61827

Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок» и «Утёс»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Лермонтова Листок и Утёс Цели урока. Познакомить обучающихся с произведениями Лермонтова: Утёс и Листок. Лермонтова а проводить это исследование мы будем на сравнении 2х стихотворений: Утёс и Листок. А как вы думаете почему именно дубовый листок ищет приюта а не осиновый березовый И дуб и чинара огромные вековые деревья олицетворяют мощь силы могучий дух; дубовые листья обычно очень крепко держаться за ветку а если листок еще до осени сорвался с нее значит что то неблагоприятное было чтото...

Русский

2014-06-23

23.46 KB

30 чел.

           Тема урока:  Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок» и «Утёс»

Цели урока:  1. Познакомить обучающихся с произведениями Лермонтова: «Утёс» и «Листок»;

2. Выявить тему, жанр, композиционное и сюжетное своеобразие данных стихотворений, раскрыть образ лирического героя на основе их сопоставления;

3. Обнаружить сквозные образы и мотивы;

4. Развивать самостоятельность мышления обучающихся, пополнять их словарный запас;

5. Воспитывать умение самостоятельного анализа лирического произведения.

 Ход урока

  1.  Беседа с учащимися:

Сегодня нам с вами предстоит выступить в роли исследователей поэтического мира М.Ю. Лермонтова, а проводить это исследование мы будем на сравнении 2-х стихотворений: «Утёс» и «Листок».

-Зная факты жизни поэта, попробуйте предположить, о чём будут стихотворения? ( Возможно, в них будут описаны тяжёлые духовные состояния лирических героев, вынужденных покинуть родные места и скитаться.   М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок). 

-Давайте с вами прослушаем эти стихотворения в исполнении … (звучит аудиозапись)

-Оправдались ли ваши ожидания, или содержание стихотворений оказалось для вас неожиданным? (лирический герой, как мы и предполагали, оказался изгнанником).

-Какие приёмы, использованные Лермонтовым в этих стихотворениях, на ваш взгляд, являются главными? (олицетворение, антитеза)

-Для чего автор использует эти приёмы? (чтобы показать духовное состояние героя, его переживания. Антитеза у Лермонтова помогает сделать стихотворения более выразительными, подчеркнуть противоречие между действительностью и мечтой, точнее передать мысли поэта).

- Дома вы готовили информацию о дубе и чинаре. Давайте послушаем.

  - А как вы думаете, почему именно дубовый листок ищет приюта, а не осиновый, березовый? ( И дуб, и чинара - огромные, вековые деревья, олицетворяют мощь, силы, могучий дух; дубовые листья обычно очень крепко держаться за ветку, а если листок еще до осени сорвался с нее, значит, что- то неблагоприятное было, что-то случилось.)

 - Можно  ли жизнь листка ассоциировать с жизнью человека? Почему?

-Как вы думаете, сколько образов в каждом из стихотворений? (по 2: листок, тучка; утёс, чинара).

Давайте сравним их и посмотрим, насколько они сходны между собой? Начнём с главных образов (листок и тучка).  Работа в группах

-Для чего автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы? (чтобы показать ранимость, нежность, лёгкость)

-Всё ли сближает эти образы? (нет, листок молит чинару о приюте, но она отвергает его; а тучка весело сама оставила утёс в одиночестве).

-Найдите подтверждения этому в тексте

-Теперь сравним 2 других образа (статичны, не могут двигаться)

        Утёс                                                                                                         чинара

Старый(морщины)                                                                                     молодая

Одинокий, задумчивый                                                           ей поют песни райские птицы

Тихонько плачет в пустыне с ней шепчется ветер ласково

                                                                                           Любима солнцем, раскинула  ветви на просторе

                                                                               Корни умывает холодное море

-Давайте обратим внимание на пунктуационные знаки в стихотворениях («Утёс» только . ; и ,           т.е. это повествовательная модель, автор рассказывает о происходящем в пустыне. Стихотворение «Листок» выделяется своей диалогичностью, т.е. наличие диалога между листком и чинарой)

-Можно ли назвать лирического героя Лермонтова равнодушным? ( Нет, он параллельно с листком и другими образами стихотворений переживает за свою судьбу, своё будущее, своё одиночество в этом мире. Он открыт страстям как тучка и в то же время, он хочет приюта, покоя, как и листок.

В то же время, лирич. герой задумчив, как утёс и противостоит жестокой чинаре, не способной на искренние чувства и эмоции).

-Обратите внимание на то, как меняются настроения в обоих стихотворениях? (Стих-е «Утёс» начинается с радостной ноты, с дружбы и взаимопомощи (умиротворение), затем тучка оставляет утёс, он начинает переживать и настроение произведения становится печальным с оттенками одиночества, задумчивости и размышлениями о дальнейшем своём существовании.

Стих-е «Листок», напротив, сразу начинается с трагической ноты одиночества и неприкаянности, ненужности листка никому. Затем листок встречает молодую чинару, у него появляется надежда на обретение дома и друзей, но это оказывается лишь его мечтой.)

  1.  Итоги урока:

- Между «героями» лермонтовских стихотворений — утесом и дубовым листком есть сходство? (Да, эти «герои» одиноки).

-Почему?

-Какие темы ещё прослеживаются в этих стихотворениях? (тема дружбы, странничества, самолюбия…)

-

-

  1.  Домашнее задание:

Подготовить в парах выразительное чтение по ролям стихотворения;

написать сочинение- миниатюру с использованием образно- выразительных средств на выбранную тему: « Какова дальнейшая жизнь листка?» или « Можно ли листок назвать сильным?».

 

ЛИСТОК

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,

83 

На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Утёс

 Ночевала тучка золотая 
На груди утеса-великана, 
Утром в путь она умчалась рано, 
По лазури весело играя;  

Но остался влажный след в морщине 
Старого утеса. Одиноко 
Он стоит, задумавшись глубоко, 
И тихонько плачет он в пустыне


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19819. Вказівник this. Вбудовані функції (специфікатор inline) 14.59 KB
  Вказівник this Ім'я this є службовим ключовим словом. Явно описати чи визначити вказівник this не можна. Відповідно до неявного визначення this є константним вказівником тобто змінювати його не можна однак у кожної приналежної класу функції він указує саме на той об'єкт для я...
19820. Виключення загальні принципи виявлення та уникнення помилок та обробка виключних ситуацій 25 KB
  3.Виключення: загальні принципи виявлення та уникнення помилок та обробка виключних ситуацій. Виключення виникнення непередбачених помилкових умов наприклад розподіл на нуль неможливість виділення пам'яті при створенні нового об'єкта і т.д. Зазвичай ці умови завершу...
19821. Віртуальні методи. Абстрактні класи 17.72 KB
  Абстрактний клас в обєктноорієнтованому програмуванні базовий клас який не передбачає створення екземплярів. Абстрактні класи реалізують на практиці один з принципів ООП поліморфізм. Абстрактний клас може містити і не містити абстрактні методи і властивості...
19823. Ініціалізація та руйнування об’єкта (конструктори та деструктори) 25 KB
  Ініціалізація та руйнування обєкта конструктори та деструктори. Як правило певну частину об'єкта перш ніж його можна буде використову вати необхідно ініціалізувати. Наприклад розглянемо клас myClass який було представлено вище у цьому підрозділі. Перш ніж об'єк
19824. Множинне успадкування (побудова класів, похідних від декількох багатьох базових) 18.97 KB
  Множинне спадкування концепція підтримувана частиною об'єктноорієнтованихмов програмування при якій класнащадок може мати більше одного суперкласубезпосереднього класубатька. Ця концепція є розширенням простого абоодиночного спадкування single inheritan...
19825. Обмеження доступу до компонентів об’єкта (використання специфікатора const) 27.5 KB
  Обмеження доступу до компонентів обєкта використання специфікатора const Член класу може бути оголошений не тільки відкритим public або закритим private але і захищеним protected. Окрім цього базовий клас у цілому може ус падковуватися з використанням специфікатора до...
19826. Організація зовнішнього доступу до локальних компонентів класу (специфікатор friend) 23.5 KB
  Організація зовнішнього доступу до локальних компонентів класу специфікатор friend. Технологія об'єктноорієнтованого програмування дає змогу організувати до ступ до закритих членів класу функціями які не є його членами. Для цього дос татньо оголосити ці функції др...
19827. Параметризовані класи (templates) 25 KB
  1.Параметризовані класи templates. Параметризовані класи це класи що можуть оперувати узагальненими типами. Ці класи генеруються подібно узагальненим функціям в період компіляції. Призначення і особливість параметризованих класів схожа структура класу з різними тип...