61827

Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок» и «Утёс»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Лермонтова Листок и Утёс Цели урока. Познакомить обучающихся с произведениями Лермонтова: Утёс и Листок. Лермонтова а проводить это исследование мы будем на сравнении 2х стихотворений: Утёс и Листок. А как вы думаете почему именно дубовый листок ищет приюта а не осиновый березовый И дуб и чинара огромные вековые деревья олицетворяют мощь силы могучий дух; дубовые листья обычно очень крепко держаться за ветку а если листок еще до осени сорвался с нее значит что то неблагоприятное было чтото...

Русский

2014-06-23

23.46 KB

30 чел.

           Тема урока:  Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок» и «Утёс»

Цели урока:  1. Познакомить обучающихся с произведениями Лермонтова: «Утёс» и «Листок»;

2. Выявить тему, жанр, композиционное и сюжетное своеобразие данных стихотворений, раскрыть образ лирического героя на основе их сопоставления;

3. Обнаружить сквозные образы и мотивы;

4. Развивать самостоятельность мышления обучающихся, пополнять их словарный запас;

5. Воспитывать умение самостоятельного анализа лирического произведения.

 Ход урока

  1.  Беседа с учащимися:

Сегодня нам с вами предстоит выступить в роли исследователей поэтического мира М.Ю. Лермонтова, а проводить это исследование мы будем на сравнении 2-х стихотворений: «Утёс» и «Листок».

-Зная факты жизни поэта, попробуйте предположить, о чём будут стихотворения? ( Возможно, в них будут описаны тяжёлые духовные состояния лирических героев, вынужденных покинуть родные места и скитаться.   М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок). 

-Давайте с вами прослушаем эти стихотворения в исполнении … (звучит аудиозапись)

-Оправдались ли ваши ожидания, или содержание стихотворений оказалось для вас неожиданным? (лирический герой, как мы и предполагали, оказался изгнанником).

-Какие приёмы, использованные Лермонтовым в этих стихотворениях, на ваш взгляд, являются главными? (олицетворение, антитеза)

-Для чего автор использует эти приёмы? (чтобы показать духовное состояние героя, его переживания. Антитеза у Лермонтова помогает сделать стихотворения более выразительными, подчеркнуть противоречие между действительностью и мечтой, точнее передать мысли поэта).

- Дома вы готовили информацию о дубе и чинаре. Давайте послушаем.

  - А как вы думаете, почему именно дубовый листок ищет приюта, а не осиновый, березовый? ( И дуб, и чинара - огромные, вековые деревья, олицетворяют мощь, силы, могучий дух; дубовые листья обычно очень крепко держаться за ветку, а если листок еще до осени сорвался с нее, значит, что- то неблагоприятное было, что-то случилось.)

 - Можно  ли жизнь листка ассоциировать с жизнью человека? Почему?

-Как вы думаете, сколько образов в каждом из стихотворений? (по 2: листок, тучка; утёс, чинара).

Давайте сравним их и посмотрим, насколько они сходны между собой? Начнём с главных образов (листок и тучка).  Работа в группах

-Для чего автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы? (чтобы показать ранимость, нежность, лёгкость)

-Всё ли сближает эти образы? (нет, листок молит чинару о приюте, но она отвергает его; а тучка весело сама оставила утёс в одиночестве).

-Найдите подтверждения этому в тексте

-Теперь сравним 2 других образа (статичны, не могут двигаться)

        Утёс                                                                                                         чинара

Старый(морщины)                                                                                     молодая

Одинокий, задумчивый                                                           ей поют песни райские птицы

Тихонько плачет в пустыне с ней шепчется ветер ласково

                                                                                           Любима солнцем, раскинула  ветви на просторе

                                                                               Корни умывает холодное море

-Давайте обратим внимание на пунктуационные знаки в стихотворениях («Утёс» только . ; и ,           т.е. это повествовательная модель, автор рассказывает о происходящем в пустыне. Стихотворение «Листок» выделяется своей диалогичностью, т.е. наличие диалога между листком и чинарой)

-Можно ли назвать лирического героя Лермонтова равнодушным? ( Нет, он параллельно с листком и другими образами стихотворений переживает за свою судьбу, своё будущее, своё одиночество в этом мире. Он открыт страстям как тучка и в то же время, он хочет приюта, покоя, как и листок.

В то же время, лирич. герой задумчив, как утёс и противостоит жестокой чинаре, не способной на искренние чувства и эмоции).

-Обратите внимание на то, как меняются настроения в обоих стихотворениях? (Стих-е «Утёс» начинается с радостной ноты, с дружбы и взаимопомощи (умиротворение), затем тучка оставляет утёс, он начинает переживать и настроение произведения становится печальным с оттенками одиночества, задумчивости и размышлениями о дальнейшем своём существовании.

Стих-е «Листок», напротив, сразу начинается с трагической ноты одиночества и неприкаянности, ненужности листка никому. Затем листок встречает молодую чинару, у него появляется надежда на обретение дома и друзей, но это оказывается лишь его мечтой.)

  1.  Итоги урока:

- Между «героями» лермонтовских стихотворений — утесом и дубовым листком есть сходство? (Да, эти «герои» одиноки).

-Почему?

-Какие темы ещё прослеживаются в этих стихотворениях? (тема дружбы, странничества, самолюбия…)

-

-

  1.  Домашнее задание:

Подготовить в парах выразительное чтение по ролям стихотворения;

написать сочинение- миниатюру с использованием образно- выразительных средств на выбранную тему: « Какова дальнейшая жизнь листка?» или « Можно ли листок назвать сильным?».

 

ЛИСТОК

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,

83 

На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Утёс

 Ночевала тучка золотая 
На груди утеса-великана, 
Утром в путь она умчалась рано, 
По лазури весело играя;  

Но остался влажный след в морщине 
Старого утеса. Одиноко 
Он стоит, задумавшись глубоко, 
И тихонько плачет он в пустыне


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77881. Авторское право 33 KB
  Авторское право. Функций: признание авторства на произведения науки литературы и искусства; установление режима использования произведений; наделение авторов и иных правообладателей личными и имущественными правами; защита данных прав. Субъекты: создатели произведений; работодатели; правопреемники; другие лица приобретшие права по закону или договору. Права автора: личные неимущественные права: право авторства; право на имя; право на обнародование; право на защиту репутации.
77882. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации 28.5 KB
  Диффамации которое распространяется на разглашение не только ложных но и действительных сведений позорящих честь и достоинство гражданина или юридического лица. Под распространением сведений следует понимать сообщение их различными способами как любому третьему лицу так и нескольким лицам неопределенному кругу лиц. При рассмотрении исков о защите чести и достоинства суду необходимо установить: имело ли место распространение сведений которые оспаривает истец; порочат ли они честь и достоинство истца; соответствуют ли они...
77883. Понятие, виды и исполнение обязательств в гражданском праве 28.5 KB
  Признаки обязательства: относительное гражданское правоотношение его субъектами являются строго определенные лица конкретный должник и конкретный кредитор; объектом обязательства является действие обязанного лица; содержанием являются права и обязанности сторон; опосредуют динамику гражданскоправовых правоотношений – процесс перехода имущественных благ от одних лиц к другим; за невыполнение наступает гражданскоправовая ответственность; 6 реализация кредитором своего права возможно только через исполнение обязанности...
77884. Поручительство и банковская гарантия как способы обеспечения исполнения обязательств 30.5 KB
  Поручительство и банковская гарантия как способы обеспечения исполнения обязательств Поручительство – способ по которому поручитель обязуется исполнить обязательство за должника. При поручительстве ответственным перед кредитором за неисполнение основного обеспечиваемого обязательства становится наряду с должником еще и другое лицо – поручитель...
77885. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств 28 KB
  Общие признаки: носят имущественный характер то есть интересы кредитора удовлетворяются за счет имущества должника; направлены на обеспечение удовлетворения интересов кредитора которое состоит в надлежащем исполнении ему обязательства; между должником и кредитором чаще всего существует два обязательства; возникает на основании закона или договора...
77886. Понятие и виды гражданско-правовых договоров 28.5 KB
  Свобода договора: недопущение понуждения к заключению договора; свобода выбора партнера при заключении договора; свобода участников гражданского оборота в выборе вида договора; свобода усмотрения сторон при определении условий договора кроме условий которые предусмотрены законом. Значение договора: договор представляет собой одно из самых уникальных правовых средств в рамках которого интерес каждой стороны в принципе может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны; договор...
77887. Формы и способы заключения договоров. Содержание гражданско-правовых договоров 31.5 KB
  Содержание гражданскоправовых договоров Содержание договора – условия на которых достигнуто соглашение сторон: существенные – условия которые необходимы и достаточны для заключения договора. Во-первых являются условия о предмете договора. Они включаются в текст договора по усмотрению сторон. Однако в отличие от обычных они приобретают юридическую силу лишь в случае включения их в текст договора.
77888. Договор купли-продажи. Обязанности 35 KB
  Продавец обязан передать товар в собственность покупателю надлежащего качества количества комплектности со всеми документами и принадлежностями если отказывается то предоставляется разумный срок не передал – покупатель вправе отказаться от договора установленные законном или договором сроки пригодный для целей для которых товар такого рода обычно используется; товар свободный от 3 лиц либо уведомить покупателя об обременении данного товара....
77889. Договор дарения 30.5 KB
  Договор дарения Договором дарения называется договор по которому одна сторона даритель безвозмездно передает или обязуется передать определенное имущество другой стороне одаряемому либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. В отношении договоров дарения с участием юридических лиц ГК также предусматривает ряд специальных ограничений. Другое ограничение касается дарения вещей принадлежащих юридическому лицу на праве хозяйственного ведения или оперативного управления....