61838

У каждого – своё место в природе (Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: образовательные: знакомство обучаемых с творчеством Д. Мамина-Сибиряка (на примере рассказа «Медведко») учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям учить выделять главную мысль произведения; совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения...

Русский

2014-06-02

31.51 KB

7 чел.

5fan_ru_61838_e1b8ecf1b1982a00bd1a6c0bb7171ffc.html

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

                             Конспект

пробного урока

по чтению

                             в 3 «А» классе МОУ СОШ №9

                             у учителя

                             Змачинской Ольги Вячеславовны

                             на 27 февраля 2013 г.

                             студентки 432 группы

                             Бакулиной Ирины Сергеевны.

г. Серпухов

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

                             Конспект

пробного урока

по чтению

                             в 3 «А» классе МОУ СОШ №9

                             у учителя

                             Змачинской Ольги Вячеславовны

                             на 27 февраля 2013 г.

                             студентки 432 группы

                             Бакулиной Ирины Сергеевны.

                            

                                           Подпись учителя:

   

Подпись методиста:

       

  Оценка за подготовку:

 

                                          Оценка за проведение:

                           г. Серпухов

Дата: 27.02.13      Ф.И.О. студента: Бакулина Ирина Сергеевна

Класс: 3 «А»

Тема: У каждого – своё место в природе (Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Цели:  

- образовательные:  -  знакомство  обучаемых с творчеством Д. Мамина-Сибиряка (на примере рассказа  «Медведко»)

-учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям

-учить выделять главную мысль произведения;

-совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения;

- развивающие:  - развивать литературную речь, умение соотносить текст и заглавие, развивать внимание, память, творческое воображение;

- воспитательные: - способствовать формированию интереса к чтению, воспитывать любовь к природе, к животным

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1.  для учителя – учебник, наглядность, конспект.
  2.  для учащихся – учебник.

Литература:

1) Бунеева Е. В., Чиндилова О. В., Яковлева М. А. Уроки литературного чтения по учебнику «В одном счастливом детстве» в 3 классе. Издательство «Баласс», 2009г.

2) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Литературное чтение 3 класс, «В одном счастливом детстве» ч.2. Издательство «Баласс», 2009, стр.77-81.

Ход урока

Этапы, время

Содержание

Анализ урока

I.Орг.момент

М.ц: организовать учащихся на работу.

II. Подготовка к первичному восприятию.

М.ц.: подготовить класс к работе

III. Сообщение темы.

М.ц.: сообщить тему занятия.

IV. Подготовка к первичному восприятию

V.  Работа с рассказом  до чтения.

М.ц.: подготовить к восприятию текста.

VI.Работа с текстом во время чтения.

М.ц.: познакомить с содержанием рассказа

  1.  Чтение и анализ 1-й части

  1.  Чтение и аналз 2-й части

  1.  Чтение и анализ 3-й части

  1.  Чтение и анализ 4-й части

VII. Работа с текстом после чтения

М.ц.: выяснить, как учащиеся восприняли новое произведение.

VIII. Итог урока.

М.ц.: повторить полученные на уроке знания.

VIII. Домашнее задание.

М.ц.: дать д/з.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Ирина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок чтения.

На доске записано предложение: «Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок».

Обратите внимание на доску. Вы должны вычитать из этого предложения всю информацию: фактическую и подтекстовую.

Фактическая информация: речь идёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад жизни.

Подтекстовая информация: зверь сначала людям нравился, но теперь «милым» его называют с иронией; очевидно, он плохо вёл себя, очень осложнял всем жизнь; возможно, он был дикий, не приспособленный к жизни в доме, или плохо воспитанный.

(У людей в доме жил зверь. Сначала, когда зверь только появился, он всем понравился, потому что был очень милый. Но потом всё изменилось: зверь нарушил весь уклад жизни в доме, всё пошло не так, и людям было нелегко. С трудом удалось от зверя избавиться, тогда все почувствовали себя свободно и жизнь снова наладилась.)

- Вся эта информация содержится в предложении.

Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о животном.

Догадайтесь, о ком мы будем читать.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(медведь)

-Каким вы представляете медвежонка?

(маленьким, игривым)

А теперь открываем учебник на стр.77, рассмотрим иллюстрацию и прочитаем название рассказа и фамилию автора.

Итак, сегодня мы будем работать над рассказом Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Медведко»

- Объясните слово «Медведко».

(Медведко – это какой-нибудь медвежонок, потому что в этом слове корень - «медвед». Это ласковое название медвежонка.)

- Как вы думаете, а что будет происходить в этом рассказе?

(Будут происходить какие-то события с тем, у кого эта кличка.)

- Какие предположения о содержании рассказа вы можете высказать, если я вам скажу, что предложение по которому мы составляли рассказ, взято именно из произведения Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»

(Я думаю, что мужчина нашел маленького медвежонка и потом начал его кормить и воспитывать у себя дома, приручать.

А может, кто-то предложил какому-то человеку взять медвежонка и вот этот вот человек согласится, потому что медвежонок понравится.)

Итак, мы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в произведении, опираясь на его название. Теперь проверим наши предположения.

Сейчас нам с вами предстоит знакомство с новым писателем, его имя – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. (портрет на доску)

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк –известный русский писатель, автор рассказов и сказок о животных.

Родился он в далеком Зауралье, учился в духовных учебных заведениях, но стать священником не захотел. Поступил на ветеринарное отделение, затем ушел на юридический факультет университета, но образование так и не закончил: не было денег. А писательский талант был – и под вымышленным именем Сибиряк в журналах стали появляться первые произведения писателя для взрослых и детей.

Свои детские сказки Д. Мамин-Сибиряк сначала рассказывал больной дочери Аленушке. А потом вышел его сборник «Аленушкины сказки». Дмитрий Наркисович писал: «Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное».

Прошло более ста лет, а писателя помнят, читают его книги.

Начинаем читать 1 часть этого рассказа.

Учитель читает вместе с ребятами, делает необходимые комментарии по ходу чтения.

Барин – обращение к богатому, знатному человеку.

- Ребята, а кто знает, кто такой кучер?

Кучер – это человек, управляющий лошадьми.

Уездный город в конце 19 - начала 20 века – это то же, что сейчас у нас районный центр – т.е. небольшой город.

«Мои гимназисты» - кто это может быть? (очевидно, дети рассказчика, которые учатся в гимназии.)

Итак, мы с вами закончили читать 1-ю часть.

- Подтвердились наши предположения, что это медвежонок?

(подтвердились)

- О чём идёт речь в рассказе?

(О медведе, его жизни дома у героя)

- Что вы узнали о герое-рассказчике? Кто он?

(рассказчиком является автор, потому что тут сказано: «он заснул у меня на руках». Получается, что рассказ ведется от лица автора и автор здесь барин.)

- Откуда у барина взялся медвежонок?

(ему предложили взять медвежонка кучер Андрей)

- Откуда принес кучер Андрей медвежонка?

(От соседей! А соседям принес охотник)

Совершенно верно.

А сейчас я попрошу вас взять в руки карандаши и найти в тексте (подчеркнуть) описание медвежонка. Какими словами рассказчик говорит о медвежонке, как его характеризуют другие люди?

(славный, забавный, не больше рукавицы, смешно переваливается, милые синие глазенки, трёх недель нежность) – вывешиваю на доску карточки

А теперь я попрошу найти слова, указывающие на отношение рассказчика к медвежонку.

(Хорошее, ласковое)

- Посмотрите, какой медвежонок славный, какой он забавный, можно сказать что к нему  испытывается нежность? А еще какое чувство?

(чувство любви)

- В конце 1 части прямо говорится о том, что окружающие любуются медвежонком.

А сейчас вы самостоятельно про себя прочитаете 2 часть. Обратите внимание, изменится ли отношение автора к медвежонку?

(чтение про себя)

Прочитали. Ребята, изменилось ли отношение автора к медвежонку?

Докажите это словами из текста.

(когда рассказчик был разбужен во второй раз, он уже называет медвежонка «упрямый зверь», а в конце 2-ой  части читаем: «эта возня начинала мне надоедать»)

- Найдите и прочитайте, что больше всего занимало зверя?

(грызть дерево, везде лезть)

- Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью?

- А Медведко приживётся в доме?

(Я думаю, рассказчик избавится от медвежонка, потому что он ночью не давал спать.)

А сейчас мы с вами будем читать вслух 3 часть.

Итак, мы с вами прочитали 3 часть.

- Ребята, что же здесь произошло? Удалось ли выспаться рассказчику?

(Рассказчику выспаться не удалось, потому что медвежонок везде устраивал шум.)

- А что конкретно случилось?

(сначала медвежонок подрался с собакой, затем, его поместили в комнату к гимназистам. На письменном столе стояли принадлежности, которые он скинул.)

- Какими здесь словами называют медвежонка?

(«Разбойник»)

- А как кухарка называла медвежонка?

(«поганый зверь»)

Вывешиваю на доску карточки

Ну что ж, хорошо, а сейчас мы с вами будем читать 4 часть. (читает учитель)

Ребята, а вы знаете что обозначает слово «раскаиваться» - это значит признать свою вину, понять, что совершил ошибку.

Вы обратили внимание, что знакомый рассказчика повторяет его ошибку. Какую? (берёт для развлечения, чтобы порадовать детей)

- Почему счастье рассказчика продолжалось недолго?

(знакомый возвратил медвежонка на другой же день)

- Ребята, а вы догадались, почему Медведко попал к нашему рассказчику?

( потому что он везде хулиганил и от него избавлялись)

- Ребята, вам понравился Медведко?

- В какой момент вы догадались, что он не приживётся в доме?

Обратите внимание на доску. Посмотрите ещё раз на слова, которыми называют медвежонка.

(забавный, живая рукавица, милый, как маленький ребёнок, маленький увалень) упрямый зверь, маленький гость, маленький квартирант, беспокойный гость, разбойник, поганый зверь)

- Прочитайте подряд все названия, понаблюдайте, как меняется отношение к медвежонку?

(Сначала медвежонок был милый, ласковый. В 3 части уже разбойник, зверина, поганый зверь…)

- Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли назвать его злым, жестоким по отношению к животным?

А сейчас ещё раз обратимся с вами к иллюстрации и заглавию.

- Озвучьте иллюстрацию словами из текста.

- Как вы думаете, почему автор выбрал такое заглавие: не «Медведь», не «Медвежонок», а «Медведко»? (Детские и юношеские годы Д. Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там  называют медведко. Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём – трогательность, мягкость, доброта.)

-Как вы считаете, чему учит нас этот рассказ?

Медведь, это зверь, а зверь должен быть, по крайней мере, в лесу.

Прежде чем взять животное домой, надо хорошо подумать.

Подготовить пересказ от лица кучера Андрея, или кухарки, или одного из гимназистов.

Урок окончен. До свидания!

Приветствуют.

Ответы учащихся

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Читают.

Отвечают на вопросы.

Ответы учащихся


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55860. Santa’s Little Helper 287 KB
  There are lots of presents in Santa’s sleigh for children around the world. Now they are off! Santa leaves a present for good boys and girls. He eats one mince pie. Then two… three… four! Amy is asleep at home. Santa climbs down the chimney with Amy’s present. But oh dear… he is too fat. He can’t move!
55861. Вибір професії 54.5 KB
  Prior to this lesson your task was to visit my teacher's website and read the materials that would help you in work on the topic of our project. Raise your hands, those who visited the site and looked through the materials. So, what was your homework?
55862. Save our nature 44.5 KB
  Well, you see that there are a lot of problems in our life. Today in our lessons we begin to discuss one of them: “People and nature”. During the lesson we’ll understand the reasons, compare activities in our country and in England and try to find the way out of some problems of our world.
55865. Развитие ситуативной речи 7-9 классы 1.68 MB
  Правила безопасного диалога Мы все дети одной планеты Человек и религия Каждая крупная статья предусматривает после себя три вида заданий: Обсуждаем прочитанное Выполняем задания Выполняем творческие задания.
55866. School in our life 86.5 KB
  After the home, the school is the place where pupils spend a lot of time. School is not only a place of education, it is a place, where pupils develop their personal skills.
55867. SCHOOL LIFE 12.18 MB
  I see that most of you like school and I do hope you go there to get new information. But I think these are not the only reasons why you come to school. Could you tell what you do at school. Look at the screen and make up sentences.
55868. Шкільне життя 131.5 KB
  Мета: ознайомити з новими лексичними одиницями; практикувати навички читання, монологічного мовлення, аудіювання; тренувати учнів у вживанні Future Indefinite Tense. Розвивати пам’ять учнів, виховувати інтерес до різних видів позакласної діяльностіі.