61827

Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок» и «Утёс»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Лермонтова Листок и Утёс Цели урока. Познакомить обучающихся с произведениями Лермонтова: Утёс и Листок. Лермонтова а проводить это исследование мы будем на сравнении 2х стихотворений: Утёс и Листок. А как вы думаете почему именно дубовый листок ищет приюта а не осиновый березовый И дуб и чинара огромные вековые деревья олицетворяют мощь силы могучий дух; дубовые листья обычно очень крепко держаться за ветку а если листок еще до осени сорвался с нее значит что то неблагоприятное было чтото...

Русский

2014-06-23

23.46 KB

33 чел.

           Тема урока:  Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок» и «Утёс»

Цели урока:  1. Познакомить обучающихся с произведениями Лермонтова: «Утёс» и «Листок»;

2. Выявить тему, жанр, композиционное и сюжетное своеобразие данных стихотворений, раскрыть образ лирического героя на основе их сопоставления;

3. Обнаружить сквозные образы и мотивы;

4. Развивать самостоятельность мышления обучающихся, пополнять их словарный запас;

5. Воспитывать умение самостоятельного анализа лирического произведения.

 Ход урока

  1.  Беседа с учащимися:

Сегодня нам с вами предстоит выступить в роли исследователей поэтического мира М.Ю. Лермонтова, а проводить это исследование мы будем на сравнении 2-х стихотворений: «Утёс» и «Листок».

-Зная факты жизни поэта, попробуйте предположить, о чём будут стихотворения? ( Возможно, в них будут описаны тяжёлые духовные состояния лирических героев, вынужденных покинуть родные места и скитаться.   М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок). 

-Давайте с вами прослушаем эти стихотворения в исполнении … (звучит аудиозапись)

-Оправдались ли ваши ожидания, или содержание стихотворений оказалось для вас неожиданным? (лирический герой, как мы и предполагали, оказался изгнанником).

-Какие приёмы, использованные Лермонтовым в этих стихотворениях, на ваш взгляд, являются главными? (олицетворение, антитеза)

-Для чего автор использует эти приёмы? (чтобы показать духовное состояние героя, его переживания. Антитеза у Лермонтова помогает сделать стихотворения более выразительными, подчеркнуть противоречие между действительностью и мечтой, точнее передать мысли поэта).

- Дома вы готовили информацию о дубе и чинаре. Давайте послушаем.

  - А как вы думаете, почему именно дубовый листок ищет приюта, а не осиновый, березовый? ( И дуб, и чинара - огромные, вековые деревья, олицетворяют мощь, силы, могучий дух; дубовые листья обычно очень крепко держаться за ветку, а если листок еще до осени сорвался с нее, значит, что- то неблагоприятное было, что-то случилось.)

 - Можно  ли жизнь листка ассоциировать с жизнью человека? Почему?

-Как вы думаете, сколько образов в каждом из стихотворений? (по 2: листок, тучка; утёс, чинара).

Давайте сравним их и посмотрим, насколько они сходны между собой? Начнём с главных образов (листок и тучка).  Работа в группах

-Для чего автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы? (чтобы показать ранимость, нежность, лёгкость)

-Всё ли сближает эти образы? (нет, листок молит чинару о приюте, но она отвергает его; а тучка весело сама оставила утёс в одиночестве).

-Найдите подтверждения этому в тексте

-Теперь сравним 2 других образа (статичны, не могут двигаться)

        Утёс                                                                                                         чинара

Старый(морщины)                                                                                     молодая

Одинокий, задумчивый                                                           ей поют песни райские птицы

Тихонько плачет в пустыне с ней шепчется ветер ласково

                                                                                           Любима солнцем, раскинула  ветви на просторе

                                                                               Корни умывает холодное море

-Давайте обратим внимание на пунктуационные знаки в стихотворениях («Утёс» только . ; и ,           т.е. это повествовательная модель, автор рассказывает о происходящем в пустыне. Стихотворение «Листок» выделяется своей диалогичностью, т.е. наличие диалога между листком и чинарой)

-Можно ли назвать лирического героя Лермонтова равнодушным? ( Нет, он параллельно с листком и другими образами стихотворений переживает за свою судьбу, своё будущее, своё одиночество в этом мире. Он открыт страстям как тучка и в то же время, он хочет приюта, покоя, как и листок.

В то же время, лирич. герой задумчив, как утёс и противостоит жестокой чинаре, не способной на искренние чувства и эмоции).

-Обратите внимание на то, как меняются настроения в обоих стихотворениях? (Стих-е «Утёс» начинается с радостной ноты, с дружбы и взаимопомощи (умиротворение), затем тучка оставляет утёс, он начинает переживать и настроение произведения становится печальным с оттенками одиночества, задумчивости и размышлениями о дальнейшем своём существовании.

Стих-е «Листок», напротив, сразу начинается с трагической ноты одиночества и неприкаянности, ненужности листка никому. Затем листок встречает молодую чинару, у него появляется надежда на обретение дома и друзей, но это оказывается лишь его мечтой.)

  1.  Итоги урока:

- Между «героями» лермонтовских стихотворений — утесом и дубовым листком есть сходство? (Да, эти «герои» одиноки).

-Почему?

-Какие темы ещё прослеживаются в этих стихотворениях? (тема дружбы, странничества, самолюбия…)

-

-

  1.  Домашнее задание:

Подготовить в парах выразительное чтение по ролям стихотворения;

написать сочинение- миниатюру с использованием образно- выразительных средств на выбранную тему: « Какова дальнейшая жизнь листка?» или « Можно ли листок назвать сильным?».

 

ЛИСТОК

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,

83 

На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Утёс

 Ночевала тучка золотая 
На груди утеса-великана, 
Утром в путь она умчалась рано, 
По лазури весело играя;  

Но остался влажный след в морщине 
Старого утеса. Одиноко 
Он стоит, задумавшись глубоко, 
И тихонько плачет он в пустыне


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27644. Понятие объекта преступления в уголовном праве. Классификация объектов преступления по вертикали и горизонтали. Многообъектные преступления 35 KB
  Классификация объектов преступления по вертикали и горизонтали. Многообъектные преступления. Соотношение объекта и предмета преступления.
27645. Электрическое торможение асинхронных двигателей 185.35 KB
  Основные сведения о способах торможения асинхронных двигателей Рекуперативное торможение при спуске тяжелого груза Рекуперативное торможение при переходе с большей скорости на меньшую
27646. Понятие оконченного преступления. Зависимости момента окончания преступления от конструкции его состава. Момент окончания длящихся и продолжаемых преступлений 25.5 KB
  Понятие оконченного преступления. Зависимости момента окончания преступления от конструкции его состава. деяние которое содержит все признаки состава того преступления на совершение которого был направлен умысел виновного. Наличие оконченного преступления определяется в первую очередь тем что его объективная и субъективная стороны получили полную реализацию.
27647. Понятие состава преступления и его значение в уголовном праве. Элементы, основные и факультативные признаки состава преступления. Соотношение преступления и его состава. Виды составов преступлений 34.5 KB
  Элементы основные и факультативные признаки состава преступления. Соотношение преступления и его состава. Состав преступления это совокупность объективных и субъективных признаков закрепленных в уголовном законе которые характеризуют общественно опасное деяние как конкретное преступление.
27648. Побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК), его отличие от уклонения от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК) 27 KB
  Побег из мест лишения свободы изпод ареста или изпод стражи ст. 313 УК его отличие от уклонения от отбывания лишения свободы ст. Побег из мест лишения свободы или из под ареста или из при стражи ст.313 его отличие от уклонения отбывания лишения свободы ст.
27650. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст.327 УК). Отличие данного преступления от служебного подлога (ст. 292 УК) 37 KB
  Бланк лист бумаги с оттиском углового или центрального штампа либо с напечатанным любым способом текстом штампа либо иным текстом текстом и рисунком используемый для составления документа бланк лицензии паспорта удостоверения анкеты заявления и т.1 имеет альтернативный характер: подделка удостоверения или иного официального документа предоставляющих права или освобождающих от обязанностей государственной награды штампа печати или бланка в целях использования указанных предметов; сбыт поддельного документа поддельных...
27652. Объект (непосредственный) 290-порядок функционирования гос. органов и органов местного самоуправления и муниципальных учреждений; 204-интересы службы в негосудар. организациях 106.5 KB
  Особо квалифицирующие признаки деяния совершены: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупном размере. Различия по объекту преступления В коммерческом подкупе преступление против коммерческой организации в получении взятки преступление против гос. Дача взятки состоит в незаконном вручения передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий бездействия входящих в служебные...