61848

Великие географические открытия. Открытия европейцев и создание новых колониальных государств

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В ходе раскрытия темы урока учитель используя как традиционные активные и интерактивные методы обучения дает возможность осмыслить учащимся причины и предпосылки великих географических открытий пройти путь первооткрывателей новых континентов и земель вместе...

Русский

2014-06-02

1.89 MB

11 чел.

АРТЁМОВСКАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА І-ІІІ  СТУПЕНЕЙ №24

С  УГЛУБЛЁННЫМ  ИЗУЧЕНИЕМ  ОТДЕЛЬНЫХ  ПРЕДМЕТОВ И КУРСОВ

АРТЁМОВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ОТКРЫТИЕ  ЕВРОПЕЙЦЕВ  И  СОЗДАНИЕ  НОВЫХ  КОЛОНИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ

(8 КЛАСС)

ЛЕОНОВА ЛАРИСА  АЛЕКСАНДРОВНА

Методический анализ

Актуальность темы «Великие географические открытия» в том, что  она дает возможность раскрыть не простой период в жизни общества при переходе от Средневековья к Новому времени. Раскрываются  предпосылки, которые формируются в эпоху новых великих открытий в науке и технике, в развитии новых торговых отношений.

В ходе раскрытия темы урока учитель используя, как традиционные, активные и интерактивные методы обучения, дает возможность осмыслить учащимся причины и предпосылки великих географических открытий, пройти путь первооткрывателей новых континентов и земель вместе с выдающимися мореплавателями Португалии и Испании, решить проблему, почему именно представители этих государств Европы, а не других.

Решение поставленных целей  урока осуществляется на применении  анализа знаний предыдущего исторического материала, построения исторической логической цепочки и умении делать выводы. Работая с учащимися,  учитель использует метод «Микрофон», «Мозговой штурм», «Круг средних размеров» использует элементы проблемного решения вопросов и дискуссии дает возможность во время использовать учащимися дополнительный материал изучений по теме путем самообразования.

Во время работы на уроке учитель использует элементы интеграции с литературой, географией, работает с картой, контурной картой, использует умения учащихся составлять сравнительную таблицу, работает с учебником, памятками, хронологией, первоисточниками.

На уроке учитель формирует познавательные, информационные, коммуникабельные и жизненные компетенции, а также использует как форму изучения материала путешествие  на каравелле с элементами инсценирования. За основу работы на уроке взят учителем кооперативный метод обучения (работа в группах), который дает возможность вовлечь ребят в поиск, исследование вопроса, дискуссию, активизировать работу  на уроке так и во внеурочное время по определенной теме.

Литература

  1.  Подоляк Н.Г. Всемирная история 8 класс -  К.:Генеза, 2008
  2.  Мельник И. Вдохновитель великих открытий: [текст]: статья/И.Мельник //Вокруг света.- 2004.-№4
  3.  География. Детская энциклопедия.-Х.: Фолио,2006
  4.  Великий  довідник  школяра 5-11класи.- Х.: Школа,2003
  5.  Великі мандрівники /уклад. В.Маркова.- Х:Промінь,2004.


Тема 1. Великие географические открытия

Урок 1. Открытия европейцев и создание новых колониальных  государств.

Цель: определить причины Великих географических открытий, раскрыть особенности развития мореплавания в Португалии и Испании, проследить за маршрутами экспедиций; развивать умения работать с исторической картой, составлять таблицу, сравнивать, делать выводы; создать условия для развития логического мышления, формировать способности практически анализировать прошлое на основе самостоятельно  изученной литературы, развивать творческие способности; формировать познавательные, информационные и коммуникативные, жизненные компетентности, интерес к историческому прошлому народов мира.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков (урок-путешествие, с элементами театрализации).

Ожидаемые результаты:

  •  Учащиеся знакомятся с государствами участницами Великих географических открытий;
  •  Показывают на карте основные маршруты европейцев, открытия, новые торговые пути, центры;
  •  Раскрывают и дают оценку деятельности Х.Колумба, Васко да Гама, Ф.Магеллана;
  •  Сравнивают уровень жизни народов Европы и стран Нового Света.

Основные понятия:

Великие географические открытия, кругосветное путешествие, экспедиция, Ост-Индия, Вест-Индия.

Основные даты и события

12 октября 1492 – открытие Америки Христофором Колумбом

1498г – открытие морского пути в Индию Васко да Гаммою

1519-1522гг – первое кругосветное плавание Фернан  Магеллана

Оборудование:

Карта «Великие географические открытия», атлас по истории Нового времени.

Учебник Н.Г. Подоляк Всемирная история. Новое время (конец ХV – XVIIIв), портреты великих мореплавателей, документы, раздаточный материал, черный ящик, рабочая тетрадь.

Личности в истории:

Христофор Колумб, Васка да Гама, Фернан Магеллан


«Золото – это само совершенство.

Золото создает сокровища и тот, кто владеет ним,

может создать все, что схочет, и способен даже вводить души

людей в рай..»

(из письма Х.Колумба к испанскому королю)

Ход урока

  1.  Организационный  момент (3 мин.)
  2.  Мотивация учебной деятельности (7 мин.)

Учитель: Внимание! Черный ящик! (под музыкальную заставку из игры «Что? Где? Когда?» ученик  вносит в класс «черный ящик»)

Учитель: Уважаемые знатоки!

В черном ящике лежат три вещи, которые Х.Колумб  привез из Нового Света. Что это?

(ученики методом «Микрофон» высказывают свои варианты)

Учитель: Вы имеете право на три подсказки: ( в ходе беседы по мере необходимости учитель озвучивает приведенные ниже подсказки)

1.Мяч

2.Картофель        на доске

3.Кукуруза

(информация):

1) вещь сделанная из «эль фо бланко» или белого золота привезли в подарок испанской королеве, но она не оценила этот дар. Зато современные мужчины его очень ценят.

2) Европейские дамы почитали его пригодным лишь на букет. Петр І увидел в нем «второй хлеб» в России.

3) Ее Колумб назвал «индийским зерном», кормом скоту, а мы ценим ее достоинства при походе в кино.

Учитель: Так о чем, как вы думаете, пойдет речь сегодня на уроке?

(ученики формируют тему урока)

Учитель: Верно. Наша тема «Великие географические открытия» (конец ХV – XVIII в.)

(тема написана на доске, ученики записывают в тетрадь)

Вводим понятие «Великие географические  открытия» - это период конца ХV –  начала XVI ст. во время которого европейцы познакомились с новыми  землями, народами, цивилизациями благодаря быстрым и мужественным мореплавателям.

Учитель: действительно сегодня на уроке пойдет о событиях, вписанных золотыми буквами в историю человечества. И чтобы вы хотели узнать о них?

Ученики: (формулируют цель урока)

Мы должны выяснить почему начались Великие географические открытия и кто эти люди, которые ценой жизни   осуществили их.

III.Изучение нового материала (25 мин)

План

1. Причины Великих географических открытий

2. Морские походы португальцев и испанцев

А). Открытие Христофором Колумбом Нового Света

Б)  Путешествие Васко да Гамы

В)  Первое кругосветное путешествие

I.  Причины Великих географических открытий

Учитель: Эпоха Великих географических открытий начинается после издания дорожных записок итальянского путешественника ХIII-XIVв. Марко Поло, который 17 лет жил в Индии, Китае. Благодаря ему Европа узнала подробности из жизни загадочной родины пряностей, шелка, драгоценных камней. Записки Марко Поло вызвали у  европейцев  шок. Почему? Что заинтересовало Европу?

(на каждой парте документы)

(работают три группы). Метод «Круг средних размеров»

І-я  группа  -   Документ Марко Поло об Индии

«Золото, скажу вам, у них видимо, невидимо; особенно много его здесь, и не вывозят его оттуда…»

Сказать по - правде, дворец там большой и покрыт чистым золотом… Еще скажу вам, что пол в спальнях,- а их там много, также покрыт чистым золотом в два пальца толщиной; и все во дворце и зал, и окна – отделаны золотом. И жемчуга здесь тоже очень много, он розовый и очень красивый, круглый и большой…»

Вопросы:

1.О чем идет речь в данном отрывке произведения?

2.На что обращает внимание автор?

3.Что могло заинтересовать?

Учитель:

В конце ХV ст. В странах Западной Европы увеличилось производство товаров и расширилась торговля. Возросла потребность в деньгах и драгоценных металлах, которых в Европе было мало. Многие европейцы считали, что «золото – это само совершенство, которое создает сокровища…», поэтому начали снаряжать для поиска золота первые экспедиции в далекие края.

ІІ  группа  - работает с документом «О начале европейской торговли с Востоком»

Торговля средиземноморского побережья (Европы) с Востоком, начавшаяся, правда, в очень скромных размерах ещё до крестовых походов и очень усилившаяся к концу крестовых походов, отдала в руки итальянских торговых городов - Венеции, Генуи, Пизы, Амальфи - главные выгоды ввоза в Европу товаров, шедших с Востока. В XIV и XV вв. эти города вершили золотые дела, отправляя своих агентов к берегам Сирии, Египта, Малой Азии, в Константинополь и дальше в Черное и Азовское моря,..

.. .Приход турок-османов и захват ими Малой Азии, Сирии, Египта, всей Северной Африки, а также всего Балканского полуострова...отрезал Европу от восточных рынков, откуда прежде получались индийские товары, и тем самым заставил приморские страны искать непосредственного, независимого от турок морского пути в Индию. ...Взялись за такую экспедицию нации, населяющие именно приокеанское побережье, - Испанию и Португалию.

Тарле Е.В. Очерки истории колониальной политики. - М.Л. 1965. -С. 25-27.

Вопрос. Почему в средние века и в начале нового времени водные (речные и морские) пути играли первостепенную роль в развитии международной торговли?

Вопрос: почему в средние века и в начале нового времени водные(речные и морские) пути играли  первостепенную роль в развитии международной торговли?

3  группа    .- работает с документом «Записки венецианского  банкира»

«…Пряности, которые пребывают в Венецию, проходят через всю Сирию и через все страны султана, и везде платят огромные налоги и также в Венеции  платят невозможные налоги. Вследствие  этого при переводе через страну султана в Венецию потери настолько велики, что то  что стоило один дукат, возрастает в цене до  100 дукатов».

Вопросы:

1.О чем говорится в документе

2.Почему европейцы не могли свободно вести торговлю со странами Востока? Кто им мешал?

(захват турками стран Ближнего Востока, особенно Византии, контроль торговых путей через Константинополь – как центр торговли).

На  этом  этапе урока в учащихся формируются информационные, познавательные  компетенции.

Проблемные вопросы классу:

1.Как вы думаете, что необходимо было искать европейцам, чтобы избавиться от контроля, турков и арабов?(новые пути)

2. Что необходимо было приобрести европейцам, по вашему мнению для  достижения этой цели.

(знания из астрономии, математики, географии компас), кораблестроения и т.д.)

Учитель: именно все это в кратчайший срок и удалось решить Португалии и Испании.

Таким образом, работая с документами, приходим к истине причин Великих Географических открытий (предлагаем ученикам записать в тетрадь).

І . Причины Великих Географических открытий

Причины и предпосылки Великих Географических открытий

1. Торгово-экономические (потребность в драгоценных металлах в Европе)

2. Социально – политические (завершении Реконкисты, образование централизованных государств, способных снарядить дорогостоящие экспедиции)

3. Научно – технические открытия и изобретения (утверждения, что Земля имеет форму шара, новые карты, компас, астролябии ,каравеллы)

4. Религиозные и геостратегические (активное противостояние христианского и мусульманского миров, захват турками Константинополя, испано-португальское морское, торговое, колониальное совершенство, желание установить связь со странами Запада)

Учитель: Мы с вами работая с документами выяснили предпосылки и причины Великих Географических открытий, но перед нами стоит еще вопрос:

Почему первыми европейскими мореплавателями были португальцы и испанцы?

Учащиеся примерно формируют  ответы:

1.Выгодное географическое расположение Португалии и Испании (показываем страны на карте)

2.Морская торговля и рыболовство были главными занятиями жителей стран

3.Португальские короли поощряли организацию экспедицией в Атлантический океан.

ІІ . Морские походы португальцев.

Учитель: ребята сейчас мы поговорим о самом интересном в периоде раннего Нового времени.

- эпохе Великих географических открытий. Вы прекрасно представляете новых земель, целых  континентов невозможно было совершить без помощи кораблей. Именно  таким кораблем в конце ХV в. Была каравелла. Посмотрите на нее.

(слайд 1 )

(звучит запись звуков моря, легкая музыка – предварительно подготовленные  ученики читают отрывки  из стихотворений Н.Гумилева, Б.Пастернака, И.Бунина

«Тот корабль… Величавей, смелее

Не видали над бездной морской.

Колыхались высокие реи,

Трепетала вода за кормой.

И летучие странные рыбы

Покидали подводный предел

И бросали – на воздух изгибы

Изумрудно – блестящих тел».

Учитель: Ребята, а какие чувства вы испытываете, когда видите большое водное пространство? Как бы вы отнеслись  к тому, чтобы оказаться среди моря, оторванным от далекой суши? Как вы думаете, что для человека море?

(метод «Микрофон»)

- Море для человека – это испытания, страх и мудрость  перед  стихией.

-Море для человека – источник пищи, тепла, него, но возможно и грозный судья.

- Море – это природная стихия, она разнообразна в своих проявлениях:

-бывает такая:

(учащиеся читают четверостишье И.Бунина)

«Все море – как жемчужина зерцало,

Сирень с отливом млечно золотым.

В дожде закатном радуга сияла.

Теперь душист над  саклей тонкий дым».

- бывает вот такая:

(ученик читает четверостишие Б.Пастернака «Волны»)

«Передо мною волны моря.

Их много. Им мыслим счет

Их тьма. Они шумят в миноре

Прибой, как вафли их печет».

Или вот такая:

(Ученик читает стихотворение Н.Гумилева «На море»)

«Закат. Как змеи волны гнутся

Уже без главных  гребешков,

Но не бегут они коснуться

Непобедимых берегов.

И только издали  добредший

Бурды, поверивший в мглу

Внесся, буйный, сумасшедший

На глянцевитую скалу.

И лопнет с гиканьем и ревом,

Подбросив к небу пенный клок…»

На  этом  этапе  урока формируются  коммуникативные компетенции.

Учитель: Я приглашаю вас, ребята, принять участие  в путешествии на этой каравелле.Но посмотрите, на нашем корабле  нет парусов и команды, и даже нет названия. А без этого в плавание мы отправиться не можем, ведь каравелла – парусное судно. Мы должны поднять  паруса, и обязательно это сделаем, только после того, как мы узнаем куда и зачем поплывем. А  поможет нам в этом прежде всего карта.

(обращаю внимание на доску, где висит карта «Великие Географические Открытия конца ХV -  начала XVI ст.»)

Посмотрите на эту карту. На первый взгляд она похожа на многие из тех, которыми мы пользуемся на уроках. Но на самом деле для жителей Европы ХV века эта карта была самой загадочной, самой волшебной потому, что на ней наши далекие предки впервые увидели  целые континенты, острова, океаны и моря. Эта карта открыла для них целый мир, новый и разноликий. Она перевернула жизнь всей Европы.  А сделали это люди, имена которых навеки остались в истории.

( Энрике Мореплаватель, Бартоломеу Диаш , Христофор Колумб, Америго Виспуччи, Васко да Гама, Фернан Магеллан и другие – демонстрация портретов – слайды)

Задание классу:

Обозначить стрелками путь путешественников на контурных картах с использованием карты – атласа.

Учитель: И так теперь мы знаем, куда плывет наша каравелла, назовем ее … «Виктория», а вместе с ней команда, которая  состоит из четырех исследовательских групп: (информация получена путем  самообразования, работы с учебником).

Метод «Исследования и поиска»

1 группа – исследует морские походы португальцев

II группа – исследует открытия Христофора Колумба

III группа – исследует путешествие Васко да Гама

IV группа – исследует первое кругосветное  плавание Фернана Магеллана

На этом этапе  урока в учащихся формируются информационные компетенции.

Во время путешествия участники экспедиции заполняют таблицу «Великие географические открытия» На капитанский мостик по очереди поднимаются команды, делятся своими исследованиями, а в это время одной из самых дальних кают  находят старый сундук – открыв его II команда находит: стручки перца, гвоздику, лавровый лист, серебряный и золотистый минералы, страница из «дневника» Х.Колумба. Вот что он пишет:

«Пятница, 12 октября. Достигли одного острова. Тут же видели нагих людей.. И все люди, которых я видел, были еще молоды, никто из них не имел более 30 лет. И сложены они были хорошо, и тела и лица были очень красивые. Они должны быть хорошими и толковыми. Слугами – я заметил, что они очень быстро научились повторять то, что им говорилось; и я полагаю, что они легко станут христианами..»

(после заслушанных исследований)

Учитель: Вот и ответ на вопрос – что вело за собой мореплавателей – путешественников в неизведанные дали – (ответ) вывод:

-Европейцы искали в новых землях то, что могло  принести им выгоду. Цель – обогащение.

Учитель:

Но что это? Вы слышите, из глубины веков к нам идет очевидец этих событий!

(инсценировка)

Появляется девочка с  элементами национального   костюма индейцев.

Девочка:

Я – дочь вождя Монтесумы из племени Навах Саама. Я приветствую вас, бледнолицые! Вот уже 12 лет и зим я живу на земле моих предков. Мой остров очень красив. На нем множество деревьев и почти нет гор, а в центре – красивое голубое озеро. Часто со своими подругами я купаюсь в его водах. А потом  плетем из растений и кожи, шерстяных нитей амулеты. Один из них я хочу подарить вам. Пусть он спасет вас от злых духов, дурных мыслей и поступков.

Учитель:

По преданию ее народа этот амулет приносит счастье. Точно такие амулеты плели ее предки, передавая свое искусство из поколения в поколение. На первый взгляд – это узкая  полоска ткани, украшенная бусами, кожей. На самом деле – это символ той первоначальной Америки, которую открыли и почти уничтожили европейцы.

Мы сейчас смотрим на этот амулет, но видим доверчивые лица индейцев, которые меняли сокровища своей земли на стекляшки в руках европейцев. Горящие леса – результаты борьбы индейцев за право  на своей земле. Сбитые в кровь  ноги ребенка, который спасается от рабства белых. Именно  такая девочка плела амулет, который у меня сейчас в руках, надеясь на счастье и на спасение, на свободу и мирную жизнь.

Давайте  поместим наш амулет на нашу каравеллу, чтобы помнить, что Великие географические открытия – это не только история европейцев, но и событие, которое повернуло жизнь всех людей на планете.

На  этом  этапе  работы формируются жизненные и творческие компетенции учащихся.

IV.Рефлексия( 5 мин.)

(повторение, закрепление изученного материала)

Метод «Микрофон»

Как  вы думается почему Великие Географические  открытия  стали возможными  только с середины ХV в.?

V. Итог урока( 3 мин.)

- предлагаю подвести итог урока одному из «руководителей или членов исследовательских экспедиций», дополняю при необходимости его ответ оцениваю результаты работы учеников на уроке.

VI. Домашнее задание (2 мин.)

  1.  Проработать текст учебника § 1 Подоляк Н.Г. Всемирная история 8 класс –К.: Генеза,2008
  2.  Выполнить задание 2 стр.19 – устно, задание 2 стр.19 – письменно
  3.  Подготовить сообщения о народах населявших Америку
  4.  По желанию – составить кроссворд к теме.


Слайд  1.

Каравеллы Колумба

Слайд  2.

Христофор Колумб вступает на новую землю

           Слайд 3

Колумб Христофор

Васко да Гама

Слайд 4

Америго Веспуччи

Фернан Магеллан

Приложение 1.

Вопросы для сравнения

Португалия

Испания

Направления экспедиции

Южное

Западное

Открытия  ХV -   XVIст

Остров Мадейра (1420), острова: Канарские (1421), Азорские (1431), Кабо Верда(1446). Достигли берегов Анголы (1482), Мыса Доброй Надежды (1487) – Бартоломео Джоли.

Открытие морского пути в Индию Васко да Гама 1498, достигли Японии (1542)

Открытие Америки Колумбом (12.10142, острова :Куба, Гании, Багамские (142-1493 – 1 экспедиция Колумба)

Остров Антигуя и Доминика(1493 -1496) – третья экспедиция побережье Суриналик (1499)

Открытие Тихого океана Васко Нуньесом де Бальбос(1513)

Побережье Мексики (1517)

Первое кругосветное путешествие Ф.Магеллана (1519-1521) побережье Аргентины Марианские острова, остров Туам, Филиппины

Результаты

Торговля Европы со странами Индостана осуществлялась  теперь через Атлантический океан вокруг мыса Доброй Надежды

Установлен  контроль над морскими путями, которые объединяют Черное море и Южную Азию.

Португалия стала великой морской державой. Была образована Португальская колониальная империя

Завоевание Америки и западного пути Тордесильянский договор).

Создание испанских колониальных владений в Центральной и Южной Америке – Вест Индии.

Значение

Открытие морского пути в Индию.

Сделаны важные открытия в области географии. Знакомство европейцев с населением Африки

Открытие нового материка Америки. Магеллан  закончил исследования начатые Колумбом и достиг по западному пути азиатского материка, который открыл новый путь из Европы в Азию. Его путешествие доказало, что Земля  имеет форму шара(круглая)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50525. Склад сыпучих материалов. Расчет деревянных конструкций поперечника 276.98 KB
  В данном курсовом проекте подобрано наиболее рациональное кон-структивное решение проектируемого здания, сконструированы и рассчитаны основные несущие и ограждающие конструкции, узловые соединения, выбраны мероприятия по защите элементов здания от гниения и возгорания. Все принятые конструктивные решения и расчетные алгоритмы соответствуют требованиям действующих нормативных документов
50526. Исследование системы управления виртуальной памятью Windows с использованием системного монитора 777 KB
  Целью работы является исследование системы управления виртуальной памятью в ОС Windows, а также оценка эффективности работы в режиме страничного обмена программ с известным распределением обращений к памяти (сортировок). Для этого используются стандартные средства администрирования...
50527. Моделирование работы программ в виртуальной памяти и исследование эффективности их выполнения 37 KB
  Задание Собирать статистику работы по каждому исследуемому алгоритму для заданного ряда процентного объема физической памяти например 2510153550759095100 и всех алгоритмов вытеснения LRU FIFO OPT FRU. Выводы Сортировка выбором: трудоёмкость N2 2 алгоритм неадаптивный показатели эффективности алгоритмов LRU и FIFO практически одинаковы аномальный алгоритм замещения FRU превосходит по эффективности LRU и FIFO реально применимые алгоритмы LRU и FIFO уступают теоретическому максимуму в 23 раза что говорит об их...
50529. Исследование входной цепи с внешнеемкостной связью антенны с контуром 135.5 KB
  Для С1 обе характеристики – наименьшие из трёх представленных. Для С2 – наибольший коэффициент передачи, а для С3 – наибольшее резонансное напряжение. Для С1 есть два небольших максимума и промежуточный минимум, для С2 – одиночный максимум, для С3 – два максимума и два минимума.
50530. Изучение детекторных характеристик детекторов 251 KB
  Диодный детектор. Детекторные характеристики диодного детектора при различной омической нагрузке. Транзисторный детектор.
50531. Генерация второй гармоники в твердотельном минилазере 1.36 MB
  Генерация второй гармоники в твердотельном минилазере для студентов нелазерных специальностей Москва 2007 г. Целью лабораторной работы является изучение принципа действия твердотельных лазеров и экспериментальное исследование основных параметров такого лазера при генерации второй гармоники. Данная лабораторная работа включает 3 этапа: 1 предварительное изучение методических указаний Особенности устройства и работы твердотельных лазеров 2 изучение принципа действия генераторов второй гармоники и...
50532. Гомогенизатор А1-ОГМ 260.5 KB
  Цель работы: Оценить технический уровень состояние гомогенизатора А1ОГМ и дать предложения по развитию его конструкции для повышения эффективности процесса гомогенизации. Изучить устройство и принцип работы гомогенизатора А1ОГМ. Определить теоретическую и экспериментальную производительности а также мощности привода гомогенизатора А1ОГМ при различном давлении гомогенизации и обработать результаты испытаний. Дать предложения по техническому обслуживанию гомогенизатора А1ОГМ.