61847

Урок как основная форма организации правового обучения в общеобразовательном учреждении

Лекция

Педагогика и дидактика

Подготовка учителя к проведению урока. Анализ урока. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся в результате которого происходит усвоение учащимися знаний умений и навыков развитие их способностей опыта деятельности общения и отношений а также совершенствование педагогического мастерства педагога. Эффективность урока – степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учетом оптимальности необходимости и...

Русский

2014-06-23

224.5 KB

7 чел.

PAGE  9

Урок как основная форма организации правового обучения в общеобразовательном учреждении.

  1.  Классно – урочная форма (система) обучения: сущность, черты.
  2.  Урок как целостная система. Структура и типология уроков.
  3.  Подготовка учителя к проведению урока. Анализ урока.

1. Классно-урочная форма (система) обучения: сущность, черты. 

Основной формой учебно-воспитательной работы в области права в современной системе общего образования является урок. Но она прошла серьезное испытание временем и доказала свою пригодность к современной системе правового образования.

Урок – это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы, средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития, воспитания в процессе обучения.

 Урок- это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития, учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей  и учащихся в определенный отрезок времени. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все ее дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно- индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства педагога. 

Эффективность урока – степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени.

Учебное занятие по праву (урок) - это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

 Урок по праву условно можно рассматривать с точки зрения интегрированного взаимодействия пяти компонентов:

  •  учитель права;
    •  Знание юриспруденции, основных тенденций современного обучения праву, эрудиция.
    •  Педагогическое и методическое мастерство:
      •  Умения донести сложный юридический материал.
      •  Умения создать благоприятный психологический климат =>мотивация к обучению.
      •  Обладание чувством юмора, умения ответить на любые вопросы.
    •  Речь (ее темп, дикция, интенсивность, образность и эмоциональность, а также юридическая грамматность).
    •  Стиль взаимодействия учителя с учениками:
      •  авторитарный
      •  демократический
      •  либеральный
    •  Внешний вид.
  •  Обучаемые:
    •  Активность и самостоятельность в освоении юридического материала.
    •  Уровень учебных умений и навыков, ценностей.
    •  Навыки сотрудничества и работы а коллективе.
    •  Степень дисциплинированности и организованности.
  •  Юридическое содержание учебных курсов:
    •  Научность юридической информации, ее достоверность.
    •  Доступность (материала определенному адресату)
    •  Актуальность изучаемых правовых понятий и их непосредственная связь с жизнью.
    •  Наличие новизны изучаемой правовой проблемы
    •  Оптимальность объема предложенной юридической информации
  •  Система методов, приемов, средств обучения:

Усвоение информации правового характера осуществляется неодинаково на различных этапах урока:

  •  С 1 по 4 минуту – 60%
  •  С 4 по 23 минуту – 90%
  •  С 23 по 34 минуту – 50%
  •  С 34 по 45 минуту - % падает.

При выборе методических приемов необходимо учитывать:

  •  Лучшее усвоение юридического  материала происходит от 11 часов до 13 часов. Подъем работоспособности наблюдается в субботу, т. к. у учеников на уровне подсознания заложена информация о приближающемся выходном дне.
  •  Наличие и эффективность использования наглядности и технических средств обучения праву.
  •  Уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия.
  •  Эффективность контроля за работой учеников, оценку их деятельности.
  •  Степень эстетического воздействия занятия на учеников.
  •  Цель и результат:
    •  Степень конкретности, четкости, лаконичности поставленных целей (цель должна быть и достижимой).
    •  Степень обучающего, воспитательного и развивающего воздействия занятия по праву на школьников или студентов.

 Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:

  •  учащиеся примерно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который имеет постоянный состав;
  •  класс работает по единому годовому плану и по программе согласно расписанию;
  •  основной единицей занятий является урок;
  •  урок посвящен одному учебному предмету, теме; все учащиеся работают над одним и тем же материалом;
  •  работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает каждого ученика; в конце года он принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Достоинства классно-урочной системы: четкая организационная структура, упрощение управления педагогическим процессом, возможность обучаемых взаимодействовать в процессе обучения, постоянный контакт с учителем, экономичность обучения, последовательность обучения.

Недостатки классно-урочной системы: ориентация на среднего ученика, сложность учета индивидуальных особенностей учащихся, отсутствие общения между учащимися разного возраста.

2. Урок как целостная система. Структура и типология уроков. 

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА

  1.  Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
  2.  Проверка домашнего задания.
  3.  Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
  4.  Постановка цели занятия перед учащимися.
  5.  Организация восприятия и осмысления новой информации.
  6.  Первичная проверка понимания
  7.  Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу.
  8.  Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
  9.  Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
  10.  Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний.
  11.  Домашнее задание к следующему уроку.
  12.  Подведение итогов урока.

ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.

  1.  Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.
  2.  Вся деятельность учителя и ученика должна быть осуществлена с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.
  3.  Наличие многоплановых целей (изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т. д.).
  4.  Постановка и решение познавательных , воспитательных, развивающих задач.
  5.  Деятельностный подход  в обучении.
  6.  Изменение соотношения функций учителя и учащихся в учебной программе.
  7.  Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.
  8.  Оптимизация содержания обучения.
  9.  Комплексный подход к организации учебного процесса.
  10.  Современная структура урока.
  11.  Единство формирования знаний, умений, навыков учащихся.
  12.  Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.
  13.  Оперативная обратная связь.
  14.  Высокий, но посильный темп урока.
  15.  Эмоциональный подъем на уроке.
  16.  Наличие научной организации труда учителя и ученика.
  17.  Наличие благоприятного психологического микроклимата.

Типология урока.

Классический тип:

  •  Вводный урок.
  •  Тренировочный урок.
  •  Контрольный урок.
  •  Урок закрепления умений и навыков.
  •  Урок самостоятельной работы.
  •  Урок с ТСО.
  •  Практическая работа.
  •  Комбинированный урок.
  •  Повторительно-обобщающий урок.

Нетрадиционный тип:

  •  Урок фантазирования.
  •  Урок соревнование.
  •  Турнир.
  •  Диспут
  •  Зачет.
  •  Творческий урок.
  •  Спектакль.
  •  Конкурс.
  •  Конференция.
  •  Игра.
  •  Сказка.
  •  Урок взаимообучения.
  •  КВН.
  •  Аукцион знаний.
  •  Волшебный конверт.
  •  Урок путешествие.
  •  Судебное разбирательство.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Вариант структуры урока, направленного на достижение четких целей:

  •  Организация внимания учащихся;
  •  Информирование их о дидактической цели;
  •  Стимулирование припоминания необходимых знаний и умений;
  •  Предъявление учебного материала, который должен вызвать определенную реакцию;
  •  Стимулирование реакций учащихся;
  •  Обеспечение обратной связи;
  •  Руководство мыслительной деятельностью;
  •  Стимулирование прочности полученных знаний и умений и их переноса;
  •  Оценка действий учащихся.

Технология полного усвоения.

Детальное уточнение целей курса

Составление перечня конкретных результатов обучения

  •  Детальный анализ учебного материала и его дополнительная проработка, при которой материал разбивается на отдельные фрагменты (учебные единицы)
  •  Определение результатов, которые должны быть достигнуты в ходе изучения учебных единиц

Подготовка альтернативных коррекционных учебных материалов по каждому из тестовых вопросов.

Ориентация на такую дополнительную проработку не усвоенного материала, которая отличается от первоначальной и дает возможность ученику подобрать подходящий для него способ работы.

Структура урока изучения нового материала:

  •  первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
  •  указание на то, что учащиеся должны запомнить;
  •  мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
  •  сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
  •  первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
  •  контроль результатов первичного запоминания;
  •  регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
  •  внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
  •  частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  •  сообщение учащимся цели предстоящей работы;
  •  воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
  •  выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
  •  проверка выполнения работ;
  •  обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
  •  задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

  •  постановка цели урока;
  •  повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
  •  проведение проверочных упражнений;
  •  ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
  •  упражнения на их освоение;
  •  упражнения на их закрепление;
  •  тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
  •  упражнения на перенос в сходную ситуацию;
  •  упражнения творческого характера;
  •  итог урока;
  •  задание на дом.

Структура урока повторения:

  •  организация начала урока;
  •  постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
  •  проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
  •  подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
  •  задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

  •  организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
  •  постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
  •  изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
  •  подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
  •  определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

  •  организация начала урока (психологический настрой учащихся);
  •  сообщение темы урока и его задач;
  •  изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
  •  формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
  •  упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
  •  творческое применение знаний и умений;
  •  упражнение по отработке навыков;
  •  домашнее задание;
  •  итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

  •  организационный момент;
  •  вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
  •  выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
  •  проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
  •  формулирование выводов по изученному материалу;
  •  оценка результатов урока;
  •  подведение итогов;
  •  задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

  •  организация начала урока;
  •  проверка домашнего задания, постановка цели урока;
  •  подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
  •  изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
  •  закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
  •  обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
  •  подведение итогов и результатов урока;
  •  задание на дом;
  •  подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Классификация уроков.

По дидактической цели

По методики их проведения

По организации

Урок сообщения нового материала:

  •  Лекция
  •  беседа, рассказ
  •  самостоятельное изучение

урок-лекция

урок-деловая игра

Тренировочный урок

  •  решение задач под руководством учителя
  •  самостоятельные работы
  •  лабораторные работы

Урок-практикум

Урок-соревнование

Урок с дидактической игрой

урок повторения

  •  обобщающая лекция
  •  сообщения учащихся
  •  самостоятельно

Комбинированный урок

Урок-консультация

Урок-дискуссия

Урок проверки знаний

  •  фронтальный опрос
  •  тест
  •  устная или письменная контрольная работа
  •  зачёт
  •  индивидуальная беседа

Урок-зачёт

Урок-семинар

Комбинированный урок – в ходе его проведения сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы и, в частности, работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработка практических умений и навыков и т. д. Тип урока – комбинированный, т.е. в ходе его проведения сочетаются и как бы сливаются (комбинируются) различные цели и виды работы, в частности, работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение пройденной темы, выработка практических умений и навыков.

На комбинированном уроке достигается сразу несколько целей. Этапы урока стабилизированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения большого круга учебно-методических задач.1 Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы учебных заведений. На нем решаются дидактические задачи нескольких типов уроков, таких как, урок изучения нового материала, урок совершенствования ЗУН, урок обобщения и систематизации. Отсюда он и получил название - комбинированный.

Урок контроль знаний, умений, навыков. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения студентами теоретического материала, системы научных понятий курса «Основы права». Сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности студентов, установление диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. Контрольный урок целесообразно проводить после изучения целых разделов, крупных тем. Преподаватель предлагает студентам выполнить письменное задание: решить задачи, выполнить тестовое задание. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности студентов применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности. 2

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно – познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос, письменный опрос, диктанты, изложения, решение задач и примеров и т.д.; зачет, зачетная практическая (лабораторная) работа; экзамен и др. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом.

На уроке контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.

После проведения урока контроля проводится  специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыков учащихся, в организации их учебно- познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.

Методическая подструктура уроков и коррекции обычно выглядит так: вводная объяснительная часть (инструктаж учителя и психологическая подготовка учащихся к выполнению предстоящей работы - решению задач, написанию сочинения, диктанта, творческой работы и т.п.); основная часть – самостоятельная работа учащихся, оперативный контроль, консультации учителя для поддержания у учащихся спокойствия и уверенности в своих силах и в том, что они делают; заключительная часть – ориентировка учащихся в предстоящем изучении нового раздела, темы курса.

Иногда уроки этого типа включают в себя следующие элементы: организационная часть; объяснение задания учителем; ответы на вопросы учащихся; выполнение учащимися задания; сдача выполненного задания (или проверка его выполнения); задания на дом; окончания урока. Все это еще раз подтверждает положение о том, что методическая подструктура должна быть гибкой, подвижной, вариативной.

Функции занятия:

  1.  Познавательная – закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.
  2.  Развивающая – обобщение информации, развитие навыков самостоятельной работы.
  3.  Воспитательная – формирования мировоззрения и убеждения, воспитание самостоятельности, смелости.
  4.  Контрольная – контроль уровня знаний и качества самостоятельной работы.

Классно-урочная форма создает предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности,  воспитания и развития учащихся.

Иные формы организации правового обучения: экскурсия; кружковая работа; исследовательские группы; выставки; клубы; олимпиады и т. п. Экскурсия – это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

  1.  Реализует принцип наглядности обучения;
  2.  Повышает научность обучения и укрепляется его связь с жизнью и с практикой;
  3.  Расширяет кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний;
  4.  Играют значительную роль в профессиональной работе.

В зависимости от дидактической цели экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала, сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении изученного.

Внеклассная и кружковая работа  по праву строится с учетом необходимости повышения интереса к общественным дисциплинам. Преподаватели систематически проводят предметные викторины, КВНы, интеллектуальные игры, в подготовке и проведении которых принимают участие самих   детей. Ежегодно проводятся предметные олимпиады, победители которых участвуют в городских олимпиадах. Эффективными остаются традиционные предметные недели.

  1.  Подготовка учителя к проведению урока. Анализ урока.

Этапы планирования урока и подготовки учителя к нему

  •  Разработка системы уроков по теме или разделу.
  •  Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
  •  Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
  •  Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
  •  Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
  •  Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
  •  Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в стандартных ситуациях.
  •  Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
  •  Проверка оборудования и технических средств обучения.
  •  Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
  •  Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
  •  Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
  •  Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.
  •  Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.
  •  Продумывание форм подведения итогов урока.
  •  Планирование внеклассной работы по данной теме.

Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями

Требование к уроку.

Дидактические требования к современному уроку:

  •  четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  •  определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  •  прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  •  выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  •  реализация на уроке всех дидактических принципов;
  •  создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

  1.  Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  2.  Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  3.  Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

  1.  Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

  1.  Особенности самоорганизации учителя:

подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

педагогический такт (случаи проявления);

психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

  1.  Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

использование установок в форме убеждения, внушения;

планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

  1.  Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

  1.  Закрепление результатов работы:

формирование навыков путем упражнений;

обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

  1.  отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
  2.  возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  1.  планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  2.  проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  3.  дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

  1.  температурный режим;
  2.  физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  3.  освещение;
  4.  предупреждение утомления и переутомления;
  5.  чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  6.  своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  7.  соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  8.  соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

  1.  урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  2.  темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  3.  необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  4.  доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  5.  по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  6.  обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы; учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

Памятка для составления тематического планирования.

Общие вопросы плана:

1 - дата;2 - номер урока по теме;3 - тема урока;

4 - тип урока;

5 - триединая задача урока;

6 - методы обучения;

7 - повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся;

8 - виды контроля знаний и обратной связи;

9 - планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке.

Частные вопросы, решаемые на уроке:

1 - реализация воспитательного потенциала урока;

2 - осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой;

3 - дидактические средства урока;

4 - самостоятельная работа учащихся на уроке;

5 - методы закрепления пройденного на уроке;

6 - домашнее задание (репродуктивного характера и творческое

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И САМОАНАЛИЗУ УРОКА - как средство управления проектированием процесса обучения. Анализ урока -  это прежде всего школа педагогического мастерства для учителя.

ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА

1 - краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

2 - структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 - системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;

4 - полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;

5 - структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 - комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 - психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку(обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 - дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 - аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока:

  •  реализация учителем триединой задачи урока;
  •  использование развивающих методов на уроке;
  •  изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;
  •  пути развития познавательного интереса;
  •  формирование общеучебных методов и навыков у школьников;
  •  проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;
  •  организация проблемного обучения на уроке и т.п.;

10 - комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

Примерная схема комплексного анализа проблемно - развивающего урока.

  •  готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя);
  •  внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку;
  •  организационные действия учителя (при необходимости);
  •  планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
  •  какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);
  •  применение проблемных методов в учении школьников;
  •  соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;
  •  объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;
  •  учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития;
  •  подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения;
  •  постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;
  •  владение учителем способами создания проблемных ситуаций;
  •  соблюдение правил постановки учебной проблемы;
  •  использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним;
  •  соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;
  •  формирование специальных и общих учебных умений учащихся;
  •  наличие у учащихся познавательских умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения;
  •  умения учащихся осуществлять логические операции;
  •  развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает);
  •  затруднения возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;
  •  соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе учащихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);
  •  учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий;
  •  что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления.

Алгоритм анализа урока.

  1.  Характеристика класса

межличностные отношения

характеристика развития психологических свойств

недостатки биологического, психологического развития

  1.  Анализ внешних связей урока (устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущим и по-следующим уроками)
  2.  Характеристика триединой цели урока (ТЦУ) с опорой на характеристику класса, чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.
  3.  Характеристика замысла урока (план): что собой представляет содержание учебного материала (СУМ); как будут усваивать СУМ ученики, т.е. каковы методы обучения (МО) и формы организации познавательной деятельности (ФОПД); какую часть материала они могут усвоить сами (МО, ФОПД); какая часть материала потребует помощи учителя при его усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие аспекты ТЦУ.

Как был построен урок, исходя из его замысла? Морфологический аспект самоанализа: характеристика учебно-воспитательных моментов (УВМ) и их учебно-воспитательных задач (УВЗ); объединение УВМ в этапы; выделение УВМ, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.

Структурный аспект самоанализа: подробный анализ микроструктуры тех УВМ, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока (КРУ); анализ соответствия в рамках этих учебно-воспитательных моментов УВЗ, СУМ, МО, ФОПД (доказательство оптимальности выбора); анализ осуществляется через все три аспекта УВЗ.

Функциональный аспект анализа; на основе установленных способов взаимодействия СУМ, МО, ФОПД определяется механизм формирования КРУ; определяется, насколько структура урока соответствовала ТЦУ, замыслу урока, возможностям классного коллектива; уясняется, каким образом осуществление модели урока, действия учителя и учащихся повлияли на характер КРРУ (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся); анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока (КРУ).

Аспект оценки КРУ: оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке, определение разрыва между ТЦУ и КРУ; сравнение причин этого разрыва; оценка достижения воспитывающего и развивающего аспекта ТЦУ; выводы и самооценка урока.

Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока)3

Общие сведения:

  •  школа, класс, дата проведения урока;
  •  тема урока, задачи урока.

Оборудование урока:

  •  какие средства обучения использовал учитель;
  •  подготовлены ли наглядные пособия и технические средства4
  •  как подготовлена классная доска к уроку;

Содержание урока:

  •  соответствует ли содержание программе, задачам урока;
  •  проведена ли его дидактическая обработка;
  •  формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
  •  с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
  •  как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
  •  какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
  •  как осуществлялись межпредметные связи;
  •  соблюдались ли внутрипредметные связи;
  •  способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока:

  •  какой тип урока избран, его целесообразность;
  •  место урока в системе уроков по данному разделу;
  •  как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
  •  каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
  •  соответствие структуры урока данному типу;
  •  как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения:

  •  принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
  •  в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
  •  как реализовывался принцип доступности обучения;
  •  с какой целью использовался каждый вид наглядности;
  •  как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;
  •  как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;
  •  в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
  •  какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
  •  как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
  •  как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения:

  •  в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
  •  какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
  •  какие методы способствовали активизации учения школьников;
  •  как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся.
  •  какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке:

  •  как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
  •  как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
  •  осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
  •  как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
  •  правильно ли оценивались знания и умения учащихся;
  •  как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы);
  •  какие приемы использовал учитель для организации учащихся;
  •  как подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя:

  •  умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
  •  показ учащимся рациональных способов учебной работы;
  •  определение объема учебного материала на урок;
  •  поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения(демократичный или авторитарный), объективность;
  •  роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся:

  •  организованность и активность на разных этапах урока;
  •  адекватность эмоционального отклика;
  •  методы и приемы работы, уровень их сформированности;
  •  отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
  •  уровень усвоения основных знаний и умений;
  •  наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока:

  •  выполнение плана урока;
  •  мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
  •  уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

1-й - усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

2-й - применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й - применение в новой ситуации, т.е. творческое;

  •  общая оценка результатов и эффективности урока;
  •  рекомендации по улучшению качества урока.

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ И АНАЛИЗА УРОКА

I

Основные части

Методы деятельности

Используемые

содержания урока

учителя

ученика

пособия

II

Особенности ведения урока учителем

Чему научились учащиеся

Что нужно улучшить

на уроке

III

Виды контроля

Что контролируется

Формы и приемы контроля

Выводы

по контролю

IV

Деятельность

учителя

Мотивы поведения и состояния учащихся

Имеющиеся недостатки

Пути устранения недостатков

V

Время и структурные

Деятельность

Замечания

звенья урока

учителя

учителя

по уроку

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОКА

Школа ________________

Проверяющий _____________________________________________

Дата ____________Класс __________

Учащихся в классе_________ На уроке _______________

Ф.И.О. учителя ____________________________________________

Предмет ________________

Тема _________________________________________________________________

Требования к деятельности

Оценка

Требования к работе

Оценка

учителя

хор

уд

неуд

учащихся

хор

уд

неуд

  1.  Начало урока
  2.  Повторение и проверка заданий
  3.  Теоретический уровень изложения

а) научность

б) логичность

в) систематичность

г) последовательность

д) доступность

  1.  Раскрытие темы

Отбор материала

Организация внимания учащихся

Воспитательная сторона урока

Использование ТСО, наглядности дидактического материала

Индивидуальный подход

Эмоциональность рассказа

Педагогический такт

Речь

Расчет времени

Организация самостоятельной работы

Объективность

Домашнее задание

Предложения и советы

мнение учителя проводившего урок

 

 

 

  1.  Внимание учащихся на различных этапах:

в начале

в конце

  1.  Активность учащихся

при опросе

при изучении

при закреплении

  1.  Интерес к теме

Прочность знаний

умений

навыков

  1.  Самостоятельность суждений

Отношение к учителю

Культура труда

Речь

Вопросы к учителю

Самоконтроль

Дисциплина:

а) готовность к уроку

б) во время урока

в) во время самостоятельной работы

г) во время объяснения

д) во время дачи домашнего задания

е) реакция на звонок

 

 

 

1 Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пос. для ВУЗов – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2001

2 Е.А. Певцов Теория и методика обучения праву: Учеб. Для студентов ВУЗов.- М.: изд. ВЛАДОС, 2003. – 400с.

3 Анализ урока/ http://yesnet.purpe.ru/youngteach/analiz.htm


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17047. Створення і виконання командних файлів 58.5 KB
  Практична робота №12 Тема: Створення і виконання командних файлів. Мета: Навчитися створювати командні файли. Устаткування: ПК. Операційна система Windows. Індивідуальне завдання Створити командний файл який чистить екран; висновок поточний час; виводить поточну д
17048. Створення і запуск програми на асемблері 50.5 KB
  Практична робота №18 Тема: Створення і запуск програми на асемблері Мета: Навчитися створювати і запускати прості програми на асемблері. Устаткування: ПК. Програма Turbo Assembler 5.0. Правила ТБ. Методичні рекомендації. masm model small .data message db 'Hello wo...
17049. Програмування арифметичних дій на асемблері 163.5 KB
  Практична робота №20 Тема: Програмування арифметичних дій Мета: Навчитися резервувати і ініціалізувати пам'ять під програми на асемблері. Устаткування: ПК. Програма Turbo Assembler 5.0. Правила ТБ. Методичні рекомендації. Індивідуальне завдання Прикл
17050. Використання редактора реєстру Windows XP 94.5 KB
  Практична робота №14 Тема: Використання редактора реєстру. Мета: Ознайомитися з редактором реєстру Windows XP навчитися здійснювати пошук інформації в реєстрі а також здійснювати зміни в реєстрі. Устаткування: ПК. Операційна система Windows. Індивідуальне завдання ...
17051. Основні прийоми роботи в середовищі Windows 976 KB
  Практична робота №1 Тема: Основні прийоми роботи в середовищі Windows. Мета: вивчити структуру робочого столу і властивості основних об'єктів. Призначення: ознайомитися з основними об'єктами робочого столу теками Мій комп'ютер Мережеве оточення Корзина і пане
17052. Настройка операційної системи Windows 576.5 KB
  Практична робота №2 Тема. Настройка операційної системи Windows. Мета: придбати уміння і навик виконання операцій настройки основних засобів управління і елементів оформлення робочого столу за допомогою ОС Windows. Призначення: оволодіння засобами виконання основних оп
17053. Робота з вікнами. Вивчення прийомів роботи з обєктами 949 KB
  Практична робота №3 Тема: Робота з вікнами. Вивчення прийомів роботи з обєктами. Мета: ознайомитися із структурою стандартного вікна ОС Windows прийомами роботи з одним і декількома вікнами. Навчитися прийомам роботи з обєктами. Устаткування: ПК. Операційна система Win...
17054. Управління теками, файлами і ярликами 470.5 KB
  Практична робота №4 Тема: Управління теками файлами і ярликами Мета: придбати уміння і навик роботи з теками і файлами а також створення ярликів до них. Призначення: оволодіння прийомами створення і перейменування тек копіювання переміщення видалення і відновленн...
17055. Використовування програми «Провідник» 479.5 KB
  Практична робота №5 Тема: Використовування програми Провідник Мета: придбати уміння і навик роботи з програмою Провідник. Призначення: оволодіння засобами програми Провідник забезпечить закріплення навиків придбаних при виконанні попередньої роботи і сп