6183

Выполнение и отладка программ в интегрированной среде программирования Turbo Pascal (MS-Dos)

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Выполнение и отладка программ в интегрированной среде программирования Turbo Pascal(MS-Dos) Цель лабораторной работы - выработать навыки практического использования интегрированных сред программирования с целью выполнения и отладки программ на...

Русский

2012-12-30

198.5 KB

12 чел.

Выполнение и отладка программ в интегрированной среде программирования Turbo Pascal (MS-Dos)

Цель лабораторной работы - выработать навыки практического использования интегрированных сред программирования с целью выполнения и отладки программ на языке Паскаль.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Базовыми компонентами системы программирования Турбо Паскаль, кроме средств, необходимых для создания и редактирования исходных текстов программ, являются также компилятор языка, и средства отладки (поиска ошибок). Все эти компоненты,  объединены в единую интегрированную среду разработчика, с которой как раз и работает программист, создавая свои программы.

Компилятор переводит тексты программ с языка программирования высокого уровня  Turbo Pascal 7.0 на язык понятный ЭВМ, то есть в машинный код. Кроме того, компилятор создает на диске выполняемый файл с таким же именем, но с расширением не .PAS, а  .EXE. Например, если мы выполняем программу с именем ROOSTIK.PAS, то на диске появится файл ROOSTIK.EXE, который представляет собой уже полноценную самостоятельную исполняемую программу.

Теперь рассмотрим пункты главного меню и входящие в него команды.

ОПЦИИ ГЛАВНОГО МЕНЮ

  1.  Run (Выполнение)

Содержит команды управления процессом выполнения программы.

Run (Выполнить, запустить)

Клавиши Ctrl-F9

 Запуск программы на выполнение. При необходимости, перед запуском программы выполняется компиляция и компоновка.

Program reset (Сброс программы)

Клавиши Ctrl-F2

Прекращение выполнения программы, запущенной в режиме отладки (выполнение по шагам).

При этом система не освобождает всю память, которую занимал код программы при отладке, поэтому точки останова и переменные просмотра остаются.

Go to Cursor (Выполнить до курсора)

Клавиша F4

Разрешает выполнить программу от текущей позиции к той строке в окне редактирования, на которой находится курсор.

При необходимости, перед запуском программы выполняется компиляция и компоновка.

Trace into (Трасировка)

Клавиша F7

 Приводит к  выполнению программы по шагам.

Если оператором является вызов подпрограммы, то трассировка продолжается по всем операторам подпрограммы.

При необходимости, перед запуском программы выполняется компиляция и компоновка.

Step over (Выполнение по шагам)

Клавиша F8

Работает так, как команда “Трассировка”, но если встречается оператор вызова процедуры или функции, то они выполняются, как один шаг.

  1.  COMPILE (КОМПИЛЯЦИЯ)

Элементы меню Compile позволяют выполнить все шаги, необходимые для создания программы.

Compile (Компиляция)

Клавиши Alt-F9

Выполняется компиляция файла, загруженного в редактор. В результате, при отсутствии ошибок, получаем объектный код (файл с расширением .OBJ).

Make (Сборка)

Клавиши F9

Выполняет компоновку файла, загруженного в редактор, и всех файлов, от которых он зависит. При необходимости запускает процесс компиляции. В результате, при отсутствии ошибок, получаем исполняемый код( файл с расширением.EXE)

Build (Полная сборка)

Аналогично Make, но с обязательной компиляцией всех составных частей программы.

Destination (Место назначения)

Указывает, где сохранить исполняемый код, - на диске (в файле с расширением .EXE) или только в оперативной памяти (будет утрачен после выхода из среды).

Primary File (Основной, начальный файл)

Используется, чтобы указать системе на главный файл в многофайловой программе. При этом каждая команда компиляции будет обрабатывать именно этот файл, а не тот, который открыт в активном окне.

Information (Информация)

Показывает окно с информацией о текущем файле. Данная информация включает размер (в байтах и строках) исходного кода, размер (в байтах для кода и данных) полученного исполняемого файла, объем доступной памяти, сведения об ошибках, размере стека, максимальный размер области динамически распределяемой памяти.

  1.  DEBUG (ОТЛАДКА)

Команды меню открывают различные окна, позволяющие в режиме отладки следить за разными аспектами программы.

Breakpoints (Окно просмотра точек останова)

Открытие окна просмотра точек останова.

Точка останова (контрольная точка) – место в программе, на котором она при определенных условиях или всегда останавливает работу.

В окне List Breakpoints возможны операции просмотра, редактирования и удаления точек останова.

Call Stack (Стек вызовов)

Во время отладки команда выводит окно, которое показывает  текущий стек вызовов. В нем перечисляются имена процедур и функций, вызов которых привел к переходу в данную точку программы.

Register (Окно регистров)

Открытие окна регистров. В окне показывается содержимое всех регистров центрального процессора.

Watch (Окно просмотра, наблюдаемые выражения)

Открытие окна просмотра. В окне просмотра отображаются значение переменных программы. При использовании одного из режимов отладки возможно исследовать изменения их значений в процессе выполнения программы.

Evalute/modify (Вычисление/Модификация)

Клавиши Ctrl-F4

Режим вычислений - выводит окно, которое содержит три поля. В первое можно ввести выражение, которое может содержать переменные, второе показывает текущее значение выражения, в третьем можно задать новое значение переменной.

Add Watch (Добавление в окно просмотра)

Клавиши Ctrl-F7

Добавляет новую переменную или выражение в окно просмотра (Watch).

На экране появляется окно Add Watch, в которое необходимо ввести имя переменной. Новый элемент включается перед текущим, обозначенным точкой в начале строки. Находясь в окне Watch, можно добавить элемент, нажав клавишу Insert или редактируя последнюю (пустую) строку в окне.

Add Breakpoint (Добавление точки останова)

Клавиши Ctrl-F8

Устанавливает точку останова в текущей строке программы. Установленные точки выделяются в тексте цветом. При выполнении программы осуществляется переход в режим отладки при достижении точки останова.

User Screen (Экран пользователя)

Клавиши Alt-F5

Разрешает увидеть на экране исходную информацию, которую выводит программа. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

На примере текста программы, приведенного ниже, выполнить компиляцию, компоновку, отладку и выполнение программы, используя теоретические сведения и рекомендуемую литературу.

Необходимо уметь

  1.  Компилировать и
  2.  Компоновать программу;
  3.  Устанавливать основной файл, с которого будет начинаться компиляция;
  4.  Создавать ЕХЕ-файл;
  5.  Выполнять программу пошагово;
  6.  Выполнять программу до определенной точки (до курсора);
  7.  Прослеживать изменения значений переменных в процессе выполнения;
  8.  Задавать  новые значения переменным в процессе отладки;
  9.  Устанавливать точки останова.

Контрольные вопросы.

  1.  Что такое объектный код (модуль), является ли он программой?
  2.  Что такое загрузочный модуль?
  3.  Объясните суть компоновки (редактирования связей).
  4.  Что такое компиляция и интерпретация, чем они отличаются и что в них есть общего?
  5.  Что означает выполнить программу и как это можно осуществить?

PAGE  2

                                                                                                                                                                            


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13173. ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ 447 KB
  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы ипотечного кредитования 1.1. Сущность и схемы ипотечного кредитования его значение в рыночной экономике
13174. СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ 310.5 KB
  ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Создание службы маркетинга на предприятии Маркетинговые структуры предприятия Служба маркетинга на предприятии 1.3. Прав...
13175. Государственный бюджет РФ, его структура и динамика 186 KB
  КУРСОВАЯ РАБОТА Дисциплина Экономическая теория Тема: Государственный бюджет РФ его структура и динамика Содержание Введение Глава 1. Экономическая сущность структура доходы и расходы государственного бюджета Глав...
13176. КЛАССИФИКАТОРЫ СЛОЕВ, СЕМАНТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ОБЪЕКТОВ КАРТ ОБСТАНОВКИ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 2.12 MB
  КЛАССИФИКАТОРЫ СЛОЕВ СЕМАНТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ОБЪЕКТОВ КАРТ ОБСТАНОВКИ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Москва 2009 г. ОГЛАВЛЕНИЕ 1 ВВЕДЕНИЕ Классификатор предназначен для создания электронных карт обстановки о чрезвычайных ситу...
13177. КОМПЮТЕРНІ МЕРЕЖІ. Комунікаційна мережа 878.5 KB
  КОМПЮТЕРНІ МЕРЕЖІ 1. Введення Компютерна мережа обчислювальна мережа мережа передачі даних система звязку компютерів і/або компютерного устаткування сервери маршрутизатори і інше устаткування канали звязку. Для передачі інформації можуть бути використані р
13178. ВИВЧЕННЯ ЯВИЩА ЕЛЕКТРОМАГНІТНОЇ ІНДУКЦІЇ 2.51 MB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 17 ВИВЧЕННЯ ЯВИЩА ЕЛЕКТРОМАГНІТНОЇ ІНДУКЦІЇ Мета роботи: спостерігати явище електромагнітної індукції перевірити умови появи в котушці індукційного струму дослідити залежність напряму струму від властивостей магнітного поля перевірити с
13179. Дослідження МПС на базі мікропроцесорного комплекту КР580 821.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №1 Дослідження МПС на базі мікропроцесорного комплекту КР580 1. Мета роботи Вивчення структури та функцiональних можливостей мiкропроцесорної системи МIКРОЛАБ КР58О карти її памятi органiв управл...
13180. Дослiдження роботи оперативних запамятовуючих пристроїв з довiльною вибiркою 238.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №2 Дослiдження роботи оперативних запамятовуючих пристроїв з довiльною вибiркою 1. Мета роботи Вивчення конструкцiї та режимами роботи оперативних запомятовуючих пристроїв з довiльною вибiркою ЗПДВ на прикладi мiкросхеми К565 РУ2. 2. Короткі те...
13181. ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №3 Функціонування МП КР580ВМ80 (i8080) 2.11 MB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №3 Функціонування МП КР580ВМ80 i8080 1. МЕТА РОБОТИ. Дослідження структури принципу роботи мікропроцесора та виконання окремих команд і простих програм з використанням різних методів адресації в програмах. 2. КОРОТКI ТЕОРЕТИЧНI ВIД...