61838

У каждого – своё место в природе (Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: образовательные: знакомство обучаемых с творчеством Д. Мамина-Сибиряка (на примере рассказа «Медведко») учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям учить выделять главную мысль произведения; совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения...

Русский

2014-06-02

31.51 KB

7 чел.

5fan_ru_61838_e1b8ecf1b1982a00bd1a6c0bb7171ffc.html

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

                             Конспект

пробного урока

по чтению

                             в 3 «А» классе МОУ СОШ №9

                             у учителя

                             Змачинской Ольги Вячеславовны

                             на 27 февраля 2013 г.

                             студентки 432 группы

                             Бакулиной Ирины Сергеевны.

г. Серпухов

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

                             Конспект

пробного урока

по чтению

                             в 3 «А» классе МОУ СОШ №9

                             у учителя

                             Змачинской Ольги Вячеславовны

                             на 27 февраля 2013 г.

                             студентки 432 группы

                             Бакулиной Ирины Сергеевны.

                            

                                           Подпись учителя:

   

Подпись методиста:

       

  Оценка за подготовку:

 

                                          Оценка за проведение:

                           г. Серпухов

Дата: 27.02.13      Ф.И.О. студента: Бакулина Ирина Сергеевна

Класс: 3 «А»

Тема: У каждого – своё место в природе (Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Цели:  

- образовательные:  -  знакомство  обучаемых с творчеством Д. Мамина-Сибиряка (на примере рассказа  «Медведко»)

-учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям

-учить выделять главную мысль произведения;

-совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения;

- развивающие:  - развивать литературную речь, умение соотносить текст и заглавие, развивать внимание, память, творческое воображение;

- воспитательные: - способствовать формированию интереса к чтению, воспитывать любовь к природе, к животным

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1.  для учителя – учебник, наглядность, конспект.
  2.  для учащихся – учебник.

Литература:

1) Бунеева Е. В., Чиндилова О. В., Яковлева М. А. Уроки литературного чтения по учебнику «В одном счастливом детстве» в 3 классе. Издательство «Баласс», 2009г.

2) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Литературное чтение 3 класс, «В одном счастливом детстве» ч.2. Издательство «Баласс», 2009, стр.77-81.

Ход урока

Этапы, время

Содержание

Анализ урока

I.Орг.момент

М.ц: организовать учащихся на работу.

II. Подготовка к первичному восприятию.

М.ц.: подготовить класс к работе

III. Сообщение темы.

М.ц.: сообщить тему занятия.

IV. Подготовка к первичному восприятию

V.  Работа с рассказом  до чтения.

М.ц.: подготовить к восприятию текста.

VI.Работа с текстом во время чтения.

М.ц.: познакомить с содержанием рассказа

  1.  Чтение и анализ 1-й части

  1.  Чтение и аналз 2-й части

  1.  Чтение и анализ 3-й части

  1.  Чтение и анализ 4-й части

VII. Работа с текстом после чтения

М.ц.: выяснить, как учащиеся восприняли новое произведение.

VIII. Итог урока.

М.ц.: повторить полученные на уроке знания.

VIII. Домашнее задание.

М.ц.: дать д/з.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Ирина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок чтения.

На доске записано предложение: «Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок».

Обратите внимание на доску. Вы должны вычитать из этого предложения всю информацию: фактическую и подтекстовую.

Фактическая информация: речь идёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад жизни.

Подтекстовая информация: зверь сначала людям нравился, но теперь «милым» его называют с иронией; очевидно, он плохо вёл себя, очень осложнял всем жизнь; возможно, он был дикий, не приспособленный к жизни в доме, или плохо воспитанный.

(У людей в доме жил зверь. Сначала, когда зверь только появился, он всем понравился, потому что был очень милый. Но потом всё изменилось: зверь нарушил весь уклад жизни в доме, всё пошло не так, и людям было нелегко. С трудом удалось от зверя избавиться, тогда все почувствовали себя свободно и жизнь снова наладилась.)

- Вся эта информация содержится в предложении.

Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о животном.

Догадайтесь, о ком мы будем читать.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(медведь)

-Каким вы представляете медвежонка?

(маленьким, игривым)

А теперь открываем учебник на стр.77, рассмотрим иллюстрацию и прочитаем название рассказа и фамилию автора.

Итак, сегодня мы будем работать над рассказом Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Медведко»

- Объясните слово «Медведко».

(Медведко – это какой-нибудь медвежонок, потому что в этом слове корень - «медвед». Это ласковое название медвежонка.)

- Как вы думаете, а что будет происходить в этом рассказе?

(Будут происходить какие-то события с тем, у кого эта кличка.)

- Какие предположения о содержании рассказа вы можете высказать, если я вам скажу, что предложение по которому мы составляли рассказ, взято именно из произведения Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»

(Я думаю, что мужчина нашел маленького медвежонка и потом начал его кормить и воспитывать у себя дома, приручать.

А может, кто-то предложил какому-то человеку взять медвежонка и вот этот вот человек согласится, потому что медвежонок понравится.)

Итак, мы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в произведении, опираясь на его название. Теперь проверим наши предположения.

Сейчас нам с вами предстоит знакомство с новым писателем, его имя – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. (портрет на доску)

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк –известный русский писатель, автор рассказов и сказок о животных.

Родился он в далеком Зауралье, учился в духовных учебных заведениях, но стать священником не захотел. Поступил на ветеринарное отделение, затем ушел на юридический факультет университета, но образование так и не закончил: не было денег. А писательский талант был – и под вымышленным именем Сибиряк в журналах стали появляться первые произведения писателя для взрослых и детей.

Свои детские сказки Д. Мамин-Сибиряк сначала рассказывал больной дочери Аленушке. А потом вышел его сборник «Аленушкины сказки». Дмитрий Наркисович писал: «Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное».

Прошло более ста лет, а писателя помнят, читают его книги.

Начинаем читать 1 часть этого рассказа.

Учитель читает вместе с ребятами, делает необходимые комментарии по ходу чтения.

Барин – обращение к богатому, знатному человеку.

- Ребята, а кто знает, кто такой кучер?

Кучер – это человек, управляющий лошадьми.

Уездный город в конце 19 - начала 20 века – это то же, что сейчас у нас районный центр – т.е. небольшой город.

«Мои гимназисты» - кто это может быть? (очевидно, дети рассказчика, которые учатся в гимназии.)

Итак, мы с вами закончили читать 1-ю часть.

- Подтвердились наши предположения, что это медвежонок?

(подтвердились)

- О чём идёт речь в рассказе?

(О медведе, его жизни дома у героя)

- Что вы узнали о герое-рассказчике? Кто он?

(рассказчиком является автор, потому что тут сказано: «он заснул у меня на руках». Получается, что рассказ ведется от лица автора и автор здесь барин.)

- Откуда у барина взялся медвежонок?

(ему предложили взять медвежонка кучер Андрей)

- Откуда принес кучер Андрей медвежонка?

(От соседей! А соседям принес охотник)

Совершенно верно.

А сейчас я попрошу вас взять в руки карандаши и найти в тексте (подчеркнуть) описание медвежонка. Какими словами рассказчик говорит о медвежонке, как его характеризуют другие люди?

(славный, забавный, не больше рукавицы, смешно переваливается, милые синие глазенки, трёх недель нежность) – вывешиваю на доску карточки

А теперь я попрошу найти слова, указывающие на отношение рассказчика к медвежонку.

(Хорошее, ласковое)

- Посмотрите, какой медвежонок славный, какой он забавный, можно сказать что к нему  испытывается нежность? А еще какое чувство?

(чувство любви)

- В конце 1 части прямо говорится о том, что окружающие любуются медвежонком.

А сейчас вы самостоятельно про себя прочитаете 2 часть. Обратите внимание, изменится ли отношение автора к медвежонку?

(чтение про себя)

Прочитали. Ребята, изменилось ли отношение автора к медвежонку?

Докажите это словами из текста.

(когда рассказчик был разбужен во второй раз, он уже называет медвежонка «упрямый зверь», а в конце 2-ой  части читаем: «эта возня начинала мне надоедать»)

- Найдите и прочитайте, что больше всего занимало зверя?

(грызть дерево, везде лезть)

- Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью?

- А Медведко приживётся в доме?

(Я думаю, рассказчик избавится от медвежонка, потому что он ночью не давал спать.)

А сейчас мы с вами будем читать вслух 3 часть.

Итак, мы с вами прочитали 3 часть.

- Ребята, что же здесь произошло? Удалось ли выспаться рассказчику?

(Рассказчику выспаться не удалось, потому что медвежонок везде устраивал шум.)

- А что конкретно случилось?

(сначала медвежонок подрался с собакой, затем, его поместили в комнату к гимназистам. На письменном столе стояли принадлежности, которые он скинул.)

- Какими здесь словами называют медвежонка?

(«Разбойник»)

- А как кухарка называла медвежонка?

(«поганый зверь»)

Вывешиваю на доску карточки

Ну что ж, хорошо, а сейчас мы с вами будем читать 4 часть. (читает учитель)

Ребята, а вы знаете что обозначает слово «раскаиваться» - это значит признать свою вину, понять, что совершил ошибку.

Вы обратили внимание, что знакомый рассказчика повторяет его ошибку. Какую? (берёт для развлечения, чтобы порадовать детей)

- Почему счастье рассказчика продолжалось недолго?

(знакомый возвратил медвежонка на другой же день)

- Ребята, а вы догадались, почему Медведко попал к нашему рассказчику?

( потому что он везде хулиганил и от него избавлялись)

- Ребята, вам понравился Медведко?

- В какой момент вы догадались, что он не приживётся в доме?

Обратите внимание на доску. Посмотрите ещё раз на слова, которыми называют медвежонка.

(забавный, живая рукавица, милый, как маленький ребёнок, маленький увалень) упрямый зверь, маленький гость, маленький квартирант, беспокойный гость, разбойник, поганый зверь)

- Прочитайте подряд все названия, понаблюдайте, как меняется отношение к медвежонку?

(Сначала медвежонок был милый, ласковый. В 3 части уже разбойник, зверина, поганый зверь…)

- Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли назвать его злым, жестоким по отношению к животным?

А сейчас ещё раз обратимся с вами к иллюстрации и заглавию.

- Озвучьте иллюстрацию словами из текста.

- Как вы думаете, почему автор выбрал такое заглавие: не «Медведь», не «Медвежонок», а «Медведко»? (Детские и юношеские годы Д. Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там  называют медведко. Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём – трогательность, мягкость, доброта.)

-Как вы считаете, чему учит нас этот рассказ?

Медведь, это зверь, а зверь должен быть, по крайней мере, в лесу.

Прежде чем взять животное домой, надо хорошо подумать.

Подготовить пересказ от лица кучера Андрея, или кухарки, или одного из гимназистов.

Урок окончен. До свидания!

Приветствуют.

Ответы учащихся

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Читают.

Отвечают на вопросы.

Ответы учащихся


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60009. Огляд технологій Веб 2.0. Веб-спільноти. Спільна робота з документами. Соціальні сервіси збереження мультимедійних ресурсів. Вікі-технології 1.13 MB
  Тема розробки є актуальною, тому що потік нових інформаційних технологій все більше проникає у наше життя. Зявляються послуги, побудовані на сервісах Інтернету, використання різноманітних інтерактивних технологій вже не тільки дань моді, а й серйозна конкурентна перевага.
60010. Створення сайту в системі ucoz 2.8 MB
  Хочу поділитися власним досвідом щодо створення сайту в інтернеті. Ввести адресу сайту який Ви створюєте. Вибрати дизайн сайту і записати його назву.
60011. Не можеш ти своїм життям до себе дорівнятись… 42.5 KB
  Результат Створення презентацій Реальний світ Лісової пісні Міфологічний світ Лісової пісні та буклету Філософські проблеми Лісової пісні. Ресурси Комп’ютер з мережею Інтернет Мета вебквеста: визначити коло філософських проблем що постають перед читачем Лісової пісні Лесі Українки...
60013. Great Britain 68 KB
  I think you know it is situated on the British Isles lying off the north-west of Europe. Four countries form the UK. They are Scotland, England, Wales and Northern Ireland.
60015. Time is money. Время деньги 456 KB
  These are our things. These are our books, textbooks, and dictionaries. And those are his things. Those are his pens and notebooks.
60017. Women’s rights 2.14 MB
  Talk about women’s rights discuss the situations according to the topic give the advice use the expression to agree or disagree read the text in order to identify and extract information from read the text to obtain general and specific information...