6183

Выполнение и отладка программ в интегрированной среде программирования Turbo Pascal (MS-Dos)

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Выполнение и отладка программ в интегрированной среде программирования Turbo Pascal(MS-Dos) Цель лабораторной работы - выработать навыки практического использования интегрированных сред программирования с целью выполнения и отладки программ на...

Русский

2012-12-30

198.5 KB

11 чел.

Выполнение и отладка программ в интегрированной среде программирования Turbo Pascal (MS-Dos)

Цель лабораторной работы - выработать навыки практического использования интегрированных сред программирования с целью выполнения и отладки программ на языке Паскаль.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Базовыми компонентами системы программирования Турбо Паскаль, кроме средств, необходимых для создания и редактирования исходных текстов программ, являются также компилятор языка, и средства отладки (поиска ошибок). Все эти компоненты,  объединены в единую интегрированную среду разработчика, с которой как раз и работает программист, создавая свои программы.

Компилятор переводит тексты программ с языка программирования высокого уровня  Turbo Pascal 7.0 на язык понятный ЭВМ, то есть в машинный код. Кроме того, компилятор создает на диске выполняемый файл с таким же именем, но с расширением не .PAS, а  .EXE. Например, если мы выполняем программу с именем ROOSTIK.PAS, то на диске появится файл ROOSTIK.EXE, который представляет собой уже полноценную самостоятельную исполняемую программу.

Теперь рассмотрим пункты главного меню и входящие в него команды.

ОПЦИИ ГЛАВНОГО МЕНЮ

  1.  Run (Выполнение)

Содержит команды управления процессом выполнения программы.

Run (Выполнить, запустить)

Клавиши Ctrl-F9

 Запуск программы на выполнение. При необходимости, перед запуском программы выполняется компиляция и компоновка.

Program reset (Сброс программы)

Клавиши Ctrl-F2

Прекращение выполнения программы, запущенной в режиме отладки (выполнение по шагам).

При этом система не освобождает всю память, которую занимал код программы при отладке, поэтому точки останова и переменные просмотра остаются.

Go to Cursor (Выполнить до курсора)

Клавиша F4

Разрешает выполнить программу от текущей позиции к той строке в окне редактирования, на которой находится курсор.

При необходимости, перед запуском программы выполняется компиляция и компоновка.

Trace into (Трасировка)

Клавиша F7

 Приводит к  выполнению программы по шагам.

Если оператором является вызов подпрограммы, то трассировка продолжается по всем операторам подпрограммы.

При необходимости, перед запуском программы выполняется компиляция и компоновка.

Step over (Выполнение по шагам)

Клавиша F8

Работает так, как команда “Трассировка”, но если встречается оператор вызова процедуры или функции, то они выполняются, как один шаг.

  1.  COMPILE (КОМПИЛЯЦИЯ)

Элементы меню Compile позволяют выполнить все шаги, необходимые для создания программы.

Compile (Компиляция)

Клавиши Alt-F9

Выполняется компиляция файла, загруженного в редактор. В результате, при отсутствии ошибок, получаем объектный код (файл с расширением .OBJ).

Make (Сборка)

Клавиши F9

Выполняет компоновку файла, загруженного в редактор, и всех файлов, от которых он зависит. При необходимости запускает процесс компиляции. В результате, при отсутствии ошибок, получаем исполняемый код( файл с расширением.EXE)

Build (Полная сборка)

Аналогично Make, но с обязательной компиляцией всех составных частей программы.

Destination (Место назначения)

Указывает, где сохранить исполняемый код, - на диске (в файле с расширением .EXE) или только в оперативной памяти (будет утрачен после выхода из среды).

Primary File (Основной, начальный файл)

Используется, чтобы указать системе на главный файл в многофайловой программе. При этом каждая команда компиляции будет обрабатывать именно этот файл, а не тот, который открыт в активном окне.

Information (Информация)

Показывает окно с информацией о текущем файле. Данная информация включает размер (в байтах и строках) исходного кода, размер (в байтах для кода и данных) полученного исполняемого файла, объем доступной памяти, сведения об ошибках, размере стека, максимальный размер области динамически распределяемой памяти.

  1.  DEBUG (ОТЛАДКА)

Команды меню открывают различные окна, позволяющие в режиме отладки следить за разными аспектами программы.

Breakpoints (Окно просмотра точек останова)

Открытие окна просмотра точек останова.

Точка останова (контрольная точка) – место в программе, на котором она при определенных условиях или всегда останавливает работу.

В окне List Breakpoints возможны операции просмотра, редактирования и удаления точек останова.

Call Stack (Стек вызовов)

Во время отладки команда выводит окно, которое показывает  текущий стек вызовов. В нем перечисляются имена процедур и функций, вызов которых привел к переходу в данную точку программы.

Register (Окно регистров)

Открытие окна регистров. В окне показывается содержимое всех регистров центрального процессора.

Watch (Окно просмотра, наблюдаемые выражения)

Открытие окна просмотра. В окне просмотра отображаются значение переменных программы. При использовании одного из режимов отладки возможно исследовать изменения их значений в процессе выполнения программы.

Evalute/modify (Вычисление/Модификация)

Клавиши Ctrl-F4

Режим вычислений - выводит окно, которое содержит три поля. В первое можно ввести выражение, которое может содержать переменные, второе показывает текущее значение выражения, в третьем можно задать новое значение переменной.

Add Watch (Добавление в окно просмотра)

Клавиши Ctrl-F7

Добавляет новую переменную или выражение в окно просмотра (Watch).

На экране появляется окно Add Watch, в которое необходимо ввести имя переменной. Новый элемент включается перед текущим, обозначенным точкой в начале строки. Находясь в окне Watch, можно добавить элемент, нажав клавишу Insert или редактируя последнюю (пустую) строку в окне.

Add Breakpoint (Добавление точки останова)

Клавиши Ctrl-F8

Устанавливает точку останова в текущей строке программы. Установленные точки выделяются в тексте цветом. При выполнении программы осуществляется переход в режим отладки при достижении точки останова.

User Screen (Экран пользователя)

Клавиши Alt-F5

Разрешает увидеть на экране исходную информацию, которую выводит программа. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

На примере текста программы, приведенного ниже, выполнить компиляцию, компоновку, отладку и выполнение программы, используя теоретические сведения и рекомендуемую литературу.

Необходимо уметь

  1.  Компилировать и
  2.  Компоновать программу;
  3.  Устанавливать основной файл, с которого будет начинаться компиляция;
  4.  Создавать ЕХЕ-файл;
  5.  Выполнять программу пошагово;
  6.  Выполнять программу до определенной точки (до курсора);
  7.  Прослеживать изменения значений переменных в процессе выполнения;
  8.  Задавать  новые значения переменным в процессе отладки;
  9.  Устанавливать точки останова.

Контрольные вопросы.

  1.  Что такое объектный код (модуль), является ли он программой?
  2.  Что такое загрузочный модуль?
  3.  Объясните суть компоновки (редактирования связей).
  4.  Что такое компиляция и интерпретация, чем они отличаются и что в них есть общего?
  5.  Что означает выполнить программу и как это можно осуществить?

PAGE  2

                                                                                                                                                                            


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67740. Функциональные и принципиальные схемы электронной игры “Tetris” 321.5 KB
  Электронная игра – это устройство, предназначенное для развлечения пользователя. Система представляет собой классическую игру “Тетрис”. Данное устройство является переносным, т.е. имеет независимое питание и небольшие размеры. Поэтому чаще всего оно будет полезно при длительном ожидании.
67742. Функциональные и принципиальные схемы проектируемого устройства управления бытовым холодильником 378.5 KB
  Схема управления бытовым холодильником разработанная в данном курсовом проекте содержит встроенный микроконтроллер, который выполняет регулировку температуры, управление освещением, осуществляет подачу сигнала при критически высокой температуре в камере.
67743. Проектирование промышленных зданий (гараж-стоянка для грузовых и других автомобилей) 586.5 KB
  Гараж-стоянка для грузовых и других автомобилей предназначен для строительства на действующих автотранспортных предприятиях удельная площадь стоянки на одно место хранения в гараже для грузовых автомобилей составляет 33 м2 в здании предусмотрена только стоянка для автомобилей.
67744. Блок-секция поворотная 9-ти этажная на 36 квартир в п. Октябрьский 435.8 KB
  Состав комплекса работ этапа подземная часть: разработка котлована; возведение конструкций подземной части здания; устройство гидроизоляции; устройство вводов подземных коммуникаций; обратная засыпка котлована и траншей. Забивка свай: Устройство фундаментов производить...
67746. Разработка малярного отделения АТП на 411 автомобилей МАЗ-53371 3.09 MB
  Малярные работы являются завершающими при ремонте кузова автомобиля, потому в малярный участок автомобили поступают после выполнения всех видов работ. При организации работы в малярном участке наибольшее число рабочих мест создается для подготовки автомобиля к окраске.