61836

Стихотворение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: постараться заставить учеников проникнуться чувствами героя и авторским замыслом охарактеризовать образ лирического героя Научиться верно анализировать данное стихотворение с помощью отдельных фраз и слов представленных...

Русский

2014-06-02

24.97 KB

1 чел.

Тема :  «Стихотворение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»

Цель:  Правильно истолковать стихотворение силами самих учеников, сравнить восприятие его учащимися и дать оценку стихотворению.

Оборудование: стихотворение, карточки с ключевыми строками.

Ход урока:

Было замечено, что между “началом” и “концом” стихотворения проходит несколько часов, которые эмоционально и психологически сливаются воедино. Слова, являющиеся ключевыми, на первый взгляд кажутся несхожими (шёпот, трели, серебро, пурпур, слёзы, заря). Однако все эти образы сочетаются так, что образуемая ими поэтическая картина кажется выдержанной в одной тональности. В стихотворении важны не только образы, но и мелодичная интонация. Слово Фета поётся, звучит, и тот, кто читает вслух стихотворение, как бы слышит и “робкое дыханье”, и соловьиные трели.

В первой строфе время, скорее всего, вечернее, так как “трели соловья” раздаются обычно в начале ночи. Природное время совпадает здесь с “психологическим”, переданным с помощью существительных и прилагательных: “шёпот”, и “робкое дыханье”. Звуковой состав слов “шёпот”, “робкое” различен, однако есть яркое созвучие: “шёпот” содержит звуки [оп] и “робкое” тоже. По своему смыслу слова также близки и рисуют картину начала любовного свидания. Движение в строфе обозначается существительным “колыханье”, рифмующимся с “дыханье”. Полностью рифмуются два слога, что ещё сильнее сближает движение чувства и движение в природе.Во второй строфе значение движения прежде всего связывается с существительным “изменений”:

…Ряд волшебных изменений
Милого лица…

Как ни странно, слова “милое лицо” также отражают динамику по сравнению с “шёпот, робкое дыханье”: вначале лица не было. Даже слово “ряд”, кажется, обладает способностью передавать развитие событий. Игра света и тени, повторы (ночной — ночные, тени — тени) связаны затаённым движением души.Третья строфа начинается с резкой перемены ритмического рисунка: «…В дымных тучках пурпур розы…»

Эта строка в стихотворении выделяется отчётливым ритмом (хорей), яркими красками. Метафоры “пурпур розы”, “отблеск янтаря” передают смену времени, приближение рассвета. Движение в пространстве ощущается в стихотворении как идущее снизу вверх: с земли (ручей) к небу (тучки). Звуковая картина оттеняет смысл. Это и ассонанс (в тучках, пурпур; янтаря, заря) и аллитерации, подчёркивающие звонкие и сонорные согласные. Их концентрация в последней строфе максимальна, что отражает её кульминационный характер. Особая роль придаётся звукам “р” и “з”, встречающимся в словах “розы”, “заря”. И роза, и заря — образы символические. Роза, тем более красная (“пурпур розы”), символизирует любовь, что подтверждается словами “и лобзания, и слёзы”. Заря — символ начала пробуждения, чего-то сильно ожидаемого. Движение в стихотворении приводит к образу зари, в равной мере связанной и с природой, и со сферой человеческих чувств.

Тема: «Анализ стихотворения А.А. Фета «Воздушный город»

Цель: постараться заставить учеников проникнуться чувствами героя и авторским замыслом,  охарактеризовать образ лирического героя Научиться верно анализировать  данное стихотворение с помощью отдельных фраз и слов представленных в стихотворении, разобраться в его чувствах, мыслях, эмоциях главного героя . Также проанализировать стихотворение с помощью определенных фраз данных в нем.

Оборудование: стихотворение, вопросы по теме, словарь Ожегова, карточки с отдельным фразами.

Ход урока:

Важным моментом в работе над стихотворением является эмоциональный настрой учеников на восприятие произведения. Чтобы понять замысел автора, разобраться в его чувствах, ученик должен сам испытать нечто подобное, проникнуться авторской мыслью. Поэтому работу над стихотворением А.А. Фета начинаем с обращения к чувствам ребят.

Любите ли вы наблюдать за плывущими облаками? Какие чувства вы при этом испытываете? Что представляете?

— Мне нравится наблюдать за облаками. Порой они принимают причудливые формы: можно увидеть очертания какого-нибудь животного, забавную мордочку, а иногда целую композицию. Но стоит только отвести взгляд, как картина меняется или исчезает, словно кто-то повернул калейдоскоп.

— Когда смотришь на бегущие облака, даже если не видишь чего-то необычного в них, испытываешь необыкновенное успокоение и умиротворение. Я могу подолгу лежать и смотреть в небо, следить за бегущими облаками.

— У меня иногда не возникает каких-то конкретных мыслей, но на душе становится спокойнее, приятнее, забываешь о неприятностях, а иногда даже засыпаешь.

— Когда я смотрю на облака, я мечтаю о прекрасной жизни, о счастье, о чём-то необычном, иногда это мечты о самом заветном. И мне всегда кажется, что мои мечты исполнятся.

— А меня посещает почему-то безотчётная грусть, и возникает чувство внутреннего недовольства.

Лирический герой стихотворения Фета тоже любил наблюдать за облаками. Посмотрим, что он представлял и какие чувства испытывал.

(Учитель или подготовленный ученик читает стихотворение Фета.)

Какие картины возникают перед вами?

— Лирический герой наблюдает за облаками и видит город, образ которого уже не раз вставал перед ним. Видимо, эта картина стала мечтой героя. Этот белый город медленно уплывает на север, а герой остаётся на “уснувшей земле”.

Какие чувства испытывает лирический герой и с чем это связано?

— Когда лирический герой повествует о городе, созданном причудливыми облаками, он, мне кажется, испытывает радость от того, что является свидетелем такого чудесного явления, такой метаморфозы. Радуется он и тому, что только ему доступно такое видение. А заканчивается стихотворение грустной нотой. Герой словно обманулся в своих ожиданиях: этот город, поманивший его за собой, сам уплывает, а герой остаётся на грешной земле, словно привязанный, один, лишённый возможности уйти вслед за своей мечтой.

Что вы можете сказать о лирическом герое, его мыслях?

— Мне кажется, что лирический герой — романтик. Когда уснула вся земля, он выходит полюбоваться облаками. Словно песня, звучит его рассказ об увиденной картине. Может быть, поэтому он называет её “причудливым хором облаков”. Хор — это хорошо организованная группа. Используемый в первой строфе ассонанс (звуки [о] и [а]) передают мелодию этого хора.

Какую роль играет эпитет “причудливый”? Почему так назван хор?

— Наверное, потому, что картины, возникающие в воображении лирического героя и созданные игрой облаков, необыкновенны, сказочны, чудесны.

Посмотрим в словаре Ожегова значение слова “причудливый”.

— Это слово имеет два значения: 1) вычурный, замысловатый; 2) капризный, с причудами.

В каком значении, по вашему мнению, использует автор это слово?

— Конечно же, это слово употреблено в первом значении. Облака создали замысловатую фигуру, в данном случае — образ города.

А мне кажется, что автор имел в виду ещё и второе значение. Почему?

— Эта картина воздушного города не только замысловата, доступна лишь одному лирическому герою, но и капризна: она в любой момент может растаять, рассыпаться, что и происходит в конце стихотворения. Облака не рассыпаются, но уплывают, оставив героя ни с чем.

Что нового для понимания характера лирического героя даёт вторая строфа?

— Мне кажется, что этот воздушный город — это город мечты героя. Вспомним фразеологизм “воздушные замки”. Он обозначает что-то несбыточное, недоступное. Воздушный город стал недоступен герою, хотя образ его превращается в навязчивую мечту. Герой называет город “знакомым, родным”, — значит, не раз уже рисовал себе картину этого города. И повтор словосочетания “мой город” усиливает ощущение того, что этот город — мечта именно героя, только его. Отсюда и логическое ударение на местоимении “мой”.

Обратите внимание на цветовое оформление строфы. Как цвет помогает нам понять настроение и мысли героя?

— Мечта героя окрашена светлыми тонами: “белый город”, “розовое небо”. Она чиста. И вдруг — “тёмная земля”. Мне кажется, здесь не просто цветовой контраст “белый–тёмная”, а ещё и антитеза: идеальная, чистая мечта героя и грешная земля, на которой нет места его белому городу.

— Если сравнить первую и вторую строфы, то можно найти ещё одну антитезу, показывающую, что лирический герой неуютно чувствует себя на земле. Земля уснула. Мне кажется, что эта метафора говорит об отсутствии жизни, важной для лирического героя, а облака плывут, они полны жизни, а вместе с ними живёт и герой. Его мысли, стремления не связаны с грешной землёй, а устремлены к небу, в микрокосмос.

— Лирический герой — романтик. Для него, как и для романтиков, характерен разрыв между мечтой и действительностью. Ассонанс (звуки [о] и [а]) передаёт тихую, задушевную, немного грустную мелодию неба, которая прерывается с исчезновением облаков.

— Очень грустно звучит последняя строфа. Исчезают облака, пропадает воздушный город — рушится мечта героя, он остаётся один на “тёмной, уснувшей земле”.

Как синтаксис помогает раскрыть основную мысль этой строфы?

— С помощью инверсии выделяются слова “воздушный” и “плывёт”. Мечта героя “воздушна”, то есть хрупка, способна рассыпаться, уплывает на север. А дальше отточие. Я его понимаю как знак крушения мечты героя. А ещё в нём можно заметить цепь уплывающих облаков. Антитеза “манит” — “не даёт” подчёркивает трагедию героя, а в неопределённом местоимении “кто-то” заключена какая-то угроза счастью героя.

Как вы можете объяснить знак тире в последней строфе и определить принадлежность слова “да” к части речи?

— По моему мнению, “да” — это не противительный союз, а усилительная частица, синонимичная “а вот”. Знак тире здесь — это знак бессоюзного предложения, в котором вторая часть по смыслу противопоставляется первой.

— А мне кажется, что этот знак символизирует разрыв героя с мечтой.

Можно ли сказать, что это стихотворение относится к пейзажной лирике?

— Конечно, к чисто пейзажной лирике его отнести нельзя, потому что это большей частью философское стихотворение. Пейзаж — это только повод к размышлению о жизни, о мечте и действительности.

Заключительное слово учителя. Особенности лирики Фета таковы, что его пейзажная лирика переходит в философскую. Надо быть очень внимательным к слову, образам, чтобы понять стихи поэта. Их нельзя читать между делом, в них надо вдумываться, чтобы проникнуться чувством автора.

Тема: «Анализ стихотворения А.Блока. «В ресторане».

Цель: Проанализировать данное стихотворение, опираясь на тонкие моменты и заглавные слова. Разобраться какой смысл эти слова несут в себе. Понять какие все – таки чувства испытывает каждый из героев стихотворения. Сформировать у учеников их личное мнение об этом стихотворении.

Оборудование: стихотворение, рисунки образов главных героев.

Ход урока:

В этом стихотворении происходит как бы завершение пути, которым движется идеал женской красоты в лирике А.Блока. Путь был непростым: из заоблачных высот – в мрак и вертеп земной жизни. Героиня, идя по ступеням вниз, на этом пути утрачивает таинство своей неземной красоты, всё более проступают в её облике черты не только земной, но даже приземлённой женщины. Она из предмета поклонения и обожания стала предметом купли-продажи.

Такова героиня этого стихотворения, показанная, однако, с сочувствием и участием. Тема стихотворения – любовный поединок, длящийся доли минуты, но эта любовь по силе, может быть, равна чувству, развивающемуся долгое время.

Стихотворение открывается сомнением лирического героя, как это уже было в “Незнакомке”: “...он был, или не был, этот вечер...” А дальше пейзажный штрих: петербургская заря – жёлтые фонари на жёлтом. Северное небо, рождающее отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в мире грубой реальности; он способен послать розу “в бокале золотого, как небо, аи”, но роза “чёрная”, говорящая о неизбывной печали, а о золоте неба уже шла речь.

Поединок глаз, взглядов: он смотрит “смущённо и дерзко”, она – “надменно”. Лирический герой – лишь один из длинной череды надоевших поклонников. Об этом свидетельствует союз в начале фразы: “И этот влюблён”. Но и она выделяет из толпы поклонников его, незаурядного, посмевшего быть дерзким, чтобы скрыть смущение. Он готов принять её такою, как она есть:

Но была ты со мной всем презрением юным,

Чуть заметным дрожаньем руки...

Что так волнует молодую прелестницу? Конечно, то, что она его выделила из толпы, но это не столько счастье, удача, сколько досадное происшествие: он хорош, умён, романтичен, но это ещё более отдаляет их друг от друга. Между ними социальная пропасть: она – девочка для развлечений, он – господин не её круга, между ними ничего не может быть серьёзного, её можно лишь купить на час.

Драма отношений усиливается. Проследим за музыкальным фоном.

Вторая строфа:

Где-то пели смычки о любви...

Четвёртая строфа:

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Исступлённо запели смычки...

Снова дань романтизму – вся пятая строфа, наполненная дуновением ветра, дыханием духов, шёпотом шелков. Но это не картина любовной услады, а подготовка к окончанию романа взглядов: героиня напоминает испуганную птицу, шелка шепчутся тревожно – всё это передано талантливой звукописью.

Картина романтической игры звуков завершается союзом “но”, начинающим шестую строфу: сказка окончена – взоры, отражаясь в зеркалах, пошло “кричат”: “Лови!..” Почему не в зеркале, а в зеркалах? Зеркала, отражая и дробя облик юной незнакомки, тиражируют её красоту, уникальность гибнет, загадка исчезает. Всё это происходит под соответствующий аккомпанемент: бренчит монисто пляшущей цыганки, которая не поёт, а “визжит” о любви.

Ясно, что визжать можно только о той любви, что продаётся, а не о таинстве в отношениях между мужчиной и женщиной. Эта вакханалия звуков адресована жёлтой заре – так круг замыкается. Жёлтая заря северного неба бросает свой больной отблеск на грешную жизнь людей. Красота поругана, уничтожена, растворена в жёлтом мире жёлтого города.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78267. Острые пневмонии у детей 135 KB
  Некоторые из них в том числе острые пневмонии являются одной из причин смертности детей в раннем возрасте хотя от пневмоний дети не должны умирать. Дети в этом возрасте длительное время находятся в горизонтальном положении что приводит к застою кровообращения в задненижних отделах легких и к более легкому возникновению пневмонии. Возникновению пневмонии способствуют также другие факторы а именно: несоблюдение эпидемиологического режима то есть инфицирование ребенка; неполноценное питание и плохой уход; охлаждение или перегревание...
78268. НИВЕЛИРОВАНИЕ. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ 27.54 KB
  Одиночные ходы и системы ходов должны опираться не менее чем на два исходных пункта. Проложение замкнутых ходов опирающихся на один исходный пункт допускается лишь при особой необходимости. При приложении нивелирных ходов для определения высот пунктов аналитических сетей относительно исходной основы со средними квадратическими погрешностями...
78269. Тахеометрическая съемкаемка 9. 163.31 KB
  При производстве тахеометрической съемки используют геодезический прибор тахеометр предназначенный для измерения горизонтальных и вертикальных углов длин линий и превышений. Для выполнения тахеометрической съемки используются также тахеометры с номограммным определением превышений и горизонтальных проложений линий. Производство тахеометрической съемки Тахеометрическая съемка выполняется с пунктов съемочного обоснования их называют станциями.
78270. Состав камеральных работ 166.31 KB
  Стороны угла проектируют на лимб с использованием подвижной визирной плоскости зрительной трубы. Она образуется визирной осью трубы при её вращении вокруг горизонтальной оси. Данную плоскость поочередно совмещают со сторонами угла ВА и ВС последовательно направляя визирную ось зрительной трубы на точки А и С...
78271. Определение положения точек земной поверхности, системы координат 125.83 KB
  Определение положения точек земной поверхности системы координат Топографическое изучение земной поверхности заключается в определении положения ситуации и рельефа относительно математической поверхности Земли т. в определении пространственных координат характерных точек необходимых и достаточных для моделирования местности. Модель местности может быть представлена в виде геодезических чертежей изготовление которых называют картографированием и аналитически – в виде совокупности координат характерных точек. Для построения моделей...
78272. Масштабы топографических карт планов 25.89 KB
  Масштаб карты это отношение длины отрезка на карте к его действительной длине на местности. Масштаб от немецкого мера и Stb палка отношение длины отрезка на карте плане аэро или космическом снимке к его действительной длине на местности. Именованный словесный масштаб вид масштаба словесное указание того какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте плане снимке. Так как длины линий на местности принято измерять в метрах а на картах и планах в сантиметрах то масштабы удобно выражать в словесной форме...
78273. Нивелирование трассы 50.9 KB
  Закрепление трассы по высоте Вдоль всей разбитой на местности трассы но за пределами зоны работ закрепляются точки называемые реперами. Чтобы не пропустить пикеты и плюсовые точки нивелировщик должен иметь пикетажный журнал трассы. За связующие точки принимают пикеты или плюсовые точки но чтобы расстояние между ними не более 150 м а превышения несколько меньше длины рейки. Нивелирование трассы Отсчеты по рейкам установленным на связующие точки берут в следующей последовательности: 1 по черной стороне рейки на заднюю точку Зч; 2 по...
78274. Условные знаки. Классификация топографических (картографических) условных 37.03 KB
  Условные знаки. Классификация топографических картографических условных знаков Топографические картографические условные знаки символические штриховые и фоновые условные обозначения объектов местности применяемые для их изображения на топографических картах. Для топографических условных знаков предусмотрена общность обозначений по начертанию и цвету однородных групп объектов при этом основные знаки для топографических карт разных стран не имеют между собой особых различий...
78275. Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах 396.95 KB
  Основные формы рельефа и их элементы; характерные точки и линии. При проектировании и строительстве железных автомобильных и других сетей необходимо учитывать характер рельефа – горный холмистый равнинный и др. Рельеф земной поверхности весьма разнообразен но все многообразие форм рельефа для упрощения его анализа типизировано на небольшое количество основных форм...