61827

Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок» и «Утёс»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Лермонтова Листок и Утёс Цели урока. Познакомить обучающихся с произведениями Лермонтова: Утёс и Листок. Лермонтова а проводить это исследование мы будем на сравнении 2х стихотворений: Утёс и Листок. А как вы думаете почему именно дубовый листок ищет приюта а не осиновый березовый И дуб и чинара огромные вековые деревья олицетворяют мощь силы могучий дух; дубовые листья обычно очень крепко держаться за ветку а если листок еще до осени сорвался с нее значит что то неблагоприятное было чтото...

Русский

2014-06-23

23.46 KB

31 чел.

           Тема урока:  Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок» и «Утёс»

Цели урока:  1. Познакомить обучающихся с произведениями Лермонтова: «Утёс» и «Листок»;

2. Выявить тему, жанр, композиционное и сюжетное своеобразие данных стихотворений, раскрыть образ лирического героя на основе их сопоставления;

3. Обнаружить сквозные образы и мотивы;

4. Развивать самостоятельность мышления обучающихся, пополнять их словарный запас;

5. Воспитывать умение самостоятельного анализа лирического произведения.

 Ход урока

  1.  Беседа с учащимися:

Сегодня нам с вами предстоит выступить в роли исследователей поэтического мира М.Ю. Лермонтова, а проводить это исследование мы будем на сравнении 2-х стихотворений: «Утёс» и «Листок».

-Зная факты жизни поэта, попробуйте предположить, о чём будут стихотворения? ( Возможно, в них будут описаны тяжёлые духовные состояния лирических героев, вынужденных покинуть родные места и скитаться.   М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок). 

-Давайте с вами прослушаем эти стихотворения в исполнении … (звучит аудиозапись)

-Оправдались ли ваши ожидания, или содержание стихотворений оказалось для вас неожиданным? (лирический герой, как мы и предполагали, оказался изгнанником).

-Какие приёмы, использованные Лермонтовым в этих стихотворениях, на ваш взгляд, являются главными? (олицетворение, антитеза)

-Для чего автор использует эти приёмы? (чтобы показать духовное состояние героя, его переживания. Антитеза у Лермонтова помогает сделать стихотворения более выразительными, подчеркнуть противоречие между действительностью и мечтой, точнее передать мысли поэта).

- Дома вы готовили информацию о дубе и чинаре. Давайте послушаем.

  - А как вы думаете, почему именно дубовый листок ищет приюта, а не осиновый, березовый? ( И дуб, и чинара - огромные, вековые деревья, олицетворяют мощь, силы, могучий дух; дубовые листья обычно очень крепко держаться за ветку, а если листок еще до осени сорвался с нее, значит, что- то неблагоприятное было, что-то случилось.)

 - Можно  ли жизнь листка ассоциировать с жизнью человека? Почему?

-Как вы думаете, сколько образов в каждом из стихотворений? (по 2: листок, тучка; утёс, чинара).

Давайте сравним их и посмотрим, насколько они сходны между собой? Начнём с главных образов (листок и тучка).  Работа в группах

-Для чего автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы? (чтобы показать ранимость, нежность, лёгкость)

-Всё ли сближает эти образы? (нет, листок молит чинару о приюте, но она отвергает его; а тучка весело сама оставила утёс в одиночестве).

-Найдите подтверждения этому в тексте

-Теперь сравним 2 других образа (статичны, не могут двигаться)

        Утёс                                                                                                         чинара

Старый(морщины)                                                                                     молодая

Одинокий, задумчивый                                                           ей поют песни райские птицы

Тихонько плачет в пустыне с ней шепчется ветер ласково

                                                                                           Любима солнцем, раскинула  ветви на просторе

                                                                               Корни умывает холодное море

-Давайте обратим внимание на пунктуационные знаки в стихотворениях («Утёс» только . ; и ,           т.е. это повествовательная модель, автор рассказывает о происходящем в пустыне. Стихотворение «Листок» выделяется своей диалогичностью, т.е. наличие диалога между листком и чинарой)

-Можно ли назвать лирического героя Лермонтова равнодушным? ( Нет, он параллельно с листком и другими образами стихотворений переживает за свою судьбу, своё будущее, своё одиночество в этом мире. Он открыт страстям как тучка и в то же время, он хочет приюта, покоя, как и листок.

В то же время, лирич. герой задумчив, как утёс и противостоит жестокой чинаре, не способной на искренние чувства и эмоции).

-Обратите внимание на то, как меняются настроения в обоих стихотворениях? (Стих-е «Утёс» начинается с радостной ноты, с дружбы и взаимопомощи (умиротворение), затем тучка оставляет утёс, он начинает переживать и настроение произведения становится печальным с оттенками одиночества, задумчивости и размышлениями о дальнейшем своём существовании.

Стих-е «Листок», напротив, сразу начинается с трагической ноты одиночества и неприкаянности, ненужности листка никому. Затем листок встречает молодую чинару, у него появляется надежда на обретение дома и друзей, но это оказывается лишь его мечтой.)

  1.  Итоги урока:

- Между «героями» лермонтовских стихотворений — утесом и дубовым листком есть сходство? (Да, эти «герои» одиноки).

-Почему?

-Какие темы ещё прослеживаются в этих стихотворениях? (тема дружбы, странничества, самолюбия…)

-

-

  1.  Домашнее задание:

Подготовить в парах выразительное чтение по ролям стихотворения;

написать сочинение- миниатюру с использованием образно- выразительных средств на выбранную тему: « Какова дальнейшая жизнь листка?» или « Можно ли листок назвать сильным?».

 

ЛИСТОК

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,

83 

На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Утёс

 Ночевала тучка золотая 
На груди утеса-великана, 
Утром в путь она умчалась рано, 
По лазури весело играя;  

Но остался влажный след в морщине 
Старого утеса. Одиноко 
Он стоит, задумавшись глубоко, 
И тихонько плачет он в пустыне


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31953. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН, НА ПРИМЕРЕ ООО «АВТОРАЛЬФ» 492 KB
  ЗДОРОВЬЕ ЖЕНЩИНЫ ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ8 1. Общественное здоровье факторы здоровья и факторы риска для здоровья женщин. Факторы влияющие на социальное и физиологическое здоровье женщин. Нормативноправовая база регламентирующая здоровье женщин.
31954. Методические указания по написанию дипломных работ 174.5 KB
  Схема библиографического описания документа для списка литературы Библиографическое описание на книгу или любой другой документ составляется по определенным правилам и регламентируется: ГОСТ 7. Заголовок может включать имя лица имя лица условно применяемое понятие включающее фамилию инициалы или имя и отчество псевдоним личное имя или прозвище в качестве фамилии наименование организации унифицированное заглавие произведения обозначение документа географическое название иные сведения. Шангиной Сведения об издании включают...
31955. Огни дноуглубительного снаряда. Разновидности насосов судовых систем. Ходкость судна. Дноуглубление и руслоочищение 154 KB
  Ходкость судна Ходкостью называется способность судна перемещаться на воде с заданной скоростью при определенной мощности двигателя. Ходкость является одновременно мореходным качеством и маневренным элементом судна. Инерция является только маневренным элементом судна. зависит от назначения судна и его габаритов.
31956. Творческий портрет американского журналиста 60-80-х гг. XX века Хантера С. Томпсона 383 KB
  Гонзо-журналистика – новый жанр-ответвление так называемой «новой журналистики». Само понятие «новый журнализм» появилось в 60-х годах и означало новый вид журналистики, более приближенный к прозе. К сожалению, Хантер Томпсон является, пожалуй, единственным ярким представителем данного течения, однако влияние гонзо-журналистики на последующее развитие всей журналистики в целом неоспоримо.
31957. Закріплення навичок розв’язування задач прийняття рішень в умовах повної визначеності 73.5 KB
  Очікуваний прибуток у разі фірмової торгівлі складає умовних одиниць інакше B умовних одиниць. Ризики збитків при торгівлі у фірмових магазинів оцінюються в 1 умовних одиниць в звичайних магазинах B1 умовних одиниць. За C умовних одиниць експерти можуть проаналізувати реалізацію двох видів продукції варених виробів та копчених виробів та порекомендувати які з них більш вигідніше продавати в тих чи інших магазинах.
31958. Методические рекомендации к оформлению дипломной работы 137.5 KB
  Настоящие методические рекомендации могут быть использованы при выполнении курсовых работ, рефератов, отчетов по практике, а также преподавателями при организации и оформлении результатов самостоятельной, экспериментальной и иной учебно-методической работы. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования.
31959. Формирование связной речи детей 5-6 лет в процессе сюжетно ролевой игры 67.54 KB
  Рассмотреть теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста. Проследить формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста с нормой в речевом развитии. Изучить понятие и происхождение игры; Описать периодизацию возраста применительно к ролевой игре; Изучить функции ролевых игр...
31960. Определение диффузионной длины неосновных носителей заряда 231 KB
  Определение диффузионной длины основано на измерении пространственного распределения концентрации неравновесных носителей возбужденных светом. Диффузионная длина неосновных носителей заряда. Часть образца l x 0 освещается слабо поглощаемым светом так что происходит равномерная генерация неравновесных носителей заряда во всем объеме освещенной области образца n0  p0 рис.
31961. Комплексное исследование процесса диминуции хроматина методами цитогенетики 146.5 KB
  Диминуция хроматина (ДХ), открытая более 100 лет тому назад Т. Бовери [Воуеп, 1887], остается и до сих пор мало изученным феноменом. У абсолютного большинства видов животных ДХ отсутствует, а размеры геномов соматических клеток и клеток зародышевой линии совпадают. Среди эукариот ДХ обнаружена всего у нескольких десятков видов среди простейших, нематод