61827

Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок» и «Утёс»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Лермонтова Листок и Утёс Цели урока. Познакомить обучающихся с произведениями Лермонтова: Утёс и Листок. Лермонтова а проводить это исследование мы будем на сравнении 2х стихотворений: Утёс и Листок. А как вы думаете почему именно дубовый листок ищет приюта а не осиновый березовый И дуб и чинара огромные вековые деревья олицетворяют мощь силы могучий дух; дубовые листья обычно очень крепко держаться за ветку а если листок еще до осени сорвался с нее значит что то неблагоприятное было чтото...

Русский

2014-06-23

23.46 KB

30 чел.

           Тема урока:  Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок» и «Утёс»

Цели урока:  1. Познакомить обучающихся с произведениями Лермонтова: «Утёс» и «Листок»;

2. Выявить тему, жанр, композиционное и сюжетное своеобразие данных стихотворений, раскрыть образ лирического героя на основе их сопоставления;

3. Обнаружить сквозные образы и мотивы;

4. Развивать самостоятельность мышления обучающихся, пополнять их словарный запас;

5. Воспитывать умение самостоятельного анализа лирического произведения.

 Ход урока

  1.  Беседа с учащимися:

Сегодня нам с вами предстоит выступить в роли исследователей поэтического мира М.Ю. Лермонтова, а проводить это исследование мы будем на сравнении 2-х стихотворений: «Утёс» и «Листок».

-Зная факты жизни поэта, попробуйте предположить, о чём будут стихотворения? ( Возможно, в них будут описаны тяжёлые духовные состояния лирических героев, вынужденных покинуть родные места и скитаться.   М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок). 

-Давайте с вами прослушаем эти стихотворения в исполнении … (звучит аудиозапись)

-Оправдались ли ваши ожидания, или содержание стихотворений оказалось для вас неожиданным? (лирический герой, как мы и предполагали, оказался изгнанником).

-Какие приёмы, использованные Лермонтовым в этих стихотворениях, на ваш взгляд, являются главными? (олицетворение, антитеза)

-Для чего автор использует эти приёмы? (чтобы показать духовное состояние героя, его переживания. Антитеза у Лермонтова помогает сделать стихотворения более выразительными, подчеркнуть противоречие между действительностью и мечтой, точнее передать мысли поэта).

- Дома вы готовили информацию о дубе и чинаре. Давайте послушаем.

  - А как вы думаете, почему именно дубовый листок ищет приюта, а не осиновый, березовый? ( И дуб, и чинара - огромные, вековые деревья, олицетворяют мощь, силы, могучий дух; дубовые листья обычно очень крепко держаться за ветку, а если листок еще до осени сорвался с нее, значит, что- то неблагоприятное было, что-то случилось.)

 - Можно  ли жизнь листка ассоциировать с жизнью человека? Почему?

-Как вы думаете, сколько образов в каждом из стихотворений? (по 2: листок, тучка; утёс, чинара).

Давайте сравним их и посмотрим, насколько они сходны между собой? Начнём с главных образов (листок и тучка).  Работа в группах

-Для чего автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы? (чтобы показать ранимость, нежность, лёгкость)

-Всё ли сближает эти образы? (нет, листок молит чинару о приюте, но она отвергает его; а тучка весело сама оставила утёс в одиночестве).

-Найдите подтверждения этому в тексте

-Теперь сравним 2 других образа (статичны, не могут двигаться)

        Утёс                                                                                                         чинара

Старый(морщины)                                                                                     молодая

Одинокий, задумчивый                                                           ей поют песни райские птицы

Тихонько плачет в пустыне с ней шепчется ветер ласково

                                                                                           Любима солнцем, раскинула  ветви на просторе

                                                                               Корни умывает холодное море

-Давайте обратим внимание на пунктуационные знаки в стихотворениях («Утёс» только . ; и ,           т.е. это повествовательная модель, автор рассказывает о происходящем в пустыне. Стихотворение «Листок» выделяется своей диалогичностью, т.е. наличие диалога между листком и чинарой)

-Можно ли назвать лирического героя Лермонтова равнодушным? ( Нет, он параллельно с листком и другими образами стихотворений переживает за свою судьбу, своё будущее, своё одиночество в этом мире. Он открыт страстям как тучка и в то же время, он хочет приюта, покоя, как и листок.

В то же время, лирич. герой задумчив, как утёс и противостоит жестокой чинаре, не способной на искренние чувства и эмоции).

-Обратите внимание на то, как меняются настроения в обоих стихотворениях? (Стих-е «Утёс» начинается с радостной ноты, с дружбы и взаимопомощи (умиротворение), затем тучка оставляет утёс, он начинает переживать и настроение произведения становится печальным с оттенками одиночества, задумчивости и размышлениями о дальнейшем своём существовании.

Стих-е «Листок», напротив, сразу начинается с трагической ноты одиночества и неприкаянности, ненужности листка никому. Затем листок встречает молодую чинару, у него появляется надежда на обретение дома и друзей, но это оказывается лишь его мечтой.)

  1.  Итоги урока:

- Между «героями» лермонтовских стихотворений — утесом и дубовым листком есть сходство? (Да, эти «герои» одиноки).

-Почему?

-Какие темы ещё прослеживаются в этих стихотворениях? (тема дружбы, странничества, самолюбия…)

-

-

  1.  Домашнее задание:

Подготовить в парах выразительное чтение по ролям стихотворения;

написать сочинение- миниатюру с использованием образно- выразительных средств на выбранную тему: « Какова дальнейшая жизнь листка?» или « Можно ли листок назвать сильным?».

 

ЛИСТОК

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,

83 

На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Утёс

 Ночевала тучка золотая 
На груди утеса-великана, 
Утром в путь она умчалась рано, 
По лазури весело играя;  

Но остался влажный след в морщине 
Старого утеса. Одиноко 
Он стоит, задумавшись глубоко, 
И тихонько плачет он в пустыне


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10994. Проблема истины. Аргументы агностицизма 69 KB
  Проблема истины Способно ли человеческое познание в том числе и научное приводить к истине Автоматически ответить на этот вопрос положительно философия не может поскольку за тысячелетия ее существования было сформулировано немало аргументов выражавших на сей счет ...
10995. Культура и цивилизация, содержание и закономерности развития культуры 127.5 KB
  Культура и цивилизация Понятиями культура и цивилизация обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду оцениваются как факторы творческого жизнеустр
10996. Глобальные проблемы современности, Стимулы и потенциалы общественного развития 56 KB
  Глобальные проблемы современности. Современная глобальная ситуация. Политические экологические демографические экономические проблемы. Стимулы и потенциалы общественного развития. Глобальные проблемы современности являются самой актуальной тем
10997. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрений 28 KB
  Философия и мировоззрение. Мировоззрение– это сложное синтетическое интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания убеждения верования настроения стремления ценности нормы идеалы и т.д. Мирово
10998. Основные особенности философского типа мышления 91.5 KB
  Основные особенности философского типа мышления: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ то есть последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных однажды выбранных принципов их нельзя менять по ходу дела. В эти принципы конечно могут вноситься уточ...
10999. Функции философии 36 KB
  Функции философии Философия Пифагор автор слова фило любовь софи мудрость. С точки зрения Аристотеля мудрость означает знание общего в различных вещах знание первопричин действительности всеобщих свойств всеобщих законов всеобщих форм и структур действите
11000. Основные особенности досократовской философии 30.5 KB
  Основные особенности досократовской философии. Космоцентризм и основные понятия античной философииКосмос Природа Логос Эйдос Душа Спецификой греческой философии особенно в начальный период ее развития является стремление понять сущность природы космоса ми...