой стороной к себе, нижние правый  и левый угол соединяем с верхними правым и левым,  пальчик на линию сгиба – прогладили – и еще раз до 8 полосок.

Придерживая одной рукой шаблон, второй начинайте медленно обводить простым карандашом.

Далее, берем зеленую бумагу и делаем тоже самое.

Кладем лист зеленой бумаги цветной стороной наверх, узкой стороной к себе, нижние правый  и левый угол соединяем с верхними правым и левым,  пальчик на линию сгиба – прогладили – и еще раз до 8 полосок.

Придерживая одной рукой шаблон, второй начинайте медленно обводить простым карандашом.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

1 - руки в стороны, 2 - подняться на носки, руки вверх, потянуться - вдох, 3 - руки вперёд, 4 – т.д.

Вот помощники мои

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

РАСКРОЙ:

После того, как обвели шаблон, нам нужно его вырезать Помним, что вырезая круг, нужно крутить бумагу. Не торопитесь и все у вас получится аккуратно и красиво.

У вас должно получится 16 кружков. 15 из них пойдут на сам цветок. А один, которой останется и еще два, которые лежат у вас на партах пойдут на крепление лепесточков для цветка.


Давайте вспомним правила работы с ножницами

  1.  Работать хорошо отрегулированными ножницами.
  2.  Ножницы должны иметь тупые, скруглённые концы.
  3.  Ножницы надо класть кольцами к себе, передавать кольцами вперёд.
  4.  Следить за движением лезвий во время резания.
  5.  Не оставлять ножницы раскрытыми.
  6.  Нельзя играть ножницами и подносить к лицу.

Далее будем складывать по схеме.

Что возьмем за основу?
-картон  
(Лучше белый, светло-розовый.)

Почему картон, а не цветную бумагу?

- бумага выгибается, деформируется при контакте с клеем, приобретает не эстетичный вид.


Давайте вспомним правила работы с клеем.

  1.  - помещать под модель подкладной лист
  2.  - нанести клей тонким слоем
    - положить на фоновую основу
  3.  - накрыть деталь притирочным листом

3.

Изготовление сердцевины:

Откладываем шаблон в сторону, скажите спасибо ему, за то, что помог вам сделать круг, он нам больше не понадобится.

Следим за порядком на своих партах. После того, как вырезали кружки, откладывайте их в сторону.
Сейчас мы с вами сделаем шарики для сердцевины цветка. Берем гофрированную бумагу, отрываем кусок, и как пластилин, начинаем его скручивать. Когда у нас получился шарик, приступаем за следующим. Сделать таких шариков нужно 15 штук.


  1.  

Изготовление ветки:

Нам осталось сделать ветку, делается она очень просто:

Берем полоску коричневой бумаги, которая лежит у вас на столах, вы заметили, что один конец у нее шире, чем другой, это нужно для того, чтобы веточка имела естественный и завершенный вид. Сначала нужно эту полоску помять, не жалейте её, мните, только аккуратно, чтобы не порвать. Затем раскрывайте, и начинайте просто скручивать, аккуратно, начиная с широкого конца. Чтобы сделать ответвление, нужно подобрать полоску поменьше, она как раз лежит у вас на столах, при желании, можно оставить одну ветку. Алгоритм с другой веткой тот же самый.

     IV.

 Заключение:

Мы с вами успели сделать заготовку для цветков, лепестков, шарики для сердцевины и веточку.

На следующем уроке вы продолжите работу уже с другим учителем - Евгенией Владимировной. Спасибо вам за работу! Всем желаю красивого и качественного результата! До свидания!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69297. Поняття операційної системи, її призначення та функції 65.5 KB
  Комп’ютерні системи від самого початку розроблялися для розв’язання практичних задач користувачів. Можна дати таке означення операційної системи. Призначення операційної системи Операційні системи забезпечують поперше зручність використання комп’ютерної...
69298. Базові поняття архітектури операційних систем 33 KB
  Операційну систему можна розглядати як сукупність компонентів, кожен з яких відповідає за певні функції. Набір таких компонентів і порядок їхньої взаємодії один з одним та із зовнішнім середовищем визначається архітектурою операційної системи.
69299. Особливості архітектури: UNIX і Linux 70 KB
  UNIX є прикладом досить простої архітектури ОС. Більша частина функціональності цієї системи міститься в ядрі, ядро спілкується із прикладними програмами за допомогою системних викликів. Базова структура класичного ядра UNIX зображена на...
69300. Базові поняття процесів і потоків 39.5 KB
  Однозначна відповідність між програмою і процесом встановлюється тільки в конкретний момент часу: один процес у різний час може виконувати код декількох програм код однієї програми можуть виконувати декілька процесів одночасно.
69301. Багатопотоковість та її реалізація 50 KB
  Багатопотокове застосування може реалізувати цей вид паралелізму через створення нових потоків які виконуватимуться коли поточний потік очікує операції введеннявиведення. При цьому використання потоків дає можливість організувати паралельне обслуговування запитів...
69302. Стани процесів та потоків 35.5 KB
  Перехід потоків між станами очікування і готовності реалізовано на основі планування задач або планування потоків. Під час планування потоків визначають який з потоків треба відновити після завершення операції введення-виведення як організувати очікування подій у системі.
69303. Створення і завершення процесів і потоків 50.5 KB
  Створення процесів Базові принципи створення процесів Процеси можуть створюватися ядром системи під час її ініціалізації. Таке створення процесів однак є винятком а не правилом. Найчастіше процеси створюються під час виконання інших процесів.
69304. Керування процесами у Windows XP 98.5 KB
  Поняття процесу й потоку у Windows XP чітко розмежовані. Процеси в даній системі визначають «поле діяльності» для потоків, які виконуються в їхньому адресному просторі. Серед ресурсів, з якими процес може працювати прямо, відсутній процесор - він доступний тільки потокам цього процесу.
69305. Загальні принципи планування процесів та потоків 47.5 KB
  Можливість паралельного виконання потоків залежить від кількості доступних процесорів. Якщо процесор один, паралельне виконання неможливе принципово (у кожен момент часу може виконуватися тільки один потік).