6183

Выполнение и отладка программ в интегрированной среде программирования Turbo Pascal (MS-Dos)

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Выполнение и отладка программ в интегрированной среде программирования Turbo Pascal(MS-Dos) Цель лабораторной работы - выработать навыки практического использования интегрированных сред программирования с целью выполнения и отладки программ на...

Русский

2012-12-30

198.5 KB

11 чел.

Выполнение и отладка программ в интегрированной среде программирования Turbo Pascal (MS-Dos)

Цель лабораторной работы - выработать навыки практического использования интегрированных сред программирования с целью выполнения и отладки программ на языке Паскаль.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Базовыми компонентами системы программирования Турбо Паскаль, кроме средств, необходимых для создания и редактирования исходных текстов программ, являются также компилятор языка, и средства отладки (поиска ошибок). Все эти компоненты,  объединены в единую интегрированную среду разработчика, с которой как раз и работает программист, создавая свои программы.

Компилятор переводит тексты программ с языка программирования высокого уровня  Turbo Pascal 7.0 на язык понятный ЭВМ, то есть в машинный код. Кроме того, компилятор создает на диске выполняемый файл с таким же именем, но с расширением не .PAS, а  .EXE. Например, если мы выполняем программу с именем ROOSTIK.PAS, то на диске появится файл ROOSTIK.EXE, который представляет собой уже полноценную самостоятельную исполняемую программу.

Теперь рассмотрим пункты главного меню и входящие в него команды.

ОПЦИИ ГЛАВНОГО МЕНЮ

  1.  Run (Выполнение)

Содержит команды управления процессом выполнения программы.

Run (Выполнить, запустить)

Клавиши Ctrl-F9

 Запуск программы на выполнение. При необходимости, перед запуском программы выполняется компиляция и компоновка.

Program reset (Сброс программы)

Клавиши Ctrl-F2

Прекращение выполнения программы, запущенной в режиме отладки (выполнение по шагам).

При этом система не освобождает всю память, которую занимал код программы при отладке, поэтому точки останова и переменные просмотра остаются.

Go to Cursor (Выполнить до курсора)

Клавиша F4

Разрешает выполнить программу от текущей позиции к той строке в окне редактирования, на которой находится курсор.

При необходимости, перед запуском программы выполняется компиляция и компоновка.

Trace into (Трасировка)

Клавиша F7

 Приводит к  выполнению программы по шагам.

Если оператором является вызов подпрограммы, то трассировка продолжается по всем операторам подпрограммы.

При необходимости, перед запуском программы выполняется компиляция и компоновка.

Step over (Выполнение по шагам)

Клавиша F8

Работает так, как команда “Трассировка”, но если встречается оператор вызова процедуры или функции, то они выполняются, как один шаг.

  1.  COMPILE (КОМПИЛЯЦИЯ)

Элементы меню Compile позволяют выполнить все шаги, необходимые для создания программы.

Compile (Компиляция)

Клавиши Alt-F9

Выполняется компиляция файла, загруженного в редактор. В результате, при отсутствии ошибок, получаем объектный код (файл с расширением .OBJ).

Make (Сборка)

Клавиши F9

Выполняет компоновку файла, загруженного в редактор, и всех файлов, от которых он зависит. При необходимости запускает процесс компиляции. В результате, при отсутствии ошибок, получаем исполняемый код( файл с расширением.EXE)

Build (Полная сборка)

Аналогично Make, но с обязательной компиляцией всех составных частей программы.

Destination (Место назначения)

Указывает, где сохранить исполняемый код, - на диске (в файле с расширением .EXE) или только в оперативной памяти (будет утрачен после выхода из среды).

Primary File (Основной, начальный файл)

Используется, чтобы указать системе на главный файл в многофайловой программе. При этом каждая команда компиляции будет обрабатывать именно этот файл, а не тот, который открыт в активном окне.

Information (Информация)

Показывает окно с информацией о текущем файле. Данная информация включает размер (в байтах и строках) исходного кода, размер (в байтах для кода и данных) полученного исполняемого файла, объем доступной памяти, сведения об ошибках, размере стека, максимальный размер области динамически распределяемой памяти.

  1.  DEBUG (ОТЛАДКА)

Команды меню открывают различные окна, позволяющие в режиме отладки следить за разными аспектами программы.

Breakpoints (Окно просмотра точек останова)

Открытие окна просмотра точек останова.

Точка останова (контрольная точка) – место в программе, на котором она при определенных условиях или всегда останавливает работу.

В окне List Breakpoints возможны операции просмотра, редактирования и удаления точек останова.

Call Stack (Стек вызовов)

Во время отладки команда выводит окно, которое показывает  текущий стек вызовов. В нем перечисляются имена процедур и функций, вызов которых привел к переходу в данную точку программы.

Register (Окно регистров)

Открытие окна регистров. В окне показывается содержимое всех регистров центрального процессора.

Watch (Окно просмотра, наблюдаемые выражения)

Открытие окна просмотра. В окне просмотра отображаются значение переменных программы. При использовании одного из режимов отладки возможно исследовать изменения их значений в процессе выполнения программы.

Evalute/modify (Вычисление/Модификация)

Клавиши Ctrl-F4

Режим вычислений - выводит окно, которое содержит три поля. В первое можно ввести выражение, которое может содержать переменные, второе показывает текущее значение выражения, в третьем можно задать новое значение переменной.

Add Watch (Добавление в окно просмотра)

Клавиши Ctrl-F7

Добавляет новую переменную или выражение в окно просмотра (Watch).

На экране появляется окно Add Watch, в которое необходимо ввести имя переменной. Новый элемент включается перед текущим, обозначенным точкой в начале строки. Находясь в окне Watch, можно добавить элемент, нажав клавишу Insert или редактируя последнюю (пустую) строку в окне.

Add Breakpoint (Добавление точки останова)

Клавиши Ctrl-F8

Устанавливает точку останова в текущей строке программы. Установленные точки выделяются в тексте цветом. При выполнении программы осуществляется переход в режим отладки при достижении точки останова.

User Screen (Экран пользователя)

Клавиши Alt-F5

Разрешает увидеть на экране исходную информацию, которую выводит программа. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

На примере текста программы, приведенного ниже, выполнить компиляцию, компоновку, отладку и выполнение программы, используя теоретические сведения и рекомендуемую литературу.

Необходимо уметь

  1.  Компилировать и
  2.  Компоновать программу;
  3.  Устанавливать основной файл, с которого будет начинаться компиляция;
  4.  Создавать ЕХЕ-файл;
  5.  Выполнять программу пошагово;
  6.  Выполнять программу до определенной точки (до курсора);
  7.  Прослеживать изменения значений переменных в процессе выполнения;
  8.  Задавать  новые значения переменным в процессе отладки;
  9.  Устанавливать точки останова.

Контрольные вопросы.

  1.  Что такое объектный код (модуль), является ли он программой?
  2.  Что такое загрузочный модуль?
  3.  Объясните суть компоновки (редактирования связей).
  4.  Что такое компиляция и интерпретация, чем они отличаются и что в них есть общего?
  5.  Что означает выполнить программу и как это можно осуществить?

PAGE  2

                                                                                                                                                                            


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13104. Сыныптарға арналған «Соңғы қоңырау» салтанатты жиынының сценарийі 59.5 KB
  11 сыныптарға арналған Соңғы қоңырау салтанатты жиынының сценарийі. 2008 жыл. Фанфары Жүргізушілер шығады: Медетов М.О. және Құдайбергенова Шұғыла. Мият: Армысыздар ұстаздар оқушылар Қош бол алтын ұя мектебім атты салатанатты жиынға жиналған қауым.
13105. 1917-1941 ж.ж.кеңес мектебі мен педагогикасы 83.5 KB
  1917-1941 ж.ж.кеңес мектебі мен педагогикасы. Мектептің революциялық қайта құрылуы және алғашқы қадамдары. Халық ағарту ісінің барлық жүйесін қайта құру революцияның алғашқы күндерінен басталады. 1917 жылы 9 қарашадағы декрет бойынша Ағарту ісінің мемлекеттік комисс...
13106. 1941-1970 жж. кеңес мектебі мен педагогикасы 99.5 KB
  1941-1970 жж. кеңес мектебі мен педагогикасы. Ұлы Отан соғысы жылдарындағы мектеп және педагогика. Кеңес халқының фашистік Германияға қарсы соғысы көптеген материалдық күшті керек етті. Еңбекке жарайтын миллиондаған адамдарды бейбіт еңбектен бөлді. Соғыстың ауыр зар...
13107. 1980-1991 ж.ж. Кеңес мектебі мен педагогикасы 57 KB
  1980-1991 ж.ж. Кеңес мектебі мен педагогикасы. Жалпы білім беретін және кәсіби мектеп реформасының егізгі бағыттары 1984. Білім берудің жаңа сипаты мен түрлері дамуы. Жаңашыл мұғалімдердің ғылымитеориялық және әдістемелік ізденісі. Жалпы білім б...
13108. Коменскийдің Ян Амос педагогикалық қызметі мен теориясы. (1592-1670жж) 102.5 KB
  Ян Амос Коменскийдің педагогикалық қызметі мен теориясы. 1592-1670жж. Я.А.Коменскийдің қысқаша ғұмырнамалық деректері. Я.А.Коменскийдің көзқарасының қалыптастыруы. Табиғатқа сәйкес тәрбиелеу қағидасы туралы. Жас кезеңдері. Мектеп жүйесі және оқытудың маз...
13109. А.Құнанбаев, Ш.Құдайбердиев, М.Әуезов шығармаларындағы педагогикалық идеялардың сабақтастығы және оны оқу-тәрбие үрдісіне ендіру 230.5 KB
  СУЛТАНОВА НУРГУЛЬ КАМИЛЬЕВНА А.Құнанбаев Ш.Құдайбердиев М.Әуезов шығармаларындағы педагогикалық идеялардың сабақтастығы және оны оқутәрбие үрдісіне ендіру 13.00.01 Жалпы педагогика педагогика және білім тарихы этнопедагогика Педагогика ғылымдарының кандидаты...
13110. Макаренконың А.С. өмірі мен педагогикалық қызметі 73.5 KB
  А.С.Макаренконың өмірі мен педагогикалық қызметі. Аса көрнекті кеңес педагогі А.С.Макаренко Белополье қаласы бұрынғы Харьков губерниясы темір жол шеберханасының майлау цехының шебері жанұясында дүниеге келді. Кременчук қаласындағы қалалық училищені және пед...
13111. Абай Құнанбаевтың педагогикалық көзқарасы 45.5 KB
  Абай Құнанбаевтың педагогикалық көзқарасы. 18451904 Абай Құнанбаев – қазақ халқының ұлы классик ақыны ағартушы демократы ұлтымыздың рухани мақтанышы. Абай өз ауылында арабша хат танығаннан кейін он жасында Семей қаласындағы Ахмет Ризаның медресесінде 3 жыл оқиды.
13112. Адольф Дистервегтің педагогикалық қызметі мен теориясы 53 KB
  Адольф Дистервегтің педагогикалық қызметі мен теориясы. 1790-1866 Дистервегтің педагогикалық қызметі мен ғұмырнамалық деректері. Немістің ғұлама педагогі Адольф Дистервег ХІХ ғасырдың орта кезіндегі герман буржуазиялықдемократиялық педагогикасының көрн